ВОПРОС - ОТВЕТ
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Вопрос: Австрийская фирма оказывает на территории Российской Федерации следующие услуги: установка перегородки стен некапитального характера, установка дверей внешнего входа и пожарных выходов, установка подвесных потолков, установка потолочных светильников дневного освещения и т.п. Можно ли рассматривать данную деятельность фирмы как строительную площадку или монтажный объект для применения Соглашения между СССР и Австрийской Республикой об устранении двойного налогообложения ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 6 февраля 2001 года № 04-06-02/02
Департамент налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации на Ваш запрос в рамках своей компетенции сообщает.
Согласно п. 2 ст. 4 Соглашения между Союзом Советских Социалистических Республик и Австрийской Республикой об устранении двойного налогообложения доходов и имущества от 10 апреля 1981 года строительная площадка или монтажный объект, находящиеся в другом договаривающемся государстве, не будут рассматриваться как представительство в случаях, если продолжительность работ на этих объектах не превышает 24 месяцев.
В соответствии с п. 17 ст. 5 Модели Конвенции по налогам на доход и на капитал выражение "строительная площадка" или "монтажный или сборочный объект" включает не только строительство зданий, но также строительство дорог, мостов или каналов, укладку трубопроводов и экскавационные и землечерпальные работы. Планирование и надзорная деятельность в связи со строительством включается в эти понятия, если такая деятельность ведется самим предприятием-строителем. Но не рассматривается в рамках указанных терминов, если их осуществляет предприятие, чья деятельность в связи с данным строительством ограничивается только этими видами работ.
Все вышеизложенное относится к строительству, реконструкции, сооружению и монтажу объектов, связанных с существенными капитальными вложениями и существующими в течение длительного периода времени. Иначе нарушается принцип, заложенный в соответствующем положении Модели Конвенции ОЭСР в отношении специфики возникновения постоянного представительства для строительной деятельности.
Из Вашего запроса следует, что услуги, которые фирма (Австрия) оказывает на территории Российской Федерации, как-то: установка перегородки стен некапитального характера, установка дверей внешнего входа и пожарных выходов,
установка подвесных потолков, установка потолочных светильников дневного освещения и т.п. - не входят в понятие "строительство зданий" и не носят капитальный характер.
Обращаем Ваше внимание на тот факт, что в соответствии с п. 2 ст. 3 данного Соглашения термин, который не определен в Соглашении, имеет то значение, которое придается ему по законодательству государства, в пользу которого взимаются налоги. В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, работ и услуг ОК 004-93 эти работы относятся к "услугам по завершению строительства".
В связи с этим считаем, что деятельность фирмы (Австрия) не должна рассматриваться как строительная площадка или монтажный объект в смысле п. 2 ст. 4 Соглашения между Союзом Советских Социалистических Республик и Австрийской Республикой об устранении двойного налогообложения доходов и имущества, а деятельность данной компании на территории Российской Федерации подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
Ссылки на нормативные акты:
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
СОГЛАШЕНИЕ между СССР и Австрийской Республикой от 10.04.81
"ОБ УСТРАНЕНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА"
"ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ" OK 004-93
(утв. постановлением Госстандарта РФ от 06.08.93 № 17)
(дата введения 01.01.94)
(в ред. Изменений 1/94, 2/95, 3/96 ОКДП)
(Часть III разделы D (коды 3510000 - 3720000), Е - Q, часть IV)
Вопрос: Иностранная компания выполняет работы в России в рамках технической помощи (содействия). Происходит ли возмещение сумм НДС, уплаченных компанией по материальным ресурсам производственного назначения при выполнении указанных работ ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 15 февраля 2001 года № 04-03-11 /30
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного организацией по материальным ресурсам производственного назначения при выполнении работ в рамках технической помощи (содействия), и сообщает следующее.
В соответствии с гтодп. 19 п. 2 ст. 149 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса Российской Федерации реализация товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации", не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Согласно подп. 1 п. 2 ст. 170 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) в рамках безвозмездной помощи (содействия) возмещение сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных по материальным ресурсам производственного назначения, не предусмотрено.
