Научная статья на тему 'Авансовые платежи в деятельности государственных (муниципальных) учреждений'

Авансовые платежи в деятельности государственных (муниципальных) учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5170
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВАНС / ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОПЛАТА / ГК РФ / ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ЗАДОЛЖЕННОСТЬ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫХ ДЕБИТОРОВ / ЗАБАЛАНСОВЫЙ УЧЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Варпаева И. А.

В статье рассматривается правовое регулирование и порядок бухгалтерского учета расчетов по выданным контрагентам учреждений бюджетной сферы авансам, а также порядок их списания и забалансового учета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Авансовые платежи в деятельности государственных (муниципальных) учреждений»

Проблемы учета

АВАНСОВЫЕ ПЛАТЕЖИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ)

УЧРЕЖДЕНИЙ

И. А. ВАРПАЕВА, старший преподаватель кафедры финансов и бухгалтерского учета Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского — Национальный исследовательский университет

Государственные (муниципальные) учреждения производят расчеты с контрагентами за приобретенную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги на основании заключенных договоров. При этом в соответствии с гражданским законодательством допускается полная или частичная предварительная оплата (аванс) товара поставщику до передачи его покупателю (ст. 487 и 711 Гражданского кодекса РФ).

Согласно ст. 487 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) в случаях, когда договором купли-продажи предусмотрена обязанность покупателя оплатить товар полностью или частично до передачи продавцом товара (предварительная оплата), покупатель должен произвести оплату в срок, предусмотренный договором. Если в заключенном между сторонами договоре купли-продажи такой срок не указан, то он определяется в соответствии со ст. 314 ГК РФ и представляет собой разумный срок после возникновения обязательства.

На продавца, получившего сумму предварительной оплаты, возлагается обязанность по исполнению своих обязательств в установленный договором срок. В противном случае, как определено в п. 3 ст. 487 ГК РФ, покупатель имеет право потребовать передачи оплаченного товара или возврата суммы его предварительной оплаты. Если продавец не исполняет указанной обязанности, то в соответс-

твии с п. 4 ст. 487 ГК РФ на сумму предварительной оплаты подлежат уплате проценты (если иное не предусмотрено договором купли-продажи).

Размер процентов на сумму предварительной оплаты может быть закреплен в договоре купли-продажи. В противном случае в соответствии со ст. 395 ГК РФ он определяется существующей в месте жительства кредитора (месте нахождения юридического лица) учетной ставкой банковского процента (процентной ставкой рефинансирования) на день исполнения денежного обязательства или его части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору (если договором купли-продажи не установлен более короткий срок).

Отметим, что согласно п. 2 ст. 395 ГК РФ убытки, причиненные учреждению неправомерным использованием его денежных средств, превышающие указанную выше сумму процентов, могут быть также предъявлены должнику к возмещению.

Для получателей средств из федерального бюджета постановлениями правительства, принятыми в целях реализации федерального закона о федеральном бюджете, предусматриваются определен-

ные ограничения размера авансовой предоплаты. Такие постановления принимаются ежегодно. Так, на настоящий момент при определении размеров авансовых платежей для оплаты договоров на приобретение продукции, выполнение работ, оказание услуг учреждения должны руководствоваться п. 14 постановления Правительства РФ от 30.12.2011 № 1249 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»» п. 14 (далее — Постановление № 1249).

Согласно Постановлению № 1249 получатели средств федерального бюджета при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг в пределах доведенных им в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств (далее — ЛБО) на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг. вправе предусматривать авансовые платежи:

• до 100 % суммы договора (государственного контракта) по:

^ договорам (государственным контрактам) об оказании услуг связи, подписке на печатные издания и их приобретении, обучении на курсах повышения квалификации, участии в конференциях, о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проведении Всероссийской олимпиады школьников, приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение; ^ договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

договорам о проведении лечения граждан

РФ за пределами России, заключаемым Минздравом РФ, по договорам (государственным контрактам) об оказании транспортных услуг по перевозке гуманитарных грузов железнодорожным транспортом в ходе проведения гуманитарных операций, заключаемым Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и (или) получателями средств федерального бюджета, находящимися в ведении указанного министерства, с российскими организациями-исполнителями; ^ договорам (государственным контрактам) в целях реализации соглашений об оказании фи-

