консультации
Консультант Елена Леонидовна Болотова,
профессор кафедры управления образовательными системами ФПКиППРО МПГУ, академик МАНПО, доктор педагогических наук
^ Меня интересует следующий во-• прос: если учитель ведёт несколько предметов в школе, имеет ли он право выбирать, в работе какого РМО учителей ему участвовать или он обязан участвовать в нескольких методобъединениях? Наталья
1. Можно. 2. Номенклатура дел составляется для всей школы и её направляют в структурные подразделения и лицам, ответственным за ведение школьной документации, для правильного формирования дел. Может быть составлена и утверждена номенклатура дел отдельно по каждом структурному подразделению и затем сведена в один единый документ по организации, который хранится у руководителя ОУ или делопроизводителя.
В работе с документами порядок оформления каждая организации утверждает самостоятельно с учётом предложений: приказ Минпроса СССР от 27.12.1974 № 167 «Об утверждении Инструкции о ведении школьной документации»; письмо Минобразования РФ от 20.12.2000 № 03-51/64 «О Методических рекомендациях по работе с документами в общеобразовательных учреждениях»; письмо
Минобразования РФ
от 29.09.2000 № 711/28-16
«О примерной номенклатуре дел в образовательном учреждении дополнительного образования детей»; приказ Минобразования РФ
от 24.07.2000 № 2286 «Об
утверждении Примерной инструкции по делопроизводству в высшем учебном заведении»; «Методические указания по применению примерной номенклатуры дел высшего учебного заведения» (утв. Минобразованием РФ
11.05.1999).
Могут ли правоохранительные органы без ведома учителя, работающего в классе, по заявлению матери ученика в правоохранительные органы, вести в классе тайно видеосъёмку и прослушку? А.М.
Правоохранительные органы могут вести видеосъёмку только в определённых ситуациях. В Определении Конституционного Суда РФ от 14.07.1998 № 86-О
«По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной
деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой» указано, что осуществление оперативно-розыскных мероприятий, в том числе наблюдения, возможно лишь в целях выполнения задач, предусмотренных статьёй 2 Федерального закона
от 12.08.1995 № 144-ФЗ
«Об оперативно-розыскной деятельности», и при наличии оснований, указанных в его статье 7.
Таким образом, видеосъёмка правоохранительными органами допускается, если ведутся работы по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
осуществлению розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добыванию информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
установлению имущества, подлежащего конфискации. Согласно ст. 7 этого Закона основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
1. Наличие возбуждённого уголовного дела.
2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
• признаках подготавливаемого, совершаемого или совершённого противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
• событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;
• лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.
3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.
4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в этой статье.
5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляе-
мых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. 6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Под противоправным деянием указанный Федеральный закон подразумевает лишь уголовно наказуемое деяние, то есть преступление. Если в ходе проведения оперативно-розыскного мероприятия обнаруживается, что речь идёт не о преступлении, а об иных видах правонарушений, то в силу статьи 2 и части четвёртой статьи 10 дело оперативного учёта подлежит прекращению.
Отметим, что любая видеосъёмка, не подпадающая под понятие «преступление», в школе разрешается только с письменного согласия носителя персональных данных. Согласно п. 2 ст. 11 Федерального закона
от 27.07.2006 № 152-ФЗ
«О персональных данных» обработка биометрических персональных данных может осуществляться без согласия субъекта персональных данных в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии, в связи с осуществлением правосудия и исполнением судебных актов, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, противодействии тер-
роризму, транспортной безопасности, противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, о государственной службе, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию.
Вы имеете право обратиться с жалобой к директору школы по поводу производимой съёмки на уроке, а также в правоохранительные органы с жалобой в отношении сбора биометрических данных без письменного согласия работника или без уведомления работника об особых условиях работы в связи с проведением оперативно-розыскных мероприятий.
^ Я хотел бы знать, можно • ли сдавать ГИА по литературе в форме защиты рефератов девятиклассникам, апробировавшим свои работы на городских и всероссийских ученических конференциях (как это было в предыдущие годы)? Ц.И.
По этому вопросу надо обратиться к директору школы, так как предметы, по которым выпускник сдаёт экзамены, и порядок проведения ГИА определяют органы власти субъекта РФ.
