Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вопрос: Немецкая компания, не имеющая отделений или представителей на территории РФ, имеет лицензию на осуществление в РФ лизинговых операций и собирается заключать договоры лизинга с рядом российских и иностранных организаций по предоставлению в лизинг автомобилей. При этом в качестве продавца предмета лизинга определен дилер компании в РФ - юридическое лицо по законодательству РФ. Предусматривается приобретение автомобилей у этого дилера в собственность немецкой компанией. Постановку на учет в органах ГИБДД на имя собственника осуществляет продавец как доверенное лицо компании. Лизинговые контракты заключаются непосредственными руководителями компании в Германии. Лизинговыми контрактами не предусмотрено каких-либо обязанностей компании по оказанию услуг на территории РФ. В московском офисе компании будет постоянно находиться только один сотрудник, задачи которого состоят в рабочих контактах с дилером-поставщиком и сборе информации о ситуации на российском рынке лизинговых услуг. Полномочий на заключение контрактов с клиентами и поставщиками от имени компании этот сотрудник иметь не будет. Будет ли указанная деятельность немецкой компании образовывать постоянное представительство для целей налогообложения?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 29 января 2001 года № 04-06-05/1/8

Департамент налоговой политики рассмотрел Ваш запрос и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

Статья 5 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество п. 5 устанавливает положение, в соответствии с которым лицо, не являющееся "агентом с независимым статусом" в одном государстве и осуществляющее деятельность для предприятия-резидента другого государства, имеющее полномочия на заключение контрактов от имени этого предприятия и обычно осуществляющее указанные полномочия в первом государстве, рассматривается как образующее постоянное представительство для предприятия-нерезидента.

В основе Соглашения об избежании двойного налогообложения лежит типовая модель Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

При применении Соглашения компетентные органы договаривающихся государств, в частности, руководствуются комментариями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к вышеуказанной модели. Данными комментариями, в частности, разъясняется, что фраза "полномочия заключать контракты от имени предприятия" не ограничивает применение пункта к агенту, непосредственно заключающему контракты от имени предприятия; пункт также применяется к агенту, заключающему контракты, которые накладывают обязательства на это предприятие, даже если контракты не заключены от имени предприятия.

Основным критерием, определяющим, приводит ли осуществление той или иной деятельности к образованию "постоянного представительства", является критерий регулярности такой деятельности на территории другого государства.

Как следует из Вашего запроса, поставщиком автомобилей, являющихся предметом лизинга, на территории России будет выступать одно и то же лицо, которое одновременно

выступает в качестве доверенного лица немецкого предприятия при постановке на учет в органах ГИБДД.

Исходя из вышеизложенного деятельность немецкой компании может рассматриваться как приводящая к образованию постоянного представительства.

Ссылки на нормативные акты:

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

СОГЛАШЕНИЕ между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29.05.96

"ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО"

Вопрос: Иностранная компания с 1998 года выполняет работы по реконструкции инженерных систем здания библиотеки на территории Российской Федерации за счет кредитов иностранного государства. Просим разъяснить порядок налогообложения данной компании в РФ налогом на пользователей автодорог, налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, НДС.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 1 марта 2001 года № 04-03-11/37

В связи с Вашим письмом Департамент налоговой политики сообщает следующее.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) объектом налогообложения по налогу на пользователей автомобильных дорог является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбы-товой и торговой деятельности.

Согласно подп. "ч" п. 1 ст. 21 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", действовавшему до 1 января 2001 года, объектом обложения налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы являлась также выручка от реализации продукции (работ, услуг).

Таким образом, средства, поступающие на реконструкцию инженерных систем здания библиотеки, являются объектом обложения по вышеназванным налогам независимо от источника финансирования.

Что касается налога на добавленную стоимость, то в соответствии с подп. "а" п. 1 ст. 3 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями), действовавшим до 1 января 2001 года, объектом налогообложения по этому налогу являлись обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг.

Освобождение от налога на добавленную стоимость строительных работ по реконструкции инженерных систем здания, выполняемых иностранной компанией за счет кредитов иностранного государства, указанным Законом не предусмотрено.

В связи с изложенным вышеназванные работы облагались налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.

