Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Страховая организация просит разъяснить следующее.

1. Каков порядок налогообложения страховой премии, уплачиваемой иностранному партнеру, не имеющему постоянного представительства в РФ?

2. Каков порядок списания в 2002 году стоимости реализованных ценных бумаг, приобретенных до 2002 года, для целей налогообложения?

3. Каким нормативным документом устанавливается порядок определения выручки у страховых организаций?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 30 мая 2002 года N 04-02-06/6/13

В связи с запросом Департамент налоговой политики сообщает следующее.

1. В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 27.11.92 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховым взносом (страховой премией) является плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования или законом.

В связи с этим не понятен вопрос о налогообложении страховой премии, уплачиваемой иностранному партнеру, не имеющему постоянного представительства в Российской Федерации.

2. Изменениями и дополнениями к гл. 25 Налогового кодекса РФ, принятыми 19 апреля 2002 года в третьем чтении, предусмотрено использовать следующие методы учета ценных бумаг: ФИФО, ЛИФО, по стоимости единицы продукции.

До принятия гл. 25 Налогового кодекса РФ порядок определения прибыли от реализации ценных бумаг устанавливался п. 4 ст. 2 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций». При этом, прибыль от реализации ценной бумаги определялась как разница между ценой реализации и ценой приобретения ценной бумаги.

3. Выручка от реализации у страховых организаций определяется в соответствии со ст. 249 с учетом особенностей ст. 293 Налогового кодекса РФ.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2001)

ЗАКОН РФ от 27.11.92 №4015-1 (ред. от 25.04.2002)

«ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАХОВОГО ДЕЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 09.05.2001)

«О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ»

Вопрос. Иностранные консультационные фирмы, не состоящие на налоговом учете в РФ, оказывают консультационные услуги российской организации. Российская организация оплачивает данные услуги за счет средств займов Международного банка реконструкции и развития. По условиям кредитования средства займов не могут быть направлены на уплату налогов.

Просим разъяснить порядок налогообложения по НДС указанных услуг.

Каков порядок исчисления НДС, если иностранные компании в стоимости оказанных услуг НДС не учитывают?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 4 июня 2002 года № 04-01-10/2-57

Министерство финансов РФ сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 146 части второй Налогового кодекса РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость является реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ.

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 Кодекса местом реализации консультационных услуг для целей уплаты налога на добавленную стоимость признается место осуществления деятельности покупателя таких услуг. Поэтому местом реализации консультационных услуг, оказываемых российской организации иностранными консультационными фирмами, считается территория РФ.

На основании изложенного консультационные услуги облагаются налогом на добавленную стоимость на территории РФ.

Статьей 161 Кодекса установлено, что при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория РФ, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма дохода от реализации услуг с учетом налога на добавленную стоимость и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим услуги у иностранного лица.

В случае если иностранные консультационные фирмы, оказывающие консультационные услуги, в стоимости услуг не учитывают суммы налога на добавленную стоимость, то

для исчисления суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, следует применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 20% к стоимости таких услуг без учета налога. В этом случае исчисленный налог на добавленную стоимость уплачивается в бюджет не за счет средств, подлежащих перечислению иностранным организациям, а за счет других источников.

Ссылки на нормативные акты

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001)

Вопрос. В российской организации работают граждане Республики Беларусь вахтовым методом. Поскольку указанные граждане находятся на территории РФ менее 183 дней в течение налогового периода, они не являются налоговыми резидентами РФ.

Подлежат ли доходы данных граждан обложению налогом на доходы физических лиц в РФ? Если да, то по какой ставке?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 5 июня 2002 года № 04-04-06/109

Департамент налоговой политики сообщает следующее.

В соответствии со ст. 207 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, при получении дохода от источников в РФ. При этом к физическим лицам относятся на основании ст. 11 Кодекса граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Доходы, получаемые физическими лицами за выполнение трудовых обязанностей на территории РФ, в соответствии со ст. 208 Кодекса рассматриваются для целей налогообложения как доходы от источников в РФ. Следовательно, граждане Республики Беларусь, не являющиеся российскими налоговыми резидентами и получающие доходы за выполнение трудовых обязанностей в РФ, будут являться налогоплательщиками налога на доходы физических лиц. Удержание налога с доходов указанных лиц производится на основании п. 3 ст. 224 Кодекса по ставке 30%.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2001 «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 29.12.2001)

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Каков порядок уведомления об уплате налогов иностранных физических лиц, а также граждан России, постоянно проживающих за ее пределами, имеющих в собственности расположенное на территории Российской Федерации недвижимое имущество?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона РФ от 09.12.91 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» и п. 12 разд. IV Инструкции МНС России от 02.11.1999 № 54 по применению этого Закона исчисление налогов производится налоговыми органами по месту нахождения объектов налогообложения .

Согласно ст. 52 части первой Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Следовательно, если иностранные физические лица или граждане России, постоянно проживающие за ее пределами, являются плательщиками налога на имущество физических лиц, то налоговые органы по месту нахождения объектов налогообложения направляют налоговые уведомления законным или уполномоченным представителям этих налогоплательщиков в порядке, предусмотренном вышеназванной статьей Кодекса.

