Научная статья на тему 'Анализ изменений в системе бухгалтерского учета бюджетных учреждений в 2015 году'

Анализ изменений в системе бухгалтерского учета бюджетных учреждений в 2015 году Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / САНКЦИОНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ / РЕЗЕРВЫ ПРЕДСТОЯЩИХ РАСХОДОВ / РАСЧЕТЫ ПО УЩЕРБУ ИМУЩЕСТВУ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беспалов М. В.

В статье рассмотрены изменения в бухгалтерском учете бюджетных учреждений в 2015 г., в том числе: особенности учета земельных участков, находящихся на праве оперативного пользования, учет оплаты по банковской карте через платежный терминал, установленный в кассе организации эквайринг, учет формирования и расходования резервов предстоящих расходов, порядок проведения взаимозачетов, учет по новым правила реализации нефинансовых активов и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ изменений в системе бухгалтерского учета бюджетных учреждений в 2015 году»

Бухгалтер и закон

АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ В СИСТЕМЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В 2015 ГОДУ

М. В. БЕСПАЛОВ, кандидат экономических наук, доцент, заместитель главного бухгалтера Тамбовского государственного университета

им. Г. Р. Державина

В статье рассмотрены изменения в бухгалтерском учете бюджетных учреждений в 2015 г, в том числе: особенности учета земельных участков, находящихся на праве оперативного пользования, учет оплаты по банковской карте через платежный терминал, установленный в кассе организации — эквайринг, учет формирования и расходования резервов предстоящих расходов, порядок проведения взаимозачетов, учет по новым правила реализации нефинансовых активов и т. д.

Ключевые слова: бюджетные учреждения, бухгалтерский учет, санкционирование расходов, резервы предстоящих расходов, расчеты по ущербу имуществу

С 01.01.2011 бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет по правилам, установленным следующими приказами Минфина России:

— от 01.12.2010 N° 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»;

— от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению».

До 2015 г. существенных поправок в правила ведения бюджетного учета регулятором не при-

нималось, хотя по ряду направлений, например в рамках развития электронных платежей, необходимость внедрения корректив в правила ведения бухучета давно назрела. Поэтому ряд изменений в правилах бюджетного учета, вступивших в силу 2015 г., можно считать вполне ожидаемыми.

Основными документами, вносящими изменения в правила бюджетного учета, в 2015 г. являются:

— приказ Минфина России от 29.08.2014 № 89н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»

— проект приказа Минфина России от 18.09.2014 «О внесении изменений в Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденную приказом Министерства финансов РФ от 16 декабря 2010 г. № 174н».

Рассмотрим более подробно принятые изменения. Так, в новой редакции Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом

Минфина России от 16.12.2010 № 174н, отражен порядок перевода объекта нефинансовых активов в состав особо ценного движимого имущества (ОТ ЩИ) из другой категории, и наоборот. Например, при переводе основного средства, относящегося к «иному движимому имуществу» в составе ОЦДИ, нужно отразить следующие проводки:

Д-т сч. 40110172 К-т сч. 10130000 — отражен перевод иного движимого имущества в другую категорию;

Д-т сч. 10430000 К-т сч. 40110172 — отражен перевод амортизации, начисленной на объект основных средств за время его нахождения в составе иного движимого имущества;

Д-т сч. 10120000 К-т сч. 40110172 — включен в состав ОЦДИ объект, который ранее учитывался как иное движимое имущество;

Д-т сч. 40110172 К-т сч. 10420000 — отражена начисленная амортизация по основному средству, переведенному в состав ОЦДИ.

Сведения о произведенных изменениях нужно отразить в Инвентарной карточке соответствующего основного средства (абз. 17 п. 3.4, подп. «б» п. 3.14 проекта приказа Минфина России от 18.09.2014).

