Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Согласно п. 16 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 №26н) оценка объекта основных средств, стоимость которого при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату принятия объекта к бухгалтерскому учету.

Означает ли это, что стоимость объекта основных средств при списании затрат на его приобретение со счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» на счет 01 «Основные средства» в случае изменения курса иностранной валюты должна быть пересчитана, либо «принятие объекта к учету» подразумевает отражение объекта на счете 08 Вложения во внеоборотные активы» и не влечет необходимости пересчета стоимости в случае изменения курса иностранной валюты?

Если стоимость объекта должна быть пересчитана, то как будет учитываться полученная разница при налогообложении прибыли в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ и как будет определяться первоначальная стоимость основного средства в целях налогового учета: с учетом разницы или без?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 19 ноября 2003 г. № 04-02-05/2/101

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и в целях обложения налогом на прибыль сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, — как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 Кодекса), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с Кодексом.

Согласно п. 2 ст. 257 Кодекса первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.

В соответствии с гл.25 Кодекса налогоплательщик ведет налоговый учет для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, установленным Кодексом.

В случае если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налогооблагаемой базы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

Статьей 8 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что бухгалтерский

учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте Российской Федерации — в рублях.

Первичные документы, на основе которых составляются аналитические регистры налогового учета, должны соответствовать требованиям, установленным ст. 9 указанного выше Закона.

Таким образом, налоговый учет основных средств для определения налоговой базы по налогу на прибыль ведется в рублях. В целях налогообложения пересчет первоначальной стоимости производится только в случаях, указанных в п. 2 ст. 257 Кодекса.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ

Вопрос. Организация пользуется услугами иностранного перевозчика, не состоящего на налоговом учете в РФ, в целях перевозки импортируемых товаров с территории иностранного государства на территорию РФ. Перевозка осуществляется автомобильным или железнодорожным транспортом. Перевозчик не является поставщиком.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС являются обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. Критерии определения места реализации работ, услуг в целях признания объекта налогообложения по НДС установлены в ст. 148 НК РФ. Согласно подп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ, услуг признается территория РФ, если работы, услуги связаны с движимым имуществом, находящимся на территории РФ. Исходя из данной нормы, перевозка грузов иностранным перевозчиком подлежит обложению НДС только в части перевозки по территории РФ.

При этом в абз. 2 п. 2 ст. 148 НК РФ указано, что местом осуществления деятельности организации, оказывающей услуги по перевозке (и, как следствие, местом реализации работ, услуг) не призна-

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 10 декабря 2003 г. № 04-03-08/54

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по перевозке импортируемых в Российскую Федерацию товаров, оказываемых иностранной организацией, и сообщает следующее.

Как правомерно указано в письме, в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен ст. 148 Кодекса. Так, согласно подп. 5 п. 1 данной статьи местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если деятельность организации, которая выполняет работы (оказывает услуги), осуществляется на территории Российской Федерации. Данным пунктом предусмотрены также исключения из указанной нормы в отношении ряда работ (услуг), в том числе работ (услуг), связанных с движимым имуществом.

Так, подп. 2 п. 1 ст. 148 Кодекса определено, что местом реализации работ (услуг), связанных с движимым имуществом, признается территория Российской Федерации, если движимое имущество находится на территории Российской Федерации. По нашему мнению, данная норма должна применяться в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с движимым имуществом (например, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и т.п. работы (услуги)).

ется территория РФ, если перевозка осуществляется между портами, находящимися за пределами РФ. Следует ли понимать данную статью таким образом, что во всех иных случаях Россия должна признаваться местом реализации транспортных услуг?

Какую норму — подп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ или абз. 2 п. 2 ст. 148 НК РФ — следует применять организации в изложенной выше ситуации и соответствии с этим удерживать или не удерживать НДС в качестве налогового агента при оплате услуг иностранного перевозчика, не состоящего на учете в налоговых органах в РФ?

Что касается услуг по перевозке товаров, то место их реализации определяется на основании вышеуказанной нормы подп. 5 п. 1 ст. 148 Кодекса, т. е. по месту деятельности организации, оказывающей услуги. При этом согласно редакции п. 2 ст. 148 Кодекса возможны два варианта определения места деятельности организации, оказывающей такие услуги.

Во-первых, место осуществления деятельности организации, оказывающей услуги по перевозке, возможно определять в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 148 Кодекса, согласно которому местом осуществления деятельности организации, которая оказывает услуги по перевозке, территория Российской Федерации не признается только в том случае, если перевозка осуществляется между портами, находящимися за пределами территории Российской Федерации. Поэтому данную норму, в принципе, следует применять в отношении услуг по перевозке, оказываемых только морским или воздушным транспортом.

Во-вторых, место деятельности организации, оказывающей услуги по перевозке, возможно определять на основании абз.1 п. 2 ст. 148 Кодекса. На основании этой нормы местом реализации услуг по перевозке импортируемых в Российскую Федерацию товаров, оказанных иностранной организацией, не имеющей постоянного представительства в Российской Федерации, территория Российской Федерации являться не будет, и такие услуги не следует признавать объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. По нашему мнению, данная позиция представляется более обоснованной.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Н.А. КОМОВА

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Организация заключила трудовой договор с гражданином Швеции на срок более одного года (с 15.01.2003 по 15.07.2004). Учитываются ли в данном случае налоговые вычеты при определении налоговой базы?

