Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
59
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Российская организация оказывает иностранному контрагенту, не имеющему представительства в РФ, услуги, связанные с перемещением грузов за пределами РФ. Организация планирует предоставить в налоговые органы следующие документы:

- копию контракта;

- акт приема - передачи выполненных работ;

- документ, подтверждающий налоговый статус фирмы - контрагента (копиярегистрационного свидетельства, справка налогового органа, выписка из коммерческого регистра страны регистрации).

Достаточно ли указанных документов для обоснования правомерности освобождения от НДС вышеназванных услуг?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 февраля 2003 года

№ 04-03-08/05

В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении услуг, оказываемых российской организацией иностранному лицу, Департамент налоговой политики сообщает следующее.

Согласно п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость является реализация товаров, работ и услуг на территории РФ. При этом в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 148 Кодекса местом реализации услуг, связанных с движимым имуществом, считается территория РФ, в случае если такое имущество находится на территории РФ.

Как следует из письма, организация оказывает услуги, связанные с перемещением грузов, то есть с движимым имуществом, находящимся за пределами территории РФ.

Из изложенного можно заключить, что местом реализации услуг, оказываемых организацией, территория РФ не признается и, соответственно, такие услуги на территории РФ налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Следует отметить, что согласно п. 4 ст. 148 Кодекса документами, подтверждающими место оказания услуг за пределами территории РФ, являются контракт, заключенный с иностранной организацией, и документы, подтверждающие факт оказания услуг. В связи с этим для обоснования правомерности освобождения от обложения налогом на добавленную стоимость при оказании вышеназванных услуг считаем целесообразным наряду с документами, перечисленными в письме, представлять в налоговые органы копии таможенных, транспортных или товаросопроводительных документов, подтверждающих нахождение перемещаемых грузов за пределами территории РФ.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

Вопрос. Коммерческий банк просит разъяснить, по какой ставке облагаются доходы иностранного физического лица - гражданина Великобритании в виде материальной выгоды по кредитным средствам, полученным в РФ, если физическое лицо находится в РФ менее 183 дней в году. Каков порядок представления физическим лицом документов, необходимых для получения освобождения от налогообложения указанных доходов?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 февраля 2003 года № 04-06-05/1/06

Департамент налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации на запрос в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 212 Налогового кодекса РФ доходами налогоплательщика, полученными в виде материальной выгоды, являются:

1) материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей;

2) материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику;

3) материальная выгода, полученная от приобретения ценных бумаг.

Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса определено понятие налогового резидента Российской Федерации. Если физическое лицо фактически находится в России менее 183 дней в календарном году, то физическое лицо становится нерезидентом РФ. И налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ.

Согласно п. 2 ст. 232 Налогового кодекса РФ для освобождения от уплаты налога, проведения зачета, получения налоговых вычетов или иных налоговых привилегий налогоплательщик должен представить в органы Министерства РФ по налогам и сборам официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым РФ заключила действующий в течение соответствующего налогового периода (или его части) договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами РФ, подтвержденный налоговым органом соответствующего иностранного государства. Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окон-

МЬЖДУНАКиДНЫИ ЬУЛ1 11 ЬГЫЧИИ У 1С I

О [ОЧ) гт^/гю ¿иио

чания того налогового периода, по результатам которого налогоплательщик претендует на получение освобождения от уплаты налога, налоговых вычетов или привилегий, проведение зачета.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Швейцарская компания имеет на территории РФ представительство.

Деятельность представительства заключается в защите интересов компании в РФ, ведении переговоров, обмене научно - технической и иной информацией в области применения присадок к нефтепродуктам, участие в конференциях, деловых совещаниях в области нефтехимической индустрии, поддержание связи с государственными органами и общественными организациями.

Компания имеет договор с российским ООО, предметом которого является обработка присадками нефтепродуктов, отгружаемых на экспорт в порту. Согласно условиям договора ООО обрабатывает по заявке швейцарской компании присадками мазут или дизельное топливо в момент отгрузки танкера в порту. Обработка присадками позволяет добиться изменения низкотемпературных характеристик топлива с целью улучшения условий их хранения, транспортировки и погрузки / выгрузки.

За оказанные услуги компания уплачивает ООО вознаграждение в валюте. Обработка присадками нефтепродуктов производится в интересах иностранных покупателей.

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 февраля 2003 года № 04-06-05/1/08

Департамент налоговой политики Министерства финансов РФ на запрос в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Соглашения между РФ и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15.11.95 выражение «постоянное представительство», в частности, включает:

a) место управления;

b) отделение;

c) контору;

с1) фабрику;

е) мастерскую;

1) шахту, нефтяную или газовую скважину, карьер или другое место добычи природных ресурсов.

То есть место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории России, можно рассматривать как постоянное представительство.

Из запроса сложно сделать вывод относительно того, привела ли деятельность швейцарской компании на территории РФ к образованию постоянного представительства или нет, так как из письма следует, что, с одной стороны, представительство швейцарской компании осуществляет при выполнении договора, заключенного с российской компанией, «исключительно вспомогательные функции, которые

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЖУРНАЛ

47

Представительство швейцарской компании осуществляет при выполнении данного договора исключительно вспомогательные функции, которые заключаются в информационном обеспечении и контроле качества оказываемых ООО работ.

Учитывая положения Соглашения между РФ и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения, просим разъяснить, приводит ли деятельность швейцарской компании к образованию постоянного представительства в РФ в целях обложения налогом на прибыль?