Согласно приказу Минобразования РФ от 03.12.1999 № 1075 «Об утверждении Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных уч-
реждений Российской Федерации» выпускники IX класса общеобразовательного учреждения сдают не менее четырёх экзаменов: письменные экзамены по русскому языку и алгебре, а также два экзамена по выбору выпускника из числа предметов, изучавшихся в IX классе. Содержание и форму проведения письменных экзаменов по русскому языку и алгебре определяет Минобразование России.
Выпускники IX класса общеобразовательного учреждения, желающие продолжить обучение в профильных классах III ступени общего образования, сдают два экзамена по предметам, соответствующим данному профилю обучения.
Экзамены по выбранным выпускниками предметам могут проводиться непосредственно по завершении освоения предмета в рамках образовательной программы основного общего образования.
Государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации могут дополнительно ввести один экзамен в общеобразовательных учреждениях, в том числе экзамен по профильным предметам в общеобразовательных школах (классах) с углублённым изучением отдельных предметов. Общее количество экзаменов в IX классах не должно превышать пяти.
Для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов выбор текстов письменных экзаменационных работ по русскому языку и алгебре осуществляется государственными органами управления образованием субъектов Россий-
ской Федерации из сборников текстов письменных экзаменационных работ по русскому языку и алгебре, разработанных Министерством образования Российской Федерации.
Сроки проведения письменных экзаменов в IX классах общеобразовательных учреждений устанавливает государственный орган управления образованием субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены эти учреждения.
^ Скажите, пожалуйста, какие
• штатные единицы должны быть в штатном расписании основной школы? Мы 3 года тому назад перешли на основную школу. Раньше школа была средней — было 1,5 ставки заместителя директора, а сколько сейчас должно быть? Мы 3 года работали так: 0,5 ставки назам.дир. по УВР
и 0,5 ставки на зам. дир. по ВР. И только СЕЙЧАС говорят, что неправильно составлено штатное расписание... Но ведь зарплату платили, фонд оплаты учреждения не выходит за пределы. Можно ли оставить так, как есть? П.Н.
В настоящее время утверждение штатного расписания относится к компетенции самой школы (см. ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ»). Типовые штатные расписания сейчас не применяются.
В аттестационном листе
• на высшую категорию записано «преподаватель», но методист НМЦ нашего города не считает, что я аттестована, так как для работы в школе у меня в аттестационном листе должна, по её
мнению, присутствовать запись «учитель», и предлагает мне аттес-товываться вновь, теперь уже на учителя. Кто прав?
М.Н.
Методист вам правильно интерпретирует приказ Мин-обрнауки РФ от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
Результаты аттестации действительны по тому виду должности, который указан в аттестационном листе работника и в приказе органа управления образованием, при котором функционирует аттестационная комиссия. Если вы работаете в должности «учитель», то действительными для Вас будут результаты аттестации именно по должности «учитель».
^ Подскажите, пожалуйста, как правильно составить инструкцию для классного руководителя, руководителя кружка, педагога внеурочной деятельности, если в штатном расписании школы нет таких должностей, это дополнительные обязанности учителей? Но это отдельная специфическая деятельность, на которую требуется инструкция. В трудовом договоре это обязательно прописывается. Но вот как быть с инструкцией? Можно ли назвать этот документ «Функциональная инструкция»? И где найти правовое обоснование данной ситуации? Т.В.
Сначала надо определить функционал дополнительного поручения. Далее проговорить с каждым работником
понимание тех задач и обязанностей, которые администрация предлагает поручить работнику. Следующим шагом будет оформление дополнительного трудового соглашения о расширении функциональных обязанностей с указанием этих обязанностей в таком соглашении. Далее для каждого такого работника оформляется дополнение к должностной инструкции по той должности, по которой он работает. Фактически это будет расширение уже существующего трудового договора и должностной инструкции. Следует помнить, что дополнительная работа не вечна и требует согласия от каждого участника трудового договора. Рекомендуем внимательно проанализировать ст. 60.2 ТК РФ.
