Консультации
Консультант Елена Леонидовна Болотова,
профессор кафедры управления образовательными системами ФПК и ППРО МПГУ, академик АААНПО, доктор педагогических наук
^ Здравствуйте! Помогите разо-• браться в следующем вопросе: после окончания института в 1991 году я была принята в школу на должность организатора внеклассной и внешкольной работы. В 1999 г. я ухожу в декретный отпуск и после выхода в 2000 г. приступаю к исполнению обязанностей заместителя директора по воспитательной работе. Мне объяснили, что прежняя должность «организатор» переименована в «заместитель директора по воспитательной работе». Директор считает, что мой стаж по должности начинается с 2000 г., а не с 1991. Можно ли считать эти две должности равноценными? Елена Л.
Ваши обе должности относятся к педагогическим должностям. В письме Минобразования РФ от 11.10.1993 № 181-М
«О пенсии за выслугу лет» организатор внеклассной и внешкольной работы имел такие же пенсионные права, что и учитель. Должности не переименовывали.
См. приказ Минпроса СССР от 30.04.1986 № 92 «Об организаторе внеклассной и внешкольной воспитательной работы»; письмо Минпроса СССР от 19.06.1967 № 52-М «Об
организаторе внеклассной и внешкольной работы с детьми».
Введение такой должности в штат школы произошло с принятием Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 10.11.1966 № 874
«О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы», в котором указывалось, что органам народного образования надо улучшить работу школы по воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения школьников. Необходимо, чтобы каждая школа стала организующим центром воспитательной работы с детьми в районе своей деятельности. Директора школ и учителя, предъявляя строгие требования к учащимся, обязаны вместе с тем проявлять глубокое уважение к школьникам.
Ввести в штаты средних школ должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми (на правах заместителя директора школы) вместо должности заместителя директора по производственному обучению.
^ К концу четверти уребёнка-• отличника по обществозна-нию выходила спорная «4-5». Учительница предложила сделать 5 презентаций к изучаемым темам. Девочка выполнила всё, но в одной из них в слове «правильный» сделала орфографическую ошибку. Учительница упрекнула девочку за безграмотность и вывела четвертную «4». Имеет ли право учитель-предметник снижать итоговую оценку по своему предмету за одну орфографическую ошибку НЕ в контрольной работе? B.C.
Вам следует обратиться к директору. В данном случае явно неадекватная оценка тем достижениям, которые имела ученица. В каждой школе должно быть положение о порядке оценивания достижений учащихся. Согласно ч. 9 ст. 13 ФЗ «Об образовании в РФ» учителям запрещено использовать при реализации образовательных программ методы и средства обучения и воспитания, образовательные технологии, наносящие вред физическому или психическому здоровью учащихся.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 29 Федерального закона школа обязана контролировать соответствие применяемых педагогом форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям учащихся. В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 44 Федерального закона родители имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей. Согласно п. 3 ч. 3 ст. 47 Федерального закона педагоги должны использовать педагогически обоснованные формы, средства, методы обучения и воспитания.
^ Моя дочь имеет врождённый • порок сердца. По медицинским показаниям год назад была определена в подготовительную группу. Сейчас рассматривается вопрос о переводе ребёнка в специальную группу. Прошу Вас ответить, какие требования к квалификации педагога предъявляются в действующем законодательстве, чтобы он имел право проводить занятия физкультурой у детей с соответствующими заболеваниями. У ребёнка сменился учитель физкультуры. Я разговаривала с ней, объясняла особенности заболевания моего ребёнка. Но недавно узнала, что на уроках физкультуры ребёнок занимается по той же программе, что и здоровые дети, без каких-либо ограничений. Участвует в соревновательных мероприятиях на уроке, хотя это запрещено прямым указанием в медицинских документах ребёнка. А в тот день, когда дочка забыла форму для физкультуры дома, её заставили заниматься
в обычной форме, причём потребовали снять сапоги. Ребёнок бегал без обуви (пол в спортзале бетонный, на полу лишь линолеум. Прошу ответить, как мне поступить в этой ситуации, чтобы защитить здоровье и жизнь моей дочки? Последнее время дочь жалуется на боли в области груди. Оксана Л.
