Педагогические н ну ки
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СОВЕТОВ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АСПЕКТ)
Н. П. Саламатина
TEACHERS COUNCILS ACTIVITIES ON IMPROVEMENT OF PEDAGOGICAL WORK QUALITY (RETROSPECTIVE REVIEW)
Salamatina N. P.
The article deals with the principal activities of teachers councils of general education institutions in pre-revolutionary Russia, which aimed at the improvement of pedagogical work quality. The author analyses the clauses of "Gymnasium and Progymnasium Charter" (1864), regulating the principal directions of teachers councils activities.
В статье раскрыты основные аспекты деятельности педагогических советов общеобразовательных учреждений дореволюционной России по повышению качества учебно-воспитательной работы. Проанализированы положения «Устава гимназий и прогимназий» (1864 г.), регламентирующие основные направления деятельности педагогических советов.
Ключевые слова: педагогический совет, повышение, качество, учебно-воспитательная работа, ретроспектива, заседания, общеобразовательная школа России дореволюционного периода.
УДК 371.121
Деятельность педагогических советов отечественных дореволюционных общеобразовательных учебных заведений, имевших главной заботой учебную и воспитательную работу, явилась важным фактором развития отечественной школы. Развитие педагогической науки, психологии и других гуманитарных наук, происходившее во второй половине Х1Х - начале ХХ вв., стимулировало прогрессивно настроенных деятелей образования к воплощению новых педагогических идей в жизнь школы. Многие проблемы, с которыми сталкивается педагогический совет современной общеобразовательной школы, поможет решить внимательное исследование ценного опыта прошлого, опыта деятельности педагогических советов школы дореволюционного периода.
«Устав гимназий и прогимназий» (1864 г.) определял, что для всестороннего обсуждения вопросов, относящихся к учебной и воспитательной части гимназии и прогимназии, при них состоят педагогические советы. В состав педагогического совета гимназии входили директор (председатель), инспектор, законоучитель, все преподаватели наук и языков, в том числе сверхштатные, имевшие уроки в параллельных классах, надзиратели и воспитатели пансиона. В прогимназиях председательство в педагогическом совете, имевшем такой же состав, как и совет гимназии, принадлежало инспектору. Обязанность секретаря совета исполнял один из учителей, избираемый на эту должность советом на три года. На заседа-
ние педагогического совета приглашался врач, имевший право голоса наравне с членами совета.
Параграф 69 Устава 1864 г. определял, что обсуждению и решению педагогического совета подлежит следующее: 1) прием учеников и перевод их из класса в класс; 2) освобождение малообеспеченных учеников от платы за учение и выдача единовременных пособий и стипендий отличнейшим из них по успехам и поведению из специальных средств заведения; 3) выдача аттестатов ученикам, с успехом окончившим полный курс учения, и свидетельств окончившим курс в прогимназиях или выбывшим из гимназии или прогимназии до окончания курса, а также лицам, выдержавшим испытание в полном учебном курсе; 4) определение наград ученикам, отличным по поведению, прилежанию и успехам; 5) одобрение речей, назначаемых для чтения на публичном акте; 6) избрание из преподавателей членов хозяйственного комитета, секретаря и библиотекаря; 7) выбор предметов для пополнения кабинетов и книг для библиотеки; 8) распределение преподавания учебных предметов по дням и часам, на основании прилагаемых таблиц числа недельных уроков; 9) назначение в важнейших случаях взыскания с учащихся, указания относительно применения правил о взысканиях к данным случаям; 10) выбор учебных руководств и пособий из числа одобренных министерством народного просвещения и духовным ведомством; 11) рассмотрение годичных отчетов по учебной и воспитательной части; 12) распределение внеклассных занятий воспитанников пансиона и устройство внутреннего в нем порядка (1).