^ Прошу дать комментарии • по применению ст. 58 Закона «Об образовании в РФ»: что подразумевается под промежуточной аттестацией в школе — выставление четвертных (полугодовых) оценок, или проведение мероприятий контролирующего характера по итогам года, или выставление годовой оценки? Может ли школа принять локальный акт, что промежуточная аттестация проводится один раз в год путём выставления годовой оценки на основании четвертных и сопровождается контрольными мероприятиями по определённым педсоветом предметам (не считать четвертные промежуточной аттестацией)? И тогда академической задолженностью считать «2» в году. Статья 66 п. 5 — что значит «не освоил», мы же всех переводим в следующий класс, сколько бы двоек не было. А если двойки по итогам 4-го класса — переводим? А если переводим
в 5-й условно, а ребёнок (дважды за следующий год) так и не ликви-цирует академическую задолженность, и родители соглашаются на повторный курс обучения — в каком классе? В пятом или четвёртом? А зачем ему в пятом, если он четвёртый не изучил? Д.Н.
Согласно ФЗ «Об образовании в РФ» учащийся проходит несколько видов аттестаций: промежуточную, итоговую и государственную итоговую аттестацию. Помимо этого ежедневная его учебная деятельность подвергается текущему контролю. Формы промежуточной аттестации (п. 22 ст. 2 Закона), порядок применения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, установление их периодичности (ч. 2 ст. 30 Закона) определяются локальными актами образовательной организации (ст. 58 Закона).
Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией (ч. 3 ст. 59 Закона).
Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией (ч. 4 ст. 59 Закона). Специфику государственной итоговой аттестации в органи-
зациях (ч. 3 ст. 17, ч. 5 ст. 59 Закона) определяет Минобрнауки РФ. Академической задолженностью следует считать результаты промежуточной аттестации по итогам учебного года, а также результаты итоговой аттестации по предмету, изучение которого не предполагается далее в учебном году и который не выносится на итоговую аттестацию по итогам учебного года (например, изучение такого предмета завершается в одном из полугодий учебного года). Количество академических задолженностей, которые может иметь учащийся для повторного обучения или условного перевода в следующий класс, Закон не определяет. Такие границы может установить сама школа. Однако наличие учащихся, находящихся на повторном обучении, школе не выгодно, с точки зрения финансового обеспечения. Школе придётся обосновать ситуацию появления у неё второгодника. Нужно будет доказать, что такому ученику необходимо именно повторное обучение, и оно в ситуации с таким учеником действительно будет оправдано. Нужно будет доказать необходимость повторного финансирования труда учителей, которые не смогли выполнить свою работу надлежащим образом с первого раза, и обосновать целесообразность повторной выплаты им зарплаты за тот же вид работы с тем же учеником.
Учащийся, не желающий учиться, пропускающий занятия, не выполняющий
персональные задания, может переводиться из класса в класс с неограниченным количеством академических задолженностей и в результате ненадлежащего выполнения своих обязанностей (ст. 43 закона), по достижении 15 лет может быть отчислен (п. 2 ч. 2 ст. 61 Закона).
Такая ситуация порождает неблагоприятные последствия как для семьи, так и для школы. Родители, которые не выполняют свои обязанности по обеспечению общего образования их ребёнка, не контролируют его учебную деятельность (то есть фактически не выполняют требования ст. 63 Семейного кодекса РФ и ст. 49 ФЗ « Об образовании в РФ»), в итоге столкнутся с проблемой, когда повторное обучение их ребёнка по основной программе общего образования, будет возможным только за счёт самих родителей. Государство в лице школы один
раз бесплатно их ребёнку предоставило условия для получения общего образования. Для школы в подобной ситуации могут возникнуть репу-тационные риски. При качественной работе школы появление учащегося, который отчислен до прохождения государственной итоговой аттестации, или учащегося, который официально признан учителями допущенным к государственной итоговой аттестации, и не сдал экзамены на государственной итоговой аттестации, может повлечь дополнительные проверки качества образования в такой школе.
В целом постепенно может сложиться условие «школа без второгодников». В таком случае в ходе проверок устанавливается полное выполнение государственной услуги: учебный план школой выпол-
няется, учителя на работу приходят и грамотно выполняют своё задание, практически весь контингент учащихся осваивает запланированный объём учебной работы в рамках конкретной основной образовательной программы. С другой стороны, бесконечное повторное обучение — это неэффективные траты государственных средств. За это школа также несёт юридическую ответственность.
Отсюда становится важным для органов власти субъекта РФ предусмотреть подобные финансовые риски для школы и разработать политику повышения мотивации родителей и учащихся в выполнении обязанностей по освоению детьми основных программ общего образования. НО