Научная статья на тему 'Консультации'

Консультации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
33
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотова Елена Леонидовна

Оплата по квалификационной категории. Учебный план по новым стандартам (5-й класс). Приведение численности класса в соответствие с нормами СанПиНа. Обеспечение детей альбомами, красками, пластилином, картоном, цветной бумагой и др. бесплатно. Подача документов на звание «Заслуженный учитель РФ». Защита деловой репутации. Порядок возвращения в российскую школу после обучения за рубежом. Разъяснение нормативных актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации»

Консультации

Консультант Елена Леонидовна Болотова,

профессор кафедры управления образовательными системами ФПК и ППРО МПГУ, академик МАНПО, доктор педагогических наук

^ Прошу помочь мне разобраться • в такой ситуации. Я работаю учителем химии. В трудовой записано «учитель химии». Аттестована я как «учитель». Сейчас я веду ещё уроки естествознания, а также у ребёнка, который выведен на индивидуальное обучение, физику, биологию и географию. Категория у меня распространяется только на часы химии. Все остальные часы мне оплачиваются без категории. Я считаю это неправильным. Как должно быть? И на какие документы мне сослаться? Елена

Да, Вы правильно считаете, квалификационная категория присваивается работнику именно по должности, а не по предмету, который он ведёт в данное время из-за особенностей учебного плана. Такие же разъяснения указаны в п. 5.9 Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2012—2014 годы, утв. Профсоюзом работников народного образования и науки РФ, Минобрнауки России

22.02.2012 № СОГ-3/12: «Оплата труда учителей, преподавателей, имеющих квалификационные категории, осуществляется

с учётом квалификационной категории независимо от преподаваемого предмета (дисциплины, курса), а по должностям работников, по которым применяется наименование «старший» (воспитатель — старший воспитатель, педагог дополнительного образования — старший педагог дополнительного образования, методист — старший методист, инструктор-методист — старший инструктор-методист, тренер-преподаватель — старший тренер-преподаватель), независимо от того, по какой конкретно должности присвоена квалификационная категория». Эта же норма повторяется в ответе на вопрос 42 в письме Минобрнауки РФ, Профсоюза работников народного образования и науки РФ

от 18.08.2010 № 03-52/46

«О направлении Разъяснений по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

^ Ребёнок окончил 9 классов. • Продолжать дальнейшее обучение не в школе, не в СПО он

не захотел. Трудоустроен. Обязаны ли родители, школа, управление образованием заставить его получить среднее образование? Если да, то до достижения какого возраста? Екатерина

Это обязанность ребёнка и его родителей, но не органов власти и организаций. Более того, согласно ст. 63 ФЗ «Об образовании в РФ» среднее общее образование может быть получено в форме самообразования. Статья 66 Закона указывает, что требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному учащемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было им получено ранее.

Скажите, пожалуйста, на ос-• новании каких документов школа создаёт учебный план по новым стандартам (5-й класс)? Наталья

Пока на основании только приказа Минобразования РФ

от 09.03.2004 № 1312

(ред. от 01.02.2012) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

^ Родители детей, посещающих • детские сады, платят только за присмотр и уход. Обязана ли дошкольная организация обеспечить детей альбомами, красками, пластилином, картоном, цветной бумагой и др. бесплатно, если эти предметы необходимы для реализации программы дошкольного образования? Наталия Владимировна

Если исходить из требований ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 35, ч. 4 ст. 65), то, да, образовательная организация должна обеспечивать детей средствами обучения. В бюджетной заявке детского сада следует закладывать такие расходы. С 2014 года финансирование дошкольных организаций осуществляется по тем же правилам, что и для общеобразовательных организаций. В детских садах нет учебников, поэтому следует закупать те средства обучения, которые нужны для образовательного процесса. Если финансовых средств не хватает, то надо использовать пожертвования от родителей. Следует также иметь в виду, что в соответствии со ст. 63 Семейного кодекса РФ родители обязаны обеспечить образование своего ребёнка, поэтому затраты на средства обучения, которыми воспитанник может воспользоваться один раз, например, рабочие тетради, родители закупают для своего ребёнка самостоятельно.

Данный вопрос относится к компетенции органов власти субъекта РФ, на территории которого находится Ваше учреждение. Рекомендуем обратиться за дополнительными разъяснениями в эту инстанцию.

