Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ISSN 2311-9411 (Online) ISSN 2079-6714 (Print)

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

Вопрос. Федеральным государственным бюджетным учреждением было построено недвижимое имущество (гидротехническое сооружение). Гидротехническое сооружение (далее - ГТС) выполняет берегозащитные функции. На ГТС будет зарегистрировано право оперативного управления.

В учреждении есть разрешение на ввод в эксплуатацию. Свидетельства о государственной регистрации права нет, так как учреждение не может подать на государственную регистрацию в связи с длительной процедурой оформления

кадастрового паспорта на данное сооружение. В настоящее время ГТС фактически эксплуатируется.

Произведенные капитальные вложения в объеме фактических затрат учреждения учтены на балансовом счете 106 00.

Согласно п. 38, 56 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, учреждение не может поставить на баланс недвижимое имущество до момента регистрации права. Отражение на забалансовых счетах учреждения подобного имущества не предусмотрено действующей методикой бухгалтерского учета бюджетного учреждения.

Каково налогообложение основных средств недвижимого имущества, требующих государственной регистрации?

С какого момента подлежит налогообложению данное имущество?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.

В сложившейся ситуации гидротехническое сооружение будет учитываться при определении облагаемой налогом на имущество базы после постановки его на учет в качестве объекта основного средства, то есть после государственной регистрации права оперативного управления.

Обоснование. Согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество

Вопрос - ответ

(включая переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Необходимо отметить, что существуют разъяснения специалистов финансового ведомства и решения судов, обязывающие уплачивать налог на имущество на объекты, которые не учтены в составе основных средств, но фактически эксплуатируются организацией (см. письма Минфина России от 08.06.2012 № 03-05-05-01/31, от 20.01.2010 № 03-05-05-01/01, от 09.06.2009 № 03-05-05-01/31, от 06.09.2006 № 03-06-01-02/35, решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.10.2007 № 8464/07, постановления ФАС Центрального округа от 11.04.2012 № Ф10-929/12, ФАС Западно-Сибирского округа от 15.11.2010 по делу № А03-12025/2009, Восьмого ААС от 02.05.2012 № 08АП-2209/12, Четвертого ААС от 03.04.2012 № 04АП-771/12).

Разъяснения касаются организаций, для которых правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах установлены ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее -ПБУ 6/01). Прежде всего отметим, что согласно нормам ПБУ 6/01 для принятия объекта к учету он должен обладать всеми признаками основного средства, установленными п. 4 ПБУ 6/01. В случае если актив соответствует указанным нормам, он принимается к учету независимо от факта государственной регистрации прав собственности.

На основании этого представители Минфина России считают, что если объект не учтен в составе основных средств, но при этом эксплуатируется и приносит организации экономические выгоды, такой объект обладает всеми признаками основного средства, установленными п. 4 ПБУ 6/01, и подлежит обложению налогом на имущество.

Учет основных средств бюджетного учреждения регламентируется Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).

По общему правилу на балансовых счетах бюджетного учреждения может учитываться только то имущество, которое принадлежит ему на праве оперативного управления (п. 38, 56 Инструкции № 157н).

Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Нормами Гражданского кодекса Российской Федерации в отношении недвижимого имущества установлен иной момент возникновения права оперативного управления - с момента государственной регистрации права (п. 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Поэтому применяемая в настоящее время бюджетными учреждениями методология бухгалтерского учета предусматривает

возможность учета недвижимого имущества в составе основных средств только при наличии документов, подтверждающих государственную регистрацию соответствующего права: согласно п. 36 Инструкции № 157н принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством РФ государственной регистрации, осуществляются на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.

В рассматриваемом случае право оперативного управления на построенный объект недвижимого имущества учреждением не зарегистрировано, следовательно, оно не считается возникшим.

Соответственно, у бюджетного учреждения нет оснований для учета построенного объекта недвижимости в составе основных средств до момента его государственной регистрации.

Следовательно, такой объект не подлежит обложению налогом на имущество до его государственной регистрации.

Представители финансового и налогового ведомств разъясняют, что объект федерального имущества до государственной регистрации права

оперативного управления является объектом, составляющим казну РФ, и, соответственно, не является объектом бюджетного учета в составе основных средств.

В случае отсутствия права оперативного управления на объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании учреждения, налог на имущество организаций не уплачивается (см. письма Минфина России от 06.08.2015 № 0305-04-01/45434, от 13.11.2014 № 03-05-0501/57463, от 11.02.2013 № 03-05-04-01/3250, ФНС России от 07.08.2015 № БС-4-11/13907@).