Одновременно сообщаем, что с введением в действие с 1 января 2001 года части второй Налогового кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении указанных строительных работ не изменился.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. САЛИНА

Ссылки на нормативные акты:

ЗАКОН РФ от 18.10.91 № 1759-1 (ред. от 05.08.2000)

"О ДОРОЖНЫХ ФОНДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 27.05.2000)

О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 29.12.2000)

ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2118-1 (ред. от 08.07.99)

"ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос: Иностранная организация, не осуществляющая деятельность в России через представительство, намеревается открыть несколько счетов в уполномоченных банках на территории Российской Федерации. При этом все банки находятся на территории, подконтрольной одному налоговому органу.

Ответ: Учет иностранных и международных организаций, не имеющих отделений в Российской Федерации, в связи с открытием ими счетов в банках на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с разд. 3 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124.

Вышеназванные организации подлежат учету в налоговом органе по месту постановки на учет банка, в котором

Какое количество свидетельств об учете в налоговом органе (с присвоением ИНН и КПП) должно быть выдано такой иностранной организации?

они открывают счета в рублях или иностранной валюте. При этом, если иностранная организация уже получила свидетельство об учете в налоговом органе в целях открытия первого счета (рублевого или валютного) в банке, то в последующем при открытии такой организацией второго и любого последующего счета в том же банке или ином банке, состоящем на учете в том же налоговом органе, который выдал вышеназванное свидетельство, постановка ее на учет с выдачей свидетельства не производится.

В случае же открытия в дальнейшем вышеупомянутыми организациями счетов в банках, поставленных на учет в других налоговых органах, чем тот, который выдал свидетельство, о котором упоминалось выше, такие организации подлежат учету в налоговом органе по месту постановки на учет банка, открывающего счет, с выдачей свидетельства (с присвоением ИНН и КПП).

Ссылки на нормативные акты:

ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ"

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)

Вопрос: Физическое лицо, являющееся резидентом Российской Федерации, в январе 2001 года получило доход от артистической деятельности во Франции, с которого был удержан налог. Подлежит ли сумма уплаченного налога во Франции зачету в Российской Федерации?Если да, то в каком размере?

Огает: В соответствии с п. 1 ст. 232 гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации фактически уплаченные налогоплательщиком - налоговым резидентом Российской Федерации за пределами России в соответствии с законодательством иностранных государств суммы налога с доходов, полученных за пределами Российской Федерации, не засчитываются при уплате налога в Российской Федерации, если иное не предусмотрено соответствующим договором об избежании двойного налогообложения.

В отношениях между Россией и Францией действует Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество от 26.11.96.

Согласно ст. 23 указанной Конвенции, если налоговый резидент России получает доходы, которые в соответствии с положениями Конвенции облагаются налогами во Франции, сумма налога на такой доход, подлежащая уплате во Франции, вычитается из российского налога, взимаемого с его (физического лица) доходов. Такой вычет не может превышать сумму соответствующих налогов на доходы, исчисленную до вычета в соответствии с российским законодательством о налогах и сборах.

Так как в соответствии со ст. 17 указанной Конвенции доходы артиста театра и кино, радио или телевидения от своей личной деятельности во Франции могут облагаться в стране -

источнике дохода (в рассматриваемом случае - во Франции), то суммы налога, удержанные с дохода такого российского лица, будут подлежать вычету (зачету) в Российской Федерации. При этом размер вычитаемой суммы налога не может быть больше суммы налога, который был бы исчислен в Российской Федерации с такого дохода по ставке 13%.

Ссылки на нормативные акты:

Г.В. ЖЕЛОБКОВИЧ

Советник налоговой службы I ранга E.H. СОРОКИНА

Советник налоговой службы I ранга 20.02.2001

"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 29.12.2000)

КОНВЕНЦИЯ между Правительством РФ и Правительством Французской Республики от 26.11.96 "ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГОВ И НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НАДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО"

Вопрос: Иностранной организации на правах собственности принадлежит несколько объектов недвижимого имущества на территории, подконтрольной одному налоговому органу, но никакой деятельности на территории Российской Федерации, в том числе и где находятся объекты недвижимости, иностранная организация не ведет. Будут ли оформлены свидетельства о постановке на учет на каждый из объектов недвижимости либо только на один из них?

Ответ: В соответствии с п. 2.4 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124, иностранные организации, имеющие недвижимое имущество на территории Российской Федерации, принадлежащее им на праве собственности или на правах владения и (или) пользования и (или) распоряжения, обязаны встать на учет в налоговом органе по месту нахождения данного имущества.