По новым правилам, земельные участки, закрепленные за бюджетными учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования, подлежат учету на счете 10300 «Непроизведенные активы» на основании свидетельства, подтверждающего право пользования, по их кадастровой стоимости (подп. «в» пп. 3.15, 3.26, подп. «б» п. 3.27 приложения к приказу Минфина России от 29.08.2014 № 89н). До 2015 г. земельные участки, закрепленные за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, учитывались на забалансовом сч. 01 «Имущество, полученное в пользование».

Земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, отражаются в учете следующей записью: Д-т сч. 410311330 К-т сч. 440110180 — отражено получение земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе расположенных под объектами недвижимости (п. 3.9 проекта приказа Минфина России от 18.09.2014).

Важно подчеркнуть, что недвижимое имущество вне зависимости от источника его приобретения, к которому относятся и земельные участки, необходимо поставить на расчеты с учредителем, т. е. учесть на сч. 21006: Д-т сч. 440110172 К-т сч. 421006660 — отражено увеличение расчетов с учредителем на стоимость земельного участка,

находящегося на праве постоянного (бессрочного) пользования, по его кадастровой стоимости.

В учете материальных запасов добавлена новая корреспонденция: Д-т сч.40120272(10900272) К-т сч. 10500000 — переданы материальные запасы сотрудникам учреждения в личное пользование для выполнения ими служебных обязанностей. Одновременно ценности, переданные сотрудникам, необходимо отразить на новом забалансовом сч. 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» (подп. «в» п. 3.19 проекта приказа Минфина России от 18.09.2014).

С 01.01.2015 расширен перечень операций, при совершении которых необходимо применять сч. 20123 «Денежные средства учреждения в кредитной организации в пути». Данный счет используется при поступлении оплаты дебиторской задолженности по банковской карте через платежный терминал, установленный в кассе организации (эквайринг): Д-т сч. 220123510 К-т сч. 220531660 — принята оплата за товары (работы, услуги) через платежный терминал — эквайринг.

Также сч. 20123 используется при работе с инкассаторами: Д-т сч. 20123510 «Поступления денежных средств учреждения в кредитной организации в пути» К-т сч. 20134610 «Выбытия средств из кассы учреждения» — переданы деньги из кассы учреждения инкассаторам.

Аналогичная проводка оформляется при выбытии денежных средств из кассы учреждения при одновременном их внесении на банковскую карту через банкомат (пункт выдачи наличных денежных средств, электронный терминал или другое техническое средство, предназначенное для совершения операций с использованием карт).

Кроме того, сч. 20123 применяется при совершении операций по приему возвратов дебиторской задолженности с использованием расчетных (дебетовых) карт плательщиков через платежный терминал (эквайринг), установленный в кассе учреждения, при этом оформляется проводка: Д-т сч. 20123510 «Поступления денежных средств учреждения в кредитной организации в пути» К-т соответствующих аналитических счетов 20600000 «Расчеты по выданным авансам», 20800000 «Расчеты с подотчетными лицами», 20900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 3.44 проекта приказа Минфина России от 18.09.2014).

В свою очередь поступление (зачисление) на лицевой счет учреждения сумм, инкассированных

наличных денег, а также сумм, внесенных с использованием расчетных (дебетовых) карт учреждения через банкомат, сумм полученных оплат, возвратов дебиторской задолженности с применением расчетных (дебетовых) карт плательщиков через платежный терминал (эквайринг), установленный в кассе учреждения, отражается следующей проводкой: Д-т сч. 20111510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства» К-т сч. 20123610 «Выбытия денежных средств учреждения в кредитной организации в пути».

В случае, если средства на лицевой счет учреждения зачислили в операционный день, отличный от дня перечисления из кассы, то формируется проводка: Д-т сч. 21003560 «Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам» К-т сч. 20123610 «Выбытия денежных средств учреждения в кредитной организации в пути» (п. 3.45 проекта приказа Минфина России от 18.09.2014).

