Научная статья на тему 'Консультации'

Консультации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотова Елена Леонидовна

Аттестация школьников. Работа учителем без педобразования. Лицензия и аккредитация для учреждения, в котором интегрированно обучаются дети с задержкой психического развития. Локальные нормативные акты школы. Поправки в локальные акты о приёме, отчислении и переводе учащихся при временном его отсутствии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации»

^ Мой ребёнок не аттестован • по географии за первую четверть. В журнале стоят оценки: 5, 5, 5. Учитель объяснил это тем, что не хватило ещё одной оценки (их должно быть четыре для аттестации). При этом было несколько олимпиад в школе, где на трёх мой ребёнок занял первые места, олимпиады совпадали с уроками географии, которые он пропускал в эти дни. Пожалуйста, разъясните ситуацию: прав ли учитель, не аттестовы-вая ученика, имеющего всего три оценки, причём положительные. КЗ.

Попросите учителя показать документ, где указано, какое количество оценок является необходимым для выставления оценки. Думаем, что такого документа нет, поскольку это противоречит требованиям ст. 58 и ст. 59 ФЗ «Об образовании в РФ». Право выставления оценки принадлежит учителю, но он должен изложить особенности оценивания достижений учащихся в отдельном локальном акте. Такой документ утверждается директором школы и тогда становится обязательным для исполнения. Рекомендуем вам также обратиться к директору школы. Считаем, что ваш ребёнок име-

На вопросы отвечает Елена Леонидовна Болотова,

профессор кафедры управления образовательными системами ФПКиППРО МПГУ, академик МАНПО, доктор педагогических наук

ет полное право быть аттестованным по данному предмету.

^ Имею высшее педагогическое образование по специальности «математика». 22 года работаю учителем начальных классов. Имею ли я на это право? У меня высшая квалификационная категория. Курсы повышения квалификации как учитель начальных классов проходила неоднократно (каждые 5 лет). Проходить переквалификацию отказываюсь, так как уже год как на пенсии. Вопрос встал об увольнении с работы. Е.М.

Ваше образование, квалификационная категория и документы о повышении квалификации позволяют работать в должности «учитель начальных классов».

^ В начальной школе, 2-й класс, в конце 1-й четверти объявили о том, что наша любимая учительница была назначена завучем по начальному образованию. Вместо неё директор предлагает нянечку 1 -х классов (опыта работы учителем у неё нет), нет информации ни об образовании, ни о предыдущих местах её работы,

да и вообще вызывают сомнения её способности педагога. На все претензии родителей на собрании директор школы попросила потерпеть одну четверть и проверить, как себя покажет новый учитель. Родители справедливо не хотят, чтобы на их детях проводили эксперимент. Не думаю, что найти опытного педагога проблема, так как речь идёт о ведущей школе-гимназии города. Как быть в этом случае? М.З.

В школе есть родительская общественность, которая должна знать все сведения о квалификации педагогов. Такая информация должна вывешиваться на сайте школы. Если эту информацию администрация не предоставляет, обращайтесь в орган управления образованием, которому подчиняется школа. Напоминаем, что расстановка кадров в организации относится к полномочиям директора школы.

^ Работаю в школе с 1989 года: • секретарь, затем с 1999 года добавились часы учителя (по 8-13 час), с 2004 года -завбиблиотекой + учитель. С 2009-го ещё и классный

руководитель. Результаты работы только положительные. Образование не педагогическое. С сентября 2013 года директор не протарифи-цировала мне учебные часы и классное руководство, мотивируя тем, что у меня нет педобразования, хотя родители приходили на приём и просили назначить меня. Могу ли я вести учебные часы? При каких условиях? Ирина Владимировна

Если у вас нет высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по профилю работы, то вы не можете выполнять обязанности учителя. Требования к каждой должности педагога указаны в приказе Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об

утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

^ У нас в Уставе в разделе об органах управления есть Конференция (Общее собрание), которая утверждает основные направления деятельности учреждения; принимает Устав учреждения, изменения и дополнения к нему; избирает Совет учреждения — орган самоуправления в период между Конференциями. Может ли Конференция принять Положение о Совете, которым она делегирует права по разработке и утверждению программы развития школы, или это должно быть оформлено только как изменение к Уставу. То есть в случае принятия Конференцией такого Положения, не будет ли оно идти в разрез с Уставом, где у Совета нет таких прав. В нашем

случае администрация не может проводить выборы в УС, так как такого органа нет в нашем Уставе. И ещё, не могли бы вы сказать о различии или соответствии друг другу таких понятий, как «Основные направления деятельности ОУ», «Программа развития ОУ» и «План развития ОУ»? Ольга Викторовна

Устав школы является документом, который выполняет несколько функций: является основным нормативным актом, регламентирующим правовой статус участников образовательного процесса и в первую очередь учащихся; а также правовой базой деятельности учреждения; регламентирует цели и задачи, организационную структуру, форму управления, экономический и хозяйственный аспекты деятельности. Все остальные локальные нормативные акты школы принимаются в целях исполнениях положений Устава. Таким образом, для школы в Уставе определяются коллегиальные органы, а непосредственные правила их формирования и компетенция определяются в Положениях об этих органах.