В соответствии с Уставом, решения педагогического совета представлялись на утверждение высшего начальства по следующим вопросам: 1) соединению и разделению преподавания учебных предметов, 2) рассмотрению и одобрению подробных программ преподавания каждого предмета, составление которых на основании учебного плана, утвержденного министерством народного просвещения, обязательно для каждого преподавателя; 3) составлению и до-
полнению правил о взысканиях с учащихся; 4) предположениям об отступлении от устройства учебной части, о временном или постоянном увеличении числа уроков по каким-либо предметам в одних классах, или об улучшениях, которые потребовали бы новых средств от казны; 5) определению размера платы за учение; 6) разделению классов на параллельные отделения и определению размера вознаграждения за уроки в параллельных классах, вознаграждения из специальных сумм сверхштатных преподавателей; 7) правилам о хранении и выдаче книг из библиотеки; 8) избранию заслуженных преподавателей на высшие оклады жалованья; 9) присвоению лицам, не окончившим курса в университете, и иностранцам званий учителей новых языков в гимназиях и прогимназиях и надзирателей этих заведений, а также учителей уездных училищ, домашних учителей и учительниц (2).
Педагогический совет гимназии или прогимназии функционировал под председательством директора мужской гимназии, а там, где не было гимназии - директора мужского реального училища, директора или инспектора прогимназии, директора учительского института или семинарии. Председателю педагогического совета принадлежало «главное руководство учебной и воспитательной частью учебного заведения». В случае несогласия с мнением большинства членов совета, председатель представлял дела на решение попечителя учебного округа, прилагал свое заключение и мнения членов. В случаях разногласия мнение меньшинства, если оно того желало, доводилось до сведения попечителя учебного округа. А если дело не терпело отлагательств, то председатель принимал решение по своему усмотрению и немедленно сообщал о своем распоряжении попечителю, предоставлял ему журнал педагогического совета.
Благотворным признавалось предоставление широкой самостоятельности педагогическим советам, о чем свидетельствовали циркуляры Министерства народного просвещения, но на практике зачастую оказывалось сокращение самостоятельности педагогических советов в конце Х1Х - начале
ХХ вв. Деятельность педагогических советов средних учебных заведений тормозилась множеством предписаний, предусматривавших мелочи школьной жизни и вносивших в дело воспитания молодого поколения тот «бездушный формализм», в котором часто упрекали учителей средней школы. Степень самостоятельности педагогических советов, как показало исследование, менялась в зависимости от образовательной политики министерства народного просвещения. При министре А. В. Головнине министерство народного просвещения перестало навязывать свои учебники; оно рассматривало издаваемые учебники в ученом комитете и публиковало отзывы последнего. Принятие или непринятие этих руководств зависело от педагогических советов учебных заведений (3).
Исследование показало, что деятельность педагогического совета прогимназии г. Пятигорска охватывала все стороны жизни учебного заведения, согласовывая их с требованиями устава гимназий и прогимназий и распоряжениями министерства народного просвещения и учебного округа. Предметом обсуждения на заседаниях педагогического совета были различные вопросы, относящиеся к учебной, воспитательной и хозяйственной жизни учебного заведения: установление программ преподавания по отдельным предметам, установление связи преподавания между предметами, распределение письменных работ, выработка эффективных методов преподавания предметов, улучшение приемов ведения письменных работ; вопросы, касающиеся повышения уровня успешности учащихся, поддержание в них добронравия и развития религиозно-нравственных чувств; вопросы, касающиеся физического развития учащихся, сохранения их здоровья, развитие в них эстетического вкуса, вопросы, касающиеся материального положения учащихся. Существовал ряд постоянных текущих вопросов: пополнение библиотек, выписка периодических изданий, приобретение учебных пособий, назначение комиссии для ревизии имущества прогимназии и библиотек и обсуждение вопроса об учебниках и учебных пособиях на предстоящий учебный год, обсуждение четверт-
ных и годовых оценок, поведения учеников; обсуждение результатов приемных, четвертных и переводных испытаний (перевод в следующие классы, награждение лучших учеников книгами и похвальными листами); выбор каникулярных работ для учащихся.
На заседании педагогического совета прогимназии г. Пятигорска в октябре 1871 г. обсуждались проблемы работы по новому Уставу гимназий и прогимназий 1871 г., введение института классных наставников и др. Педагогический совет обязал преподавателя приготовительного класса заботиться о повышении уровня знаний учеников, поступавших из приготовительного класса в первый. По вопросу об увеличении платы за обучение педагогический совет ходатайствовал перед попечителем учебного округа об оставлении платы в прежнем размере в связи с тем, что в прогимназии воспитывались преимущественно дети малоимущих родителей.