В письме Минобрнауки России от 24.04.2013 № ДЛ-101/08 «О размере платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми» указано, что финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных и общеобразовательных организациях отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3,6 ст. 8 ФЗ «Об образовании в РФ»).

^ На начало года было два пя-• тых класса (19 и 20 человек). Через неделю слили в один. Родители обратились в прокуратуру и Роспотребнадзор. Имеются предписания прокуратуры и Рос-потребнадзора о приведении численности класса в соответствие с нормами СанПиНа. Но, похоже, директор отделается только штрафами. Первая парта в классе стоит на расстоянии меньше метра от доски, последняя — практически упирается в стену. Управление образованием и администрация школы отписываются во все инстанции, что созданы все условия для нормального обучения. А если прибудут среди года ученики? Что делать родителям, если все предписания — только на бумаге? С.М.

В таком случае надо обращаться в суд с жалобой о на-

рушении прав детей и ненадлежащем исполнении санитарного законодательства. Неэффективность контроля управления образованием, которому подчиняется школа, и предписания которого выполняет директор, можно обжаловать в Рособрнадзоре.

^ Может ли школа в 6-11-х классах ввести английский язык (с азов или ускоренный курс), если до этого преподавался немецкий? Учитель немецкого рассчитался, нового не будет, но появился учитель английского, хотя и неквалифицированный. Школа сельская. Учителей катастрофически не хватает. Н.В.

Этот вопрос относится к компетенции школы. Директор обязан открыть вакансию и потребовать от органа управления образованием оказать помощь в подборе специалистов. А пока нет учителя, школа будет обходиться тем, кто есть. Очень жаль ваших учеников. Попробуйте организовать сетевое взаимодействие со школой, где есть учитель немецкого языка. Организуйте занятия посредством дистанционных технологий и Интернета. Учитель английского языка может контролировать этот процесс, так как основы, цели и задачи преподавания дисциплин близки. Не оставляйте эту проблему без привлечения к ней вашего учредителя. Ответственность за организацию общего образования с него никто не снимал (см. п. 1 ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об образовании в РФ»).

Консультации

Существует ли и какой промежуток времени перед подачей документов название «Заслуженный учитель РФ»? Звание «Почётный работник РФ» получил в апреле 2013 г. Педстаж 53 года, к.т.н. Алексей Михайлович

Согласно Указу Президента

РФ от 07.09.2010 № 1099

«О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» почётное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» присваивается, как правило, не ранее чем через 20 лет с начала преподавательской деятельности и при наличии у представленного к награде лица отраслевой награды (почётный знак, отраслевое почётное звание или медаль К.Д. Ушинского) федерального органа государственной власти или органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно рекомендациям, представленным в письме Минобразования РФ от 14.04.1999 № 93ин/18-02 «Об упорядочении представления документов на награждение государственными и отраслевыми наградами работников сферы образования» (вместе с «Методическими указаниями по оформлению наградных документов при представлении к награждению государственными наградами», «Методическими указаниями по оформлению наградных документов при представлении к награждению отраслевыми наградами») к присвоению почётного звания «Заслуженный учитель Российской Федерации» представляются высококвалифицированные,

высокопрофессиональные педагогические работники образовательных учреждений, имеющие педагогический стаж не менее 15 лет и высшую квалификационную категорию по оплате труда (современные требования включают наличие ведомственной награды).

Я работаю заместителем ди-• ректора в школе. Как-то на сайте Департамента по образованию нашей области искала нужную мне информацию, зашла в рубрику «Вопрос — ответ» и в одном из вопросов узнала ситуацию, происходившую в нашей школе. Пишет одна мама, но подписалась от имени всего родительского комитета (хотя я точно знаю, что родительский комитет там вообще ни при чём). Все факты, изложенные ею, искажены. Речь идёт о посещении кружков внеурочной деятельности. Она пишет, что обращалась к завучу (т.е. ко мне): «Завуч начальных классов, ссылаясь на некий нормативно-правовой акт (который почему-то отказывается назвать и показать), требует от родителей, чтобы их дети посещали все кружки. Кого это обстоятельство не устраивает, предлагает уходить из группы продлённого дня», «В дополнение ко всему завуч школы ссылается на то, что мы, не посещая все кружки, не выполняем учебный план». Это ложь, ко мне никто из родителей не обращался и подобных заявлений я не делала. Подскажите, как мне реагировать на подобную клевету, должна ли я предпринять какие-то ответные действия, чтобы обезопасить себя? И.Н.