заключаются в информационном обеспечении и контроле качества оказываемых ООО услуг», с другой стороны, «за оказанные услуги швейцарская компания уплачивает ООО вознаграждение в валюте».

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты: СОГЛАШЕНИЕ между РФ и Швейцарской Конфедерацией от 15.11.95 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ»

Вопрос. Я являюсь гражданином Республики Узбекистан, непрерывно работающим на строительстве гидроузла в Республике Башкортостан более двух лет. В соответствии со ст. 11 НК РФ являюсь налоговым резидентом РФ и уплачиваю налог на доходы в РФ. Однако согласно ст. 4 Соглашения между РФ и Узбекистаном об избежании двойного налогообложения могу считаться резидентом как РФ, так и Республики Узбекистан. Где в этом случае подлежат налогообложению доходы, полученные мною, а также другими специалистами - гражданами Узбекистана, также непрерывно работающими на строительстве гидроузла? Возможен ли зачет налога, уплаченного в РФ, в Узбекистане?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 17 февраля 2003 года № 04-06-05/1/07

Департамент налоговой политики рассмотрел запрос относительно налогового статуса специалистов - граждан Республики Узбекистан, работающих в Республике Башкортостан РФ, и сообщает следующее.

В соответствии со ст. 11 Налогового кодекса РФ физические лица, фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в календарном году, считаются налоговыми резидентами Российской Федерации и согласно ст. 209 Кодекса подлежат налогообложению по доходам, полученным как из источников в России, так и из источников в других государствах.

Вопрос о том, являетесь ли Вы налоговым резидентом Республики Узбекистан, должен быть первоначально рассмотрен соответствующими органами самого Узбекистана. Только в случае если в соответствии с национальным законодательством РФ и Узбекистана Вы будете являться налоговым резидентом обоих государств, то для целей применения Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 02.03.94 (далее -Соглашение) Ваш налоговый статус будет определяться в соответствии со ст. 4 Соглашения.

Если исходя из п. 2 указанной статьи Вы будете признаны налоговым резидентом РФ то, как указывалось выше, Вы будете подлежать налогообложению по всем источникам доходов - как российским, так и иностранным.

Если в результате применения п. 2 ст. 4 Соглашения Вы не будете считаться налоговым резидентом РФ, то тем не менее в соответствии со ст. 15 «Работа по найму» Соглашения Ваши

доходы, полученные за работу на строительстве гидроузла в Башкортостане, будут подлежать налогообложению в РФ.

При этом в соответствии со ст. 23 «Устранение двойного налогообложения» Соглашения сумма налога уплаченная в РФ, может быть вычтена из налога, уплачиваемого в Узбекистане, если уплата налога в таких случаях предусмотрена законодательством Республики Узбекистан.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан от 02.03.94 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА»

Вопрос. В соответствии с п. 1 ст. 312 Налогового кодекса РФ при применении положений международных договоров об избежании двойного налогообложения иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

Банк просит разъяснить, принимаются ли в качестве подтверждения сертификаты об инкорпорации, выдаваемые государственными органами страны - местонахождения иностранной компании, если в тексте сертификатов не всегда указан срок их действия.

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 3 марта 2003 года № 04-06-05/1/10

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу порядка освобождения от налогообложения в РФ компаний - нерезидентов, с государствами постоянного местонахождения которых имеются действующие международные договоры об избежании двойного налогообложения, и сообщает.

В ст. 312 Налогового кодекса РФ указывается, что иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым у России имеется международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. При этом указанное подтверждение должно быть заверено компетентным в смысле соответствующего соглашения органом иностранного государства.

Подтверждение должно содержать следующую или аналогичную по смыслу формулировку:

«Подтверждается, что организация... (наименование организации)... является (являлась) в течение... (указывается

период)... лицом с постоянным местопребыванием... (указывается государство)... в смысле Соглашения... (указывается наименование международного договора)... между Российской Федерацией/СССР и... (указывается иностранное государство)».

Поскольку постоянное местопребывание (местонахождение) определяется в иностранных государствах на основе различных критериев, соответствие которым устанавливается на момент обращения за получением необходимого документа, в выдаваемом документе должен быть указан конкретный период (календарный год), в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание.

В случае если в выданном документе не указан период, в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание (местонахождение), считается, что такое подтверждение относится к календарному году, в котором выдан соответствующий документ.

Одновременно обращаем внимание, что такие документы, как свидетельства о регистрации на территории иностранных государств (сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров и т.п., не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих в налоговых целях постоянное местонахождение организации в иностранном государстве.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

Вопрос. Германской компанией заключен контракт на поставку медицинского оборудования с российской организацией. Данный контракт является смешанным договором, совмещающим в себе договор поставки оборудования, договор на шефмон-тажные работы в РФ и договор на медицинское технологическое проектирование, осуществляемое в Германии. Результат работ по медицинскому технологическому проектированию принят заказчиком на территории Германии.

Просим разъяснить, входят ли работы по медицинскому технологическому проектированию в общий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 7марта 2003 года № 04-06-05/т.1/11

Департамент налоговой политики Министерства финансов РФ рассмотрел запрос и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В межправительственных соглашениях об избежании двойного налогообложения определены конкретные сроки, в течение которых строительно-монтажная деятельность не будет приводить к образованию постоянного представительства.