При этом существует мнение финансового ведомства, изложенное в письме Минфина России от 18.04.2014 № 02-06-10/18182, из которого следует, что объекты недвижимости, в отношении которых у правообладателя существует законом обусловленное право оперативного управления, в том числе и при отсутствии государственной регистрации такого права, учитываются в учете бюджетного учреждения в качестве основного средства.

Представляется, что наличие разрешения на ввод в эксплуатацию не является документом, подтверждающим законом обусловленное право.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию лишь подтверждает, что объект соответствует проекту и отвечает строительным нормам. Наличие или отсутствие такого разрешения само по себе не влияет на налоговые последствия (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.05.2013 № Ф04-1869/13).

На основании изложенного считаем, что в рассматриваемом случае у бюджетного учреждения не возникает обязанность по уплате налога на имущество организаций в отношении объекта, который учреждение использует в своей деятельности, но при этом право оперативного управления на него не зарегистрировано.

Ответ подготовила: Башкирова Ираида, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер

Контроль качества ответа: Родюшкин Сергей, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер

Вопрос. На какой вид расходов и статью (подстатью) КОСГУ отнести расходы федерального бюджетного учреждения на выплату денежных средств донорам, сдавшим кровь и (или) ее компоненты за плату (в соответствии с приказом Минздрава России от 17.12.2012 № 1069н «Об утверждении случаев, в которых возможна сдача крови и (или) ее компонентов за плату, а также размеров такой платы) ?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.

Расходы на выплату денежных средств донорам, сдавшим кровь и (или) ее компоненты за плату, могут быть отнесены к подгруппе 360 «Иные выплаты населению» вида расходов и отражены в учете по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Обоснование. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 20.07.2012 № 125-ФЗ «О донорстве крови и ее компонентов» (далее -Закон № 125-ФЗ) доноры могут сдавать кровь и (или) ее компоненты как безвозмездно, так и за плату.

Определение случаев, в которых возможна сдача крови и (или) ее компонентов за плату, а также установление размеров такой платы относится к п о лн о м о ч и я м ф е д е р а л ь н о го о р г а н а исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (п. 5 ч. 2 ст. 9 Закона № 125-ФЗ). В данное время такими полномочиями наделен Минздрав России (согласно п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 608).

Случаи, в которых возможна сдача крови и (или) ее компонентов за плату, а также размер такой платы определены приказом Минздрава России от 17.12.2012 № 1069н (далее - Приказ № 1069н).

Согласно п. 5 ст. 12 Закона № 125-ФЗ на доноров, сдающих кровь за плату, распространяются права и обязанности доноров, установленные Законом № 125-ФЗ, за исключением прав, предоставление которых предусмотрено только для доноров, сдающих кровь и (или) ее компоненты безвозмездно.

Бесплатное питание либо его денежная компенсация для доноров, сдающих кровь и (или) ее компоненты безвозмездно, является формой

социальной поддержки, предусмотренной ст. 22 Закона № 125-ФЗ. Данная мера социальной поддержки не предусмотрена для доноров, сдающих кровь и (или) ее компоненты за плату. Кроме того, случаи сдачи крови и (или) ее компонентов за плату не включаются в расчет случаев, которые в дальнейшем могут дать право на награждение нагрудным знаком «Почетный донор России» (согласно ст. 23 Закона № 125-ФЗ).

Таким образом, оплата донорской крови и (или) ее компонентов, сдаваемой за плату в случаях, определенных Приказом № 1069н, не является мерой социальной поддержки доноров. Соответственно, расходы государственного учреждения на выплату денежных средств донорам, сдавшим кровь и (или) ее компоненты за плату, не могут быть отнесены к подгруппе 320 «Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат» вида расходов и к подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению» КОСГУ.

Согласно положениям подп. 5.1.2 раздела III Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее - Указания № 65н), расходы государственных учреждений на осуществление иных выплат населению, не отнесенных к другим элементам видов расходов группы 300 «Социальное обеспечение и иные выплаты населению», относятся к подгруппе 360 «Иные выплаты населению» вида расходов.

Таким образом, расходы на выплату денежных средств донорам, сдавшим кровь и (или) ее компоненты за плату, могут быть отнесены к подгруппе 360 «Иные выплаты населению» вида расходов.

