Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются Правительством РФ. Учитывая нормы Трудового кодекса РФ и постановления Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225 «О трудовых книжках», трудовой книжкой в Российской Федерации считается исключительно трудовая книжка образца, утверждённого указанным постановлением, или постановлением Совмина СССР от 06.09.73 № 656, или постановлением
СНК СССР от 20.12.38 № 1320.
Допускается вносить записи в трудовые книжки Союза ССР, поскольку при введении новых образцов трудовых книжек они признавались действительными и обязанность по их обмену не предусматривалась. Трудовая же книжка иностранного государства в соответствии с нормами статьи 66 Трудового кодекса РФ трудовой книжкой признана быть не может. Если работник имеет трудовую книжку иностранного государ -
ства, ему должна быть заведена новая трудовая книжка.
^ Может ли совместителю уста-• навливаться испытательный срок при приёме на работу?
Действующее законодательство не предусматривает каких-либо особенностей в установлении испытательного срока для совместителей. Независимо от того, является работа для работника основной либо выполняется им по совместительству, испытательный срок по ней устанавливается в общем порядке. НО
Консультант Елена Леонидовна Болотова,
профессор кафедры управления образовательными системами ФПКиППРО МПГУ, академик МАНПО, доктор педагогических наук
^ Я работаю учителем начальных • классов. Директор школы без объяснения причин заблокировала доступ к электронному классному журналу других моих коллег, оставив для заполнения в Сити-городе мне выход только на мою страницу, на мой класс. Теперь я и мои коллеги лишены возможности зайти на страницу друг к другу, а также посмотреть успеваемость наших выпускников в 5 классе. Мы предполагаем, она опасается того, что мы можем зайти и на её страницу и посмотреть своевременность заполнения журнала и оценок. Правомерно ли это? И какой регламентирующий документ даёт ей такое право? Является ли это нарушением наших прав? Е.Ф.
Всё зависит от того, каким образом оформлено положение об электронном обороте документов и кто работает с электронным журналом в вашей школе. Директор не может единолично изменять такие правила, так как согласно ч. 3 ст. 30 ФЗ «Об образовании в РФ» при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права учащихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов учащихся, советов родителей, представительных органов учащихся, представительных органов работников.
^ У нас в сельской местности • тарификация педагогических работников школ производится два раза в год, т.е. после каждого учебного полугодия. Скажите, пожалуйста, уменьшится ли класс-комплект, если количество учащихся в течение полугодия снизится? А.К.
Однозначных пояснений о том, что собой представляет класс-комплект законодательство не содержит. По нормативам Росстата можно определить, что к понятию класс-комплект отнесён класс наполняемостью менее 25 человек (городские школы) и менее 14 человек
(сельские школы) (см. приказ Росстата от 27.08.2012 № 466 «Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений»). Согласно Типовому положению об общеобразовательном учреждении (п. 78), утверждённым Постановлением Правительства
РФ от 19.03.01 г. № 196 предусмотрено, что количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребностей населения (п. 27).
^ Подскажите, что мне делать • и куда обратиться, если учитель невзлюбил моих детей и намеренно занижает им оценки? Сегодня мой младший сын пришёл домой в слезах, потому что математичка поставила ему по контрольной «двойку», несмотря на то, что он решил два варианта и исправлений в работе не было. А ранее моему старшему сыну тоже влепила двойку за контрольную работу. Когда ребёнок спросил разрешения посмотреть свои ошибки, она ответила ему, что не проверяла его работу, а просто поставила двойку. А ещё она повышает голос на учеников и бьёт их палкой, обзывает, заставляет стоять все два урока, если ребёнок опоздал на урок. Скажите, имеет ли право учитель ставить двойку за работу, если все вычисления верны, но под уравнением ребёнок не написал слово ответ, причём она сама детям говорила, что ответ писать не надо, когда решали уравнение на доске? Н.П.
Вам надо подать письменную жалобу на действия учителя директору школы и в прокуратуру. Согласно ст. 34 ФЗ «Об образовании в РФ» учащиеся имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья. Согласно ч. 3 ст. 43 закона применение физического и (или) психического насилия по отношению к учащимся не допускается. Согласно ст. 45 закона родители вправе направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей.
^ Наполняемость группы.
Сколько детей должен обучать педагог дополнительного образования? Нагрузка 4 часа в нецелю ИЗО. Иван Петрович
Количество детей в группах дополнительного образования детей определяется СанПиН 2.4.4.1251—03 Детские внешкольные учреждения (учреждения дополнительного образования).
^ В школе нехватка кабинетов, и во второй половине дня занят кабинет физики — кружок по шахматам — с одобрения директора. Учитель физики постоянно ссылается на бумагу, которая не имеет никакой юридической силы. Есть ли какой-нибудь официальный документ, который бы запрещал проводить посторонние занятия в кабинете физики? А.В.
Нет, на федеральном уровне такого документа нет. Такие ограничения может устанавливать сама организация. Если не хватает помещений, то имеет смысл посмотреть перевод учебного процесса на двухсменный режим.