Согласно п. 3 ст. 5 Соглашения между РФ и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ

6 (54) ИЮНЬ 2003

срок монтажных работ, производи мых германской компанией на тер ритории РФ, и приводит ли деятель ность компании к образованию по стоянного представительства в це лях налогообложения, учитывая по ложения Соглашением между Рос сийской Федерацией и Федератив ной Республикой Германия об избе жании двойного налогообложения.

от 29.05.96 строительная площадка или монтажный объект образуют постоянное представительство только в случаях, если продолжительность их деятельности превышает 12 месяцев.

В соответствии со ст. 308 Налогового кодекса РФ под строительной площадкой иностранной организации на территории РФ в целях гл. 25 понимается:

1) место строительства новых, а также реконструкции, расширения, технического перевооружения и (или) ремонта существующих объектов недвижимого имущества;

2) место строительства и (или) монтажа, ремонта, реконструкции, расширения и (или) технического перевооружения сооружений, в том числе плавучих и буровых установок, а также машин и оборудования, нормальное функционирование которых требует жесткого крепления на фундаменте или к конструктивным элементам зданий, сооружений или плавучих сооружений.

Поскольку германская компания выполняла медицинское технологическое проектирование и данная работа принята заказчиком на территории Германии, то срок проведения данных работ не входит в общий срок выполнения шефмонтажных работ, непосредственно выполняемых на территории РФ.

Таким образом, в соответствии со ст. 308 Налогового кодекса и п. 3 ст. 5 вышеуказанного Соглашения, если срок по монтажным работам не превышает срока, указанного в Соглашении, то деятельность германской компании не привела к образованию постоянного представительства на территории РФ.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

СОГЛАШЕНИЕ между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29.05.96 «ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО»

Вопрос. Организация занимается промышленным рыболовством и имеет 9 больших рыбопромысловых судов, члены экипажей которых находятся в море по 5 - 6 месяцев без захода в порты.

Данная организация выплачивает членам экипажей судов загран-плавания валюту взамен суточных (за каждые сутки заграничного плавания независимо от его продолжи-

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 11 марта 2003 года № 04-04-06/35

На письмо Департамент налоговой политики сообщает следующее.

С 1 февраля 2002 года вступил в силу Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ).

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЖУРНАЛ

51

тельности), не начисляя при этом налог на доходы физических лиц на основании п. 3 ст. 217 НК РФ. Правомерно ли это?

Статьей 166 гл. 24 «Гарантии при направлении работников в служебные командировки и переезде на работу и другую местность» ТК РФ определено, что служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

Следовательно, работа экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний является работой, имеющей разъездной характер, а не командировкой. Поэтому членам экипажей судов морского флота должна быть установлена система оплаты труда, учитывающая специфику их работы. Выплата суточных при этом не должна предусматриваться.

Исходя из изложенного, выплаты взамен суточных являются составной частью заработной платы и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц согласно положениям гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ в общеустановленном порядке.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОЕ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

Вопрос. В целях правильного применения налогового законодательства просим проконсультировать по следующему вопросу.

Организация приобретает >» иностранного поставщика товар, при ввозе которого на территорию РФ помимо ввозной таможенной пошлины уплачивает компенсационную пошлину.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14.04.98 № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» (ред. от

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 21 марта 2003 года № 04-02-04/2

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо о порядке определения в целях налогообложения стоимости товаров и сообщает следующее.

В соответствии с положениями ст. 268 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации покупных товаров организация вправе уменьшить доходы от таких операций на стоимость приобретения данных товаров, определяемую в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения одним из мето-

24.07.2002) под компенсационной пошлиной понимается пошлина, которая применяется при введении мер по ограничению импорта товара, субсидируемого иностранным государством, и взимается Правительством РФ (ст. 7 Таможенного кодекса РФ) сверх базовой ставки таможенной пошлины.

Вправе ли организация учесть для целей налогообложения прибыли расходы на уплату компенсационной пошлины в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (ст. 264 НК РФ), или в стоимости приобретаемых ТМЦ (ст. 254 НК РФ), учитывая тот факт, что данная пошлина к налогам и сборам, установленным законодательством РФ, не относится?

дов оценки покупных товаров, установленных пп. 3 п. 1 указанной статьи, а также на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией.

При этом при реализации покупных товаров расходы, связанные с их покупкой и реализацией, формируются с учетом положений ст. 320 Налогового кодекса РФ.

По элементу прочие расходы в составе расходов, связанных с покупкой и реализацией, на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ организация может учесть в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 настоящего Кодекса.

Таможенным кодексом РФ предусмотрены случаи увеличения фактурной стоимости товаров в целях исчисления таможенных сборов, пошлин и налога на добавленную стоимость. При этом превышение сумм уплаченных на таможне сборов и пошлин, исчисленных исходя из стоимости, определенной для таможенных процедур, над суммами, исчисленными исходя из договорной цены товаров (работ, услуг), в перечне расходов, не учитываемых в целях налогообложения, не поименованы.

Таким образом, исчисленные в соответствии с таможенным законодательством суммы таможенных платежей принимаются в уменьшение объекта по налогу на прибыль в порядке, установленном ст. 268 и 320 Налогового кодекса РФ.

При этом следует иметь в виду, что суммы налога на добавленную стоимость при исчислении налога ни прибыль могут учитываться в составе расходов только в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 170 Налогового кодекса РФ.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты: «ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1) (ред. от 30.06.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 14.04.98 № 63-Ф3 (ред. от 24.07.2002) «О МЕРАХ ПО ЗАЩИТЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ» (принят ГД ФС РФ 20.03.98)

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. На кого возложена обязанность по выполнению процедуры аккредитации филиалов иностранных юридических лиц?