Ответ. Статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Ввиду того что гражданин Швеции находится на территории Российской Федерации более 183 дней в календарном году, он признается налоговым резидентом Российской Федерации, а следовательно, вознаграждение, получаемое им в связи с осуществлением трудовой деятельности в Российской Федерации, на основании ст. 224 Кодекса подлежит обложению налогом по ставке 13%.

В соответствии с п. 3 ст. 210 Кодекса для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13%, налоговая база определяется как денежное вы-

ражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 — 221 Кодекса.

Поскольку доходы, получаемые гражданином Швеции в связи с осуществлением трудовой деятельности в Российской Федерации, являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, подлежат обложению налогом по ставке 13%, то при определении налоговой базы учитываются налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218 — 221 Кодекса.

Вопрос. Исходя из каких документов определяется налоговый статус физического лица в случае отсутствия отметки пропускного контроля в заграничном паспорте?

Ответ. Статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

В случае если отсутствуют отметки пропускного контроля в паспорте физического лица, то доказательством нахождения на территории Российской Федерации могут являться любые иные документы, которые удостоверяют фактическое количество дней пребывания в Российской Федерации, в частности, трудовой договор, заключенный с иностранным гражданином, табель учета рабочего времени и расчета заработной платы или другие формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, а также командировочное удостоверение.

Вопрос. Гражданин, являющийся налоговым резидентом России, продал жилой дом (принадлежащий ему на праве собственности), находящийся на территории Украины. Подлежит ли налогообложению в России доход, полученный данным лицом от продажи жилого дома?

Ответ. В соответствии со ст. 207 и 209 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) плательщиками налога на доходы физических лиц признаются, в частности, физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, по доходам, полученным от источников как в Российской Федерации, так и за пределами Российской Федерации.

Поскольку гражданин получил доход от продажи жилого дома, находящегося на территории Украины, то на основании подп. 5 п. 3 ст. 208 Кодекса такие доходы относятся к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Статьей 7 Кодекса установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов (от 08.02.1995) доходы, получаемые резидентом Российс-

кой Федерации от отчуждения недвижимого имущества, расположенного на Украине, а также акций, выпущенных под такое имущество, или паев в товариществах, активы которых состоят из такого имущества, могут облагаться налогом на Украине.

Таким образом, доход, полученный гражданином, являющимся налоговым резидентом России, в результате продажи жилого дома, находящегося на территории Украины, не облагается налогом на территории Российской Федерации. Налогообложение указанного дохода осуществляется в соответствии с законодательством Украины.

Вопрос. Преподаватели американского университета — граждане США планируют провести курс лекций в российских вузах. Данные лица не будут являться налоговыми резидентами Российской Федерации, так как срок их пребывания на территории России не превысит 30 дней в календарном году. Будут ли подлежать налогообложению гонорары, полученные указанными гражданами США, за проведенный ими курс лекций в российских вузах?

Ответ. Поскольку преподаватели американского университета — граждане США не являются налоговыми резидентами России, то в соответствии со ст. 207 и 209 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) они являются налогоплательщиками по доходам, полученным от источников в Российской Федерации.

Исходя из того что указанные лица получают вознаграждение за выполнение ими своих трудовых или иных приравненных к ним обязанностей на территории Российской Федерации, то на основании подп. 6 п. 1 ст. 208 Кодекса такие доходы относятся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации.

Статьей 7 Кодекса установлено, что в случае если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (от 17.06.1992) доход, получаемый физическим лицом, имеющим постоянное местожительство в Соединенных Штатах Америки, от оказания независимых личных услуг, облагается налогом только в Соединенных Штатах Америки, за исключением случаев, когда:

a) такие услуги оказываются или оказывались в Российской Федерации; и

b) доход относится к постоянной базе, которую физическое лицо регулярно имеет или имело в своем распоряжении в Российской Федерации; и

c) это физическое лицо находится или находилось в Российской Федерации в течение периода или периодов, превышающих в совокупности 183 дня в календарном году.

Термин «независимые личные услуги» включает, в частности, самостоятельную, не связанную с работой по найму, научную, литературную, артистическую, образователь-

ную или преподавательскую деятельность, а также независимую деятельность врачей, юристов, инженеров, архитекторов, стоматологов и бухгалтеров.

Таким образом, гонорары за проведенный курс лекций в российских вузах, полученные преподавателями американского университета, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, не облагаются налогом на доходы физических лиц на территории Российской Федерации.

E.H. КОВЕХ

Советник налоговой службы III ранга

Вопрос. Следует ли выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности, установленные распоряжениями Правительства Российской Федерации от 01.06.1994 № 819-р и от 03.11.1994 № 1741-р, относить к командировочным расходам и не облагать единым социальным налогом?

Ответ. Пунктом 1 ст. 236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) определено, что объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков, указанных в абз. 2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

В соответствии с п. 1 ст. 237 НК РФ при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица — работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).