В новой редакции Инструкции № 174н расширена корреспонденция к сч. 204 «Финансовые вложения», так, при вкладе в уставный капитал хозяйственных обществ права использования результатов интеллектуальной деятельности (программ ЭВМ, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и т. д.), исключительные права на которые сохраняются за учреждением, формируется проводка: Д-т сч. 220400000 К-т сч. 240110180 — приняты к учету акции и иные формы участия в капитале.

Кроме того, добавлены проводки для отражения курсовых разниц от переоценки финансовых вложений, стоимость которых выражена в иностранной валюте:

Д-т сч. 220400000 «Финансовые вложения» К-т сч. 240110171 «Доходы от переоценки активов» — отражена положительная курсовая разница;

Д-т сч. 240110171 К-т сч. 220400000 —

отражена отрицательная курсовая разница (пп. 3.52—3.53 проекта приказа Минфина России от 18.09.2014).

В новой редакции бюджетного плана счетов значительной корректировке подвергся сч. 205 «Расчеты по доходам», добавлен новый аналитический сч. 20582 «Расчеты по невыясненным поступлениям». При этом перечень прежней аналитики сократили, в том числе исключены следующие аналитические счета:

— 20541 «Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия»;

— 20571 «Расчеты по доходам от операций с основными средствами»;

— 20572 «Расчеты по доходам от операций с нематериальными активами»;

— 20573 «Расчеты по доходам от операций с непроизведенными активами»;

— 20574 «Расчеты по доходам от операций с материальными запасами»;

— 20575 «Расчеты по доходам от операций с финансовыми активами» (пп. 2.3, 2.4, 2.5 проекта приказа Минфина России от 18.09.2014).

В свою очередь расширена аналитика к сч. 209 «Расчеты по ущербу имуществу», добавлены следующие аналитические счета:

— 20930 «Расчеты по компенсации затрат»;

— 20940 «Расчеты по суммам принудительного изъятия»;

— 20983 «Расчеты по иным доходам» (пп. 2.7, 2.9 проекта приказа Минфина России от 18.09.2014).

Так как сч. 20541 был исключен из Инструкции № 174н, то применять прежнюю корреспонденцию счетов при начислении доходов от предъявленных к уплате штрафов, пеней и иных санкций, предусмотренных условиями договоров, с нового года нельзя. Для отражения таких расчетов следует использовать новый сч. 20940: Д-т сч. 220940560 К-т сч. 240110140 — начислены доходы от предъявленных контрагенту санкций (штрафов, пеней) (абз. 8 подп. «и» п. 3.96 проекта приказа Минфина России от 18.09.2014).

Также в новой редакции Инструкции № 174н прописан порядок взаимозачета санкций в счет обязательств перед исполнителем договора: Д-т сч. 230200830 К-т сч. 220940660 — отражено уменьшение обязательств перед поставщиком (исполнителем, подрядчиком) на сумму предъявленных ему штрафных санкций.

Если договор был заключен за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания (КФО 4), то при зачете требований нужно сделать следующие проводки:

Д-т сч. 230406830 «Уменьшение расчетов с прочими кредиторами» К-т сч. 220940660 «Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»;

Д-т сч. 430200830 «Расчеты по принятым обязательствам» К-т сч. 430406730 «Увеличение расчетов с прочими кредиторами» — отражено уменьшение обязательств перед исполнителем

зачетом встречных требований (подп. «г» п. 3.66, подп. «в» п. 3.78 проекта приказа Минфина России от 18.09.2014).

Так как аналитические счета 20571, 20572, 20573, 20574 исключены, то для отражения доходов от реализации нефинансовых активов (НФА), по новым правилам, предусмотрена следующая корреспонденция: Д-т сч. 220983560 «Расчеты по иным доходам» К-т сч. 240110172 «Доходы от операций с активами» — начислен доход от реализации НФА (за исключением готовой продукции и товаров) (абз. 7 подп. «а» п. 3.96 проекта приказа Минфина России от 18.09.2014).