Если иностранная организация имеет на территории данного налогового органа несколько объектов недвижимого имущества, но не ведет никакой деятельности и, соответственно, не имеет отделения, то в этом случае в этот в налоговый орган должно быть представлено заявление о постановке на учет (по Форме № 2004ИМ(2000) (Приложение № 5 к приказу МНС России от 07.04.2000 № АП-3-06/124) только на один из объектов недвижимости. При этом иностранной организации выдается одно свидетельство о постановке на учет с указанием идентификационного номера налогоплательщика и кода причины постановки на учет.

На остальное недвижимое имущество иностранной организацией представляются сообщения по Форме № 2302ИМ(2000) (Приложение № 17). В этом случае налоговым органом на каждый объект недвижимости выдается информационное письмо по Форме № 2202ИМ(2000) (Приложение № 20). Идентификационный номер налогоплательщика будет оставаться единым для всего недвижимого имущества иностранной организации, подлежащего учету в этом налоговом органе, а изменению подлежит только код причины постановки на учет применительно к каждому объекту недвижимости.

Ссылки на нормативные акты:

К.В. ЗАЛАТА

Советник налоговой службы I ранга 20.02.2001

ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ"

(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)

Вопрос: Оптовая база заключила контракты на поставку в апреле 2001 года макаронных изделий в государства-участники СНГ. По какой ставке будет уплачиваться налог на добавленную стоимость при осуществлении таких операций?

Ответ: В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 5 августа 2000 года № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" до 1 июля 2001 года реализация товаров (работ, услуг) в государства-участники СНГ приравнивается к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно подп. 1 п. 2 ст. 164 Кодекса налогообложение операций при реализации макаронных изделий производится по налоговой ставке 10%.

Поэтому оптовая база, заключившая контракты на поставку в апреле 2001 года макаронных изделий в государства-участники СНГ, будет уплачивать налог на добавленную стоимость при осуществлении таких операций по ставке 10%.

Ссылки на нормативные акты:

"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 29.12.2000)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ"

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

Вопрос: Разъясните порядок применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по товарам, приобретенным для производственных нужд в январе - феврале 2001 года в странах СНГ.

Огает: В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от 5 августа 2000 года № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" до 1 июля 2001 года суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные хозяйствующим субъектам государств-участников Содружества Независимых Государств, подлежат вычету (зачету) в порядке, действовавшем до введения в действие части второй Кодекса.

Пунктом 2 ст. 7 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" определено, что сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за поступившие (принятые к учету) материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. При использовании в расчетах за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) векселей суммы налога на добавленную стоимость подлежат возмещению (зачету) после оплаты векселей денежными средствами.

Кроме того, согласно п. 16 инструкции Госналогслужбы от 11 октября 1995 года № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" в расчетных документах (поручениях, требованиях-поручениях, требованиях), реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, приходных кассовых ордерах сумма налога на добавленную стоимость должна выделяться отдельной строкой.

Таким образом, включению в налоговые вычеты подлежат по моменту принятия к учету товаров фактически уплаченные поставщику суммы НДС при условии их выделения отдельной строкой в расчетных документах.

При этом следует иметь в виду, что в целях исчисления налога на добавленную стоимость согласно п. 6 ст. 7 Закона "О налоге на добавленную стоимость" плательщики налога по реализуемым товарам (работам, услугам), облагаемым этим налогом или освобождаемым от этого налога, оформляют счета-фактуры, ведут журналы учета счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.

Поэтому право на налоговые вычеты у организации возникает только при наличии счетов-фактур на приобретенные товары и отражении их в книге покупок.

Ссылки на нормативные акты:

"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 29.12.2000)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ"

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 27.05.2000)

"О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 (ред. от 19.07.99)

"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ" (Зарегистрирована в Минюсте РФ 03.11.95 № 972)

Вопрос: Разъясните порядок применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по товарам, приобретенным в декабре

2000 года для перепродажи в странах СНГ и оплаченным в феврале

2001 года.

Ответ: В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от 5 августа 2000 года № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" до 1 июля 2001 года суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные хозяйствующим субъектам государств-участников Содружества Независимых Государств, подлежат вычету (зачету) в порядке, действовавшем до введения в действие части второй Кодекса.