Предельные размеры норм выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности, установленные распоряжениями Правительства Российской Федерации от 01.06.1994 № 819-р и от 03.11.1994 № 1741-р, не могут быть отнесены к командировочным расходам, поскольку в соответствии со ст. 166 Трудового кодекса РФ служебной командировкой является поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.

Следовательно, работа экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности является работой, имеющей разъездной характер, а не командировкой.

В отличие от командировок, носящих временный характер и ограниченных сроком, работа, связанная с разъездами или протекающая в пути, должна для работника быть постоянной, и это условие должно быть закреплено в трудовом договоре.

В связи с этим выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности являются компенсационными выплатами, связанными с особыми условиями труда в море, и относятся к расходам на оплату труда.

С учетом изложенного выше выплаты иностранной валюты взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания морского флота российских судоходных компаний и судов заграничного плавания флота рыбной промышленности подлежат обложению единым социальным налогом в общеустановленном порядке.

Т.А. САВИНА

Советник налоговой службы II ранга

Вопрос. Вправе ли российская организация при выплате авторского вознаграждения за право тиражирования и распространения книжной продукции, выпущенной украинским издательством, удерживать налог по ставке 10%, предусмотренной российско-украинским Соглашением об избежании двойного налогообложения, и при каких условиях может применяться данная ставка?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 309 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) доходы от использования или предоставления права использования любого авторского права относятся к доходам иностранных организаций от источников в Российской Федерации, не связанным с деятельностью через постоянное представительство, и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов, по ставке 20 процентов.

Вместе с тем п. 2 ст. 12 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов от 08.02.1995 допускает взимание налога с данного вида доходов в государстве-источнике. Однако взимаемый в этом случае налог не может превышать 10% валовой суммы дохода.

Таким образом, налог, удерживаемый при выплате авторского вознаграждения украинской организации, не может превышать 10% его валовой суммы.

В качестве условия, необходимого для реализации вышеуказанной нормы Соглашения, п. 3 ст. 310 Кодекса устанавливает предоставление иностранной организацией налоговому агенту документа, подтверждающего ее постоян-

ное местопребывание, который оформлен в соответствии с требованиями ст. 312 Кодекса.

Данный документ выдается компетентным органом иностранного государства, заверяется его печатью (штампом) и подлежит легализации в установленном порядке либо апостилированию. При этом в документе должен быть указан конкретный период (календарный год), в отношении которого подтверждается резидентство иностранной организации. Указанный период должен соответствовать тому периоду, за который причитаются выплачиваемые иностранной организации доходы.

Указанный документ, составленный на иностранном языке, предоставляется с переводом на русский язык в оригинале или в нотариально заверенной копии.

Вопрос. Должен ли и каким лицом уплачиваться НДС с сумм арендной платы, перечисляемой организацией — резидентом Украины резиденту Литвы, который является собственником арендуемого здания, находящегося на территории Российской Федерации, при условии того, что договор аренды заключался на территории Литвы?

Ответ. Поскольку в силу подп. 1 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации местом реализации работ (услуг), связанных непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся на территории Российской Федерации, признается территория России, суммы арендных платежей, выплачиваемых одной иностранной организаций другой, облагаются НДС в России.

Литовская организация — владелец недвижимости, находящейся на территории Российской Федерации, подлежит постановке на учет в налоговом органе на основании п. 2.4 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124, как плательщик налога на имущество, если при этом никакой другой деятельности она на территории России не ведет.

В этом случае эта организация также будет должна самостоятельно исполнять обязанности плательщика НДС по исчислению и уплате НДС со стоимости арендной платы.

Вопрос. Что является в целях гл. 21 Налогового кодекса Российской Федерации местом реализации услуг по разработке проекта, оказанных немецкой компанией на территории Германии по договору с российской организацией, 'которая осуществляет строительство больницы по данному проекту на территории иностранного государства по договору с иностранной организацией?

Ответ. Проектные услуги подпадают под действие подп. 4 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс), согласно которому местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. При этом местом деятельности покупателя указанный подпункт определяет территорию Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя на территории России на основании государственной регистрации, а при отсутствии таковой — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения ее постоянно действующего исполнительного органа или места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации, если работы выполнены (услуги оказаны) через это представительство.

Таким образом, определение места деятельности покупателя услуг Кодекс ставит, в частности, в зависимость от наличия постоянного представительства или другого обособленного подразделения, через которое покупатель осуществляет деятельность в Российской Федерации или в зарубежном государстве, а также от наличия непосредственной связи реализуемых услуг с деятельностью их покупателя, осуществляемой через обособленное подразделение. Это означает, что если покупатель услуг — резидент одного государства осуществляет деятельность на территории другого государства через отделение и приобретает услуги, перечисленные в подп. 4 п. 1 ст. 148 Кодекса, и эти услуги предназначены и фактически используются покупателем в процессе его деятельности через отделение в этом другом государстве, то в данном случае местом деятельности покупателя и, следовательно, местом реализации таких услуг будет являться территория другого государства.

В связи с тем что проектные услуги, оказанные немецкой компанией в Германии, приобретаются российской организацией для использования в ее деятельности, осуществляемой за пределами территории Российской Федерации, местом деятельности российской организации и, следовательно, местом реализации данных услуг признается иностранное государство при условии подтверждения этого соответствующими документами (контрактом, актами приемки, протоколами и иными подтверждающими документами).