Если нефинансовые активы реализованы с рассрочкой платежа, то в учете нужно сделать следующую запись: Д-т сч. 20983560 «Увеличение дебиторской задолженности по иным доходам» К-т сч. 40140172 «Доходы будущих периодов от операций с активами» — начислена задолженность покупателей по договору реализации имущества в рассрочку с переходом вещного права на объект в следующем году (годах), после завершения расчетов (подп. «з» п. 3.55 проекта приказа Минфина России от 18.09.2014)

Для начисления доходов от грантов, субсидий, если по соглашению они предоставляются в очередном (следующем) финансовом году, формируют новую проводку: Д-т сч. 20581560 «Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам» К-т сч. 40140180 «Прочие доходы будущих периодов» — начислен доход по соглашению о предоставлении грантов, субсидий (в том числе на иные цели) в очередном (следующем) финансовом году (подп. «з» п. 3.55 проекта приказа Минфина России от 18.09.2014).

Важным изменением является возможность проведения в учете взаимозачетных операций. С нового года в Инструкции № 174н предусмотрела следующая проводка: Д-т сч. 230200000 «Расчеты по принятым обязательствам» К-т сч. 220500000 «Расчеты по доходам» — отражено уменьшение расчетов с дебиторами по доходам путем прекращения встречного требования, т. е. проведение взаимозачета требований (подп. «е» п. 3.56 проекта приказа Минфина России от 18.09.2014).

Бюджетные учреждения в целях удобства проведения расчетных операций могут оформлять корпоративные дебетовые банковские карты. Данные карты необходимы в первую очередь для снижения наличных оборотов, при выдаче денежных средств материально ответственным лицам. Таким

образом, материально ответственные лица могут осуществлять закупки материальных ценностей и расплачиваться за них не наличными деньгами, а дебетовой банковской картой учреждения. Также с дебетовой банковской карты организации подотчетные лица могут получать в банкоматах денежные средства, что особо актуально для командированных сотрудников. Для этих целей с 2015 г. в учете предусмотрена проводка: Д-т сч. 20800560 «Расчеты с подотчетными лицами» К-т сч. 21003660 «Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам» — получены подотчетным лицом наличные денежные средства с использованием карт, выданных Федеральным казначейством через банкомат, либо отражена оплата подотчетным лицом за приобретенные услуги, работы, товары с использованием карт через электронный терминал или другое техническое средство, предназначенное для совершения операций с использованием карт — эквайринг (подп. «б» п. 3.61 проекта приказа Минфина России от 18.09.2014).

В связи с расширением аналитики к сч. 209 «Расчеты по ущербу имуществу» в Инструкцию № 174н добавили новую корреспонденцию счетов: Д-т сч. 020930560 «Увеличение дебиторской задолженности по компенсации затрат» К-т сч. 040110130 «Доходы от оказания платных услуг».

Данную проводку необходимо применять для отражения суммы ущерба:

— по авансам, перечисленным контрагентами и не возвращенным при расторжении с ними контрактов (договоров), в том числе по решению суда;

— по своевременно не возвращенной (не удержанной из зарплаты) задолженности подотчетных лиц, в том числе при оспаривании удержаний;

— по задолженности бывших работников перед учреждением за неотработанные дни отпуска при их увольнении до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск;

— в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата госпошлины, судебных издержек).

Кроме того, в Инструкции № 174н теперь предусмотрена корреспонденция счетов: Д-т сч. 020941560 «Увеличение дебиторской задолженности по ущербу по суммам принудительного изъятия» К-т сч. 040110140 «Доходы от сумм принудительного изъятия» — отражена сумма ущерба в виде начисленных процентов за пользование де-

ньгамиучреждения вследствие их неправомерного удержания, уклонения от возврата, иной просрочки в их уплате (подп. «д» п. 3.65 проекта приказа Минфина России от 18.09.2014).

