Консультации
Консультант Елена Леонидовна Болотова,
профессор кафедры управления образовательными системами ФПКиППРО МПГУ, академик МАНПО, доктор педагогических наук
^ Не могли бы Вы пояснить, как • соотносятся по подчинённости друг к другу Устав и локальный акт ОУ, в частности, Устав и Положение о Совете учреждения? Поясню: у нас в Уставе в разделе об органах управления есть Конференция (Общее собрание), которая утверждает основные направления деятельности учреждения; принимает Устав, изменения и дополнения к нему; избирает Совет учреждения; и Совет учреждения — орган самоуправления в период между конференциями, который организует выполнение решений конференции; утверждает план развития; согласовывает режим работы. Может ли конференция принять Положение о Совете, которым она делегирует права Совету, по разработке и утверждению программы развития школы или это должно быть оформлено только как изменение к Уставу. Т.е. в случае принятия конференцией такого Положения, не будет ли оно идти вразрез с Уставом, где у Совета нет таких прав. В нашем случае администрация не может проводить выборы в УС, так как такого органа нет в нашем Уставе. И ещё, не могли бы Вы сказать о различии или соответствии друг другу таких понятий как «Основные направления деятельности ОУ» «Программа развития ОУ» и «План развития ОУ». Ольга Викторовна
Устав школы — документ, который выполняет несколько функций: является основным нормативным актом, регламентирующим правовой статус участников образовательного процесса и в первую очередь учащихся, правовой базой деятельности учреждения; регламентирует цели и задачи, организационную структуру, форму управления, экономический и хозяйственный аспект деятельности. Все остальные локальные нормативные акты школы принимаются для исполнения положений устава. Таким образом, для школы в Уставе определяются коллегиальные органы, а непосредственные правила их формирования и компетенция даются в Положениях об этих органах.
В уставе может быть указано, что высшим коллегиальным органом управления школы является Конференция, а непосредственное управление между ежегодными конференциями осуществляет Совет школы или Управляющий совет школы. В таком случае все определяется традициями школы. В положениях об этом органе оперативного управления определяются цели,
задачи, функции, полномочия. Можно часть основных полномочий указать в самом уставе. Туда, как правило, относят функции наиболее постоянные и значимые для школы. Остальные детали статуса Совета излагают в Положении о нём. Полномочия Конференции определяются Положением о таком органе управления. Конференция может принять решение о делегировании части своих полномочий Совету. В таком случае существенным является порядок проведения голосование по данному вопросу. Программа развития школы — это локальный нормативный акт, в котором определяются комплекс мероприятий, направленных на достижение целей школы в развитии образовательной среды, включая характеристику (что было, что есть, что будет) всех направлений этого развития, с указанием объёма и источников их финансирования, результативности деятельности по каждому направлению и мероприятию, ответственных за реализацию указанных мероприятий.
Основные направления деятельности школы — это
перечень направлении, по которым будет осуществляться образовательная деятельность учреждения. Их, как правило, указывают в назывном порядке в уставе школы. Например, какие образовательные проекты реализует школы, какую воспитательную работу ведёт с учащимися и их родителям, какую работу проводит с населением, с работниками организации и т.д. Например, в Приказе Минобразования РСФСР от 20.09.1988 № 39 «О примерной номенклатуре дел общеобразовательных школ» указывалось, что Примерная номенклатура дел общеобразовательных школ предусматривала ведение 28 дел, отражающих основные направления деятельности школы. К таким направлениям деятельности относили всю учебно-воспитательную работу, работу с кадрами. В настоящее время перечень основных направлений работы школы может быть иной и более широкий. План развития школы — локальный нормативный документ школы, описывающий освоение, развитие, охрану тех ресурсов, которыми располагает школа для осуществления образовательной деятельности. В отличие от программы имеет систематизированный перечень мероприятий, сроки их реализации, объёмы освоения ресурсов, место выполнения мероприятий, указание персональных ответственных лиц за их выполнение. Совет школы утверждает план развития школы.
^ Я методист муниципального ка-• зенного образовательного учреждения информационно-диагностического кабинета системы образования. Как мне аттестоваться на 1-ю категорию? Е.Л.
В данном случае аттестацию Вам надо проходить в региональной аттестационной комиссии. Критерии и процедуру определяет аттестационная комиссия.