Ответ. Согласно ст. 21 Федерального закона от 09.07.99 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» аккредитацию филиала иностранного юридического лица должен осуществлять федеральный орган исполнительной власти.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.99 № 1419 «О федеральном органе исполнительной власти, ответственном за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций и аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц» выполнение процедур по аккредитации филиалов иностранных юридических лиц возложено на государственное учреждение - Государственную регистрационную палату при Минюсте России.

E.H. СИВОШЕНКОВА Советник налоговой службы I ранга

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 21.12.99 № 1419 «О ФЕДЕРАЛЬНОМ ОРГАНЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОТВЕТСТВЕННОМ ЗА КООРДИНАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ В ЭКОНОМИКУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ И АККРЕДИТАЦИЮ ФИЛИАЛОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 09.07.99 № 160-ФЗ (ред. от 25.07.2002) «ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 25.06.99)

Вопрос. Пунктами 2.4.4 и 2.4.5 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций от 07.04.2002 № АП-3-06/124 предусмотрено представление Сообщения о недвижимом имуществе и транспортных средствах по форме 2302ИМ. Требуется ли при этом представлять документы, подтверждающие право собственности на имущество и регистрацию (внесение в реестр) имущества?

Ответ. В соответствии с п. 2.4.4 положения (в случае нахождения имущества и транспортных средств на территории, подконтрольной налоговому органу, в котором иностранная организация состоит на учете в связи с наличием отделения) и п. 2.4.5 (в случае нахождения имущества и транспортных средств на территории, подконтрольной налоговому органу, иному, чем налоговый орган, в котором иностранная организация состоит на учете в связи с наличием отделения) иностранной организацией в каждый налоговый орган представляется сообщение о недвижимом имуществе и транспортных средствах по форме 2302ИМ.

При постановке на учет в налоговый орган иностранной организации, имеющей недвижимое имущество или транспортные средства на территории РФ, одновременно с заявлением о постановке на учет представляются документы, подтверждающие право собственности на имущество, и документы, подтверждающие внесение в реестр имущества (п. 2.4.3 положения).

Аналогично при направлении сообщения должны быть также представлены заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих регистрацию (внесение в реестр) имущества, и заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающих право собственности на имущество или права владения и (или) пользования и (или) распоряжения.

Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)

Вопрос. Необходимо ли иностранной организации, имеющей отделение на территории Российской Федерации, при наличии движимого имущества направлять Уведомление о движимом имуществе по форме 2502ИМ?

Ответ. Пунктом 4.3 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124, предусмотрен учет иностранных и международных организаций, имеющих по любым основаниям в РФ движимое имущество, подлежащее обложению налогом на имущество в РФ, путем направления Уведомления по форме 2502ИМ (приложение № 15 к приказу МНС России от 07.02.2000 № АП-3-06/124).

При этом уведомление направляется в налоговый орган по месту нахождения движимого имущества в РФ и в МНС России.

Отличительной особенностью применения данного пункта положения является то, что иностранная (международная) организация обязана уведомить налоговый орган РФ о движимом имуществе, которое не относится к какому-либо ее отделению на территории РФ.

Таким образом, специальной постановки на учет иностранных и международных организаций, имеющих филиалы, представительства, другие обособленные подразделения, в связи с наличием движимого имущества на территории РФ не требуется.

К.В. ЗАЛАТА Советник налоговой службы I ранга

Ссылки на нормативные акты: ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)

Вопрос. Какой государственный орган Российской Федерации регистрирует договор коммерческой концессии (субконцессии), правообладателем по которому является иностранное юридическое лицо?

Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 1028 Гражданского кодекса РФ если правообладатель зарегистрирован в качестве юридического лица в иностранном государстве, регистрация осуществляется регистрирующим органом, осуществившим регистрацию юридического лица, являющегося пользователем.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц» регистрирующим органом является Министерство РФ по налогам и сборам (его территориальные налоговые инспекции).

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 17.05.2002 № 319 (с изм. от 12.08.2002) «ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОРГАНЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕМ ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 10.01.2003)

Вопрос. Мы являемся филиалом иностранной фирмы. В связи с изменениями в законодательстве Российской Федерации согласно ст. 26 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» юридические лица, зарегистрированные до 01.07.2002, обязаны в течение 6 месяцев со дня вступления в силу Закона представить в регистрирующий орган сведения для включения в Единый государственный реестр юридических лиц. Распространяется ли эта обязанность на нас?

Ответ. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее - закон) регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц (ст.1 Закона).

В соответствии с п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Таким образом, филиал не подпадает под действие Закона и не обязан представлять сведения в регистрирующий орган в соответствии со ст. 26 Закона.

В.П. ТЕРЕШКИНА Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001)

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.94 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 10.01.2003)

Вопрос. Каким образом представить в регистрирующий орган информацию о руководителе юридического лица, если он является иностранным гражданином?

Ответ. Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, представляются в регистрирующий орган в виде приложения к заявлению (лист Б к заявлению по форме № Р14001).

В связи с тем что лист Б не содержит полей для заполнения сведений о документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, а также для заполнения сведений о месте жительства в стране, резидентом которой является руководитель юридического лица, рекомендуется представлять соответствующие сведения в произвольной форме.

Е.Ф. СТЕПАНОВА Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, И ТРЕБОВАНИЙ К ИХ ОФОРМЛЕНИЮ»

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопрос. Какие документы необходимо представлять в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов при поступлении от иностранного лица - покупателя товара, экспортной выручки в российских рублях?