И.Б. ПОКРОВСКАЯ

Советник налоговой службы I ранга

Вопрос. Может ли физическое лицо получить имущественный налоговый вычет в сумме, затраченной на покупку квартиры на Украине, при переводе соответствующей стоимости покупки в рублевый эквивалент ?

Ответ. Имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц предоставляется в сумме, израсходованной налогоплательщиком на приобретение жилого дома или квартиры, только при условии, что соответствующее жилье находится на территории Российской Федерации (подп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации).

Следовательно, в Вашем случае имущественный налоговый вычет не предоставляется.

C.B. РАЗГУЛИН

Советник налоговой службы РФ

II ранга

Вопрос. Имеет ли право организация, оказывающая на основе договоров с иностранными авиакомпаниями услуги по предпосадочному обслуживанию пассажиров в аэропортах РФ, на льготы по НДС?

Ответ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ в целях гл. 21 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ.

При этом местом осуществления деятельности покупателя считается территория РФ в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в названном подпункте, на территории РФ на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.

Документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами, и документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг) (п. 4 ст. 148 НК РФ).

Таким образом, из положений подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ следует, что налогообложение услуг осуществляется по месту деятельности их покупателя. При этом в случае признания на основе документов, установленных п. 4 ст. 148 НК РФ, что местом реализации услуг организации является территория иностранного государства, данные операции объектами налогообложения по НДС на территории РФ не признаются согласно п. 1 ст. 146 НК РФ.

E.H. СИВОШЕНКОВА

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос. Страховая организация заключает на территории Российской Федерации от имени иностранного страховщика договоры страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы Российской Федерации. Реализация данных полисов осуществляется через агентскую сеть. Облагаются ли налогом с продаж такие операции?

Ответ. В соответствии со ст. 347 гл. 27 «Налог с продаж» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налог с продаж устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статьей 349 Кодекса предусмотрено, что объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта Российской Федерации. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.

При этом ст. 350 Кодекса определен перечень операций, не подлежащих обложению налогом с продаж (осво-

божденных от налогообложения). В частности, согласно указанной статье Кодекса не подлежат налогообложению операции по реализации физическим лицам услуг, оказываемых страховщиками в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование.

Пунктом 4 ст. 8 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 предусмотрено, что посредническая деятельность, связанная с заключением на территории Российской Федерации от имени иностранных страховщиков договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы Российской Федерации, разрешается с начала страховой деятельности страховой организации, осуществляющей указанную посредническую деятельность.

Учитывая, что операции по реализации физическим лицам услуг, оказываемых страховщиками, не подлежат налогообложению, стоимость полисов страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы Российской Федерации, реализуемых за наличный расчет, налогом с продаж не облагается.

Вознаграждение, получаемое страховой организацией, а также ее агентами наличными денежными средствами за осуществление посреднических операций по реализации полисов страхования ответственности владельцев автотранспортных средств, облагается налогом с продаж в установленном порядке.

Н.Д. ЛОЗИНА

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос. Иностранная компания заключила договор простого товарищества (о совместной деятельности) с российским юридическим лицом.

Согласно договору в обязанности иностранной компании входит предоставление финансирования в виде вкладов в совместную деятельность и в виде оплаты части общих расходов по совместной деятельности.

Кроме того, в рамках совместной деятельности иностранная компания обязана оказывать содействие российскому участнику дого-

Ответ. Статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлено понятие организации. Согласно этому понятию организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).

Статьей 23 Кодекса на организации возложена обязанность встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков.

вора в поиске за рубежом спортсменов-футболистов, а также оплачивать расходы, связанные с профессиональной переподготовкой, и расходы по обеспечению социальных и жилищных условий футболистам.

На территории Российской Федерации иностранная компания не имеет ни сотрудников, ни имущества, ни лиц, представляющих интересы на основании договорных отношений с компанией.

Вышеуказанное содействие иностранной компании в рамках договора о совместной деятельности заключается исключительно в предоставлении финансирования и осуществлении каких-либо иных действий за пределами Российской Федерации.

Для этих целей на территории Российской Федерации иностранной компанией на основании документа по учету были открыты банковские счета с присвоением в налоговом органе соответствующего кода иностранной организации (КИО) и кода причины постановки на учет (КПП).

В связи с этим просим разъяснить, приводит ли такая деятельность в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах к образованию постоянного представительства иностранной компании на территории Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 83 Кодекса Министерство Российской Федерации по налогам и сборам вправе определять особенности учета иностранных организаций. Согласно названной норме МНС России приказом от 07.04.2000 № АП-3-06/124, зарегистрированным в Минюсте России 02.07.2000 № 2258, утвердило Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (далее — Положение).

Согласно п. 3.1 Положения иностранные и международные организации, деятельность которых заключается в предоставлении инвестиций, подлежат учету в налоговом органе по месту постановки на учет банка (по месту нахождения филиала), в котором ими открываются счета.