Если налоговые органы не имеют данных о законных или уполномоченных представителях, то налоговые уведомления направляют по адресу объекта налогообложения. В случае неисполнения обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества данного налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

C.B. ЖУКОВА

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты

ЗАКОН РФ от 09.12.91 № 2003-1 (ред. от 17.07.99)

«О НАЛОГАХ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»

ежемесячный журнал

35

ИНСТРУКЦИЯ МНС РФ от 02.11.99 № 54 «ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О НАЛОГАХ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ» (Зарегистрирована в Минюсте РФ 20.01.2000 №2057)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 29.12.2001)

Вопрос. Как уплачивается акциз на экспортную продукцию и распространяется ли на эту продукцию требование об обязательной ее маркировке?

Ответ. Особенности налогообложения при перемещении подакцизных товаров через таможенную границу РФ регулируются ст. 185 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс). В соответствии с п. 2 указанной статьи Кодекса при вывозе подакцизных товаров с таможенной территории РФ налогообложение производится в следующем порядке:

при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта за пределы таможенной территории Российской Федерации акциз не уплачивается с учетом ст. 184 Кодекса или уплаченные суммы акциза возвращаются (засчитываются) налоговыми органами РФ в порядке, предусмотренном Кодексом;

при вывозе товаров в таможенном режиме реэкспорта за пределы таможенной территории РФ уплаченные при ввозе на таможенную территорию РФ суммы акциза возвращаются налогоплательщику в порядке, предусмотренном таможенным законодательством РФ.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» алкогольная продукция, произведенная на территории РФ и предназначенная для розничной продажи, маркируется специальными марками того субъекта РФ, на территории которого осуществляется ее розничная продажа. Маркировка иной алкогольной продукции, а также маркировка иными не предусмотренными указанным Федеральным законом марками не допускается. При реализации алкогольной продукции на экспорт следует руководствоваться ст. 196 и п. 1 ст. 197 Кодекса, в соответствии с которыми хранение, транспортировка и поставка (передача) покупателям алкогольной продукции осуществляются в соответствии с условиями режимов налогового склада. Под режимом налогового склада понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговыми органами в отношении алкогольной продукции с момента окончания ее производства и (или) поступления на склад (далее — акцизный склад) до момента ее отгрузки (передачи) покупателям. Следовательно, поставку алкогольной

продукции на экспорт следует осуществлять с акцизного склада, при этом маркировки указанной продукции региональными специальными марками не требуется.

Ссылки на нормативные акты

И.Б. КРЕКНИНА

Советник налоговой службы III ранга

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2001)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.11.95 № 171-ФЗ (ред. от 29.12.2001)

«О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА,

АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ

ПРОДУКЦИИ»

(принят ГД ФС РФ 19.07.1995)

Вопрос. В организации заключен договор на поставку товаров в Белоруссию с рассрочкой платежа. Переход права собственности на товар предусмотрен при передаче товаров перевозчику (железной дороге). В целях налогообложения в организации применяется учет выручки «по отгрузке». По истечении недели с момента отгрузки товаров контрагент уведомляет поставщика о невозможности оплаты части товаров и производит возврат товаров.

Просим разъяснить, правомерно ли организация делает сторнировочные проводки по реализации товаров с последующим уменьшением налога на добавленную стоимость.

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров на территории РФ. При этом к реализации товаров на территории РФ для целей налогообложения приравнивается реализация товаров на территории Республики Беларусь (Договор о создании Союзного государства Российской Федерацией с Республикой Беларусь ратифицирован Федеральным законом от 02.01.2000 № 25-ФЗ, вступил в силу 26.01.2000). Статья 27 Договора предусматривает, что в Союзном государстве действуют единые принципы взимания налогов, не зависящие от места нахождения налогоплательщиков на его территории. Фактически данный Договор содержит декларацию о единстве экономического пространства на территории РФ и Республики Беларусь.

Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары. В рассматриваемом случае реализация товаров уже состоялась, что привело к возникновению у продавца (применяющего учетную политику «по отгрузке») объекта обложения НДС.

В соответствии с п. 5 ст. 171 НК РФ в случае возврата товаров продавцу или отказа от них суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации таких товаров, подлежат налоговым вычетам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, является счет — фактура (п. 1 ст. 169 НК РФ).

При этом в силу п. 4 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога в рассматриваемой ситуации производятся в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказа от них не позднее одного года с момента возврата или отказа.

В бухгалтерском учете операции по возврату товаров могут отражаться проводками сторно.