Учитывая изложенное, с введением в действие с 1 января 2001 года гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса Российской Федерации возмещение налога на добавленную стоимость по материальным ресурсам производственного назначения, используемым Вашей компанией при выполнении работ в рамках технической помощи (содействия), не производится.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Н.А. КОМОВА
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 29.12.2000)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 04.05.99 № 95-ФЗ (ред. от 05.08.2000)
"О БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ПОМОЩИ (СОДЕЙСТВИИ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЛЬГОТ ПО ПЛАТЕЖАМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ БЕЗВОЗМЕЗДНОЙ ПОМОЩИ (СОДЕЙСТВИЯ) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 16.04.99)
Вопрос: По какой ставке НДС в период с 01.01.2001 по 01.07.2001 будет облагаться продукция российского производителя, продаваемая на Украину, в случае если на территории РФ данная продукция облагается по ставке НДС 10% (молочные продукты) ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 15 марта 2001 года № 04-03-08/13
В связи с Вашим письмом Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Статьей 13 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" установлено, что до 1 июля 2001 года в целях применения налога на добавленную стоимость реализация товаров (работ, услуг) в государства-участники СНГ приравнивается к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Поэтому в период с 1 января 2001 года (с даты введения в действие гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса Российской Федерации) до 1 июля 2001 года налог на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ, в том числе Украины, исчисляется в том же порядке, что и при реализации товаров (работ, услуг) хозяйствующим субъектам Российской Федерации.
Учитывая изложенное, при реализации в указанном периоде молочных продуктов хозяйствующим субъектам Украины, по нашему мнению, следует применять ставку налога на добавленную стоимость в размере 10%.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Н.А. КОМОВА
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 29.12.2000)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ" (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
Вопрос: Российская организация передает материалы на территорию Республики Беларусь в качестве давальческого сырья по договору на сборку прибора. Белорусская организация собирает прибор и одновременно с передачей прибора выставляет счет-фактуру на сумму услуг по сборке с учетом НДС, где НДС выделен отдельной строкой. Расчеты ведутся в рублях РФ.
Каков порядок принятия к возмещению НДС до 01.01.2001 и после 01.01.2001?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 28 марта 2001 года № 04-03-08/19
В связи с Вашим письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании услуг российской организации хозяйствующим субъектом Республики Беларусь Департамент налоговой политики сообщает следующее.
Согласно порядку применения налога на добавленную стоимость, действовавшему до 31 декабря 2000 года, суммы налога по услугам производственного назначения, уплаченные хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ, в том числе Республики Беларусь, подлежали зачету (возмещению) российским налогоплательщикам при исчислении ими сумм налога, подлежащих уплате в бюджет.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 5 августа 2000 года № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" указанный порядок применения налога на добавленную стоимость действует до 1 июля 2001 года.
Одновременно сообщаем, что согласно законодательству по налогу на добавленную стоимость, действовавшему на территории Республики Беларусь до 1 января 2000 года, этим налогом облагалась величина добавленной стоимости, то есть сумма затрат, которую предприятие добавляло к стоимости сырья, материалов или товаров при производстве и реализации товаров, при выполнении работ и оказании услуг. В связи с этим по услугам, оказанным хозяйствующими субъектами Республики Беларусь до 1 января 2000 года, к зачету у российских налогоплательщиков принималась уплаченная сумма налога на добавленную стоимость, которая составляла менее 20% от размера оплаты за приобретаемые товары (работы, услуги).
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики H.A. КОМОВА
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 05.08.2000 № 118-ФЗ (ред. от 24.03.2001)
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ" (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
Вопрос: Организация занимается импортом сахара-сырца, для чего покупает на аукционе тарифные квоты на сахар-сырец в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.07.2000 № 572. Правомерно ли отнести затраты на приобретение тарифных квот на себестоимость или их следует включить в стоимость товара?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 13 февраля 2001 года № 04-02-05/1/34
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/98, утвержденным приказом Минфина России от 15 июня 1998 года № 25н, стоимость товаров, приобретенных организацией для продажи, формируется с учетом затрат на их приобретение.