нансовой помощи на восстановление объектов и приобретение основных средств в Республике Южная Осетия и Республике Абхазия; ^ договорам (государственным контрактам) о проведении мероприятий по тушению пожаров;

^ договорам (государственным контрактам) о поставке катеров, заключаемым Федеральной службой охраны РФ в целях обеспечения мероприятий, связанных с председательством Российской Федерации в «Группе двадцати» в 2013 г. в г. Санкт-Петербурге; до 60 % суммы договора (государственного контракта) по:

^ договорам (государственным контрактам) об оказании услуг по авиационным перевозкам высших должностных лиц органов государственной власти РФ, иных должностных лиц и представителей официальных делегаций, выполняемым по отдельным решениям Президента РФ, авиационным перевозкам, осуществляемым в целях обеспечения визитов и рабочих поездок указанных лиц; ^ договорам (государственным контрактам), заключенным с организаторами российских экспозиций на международных, национальных и иных выставочно-ярмарочных мероприятиях, если для организации таких экспозиций предусмотрено частичное финансовое обеспечение за счет средств федерального бюджета; до 50 % суммы договора (государственного контракта) — по договорам (государственным контрактам) с производителями автомобильной и дорожно-строительной техники, произведенной на территории РФ, в случаях, предусмотренных п. 17.1 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

до 30 % суммы договора (государственного контракта) по:

^ договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг, связанных с предоставлением безвозмездной технической и гуманитарной помощи иностранным государствам на двусторонней основе;

^ договорам (государственным контрактам) на поставку воздушных судов и авиационных тренажеров для нужд учебных заведений и

центров подготовки персонала гражданской авиации;

• до 30 % суммы договора (государственного контракта) — по остальным договорам (государственным контрактам), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Кроме того, авансирование может предусматриваться по договорам (государственным контрактам) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ, заключенным получателем средств федерального бюджета:

— на сумму, не превышающую 600 млн руб., — до 30 % суммы договора (государственного контракта);

— если сумма указанного договора (государственного контракта) превышает 600 млн руб., то последующее авансирование выполняемых работ (не более 70 %) производится после подтверждения выполнения предусмотренных договором (государственным контрактом) работ в объеме произведенного ранее авансового платежа.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ получателями бюджетных средств признаются органы государственной власти, органы управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления и местной администрации, находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенные учреждения. Таким образом, бюджетные и автономные учреждения не являются получателями бюджетных средств, следовательно, Постановление № 1249 на них не распространяется. Названные учреждения самостоятельно принимают решение о выплате авансовых платежей и о размере аванса на основании условий двухсторонне подписанного договора с контрагентом.

Рассмотренные выше положения постановления Правительства РФ о мерах по реализации закона о федеральном бюджете действуют только для получателей средств федерального бюджета. Относительно получателей средств муниципального бюджета должно быть аналогичное постановление органов местного самоуправления. Кроме того, подобные постановления органов местного самоуправления могут быть приняты и рекомендованы к применению и для подведомственных им учреждений, имеющих статус бюджетных и автономных.

Учет расчетов по выданным авансам в бюджетных учреждениях согласно Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), ведется на счете 206 00 «Расчеты по выданным авансам». На данном счете учитываются расчеты по предоставленным учреждением в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов), соглашений авансовым выплатам (кроме авансов, выданных подотчетным лицам).

При перечислении авансов в иностранной валюте учет дебиторской задолженности по выданным авансам одновременно ведется в соответствующей иностранной валюте и в рублевом эквиваленте на дату авансовых платежей.

Переоценка расчетов по выданным авансам в иностранной валюте осуществляется на дату совершения операций по возврату ранее произведенных выплат в соответствующей иностранной валюте. Возникшие при таком пересчете положительные (отрицательные) курсовые разницы относятся на увеличение (уменьшение) расчетов в иностранной валюте с отнесением курсовых разниц на финансовый результат текущего финансового года от переоценки активов (счет 0 401 10 171 «Доходы от переоценки активов»).

Группировка расчетов по выданным авансам осуществляется в разрезе видов выплат, утвержденных сметой или планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения по аналитическим группам синтетического счета объекта учета и соответствующим аналитическим кодам вида финансовых активов. С учетом изменений, внесенных в Инструкцию № 157н приказом Минфина России от 12.10.2012 № 134н «О внесении изменений в Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 15 7н» (далее — Приказ № 134н), структура счета 206 00 «Расчеты по выданным авансам» представлена в табл. 1.