Такие нарушения следует обсуждать не с учителем, а на основании вашей письменной жалобы с директором школы. В данной ситуации учитель явно нарушает ст. 41 ФЗ «Об образовании в РФ» и рекомендации письма Минобрнау-ки России от 30.05.2012 № МД-583/19 «О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»; письма Ми-нобрнауки РФ от 08.10.2010 № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры» (вместе с «Методическими рекомендациями о введении третьего часа физической культуры в недельный объём учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»); Методические рекомендации о введении третьего часа физической культуры в недельный объём учебной нагрузки учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
^ Моя дочь учится в 8 классе. • За первое полугодие нам ввели аттестацию в форме устных экзаменов (по билетам) по английскому языку и физкультуре. Имеет ли администрация школы на это
право? В других школах города нет такой практики.
Елизавета В.
В данном случае речь идёт о промежуточной аттестации школьников. Правила и порядок такой аттестации согласно ст. 28 и ст. 58 ФЗ «Об образовании в РФ» определяются школой самостоятельно.
^ В нашей сельской школе есть
проблема наполняемости классов. В этом году в 10-й класс пришло 2 ученика. Управление образованием для сохранения класса предложило нам ещё «поискать», или наш 10-й переведут в другую школу, она находится недалеко и есть возможность подвоза. На этот год мы «нашли» учеников, что будет в следующем — не знаю, поскольку ученики 9-го класса решили поступать в колледжи, остаётся одна девочка. Правомерны ли действия вышестоящих органов? Могут ли без согласия родителей (они против) перевести учеников в другую школу в целях экономии средств? Ведь если учеников 10-го класса переведут, мы плавно и незаметно становимся основной школой... чего бы очень не хотелось. Галина Викторовна
Обучение в большом классе и школе, в которой созданы условия для качественного образования, для единственной ученицы вашего села может быть во многом более комфортным.
В любом случае согласие родителей необходимо. В отношении любой реорганизации школы надо исходить из требований ч. 11 ст. 22 ФЗ «Об образовании в РФ» —
КОНСУЛЬТАЦИИ
реорганизация или ликвидация государственной и (или) муниципальной образовательной организации осуществляется на основании решения федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления. При этом должно учитываться положительное заключение комиссии по оценке последствий принятия такого решения. В случае реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, должно учитываться мнение жителей данного поселения. Рекомендуем Вам по данному вопросу обратиться в Рособрнадзор.
^ Допускается ли объединение
• на уроки физкультуры учащихся 10-го и 11-го классов, если в 10-м классе — бучащихся, ав 11-м — 1? Как обучать учащегося 11-го класса в спортивные командные игры? H.A.
Обучение игровым видам спорта — это уже методика предмета. В отношении объединения классов на уроке физкультуры законодательство не содержит каких-либо разрешений, но в вашем случае это объективная позиция. Поскольку вопрос организации учебного процесса относится к компетенции школы (ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ»), то в таком случае именно ваша школа должна взять на себя ответственность по такой процедуре.
^ Здравствуйте, подскажите, пожа-
• луйста, имеет ли право директор проводить «неделю открытой школы»? На этой неделе все уроки предметника открытые, то есть на любом уроке в течение недели могут присут-
ствовать родители. Не представляю, как это психологически можно пережить. Наверное, ни в одной профессии такого нет.
Наталья
Есть и более сложный вариант, когда Вы проводите все занятия в открытом режиме, под видеокамерами и под запись. Настройтесь оптимистично, и не надо думать, что для Вас это будет каким-то испытанием. Для родителей на уроке есть, на что посмотреть и это не всегда мастерство учителя, это ещё и участие на уроке их ребёнка. Неделя открытой школы проводится и в интересах педагогов, особенно тех, кто аттестован на высшую квалификационную категорию или планирует пройти такую аттестацию. Открытые уроки — это мастер-класс, это презентация своего опыта, это демонстрация умений учащихся. Относитесь к этому не как к запугиванию, а как к возможности показать свой профессиональный уровень.
Такие мероприятия проводятся по плану работы школы, а также в целях внутри-школьного контроля.
Может ли учитель ознакомиться с уставом и локальными актами школы?
Лия
Да, может. Устав и многие локальные акты Вашей организации должны быть вывешены на сайте школы. См. ст. 29 и ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ».
^ Скажите, пожалуйста, как в учебном плане обозначать
(называть) предметы школьного компонента? Можно ли говорить, что это факультативы, и вносить в сетку основного расписания? Или просто писать как предметы «Практикум по математике», «Решение экспериментальных задач по физике», «Мир философии». Е.И.