Ссылки на нормативные акты

А.Е. АНОХИН Советник налоговой службы II ранга

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2001)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.01.2000 № 25-ФЗ «О РАТИФИКАЦИИ ДОГОВОРА О СОЗДАНИИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА» (принят ГД ФС РФ 13.12.99)

ДОГОВОР между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.99 «О СОЗДАНИИ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 29.12.2001)

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопрос. Организация, определяющая доходы и расходы при исчислении налога на прибыль по методу начисления, приобретает сырье и материалы, используемые в производстве товаров. Цена сырья и материалов выражена в иностранной валюте. При этом оплата по договору производится в рублях по курсу иностранной валюты после передачи сырья и материалов в производ-

Ответ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ расходы на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров, относятся к материальным расходам организации. Стоимость товарно — материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета сумм налогов, подлежащих вычету либо включаемых в расходы в соответствии с настоящим Кодексом), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям,

ство. В каком порядке для целей на логообложения прибыли учитыва ются суммовые разницы, возника ющие при изменении курса иност ранной валюты к рублю?

ввозные таможеные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей (п. 2 ст. 254 НК РФ).

При применении организацией метода начимления для определения доходов и расходов датой осуществления материальных расходов признается дата передачи в производство сырья и материалов — в части сырья и материалов, приходящихся на произведенные товары (работы, услуги) (п. 2 ст. 272 НК РФ).

Таким образом, по нашему мнению, можно сделать вывод, что если сырье и материалы, полученные организацией, будут переданы в производство и на их основе будут выпущены готовые товары до момента оплаты сырья и материалов, то для целей налогового учета будет принята их стоимость, рассчитанная на основе курса иностранной валюты, установленного ЦБ РФ на дату передачи сырья и материалов в производство. Суммовая разница, возникшая после оплаты сырья и материалов, использованных в производстве, относится к внереализационным расходам (доходам) налогоплательщика (п. 11.1 ст. 250, подп. 5. 1 п. 1 ст. 265, п. 7 ст. 271 ЦК РФ).

А.И. ДЫБОВ

Ссылки на нормативные акты

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 29.05.2002)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

Вопрос. Может ли физическое лицо вывезти из РФ памятные монеты, являющиеся валютой РФ?

Ответ. В соответствии с Положением Банка России от 10.09.93 № 02029/32, Минфина России от 17.09.93 № 11-05-02, ГТК России от 20.09.93 № 01-20/9525 «О порядке вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию памятных монет из недрагоценных и драгоценных металлов, являющихся валютой Российской Федерации» вывоз физическими лицами (резидентами и нерезидентами) памятных монет из недрагоценных металлов, являющихся валютой РФ, разрешается в количестве не более 10 шт. на одно лицо и на одну поездку без представления обязательства об обратном ввозе.

В отношении вывоза физическим лицами памятных монет из драгоценных металлов, являющихся валютой РФ, действует порядок, установленный Указом Президента РФ от 21.06.2001 № 742 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных ме-

таллов и драгоценных камней» (п. 48). В соответствии с данным порядком физические лица (резиденты и нерезиденты) могут вывозить из РФ не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности драгоценные металлы и драгоценные камни (в том числе монеты из драгоценных металлов) в числе иных вывозимых товаров, порядок вывоза которых регулируется законодательством РФ, при условии, что общая стоимость вывозимых товаров не превышает 10 ООО дол. США.

Ссылки на нормативные акты

ПРИКАЗ ГТК РФ от 04.11.93 № 453 «О ПОРЯДКЕ ВВОЗА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И ВЫВОЗА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПАМЯТНЫХ МОНЕТ ИЗ НЕДРАГОЦЕННЫХ И ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ» (вместе с ПОЛОЖЕНИЕМ, утв. ЦБ РФ 10.09.93 № 02-29/32,

Минфином РФ 17.09.93 № 11-05-02, ГТК РФ 20.09.93 №01-20/9525)

УКАЗ Президента РФ от 21.06.2001 № 742 «О ПОРЯДКЕ ВВОЗА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И ВЫВОЗА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ»

Вопрос. Кате базовые суммы, установленные Федеральным законом от 19.06.2000 № 82-ФЗ «Оминимальном размере оплаты труда», применяются при расчете норм пропуска рублевой наличности при ее перемещении физическими лицами через границу Российской Федерации?

Ответ. Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (далее — Федеральный закон) не содержит прямых норм, устанавливающих базовые суммы для исчисления норм пропуска ввозимой и вывозимой физическими лицами валюты РФ. Вместе с тем систематическое толкование положений Федерального закона позволяет говорить о следующем.

Минимальный размер оплаты труда, установленный ст. 1, в соответствии со ст. 3 применяется исключительно для регулирования отношений, связанных с исполнением физическими лицами трудовых обязанностей (трудовых правоотношений).

Статьей 4 Федерального закона установлены базовые суммы, применяемые для целей регулирования правоотношений в области социального обеспечения физических лиц, напрямую не связанных с выполнением ими трудовых обязанностей.

Абзацем 2 ст. 5 Федерального закона определен порядок исчисления платежей по гражданско-правовым (то есть связанным с исполнением гражданско-правовых договоров или вытекающих из внедоговорных гражданских правоотношений).

Таким образом, базовые суммы, установленные ст. 1, 4 и абз. 2 ст. 5 Федерального закона, не могут применяться к отношениям, связанным с правами физических лиц по перемещению валюты РФ через границу РФ, так как правила ее перемещения, установленные таможенным и валютным законодательством, представляют из себя административно-властное предписание государства, выраженное нормами административного права.