Экстренные внеочередные заседания созывались особыми распоряжениями окружного начальства или созывались для обсуждения экстренных нужд, возникавших в прогимназии. Практика проведения внеочередных заседаний педагогического совета существовала еще в середине Х1Х века. Являясь попечителем Киевского учебного округа в 1858-1861 гг., Н. И. Пирогов стремился пробудить в учителях педагогическую инициативу. Для этой цели в Киевском округе были введены экстраординарные заседания педагогических советов, на которых обсуждались способы преподавания предметов, меры воспитательного воздействия. Выдержки из журналов этих заседаний печатались с пометками Н. И. Пирогова в его циркулярах по округу. «Экстраординарные педагогические заседания и циркуляры, содержащие в себе изложение мнений гимназических начальников, учреждены мною, -писал Н. И. Пирогов, - с той целью, чтобы 1) дать возможность гимназическим наставникам свободно, откровенно и беспристрастно обсудить различные педагогические меры и предполагаемые способы преподавания; 2) познакомить ближе высшие учебные инстанции как с господствующими, так и с
исключительными взглядами наших педагогов; 3) дать средства высшим инстанциям судить по этим взглядам о степени развития нашей педагогики; 4) посредством обмена взглядов познакомить и сблизить одну с другой различные дирекции округа; 5) наконец, чтобы учебное начальство могло сообщать всем дирекциям свои распоряжения и мнения о вновь предполагаемых педагогических мерах и способах преподавания» (4).
Значительную роль в жизни частной гимназии Алферовых (г. Москва), создании и поддержании ее авторитета играл педагогический совет, деятельность которого была направлена на установление демократических принципов управления, осуществления эффективного общения педагогов с учащимися, достижения высокого качества обучения. В 1905 г. по инициативе А. С. Алферовой педагогический совет постановил принимать ежегодно в гимназию одну ученицу из семьи рабочих, которая могла учиться бесплатно. В действительности таких учениц принимали в гимназию гораздо чаще. В гимназии было немало учениц, освобожденных от платы за учебу. Степень их нуждаемости устанавливал педагогический совет
(5).
В соответствии с установленным правилом педагогический совет учебного заведения определял размер платы за обучение, который утверждался министром народного просвещении. От оплаты за учение, по представлению педагогического совета, освобождались заслуживающие того по своему поведению и прилежанию дети малообеспеченных родителей, но не более десятой части общего числа учащихся. Малообеспеченным ученикам, отличавшимся успехами и поведением, выдавалась по решению педагогического совета, единовременная денежная помощь и ежегодная помощь из специальных средств заведения. Как свидетельствует анализ протоколов заседаний педагогического совета Вятской гимназии, материальное положение учащихся, освобождение малообеспеченных учеников от платы за учение, назначение стипендий и денежная помощь им составляли одну из важнейших обязанностей педагогического совета.
Надзор за жизнью учащихся на квартирах, посещение театра учащимися и общественных мест составляли тоже одну из главных забот педагогического совета Вятской гимназии (1887 г.). Правила поведения учащихся вне стен учебного заведения вырабатывались и утверждались педагогическим советом. Главное внимание обращалось при этом на приличие в поступках и исправность в отношении форменной одежды (6). На заседаниях педагогического совета Вятской гимназии систематически осуждалось поведение учащихся, предлагались соответствующие меры к искоренению в учениках отрицательных привычек и наклонностей.
В начале 70-х гг. Х1Х в., как видно из протоколов педагогического совета Вятской гимназии, воспитанники сиротского дома жили без надлежащего надзора. Но уже в отчете 1879 г. земский сиротский дом назывался вполне благоустроенным пансионом. Ежегодно в педагогическом совете, в присутствии всех классных наставников, обсуждался вопрос об ученических квартирах. Ученикам разрешалось жить только на рекомендованных им педагогическим советом квартирах. В числе квартир, удовлетворявших учебно-воспитательным целям гимназии, были квартиры военных и гражданских чиновников, купцов, лиц педагогического персонала (7).
Классным наставникам вменялось также в обязанность посещение ученических квартир, с целью ознакомления с условиями жизни учеников, живших не у родителей, средой, их окружающей, лицами, которые их посещают. По поручению педагогического совета классные наставники извещали родителей и родственников учащихся об успехах и поведении их детей, при чем педагогическим советом прилагались усилия к тому, чтобы установить близкие отношения между лицами педагогического персонала и родителями учащихся, так как успешное ведение учебно-воспитательного дела считалось невозможным без полной солидарности между семьей и школой.