В казенных и бюджетных учреждениях увеличение дебиторской задолженности контрагентов учреждения по выданным авансам отражается с кодом 560 в разрядах 24 — 26 номера счета, уменьшение — с кодом 660 в разрядах 24 — 26 номера счета. В деятельности автономного учреждения в 24 — 26 разрядах номера счета указывается код вида выбытий (поступлений), соответствующий структуре данных, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Таблица 1

Структура счета 206 00 «Расчеты по выданным авансам»

Разряды счета

Название счета 19 20 21 22 23

КОД ГРУППЫ КОД ВИДА

Расчеты по выданным авансам 2 0 6

Расчеты по авансам по оплате труда и начислениям на выплаты по 1

оплате труда

Расчеты по авансам по прочим выплатам 2

Расчеты по авансам по начислениям на выплаты по оплате труда 3

Расчеты по авансам по работам, услугам 2

Расчеты по авансам по услугам связи 1

Расчеты по авансам по транспортным услугам 2

Расчеты по авансам по коммунальным услугам 3

Расчеты по авансам по арендной плате за пользование имуществом 4

Расчеты по авансам по работам, услугам по содержанию имущества 5

Расчеты по авансам по прочим работам, услугам 6

Расчеты по авансам по поступлению нефинансовых активов 3

Расчеты по авансам по приобретению основных средств 1

Расчеты по авансам по приобретению нематериальных активов 2

Расчеты по авансам по приобретению непроизведенных активов 3

Расчеты по авансам по приобретению материальных запасов 4

Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям 4

Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям государственным 1

и муниципальным организациям

Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям, за 2

исключением государственных и муниципальных организаций

Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям бюджетам 5

Расчеты по авансовым перечислениям другим бюджетам бюджетной 1

системы Российской Федерации

Расчеты по авансовым перечислениям наднациональным организациям 2

и правительствам иностранных государств

Расчеты по авансовым перечислениям международным организациям 3

Расчеты по авансам по социальному обеспечению 6

Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, 1

социальному и медицинскому страхованию населения

Расчеты по авансам по пособиям по социальной помощи населению 2

Расчеты по авансам по пенсиям, пособиям, выплачиваемым организа- 3

циями сектора государственного управления

Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг и иных финансовых 7

вложений*

Расчеты по авансам на приобретение ценных бумаг, кроме акций 2

Расчеты по авансам на приобретение акций и по иным формам участия 3

в капитале

Расчеты по авансам на приобретение иных финансовых активов 5

Расчеты по авансам по прочим расходам 9

Расчеты по авансам по оплате прочих расходов 1

* Счет с аналитическим кодом группы 70 отражает также авансы, произведенные по государственным (муниципальным) контрактам при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и (или) на приобретение объектов недвижимости государственной (муниципальной) собственности.

В рамках формирования учетной политики учреждение вправе с учетом требований законодательства Российской Федерации (в том числе налогового законодательства), а также органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, устанавливать дополнительную группировку расчетов по авансовым перечислениям в разрезе

видов расходов (выбытий) — т. е. предусмотреть в составе рабочего плана счетов дополнительные аналитические коды номеров счетов к синтетическому счету 206 00 «Расчеты по выданным авансам».

Отражение операций по счету осуществляется в Журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками. Аналитический учет расчетов с поставщика-

ми и подрядчиками по выданным авансам ведется в разрезе дебиторов в Карточке учета средств и расчетов либо в самом Журнале по расчетам с поставщиками и подрядчиками.

Рассмотрим бухгалтерский учет операций по оплате авансов безналичными перечислениями по договорам коммерческого характера с контрагентами (отличные от безвозмездных перечислений организациям, бюджетам и от авансов по социальному обеспечению).

Перечисленные авансы отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения» (в казенных учреждениях по кредиту могут корреспондировать соответствующие счета аналитического учета счета 0 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом»).

Согласно Инструкции № 157н для бухгалтерского учета по счетам учета денежных средств выплаты денег (восстановлений выплат) с банковских счетов учреждения, с лицевого счета учреждения — получателя бюджетных средств, открытого ему органом федерального казначейства по учету средств от приносящей доход деятельности (далее — ОФК), а также с лицевых счетов в ОФК автономного или бюджетного учреждения (получателей государственных или муниципальных субсидий) предназначен забалансовый счет 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».