Пунктом 2 ст. 7 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 года № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" определено, что сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет предприятиями, занимающимися закупкой и (или) продажей (перепродажей) товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения, определяется в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммами налога на добавленную стоимость, фактически уплаченными поставщикам и (или) таможенным органам по поступившим (принятым к учету) товарам, предназначенным для продажи, и материальным ресурсам (выпол-

ненным работам, оказанным услугам), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Кроме того, согласно п. 16 инструкции Госналогслужбы от 11 октября 1995 года № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" в расчетных документах (поручениях, требованиях-поручениях, требованиях), реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, приходных кассовых ордерах сумма налога на добавленную стоимость должна выделяться отдельной строкой.

Таким образом, включению в налоговые вычеты подлежат по моменту принятия к учету товаров фактически уплаченные поставщику суммы НДС при условии их выделения отдельной строкой в расчетных документах.

При этом следует иметь в виду, что в целях исчисления налога на добавленную стоимость согласно п. 6 ст. 7 Закона "О налоге на добавленную стоимость" плательщики налога по реализуемым товарам (работам, услугам), облагаемым этим налогом или освобождаемым от этого налога, оформляют счета-факггуры, ведут журналы учета счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.

Поэтому право на налоговые вычеты у организации возникает только при наличии счетов-фактур на приобретенные товары и отражении их в книге покупок.

Ссылки на нормативные акты:

М.Н. ОХЛОПКОВА

Советник налоговой службы I ранга 20.02.2001

ЗАКОН РФ от 06.12.91 № 1992-1 (ред. от 27.05.2000)

"О НАЛОГЕ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ"

ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 11.10.95 № 39 (ред. от 19.07.99)

"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ" (Зарегистрирована в Минюсте РФ 03.11.95 № 972)

"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 29.12.2000)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О ВВЦДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ"

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

Вопрос: Наша организация ввезла из Казахстана арендованное оборудование, которое будет использовать в течение пяти месяцев для производственных целей, заплатив при этом таможенные пошлины. За счет какого источника должны уплачиваться таможенные пошлины?

Ответ: Согласно действующему законодательству по налогу на добавленную стоимость товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, облагаются налогом на добавленную стоимость в соответствии с таможенными режимами, установленными таможенным законодательством Российской Федерации. При этом суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные таможенным органам при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, в том числе оборудования, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации в режиме временного ввоза, возмещаются (засчитывают-ся) налогоплательщикам в общеустановленном порядке. Что касается сумм таможенных пошлин, сборов и платежей, уплаченных в соответствии с действующим таможенным законодательством и другими нормами действующего законодательства за временный ввоз оборудования, то для целей налогообложения эти суммы могут быть отнесены на затраты по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг), в течение срока договора аренды в соответствии с подп. "а" п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года № 552, если оборудование используется в производственной деятельности.

О.Б. ОХОНЬКО

Советник налоговой службы I ранга 19.02.2001

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (ред. от 31.05.2000)

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ"

Вопрос: Кто должен вести учет пребывания на территории РФ иностранных граждан, работающих на предприятии вахтовым методом? Может ли являться утвержденный

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 11 Налогового кодекса налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

руководителем график работы на 2001 год документом, подтверждающим факт пребывания работника на территории РФ, и с какого времени исчисляется сумма налога в размере 30%?

Граждане Российской Федерации, состоящие на регистрационном учете по месту жительства и по месту пребывания в пределах Российской Федерации, а также иностранные граждане, получившие в органах внутренних дел разрешение на постоянное проживание или вид на жительство в Российской Федерации, либо иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в установленном порядке по месту проживания на территории Российской Федерации и состоящие на 1 января 2001 года в трудовых отношениях с организациями, включая филиалы и представительства иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, предусматривающих продолжительность работы в Российской Федерации в текущем календарном году свыше 183 дней, считаются налоговыми резидентами Российской Федерации на начало отчетного периода.

Учитывая изложенное, утвержденный руководителем график работы на 2001 год и трудовой договор (контракт), заключенный на 1 января отчетного года, предусматривающий продолжительность работы иностранного физического лица в текущем календарном году не менее 183 дней, являются документами, на основании которых налогообложение доходов такого лица, выплачиваемых российской организацией, производится по ставке 13% начиная с января.

В дальнейшем уточнение налогового статуса такого иностранного гражданина - работника российской организации производится на дату, следующую после истечения 183 дней пребывания в Российской Федерации.