Работа отечественной общеобразовательной школы конца Х1Х - начала ХХ вв.
протекала в тесной связи с родителями учащихся. Родители учащихся учебных заведений Кавказского учебного округа посещали заседания педагогических советов, уроки, экзамены. Присутствие в педагогических советах представителей родителей от каждого класса, предусмотренное п.15 Положения о родительских кружках в учебных заведениях округа, кажущееся с первого взгляда громоздким, педагоги Кавказского учебного округа в действительности таковым не считали, поскольку появление на заседаниях педагогических советов родителей всем составом было редким явлением (8).
В связи с многочисленными случаями непристойного поведения учащихся Кавказского учебного округа вне стен учебного заведения, на улицах и в общественных местах, что считалось следствием отмены в 1905 г. распоряжения об обязательном внешкольном надзоре за учащимися, бывший попечитель учебного округа, сенатор М. Р. Завадский обратился к педагогическим советам с напоминанием о том, что отмена «организованного» внешкольного надзора не снимает с педагогов вытекающей из существа педагогической деятельности обязанности не оставлять без внимания ни одного уклонения от установленных норм нравственного поведения учащихся, где бы таковые уклонения ни наблюдались. Поэтому одной из задач педагогических советов учебных заведений Кавказского учебного округа являлась организации контроля за поведением учащихся не только в учебном заведении, но и вне стен его.
В 1905-1907 гг., согласно постановлению педагогического совета Вятской гимназии, производился тщательный надзор за посещением учениками театров, кино, концертов, вечеров, а также надзор, по особому расписанию для помощников классных наставников, на улицах, в садах, местах общественных гуляний за поведением учеников гимназии. Учащимся разрешалось посещение только одобренных пьес, соответствующих их возрасту и имеющих художественное и нравственное значение. Попечителем учебного округа в 1902 г. было разрешено посещение учащимися спектаклей,
цирков и т. п. накануне воскресных и праздничных дней. Это разрешение было мотивировано тем, что вечерние богослужения оканчиваются раньше начала спектакля, а суббота - единственный день, когда ученики могли бы побывать в театре, концерте без ущерба для занятий.
Нарушения порядков учебного заведения, проявившиеся в период 1905-1907 гг., привели к особому вниманию педагогического совета на «установление правильного учения и надлежащего порядка в гимназии». Наступившее общее успокоение, распоряжения учебного начальства и заботы педагогического персонала об установлении нормального хода школьной жизни имели следствием постепенное улучшение учебно-воспитательного дела в гимназии (9).
В начале ХХ в. в некоторых учебных заведениях Кавказского учебного округа наблюдались многочисленные пропуски уроков учениками и ученицами старших классов и частые опоздания на уроки. Считая это обстоятельство «одним из серьезных препятствий правильной постановке учебного дела в школе», попечитель округа рекомендовал педагогическим советам учебных заведений всемерно бороться с пропусками учащихся и применять по отношению к пропускавшим предусмотренные распоряжениями министерства народного просвещения и управления округа меры, вплоть до исключения из учебного заведения (10). Педагогический совет Тифлисской гимназии под руководством О. Д. Илляшенко принял меры против пропусков учениками уроков, преследовал всякие нарушения порядка или приличия учащимися (11).
Анализ деятельности педагогических советов учебных заведений Кавказского учебного округа свидетельствует о том, что перед ними стояла задача «все стороны учебно-воспитательной жизни учебных заведений направлялись для поднятия нравственного уровня школьной молодежи». Особая трудность деятельности педагогических советов заключалась в осуществлении образовательной деятельности среди разноязычного, многонационального состава учащихся (12).
Исследование показало, что деятельность педагогических советов учебных заведений дореволюционной России была сосредоточена на точном выполнении указаний высшего начальства. Так, на заседаниях педагогического совета Вятской гимназии обсуждались вопросы, касающиеся лучшей постановки учебно-воспитательного дела, правильного распределения учебных занятий по четвертям года, отдельным месяцам и неделям, особенное внимание обращалось на малоуспевающих учеников (13).
Педагогические советы женских гимназий Кавказского учебного округа в начале учебного года обсуждали планы занятий в УШ-м классе и программы преподавания предметов, детальный проект теоретических занятий, план практических работ каждой ученицы. Определив недостатки и меры к их устранению, педагогические советы прилагали усилия к тому, чтобы «разумными и целесообразными мероприятиями» повести школьную жизнь согласно установленным министерством народного просвещения правилам.