В этих целях налоговый орган выдает иностранной (международной) организации, открывающей счет в банке, Свидетельство по форме 2402ИМ с указанием КИО и КПП.

В соответствии с нормой п. 6 ст. 306 Кодекса факт заключения иностранной организацией договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон (участников), осуществляемую полностью или частично на территории Российской Федерации, сам по себе не может рассматриваться для данной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что согласно п. 9 названной статьи иностранная организация может рассматриваться как имеющая постоянное представительство только в том случае, если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным п. 2 ст. 306 Кодекса, то есть самостоятельно либо через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий (в частности, цену контракта, условия поставки) от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации.

Таким образом, деятельность иностранной компании, осуществляемая в рамках договора простого товарищества с российской организацией, заключающаяся в инвестировании этой российской организации, не может рассматриваться как приводящая к образованию постоянного представительства указанной иностранной компании на территории Российской Федерации.

Вопрос. Иностранной организацией, имеющей отделение на территории одного налогового органа, приняты в штат сотрудники, находящиеся на территории другого налогового органа, которые на по-

Ответ. В отношении иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации и использующих труд на дому, необходимо исходить из следующего.

Статьей 11 Налогового кодекса РФ установлено понятие обособленного подразделения. Согласно этому поня-

стоянной основе работают на дому.

В целях представления ежемесячной отчетности руководству иностранной организации сотрудники, работающие на дому, используют компьютеры и телефонные аппараты для обмена документами, в том числе и по электронной сети Интернет.

Просим разъяснить, необходимо ли иностранной организации дополнительно осуществлять постановку на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности принятых в штат сотрудников, работающих на дому.

тию обособленным подразделением организации (в том числе иностранной организации) признается любое территориальное обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создано на срок более одного месяца.

Статья 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» определяет рабочее место как место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Как следует из данного определения, оно распространяется на случаи, при которых возникают отношения работника и работодателя, являющихся сторонами трудового договора (контракта).

Нормами ст. 310 Трудового кодекса РФ, введенного в действие Федеральным законом от 30.12.2000 № 197-ФЗ, надомниками считаются лица, заключившие трудовой договор о выполнении работы на дому из материалов и с использованием инструментов и механизмов, выделяемых работодателем либо приобретаемых надомниками за свой счет.

В целях проведения налогового контроля согласно ст. 83 Налогового кодекса налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно и по месту нахождения их обособленных подразделений. Это требование, в частности, в полной мере предъявляется и к налогоплательщикам — иностранным организациям.

В определении обособленного подразделения, приведенном в ст. 11 Налогового кодекса, одним из критериев такого подразделения значится территориальная обособленность от самой организации.

Согласно ситуации, изложенной в вопросе, однозначно утверждается, что в штат иностранной организации, имеющей отделение на территории одного налогового органа, приняты сотрудники, находящиеся на территории другого налогового органа и осуществляющие на постоянной основе работу на дому. При этом, ежемесячно отчитываясь перед иностранной организацией, эти сотрудники используют при обмене документации компьютеры и телефонные аппараты.

Учитывая вышеизложенное, создание иностранной организацией рабочих мест вне места нахождения головного офиса, в том числе и с использованием для работы надомников, рассматривается как обособленное подразделение и является основанием для постановки на учет в налоговом органе самой иностранной организации по месту нахождения ее обособленных подразделений.

Кроме того, согласно норме п. 2.1.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124, в случае если иностранная организация намеревается осуществлять деятельность на территории Российской Федерации через отделения (филиалы, представительства и другие обособленные подразделения) в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе не позднее 30 дней с даты начала деятельности. При этом иностранная организация обязана встать на учет в налоговом органе независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации связывают обязанности по уплате налогов.

Т.Я. КОБЗЕВА

Советник налоговой службы РФ

III ранга

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопрос. Организация ввезла на территорию России товары и приняла к вычету НДС, уплаченный при ввозе. Впоследствии в связи с изменением цен товар реализован иностранному покупателю. Но мнению налогового органа, налогоплательщик должен уплатить ранее принятый к вычету НДС и только после подтверждения экспорта товаров вновь применить налоговый вычет. Права ли ИМНС?

Ответ. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ (пп.1, 2 ст. 171 НК РФ).

По общему правилу налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 172 НК РФ). При этом согласно п. 3 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты в отношении товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, производятся в порядке, установленном п. 4 ст. 176 НК РФ, на основании отдельной налоговой декларации и документов, подтверждающих факт экспорта.

Из изложенного следует, что в том налоговом периоде, в котором товар реализован иностранному покупателю, ранее правомерно принятый к вычету НДС должен быть восстановлен в налоговой декларации и, соответственно, уплачен в бюджет. Впоследствии организация вправе возместить сумму НДС, уплаченную при ввозе товаров, путем зачета (возврата) на основании отдельной налоговой декларации и подтверждающих экспорт документов после проверки налоговым органом обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов. Таким образом, мнение налогового органа соответствует действующему законодательству.

Вопрос. Организация ввезла на территорию России товары. В этом же налоговом периоде в связи с изменением цен налогоплательщик продал товары иностранному покупателю. Вправе ли организация до подтверждения факта экспорта принять к вычету сумму НДС, уплаченную при ввозе товаров?