Исходя из этого произведенные затраты на приобретение тарифных квот на сахар-сырец должны включаться в его стоимость.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ Минфина РФ от 15.06.98 № 25н (ред. от 24.03.2000)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ" ПБУ 5/98" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 23.07.98 № 1570)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 28.07.2000 № 572 "О ТАРИФНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ИМПОРТА САХАРА-СЫРЦА"
Вопрос: В соответствии с договором простого товарищества иностранный участник товарищества вносит в качестве взноса валютные средства (доллары США), направляемые в дальнейшем на оплату строительных работ. Строительные работы выполняются подрядчиком -иностранным юридическим лицом, зарегистрированным в налоговом органе в порядке, установленном законодательством РФ. Каков порядок учета в 2000 году курсовой разницы по иностранной валюте, внесенной иностранным участником в качестве вклада в простое товарищество, у организации, ведущей общие дела по договору простого товарищества? Каков порядок налогообложения прибыли по совместной деятельности?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 3 апреля 2001 года № 04-02-05/1 /71
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу учета курсовой разницы по иностранной валюте, внесенной в качестве вклада в простое товарищество, и сообщает следующее.
В соответствии с Указаниями по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24 декабря 1998 года № 68н, отражение организацией, ведущей общие дела, хозяйственных операций по договору простого товарищества, включая учет расходов и доходов, а также расчет и учет финансовых результатов осуществляются в общеустановленном порядке.
Так, в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от Ю января 2000 года № 2н, пересчет стоимости денежных знаков в кассе организации, средств на счетах в кредитных организациях, денежных и платежных документов, краткосрочных ценных бумаг, средств в расчетах (включая по заемным обязательствам) с юридическими и физическими лицами, остатков средств целевого финансирования, полученных из бюджета или иностранных источников в рамках технической или иной помощи Российской Федерации в соответствии с заключенными соглашениями (договорами), выраженной в иностранной валюте, в рубли должен производиться на дату совершения операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности.
Кроме того, пересчет стоимости денежных знаков в кассе организации и средств на счетах в кредитных организациях, выраженной в иностранной валюте, может производиться по мере изменения курсов иностранных валют котируемых Центральным банком Российской Федерации.
При этом необходимо иметь в виду, что согласно п. 2.13 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15 июня 2000 года № 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" предприятие, осуществляющее учет результатов совместной деятельности, ежеквартально нарастающим итогом с начала года сообщает каждому участнику совместной деятельности и налоговому органу по месту их нахождения до наступления срока представления ими квартальных бухгалтерских отчетов и годовых бухгалтерских отчетов и балансов о суммах причитающейся каждому участнику совместной деятельности доли прибыли для учета ее при налогообложении в составе валовой прибыли независимо от фактического распределения этой прибыли. При этом указанная доля прибыли определяется исходя из прибыли по данным бухгалтерского отчета, скорректированной с учетом метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, положений постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года № 552 и ее уменьшения (увеличения) в соответствии с учетом положений действующего налогового законодательства по прибыли.
Каждым членом простого товарищества (участником совместной деятельности), являющимся юридическим лицом, сообщенные суммы налогооблагаемой прибыли включаются в состав внереализационных доходов и подлежат налогообложению в составе валовой прибыли по установленным ставкам налога на прибыль.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ
Ссылки на нормативные акты:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (ред. от 31.05.2000)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ"
ПРИКАЗ Минфина РФ от 24.12.98 № 68н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УКАЗАНИЙ ОБ ОТРАЖЕНИИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДОГОВОРА ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ И УКАЗАНИЙ ОБ ОТРАЖЕНИИ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДОГОВОРА ПРОСТОГО ТОВАРИЩЕСТВА" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14.01.99 № 1682)
ПРИКАЗ Минфина РФ от 10.01.2000 № 2н "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ АКТИВОВ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВЫРАЖЕНА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ" ПБУ 3/2000"
ПРИКАЗ МНС РФ от 15.06.2000 № БГ-3-02/231 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
(вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ МНС РФ от 15.06.2000 № 62) (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14.09.2000 № 2381)
Вопрос: Российское предприятие оказывает маркетинговые и рекламные услуги иностранному партнеру на территории России, а именно услуги по ознакомлению потенциальных российских клиентов с возможностями фирмы.