Если иностранный гражданин, работающий в российской организации, уплачивающий налог по ставке 30% исходя из предполагаемого пребывания в Российской Федерации менее 183 дней, фактически будет находиться 183 дня и более, организация - налоговый агент вправе произвести перерасчет налоговых обязательств налогоплательщика по ставке 13% и вернуть излишне удержанную сумму налога.

И.Н. ИВЕР

Советник налоговой службы II ранга 18.04.2001

Ссылки на нормативные акты:

"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 24.03.2001)

Вопрос: Предприятие просит проиллюстрировать на конкретном примере, как следует производить списание в производство товарно-материальных ценностей при принятом для оценки материальных запасов методе ЛИФО. Исходные данные по поступившим в течение месяца партиям материальных запасов следующие (цены без НДС): в первой партии поступило 50 единиц товара по цене 95 руб. за единицу; во второй партии - 150 единиц по цене 100 руб. за единицу; в третьей партии - 150 единиц по цене 120 руб. за единицу; в четвертой партии - 60 единиц по цене 100 руб. за единицу. В данном месяце должно быть списано в производство 250 единиц товарно-ма-териальных ценностей. Кроме того, как следует отразить данные операции на счетах бухгалтерского учета (в том числе с учетом требований нового Плана счетов)?

Ответ: Пунктом 15 ПБУ 5/98 "Учет материально-производственных запасов" (утв. приказом Минфина России от 15.06.98 № 25н) предусмотрено, что при отпуске в производство и ином выбытии материально-производственных запасов их оценка производится (кроме МБП и товаров, учитываемых по продажной (розничной) стоимости) в том числе методом ЛИФО. В соответствии с п. 19 ПБУ 5/98 оценка запасов методом ЛИФО основана на допущении, что ресурсы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности приобретения. В рассматриваемом примере при методе ЛИФО сначала должны быть списаны 60 единиц материалов по цене 100 руб. за единицу из четвертой партии, затем 150 единиц по цене 120 руб. за единицу из третьей партии и, наконец, 40 единиц по цене 100 руб. за единицу из второй партии. Общая сумма списания в производство за месяц рассчитывается следующим образом: (60 х 100) +(150 х 120) + (40 х 100) = 38 тыс. руб. На эту сумму в соответствии с Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56, делается проводка: Д-т 20 - К-т 10. В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, данная проводка осталась прежней.

М. АЛЕКСАНДРОВА

Советник налоговой службы III ранга 05.04.2001

Ссылки на нормативные акты:

"ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ" (утв. приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56) (ред. от 17.02.97)

(вместе с "ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ")

ПРИКАЗ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНСТРУКЦИИ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ"

ПРИКАЗ Минфина РФ от 15.06.98 № 25н (ред. от 24.03.2000)

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ" ПБУ 5/98" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 23.07.98 № 1570)

Вопрос: Предприятие имеет дебиторскую задолженность, выраженную в иностранной валюте, за поставленную продукцию на экспорт, по которой срок исковой давности истек.

Предприятие считает взыскание данной задолженности невозможным, так как нет возможности разыскать фирму, и, соответственно, нецелесообразным включение в налогооблагаемую прибыль убытков от списания указанной дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности. Просим предоставить разъяснения по сложившейся ситуации.

Ответ: В соответствии с п. 15 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года № 552 (с учетом изменений и дополнений), в состав внереализационных расходов включаются убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.

Статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности устанавливается в три года.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 2 указанного выше Кодекса Российской Федерации правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Г.В. СТЕПАНЧЕНКО

Советник налоговой службы III ранга 16.02.2001

Ссылки на нормативные акты:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (ред. от 31.05.2000)

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ"

"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 30.11.94 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 08.07.99)

Вопрос: Просим разъяснить порядок обложения налогом на добавленную стоимость услуг российской организации по сдаче в аренду принадлежащего ей морского судна иностранной фирме-нерезиденту.

Вопрос: Облагается ли налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации реализация товаров российской фирмой в страны дальнего зарубежья с территории государства СНГ?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 148 части второй Налогового кодекса РФ местом осуществления деятельности организации, которая оказывает услуги по сдаче в аренду морских судов по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем, признается место фактического оказания услуг по управлению и технической эксплуатации предоставляемых в аренду указанных судов. Таким образом, услуги российской организации по сдаче в аренду морского судна фирме-нерезиденту по договору тайм-чартера (фрахтования на время с экипажем) считаются оказанными за пределами территории России при условии эксплуатации указанного судна за пределами территориальных вод Российской Федерации. В этом случае объект налогообложения у российской организации отсутствует согласно подп.1 п. 1 ст. 146 Н К РФ. При этом в соответствии с подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров (работ, услуг), использованных при оказании услуг, местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организации.