Расходы, не связанные с оплатой труда, приобретением работ, услуг для нужд государственных учреждений, обслуживанием долговых обязательств таких учреждений, предоставлением безвозмездных и безвозвратных трансфертов организациям, бюджетам, осуществлением социального обеспечения, подлежат отражению по статье 290 «Прочие расходы» КОСГУ (согласно п. 3 раздела V Указаний № 65н).

Поскольку расходы на выплату денежных средств донорам, сдавшим кровь и (или) ее компоненты за плату, прямо не поименованы в описании ни одной из статей (подстатей) КОСГУ, а также не являются мерой социального обеспечения (как было

отмечено выше), то такие расходы могут быть отнесены на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

К сведению: перечень видов расходов, применяемых бюджетными (автономными) учреждениями, а также соответствующие им статьи (подстатьи) КОСГУ, доведены письмом Минфина России от 14.01.2016 № 02-05-12/544 в виде Сопоставительной таблицы.

Согласно данной таблице подгруппа 360 «Иные выплаты населению» вида расходов может быть использована бюджетными учреждениями в увязке со статьей 290 «Прочие расходы» КОСГУ.

Ответ подготовила: Сульдяйкина Валентина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. Федеральное бюджетное учреждение в 2015 году в рамках исполнения контракта, заключенного по результатам электронного аукциона, произвело предоплату (аванс) за поставку товара за счет субсидии на выполнение государственного задания. Поставщиком на лицевой счет были перечислены денежные средства на обеспечение исполнения контракта.

До истечения срока исполнения контракта поставщик вышел с предложением о расторжении контракта в связи с невозможностью его исполнения. Было составлено соглашение о расторжении контракта по обоюдному согласию сторон с условием, что поставщик возвращает сумму аванса, а учреждение после поступления вышеуказанной суммы возвращает поставщику сумму обеспечения.

По состоянию на 31.12.2015 условия соглашения поставщиком не были исполнены, аванс не был возвращен и у учреждения на 01.01.2016 по КФО «4» образовалась дебиторская задолженность в сумме перечисленного аванса, а по КФО «3» -кредиторская в части суммы обеспечения контракта. В феврале 2016 года поставщик обратился с письменным предложением об

удержании суммы обеспечения в счет не возвращенного им аванса.

После поступления в адрес учреждения предложения от поставщика о расторжении контракта было принято решение о заключении нового контракта с другим поставщиком на поставку данного товара. Новый контракт был исполнен сторонами, при этом оплата осуществлена также за счет средств субсидии на выполнение госзадания. По итогам 2015 года госзадание выполнено в установленном объеме и с должным качеством.

Как отразить произведенный зачет в бухгалтерском учете?

Необходимо ли в данной ситуации применение счета 209.00 «Расчеты по ущербу и иным доходам»?

Если да, то в рамках какого КФО (2 или 4) начисляется ущерб?

Подлежит ли данная сумма обложением налогом на прибыль?

Как данные операции отразить в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к выводу, что суммы удержанного обеспечения, поступившие после завершения финансового года, в случае если источником финансового обеспечения по контракту являлись средства субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, могут быть отражены в бухгалтерском учете в порядке возврата дебиторской задолженности прошлых лет с применением счета 4 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат».

Возврат дебиторской задолженности прошлых лет отражается в таблице 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)» табличной части Плана ФХД по строке 300 «Поступления финансовых активов» с последующей детализацией в строке 320 «Прочие поступления».

Удержанный из суммы обеспечения аванс в текущем финансовом году, по сути, является неизрасходованным остатком субсидии прошлого года и не учитывается при налогообложении прибыли бюджетного учреждения.

Обоснование. В силу ч. 3 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) исполнение контракта может обеспечиваться в том числе внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. В этом случае в силу ч. 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 13.10.2014 № Д28и-2088).

Обеспечение исполнения контракта по своему смыслу является гарантией исполнения поставщиком (исполнителем) обязательств по контракту. Кроме того, указанное обеспечение гарантирует заказчику возврат ранее перечисленного аванса, например в случае расторжения контракта.

Если при расторжении контракта исполнителем (поставщиком) нарушены обязательства по возврату аванса, в обеспечение исполнения которых предоставлены денежные средства или банковская гарантия, названное обеспечение может быть удержано заказчиком по условиям контракта или в отношении указанного обеспечения направляется требование об уплате денежных средств согласно нормам Гражданского кодекса РФ.

В случае, когда заказчиком по контракту является бюджетное учреждение, суммы удержанного обеспечения подлежат перечислению на тот лицевой счет учреждения, с которого осуществлялась оплата обязательств по контракту, и подлежат использованию учреждением для исполнения обязательства с уточнением плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.