Аналогичным образом Инструкция № 157н для бухгалтерского учета по счетам учета денежных средств поступлений денег (возврата указанных поступлений) на указанные выше банковские и лицевые счета учреждений предписывает использовать забалансовый счет 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».

Необходимость использования забалансовых счетов 17 и 18 обусловлена тем, что для указанных счетов денежных средств не предусмотрено отражения кодов бюджетной классификации доходов, расходов и источников1. Операции по забалансовому счету 18 отражаются с указанием полной бюджетной классификации, соответствующей типу учреждения и виду средств — кодов дохода

1 Для указанных счетов денежных средств в бюджетных учреждениях применяются только статьи 510 — 610 КОСГУ (казенными учреждениями в составе полного номера счета применяется код источника финансирования, отражающий увеличение/уменьшение остатков средств).

бюджета (далее — КДБ), кодов расходов бюджета (далее — КРБ), кода источника финансирования (далее — КИФ) и КОСГУ.

Использование аккредитива для авансовой оплаты отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам» и кредиту счета 0 201 26 000 «Аккредитивы на счетах учреждения в кредитной организации».

В данной статье не рассматривается учет принятия налога на добавленную стоимость (НДС) к вычету с суммы выплаченного аванса, поскольку это является существенным и непростым моментом при авансовой форме оплаты, представляющим собой тему отдельной статьи.

Принятие кредиторской задолженности по факту получения от контрагента материальных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг отражается в бухгалтерском учете учреждения следующими записями:

дебет соответствующих счетов аналитического учета счетов:

^ 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы»;

^ 0 105 00 000 «Материальные запасы»; ^ 0 401 20 200 «Расходы текущего финансового

года» («Расходы экономического субъекта»); ^ 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, работ, услуг»; кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зачет обязательств перед контрагентом по полученным материальным ценностям, выполненным работам, оказанным услугам в счет перечисленной ранее предварительной оплаты отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам».

Пример. Бюджетное учреждение в рамках субсидии на выполнение государственного задания заключило договор купли-продажи, предметом которого является покупка оборудования (особо ценного движимого имущества) стоимостью 950 000 руб., в том числе НДС — 18 %. В соответствии с условиями договора поставщику перечислен аванс с лицевого счета в размере 30 % суммы договора. Окончательная оплата осуществляется по истечении трех дней после поступления оборудования на

Таблица 2

Корреспонденция счетов по учету выданных авансов и расчетов с поставщиком

№ п/п Содержание операции Корреспонденция счетов Сумма, руб.

Дебет Кредит

1 Перечислен аванс по договору купли-продажи на приобретение оборудования 4 206 31 560 4 210 11 610 285 000

2 Оборудование оприходовано на склад бюджетного учреждения 4 10621 310 4 302 31 730 950 000

3 Произведен зачет аванса 4 302 31 830 4 206 31 660 285 000

4 Произведен окончательный расчет с поставщиком оборудования 4 302 31 830 4 210 11 610 665 000

склад учреждения путем перечисления денежных средств с лицевого счета. Учреждение не является плательщиком НДС.

В соответствии с Инструкцией № 174н, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению», в бухгалтерском учете бюджетного учреждения составляются следующие записи (табл. 2).

В бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений возврат ранее произведенных авансовых платежей отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам».

Отражение поступления средств на восстановление авансовых платежей в учете казенных учреждений производится следующим образом:

— по восстановлению авансовых платежей, произведенных в текущем финансовом году:

Д-т сч. 0 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом», 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения»

Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам»;

— по восстановлению авансовых платежей, произведенных в прошлые финансовые годы:

Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 0 304 05 000 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом», счетов 0 303 05 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет», 0 210 02 130 «Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг», соответствующих счетов аналитического учета счета 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения»

Кредит соответствующих счетов аналитического учета счета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам».

Дебиторская задолженность, возникшая по авансовым платежам контрагентам, дает учреждению право предъявлять требования к третьим лицам по не исполненным ими обязательствам. По общему правилу возникшие обязательства прекращаются их исполнением. Если это не представляется возможным, то прекратить обязательство можно по следующим обстоятельствам:

—по соглашению сторон: исполнением отступного, заменой другим обязательством (новация);

— по решению одной стороны, например зачетом встречного однородного требования;

— по не зависящим от сторон обстоятельствам: вследствие невозможности исполнения обязательства, на основании акта государственного органа и в силу ликвидации юридического лица.