Таким образом, исходя из общих начал и смысла административного законодательства для рассматриваемых целей применяются базовые суммы, установленные абз. 1 ст. 5 Федерального закона, так как указанные суммы можно рассматривать для целей применения к отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой.

Ссылки на нормативные акты

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 29.04.2002)

«О МИНИМАЛЬНОМ РАЗМЕРЕ ОПЛАТЫ ТРУДА» (принят ГД ФС РФ 02.06.2000)

Вопрос. Требуется ли оформление паспорта сделки при перемещении драгоценных металлов и драгоценных камней через границу Российской Федерации с Республикой Белоруссия?

Ответ. В соответствии с приказом ГТК России от 22.08.2001 № 833 «О таможенном оформлении драгоценных металлов и драгоценных камней» драгоценные металлы и драгоценные камни, вывозимые из РФ в Республику Белоруссия и ввозимые из Республики Белоруссия в РФ, подлежат таможенному оформлению на специализированных таможенных постах в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ.

Порядок декларирование товаров (в том числе драгоценных металлов и драгоценных камней), установленный инструкцией «О порядке заполнения грузовой таможенной декларации», утвержденной приказом ГТК России от 16.12.98 № 848, и Особенности таможенного оформления слитков аффинированного золота и серебра, вывозимых кредитными организациями, установленные приказом ГТК России от 18.12.2001 № 1186, предусматривают заявление на бланке грузовой таможенной декларации сведений, необходимых для целей валютного контроля, включая информацию о реквизитах паспорта сделки, если перемещение указанных товаров через таможенную границу РФ осуществляется в соответствии с договором, на который распространяются требования оформления паспорта сделки.

Таким образом, при перемещении драгоценных металлов и драгоценных камней через таможенную границу РФ с Республикой Белоруссия необходимо оформление паспортов сделок в соответствии с установленным порядком.

Ссьигки на нормативные акты

ПРИКАЗ ГТК РФ от 22.08.2001 № 833 (ред. от 20.12.2001)

«О ТАМОЖЕННОМ ОФОРМЛЕНИИ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 19.10.2001 № 2981)

ПРИКАЗ ГТК РФ от 16.12.98 № 848

(ред. от 09.08.2001, с изм. от 10.09.2001)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ

ЗАПОЛНЕНИЯ ГРУЗОВОЙ

ТАМОЖЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 05.02.99 № 1699)

ПРИКАЗ ГТК РФ от 18.12.2001 № 1186 «О ТАМОЖЕННОМ ОФОРМЛЕНИИ АФФИНИРОВАННОГО ЗОЛОТА И СЕРЕБРА, ЭКСПОРТИРУЕМОГО КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 22.01.2002 № 3176)

Вопрос. Может ли кредитная организация осуществить экспорт слитков аффинированного золота и серебра, собственником которых не является, по контракту размещения (п. 1. 1.1 Положения Банка России и ГТК России от 16.08.2001 № 148-П, 01-11/22) на свой металлический счет в иностранном банке с последующей реализацией по договору купли-продажи?

Ответ. Нет. В соответствии с п. 15 Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденного Указом Президента РФ от 21.06.2001 № 742, кредитные организации имеют право осуществлять экспорт слитков аффинированного золота и серебра, собственниками которых они не являются, только в отношении указанных слитков, реализуемых ими на внешнем рынке по договорам комиссии, заключенным с собственниками этих слитков.

В соответствии с п. 1. 1.1 Положения Банка России и ГТК России от 16.08.2001 № 148-П, 01-11/22 «Об осуществлении таможенно-банковского валютного контроля за экспортом кредитными организациями аффинированного золота и серебра» договор комиссии, заключенный с собственником реализуемых кредитными организациями на внешнем рынке слитков, является частным случаем контракта реализации. Таким образом, экспорт указанных слитков может быть осуществлен кредитной организацией только по контракту реализации.

Ссылки на нормативные акты

«ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТАМОЖЕННО-БАНКОВСКОГО ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ЗА ЭКСПОРТОМ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ АФФИНИРОВАННОГО ЗОЛОТА И СЕРЕБРА»

(утв. ЦБ РФ № 148-п, ГТК РФ № 01-11/22 16.08.2001) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.10.2001 № 2996) УКАЗ Президента РФ от 21.06.2001 № 742 «О ПОРЯДКЕ ВВОЗА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И ВЫВОЗА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЬГХ КАМНЕЙ»

Вопрос. Необходимо ли при таможенном оформлении драгоценных металлов и драгоценных камней, ввозимых в РФ и вывозимых из РФ организациями и индивидуальными предпринимателями, представление лицензии на осуществление соответствующей деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями на территории РФ?

Ответ. В феврале 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в соответствии с которым деятельность в области производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней не входит в перечень видов деятельности, для осуществления которых требуются лицензии (п. 1 ст. 17). Лицензирование видов деятельности, не указанных в п. 1 ст. 17 данного Федерального закона, прекращается со дня вступления в силу данного Федерального закона (п. 2 ст. 18).

