Научная статья на тему 'Консультации'

Консультации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотова Елена Леонидовна

Защита чести и прав учителя. Необходимые результаты для прохождения аккредитации. Влияние текущих оценок в полугодиях на получение медали. Аттестация педагогических кадров. Переход на индивидуальный учебный план. Аккредитация коррекционного учреждения. И др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации»

консультации

^ Здравствуйте! Помогите, пожа-

• луйста! У Вас есть книга о правах ребёнка, а кто должен защитить честь и права учителя? Меня обвинили родители ученика в том, чего я не совершала, класс подтвердил, что действия не было. Школе легче меня уволить, чем «связываться» с родителями и защитить меня. Как правильно действовать и в какой последовательности?

Елена

Честь и права учителя защищает суд (п. 9 ч. 3 ст. 402 Гражданско-процессуального кодекса РФ). У меня есть книга «Права учителя профильной школы» и ряд публикаций, связанных с правами учителя, в журнале «Народное образование». Посмотрите. По факту причинения вреда вашей чести и достоинства в суд подаётся жалоба с указанием всех обстоятельств дела. Если есть свидетели выдвинутого против Вас обвинения, то их показания и другие материалы, доказывающие нарушение Вашего права, прилагаются к жалобе.

^ В прошлом учебном году прохо-

• дила аккредитация нашей школы, она является структурным подразделением. Наши учащиеся показали необходимые результаты для

Консультант Елена Леонидовна Болотова,

профессор кафедры управления образовательными системами ФПКиППРО МПГУ, академик МАНПО, доктор педагогических наук

прохождения аккредитации. Учащиеся головной школы не показали нужных результатов, в связи с чем в этом учебном году назначена аналогичная проверка. Почему нас, как филиал, опять должны проверять? М.П.

Данный вопрос следует задавать руководителям надзорных органов субъекта РФ, на территории которого находится ваша школа. Рекомендуем вам обратиться за дополнительными разъяснениями в Рособрнадзор.

^ Добрый день! С введением

электронного журнала средний балл по каждому предмету для каждого ученика высчитыва-ется автоматически, при этом, если ребёнок отличник, то при 4.5 стоит «5», а если ударник, то «4». Думаю, что это не совсем правильно. Прокомментируйте, пожалуйста, данный вопрос. С уважением, родители

В целом мы с вами согласны, однако следует помнить, что пока федеральные органы по этому вопросу ещё не определились.

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, насколько правомерны действия учителя, выставляющего двойки ученице, проболевшей 2 недели и по выходу в школу сразу попавшей на контрольные работы по алгебре и геометрии в 7 классе (пропущено 9 занятий алгебры, 4 геометрии). Какие действия предпринимать в таких случаях? Ирина

Учитель выставляет те оценки, которые ученик получает на аттестационных процедурах, а далее начинается работа по коррекции достигнутых результатов. Рекомендуем обратиться за дополнительными разъяснениями к директору школы.

Влияют ли текущие оценки в полугодиях на получение медали?

Ольга

Всегда учитываются результаты текущей, промежуточной и итоговой аттестаций — оценки за полугодие, год и итоговые, т.е. выставленные после сдачи экзаменов.

Вопрос об аттестации кадров.

• 1. Должен ли заместитель руководителя (руководитель

структурного подразделения) образовательного учреждения аттесто-вываться на соответствие занимаемой должности при занятии этой должности? 2. Правильно ли мы понимаем, что если замы руководителя не являются педагогическими работниками, то на них и не распространяется положение о прохождении аттестации 1 раз в 5 лет? Эмилия

Заместитель руководителя аттестуется на соответствие занимаемой должности аттестационной комиссией школы. Это не противоречит ст. 49 ФЗ «Об образовании в РФ» и приказу Минобрнауки РФ от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений». 2. Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» заместители руководителя организации относятся к должностям руководителей образовательной организации. Действительно, Федеральный закон не указывает необходимость в проведении аттестации заместителей руководителя образовательной организации. Согласно ч. 4 ст. 52 ФЗ «Об образовании в РФ» заместителям руководителей образовательных организаций, руководителям структурных подразделений и их заместителям предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, права, социальные гаран-

тии и меры социальной поддержки, предусмотренные педагогическим работникам п. 3 (право на ежегодный основной удлинённый оплачиваемый отпуск) и 5 ч. 5 (право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости) и ч. 8 ст. 47 (право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения для живущих в сельской местности) этого Федерального закона. Ч. 2 ст. 52 Федерального закона право на занятие должностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. В приказе Минздравсоцразвития

РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» также не указано требование прохождение аттестации заместителем руководителя организации. Однако надо помнить, что в случае отсутствия директора неаттестован-ный на соответствие занимаемой должности заместитель руководителя не сможет выполнять функции руководителя организации, поскольку это должен быть аттестованный специалист (ст. 51 ФЗ «Об образовании в РФ»).