Достаточно ли для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов представить в налоговые органы копию выписки банка, копию кредитового авизо, копию платежного поручения иностранной организации - покупателя?

При этом полученные от иностранной организации документы содержат все реквизиты, необходимые для идентификации как иностранного лица - покупателя товара, так и российской организации, в том числе номера их банковских счетов, а также наименования обслуживающих банков.

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляется выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя товара на счет налогоплательщика в российском банке. Другими словами, для применения ставки 0% необходимо доказать следующее:

1) выручка от экспорта получена в российский банк;

2) зачисление выручки осуществилось на счет налогоплательщика;

3) выручка получена от иностранного покупателя.

По нашему мнению, платежное поручение наравне с

выпиской банка и кредитовыми авизо является достаточным документом для подтверждения фактического поступления выручки от иностранного лица - покупателя товара на счет налогоплательщика в российском банке.

Обращаем внимание на то, что подтверждение обоснованности применения ставки 0% при экспорте не зависит от того, в какой валюте оплачены экспортируемые товары, поскольку НК РФ не содержит дополнительных условий применения ставки 0%, связанных с формой оплаты или валютой, в которой осуществляется платеж.

Таким образом, помимо иных документов, указанных в п. 1 ст. 165 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% в налоговые органы доста-

точно представить выписку банка, а также платежное поручение, полученное от иностранной организации - покупателя. Аналогичные документы необходимы и в тех случаях, когда экспортная выручка от иностранного лица - покупателя товара поступает на счет российской организации в российских рублях.

В .А. АЛЕКСАНДРОВ

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

Вопрос. Может ли физическое лицо, постоянно проживающее в Российской Федерации и имеющее двойное гражданство (гражданство Российской Федерации и иностранного государства), временно ввезти на территорию Российской Федерации транспортное средство?

Ответ. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О гражданстве РФ» гражданин РФ, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин РФ.

Физические лица, постоянно проживающие в РФ, не могут временно ввозить транспортные средства (п. 2.7 Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденных приказом ГТК России от 24.11.99 № 814).

Исключением являются случаи временного ввоза физическими лицами, постоянно проживающими в Калининградской области, на срок не более 2 месяцев включительно на остальную часть таможенной территории РФ транспортных средств, ранее ввезенных на территорию Калининградской области в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны и зарегистрированных в установленном порядке в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения на указанной территории, при условии обеспечения уплаты таможенных платежей или представления обязательства об обратном ввозе транспортных средств в Калининградскую область (п. 2.8.1 Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации).

Кроме того, указанный порядок (исключения) применяется также в случаях ввоза на остальную часть таможенной территории Российской Федерации транспортных средств, ранее ввезенных на территории субъектов Российской Федерации с применением льгот по уплате таможенных пошлин и налогов в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны и зарегистрированных в установленном порядке в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения на указанных территориях, физическими лицами, постоянно проживающими на указанных территориях.

Таким образом, физическое лицо, постоянно проживающее в Российской Федерации и имеющее двойное гражданство, не может временно ввозить транспортное средство на территорию Российской Федерации (за исключением вышеупомянутых случаев).

А.Ю. ПОЛАЭТИДИ

Ссылки на нормативные акты: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 19.04.2002)

ПРИКАЗ ГТК РФ от 24.11.99 № 814 (ред. от 30.09.2002) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В УПРОЩЕННОМ, ЛЬГОТНОМ ПОРЯДКЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 18.02.2000 № 2125)

Вопрос. Подлежит ли таможенному оформлению при ввозе в настоящее время из Белоруссии в Россию автомобиль ВАЗ-21063, 1994 года выпуска, изготовленный в России, ранее стоявший на учете в Республике Беларусь (с 08.06.94)? Где это нужно сделать? Будут ли подлежать уплате таможенные платежи с учетом статуса данного товара? Если да, то из каких актов законодательства это следует?

Ответ. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23.06.95 № 583 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 мая 1995 года № 525 «Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой Беларусь» ГТК России поручено отменить таможенный контроль только на самой границе Российской Федерации с Республикой Беларусь и лишь в отношении товаров, перемещаемых через российско -белорусский участок таможенной границы и происходящих из Российской Федерации или из Республики Беларусь.

Для исполнения п. 1 постановления Правительства РФ от 23.06.95 № 583 таможенные органы, расположенные в пунктах принятия уведомлений на российско - белорусском участке границы, должны определять статус перемещаемых товаров. Соответствующие нормы закреплены в указании ГТК России от 28.11.96 № 01-14/1310 «О таможенном оформлении товаров» (зарегистрировано Минюстом России 16.06.97, рег. № 1326) и в Правилах перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденных приказом ГТК России от 24.11.99 № 814 (зарегистрирован в Минюсте России 18.02.2000 № 2125). Этими актами предусмотрено обложение товаров и транспортных средств таможенными платежами.

Таким образом, в соответствии с п. 5 указания ГТК России от 28.11.96 № 01-14/1310 указанный в вопросе товар подлежит таможенному оформлению в таможенных органах, в зоне деятельности которых не расположены пункты пропуска через государственную границу (во внутренних таможенных органах), в соответствии со ст. 127 Таможенно-

го кодекса РФ в общеустановленном порядке. Согласно п. 1 указания ГТК России от 28.11.96 № 01-14/1310 статус данного товара устанавливается в соответствии с пп. «г» п.1 указания ГТК России от 28.11.96 № 01-14/1310.