В Уставе может быть указано, что высшим коллегиальным органом управления школы является Конференция, а непосредственное управление между ежегодными конференциями осуществляет Совет школы или Управляющий совет школы. В таком случае всё определяется традициями школы. В положениях об этом органе оперативного управления определяются цели, задачи, функции,

полномочия. Можно часть основных полномочий указать в самом уставе. Туда, как правило, относят наиболее постоянные и значимые для школы функции. Остальные детали статуса Совета излагают в Положении о нём. Полномочия Конференции определяются Положением о таком органе управления. Конференция может принять решение о делегировании части своих полномочий Совету. В таком случае существенным является порядок проведения голосования по данному вопросу. Программа развития школы — это локальный нормативный акт, в котором определяются перечни (комплекс) мероприятий, направленных на достижение целей школы в развитии образовательной среды, включая характеристику (что было, что есть, что будет) всех направлений этого развития, с указанием объёма и источников их финансирования, результативности деятельности по каждому направлению и мероприятию, ответственных за реализацию указанных мероприятий. Основные направления деятельности школы — это перечень направлений, по которым будет осуществляться образовательная деятельность учреждения. Их, как правило, указывают в назывном порядке в уставе школы. Например, какие образовательные проекты реализует школа, какую воспитательную работу ведёт с учащимися и их родителям, какую работу проводит с населением, с работниками организации и т.д.

КОНСУЛЬТАЦИИ

Например, в приказе Минобразования РСФСР от 20.09.1988 № 39 «О примерной номенклатуре дел общеобразовательных школ» указывалось, что Примерная номенклатура дел общеобразовательных школ предусматривала ведение 28 дел, отражающих основные направления деятельности школы. К таким направлениям деятельности относили всю учебно-воспитательную работу, работу с кадрами. В настоящее время перечень основных направлений работы школы может быть иной и более широкий. План развития школы — локальный нормативный документ школы, описывающий освоение, развитие, охрану тех ресурсов, которыми располагает школа для осуществления образовательной деятельности. В отличие от программы имеет систематизированный перечень мероприятий, сроки их реализации, объёмы освоения ресурсов, место выполнения мероприятий, указание персональных ответственных лиц за их выполнение. Совет школы утверждает план развития школы.

Нужны ли лицензия и аккредита-• ция для ОУ, в котором интегри-рованно обучаются дети сЗПР?

Татьяна Геннадьевна

Для общеобразовательного учреждения лицензируется образовательная деятельность. В вашем случае должны быть указаны все программы, которые школа планирует реализовы-вать: основная образовательная программа общего образования, адаптированные программы, программы дополнительного образования и т.п.

^ Можно ли отчислить из шко-

• лы VIII вида ученика (обучающегося индивидуально на дому) по заявлению родителей, если ему исполнилось 18 лет и установлена 1 -я группа инвалидности? Наталья

Да, возможно. Порядок отчисления учащихся, достигших 15 лет, при наличии желания и согласия родителей, является общим для всех учащихся общеобразовательных организаций. См. ч. 6 ст. 66 ФЗ «Об образовании в РФ».

^ Ситуация следующая. Ребё-

• нок-инвалид посещает кор-рекционную школу, при этом

не живёт в этой школе, т.е. утром приходит, а вечером уходит. С нас сняли льготы на коммунальные услуги, мотивируя это тем, что ребёнок находится на полном гособеспечении! Ребёнок получает двухразовое питание. Как быть и кто прав? О.Н.

Рекомендуем вам обратиться в прокуратуру, так как ситуация требует анализа всех документов по вашему вопросу. Установление льгот на коммунальные услуги относится к компетенции органов исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого вы проживаете.

^ В школе один спортивный

зал. Уроки физкультуры стоят одновременно в двух классах — 10-м и 11 -м. Учителя разные. Возможно ли такое? Елена Борисовна

Этот вопрос относится к компетенции школы. Возможно,

это большой зал и он позволяет проводить занятия одновременно с двумя классами. Надо смотреть документы школы.