Ответ. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ (пп. 1, 2 ст. 171 НК РФ).

По общему правилу налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 172 НК РФ). При этом согласно п. 3 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты в отношении товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, производятся в порядке, установленном п. 4 ст. 176 НК РФ, на основании отдельной налоговой декларации и подтверждающих факт экспорта документов, предусмотренных ст. 165 Н К РФ.

Таким образом, организация вправе возместить сумму НДС, уплаченную при ввозе товаров, путем зачета (возврата) только после подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов.

М.П. ЗАХАРОВА

КОНСУЛЬТАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ

Вопрос. Налоговым органом вынесено решение об отказе организации в возмещении из бюджета сумм налога на добавленную стоимость в связи с тем, что произведенный иностранным покупателем расчет за поставленный на экспорт товар был произведен в рублях. Являются ли правомерными действия налогового органа?

Ответ. Подпунктом 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) установлено, что налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств — участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НКРФ.

Согласно п. 1 ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных п. 3 ст. 172 НК РФ), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 НК РФ.

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по операциям реализации товаров (работ, услуг), указанных в подп. 1 — 8 п. 1 ст. 164 НК РФ, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных п. 3 ст. 172 НК РФ, сумма налога, исчисляемая в соответствии с п. 6 ст. 166 НК РФ (п. 1 ст. 173 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 173 НК РФ превышение сумм налоговых вычетов, предусмотренных п. 3 ст. 172 НК РФ, над суммами налога, исчисляемыми в соответствии с п. 6 ст. 166 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

Для подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке 0% организа-ции-экспортеру необходимо доказать факт экспорта товара, представив в налоговую инспекцию документы, перечисленные в ст. 165 НК РФ, а также соблюсти условия, установленные ст. 169, 171 — 173 и 176 НК РФ.

Подтверждение обоснованности применения ставки 0% при экспорте не зависит от того, в какой валюте оплачены экспортируемые товары, поскольку НК РФ не содержит дополнительных условий применения ставки 0%, связанных с формой оплаты или валютой, в которой осуществляется платеж.

Помимо иных документов, указанных в п. 1 ст. 165 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% в налоговые органы необходимо представить выписку банка, а также платежное поручение, полученное от иностранной организации-покупателя.

Аналогичные документы необходимо представить также и в тех случаях, когда экспортная выручка от иностранного лица — покупателя товара поступает на счет российской организации в российских рублях.

Таким образом, при соблюдении организацией-экспортером требований НК РФ, подтверждающих право на применение организацией ставки 0% по налогу на добавленную стоимость, действия налогового органа по отказу организации в возмещении из бюджета НДС в связи с тем, что произведенный иностранным покупателем расчет за поставленный на экспорт товар был произведен в рублях, будут являться неправомерными.

Е.В. ВИГОВСКИЙ

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РФ

Вопрос. Заключен договор международной купли-продажи товара, подчиненный действию Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980 г.). В соответствии с условиями поставки товар должен поставляться партиями. После поставки первой партии товара покупатель обнаружил в товаре недостатки, дающие ему основание считать, что и остальной товар, подлежащий поставке, будет иметь те же недостатки. Может ли покупатель расторгнуть договор купли-продажи в отношении последующих партий товара?

Ответ. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980 г.) предоставляет покупателю право, если такое нарушение, о котором говорилось выше, может быть квалифицировано как существенное, в одностороннем порядке расторгнуть договор купли-продажи на будущее, то есть в отношении будущих поставок товара, при условии, что покупатель сделает это в разумный срок (п. 2 ст. 73).

Вопрос. Заключен договор международной купли-продажи товара, подчиненный действию Конвенции ООН о договорах международной куп-ли-продажи товаров (Вена, 1980 г.). По этому договору продавец поставил товар в количестве, большем, чем в нем предусмотрено.

Какие права в данном случае предоставляются покупателю?

Ответ. При поставке товара в количестве, большем, чем предусмотрено в договоре купли-продажи, покупателю предоставляется право (по его личному усмотрению) либо принять поставку, либо отказаться от принятия поставки излишнего количества.

Если покупатель принимает поставку всего или части излишнего количества, то согласно п. 2 ст. 52 Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Вена, 1980 г.) он должен уплатить за него по договорной цене.

Вопрос. Заключен договор международной купли-продажи товара, формой платежа по которому является документарный аккредитив. В соответствии с условиями документарного аккредитива в банк представляется отгрузочная спецификация. На что банк обратит внимание, проверяя представленный документ?

Ответ. Проверяя представленную отгрузочную спецификацию, банк должен будет убедиться в том, что:

- представленный документ имеет надпись «Отгрузочная спецификация»;

- представленный документ подписан;

- представленный документ отвечает требованиям документарного аккредитива и не противоречит сведениям в других документах, в частности сведениям, представленным в счете-фактуре (п. »A» ст. 13 Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов, ред. 1993 г.).

H.H. ГОЛЯКОВА

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

Вопрос. Перевозчик намеревается вывезти товары в иностранное государство в соответствии с процедурой МДП. Часть товара будет загружаться на транспортное средство в одном регионе страны, вторая часть товара будет загружена в другом регионе. В каком таможенном органе будет оформляться процедура МДП (где производилась первая или вторая погрузка) ?