Учитывая положения данного Закона, таможенное оформление драгоценных металлов и драгоценных камней, ввозимых и вывозимых организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с действующим законодательством, осуществляется без представления лицензии на соответствующий вид деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Необходимым условием такого оформления является наличие акта государственного контроля Минфина России, содержащего номер и дату свидетельства, выданного соответствующей территориальной государственной инспекцией пробирного надзора, о постановке указанной организации (индивидуального предпринимателя) на специальный учет (письмо ГТК России от 12.10.2001 №01-06/41178).

Исключением являются кредитные организации, на деятельность которых не распространяется действие упомянутого Закона. Обязательным условием таможенного оформления экспортируемых кредитными организациями в соответствии с действующим законодательством драгоценных металлов является наличие у них лицензии Банка России на совершение операций с драгоценными металлами (п. 15 Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденного Указом Президента РФ от 21.06.2001 № 742, приказ ГТК России от 18.12.2001 № 1186).

Ссылки на нормативные акты

ПРИКАЗ ГТК РФ от 18.12.2001 № 1186 «О ТАМОЖЕННОМ ОФОРМЛЕНИИ АФФИНИРОВАННОГО ЗОЛОТА И СЕРЕБРА,

ЭКСПОРТИРУЕМОГО КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 22.01.2002 № 3176)

УКАЗ Президента РФ от 21.06.2001 № 742 «О ПОРЯДКЕ ВВОЗА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И ВЫВОЗА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.08.2001 № 128-ФЗ (ред. от 13.03.2002)

«О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

(принят ГД ФС РФ от 13.07.2001)

<ПИСЬМО> ГТК РФ от 12.10.2001 №01-06/41178 «О ВВОЗЕ И ВЫВОЗЕ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ»

Вопрос. Физическим лицом приобретен слиток аффинированного золота на законных основаниях в российском коммерческом банке. Может ли физическое лицо вывезти из РФ данный слиток?

Ответ. В соответствии с Указом Президента РФ от 21.06.2001 № 742 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней» физические лица (резиденты и нерезиденты) могут вывозить из РФ в пределах стоимостной квоты (10 000 дол. США) не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности драгоценные металлы и драгоценные камни в числе иных вывозимых товаров, порядок вывоза которых регулируется законодательством РФ.

Таким образом, физическое лицо может вывезти из РФ приобретенный на законных основаниях в российском банке слиток аффинированного золота при условии, что его стоимость в совокупности со стоимостью иных вывозимых товаров не превышает 10 000 дол. США.

Ссылки на нормативные акты

УКАЗ Президента РФ от 21.06.2001 № 742 «О ПОРЯДКЕ ВВОЗА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И ВЫВОЗА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ»

Вопрос. Изменились ли правила вывоза из РФ иностранной валюты физическими лицами в связи с внесением изменений в Положение Бан-

Ответ. Нет. Положением Банка России и ГТК России от 24.01.2002 № 177-П, 01-100/1 внесены изменения в формулировку п. 2. 2 Положения Банка России и ГТК России от 12.01.2000 № 105-П, 01-100/1 «О порядке вывоза физи-

ка России и ГТК России от 12.01.2000 № 105-П, 01-100/1 «О порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты»?

ческими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты» (далее — Положение), уточняющие порядок вывоза наличной валюты физическими лицами — резидентами. В частности, разъяснено, что при вывозе валюты в сумме до 10 ООО дол. США разрешительные документы представляются только на сумму, превышающую 1500 дол. США. Указанный порядок существовал и до внесения изменений в Положение и был разъяснен письмом ГТК России от 24.05.2000 № 13-15/13704.

Л.М. СИМОНОВА

Ссылки на нормативные акты

«ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ВЫВОЗА ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАЛИЧНОЙ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ»

(утв. ЦБ РФ № 105-П, ГТК РФ № 01-100/1 12.01.2000) (ред. от 24.01.2002)

(Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.02.2000 № 2073)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<ПИСЬМО> ГТК РФ от 24.05.2000 № 13-15/13704 «О ПРИМЕНЕНИИ СОВМЕСТНОГО ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ И ГТК РОССИИ ОТ 12.01.2000 № 105-П И №01-100/1 (СООТВЕТСТВЕННО)» «ПОЛОЖЕНИЕ О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛОЖЕНИЕ БАНКА РОССИИ И ГТК РОССИИ «О ПОРЯДКЕ ВЫВОЗА ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НАЛИЧНОЙ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ» ОТ 12 ЯНВАРЯ 2000 ГОДА № 105-П И № 01-100/1 (СООТВЕТСТВЕННО)»

(утв. ЦБ РФ № 177-П, ГТК РФ № 01-100/1 24.01.2002) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2002 № 3239)

Вопрос. Вправе ли таможенные органы РФ запросить дополнительные сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенной декларации, представленных документах, и для иных таможенных целей, в том числе документы, выдаваемые зарубежными таможенными органами?

Ответ. Частью 2 ст. 174 Таможенного кодекса РФ установлено право таможенного органа РФ запросить дополнительные сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенной декларации, представленных документах, и для иных таможенных целей. Перечень таких документов и дополнительных сведений определяется ГТК России.