Изменения коснулись и порядка отражения расчетов по НДС. С нового года произошла замена сч. 021001000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» на сч. 021010000 «Расчеты по налоговым вычетам НДС». При этом к новому счету теперь открыты два аналитических счета:

— 021011000 «Расчеты по НДС по авансам полученным»;

— 021012000 «Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам» (пп. 2.10, 2.11 проекта приказа Минфина России от 18.09.2014).

Для учета расчетов по НДС по новым правилам установлены следующие проводки:

Д-т сч. 021011560 К-т сч. 030304730 — начислен НДС с аванса, полученного в счет предстоящих поставок;

Д-т сч. 021012560 К-т сч. 030200730 (020800660) — отражена сумма налога, предъявленная по приобретенным товарам (работам, услугам) — входящий НДС;

Д-т сч. 030304830 К-т сч. 021012660 — принят к вычету НДС, предъявленный поставщиками (исполнителями).

Также добавлена новая корреспонденция: Д-т сч. 030304830 К-т сч. 021011660 — уменьшен НДС к уплате на сумму налога, начисленного с аванса, полученного в счет предстоящих поставок товаров, работ, услуг (пп. 3.70, 3.81 проекта приказа Минфина России от 18.09.2014).

В новой редакции Инструкции № 174н подробно прописан порядок отражения на сч. 021006000 «Расчеты с учредителем» закрепления особо цененного имущества (ОЦИ) учреждения за учредителем. Ранее этот порядок был отражен только в письмах Минфина России от 17.01.2013 № 02-06-07/111, от 18.09.2012 № 02-06-07/3798.

При закреплении за бюджетным учреждением права оперативного управления на объекты основных средств, нематериальных активов в сумме балансовой стоимости принятого к учету недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных таким собственником средств, формируется сле-

дующая проводка: Д-т сч. 040110172 «Доходы от операций с активами» К-т сч. 021006660 «Уменьшение расчетов с учредителем».

В свою очередь при выбытии недвижимого и особо ценного движимого имущества, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения (при передаче объектов основных средств, нематериальных активов органу власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения) имущества, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятия из оперативного управления), в сумме балансовой стоимости выбывающего имущества, по методу «красное сторно» отражается бухгалтерская запись: Д-т сч. 040110172 «Доходы от операций с активами» К-т сч. 021006660 «Уменьшение расчетов с учредителем» (п. 3.72 проекта приказа Минфина России от 18.09.2014).

Кроме того, уточнен порядок учета расчетов по удержаниям из выплат по оплате труда. Инструкция № 174н дополнена следующей корреспонденцией счетов: Д-т сч. 030403830 «Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда» К-т сч. 030406730 «Увеличение расчетов с прочими кредиторами» — уменьшение задолженности подотчетного лица по возврату не использованных им денежных средств на сумму удержаний, произведенных из заработной платы, стипендии и иных доходов по иному виду финансового обеспечения (КФО).

Аналогичная проводка формируется при уменьшении задолженности виновного лица по ущербу на сумму удержаний, произведенных из заработной платы, стипендии и иных доходов по иному виду финансового обеспечения (КФО): Д-т сч. 030403830 «Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда» К-т сч. 040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» — списана с балансового учета задолженность по удержаниям, не востребованным в течение срока исковой давности кредиторами.

Одновременно отражается увеличение суммы задолженности на забалансовом сч. 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами». В случае наличия документов, подтверждающих смерть кредитора, а также при отсутствии требований со стороны правопреемников (наследников), по задолженности, списываемой с баланса, отражение на забалансовом счете не производится (подп. «в» п. 3.86 проекта приказа Минфина России от 18.09.2014).

С 2015 г. бюджетные учреждения вправе формировать резервы предстоящих расходов, для этих целей применяется новый сч. 40160.