^ Скажите пожалуйста, если • у меня 0,5 ставки зама по УВР и 0,5 ставки зама по НМР, будет

ли мне идти педстаж? В трудовой записано, что я принята заместителем директора по УВР.

Светлана

Да, засчитывается. Храните все должностные инструкции и выписки из приказов о назначении вам педагогической нагрузки.

^ Сложилась такая ситуация:

• ребёнок начал учиться

в 10 классе с углублённым изучением физики и математики, учится хорошо, но темп, заданный учителем математики, оказался не по силам, и это стало причиной нервного срыва и отказа посещать данный урок. Можем ли мы, не меняя класса (он нас очень устраивает), перейти на заочное обучение по математике по общеобразовательной программе («углубленку» самостоятельно не потянем)? Елена Юрьевна

В данном случае надо поговорить с директором школы, возможно снижение мотивации ученика к учёбе связано с не совсем правильным выполнением учителем обязанности применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания (п. 5 ч. 1 ст. 48 ФЗ «Об образовании в РФ»). Может быть, для вашего сына администрация предложит перейти на индивидуальный учебный план.

Могу ли я написать заявление

• на подтверждение высшей категории, если была аттестована как педагог дополнительного образования, а теперь прохожу

Консультации

аттестацию как учитель информатики. Или мне нужно заново аттестоваться сначала на первую, а потом дальше?

Э.Э.

Если у вас есть стаж работы не менее двух лет при наличии первой квалификационной категории по интересующей должности, то вы можете подавать заявление о прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию.

Ситуация такая: родитель ребён-• ка, закончившего 8-й класс кор-рекционной школы (8-й вид), хочет продолжить обучение по общеобразовательной программе (обычной школы). Предпочитает семейное обучение. Для проведения промежуточной аттестации по предметам можно ли провести диагностику по определению уровня; можно ли перевести ребёнка на заочную форму обучения, но на класс ниже (опять 8-й)? Промежуточную аттестацию проводят учителя закрепляемой школы (по решению управления образованием) или создаётся комиссия из сотрудников управления? Елена Петровна

Да, этот вопрос находится в компетенции вашей школы. Промежуточную аттестацию в случае организации обучения в форме семейного образования осуществляют педагоги той школы, с которой родитель заключил договор об этой процедуре. При заочной форме обучения все процедуры, предварительная оценка подготовленности к обучению в целях определения класса обучения проводится той школой, куда подал заявление родитель учащегося.

Как должна проходить аккредитация специального кор-рекционного учреждения? Вправе ли проверяющие органы предъявлять к такому типу школы такие же критерии при проверке, как к обычной школе? И чем это регламентируется? Наталья Ивановна

Аккредитационные показатели устанавливает аккредитацион-ный орган, на территории которого находится данное учреждение. Рекомендуем вам обратиться за дополнительными разъяснениями в Рособрнадзор и уточнить место нахождения вашего учреждения.

^ Просим помочь в разрешении • возникшей у нас ситуации: мы оказались заложниками конфликта родителей первоклассника, находящихся в стадии развода. Мальчик посещает группу продлённого дня. В заявлении матери указано, что забирать ребёнка может либо она сама, либо бабушка. Также есть письменная просьба не отпускать ребёнка с лицами, не указанными в заявлении, в том числе с отцом. Родители не проживают вместе более трёх лет, но развод не оформлен. В суд они до сих пор не обратились, ссылаясь на квартирный вопрос. В конфликт активно включены родители отца. Обе стороны шантажируют друг друга ребёнком. Мать мальчика препятствует встречам сына с отцом наедине, опасаясь, что ребёнка увезут в неизвестном направлении. О данной ситуации школе стало известно вчера, когда отец пришёл за сыном и высказал твёрдое намерение забрать ребёнка на каникулы прямо из школы и настаивал на том, что мать мальчика не должна ничего знать. Администрация посчитала необходимым со-

общить об этом матери, а отца уговорили дождаться её прихода. Родители встретились, мать не разрешила увезти сына на каникулы. С каждым из родителей мы встретились индивидуально. Каждый требует соблюдения своих родительских прав. Мать требует не отдавать сына отцу. Отец настаивает на том, что закон на его стороне, что он имеет такие же права, как и мать, поэтому он может забирать сына в любое время, не ставя супругу в известность. Таким образом, школа оказалась заложником данного конфликта. Родители это понимают, однако договариваться друг с другом не хотят. Отец открыто заявляет, что будет продолжать попытки забрать мальчика из школы без ведома матери. Мы незнаем, как действовать школе в данной ситуации. Светлана Юрьевна