Если ни один из этих случаев не наступил, а обязательство не исполнено, то списание задолженности дебиторов с балансового учета учреждения должно производиться при условии признания ее безнадежной в силу невозможности ее взыскания по причинам юридического, экономического или социального характера. Задолженность можно классифицировать как нереальную к взысканию в случаях, если выполняется одно из перечисленных условий, приведенных в ГК РФ:

— истек срок исковой давности — 3 года (ст. 196 ГК РФ);

— обязательство прекращено из-за невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);

— обязательство прекращено на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ);

— обязательство прекращено в связи с ликвидацией организации (ст. 419 ГК РФ).

Несвоевременное списание безнадежной дебиторской задолженности приводит к искажению данных отчетности учреждения, а следовательно, к их недостоверности. Помимо этого дебиторская задолженность, отраженная в балансе учреждения, не в последнюю очередь характеризует его финансовое состояние. Исходя из этого, бухгалтеру учреждения необходимо своевременно списывать дебиторскую

задолженность по нормам действующего законодательства. За искажение бухгалтерской отчетности предусмотрены санкции, в частности административная ответственность согласно ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Инициатором рассмотрения вопросов о признании безнадежной к взысканию дебиторской задолженности и последующего согласования ее списания должно выступать бюджетное учреждение. Безнадежная дебиторская задолженность выявляется по результатам инвентаризации, как правило, по результатам ежегодной обязательной инвентаризации расчетов, которая оформляется Инвентаризационной описью расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089).

По результатам инвентаризации в части расчетов с дебиторами руководитель учреждения в случае необходимости издает приказ о списании просроченной и (или) нереальной к взысканию суммы дебиторской задолженности на основании Акта инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0309016). Основанием для списания задолженности дебиторов и составления по данному факту хозяйственной жизни учреждения бухгалтерских записей служит бухгалтерская справка (ф. 0504833), в которой указываются:

— наименование, адрес, ИНН должника;

— сумма задолженности;

— основание, по которому образовалась дебиторская задолженность;

— дата образования задолженности;

— первичные документы, подтверждающие факт возникновения задолженности, их реквизиты;

— документы, свидетельствующие об истребовании задолженности, их реквизиты.

На основании указанной справки производится списание с балансового учета нереальной к взысканию суммы дебиторской задолженности по предоставленным авансам по дебету счета 0 401 20 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 206 00 000 «Расчеты по выданным авансам». Для учета нереальной к взысканию задолженности дебиторов предназначен забалансовый счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» 2.

2 В соответствии с редакцией приказа Минфина России от 12.10.2012 № 134н.

Списанная задолженность дебиторов учитывается на указанном счете 04 в течение пяти лет с целью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. Аналитический учет списанной задолженности на счете 04 должен быть организован в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе видов выданных авансов, по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность дебиторов, по дебиторам (должникам) с указанием полного наименования юридических лиц и реквизитов, необходимых для определения дебитора в целях возможного взыскания задолженности. Синтетическим регистром учета может являться Журнал операций по забалансовым счетам (номер журнала присваивается в учреждении на основании приказа об учетной политике).

При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета учреждений указанных поступлений задолженность списывается с забалансового учета.

Списание с забалансового учета безнадежной дебиторской задолженности производится:

— по истечении срока (пять лет);

— по каждому обязательству;

— на основании приказа (распоряжения) руководителя образовательного учреждения о решении списания безнадежной дебиторской задолженности.

При наличии соответствующих документов дебиторская задолженность списывается с забалансового учета с кредита счета 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». Формируется бухгалтерская справка (ф. 0504833) раздельно по кодам видов финансового обеспечения деятельности учреждения.

Список литературы

1. Варпаева И. А. Забалансовый учет списанной дебиторской задолженности // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2011. № 7. С. 2—8.

2. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

4. О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н: приказ Минфина России от 12.10.2012 № 134н.

5. О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»: постановление Правительства РФ от 30.12.2011 № 1249.

6. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.

7. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н.

8. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н.

9. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

10. Институт госзакупок. URL: http://www. roszakupki. ru.

ФИНАНСЫ КРЕДИТ

Лучшие журналы для профессионалов-финансистов, экономистов, бухгалтеров, налоговиков

Не пропустите! Продолжается подписка на все издания! (495) 721 -85-75, podpiska@fin-izdat.ru www.fin-izdat.ru

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ И НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.