Операции по начислению сумм резервов отражаются следующими бухгалтерскими записями:

Д-т сч. 010960211 «Затраты на заработную плату в себестоимости готовой продукции, работ, услуг» К-т сч. 040160211 «Резервы предстоящих расходов по оплате отпусков» — начислены суммы резерва на оплату отпусков;

Д-т сч. 010960213 «Затраты на начисления на выплаты по оплате труда в себестоимости готовой продукции, работ, услуг» К-т сч. 040160213 «Резервы предстоящих расходов» — начислены суммы резерва на оплату отпусков в части страховых взносов;

Д-т сч. 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» К-т сч. 040160000 «Резервы предстоящих расходов» — начислены суммы резерва на восстановление последствий эксплуатации основных средств, включаемой в стоимость основных средств (оценочные значения);

Д-т сч. 010900000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг», 040120200 «Расходы экономического субъекта» К-т сч. 040160000 «Резервы предстоящих расходов» — начислены суммы резерва по понесенным расходам, по которым не поступили расчетные документы (на основе оценочных значений);

Д-т сч. 040120200 «Расходы экономического субъекта» К-т сч. 040160000 «Резервы предстоящих расходов» — начислены суммы резерва для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке (по судебным разбирательствам);

Д-т сч. 240110100 «Доходы экономического субъекта» К-т сч. 240160000 «Резервы предстоящих расходов» — начислены суммы резерва по отложенному обязательству по уплате налога на прибыль.

При этом операции по начислению расходов за счет сумм резервов отражаются следующими бухгалтерскими записями:

Д-т сч. 040160211 «Резервы предстоящих расходов» К-т сч. 030211730 «Увеличение кредиторской задолженности по оплате труда» — начислены отпускные (компенсации за неиспользованный отпуск) за счет сформированных резервов;

Д-т сч. 040160000 «Резервы предстоящих расходов» К-т сч. 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам» (030225730, 030226730) — начис-

лены расходы по утилизации основных средств, для восстановления последствий эксплуатации которых начислялся резерв;

Д-т сч. 040160000 «Резервы предстоящих расходов» К-т сч. 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам» — начислены расходы по оплате обязательств при поступлении расчетных документов;

Д-т сч. 040160000 «Резервы предстоящих расходов» К-т сч. 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам», 030300000 «Расчеты по платежам в бюджеты» — начислены расходы по оплате обязательств, в том числе признанных в судебном порядке за счет резерва, созданного по судебным разбирательствам (п. 3.106 проекта приказа Минфина России от 18.09.2014).

В целом новый сч. 40160 «Резервы предстоящих расходов» предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине или времени исполнения, в том числе:

— резервы предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудников учреждения;

— резервы предстоящей оплаты по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— резервы, возникающие из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в размере сумм, предъявленных к учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций по причиненным ущербам (убыткам), в том числе вытекающих из условий гражданско-правовых договоров, а также ожидаемых судебных расходов (издержек);

— резервы по иным обязательствам, неопределенным по величине или времени исполнения, в случаях, предусмотренных учетной политикой учреждения.

Сам порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики. При этом резерв должен быть использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых он был изначально создан. Признание в

учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва. Аналитический учет по сч. 40160 ведется по видам создаваемых резервов (пп. 2.11, 3.67 приложения к приказу Минфина России от 29.08.2014 № 89н).

Еще одним новшеством является уточнение порядка списания себестоимости работ (услуг), выполненных бюджетным учреждением, на его финансовый результат. Так, отнесение себестоимости выполненных бюджетным учреждением работ, оказанных услуг в рамках выполнения государственного задания (КФО 4), на уменьшение финансового результата учреждения отражается записью:

Д-т сч. 440110180 «Прочие доходы» К-т сч. 410960200 «Прямые затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».

В свою очередь отнесение стоимости реализованной готовой продукции на финансовый результат текущего финансового года отражается проводкой: Д-т сч. 040110130 «Доходы от оказания платных услуг» К-т сч. 010527440 «Уменьшение стоимости готовой продукции — особо ценного движимого имущества учреждения», 010537440 «Уменьшение стоимости готовой продукции — иного движимого имущества учреждения» (подп. «г» п. 3.98, подп. «г» п. 3.99 проекта приказа Минфина России от 18.09.2014).