Кроме того, в соответствии с п. 2. 8 Временных правил приема, регистрации и хранения таможенных деклараций, утвержденных приказом ГТК России от 28.11.94 № 624 (зарегистрирован Минюстом России 09.12.94 № 743), должностное лицо таможенного органа, производящее таможенное оформление, вправе потребовать от декларанта представить дополнительные документы, необходимые для та-

моженных целей. Перечень таких документов устанавливается таможенными органами исходя из целей таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, и доводится до декларантов и иных заинтересованных лиц в письменном виде.

При этом в случае возложения на лицо обязанности представить таможенному органу РФ оригинал документа, выдаваемого зарубежными таможенными органами, таможенными органами учитывается наличие у лица объективной возможности представить такой документ, обусловленной нормами законодательства соответствующего государства.

Ссылки на нормативные акты

«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ»

(утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1)

(ред. от 10.02.99, с изм. от 10.01.2002)

ПРИКАЗ ГТК РФ от 28.11.94 № 624 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННЫХ ПРАВИЛ ПРИЕМА, РЕГИСТРАЦИИ, ХРАНЕНИЯ ГТД» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 09.12.94 № 743)

Вопрос. На основании каких положений законодательных актов исчисляется дата уплаты таможенных платежей в отношении новых транспортных средств, ввозимых в РФ в рамках упрощенного, льготного порядка, предусмотренного ст. 109 Таможенного кодекса РФ? Как определяется дата уплаты таможенных платежей (пошлин, налогов) в данном случае? Что будет являться в данном случае налоговой базой для исчисления таможенных платежей?

Ответ. В соответствии с ч. 2 ст. 5 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ) в таможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом РФ, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными актами законодательства РФ.

Статья 119 ТК РФ устанавливает, что при перемещении через таможенную границу РФ товаров не для коммерческих целей таможенные платежи уплачиваются одновременно с принятием таможенной декларации.

Порядок перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу РФ и уплаты таможенных платежей регулируется Положением о еремещении товаров физическими лицами через таможенную граниуц РФ , утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.07.99 № 783, и принятым в целях его реализации приказом ГТК России от 24.11.99 № 814 «Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации» (зарегистрирован Минюстом России 18.02.2000 №2125).

Указанные подзаконные правовые акты не определяют дату исчисления уплаты совокупного таможенного платежа в отношении ввозимых новых транспортных средств (транспортных средств, с момента выпуска которых прошло

3 года и менее) и транспортных средств, с момента выпуска которых прошло более 3 лет.

В этой связи при исчислении совокупного таможенного платежа на основании таможенной стоимости транспортного средства, определенной в соответствии с Правилами перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу РФ (п. 4. 6) подлежит применению ч. 2 ст. 5 ТК РФ. Кроме того, с учетом ч. 2 ст. 2 Налогового кодекса РФ для таможенных целей налоговой базой исчисления таможенных платежей является таможенная стоимость, поскольку иное не установлено НК РФ.

Ссылки на нормативные акты

«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ»

(утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1)

(ред. от 10.02.99, с изм. от 10.01.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 29.12.2001)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 10.07.99 № 783 (ред. от 30.11.2001)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРИКАЗ ГТК РФ от 24.11.99 № 814 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В УПРОЩЕННОМ, ЛЬГОТНОМ ПОРЯДКЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 18.02.2000 № 2125)

Вопрос. Каковы особенности таможенного оформления иностранных транспортных средств, совершающих перевозки грузов и пассажиров в РФ, в том числе нерегулярные? Какие акты законодательства РФ по таможенному делу регулируют эти вопросы?

Ответ. Основными актами, регулирующими в настоящее время порядок перемещения транспортных средств через таможенную границу РФ, являются:

- Таможенный кодекс РФ;

- Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»;

- постановление Правительства РФ «О временном ввозе (вывозе) транспортных средств»;

- приказ ГТК России от 02.03.95 № 137 «Об утвержде-

нии Временных правил регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории РФ сроком до 6 месяцев» (зарегистрирован Минюстом России 18.04.95 № 836);

- приказ ГТК России от 16.12.98 № 848 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации» (зарегистрирован Минюстом России 05.02.99 № 1699);

- приказ ГТК России от 31.07.2001 № 744 «О временном ввозе (вывозе) транспортных средств» (зарегистрирован Минюстом России 30.08.2001 №2913).

По вопросу таможенного оформления временно ввозимых на таможенную территорию РФ воздушных судов, осуществляющих нерегулярные полеты, зарегистрированных на территории иностранного государства за иностранным лицом, ГТК России издано письмо от 18.10.2001 № 01-06/41946 «Об особенностях таможенного оформления воздушных судов».

Статьей 2 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» установлено, что транспортные средства, используемые при договоре о международной перевозке товаров, не являются товаром.

В соответствии с п. 4 ст. 18 Таможенного кодекса РФ транспортные средства — любые транспортные средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование.

Перемещение транспортных средств через таможенную границу РФ осуществляется в соответствии с таможенными режимами, применимыми к транспортным средствам (ст. 107 ТК РФ).