^ В нашей сельской школе иностранный язык преподаёт учитель с дипломом учителя начальных классов. Качество преподавания предмета оставляет желать лучшего. В свете того, что в ближайшем будущем планируется введение ЕГЭ по иностранному языку, руководителю районного отдела образования был задан вопрос: «Какие меры предусмотрены в обеспечении школ квалифицированными кадрами по иностранному языку? Так как это проблема не только нашей школы». На что был получен ответ: «Не нравится качество обучения, Вы имеете право сменить школу и найти нужного Вам специалиста». Но ближайшая такая школа находится на расстоянии около 20 км. Прав ли руководитель отдела образования, предлагая нам искать другое учебное заведение? Сергей М.
Вам надо обжаловать такое поведение чиновника. У муни-
ципального образования есть все ресурсы для того, чтобы пригласить специалистов для работы в школы. Было бы желание. Жалобу можно направить в Ро-собрнадзор и руководителю муниципального образования.
Можно ли специалисту, который
окончил сельскохозяйственный техникум по специальности «механик» и имеющему удостоверение курсовой переподготовки учителя физкультуры, вести уроки физкультуры и технологии? Ольга Сергеевна
Согласно приказу Минздравсоц-развития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» учитель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Поскольку учителей физической культуры готовят только по программ высшего образования, Вашему учителю следует учиться не на курсах повышения квалификации, а получать соответствующее образование.
^ Какие нужны документы, чтобы ребёнка, который обучался в коррекционном классе, перевели в общеобразовательный класс? Пожалуйста, дайте ссылки на статьи закона, если такие есть. Татьяна
Таким документом является заявление родителя. Согласно п.1 ч.3 ст. 45 ФЗ «Об образовании в РФ» родители (законные представители) несовершеннолетних детей имеют право: выбирать до завершения получения ребёнком основного общего образования с учётом мнения ребёнка, а также с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого ОУ.
^ Кто должен и (или) может выдавать медицинский допуск к спортивным соревнованиям (турнир, первенство, спартакиада т.п.) различных уровней (школьный, муниципальный, региональный, республиканский) обучающимся МБОУДОД ДЮСШ? Собственный врач в школе отсутствует. Какими нормативными актами регулируется данный вопрос? Михаил Михайлович
Всё зависит от требований конкретного соревнования. Учащиеся обязаны иметь книжку спортсмена, в которой указаны результаты медосмотров и допуска к соревнова-
ниям. Как правило, это осуществляют специализированные диспансеры. Далее, накануне соревнований медосмотр проводит медработник школы, а во время соревнований допуск подписывает врач, который заявлен протоколом мероприятия.
См. приказ Минздравсоцраз-вития РФ от 09.08.2010 № 613н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи при проведении физкультурных и спортивных мероприятий»; приказ Минздрава РФ от 20.08.2001 № 337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры».
Согласно приказу КФК РФ от 01.04.1993 № 44 «Об
обеспечении безопасности и профилактики травматизма при занятиях физической культурой и спортом» запрещается допуск к учебно-тренировочным занятиям и соревнованиям занимающихся физической культурой и спортом, не прошедших врачебного диспансерного обследования, не выполнивших назначенные лечебно-профилактические мероприятия или прибывших на учебно-тренировочный сбор без соответствующей медицинской документации, не получивших разрешения врача к занятиям и соревнованиям после перенесённых травм и заболеваний. Запрещается проведение учебно-тренировочных занятий и соревнований в сложных метеорологических условиях, в отсутствие медицинского персонала и без санитарного транспорта.
Если в учреждении нет медработника, то надо обращаться в поликлинику, которая обслуживает территорию, на которой находится образовательное учреждение, для проведения такого медосмотра учащихся накануне соревнований.
К нам в третий класс перевели • ребёнка (учитель другого класса отказался с ним работать). Этот мальчик систематически бьёт других детей, а также учительницу, срывает уроки, нецензурно оскорбляет учителей, детей и родителей, берёт без спроса чужие вещи. Успеваемость у всего класса снизилась. Писали неоднократно заявления на имя директора школы с просьбой перевести данного ребёнка из нашего класса. Результатов нет. Мать мальчика согласия на перевод в другую школу не даёт, назначаемую комиссию игнорирует, на родительских собраниях не присутствует. Периодически только инспектор по делам несовершеннолетних приходит в класс и беседует с детьми. Какие могут быть дальнейшие действия родителей, чтобы этого ребёнка перевели в другую школу (по прописке они к нашей школе не относятся. Е.В.
В целом речь не должна идти об отчислении, надо договориться с мамой о переводе такого учащегося на индивидуальный план обучения. С таким ребёнком и семьёй должны активно поработать педагог-психолог и социальный педагог. Уповать на беседы с классом не стоит, это неэффективный способ воспитания отдельно взятого учащегося. Должны быть иные коллективные формы взаимодействия учащихся (конкурсы, сорев-
нования, смотры, проекты по учебным дисциплинам, трудовые взаимодействия на добровольной основе и т.п.), направленные на сплочение коллектива.