При этом порядок списания общехозяйственных расходов — сч. 10980, остался прежним: Д-т сч. 440120200 «Расходы экономического субъекта» К-т сч. 410980000 «Общехозяйственные расходы», 420800000 «Расчеты с подотчетными лицами», 430200000 «Расчеты по принятым обязательствам», 430300000 «Расчеты по платежам в бюджеты» — начислены расходы бюджетного учреждения, источником финансового обеспечения которых являлась субсидия на выполнение государственного задания, не формирующих себестоимости работ, услуг (готовой продукции), в том числе расходов по содержанию имущества.

Изменения затронули и пятисотые счета — санкционирование расходов. Например, появились два новых счета:

— принимаемые обязательства (сч. 050207000);

— отложенные обязательства (сч. 050209000).

На сч. 050207000 отражаются обязательства

по товарам (работам, услугам), закупка которых проводится конкурентными способами. К таким способам относятся:

— открытые конкурсы;

— конкурсы с ограниченным участием;

— открытые аукционы в электронной форме;

— закрытые аукционы;

— запрос котировок;

— запрос предложений и т. д. (в соответствии с правилами, установленными Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Обязательства на сч. 50207 принимаются в момент размещения извещения о закупке. При этом в учете формируется запись: Д-т сч. 050600000 «Право на принятие обязательств» К-т сч. 050207000 «Принимаемые обязательства» — на сумму обязательств, принимаемых бюджетным учреждением в размере начальной (максимальной) цены контракта при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с использованием конкурентных способов их определения.

При этом сумма уменьшения принимаемых обязательств относительно начальной (максимальной) цены контракта отражается обратной корреспонденцией счетов.

На основании заключенного контракта в учете оформляется проводка: Д-т сч. 050207000 «Принимаемые обязательства» К-т сч. 050201000 «Принятые обязательства» — приняты обязательства по контракту, заключенному по итогам проведения конкурентных способов закупок (подп. «а» п. 3.114, подп. «б» п. 3.119 проекта приказа Минфина России от 18.09.2014).

На сч. 50209 «Отложенные обязательства» отражаются обязательства по расходам, в отношении которых создаются резервы предстоящих расходов. В учете данные операции оформляются следующей бухгалтерской записью: Д-т сч. 050690000 «Право на принятие обязательств на иные очередные годы (за пределами планового периода)» К-т сч. 050299000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» — отражены суммы принимаемых учреждением обязательств в размере сформированных резервов предстоящих расходов.

При этом сумма уменьшения обязательств по сформированному резерву предстоящих расходов, а также принятие обязательства за счет указанного резерва отражается способом «Красное сторно» (абз. 3 подп. «б» п. 3.119 проекта приказа Минфина России от 18.09.2014).

Список литературы

1. БеспаловМ. В. Общие принципы бухгалтерского учета оплаты труда в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 6. С. 10—13.

2. Беспалов М. В. Общие принципы учета нефинансовых активов в бюджетном учреждении // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 17. С. 2—9.

3. Беспалов М. В. Особенности бухгалтерского учета денежных средств в автономных, бюджетных и казенных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2013. № 14. С. 2—9.

4. Беспалов М. В. Учет налога на добавленную стоимость в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 10. С. 24—28.

5. О внесении изменений в Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. № 174н: проект приказа Минфина России от 18.09.2014.

6. О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана

счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»: приказ Минфина России от 29.08.2014 № 89н.

7. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

8. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

9. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 №174н.

10. Письмо Минфина России от 17.01.2013 № 02-06-07/111.

11. Письмо Минфина России от 18.09.2012 № 02-06-07/3798.

Публикация годовой и квартальной отчетности

В кратчайшие сроки опубликуем отчетность Вашей организации в наших журналах. Стоимость одной публикации — 8 000 руб. за две журнальные страницы

формата А4.

Тел.: (495) 989-9610, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.