В соответствии со ст. 168, 169 ТК РФ транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ, подлежат декларированию путем заявления по установленной форме точных сведений о них, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Статьей 170 ТК РФ установлено, что транспортные средства, перевозящие товары, декларируются одновременно с товарами, за исключением следующих случаев:

- морские, речные и воздушные суда декларируются в порту или аэропорту прибытия на таможенную территорию РФ либо в порту или аэропорту отправления с таможенной территории РФ;

- порожние транспортные средства и транспортные средства, перевозящие пассажиров, декларируются при пересечении таможенной границы РФ.

Согласно п. 11 Положения об особенностях правового регулирования таможенного режима временного ввоза (вывоза), применяемого к транспортным средствам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.07.2001 № 517 «О временном ввозе (вывозе) транспортных средств» (да-

лее — Положение), таможенное оформление транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ без обложения таможенными пошлинами и налогами, производится в упрощенном порядке, при котором таможенными органами РФ принимаются в качестве таможенной декларации стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Данное положение также закреплено в п. 2. 3 приказа ГТК России от 16.12.98 № 848 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации».

При ввозе транспортного средства на таможенную территорию РФ полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов предоставляется при соблюдении условий, предусмотренных п. 2 Положения, при вывозе — при условии что транспортные средства находятся в свободном обращении на таможенной территории РФ и зарегистрированы на имя российского лица независимо от того, какими лицами и в каких целях они будут использоваться за пределами таможенной территории Российской Федерации (пп. 7, 8 Положения).

При переходе права собственности на временно ввезенное на таможенную территорию РФ транспортное средство к российскому лицу это российское лицо несет обязанность по таможенному оформлению данного транспортного средства в соответствии с установленным порядком (то есть с подачей ГТД).

В соответствии с Временными правилами регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории РФ сроком до 6 месяцев, регистрации и учету таможенными органами подлежат автомототранспор-тные средства и другие виды самоходной и несамоходной техники, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, зарегистрированные в других странах и ввозимые на таможенную территорию РФ на срок до 6 месяцев в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и транзита, независимо от их принадлежности и страны вывоза.

Ссылки на нормативные акты

«ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ»

(утв. ВС РФ 18.06.93 № 5221-1)

(ред. от 10.02.99, с изм. от 10.01.2002)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.10.95 № 157-ФЗ (ред. от 10.02.99)

«О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (принят ГД ФС РФ 07.07.95)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 06.07.2001 № 517

«О ВРЕМЕННОМ ВВОЗЕ (ВЫВОЗЕ)

ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

(вместе с «ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ

ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО

РЕЖИМА ВРЕМЕННОГО ВВОЗА (ВЫВОЗА),

ПРИМЕНЯЕМОГО К ТРАНСПОРТНЫМ

СРЕДСТВАМ»)

ПРИКАЗ ГТК РФ от 02.03.95 № 137 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННЫХ ПРАВИЛ РЕГИСТРАЦИИ И УЧЕТА ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ В ДРУГИХ СТРАНАХ И ВРЕМЕННО НАХОДЯЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СРОКОМ ДО 6 МЕСЯЦЕВ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 18.04.95 № 836)

ПРИКАЗ ГТК РФ от 16.12.98 № 848

(ред. от 09.08.2001, с изм. от 10.09.2001)

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ

ЗАПОЛНЕНИЯ ГРУЗОВОЙ ТАМОЖЕННОЙ

ДЕКЛАРАЦИИ»

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 05.02.99 № 1699)

ПРИКАЗ ГТК РФ от 31.07.2001 № 744 «О ВРЕМЕННОМ ВВОЗЕ (ВЫВОЗЕ) ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 30.08.2001 №2913)

<ПИСЬМО> ГТК РФ от 18.10.2001 №01-06/41946 (с изм. от 28.01.2002)

«ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ»

Вопрос. Какие еще, кроме таможенных органов РФ, государственные учреждения или органы занимаются физическим досмотром товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, на постоянной основе? В каких случаях и на основании каких актов это происходит?

Ответ. 1. В соответствии с Федеральным законом «О карантине растений», определяющим основы правового регулирования в области обеспечения карантина растений на территории РФ и направленным на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, ввоз на территорию РФ подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) разрешается, если на указанную продукцию имеются документы на ее ввоз, а также документы, удостоверяющие соответствие такой продукции требованиям международных договоров РФ, касающихся ка-

рантина растений, правил и норм обеспечения карантина растений. Запрещается ввоз на территорию РФ подкаран-тинной продукции (подкарантинного материала, подкаран-тинного груза), зараженной карантинными объектами (за исключением случаев, предусмотренных правилами и нормами обеспечения карантина растений), а также подкаран-тинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), если при ее ввозе нарушаются правила и нормы обеспечения карантина растений. Ввоз на территорию РФ подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) разрешается только в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, в которых имеются оборудованные в соответствии с требованиями правил и норм обеспечения карантина растений пограничные пункты карантина растений. Подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз), ввозимая на территорию РФ, подлежит обязательному государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру.

Ввозимая на территорию РФ подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) подлежит первичному государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру, в пунктах пропуска через Государственную границу РФ и вторичному государственному карантинному фитосанитарному контролю, в том числе досмотру, в местах назначения.