Ответ. Согласно п. 7.1 Положения о порядке применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.), утвержденного приказом ГТК России от 18.05.1994 № 206, таможня отправления производит таможенное оформление вывозимых товаров. Порядок таможенного оформления товаров, вывозимых из Российской Федерации по процедуре МДП, регламентирован разд. 7 Положения. Таможня, в регионе деятельности которой производилась первая погрузка, будет являться таможней отправления.

Кроме того, следует отметить, что перевозка товаров по процедуре МДП может осуществляться через несколько таможен отправления при вывозе товаров из Российской Федерации (п. 9.1 Положения). Для каждой таможни отправления требуется дополнительный комплект отрывных листов. Таможня, в которой производится частичная догрузка товаров, производит оформление перевозки товаров.

Таким образом, таможни, в регионах деятельности которых производились вышеуказанные операции (погрузка и догрузка) с товарами, будут производить их таможенное оформление по процедуре МДП.

Вопрос. Необходимо ли подавать таможенную декларацию при вывозе товаров с территории России на территорию Республики Беларусь?

Ответ. Согласно п. 3 Инструкции о порядке декларирования товаров, происходящих из Российской Федерации и вывозимых в Республику Беларусь, и товаров, происходящих из Республики Беларусь и ввозимых в Российскую Федерацию, утвержденной приказом ГТК России от 19.09.2000 № 843, декларирование товаров, перемещаемых по возмездному договору, предусматривающему оплату этих товаров или получение за них других встречных предоставлений (товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также подакцизных товаров и отдельных видов минерального сырья, за исключением случая, указанного в п. 5 (декларирование нефти, в том числе газового конденсата, вывозимых из Российской Федерации

в Республику Беларусь, производится путем подачи в таможенный орган документа об уплате акциза), производится путем подачи в таможенный орган грузовой таможенной декларации, заполненной в упрощенной форме в соответствии с порядком, установленным Инструкцией.

В остальных случаях декларирование товаров производится путем подачи в таможенный орган письменного заявления лица, перемещающего товары, в котором содержатся сведения, необходимые для таможенных целей.

А.Ю. ПОЛАЭТИДИ

Вопрос. Под какие обязательные платежи подпадает товар, следующий транзитом через территорию Российской Федерации?

Ответ. Таможенный режим транзита товаров предусматривает перемещение товаров под таможенным контролем между двумя таможенными органами Российской Федерации без взимания таможенных пошлин и налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики. В связи с этим при перемещении товаров транзитом между двумя таможенными органами Российской Федерации уплате подлежат сборы за таможенное оформление указанных товаров. Вместе с тем в соответствии со ст. 36 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), в случае если у таможенного органа Российской Федерации имеются основания полагать, что перевозчик либо его транспортное средство не могут гарантировать соблюдение положений ТК РФ, таможенный орган Российской Федерации вправе допустить помещение товаров под таможенный режим транзита лишь при условии надлежащего оборудования транспортного средства, таможенного сопровождения либо перевозки товаров таможенным перевозчиком в порядке, определяемом ТК РФ и нормативными актами ГТК России. В случаях, когда соблюдение законодательства Российской Федерации о таможенном деле не может быть обеспечено указанными мерами, таможенные органы Российской Федерации предоставляют разрешение на транзит товаров только при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, включая внесение на депозит причитающихся сумм (ст. 37 ТК РФ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ю.С. ЗАВАРЗИНА

Вопрос. Если иностранное лицо хочет вывезти из Российской Федерации изделия из драгоценных камней, будут ли включаться в общую стоимость вывозимых товаров ранее ввезенные драгоценные металлы и камни?

Ответ. Данный вопрос урегулирован Положением о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21.06.2001 № 742.

В соответствии с подп. »6» п. 48 данного Положения физические лица, в том числе нерезиденты, могут вывозить из Российской Федерации не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности

драгоценные металлы и драгоценные камни в числе иных вывозимых товаров, порядок вывоза которых регулируется законодательством Российской Федерации.

При этом стоимость ранее ввезенных физическими лицами в Российскую Федерацию драгоценных металлов и драгоценных камней не включается в общую стоимость вывозимых товаров, которая не должна превышать эквивалент 10 000 дол. США.

Вопрос. В отношении перевозчика возбуждено уголовное дело в связи с хищением товаров, перевозимых под таможенным контролем. Может ли при таких обстоятельствах в отношении перевозчика быть возбуждено дело по ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях?

Ответ. В соответствии с актами таможенного законодательства Российской Федерации ответственность за своевременную доставку в надлежащий таможенный орган товаров, перевозимых под таможенным контролем, несет перевозчик.

Таким образом, административно-правовую ответственность в случае утраты товаров при доставке, предусмотренную ст. 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должна нести указанная организация-перевозчик, то есть юридическое лицо. В свою очередь уголовной ответственности, в том числе за совершение хищения, в соответствии со ст. 19 Уголовного кодекса Российской Федерации подлежит физическое лицо, совершившее наказуемое деяние.