^ У меня прерывание педстажа
• 6 лет, до этого я имела высшую категорию. Сейчас опять работаю преподавателем и меня взяли на 2-ю категорию (как преподавателя, имеющего педстаж более 5 лет). Я хочу пройти аттестацию. Могу ли я подать заявление на высшую категорию? Ольга
Нет. Вы можете пройти аттестацию на первую квалификационную категорию, так как для получения высшей квалификационной категории требуется стаж работы при наличии первой квалификационной категории не менее 2-х лет.
^ Помогите разобраться мне
• в следующем вопросе: после окончания института в 1991 году, я была принята в школу на должность организатора внеклассной и внешкольной работы.
В 1999 году я ушла в декретный отпуск и после выхода в 2000 г. приступила к исполнению обязанностей заместителя директора по воспитательной работе. Мне объяснили, что прежняя должность «организатор» переименована — теперь «заместитель директора по воспитательной работе». Директор считает, что мой стаж по должности начинается с 2000 года, а не с 1991 г. Можно ли считать эти две должности равноценными? Анна Петровна
Ваши обе должности относятся к педагогическим должнос-
тям. В Письме Минобразования РФ от 11.10.1993 № 181-М «О пенсии за выслугу лет» организатор внеклассной и внешкольной работы имел такие же пенсионные права, что и учитель. Должности не переименовывали.
См. Приказ Минпроса СССР от 30.04.1986 № 92 «Об
организаторе внеклассной и внешкольной воспитательной работы»; Письмо Минпроса
СССР от 19.06.1967 № 52-
М «Об организаторе внеклассной и внешкольной работы с детьми». Введение такой должности в штат школы произошло с принятием Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 10.11.1966 № 874
«О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы», в котором указывалось, что органам народного образования улучшить работу школы по воспитанию сознательной дисциплины и культуры поведения школьников. Необходимо, чтобы каждая школа стала организующим центром воспитательной работы с детьми в районе своей деятельности. Директора школ и учителя, предъявляя строгие требования к учащимся, обязаны вместе с тем проявлять глубокое уважение к школьникам.
Ввести в штаты средних школ должность организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми (на правах заместителя директора школы) вместо должности заместителя директора по производственному обучению.
Консультации
Меня интересует следующий вопрос: если учитель ведёт несколько предметов в школе, имеет ли он право выбирать, в работе какого РМО учителей ему участвовать или он обязан участвовать в нескольких методобъединениях? Наталья Ивановна
1. Можно.
2. Номенклатура дел составляется для всей школы и её экземпляры раздаются в структурные подразделениям и лицам, ответственным за ведение школьной документации для правильного формирования дел. Может быть составлена и утверждена номенклатура дел отдельно по каждому структурному подразделению и затем сведена в единый документ по организации, который хранится
у руководителя организации или делопроизводителя. В работе с документами порядок оформления номенклатуры каждая организации утверждает самостоятельно с учётом предложений: Приказ Минпроса
СССР от 27.12.1974 №167
«Об утверждении Инструкции о ведении школьной документации»; Письмо Минобразования
РФ от 20.12.2000 № 0351/64 «О Методических рекомендациях по работе с документами в общеобразовательных учреждениях»; Письмо Минобразования РФ от 29.09.2000 № 711/28-16 «О примерной номенклатуре дел в образовательном учреждении дополнительного образования детей»; Приказ Минобразования РФ от
24.07.2000 № 2286 «Об утверждении Примерной инструкции по делопроизводству в высшем учебном заведении»; «Ме-
тодические указания по применению примерной номенклатуры дел высшего учебного заведения» (утв. Минобразо-ванием РФ 11.05.1999).
^ К концу четверти у ребёнка-• отличника по обществозна-нию выходила спорная оценка «4-5». Учительница предложила сделать 5 презентаций к изучаемым темам. Девочка выполнила всё, но в одной из них в слове «правильный» сделала орфографическую ошибку. Учительница упрекнула её за безграмотность и вывела четвертную «4». Имеет ли право учитель-предметник снижать итоговую оценку по своему предмету за одну орфографическую ошибку НЕ в контрольной работе? B.C.