Ранее специалисты финансового ведомства указывали, что суммы удержанного обеспечения, поступившие после завершения финансового года, в случае если источником финансового обеспечения по контракту являлись средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, отражались в качестве «доходной» операции в рамках приносящей доход деятельности

(см., в частности, письмо Минфина России и Федерального казначейства от 25.12.2014 № 02-0204/67438, 42-7.4-05/5.1-805).

В то же время порядок формирования бухгалтерской отчетности, установленный положениями Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н (далее - Инструкция № 33н), и применяемый начиная с 2016 года, не позволяет квалифицировать возврат дебиторской задолженности прошлых лет в качестве «доходной» операции. Так, согласно положениям п. 44 Инструкции № 33н поступление средств в виде возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежит отражению в строке 591 раздела «Источники финансирования дефицита средств учреждения» Отчета (форма 0503737).

Специалисты финансового ведомства в письме Минфина России от 27.01.2016 № 02-06-07/3333 указывают на возможность отражения соответствующих показателей на счете 4 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» применяемом при отражении расчетов по суммам предварительных оплат, подлежащих возмещению контрагентами в случае расторжения, в том числе по решению суда, государственных (муниципальных) договоров (контрактов), иных договоров (соглашений), по которым ранее учреждением были произведены оплаты (п. 221 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

Соответственно, расчеты по возврату дебиторской задолженности в сумме ранее перечисленного за счет средств субсидии на государственное задание аванса путем удержания его из предоставленного поставщиком обеспечения вполне обоснованно могут быть отражены в бухгалтерском учете бюджетного учреждения с применением счета 4 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат». При этом суммы, удержанные из обеспечения после завершения финансового года, в случае если источником финансового обеспечения по контракту являлись средства субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, на наш взгляд, могут рассматриваться как неиспользованные остатки субсидии прошлых лет.

Детальный порядок отражения в табличной части Плана ФХД сумм возвратов дебиторской

задолженности прошлых лет положениями Требований к Плану ФХД государственного (муниципального) учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н, прямо не установлен.

Вместе с тем, исходя из порядка отражения операций по возврату дебиторской задолженности прошлых лет, при формировании Отчета (форма 0503737) и Отчета о движении денежных средств учреждения (форма 0503723) полагаем, что планируемые к поступлению (либо уже поступившие) суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат отражению в табл. 2 «Показатели по поступлениям и выплатам учреждения (подразделения)» табличной части Плана ФХД по строке 300 «Поступления финансовых активов» с последующей детализацией в строке 320 «Прочие поступления».

Напомним, что не использованные в текущем финансовом году остатки средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания могут быть использованы в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых создано бюджетное учреждение, при условии, что государственное (муниципальное) задание выполнено в полном объеме (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ).

Согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации эти суммы не учитываются при налогообложении прибыли бюджетных учреждений (см. письмо Минфина России от 02.08.2012 № 02-03-09/3040).

Учитывая положения п. 109, 136, 147 Инструкции, утвержденной приказом Минфина от 16.12.2010 № 174н, полагаем, что в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть использованы следующие корреспонденции счетов:

— Дебет счета 4 209 30 560 Кредит счета

4 206 3Х 660 - предъявлено требование в адрес поставщика о возврате аванса при расторжении контракта;

— Дебет счета 3 304 01 830 Кредит счета

3 304 0 730 - из суммы обеспечения исполнения контракта удержана сумма ранее перечисленного поставщику аванса;

— Дебет счета 4 304 06 830 Кредит счета

4 209 30 660 - уменьшена дебиторская задолженность путем удержания средств из обеспечения исполнения контракта;

— Дебет счета 3 304 06 830 Кредит счета

3 201 11 610 - увеличение забалансового счета 18 (610 КОСГУ) - отражено уменьшение остатка средств во временном распоряжении на лицевом счете учреждения на сумму аванса, удержанного из денежного обеспечения контракта;

— Дебет счета 4 201 11 510 Кредит счета

4 304 06 730 - увеличение забалансового счета 17 (510 КОСГУ) - отражено увеличение остатка средств на лицевом счете учреждения на сумму аванса, удержанного за счет денежного обеспечения контракта.

Ответ подготовила: Сапетина Ирина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Шершнева Анна, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Вопрос. Согласно п. 25 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации к льготируемому имуществу относится движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц.

В соответствии с постановлением органа исполнительной власти муниципального образования два бюджетных учреждения (учреждения А и В) реорганизованы путем присоединения к третьему (учреждение С).