1. Возникает ли у российского предприятия обязанность по уплате налога на рекламу?
2. Включаются ли в расходы предприятия затраты по распространению рекламных материалов иностранной фирмы?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 22 января 2001 года № 04-05-17/3
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу уплаты налога на рекламу и сообщает.
В соответствии с подп. "з" п. 1 ст. 21 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на рекламу уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг по рекламе.
Исходя из данной нормы Закона, а также части первой Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками данного налога являются рекламодатели (то есть лица, являющиеся источником рекламной продукции), имеющие место нахождения на территории Российской Федерации. Учитывая это, лица, оказывающие услуги по изготовлению, размещению или распространению рекламной информации по договору с рекламодателями, не могут рассматриваться в качестве плательщиков указанного налога.
Что касается вопроса включения в расходы организации затрат по распространению рекламных материалов, предоставленных другой организацией, то дать однозначного ответа не представляется возможным, поскольку отсутствует договор на оказание этих услуг.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. САЛИНА
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2118-1 (ред. от 05.08.2000)
"ОБ ОСНОВА^ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 02.01.2000)
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос: Норвежская некоммерческая организация, основным видом деятельности которой является содействие экспорту норвежских товаров в Россию, в связи с осуществлением этой деятельности несет расходы в Российской Федерации, приобретая у российских поставщиков товары, работы, услуги с учетом НДС\ который указывается в счетах-фактурах. При этом какой-либо коммерческой деятельности в России эта организация не ведет. Допускает ли российское налоговое законодательство возмещение сумм данного налога, уплаченного иностранной организацией в России в 2000 и 2001 годах?
Ответ: Действовавшее в 2000 году законодательство по НДС не содержало норм, предусматривающих возможность возмещения НДС, уплаченного поставщикам по материальным ресурсам (работам, услугам), при отсутствии оборотов по реализации товаров (работ, услуг) у покупателей таких ресурсов.
В связи с тем, что норвежская компания не реализует на территории России товары (работы, услуги), основания для возврата НДС по приобретенным ею у российских поставщиков товарно-материальным ценностям отсутствуют.
Вступившая в силу часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации не внесла в ранее действующее законодательство каких-либо новых положений, предусматривающих возможность возмещения НДС в рассматриваемой ситуации.
И.Б. Покровская
Советник налоговой службы I ранга 06.02.2001
Вопрос: Наша организация имеет ряд представительств за рубежом. Соглашения об избежании двойного налогообложения с этими странами не заключены. Сотрудники представительств - российские граждане направлены на работу сроком более чем один год. Начисление и выплата заработной платы будет осуществляться по месту нахождения представительств. Будут ли подлежать в Российской Федерации налогообложению такие доходы российских граждан?
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 29.12.2000)
Ответ: В соответствии со ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Статьей 11 Кодекса определено, что к физическим лицам -налоговым резидентам Российской Федерации относятся лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
Из Вашего вопроса следует, что российские граждане будут работать за пределами Российской Федерации в течение периода, превышающего 183 дня в календарном году, и, следовательно, не будут являться налоговыми резидентами Российской Федерации.
Таким образом, налогообложению в 2001 году будут подлежать только те доходы, которые будут получены такими лицами от источников в Российской Федерации.
Доходы, которые для целей взимания налога на доходы физических лиц относятся к доходам от источников в Российской Федерации, определены в п. 1 ст. 208 Кодекса.
Подпунктом 6 п. 1 ст. 208 Кодекса определено, что к доходам от источников в Российской Федерации относится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу или совершение действия в Российской Федерации. В рассматриваемом случае работа выполняется по месту нахождения представительства российской организации, то есть за пределами Российской Федерации, там же начисляется и выплачивается заработная плата и иные подобные вознаграждения за выполнение указанными лицами трудовых обязанностей.