Е.А. РЯЗАНОВА

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ ГТК РФ от 24.11.99 № 814 (ред. от 30.09.2002) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В УПРОЩЕННОМ, ЛЬГОТНОМ ПОРЯДКЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 18.02.2000 № 2125)

УКАЗАНИЕ ГТК РФ от 28.11.96 № 01-14/1310 «О ТАМОЖЕННОМ ОФОРМЛЕНИИ ТОВАРОВ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.06.97 № 1326)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 23.06.95 № 583 (ред. от 22.08.2000) «О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 25 МАЯ 1995 ГОДА № 525 «ОБ ОТМЕНЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ НА ГРАНИЦЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ»

«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1) (ред. от 30.06.2002)

Вопрос: Я гражданин Республики Беларусь, в настоящее время нахожусь в России и собираюсь за границу. Распространяются ли на меня какие-нибудь особенности правового регулирования вывоза валюты?

Ответ. В соответствии с постановлением исполнительного комитета Сообщества Беларуси и России от 04.09.96 № 3 «Об обеспечении равных прав и условий ввоза - вывоза валюты для граждан Республики Беларусь и Российской Федерации при перемещении за пределы общей таможенной границы» введен единый режим ввоза - вывоза наличной валюты для граждан Республики Беларусь и Российской Федерации при перемещении за пределы общей таможенной границы.

Во исполнение указанного постановления ГТК России издано распоряжение от 29.11.2001 № 1115-р «О вывозе наличной иностранной валюты гражданами Республики Беларусь». В соответствии с данным распоряжением предписано при таможенном оформлении и контроле наличной валюты, вывозимой из РФ физическими лицами - гражданами Республики Беларусь, руководствоваться требованиями российского законодательства, установленными в отношении вывоза наличной валюты физическими лицами - резидентами.

Указанное Распоряжение зарегистрировано Минюстом России 20.02.2002 № 3255 и вступило в силу 31.03.2002 (письмо ГТК России от 18.04.2002 № 14-10/15733).

Ссылки на нормативные акты: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Исполнительного комитета Сообщества Беларуси и России от 04.09.96 № 3 «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ РАВНЫХ ПРАВ И УСЛОВИЙ ВВОЗА - ВЫВОЗА ВАЛЮТЫ ДЛЯ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ЗА ПРЕДЕЛЫ ОБЩЕЙ ТАМОЖЕННОЙ ГРАНИЦЫ»

РАСПОРЯЖЕНИЕ ГТК РФ от 29.11.2001 № 1115-р «О ВЫВОЗЕ НАЛИЧНОЙ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ ГРАЖДАНАМИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.02.2002 № 3255)

<ПИСЬМО> ГТК РФ от 18.04.2002 № 14-10/15733 «О ВСТУПЛЕНИИ В СИЛУ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ГТК РОССИИ»

Вопрос. Я физическое лицо, собираюсь привезти из-за границы для личных нужд товары, в отношении которых установлено требование об их обязательной сертификации. Какие дополнительные документы в связи с этим я должен представить таможенному органу?

Ответ. В соответствии с п. 1.11 Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденных приказом ГТК России от 24.11.99 № 815 (зарегистрирован Минюстом России 14.01.2000 № 2048), в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами, подлежащих обязательной сертификации и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, представления сертификата не требуется.

При этом следует отметить, что принятие окончательного решения об отнесении товаров к категории товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, отнесено к компетенции таможенного органа РФ. В том случае, если товар будет признан ввозимым для производственной или иной коммерческой деятельности, для его таможенного оформления потребуется представление всех необходимых документов, в том числе сертификатов, в порядке, установленном актами законодательства РФ о таможенном деле.

М.К. АНТИПОВ

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ ГТК РФ от 24.11.99 № 815 (ред. от 10.03.2000) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В УПРОЩЕННОМ, ЛЬГОТНОМ ПОРЯДКЕ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14.01.2000 № 2048)

Вопрос. Какие документы требуется представить таможенному органу в месте прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации при их перемещении автомобильным транспортом?

Ответ. Перечень документов, представляемых таможенным органам в отношении товаров в автомобильных пунктах пропуска, установлен приказом ГТК России от 24.02.2000 № 147. Документы, необходимые для таможенных целей, могут быть представлены только лицом, управляющим транспортным средством.

Уведомление о пересечении таможенной границы РФ производится путем одновременного представления таможенному органу следующих документов на товары и транспортные средства:

- международной товаротранспортной накладной, предусмотренной Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г. (или иного транспортного документа в случаях перевозки товаров между государствами - участниками СНГ), и двух ее копий;

- счета - фактуры (инвойса) или счета - проформы (либо другого расчетного или коммерческого документа, содержащего сведения о весе, количестве, наименовании и фактурной стоимости товаров), а при отсутствии в упомянутых документах информации о кодах товаров в соответствии с гармонизированной системой описания и кодирования товаров или ТН ВЭД - также дополнительного документа, содержащего наименования и коды товаров в соответствии с гармонизированной системой описания и кодирования товаров или ТН ВЭД (не менее чем на уровне четырех знаков);

- сертификата происхождения товаров формы СТ-1 (для товаров, происходящих из государств - участников СНГ), за исключением случаев перевозки товаров в соответствии с таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г. (конвенцией МДП 1975 года).