Будет ли движимое имущество, не входящее в первую и вторую амортизационные группы, принятое учреждениями А и В с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств и заявляемое ранее как льготируемое, являться таковым для учреждения С?

Сохраняется ли право для учреждения С декларировать льготируемое имущество, заявляемое ранее, если постановлением органа исполнительной власти муниципального образования учреждение было переименовано с сохранением ИНН?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В сложившейся ситуации учреждение-правопреемник не вправе применять льготу, предусмотренную п. 25 ст. 381 НК РФ, в отношении движимого имущества, принятого к учету в результате реорганизации в форме присоединения других учреждений.

В отношении собственного движимого имущества, поставленного на учет после 1 января 2013 года, учреждение вправе продолжать применять указанную льготу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обоснование. Согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. 378, 378.1 и 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно подп. 8 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 1 января 2015 года) не признавалось объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года в качестве объектов основных средств.

С 1 января 2015 года п. 25 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что освобождаются от налогообложения организации в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве объектов основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

— реорганизации или ликвидации юридических лиц;

— передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 Налогового кодекса Российской Федерации взаимозависимыми.

Присоединение является одной из форм реорганизации юридических лиц (п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Следовательно, движимое имущество, принятое на учет после 1 января 2013 года в качестве объектов основных средств в результате реорганизации в форме присоединения, признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций (см. письма Минфина России от 30.03.2015 № 03-05-05-01/17289, от 24.06.2015 № 03-05-05-01/36524, от 13.05.2015 № 03-05-0501/27322, от 10.04.2015 № 03-05-05-01/20552, от 25.02.2015 № 03-05-05-01/9217, от 16.01.2015 № 03-05-05-01/503, письма ФНС России от 01.06.2015 № БС-4-11/9319@, от 01.04.2015 № БС-4-11/5348@, от 20.01.2015 № БС-4-11/503).

Каких-либо исключений из данного ограничения для бюджетных учреждений Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено, в том числе и в случаях, если реорганизуемые учреждения ранее пользовались указанной льготой.

Таким образом, в данной ситуации учреждение-правопреемник, принявшее на учет движимое имущество в результате присоединения к нему двух других учреждений, не вправе пользоваться освобождением данных объектов от налогообложения на основании п. 25 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации, даже если присоединенные учреждения ранее пользовались указанной льготой.

В отношении собственного имущества учреждения, принятого на учет после 1 января 2013 года, сообщаем следующее.

Как было отмечено, с 1 января 2015 года налогоплательщики не вправе применять льготы в отношении движимого имущества, принятого на учет после 1 января 2013 года в результате реорганизации.

В данном случае к учреждению (С) присоединяются два других учреждения (А и В). В результате реорганизации в форме присоединения прекращается деятельность присоединенных учреждений (А и В), то есть они считаются реорганизованными (п. 4 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации).

К учреждению-правопреемнику (С) переходят права и обязанности присоединенных учреждений (А и В) (п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Имущество, принятое на учет учреждением-правопреемником (С) до присоединения к нему других учреждений (А и В), является его

собственным имуществом. В отношении такого На основании изложенного считаем, что в

имущества, на наш взгляд, не применимо отношении такого имущества учреждение-

утверждение «получено в результате правопреемник (С) вправе продолжать применять

реорганизации». льготу, предусмотренную п. 25 ст. 381 Налогового

кодекса Российской Федерации.

Также в рассматриваемой ситуации учреждение-

правопреемник (С) меняет наименование без Официальных разъяснений, подтверждающих

смены организационно-правовой формы. наше мнение, обнаружить не удалось.

При этом смена наименования лица без изменения его организационно-правовой формы к реорганизации действующим законодательством не отнесена (см., например, постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.03.2012 № 14953/11, АС Северо-Западного округа от 22.09.2014 № Ф07-6169/14, ФАС Западно-Сибирского округа от 19.09.2013 № Ф04-3592/13).

Таким образом, в результате смены наименования не происходит реорганизация учреждения-правопреемника (С).

Следовательно, в данной ситуации собственное имущество учреждения-правопреемника не считается полученным в результате реорганизации.

При этом полагаем, что косвенным подтверждением нашего мнения является письмо Минфина России от 09.02.2015 № 03-05-0501/5111, из которого следует, что смена наименования юридического лица не признается реорганизацией.

Ответ подготовила: Башкирова Ираида, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер

Контроль качества ответа: Королева Елена, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.