Документами, подтверждающими место оказания услуг за пределами территории России, согласно п. 4 ст. 148 НК РФ являются:

1) контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами;

2) документы, подтверждающие факт оказания услуг.

Кроме того, российская организация-арендодатель должна документально подтвердить эксплуатацию арендованного морского судна за пределами территориальных вод Российской Федерации.

Ссылки на нормативные акты:

"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 29.12.2000)

Ответ: В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 части второй Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается реализация товаров на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 147 НК РФ местом реализации товаров является территория Российской Федерации при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств:

- товар находится на территории России и не отгружается и не транспортируется;

- товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории России.

Вопрос: Российская организация оказывает услуги по перевозке пассажиров и багажа за пределы Российской Федерации. В какие сроки следует представлять в налоговую инспекцию документы, обосновывающие право на обложение указанных услуг НДС по ставке 0%?

Учитывая изложенное, реализация товаров, которые в момент начала их отгрузки или транспортировки находятся на территории государства СНГ, не признается объектом налогообложения в Российской Федерации.

Ссылки на нормативные акты:

"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"

от 05.08.2000 № П7-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(ред. от 29.12.2000)

Ответ: В соответствии с п. 10 ст. 165 части второй Налогового кодекса РФ документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0%, представляются налогоплательщиками одновременно с представлением налоговой декларации.

Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговые органы в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Статья 163 НК РФ устанавливает налоговый период как календарный месяц. Исключение составляют налогоплательщики с ежемесячными в течение квартала суммами выручки (без НДС и налога с продаж), не превышающими один миллион рублей. Для них налоговый период устанавливается как квартал.

Таким образом, налогоплательщик, оказывающий услуги по перевозке пассажиров и багажа за пределы Российской Федерации, должен представлять в налоговую инспекцию документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0%, в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем (кварталом), в котором были реализованы указанные услуги.

Дата реализации услуг определяется с учетом положений ст. 167 НК РФ.

Ссылки на нормативные акты:

"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 29.12.2000)

Вопрос: Предметом деятельности российского предприятия является транспортировка экспортируемых за пределы территории России товаров. В какие сроки следует представлять в налоговую инспекцию документы, обосновывающие право на обложение указанных услуг НДС по ставке 0%?

Ответ: В соответствии с п. 9 ст. 165 части второй Налогового кодекса РФ документы, подтверждающие обоснованность применения налоговой ставки 0% при реализации услуг по транспортировке экспортных грузов, представляются налогоплательщиком в срок не позднее 180 дней, считая с даты оформления региональными таможенными органами грузовой таможенной декларации на вывоз груза в режиме экспорта.

Конкретный перечень представляемых документов предусмотрен пп. 4 и 5 ст. 165 НК РФ.

Д.В. ПРОКОФЬЕВ

Инспектор налоговой службы 1 ранга 15.02.2001

Ссылки на нормативные акты:

"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 29.12.2000)

Вопрос: Российское производственное объединение на основании договора с американским образовательным центром осуществляет обучение своих сотрудников. Является ли реализация услуг американского центра объектом обложения НДС?

Ответ: В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее - НК) объектом налогообложения НДС признается реализация работ (услуг) на территории России. Согласно подп. 3 п. 1 ст. 148 НК местом реализации услуг в сфере образования признается территория Российской Федерации, если услуги фактически оказываются на территории России.

Таким образом, если обучение сотрудников российского объединения осуществляется за пределами Российской Федерации, объект обложения НДС отсутствует. В случае обучения сотрудников на территории России стоимость услуг по обучению включается в налоговую базу.

Ссылки на нормативные акты:

"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 29.12.2000)

Вопрос: Облагаются ли налогом на добавленную стоимость услуги голландской фирмы - нерезидента по озеленению центра российского города по заказу российского коммерческого банка?Если облагаются, то кто в данном случае является плательщиком НДС?