Существует ли понятие «вре-• менно выбывший», и на какой срок оно определяется? Дело в том, что одна девочка была помещена в реабилитационный центр, который находится в другом городе. Мама написала заявление о том, чтобы ей выдали документы дочери, так как она направляется в данный центр без указания сроков нахождения там. Мама привезла справку-подтверждение, что девочку берут в этот центр. В нашей школе издали приказ о том, что считать данного ребёнка выбывшим. С программой реабилитации нашу школу не знакомили. В реабилитационном центре девочка находилась 6 месяцев. По прибытии обратно на нашу территорию (это было ещё летом), школу не предупредили о том, что девочка снова в городе. В начале учебного года в нашу школу позвонили из той школы, где обучалась девочка, находясь на реабилитации. Они сообщили, что документы ребёнка не забирали, а к учёбе она не приступила. Мы позвонили в нашу комиссию по делам несовершеннолетних для выяснения обстоятельств, нам сказали, что мы должны были сделать запрос в реабилитационный центр, так как девочка туда временно выбыла из нашей школы, а на маму подготовили материалы для привлечения её по ст. 5.35 АК РФ. Мы ответили, что для запроса документов и привлечения мамы у нас нет оснований — данный ребёнок у нас не числится и заявления от родителей о приёме в школу у нас нет. Председатель

комиссии, сославшись на ст. 19 ФЗ «Об образовании» в старой редакции, сказала, что мы не имели права исключать девочку из школы без согласия комиссии, она считается только временно выбывшей и что она попросит прокурорскую проверку, так как мы не занимаемся этой девочкой. Я ещё раз повторяю, что девочка не исключалась, она считалась выбывшей. В реабилитационный центр девочка была помещена по собственному заявлению, на данный момент ей 16 лет. Поясните, пожалуйста, на будущее, как правильно оформить документы, кто и как должен отслеживать этих детей. И второй вопрос. Могут ли подростку отказать в переводе на вечернее отделение из-за того, что с таким заявлением он обратился в комиссию по делам несовершеннолетних не летом, а осенью, якобы все переводы осуществляются летом. Юноше 16 лет, он был трудоустроен, мальчик очень проблемный (повторное дублирование курса 8-го класса, проблемы с поведением и законом). Уроки он пропускает, за ним тянутся другие подростки с пограничным поведением и т.д. Меры воспитательного воздействия для него уже не актуальны. Юноша состоит на всех видах учёта. Елена Князева

1) Понятия «временно выбывшие», «мигрирующие дети» применяется в санитарном законодательстве. К сожалению, правовых инструментов регулирования статуса таких детей не много. Например, в постановлении

Минтруда РФ от 08.08.2002 № 54«Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Дом-интернат для умственно отсталых детей» указано, что временное выбытие ребёнка-инвалида из учреждения осуществляется только по заявлению родителей (законных представителей) и с согласия директора учреждения на срок не более трёх месяцев или на период каникул. По сути, если учащийся выбывает из организации на срок, превышающий не более 3-х месяцев, то должен оформляться приказ о временном выбытии учащегося. Если учащийся выбывает из организации на более длительный срок, то надо проводить процедуру отчисления в связи с переводом его в другое учебное учреждение с указанием причины такого перевода. Именно в этом случае возможна передача личного дела учащегося на руки родителю. С этого момента утрачивается юридическая связь учащегося и школы. В вашем случае официальный перевод учащегося, а следовательно, и отчисление учащегося в другое учреждение не проводилось. Формально учащийся числился за вашей школой, несмотря на то что фактически обучался в другом учреждении. Это и привело

к тому, что полную ответственность за такого учащегося несёт учреждение, в котором он считается временно отсутствующим. Неточность формулирования правовой позиции по статусу учащегося привело к тому, что с вас и спрашивают. Для дальнейших отношений с родителями нужно внести поправки в локальные акты о приёме, отчислении и переводе учащихся. При временном отсутствии учащегося нужно выдавать не оригинал личного дела, а его дубликат. В таком случае учащийся будет находиться под контролем школы на всё время временного выбытия из учреждения, и у школы будут все права подавать жалобу в КДН на родителей, недобросовестно выполняющих свои обязанности, которые указаны в ст. 43 Конституции РФ и ст. 63 Семейного кодекса РФ. 2) Никаких временных сроков по поводу перевода в вечернюю школу на федеральном уровне не установлено. Посмотрите региональные акты по этому вопросу. Учащиеся в вечернюю школу принимаются в течение всего учебного года, если локальными актами не установлено иное. В настоящее время закон позволяет осваивать среднее общее образования в форме самообразования (ч. 2 ст. 65 ФЗ «Об образовании в РФ»). НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.