Доходы, которые будут получены указанными гражданами в качестве вознаграждения за выполнение ими трудовых и иных обязанностей в представительствах российских фирм за пределами Российской Федерации, не будут являться доходами, полученными от источников в Российской Федерации, и не будут подлежать налогообложению в Российской Федерации.
Налогообложение таких доходов будет осуществляться в соответствии с законодательством государств, в которых находятся представительства российских организаций.
E.H. Сорокина
Советник налоговой службы I ранга 16.02.2001
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.12.2000)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 02.01.2000)
Вопрос: Одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование достоверной информации о деятельности организации. Однако действующими нормативными документами по бухгалтерскому учету понятие достоверной информации не определено. В связи с этим - какая информация для целей бухгалтерского учета может считаться достоверной?
Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности, - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности. При этом действительно в нормативных документах по бухгалтерскому учету понятие достоверной информации не определено. Есть только понятие достоверной отчетности, содержащееся в п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н), которое определяет достоверную и полную отчетность как бухгалтерскую отчетность, сформированную исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Учитывая, что достоверная бухгалтерская отчетность составляется на основании достоверной информации, можно считать достоверной информацию, сформированную в соответствии с теми же критериями, что и при формировании отчетности. Кроме того, исходя из содержания вышеуказанного п. 6 ПБУ 4/99, следует отметить, что достоверная информация, как и отчетность, должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
М. Александрова
Советник налоговой службы III ранга 20.03.2001
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.11.96 № 129-ФЗ (ред. от 23.07.98)
"О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ" (принят ГД ФС РФ 23.02.96)
приказ Минфина рф от 06.07.99 № 43н "об утверждении положения по бухгалтерскому учету "бухгалтерская отчетность организации" (пбу4/99)"
Вопрос: Наше предприятие имеет ряд официально зарегистрированных представительств за рубежом. Финансирование представительств осуществляется путем перечисления средств на счета за рубежом согласно утвержденной смете расходов на год. Статьи сметы включают в себя и представительские расходы.
Правомерно ли относить на затраты производства, включаемые в себестоимость, представительские расходы, осуществляемые нашим представительством за рубежом как на территории представительства, так и в других местах (ресторане, кафе и так далее)?
Ответ: В соответствии с подп. "и" п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года № 552 (с учетом изменений и дополнений), в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранные), прибывших для переговоров с целью установления и поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) и ревизионной комиссии организации (представительские расходы).
При этом согласно п. 1 Норм и нормативов на представительские расходы, расходы на рекламу и на.подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядка их применения, утвержденных приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 15 марта 2000 года № 26н, представительские расходы, связанные с деятельностью организации, - это расходы организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранных), участвующих в переговорах с целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) или другого аналогичного органа организации.
к представительским расходам относятся расходы, связанные с проведением официального приема (завтрака, обеда или другого аналогичного мероприятия) представителей (участников), их транспортным обеспечением, посещением культурно-зрелищных мероприятий, буфетным обслуживанием во время переговоров и мероприятий культурной программы, оплатой услуг переводчиков, не состоящих в штате организации.
Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии первичных учетных документов, в которых должны быть указаны дата и место проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны организации, конкретное назначение расходов и величина расходов. Организации рекомендуется определить конкретный порядок расходования средств на представительство, их документального оформления и контроля, включая установление круга лиц, имеющих отношение к этой деятельности организации.
При этом названными нормами и нормативами место проведения указанной деловой встречи (приема) не ограничено местом нахождения организации.
Учитывая изложенное, организация вправе включить представительские расходы в себестоимость продукции (работ, услуг) вне зависимости от места проведения указанной встречи (приема) и места нахождения организации, то есть даже в случае их проведения вне территории Российской Федерации.