По данному вопросу следует обратиться к директору. В данном случае явно неадекватная оценка тем достижениям, которые имела ученица. В каждой школе должно быть положение о порядке оценивания достижений учащихся. Согласно ч. 9 ст. 13 ФЗ «Об образовании в РФ» учителям запрещено использовать при реализации образовательных программ методы и средства обучения и воспитания, образовательные технологии, наносящих вред физическому или психическому здоровью учащихся. Согласно п. 1 ч. 6 ст. 29 Федерального закона школа обязана контролировать соответствие применяемых педагогом форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и по-
требностям учащихся. В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 44 Федерального закона родители имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей. Согласно п. 3 ч. 3 ст. 47 Федерального закона педагоги должны использовать педагогически обоснованные формы, средства, методы обучения и воспитания.
^ Допускается ли объединение
на уроках физкультуры учащихся 10-го и 11-го классов, если в 10-м классе — бучащихся, а в 11-м — один. Как обучать учащегося 11-го класса в спортивные игры, если это командная игра? М.П.
Обучение игровым видам спорта — это уже методика предмета.
В отношении объединения классов на уроке физкультуры законодательство не содержит каких-либо разрешений, но в Вашем случае это объективная позиция. Поскольку вопрос организации учебного процесса относится к компетенции школы (ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ»), то именно ваша школа должна взять на себя ответственность по такой процедуре.
^ Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, имеет ли право директор проводить «неделю открытой школы»? На этой неделе все уроки предметника «открытые», то есть на любом уроке в течение недели могут присутствовать родители. Не представляю,
как это психологически можно пережить. Наверное, ни в одной профессии такого нет.
Наталья
Есть и более сложный вариант, когда Вы проводите все занятия в открытом режиме, под видеокамерами и под запись. Настройтесь оптимистично и не надо думать, что для Вас это будет каким-то испытанием. Для родителей на уроке есть, на что посмотреть, и это не всегда мастерство учителя, это ещё и участие на уроке их ребёнка. Неделя открытой школы проводится и в интересах педагогов, особенно тех, кто аттестован на высшую квалификационную категорию или планирует пройти такую аттестацию. Открытые уроки — это мастер-класс, это презентация своего опыта, это демонстрация умений учащихся. Относитесь к этому не как к запугиванию, а как к возможности показать свой профессиональный уровень. Такие мероприятия проводятся по плану работы школы, а также для внутришкольного контроля.
^ Я работаю в сельской школе.
У нас остро стоит проблема наполняемости классов. В этом году в 10-й класс пришло 2 ученика. Управление образованием для сохранения класса предложило нам ещё «поискать», или наш 10-й переведут в другую школу, она находится недалеко и есть возможность подвоза. На этот год мы «нашли» учеников, что будет в следующем — не знаю, поскольку ученики 9-го класса собрались поступать в техникумы, остаётся 1 девочка. Правомерны ли действия вышестоящих органов? Могут ли без согласия родителей
(они против) перевести учеников в другую школу для экономии средств? Насколько я помню слова Путина о том, что даже одного ученика мы должны учить. Ведь если учеников 10-го класса переведут, мы плавно и незаметно становимся основной школой... чего бы очень не хотелось. Галина Викторовна
Вы правильно помните слова Президента РФ, с другой стороны, обучение в большом классе и школе, в которой созданы условия для качественного образования, для единственной ученицы вашего села могут быть во многом более комфортны.
В любом случае, согласие родителей необходимо. В отношении любой реорганизации школы надо исходить из требований ч. 11 ст. 22 ФЗ «Об образовании в РФ» — реорганизация или ликвидация государственной и (или) муниципальной образовательной организации осуществляется на основании решения федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления. При этом должно учитываться положительное заключение комиссии по оценке последствий принятия такого решения. В случае реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, должно учитываться мнение жителей этого поселения.
Рекомендуем Вам по данному вопросу обратиться в Рособрнадзор.
Может ли учитель ознакомиться с уставом и локальными актами школы?
Лия
Да, может. Устав и многие локальные акты Вашей организации должны быть вывешены на сайте школы. См. ст. 29 и ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ».
У меня такая ситуация: я после • 9-го класса пошёл в 10-й, но, проучившись 2 месяца, понял, что мне нужно получить среднее профессиональное образование. Есть ли у меня шанс поступить в колледж или училище? Дмитрий
Да, есть. Вы можете после 10-го класса забрать документы, не забудьте справку о результатах обучения в 10-м классе, и летом поступайте в техникум или колледж на основании аттестата за 9-й класс. Если вам к моменту отчисления будет 15 лет, то администрация школы не может вам препятствовать в прекращении обучения в данном учреждении. Согласно ч.6 ст. 66 Федерального
закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по согласию родителей несовершеннолетнего учащегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, учащийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования. НО