В данном случае каждый родитель борется не за права ребёнка, а за свои личные амбиции. Страдает ребёнок. Для того чтобы упорядочить отношения по поводу общения с ребёнком, им необходимо обратиться в орган опеки и попечительства. В отношении разрешения забирать ребёнка из школы следует руководствоваться тем договором, который школа оформляла с родителями ребёнка. В договоре указывается тот родитель, который отвечает за посещение ребёнка. Он же отвечает за то, кто из родителей приводит ребёнка и кто его забирает. В отдельных случаях родитель может по согласованию с администрацией перепоручить эту процедуру другому гражданину и указать все необходимые сведения о нём в соответствующем заявлении.

^ Я работаю в школе заместителем

директора по учебно-воспитательной работе. Ко мне обратилась С., мама ученицы 1-го класса, с жалобой, что у её дочери две ученицы 1-го класса выхватили из рук 30 рублей и потратили их в школьной столовой. Вызвали родителей этих девочек, смогла прийти только мама одной из учениц, которая заверила, что с ребёнком будет проведена соответствующая беседа. Ребёнка она не привела, потому что девочка напугана словами С. (в присутствии воспитателя группы продлённого дня С. сказала девочке следующее: «Ещё раз ты подойдёшь к моей дочери, я тебя сдам в детскую комнату милиции»). Я отметила, что подобные слова уже заключают в себе угрозу и мама не имела права так обращаться к постороннему ребёнку. Мы договорились, что родители не будут давать деньги детям, потому что в школе организованы бесплатные горячие завтраки и комплексный обед для ГПД. На следующий день мне поступило письменное заявление С. Она не удовлетворена прошедшей беседой. Я пригласила всех участников конфликта (двух девочек и их матерей) ещё раз в школу. Матери согласны прийти ещё раз для беседы, но без своих детей, объясняя это тем, что дети напуганы и им уже нанесена психологическая травма. С. требует от меня письменный ответ, на каком основании я проводила беседу без присутствия всех участников инцидента (а именно без детей), также её оскорбила моя фраза «мне даже стыдно разъяснять это юристу», считает, что я не уточнила всех обстоятельств дела, благодаря моим действиям её ребёнок остался незащищённым и осуждали его родителя. С. просит разъяснить ей в письменной форме причины, основания и мотивы моих действий (бездействий). Подскажите, как грамотно мне составить ответ. Н.Н.

Вы столкнулись с юристом, который формально воспринимает все обстоятельства дела и оценивает педагогические методы работы как действия, которые должны быть описаны нормативными актами. Это такое своеобразное абсолютизирование правовых норм. У юристов это бывает. На самом деле вы действовали в рамках педагогической этики и имели полное право дать эмоциональную оценку действий человека в пределах этических норм. Напомним, что вы не состоите в трудовых отношениях с родителями, поэтому объяснительную от вас может потребовать только руководитель организации. Вам надо помнить, что каждый участник развивающейся конфликтной ситуации имеет право обжаловать действия другого участника. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 45 ФЗ «Об образовании в РФ» родители, ч. 2 ст. 48 — педагогический работник могут обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Поэтому если родительница будет настаивать на дальнейших разбирательствах ситуации, вы можете пойти ей на встречу и обратиться с жалобой на действия родительницы в эту комиссию. В данной ситуации надо проинформировать администрацию школы о том, как развивается конфликт и какую воспитательную работу вы провели. Устраивать воспитательную беседу с родителями в присутствии детей можно только с согласия их родителей, что вы и соблюдали.

У меня в классе (начальная

• школа) общеобразовательной школы обучается ребёнок VIII вида. Мама отказывается его отправлять в коррекционную школу. По какой программе мне обучать, как я его должна оценивать и имею ли право ставить отметки?

Татьяна Васильевна

Всё зависит от того, имеет ли школа право на ведение образовательной деятельности по программе для школ VIII вида. Если у школы такой лицензии нет, то вы не сможете вести учебный процесс по такой программе. Такого ребёнка можно перевести на индивидуальный учебный план и скорректировать его программу обучения с учётом психофизических особенностей ученика. В данном случае многое зависит от работы педагога-психолога и социального педагога с семьёй этого ученика.

Работаю в детской музыкаль-

• ной школе. Имеет ли право педагог не аттестовывать учащегося за четверть из-за постоянных пропусков без ведомых

на то причин. Если нет, какие документы об этом говорят и как быть с этими учениками? Светлана Михайловна

Данный вопрос относится к компетенции школы. При проведении промежуточной аттестации учащегося следует опираться на ст. 58 ФЗ «Об образовании в РФ». НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.