Ответ: В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения НДС признается реализация работ (услуг) на территории России. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг), непосредственно связанных с недвижимым имуществом, находящимся на территории России, признается территория Российской Федерации. Эта норма относится, в частности, к работам по озеленению.

Учитывая изложенное, реализация голландской фирмой указанных услуг является объектом обложения НДС.

В соответствии сп. 1 и2ст. 161 НК РФ при реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих работ (услуг) с учетом налога. Указанная налоговая база определяется нало-

говыми агентами, которыми признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации работы (услуги) у иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Согласно п. 4 ст. 164 НК РФ при удержании налога налоговыми агентами налогообложение производится по налоговым ставкам 9,09 и 16,67%.

Таким образом, российский банк - заказчик работ по озеленению как налоговый агент должен исчислить сумму НДС по ставке 16,67% от стоимости работ голландской фирмы, удержать ее и уплатить в российский бюджет.

Ссылки на нормативные акты:

"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 29.12.2000)

Вопрос: Следует ли облагать НДС услуги российской телекомпании по размещению рекламы ее российских клиентов в США и Великобритании?

Вопрос: Российская строительная организация выполняет строительно-монтажные работы в Венгрии по заказу австрийской корпорации. Подлежит ли обложению НДС в Российской Федерации выручка, полученная российской организацией от иностранного заказчика?

Ответ: В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее - НК) объектом налогообложения НДС признается реализация работ (услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 148 НК местом реализации рекламных услуг признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.

В данном случае покупателями рекламных услуг являются российские юридические лица, следовательно, указанные услуги российской телекомпании облагаются налогом на добавленную стоимость.

Ссылки на нормативные акты:

"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 29.12.2000)

Ответ: В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее - НК) объектом налогообложения НДС признается реализация работ (услуг) на территории России. Согласно подп. 1 п. 1 ст. 148 НК строительно-монтажные работы считаются реализованными на территории России в случае, если объект строительства находится непосредственно на территории России.

Так как строительство осуществляется на территории Венгрии, объект налогообложения у российской строительной организации, выполняющей строительно-монтажные работы, в данном случае отсутствует.

Ссылки на нормативные акты:

"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 29.12.2000)

Вопрос: Российская организация зафрахтовала немецкое морское судно по договору тайм-чартера (фрахт судна с экипажем). Указанное судно осуществляет коммерческие перевозки в Атлантическом океане. Следует ли российской организации как налоговому агенту исчислять НДС с сумм, перечисляемых немецкой компании, удерживать его и уплачивать в российский бюджет или услуги немецкой компании не облагаются НДС в Российской Федерации?

Вопрос: Российский музей экспонирует коллекцию картин в Париже. Облагается ли налогом на добавленную стоимость выручка, полученная музеем ?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 148 Налогового кодекса РФ (далее - НК) местом осуществления деятельности организации, которая оказывает услуги по сдаче в аренду морских судов по договору аренды (фрахтования на время) с экипажем, признается место фактического оказания услуг по управлению и технической эксплуатации предоставляемых в аренду указанных судов. Таким образом, услуги немецкой компании по сдаче в аренду морского судна российской организации по договору тайм-чартера (фрахтования на время с экипажем) считаются оказанными за пределами территории России при условии эксплуатации указанного судна за пределами территориальных вод Российской Федерации. Так как зафрахтованное судно эксплуатируется в Атлантическом океане (то есть за пределами территориальных вод России), объект обложения НДС отсутствует согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 Н К.

Ссылки на нормативные акты:

"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 29.12.2000)

Ответ: В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ (далее - НК) объектом налогообложения НДС признается реализация работ (услуг) на территории России. Согласно подп. 3 п. 1 ст. 148 Н К местом реализации услуг в сфере культуры признается территория Российской Федерации, если услуги фактически оказываются на территории России.

Так как экспозиция картин фактически осуществляется за пределами Российской Федерации, объект обложения НДС у музея отсутствует.

Д.В. ПРОКОФЬЕВ

Инспектор налоговой службы Iранга 26.02.2001

Ссылки на нормативные акты:

"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 29.12.2000)

МИНИСТЕРСТВО ТОРГОВЛИ РФ

Вопрос: Допустимы ли какие-либо расхождения в наименованиях порта погрузки и порта разгрузки в транспортном документе и в аккредитиве в случае аккредитивной формы расчета в международной торговой сделке?