С учетом особенностей перевозки товаров автомобильным транспортом при уведомлении перевозчик представляет также один из следующих документов:

- книжку МДП, оформленную в соответствии с требованиями таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г. (конвенции МДП 1975 года), в случае перевозки товаров в соответствии с указанной конвенцией;

- карнет ATA, оформленный в соответствии с приложением А к конвенции о временном ввозе 1990 года, в случае перевозки товаров в соответствии с данной конвенцией.

Также перевозчиком представляется талон контроля при въезде, форма которого приведена в приложении к Инструкции о порядке взаимодействия органов транспортной инспекции, органов пограничного контроля и таможенных органов РФ в пунктах пропуска автотранспортных средств через государственную границу РФ, утвержденной совместно Минтрансом России 05.03.97, ГТК России 08.11.97 № 01-23/21373, ФПС России 20.03.97 (зарегистрирована Минюстом России 30.12.97 № 1448), с изменениями, внесенными совместным приказом Минтранса России № 141, ГТК России № 798, ФПС России № 665 от 30.11.98 (зарегистрирован в Минюсте России 11.01.99 № 1680).

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ ГТК РФ от 24.02.2000 № 147 (ред. от 08.08.2002) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЯХ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ В АВТОМОБИЛЬНЫХ ПУНКТАХ ПРОПУСКА» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 28.03.2000 № 2172)

«КОНВЕНЦИЯ О ДОГОВОРЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДОРОЖНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ» (Заключена в Женеве 19.05.56) (Вступила в силу для СССР 01.12.83)

«ТАМОЖЕННАЯ КОНВЕНЦИЯ О МЕЖДУНАРОДНОЙ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ КНИЖКИ МДП (КОНВЕНЦИЯ МДП)» (Заключена в Женеве 14.11.75)

«КОНВЕНЦИЯ О ВРЕМЕННОМ ВВОЗЕ» (Заключена в Стамбуле 26.06.90)

«ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНСПЕКЦИИ, ОРГАНОВ ПОГРАНИЧНОГО КОНТРОЛЯ И ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (утв. Минтрансом РФ 05.03.97, ГТК РФ 08.11.97 № 01-23/21373, ФПС РФ 20.03.97) (ред. от 30.11.98) (Зарегистрирована в Минюсте РФ 30.12.97 № 1448)

Вопрос. Какие документы требуется представить таможенному органу в месте прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации при их перемещении железнодорожным транспортом?

Ответ. Порядок уведомления таможенных органов в месте прибытия на таможенную территорию Российской Федерации товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, регулируется Временной технологией взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, утвержденной МПС России и ГТК России 20.04.95, и приказом МПС России от 29.05.2002 № 26.

Согласно указанным документам документы, необходимые для таможенных целей, представляются таможенному органу пограничной железнодорожной станцией. К таким документам относятся:

- оформленный в виде телеграммы натурный лист поезда;

- поездная передаточная ведомость;

- перевозочные и грузосопроводительные документы, полученные от локомотивной бригады. К таким документам ст. 11 соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении относит железнодорожную накладную, сертификат, спецификацию и иные сопроводительные документы, в том числе документ, предписываемый Всемирной почтовой конвенцией при перевозке международных почтовых отправлений.

Ссылки на нормативные акты:

«ВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПРИ ТАМОЖЕННОМ ОФОРМЛЕНИИ ГРУЗОВ, ПЕРЕВОЗИМЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ» (ред. от 28.06.2002) (утв. МПС РФ, ГТК РФ 20.04.95)

ПРИКАЗ МПС РФ от 29.05.2002 № 26 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ СХЕМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ГРУЗОВ, ТОВАРОВ И ЖИВОТНЫХ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ СООБЩЕНИИ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14.08.2002 № 3691)

Вопрос. Какие документы требуется представить таможенному органу в месте прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации при их перемещении морским (речным) транспортом?

Ответ. Этот вопрос регулируется Конвенцией по облегчению международного морского судоходства (Лондон, 09.04.65), участницей которой является Российская Федерация, как правопреемник СССР, с 5 марта 1967 года требования конвенции являются обязательными для РФ в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.

Данной конвенцией устанавливается закрытый перечень документов, которые могут быть потребованы государственными властями, и рекомендуемый перечень сведений. Поскольку положения конвенции распространяются на все государственные власти, контролирующие перемещение товаров через границу, то перечень документов и сведений, требуемых таможенными органами, несколько уже.

Приказом ГТК России от 12.09.2001 № 892 «Об утверждении Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами» определены документы, представляемые при прибытии судна в порт:

1) общая декларация, содержащая сведения о судне;

2) декларация о грузе, содержащая сведения о грузах, находящихся на судне. Таможенный орган вправе принимать вместо декларации о грузе экземпляр судового манифеста при условии, что он содержит все сведения, указываемые в декларации о грузе, а также датирован и подписан капитаном, морским агентом или каким-либо другим лицом, надлежащим образом уполномоченным на то капитаном;

3) декларация о судовых припасах;

4) декларация о личных вещах экипажа;

5) судовая роль, содержащая сведения о количестве и составе экипажа;

6) список пассажиров, содержащий сведения о пассажирах;

7) документ, предписываемый всемирной почтовой конвенцией, - при перевозке на судах депеш с международны-

ми почтовыми отправлениями таким документом является накладная СИ 37 - Исполнительный регламент (Берн, 16.02.95) всемирной почтовой конвенции (Сеул, 14.09.94)).

Таможенный орган вправе отдельно потребовать представления сведений о любых опасных грузах (товарах).