Следует принимать во внимание, что в соответствии с подп. 7 ст. 24.5 КоАП РФ обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, является наличие постановления о возбуждении уголовного дела только при одновременном соблюдении следующих условий:

- уголовное дело возбуждено по тому же факту совершения противоправных действий (бездействия), в связи с которым ведется производство по делу об административном правонарушении;

- противоправные действия (бездействие), послужившие поводом для возбуждения уголовного дела, совершены тем же лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Учитывая изложенное, возбуждение в отношении физического лица уголовного дела по факту хищения товаров не препятствует ведению производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.9 КоАП РФ, возбужденному в отношении организации-пе-ре возчика.

М.К. АНТИПОВ

Вопрос. Правомерно ли взыскание условно начисленной ввозной таможенной пошлины и НДС, если российский учредитель выразил намерение выкупить у иностранного

Ответ. В соответствии со ст. 37 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» и п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввози-

инвестора часть доли уставного капитала при следующих условиях:

- все ввезенное оборудование остается в уставном капитале ООО, уставный капитал при этом не уменьшается;

- иностранный учредитель из состава учредителей не выходит;

- реорганизации общества не происходит.

мых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями» основным условием предоставления льгот в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины является ввоз товаров в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организации иностранным учредителем.

Однако согласно п. 2 указанного постановления обязанность уплатить причитающиеся к уплате на дату условного выпуска таможенные пошлины возникает в случае реализации товаров, ввезенных в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал.

Гражданский кодекс Российской Федерации, рассматривая реализацию как механизм отчуждения имущества, связывает ее с переходом права собственности на это имущество от одного лица к другому лицу (ст. 218, 229, 350 и 358). Согласно ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров признается передача права собственности на товары.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» вклады участников общества с ограниченной ответственностью (ООО) в уставный капитал этого общества имеют статус обособленного имущества, находящегося в собственности последнего. Участник ООО вправе распоряжаться лишь своей долей в уставном капитале ООО, в том числе частью доли, что не влечет выхода участника общества из ООО (ст. 21 и 26 Федерального закона). При этом согласно ст. 14 названного Федерального закона доля участника общества не привязана к самому вкладу этого имущества, а представляет собой процентное или долевое соотношение стоимости этого вклада к стоимостному выражению уставного капитала ООО. В этой связи под реализацией имущества, являющегося вкладом в уставный капитал ООО, следует понимать его отчуждение собственником, то есть ООО, другому лицу. В этой связи реализация иностранным инвестором всей или части своей доли российскому учредителю того же ООО не может рассматриваться в качестве реализации товаров, ввезенных в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организации.

Данный вывод подтверждается и положениями подп. «д» п. 6 Методических рекомендаций по применению тарифных льгот при ввозе товаров в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал организаций с иностранными инвестициями, доведенных до таможенных органов письмом ГТК России от 03.07.2002 № 01-06/26232, где указано, что продажа или уступка иностранным учредителем части своей доли влечет за собой обязанность уплатить условно начисленную таможенную пошлину, только если при этом происходит уменьшение уставного капитала организации.

Согласно п. 2 ст. 150 НК РФ возникновение обязанности по уплате НДС обусловлено использованием товаров на иные цели, чем те, в связи с которыми было предоставлено освобождение от уплаты НДС. При этом освобождение от

уплаты НДС на основании подп. 7 п. 1 указанной статьи в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему предоставляется при условии их ввоза в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организации. Следовательно, обязанность по уплате НДС возникает только в случае уменьшения уставного капитала организации в связи с отчуждением организацией указанных товаров, что в рассматриваемом случае не происходит.

Таким образом, в случае, указанном в вопросе, взыскание условно начисленной ввозной таможенной пошлины и НДС неправомерно.

А.А. КОСОВ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ

Вопрос. Сохраняется ли после вступления в силу Федерального закона от 27.02.2003 №28-ФЗ возможность осуществления юридическими лицами — нерезидентами переводов иностранной валюты, в том числе приобретенной на внутреннем валютном рынке, из РФ и в РФ, а также осуществления физическими лицами — нерезидентами переводов из РФ иностранной валюты, приобретенной на внутреннем валютном рынке, с их валютных счетов, открытых в уполномоченных банках, и без открытия счета?

Ответ.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 24 марта 2003 г. № 43-Т

В связи с вступлением в силу с 15 марта 2003 г. Федерального закона от 27.02.2003 № 28-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статьи 6 и 8 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Федеральный закон № 28-ФЗ) Банк России сообщает следующее.

Валютное законодательство, включая Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. Федерального закона № 28-ФЗ), не содержит запрета на осуществление юридическими лицами — нерезидентами переводов иностранной валюты, в том числе приобретенной на внутреннем валютном рынке, из Российской Федерации и в Российскую Федерацию, а также запрета на осуществление физическими лицами — нерезидентами переводов из Российской Федерации иностранной валюты, приобретенной на внутреннем валютном рынке, с их валютных счетов, открытых в уполномоченных банках, и без открытия счета.

В связи с этим после вступления в силу Федерального закона № 28-ФЗ сохраняется возможность осуществления нерезидентами указанных выше переводов без ограничений.

Первый заместитель Председателя Банка России

о.в. вьюгин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.