Внимание педагогических советов уделялось организации учебной работы, повышению качества обучения. В целях повышения качества обучения по решению педагогического совета и попечителя учебного округа преподаватель мог давать уроки по нескольким различным предметам, и наоборот, преподавание некоторых предметов, обыкновенно соединяемых между собой (история и география, чистописание и рисование), различных отделов одного и того же предмета могло быть разделено между несколькими преподавателями по решению педагогического совета и с разрешения попечителя учебного округа.
В первые годы управления министерством народного просвещения Д. А. Толстой заявил, что не разделяет точки зрения своего предшественника, отдавшего распределение гимназического курса на волю педагогических советов, и приказал издать подробные планы преподавания предметов гимназического курса (14). На заседаниях педагогических советов учебных заведений осуждались методы преподавания предметов гимназиче-
ского курса, особенно русского языка и словесности, истории и естественных наук, программы этих предметов. Результаты обсуждений в педагогических советах публиковались и обсуждались учеными и преподавателями страны.
Из решений педагогического совета Вятской гимназии, «направленных к поднятию успешности учащихся», были следующие: 1) проведение конкурса по соисканию премий за лучшие успехи по новым языкам; 2) о способах обучения учеников выразительному чтению; 3) учреждение должности репетиторов - преподавателей для воскресных и праздничных занятий с неуспевающими; 4) о пользе конспектирования в конце каждой четверти пройденного по истории в IV и VII классах (1897 г.); 5) по вопросу о возможности заменить в IV классе чтение по греческому языку басен и рассказов избранными главами из Св. Евангелия, молитвами и тропарями на греческом же языке (1897 г.). На заседаниях педагогического совета гимназии подробно обсуждались способы ведения письменных работ, рассматривались и обсуждались темы для сочинений по русскому языку, обращалось внимание на постановку преподавания древних языков (1887-88 гг.). Педагогический совет прилагал усилия к пробуждению в учениках научного интереса путем устройства литературных бесед и литературных чтений после утренних молитв, литературно-музыкальных вечеров, правильной постановки музыкального образования и т. п. (1891 г.). В целях улучшения преподавания педагогическим советом были предприняты меры к пополнению библиотеки книгами, к пополнению физического кабинета необходимыми приборами и приобретению учебных пособий, к замене учебников. Классным наставникам педагогическим советом была поручена организация и контроль за чтением учеников.
О регулярном внимании педагогического совета к проблемам учебно-воспитательной работы выполнении свидетельствует количество проводимых заседаний педагогического совета, которых в 1873 г. было 23, в 1874 г. - 20, в 1875 г. - 13,
в 1876 г. - 17, в 1877 г. - 32, в 1878 г. - 28, в 1879 г. - 37 (15).
Педагогические советы вменяли в обязанность преподавателям постоянно и строго следить за успехами, вниманием, прилежанием и поведением каждого ученика, «означая оные сколь можно чаще соответственными отметками». Сверх того, каждый преподаватель четыре раза в год, через равные промежутки времени, установленные педагогическим советом учебного заведения, представлял начальнику заведения ведомости, содержавшие сведения об успехах каждого ученика, его внимании и прилежании (16).
По окончании учебного года в каждом общеобразовательном учебном заведении происходил публичный акт, на котором давался отчет о состоянии и деятельности учебного заведения, объявлялись имена учеников, удостоенных перевода в высшие классы, выдавались награды отличным ученикам и аттестаты и свидетельства ученикам, окончившим курсы. На акте произносились членами педагогического совета речи, предварительно одобренные советом.
В начале ХХ века одной из задач педагогических советов учебных заведений было физическое развитие учащихся. В летние и рождественские каникулы рекомендовалось устраивать дальние поездки по России для ознакомления учащихся с историческими местами, памятниками, святынями, музеями, известными фабриками и заводами, весной и осенью предполагалось устраивать прогулки в ближайшие окрестности. Особое внимание министерство народного просвещения обращало на занятия учащимися спортом, предлагало устраивать для слабых здоровьем учеников санатории. Правильной постановке физического развития учащихся способствовала работа гимназического врача, которого педагогический совет гимназии (протокол педагогического совета августа 1891 г.) обязал принимать меры к улучшению гигиенических и санитарных условий гимназии (17).