Подскажите, пожалуйста,
на какой нормативный акт следует ссылаться при требовании от учителя поурочного плана. Если школа разрабатывает локальный акт — Положение о поурочном плане, нужна ли ссылка на закон или иной законодательный акт и какой? Вопрос возник именно сейчас, с вступлением в силу нового Закона об образовании, ни в каких федеральных нормативных актах нет требований об обязательности наличия у учителя поурочного плана. Б.А.
Согласно п. 9 ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ» у каждого учителя должны быть: учебный план, календарный учебный график, рабочая программа учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), иных компонентов, а также оценочные и методические материалы. Поурочное планирование можно отнести к методическим материалам, которые имеют вспомогательное значение.
Особенности и необходимость составления поурочного планирования могут быть предусмотрены в региональных нормативных актах. Например, приказ Департамента образования г. Москвы от 11.05.2010 № 958 «Об утверждении Московского базисного учебного плана» указывает на особенности поурочного планирования при проведении интегрированных уроков.
Сегодня допускается и даже рекомендуется ведение протоколов педсовета в печатном виде. Это закреплено в Инструкции по делопроизводству школы. Скажите, пожалуйста, а нужно ли их сшивать, нумеровать страницы и т.д. или можно просто складывать в папку и только в конце года прошить и заверить? Как правильно провести такую работу, ведь это документы длительного хранения? Татьяна М.
Сегодня допускается оформлять протоколы не только в печатном виде, но и на разных носителях, в том числе в электронном виде. Всё зависит от того, каким образом построено делопроизводство в организации. При этом, если протоколы оформляются на бумажных носителях, то в текущей деятельности они формируются в одной папке-скоросшивателе, а по итогам календарного года формируются в отдельное дело по правилам делопроизводства. Протоколы, созданные на электронных носителях, форматируются по правилам делопроизводства организации и хранятся на съёмных носителях (см. ГОС Р 6.30-2003). При необходимости информация может быть распечатана на бумажный носитель.
^ Здравствуйте! Ученики регулярно не посещают уроки. Некоторых я не вижу по целым четвертям. Классный руководитель приводит родителей и учеников к директору, завучу, на совет профилактики и т.д. Но там их только пугают, дают последний шанс и т.д. Результатов нет
никаких! После этого директор вызывает меня, заставляет ставить «3» за четверть, мотивируя тем, «что мы все понимаем, но ничего сделать не можем...». «Дайте ему задание, позанимайтесь в каникулы и т.д.» Я позанимаюсь, если он придёт. Толку, конечно, не будет, если он годами в школу не ходит, но я сделаю, как велено. Я и задание дам, но ведь он его не сделает. Двойки за четверть в 9 классе мне ставить не дают! Это выпускной класс, это итоговая аттестация! А в конце года, когда он не сдаёт экзамен, ругают меня! А я его даже в глаза не видела, этого ученика! Потом приходится писать объяснительные, почему у меня необъективно выставлены оценки. За четверть и год «3», а сдаёт экзамен на «2». Но ведь они сами заставляют ставить «3»! А потом сами же и ругают и лишают баллов! Как быть? Ю.А.
Если будут предприниматься меры, не соответствующие условиям трудового договора, локальным актам, то за защитой чести и достоинства, деловой
репутации следует обращаться в суд. В данной ситуации сложился порочный круг, руководитель не желает принимать административных мер (а ведь только у него есть в школе такое право), не обращается в КДН, опеку по поводу ненадлежащего воспитания родителями своего ребёнка. Далее, директор устанавливает учителю правила работы, которые не соответствует труду педагога в рамках ТК РФ и ФЗ «Об образовании в РФ» (см. ст. 47 закона), а после — всю ответственность организации, которой он руководит, переносит на работника.
Пропуски занятий учащимся — это результат воспитательной работы в школе, ненадлежащего контакта с родителями, отсутствие связей с общественностью. Собственно — это типичная картина управленческих просчётов, неэффективность всей воспитательной работы в школе. Школа, аттестуя учащегося
по итогам года и издавая приказ о допуске его к ГИА, тем самым сообщает общественности о том, что всё, что необходимо учащемуся, преподнесено, и это он освоил. Если учащийся сдал экзамены на двойки, то в этом случае объясняться должен не один учитель, а вся администрация, так как именно она ведёт внутришкольный контроль, воспитательный процесс, издаёт приказ о допуске ученика к экзаменам. Виноват, прежде всего, директор, а не конкретный учитель, именно по его воле происходят все те упущения, о которых вы пишите. Доказательством отсутствия вины учителя служат не только документы, подтверждающие выполнение им своих трудовых обязанностей, но и служебные записки учителя об отсутствии учащегося на занятиях, обсуждение поведения таких учащихся на педагогическом совете, в конфликтной комиссии школы. НО