Факультативы не могут быть в сетке основного расписания. Это всегда были занятия за пределами основного расписания, имели добровольный порядок посещения.
^ Являются ли юридически корректными следующие пункты устава негосударственной общеобразовательной школы: «4.2. Организация и предоставление обучения в Гимназии бесплатное. 4.3. Гимназия вправе принимать от родителей учащихся ежемесячные добровольные пожертвования на содержание здания и административно-хозяйственную деятельность Гимназии. 4.4. Ориентировочный размер пожертвований устанавливается Советом Гимназии по рекомендации Попечительского Совета, утверждается Учредителем и оформляется приказом директора»? М.Н.
П. 4.4 некорректен. Если пожертвование утверждается приказом, то оно из состояния добровольного платежа попадает в разряд обязательных процедур, что не соответствует гражданскому законодательству.
Более того, пункт 4.2 противоречит п. 4.4 данного устава. В пункте 4.3 указана некорректная формулировка «ежемесячные добровольные
пожертвования». Пожертвования на такой основе превращаются в обязательный платёж, что противоречит сути пожертвования.
Нельзя в уставе прописывать процедуру исполнения пожертвования, так как это не предусмотрено ст. 582 ГК РФ.
^ Имеет ли право школа выдавать
аттестаты об образовании за 9-й и 11-й класс, если не ведётся один из предметов учебного плана? Все необходимые документы на ведение образовательной деятельности имеются. Светлана И.
В данной ситуации важно соблюдать требования Федерального базисного учебного плана (см. приказ Минобразования
РФ от 09.03.2004 № 1312 (ред. от 01.02.2012) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»). Утверждённый учебный план надо выполнять. Школа имеет право выдавать аттестаты при наличии свидетельства об аккредитации.
^ Обязательно ли требование
о введении только тех платных образовательных услуг в школе, которые прописаны в уставе школы? Что делать, если планируем те виды, которые не указаны в уставе, но востребованы родителями (группы продлённого дня)? Ольга
В уставе можно описать данную ситуацию, более корректно ука-
зывая общую формулировку, что школа имеет право оказывать платные образовательные услуги, реализация которых регулируется локальным нормативным актом. В таком случае локальный акт заменить проще, чем проходить процедуру корректировки устава.
В управлении образованием
отказывают в принятии на работу заместителем директора по УВР, аргументируя тем, что мой муж — директор данной школы. Правомочно ли данное действие? Н.Н.
На самом деле управление образованием не может вмешиваться в компетенцию школы (см. ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ») для приёма на работу в образовательную организацию членов одной семьи. Никаких ограничений законодательство по этому виду общественных отношений для работников сферы образования не устанавливает. С другой стороны, Вы должны знать, что непотизм (замещение должностей предпочтительно родственниками в нарушение общего и справедливого порядка назначения на должности) относится к внеправовым коррупционным нарушениям. Они ещё не свидетельствуют о том, что члены одной семьи коррупционеры, но риск решения материальных проблем, используя должностное положение, в интересах членов одной семьи, в подобной ситуации высок. Возможно, именно по этой причине орган управления образованием не рекомендует
назначать на руководящие должности в одной образовательной организации родственников. Это ограничение близко к требованиям для государственных служащих.
^ В наш Центр образования
принята учащаяся из другого региона, которая ранее по предмету «иностранный язык» изучала французский. В нашей школе преподают английский язык. Учителей французского нет и никогда не было. Оценка по данному предмету как входящему в БУП должна быть выставлена. Можно ли обучать по индивидуальному учебному плану, с дополнительной оплатой учителю по тарификации? Девочка поступила в 7-й класс. Если начать обучать её с начала курса, то к 11-му классу она пройдёт английский за 9-й класс. Или предусмотреть ускоренное обучение? Можно ли просто не аттестовывать по данному предмету? Какой вариант предусмотрен нормативными актами? Ю.С.
Если нет учителей французского языка, то девочке придётся учить английский. Такую сложную ситуацию для неё создали родители. Школа в этом случае не может отказывать ребёнку в образовании. В такой ситуации надо предусмотреть индивидуальные консультации по изучению программы в пределах федерального компонента учебного плана. Подобные ситуации относятся к компетенции школы. Именно школа определяет, каким образом регулировать подобную ситуацию. В этом случае важно выполнение норм ФБУП и ФГОС по данному предмету. НО