2. В соответствии с Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов», регулирующим отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека, в пунктах пропуска через Государственную границу РФ и пунктах таможенного оформления пищевых продуктов, материалов и изделий, ввоз которых осуществляется на территорию РФ, должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный ветеринарный надзор и государственный фитосанитарный контроль, в соответствии со своей компетенцией проводят досмотр таких пищевых продуктов, материалов и изделий, проверку их товарно-сопроводительных документов и принимают решение о возможности оформления ввоза таких пищевых продуктов, материалов и изделий на территорию РФ. В случае если пищевые продукты, материалы и изделия, ввоз которых осуществляется на территорию РФ, вызывают у должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпи-демиологический надзор, государственный ветеринарный надзор и государственный фитосанитарный контроль, обоснованные сомнения в безопасности таких пищевых продуктов, материалов и изделий, указанные лица принимают решение о временном приостановлении оформления ввоза на территорию РФ таких пищевых продуктов, материалов и изделий. В случае если пищевые продукты, материалы и изделия, ввоз которых осуществляется на территорию РФ, признаются опасными, должностные лица, осуществляющие го-

сударственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный ветеринарный надзор и государственный фи-тосанитарный контроль, запрещают ввоз таких пищевых продуктов, материалов и изделий на территорию РФ и делают отметку в их товарно-сопроводительных документах о том, что такие пищевые продукты, материалы и изделия опасны для здоровья человека и не подлежат реализации. Владелец опасных пищевых продуктов, материалов и изделий обязан в течение десяти дней вывезти их за пределы территории РФ.

В случае если опасные пищевые продукты, материалы и изделия в установленный срок не вывезены за пределы территории РФ, они конфискуются в соответствии с законодательством РФ, направляются на экспертизу, в соответствии с результатами которой утилизируются или уничтожаются.

3. В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения имеют право проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам.

4. В соответствии с Федеральным законом «О наркотических средствах и психотропных веществах», устанавливающим правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности, должностные лица органов внутренних дел, таможенных органов, органов пограничной службы, органов федеральной службы безопасности при осуществлении контроля за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров вправе производить досмотр граждан, почтовых и багажных отправлений, транспортных средств и перевозимых грузов при наличии достаточных оснований полагать, что осуществляются незаконные хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

5. В соответствии с Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации» пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу включает осуществление пограничного контроля (проверку оснований для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, досмотр транспортных средств, грузов и товаров в целях обнаружения и задержания нарушителей правил

пересечения Государственной границы, перемещаемых грузов, товаров и животных, которые запрещены законодательством РФ к ввозу в РФ или вывозу из РФ), а при необходимости также таможенного, иммиграционного, санитарно-карантинного, ветеринарного, фитосанитарного, транспортного и других видов контроля.

Должностные лица транспортных предприятий, организаций, владельцы транспортных средств обязаны по требованию представителей органов и войск Федеральной пограничной службы РФ вскрывать для досмотра опломбированные (опечатанные) вагоны, автомобили, трюмы и иные помещения транспортных средств и перевозимые на них грузы.

Органы и войска Федеральной пограничной службы РФ в пределах приграничной территории имеют право: находиться на любых участках местности и передвигаться по ним при исполнении служебных обязанностей; требовать от владельцев, пользователей земельных участков в пограничной зоне выделения мест для передвижения пограничных нарядов, оборудования и содержания в надлежащем состоянии проходов через ограждения, переходов через другие препятствия; сопровождать российские и иностранные суда и иные транспортные средства и располагать на них пограничные наряды; в целях предотвращения и пресечения нарушений режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу проверять необходимые документы у лиц и документы транспортных средств, производить досмотр (осмотр) транспортных средств и перевозимых на них грузов; осуществлять пограничными нарядами задержание и личный досмотр лиц, в отношении которых имеются основания подозревать их в нарушении режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, доставление таких лиц в расположение подразделений, частей органов и войск Федеральной пограничной службы РФ или иные места для выяснения обстоятельств нарушения; останавливать, осматривать и задерживать пограничными кораблями российские и иностранные суда, допустившие нарушения указанных режимов, и доставлять (конвоировать) их в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения. Во время осмотра и конвоирования судна работа его радиостанций не допускается. О каждом случае осмотра, задержания судна составляется протокол. К протоколу задержания судна прилагаются изъятые у капитана судовые и грузовые документы.

К.Л. КУРОЧКИН

Ссылки на нормативные акты

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О КАРАНТИНЕ РАСТЕНИЙ» (принят ГД ФС РФ 05.07.2000)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О КАЧЕСТВЕ И БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ» (принят ГД ФС РФ 01.12.99)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.03.99 № 52-ФЗ (ред. от 30.12.2001)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ» (принят ГД ФС РФ 12.03.99)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.01.98 № З-ФЗ «О НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВАХ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВАХ» (принят ГД ФС РФ 10.12.97)

ЗАКОН РФ от 01.04.93 №4730-1 (ред. от 24.03.2001)

«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.