Ответ: Существует практика, когда перевозчики стараются не связывать себя обязательством о погрузке или разгрузке груза в обусловленных договором портах погрузки и разгрузки путем ссылки на "предполагаемые" порты вместо фактических.

На этот счет "Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов" (ред. 1993 года) (подп. Ш(а) и Ш(Ь) п. А ст. 23) содержат четкие инструкции, а именно: в тех случаях, когда это предусмотрено в аккредитиве, коносамент должен содержать наименование фактических портов погрузки и разгрузки, а не "предполагаемых". Поэтому пометка на морском коносаменте, содержащая "предполагаемый" порт погрузки или "предполагаемый" порт разгрузки не будет удовлетворять предусмотренному условию перевозки от порта до порта. Из этого следует, что транспортный документ (в частности, коносамент) должен указывать порт погрузки и порт разгрузки, предусмотренные в аккредитиве.

H.H. ГОЛЯКОВА

Министерство торговли РФ 23.02.2001

Ссылки на нормативные акты:

"УНИФИЦИРОВАННЫЕ ПРАВИЛА И ОБЫЧАИ ДЛЯ ДОКУМЕНТАРНЫХ АККРЕДИТИВОВ" (Публикация Международной торговой палаты № 500) (ред. 1993 года, вступили в силу с 01.01.94)

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопрос: Организация отгрузила иностранному покупателю товар, расчеты за который осуществляются в иностранной валюте. До момента получения оплаты дебиторская задолженность покупателя пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату составления бухгалтерской

Ответ: В соответствии с п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденного приказом Минфина России от 10.01.2000 № 2н, пересчет стоимости средств в расчетах (в том числе по заемным обязательствам) с юридическими и физическими лицами, выраженной в иностранной валюте, в рубли должен производиться на дату совершения операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности.

отчетности. Учитываются ли при определении налогооблагаемой прибыли курсовые разницы, возникающие при таком пересчете?

Возникающие при таком пересчете курсовые разницы согласно п. 13 Положения подлежит зачислению на финансовые результаты организации как внереализационные доходы или внереализационные расходы.

В п. 3 Положения указано, что дата совершения операции в иностранной валюте - день возникновения у организации права в соответствии с законодательством Российской Федерации или договором принять к бухгалтерскому учету активы и обязательства, которые являются результатом этой операции. Даты совершения отдельных операций в иностранной валюте для целей бухгалтерского учета приведены в Приложении к ПБУ 3/2000.

Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода, то есть месяца, квартала, года (пп.12 и 48 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 и п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации).

Как видим, в соответствии с правилами бухгалтерского учета курсовые разницы могут возникать как по операциям в иностранной валюте, так и в связи с составлением бухгалтерской отчетности.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 09.05.2001) "О налоге на прибыль предприятий и организаций" объектом обложения налогом является валовая прибыль, представляющая собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

В соответствии со ст. 4 указанного Закона и ст. 2 Федерального закона от 31.12.95 № 227-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяются Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства России от 05.08.92 № 552.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно пп. 14 и 15 настоящего Положения в состав внереализационных доходов и внереализационных расходов для целей налогообложения включаются, соответственно, положительные и отрицательные курсовые разницы по валютным счетам, а также по операциям в иностранной валюте.

На основании изложенного можно сделать вывод, что курсовые разницы, возникающие при пересчете в рубли дебиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте, на дату составления бухгалтерской отчетности и отра-

жаемые в бухгалтерской учете как внереализационные доходы (расходы), не должны учитываться при определении налогооблагаемой прибыли.

На наш взгляд, подтверждением такой позиции может служить также постановление Президиума ВАС РФ № 8043/00 от 13.03.2001.

Т.А. АШОМКО

Центр исследований проблем налогообложения и бухгалтерского учета 30.05.2001

Ссшки на нормативные акты:

ПРИКАЗ Минфина РФ от 10.01.2000 № 2н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВЫРАЖЕНА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ" ПБУ 3/2000"

ПРИКАЗ Минфина РФ от 06.07.99 № 43н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ" (ПБУ 4/99)"

ПРИКАЗ Минфина РФ от 29.07.98 № 34н (ред. от 24.03.2000)

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 27.08.98 № 1598)

ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 09.05.2001)

"О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.12.95 № 227-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ" (принят ГД ФС РФ 05.12.95)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (ред. от 31.05.2000)

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.