Ссылки на нормативные акты:
A.A. Альферович
Советник налоговой службы III ранга 22.02.2001
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 05.08.92 № 552 (ред. от 31.05.2000)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ ЗАТРАТ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ВКЛЮЧАЕМЫХ В СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), И О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, УЧИТЫВАЕМЫХ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ"
ПРИКАЗ Минфина РФ от 15.03.2000 № 26н "О НОРМАХ И НОРМАТИВАХ НА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ, РАСХОДЫ НА РЕКЛАМУ И НА ПОДГОТОВКУ И ПЕРЕПОДГОТОВКУ КАДРОВ НА ДОГОВОРНОЙ ОСНОВЕ С УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ, РЕГУЛИРУЮЩИХ РАЗМЕР ОТНЕСЕНИЯ ЭТИХ РАСХОДОВ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, И ПОРЯДКЕ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 11.04.2000 № 2192)
Вопрос: Организация, являющаяся государственным учреждением, направляет на работу за границу своих сотрудников. В период работы за границей работники получают заработную плату в рублях и в валюте страны пребывания.
Финансирование из федерального бюджета на оплату труда этих работников не предусмотрено.
Является ли данная организация плательщиком единого социального налога с выплат работников, направленных на работу за границу?
Ответ: В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 № 166-ФЗ) не подлежат обложению единым социальным налогом суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками - финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями - в пределах размеров, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, если данная организация не финансируется из федерального бюджета, то суммы оплаты труда ее сотрудникам, направляемым на работу за границу, подлежат налогообложению в установленном порядке.
О.В. Кормачкова
Советник налоговой службы III ранга 20.03.2001
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 05.08.2000 № 117-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)
(ред. от 29.12.2000)
Государственный таможенный комитет РФ
Вопрос: Является ли обоснованным непоступление части экспортной валютной выручки, вызванное удержанием банком-нерезидентом комиссии за перевод покупателем-нерезидентом денежных средств в оплату экспортируемых российских товаров?
Ответ: Согласно ст. 166 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, а также обычаям делового оборота права и обязанности сторон по внешнеэкономическим сделкам определяются по праву страны, избранному сторонами при совершении сделки или в силу последующего соглашения. При отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве применяется право страны, где учреждена, имеет место жительства или основное место деятельности сторона, являющаяся продавцом в договоре купли-продажи.
Таким образом, если стороны не договорились о применимом праве, то обязательства, вытекающие из внешнеторговой сделки, по которой продавцом выступает российское лицо, должны регулироваться российским законодательством, и Гражданским кодексом Российской Федерации в частности.
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Следовательно, на территории Российской Федерации подлежат применению положения Венской конвенции о договорах международной куп-ли-продажи товаров. Статья 54 Конвенции гласит: "Обязательство покупателя уплатить цену включает принятие таких мер и соблюдение таких формальностей, которые могут требоваться, согласно договору или согласно законам и предписаниям, для того, чтобы сделать возможным осуществление платежа".
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 485 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором куп-ли-продажи, а также совершить за свой счет действия, которые в соответствии с законом, иными правовыми актами, договором или обычно предъявляемыми требованиями необходимы для осуществления платежа. Исходя из изложенного, расходы, связанные с оплатой банковской комиссии за перевод продавцу выручки по экспортной сделке, в общем случае должен нести покупатель, если стороны договора не предусмотрели иное.
Таким образом, непоступление части валютной выручки, вызванное удержанием банком-нерезидентом комиссии за перевод покупателем-нерезидентом денежных средств в оплату экспортируемых российских товаров, может быть признано обоснованным только в случае, если экспортным договором предусмотрено, что бремя указанных расходов несет российский экспортер.
О.В. Яковлев
Государственный таможенный комитет РФ 04.04.2001
Ссылки на нормативные акты:
"ОСНОВЫ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СОЮЗА ССР И РЕСПУБЛИК" (утв. ВС СССР 31.05.91 №2211-1) (ред. от 26.01.96)
"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принята всенародным голосованием 12.12.93)
"КОНВЕНЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ О ДОГОВОРАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ТОВАРОВ" (Заключена в Вене 11.04.80)
(Вместе со "СТАТУСОМ КОНВЕНЦИИ ООН О ДОГОВОРАХ МЕЖДУНАРОДНОЙ КУПЛИ-ПРОДАЖИ ТОВАРОВ" (по состоянию на 27 мая 1998 года))
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 17.12.99)