Педагогический совет Вятской гимназии постановил устроить в июне 1904 г. поездки учащихся в Москву и в Соловецкий монастырь. Было решено в будущем вместо
наград ученикам выдавать средства на участие в таких путешествиях. Для образовательной цели устраивались с учащимися осмотр электрической станции, телефонной, водопровода, воскового и кожевенного заводов, типографии; совершена поездка на бумажную фабрику.
Педагогический совет частной женской гимназии Алферовых (г. Москва) смотрел на свою работу шире, чем просто на дело обучения школьным предметам. Председатель педагогического совета А. Д. Алферов считал, что чем лучше школа разовьет умственные, духовные и физические способности гимназисток, тем больше выполнит свою главную и высшую задачу (18). В этой связи в деле физического воспитания педагогический совет начал с создания нормальных условий для жизни, для физического и нравственного здоровья учащихся: были оборудованы просторные помещения, зал для гимнастики, зал для отдыха, где дети могли играть и бегать в перерывах между занятиями. Летом занимались гимнастикой на площадке. Вокруг гимназии был сад и цветники, где девочки отдыхали и трудились. Практиковались однодневные поездки за город осенью и весной, зимой на лыжах и дальние экскурсии летом.
В начале ХХ в. деятельность педагогических советов учебных заведений была направлена на реализацию циркуляров министерства народного просвещения, в которых был намечен ряд мер, имевших целью повышение качества учебно-воспитательной работы образовательных учреждений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дореволюционная гимназия: содержание и организация обучения / Сост. М. В. Богуславский. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — С. 20.
2. Там же.
3. Алешинцев И. История гимназического образования в России (Х¥Ш-Х1Х век). — СПб., 1912. — С. 270—271.
4. Циркуляр по Киевскому округу за 1859 г., №5.
5. Педагогика и политика в образовании России начала ХХ века. Конференция молодых ученых 25-26 февраля 1997 г.: В 2 ч. Ч. 2.
Саламатина Н. П.
Деятельность педагогических советов по повышению качества...
Сообщения и тезисы. — М.: ОДИ — International, 1997. — С. 66—69.
6. История Вятской гимназии за сто лет ее существования. По поручению педагогического совета составил М. Г. Васильев. — Вятка, 1911. — С.272.
7. Там же. — С. 269-270.
8. Рудольф Н. Ф. Обзор деятельности Кавказского учебного округа. 1908—1912. — Тифлис, 1914. — С. 131.
9. История Вятской гимназии за сто лет ее существования. По поручению педагогического совета составил М. Г. Васильев. — Вятка, 1911. — С. 318.
10. Рудольф Н. Ф. Обзор деятельности Кавказского учебного округа. 1908—1912. — Тифлис, 1914. — С. 127.
11. Юбилей Тифлисской гимназии. Пятидесятилетие. — С. 97.
12. Рудольф Н. Ф. Обзор деятельности Кавказского учебного округа. 1908—1912. — Тифлис, 1914. — С.128.
13. История Вятской гимназии за сто лет ее существования. По поручению педагогического совета составил М. Г. Васильев. — Вятка, 1911. — С. 271—272.
14. Алешинцев И. История гимназического образования в России (ХУШ—ХИХ век). — СПб., 1912. — С. 320.
15. История Вятской гимназии за сто лет ее существования. По поручению педагогического совета составил М. Г. Васильев. — Вятка, 1911. — С. 272.
16. Алешинцев И. История гимназического образования в России (ХУШ—Х1Х век). — СПб., 1912. — С. 326—327.
17. История Вятской гимназии за сто лет ее существования. По поручению педагогического совета составил М. Г. Васильев. — Вятка, 1911. — С. 272.
18. Педагогика и политика в образовании России начала ХХ века. Конференция молодых ученых 25—26 февраля 1997 г.: В 2 ч. Ч. 2. Сообщения и тезисы. — М.: ОДИ — International, 1997. — С. 62.
Об авторе
Саламатина Надежда Павловна, Государственная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 33, г. Ставрополь, учитель истории, кафедра прикладной психологии и педагогики Северо-Кавказского социального института (г. Ставрополь). Сфера научных интересов — общая педагогика, история педагогики и образования. Salamatinan@inbox. ru