В случае необходимости таможенному органу представляются также следующие документы:

а) справка о наличии валюты и валютных ценностей, содержащая сведения о наличии российской и иностранной валюты в судовой кассе;

б) список оружия и боеприпасов;

в) список лекарственных средств, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, номенклатура которых утверждается Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ.

В письме ГТК России от 18.10.2001 № 01-06/41933 приведены формы некоторых из указанных документов, утвержденные конвенцией по облегчению международного морского судоходства 1965 года.

Ссылки на нормативные акты: «КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (с изм. от 09.06.2001) (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

ПРИКАЗ ГТК РФ от 12.09.2001 № 892 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ТАМОЖЕННОМ ОФОРМЛЕНИИ И ТАМОЖЕННОМ КОНТРОЛЕ СУДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ЦЕЛЯХ ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ, А ТАКЖЕ ТОВАРОВ, ПЕРЕМЕЩАЕМЫХ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЭТИМИ СУДАМИ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 01.10.2001 № 2958)

<ПИСЬМО> ГТК РФ от 18.10.2001 № 01-06/41933 «О НАПРАВЛЕНИИ ОБРАЗЦОВ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ»

Вопрос. Какой порядок таможенного оформления установлен для транспортных средств, зарегистрированных в иностранном государстве, временно ввозимых в связи с международной перевозкой товаров?

Ответ. Согласно п. 11 Положения об особенностях правового регулирования таможенного режима временного ввоза (вывоза), применяемого к транспортным средствам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.07.2001 № 517 «О временном ввозе (вывозе) транспортных средств», таможенное оформление транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без обложения таможенными пошлинами и налогами, производится в упрощенном порядке, при котором таможенными органами Российской Федерации принимаются в качестве таможенной декларации стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными

соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

В соответствии с п. 10.1 Правил доставки товаров под таможенным контролем, утвержденных приказом ГТК России от 20.05.96 № 304, доставка транспортных средств, на которых перевозят товары, производится без представления отдельного документа контроля за доставкой на такие транспортные средства и обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.

Согласно п. 5.2 Временных правил регистрации и учета транспортных средств, утвержденных приказом ГТК России от 02.03.95 № 137, одним из условий помещения транспортных средств под таможенный режим временного ввоза является их регистрация в качестве таковых. Если ввоз транспортных средств осуществляется на срок менее 6 месяцев, то в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.08.94 № 938 они регистрируются в таможенных органах. Здесь следует отметить, что, хотя регистрация временно ввозимых транспортных средств и осуществляется таможенными органами, эта операция не относится к их таможенному оформлению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если транспортные средства ввозятся порожними, их регистрация производится таможенными органами путем оформления на каждое транспортное средство удостоверения ввоза транспортного средства в порядке, предусмотренном приказом ГТК России от 30.09.94 № 507. Если транспортные средства следуют с грузом, то согласно п. 2.1 временных правил их регистрация должна производиться путем оформления документа контроля доставки товаров на каждое транспортное средство на бланке грузовой таможенной декларации. Однако на практике в этом случае также оформляется удостоверение ввоза транспортного средства. Такое же удостоверение оформляется пограничными таможенными органами, если временный ввоз транспортного средства будет превышать 6 месяцев. В этом случае транспортное средство подлежит регистрации в подразделениях ГИБДД, о чем таможенными органами делается запись в удостоверении.

Транспортные средства, перевозящие товары, декларируются одновременно с товарами, которые ими перевозятся. То есть местом декларирования таких транспортных средств является таможенный орган, в котором производится основное таможенное оформление перевозимых товаров (ч. 2 ст. 170 Таможенного кодекса РФ). Порожние транспортные средства декларируются при пересечении таможенной границы РФ путем оформления удостоверения временного ввоза транспортного средства (ч. 4 ст. 170 ТК РФ и п. 2.3 временных правил регистрации и учета транспортных средств).

При выезде транспортных средств, зарегистрированных за иностранными владельцами, из РФ таможенному органу, расположенному в месте выезда, должны быть представле-

ны третий лист документа контроля за доставкой с отметками таможенного органа назначения о поступлении товара и свидетельство о подтверждении доставки товаров под таможенным контролем (п. 12.1 правил доставки товаров под таможенным контролем).

А.А. КОСОВ

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 06.07.2001 № 517 «О ВРЕМЕННОМ ВВОЗЕ (ВЫВОЗЕ) ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ» (вместе с «ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО РЕЖИМА ВРЕМЕННОГО ВВОЗА (ВЫВОЗА), ПРИМЕНЯЕМОГО К ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ»)

ПРИКАЗ ГТК РФ от 20.05.96 № 304 (ред. от 25.07.2002) «О ДОСТАВКЕ ТОВАРОВ ПОД ТАМОЖЕННЫМ КОНТРОЛЕМ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 15.04.97 № 1291)

ПРИКАЗ ГТК РФ от 02.03.95 № 137 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННЫХ ПРАВИЛ РЕГИСТРАЦИИ И УЧЕТА ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ В ДРУГИХ СТРАНАХ И ВРЕМЕННО НАХОДЯЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СРОКОМ ДО 6 МЕСЯЦЕВ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 18.04.95 № 836)

ПРИКАЗ ГТК РФ от 30.09.94 № 507

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ УДОСТОВЕРЕНИЯ

ВВОЗА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 12.08.94 № 938 (ред. от 21.02.2002) «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ АВТОМОТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ДРУГИХ ВИДОВ САМОХОДНОЙ ТЕХНИКИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1) (ред. от 30.06.2002)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.