Вы можете обратиться за защитой деловой репутации в суд. Для этого надо обратиться к нотариусу и сделать

нотариально заверенный скриншот информации, которая рассылается через Интернет. С этим документом, а также с вашим заявлением и иными документами, которые указывают на особенности проведённой работы, вы обращаетесь в суд для защиты (п. 5 ст. 19 ГК РФ) своего имени, которое данный родитель использовал способами или в форме, которые затрагивают Ваши честь, деловую репутацию. Либо в соответствии со ст. 281.1 УК РФ обращаетесь в суд для наказания лица, распространявшего заведомо ложные сведения, порочащие Ваши честь и достоинство или подрывающие репутацию.

^ После окончания 6-го класса

ребёнок учится за рубежом, британская система образования. Каков порядок возвращения в российскую школу, класс 8-9-10-й? Разъясните, пожалуйста, посоветуйте ссылку на нормативные документы. Татьяна Сергеевна

Вам нужно получить табель успеваемости в британской школе, желательно — характеристику и портфолио ученика и подать все документы вместе с документами, подтверждающими родство и регистрацию по месту жительства, в интересующую Вас школу РФ. В локальных актах школы может быть предусмотрена процедура приёма учащихся, ранее обучавшихся в образовательных учреждения за границей. Как правило, если ребёнок учился за рубежом менее 6 месяцев, приём в учреждение проводится без

понижения класса обучения. Если он обучался за рубежом более 6 месяцев, школа имеет право провести собеседование по базовым дисциплинам и зачислить в тот класс, которому соответствует уровень подготовки такого ученика.

См. приказ Минобрнауки России от 15.02.2012 № 107 «Об

утверждении Порядка приёма граждан в общеобразовательные учреждения»; письмо Минобразования РФ от 20.07.1993 № 126-М «О переводе и аттестации учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации, обучающихся за рубежом по программам международного обмена».

^ Дайте, пожалуйста, разъяснения по содержанию следующих нормативных актов. 1. «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности...», утверждённый приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015. В п. 20 прописано «В следующий класс могут быть условно переведены учащиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному учебному предмету». 2. «Закон об образовании в РФ» В ст. 58, п. 8 сказано: «Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно». Таким образом, Закон не называет количество академических за-

долженностей. Это значит, что их может быть неограниченное количество? Главное, чтобы они были ликвидированы в течение года в соответствии с п. 5 ст. 58? И ещё вопрос, касающийся п. 9 ст. 58 о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану. Нет чёткого ответа, программу какого класса может осваивать ученик, переведённый на обучение по индивидуальному учебному плану по усмотрению родителей (законных представителей): класса, за который не ликвидирована задолженность (т.е. повторное обучение) или класса, в который он был переведён условно. Л.Л.

1) Действительно, Закон не указывает, какое количество академических задолженностей может иметь учащийся, чтобы перейти в следующий класс. Следовательно, учащегося при любых ситуациях можно будет переводить в следующий класс, а для задолжников создавать условия, чтобы они эти задолженности ликвидировали. Следует отметить, что в целом складывается ситуация, когда оставление на повторное обучение в одном и том же классе дважды будет невыгодно государству. Поэтому школа, выполняя свои обязательства по реализации Федерального государственного образовательного стандарта, будет по-

ставлена в условия, когда при выполнении своих обязательств по ФГОС она сможет допускать к государственной итоговой аттестации всех учащихся. А вот дальше сам учащийся и его родители должны будут взвесить, что им нужно. Если государственная итоговая аттестация пройдена, то выдаётся аттестат. Если государственная итоговая аттестация не пройдена, то выдаётся справка. Повторное обучение очень дорого обходится школе, государству. Поэтому постепенно будут разработаны механизмы повышения ответственности родителей и учащихся, при освобождении школы от миссии задерживания учащегося в системе образования путём повторного обучения.

2) Ученик по ИУП может осваивать программу любого класса. Это должно быть определено локальными актами школы. Для этого необходимо провести оценку целесообразности разрешения перехода на ИУП учащимся разных параллелей, занятости и оплаты труда учителей при таком учебном плане, риски невыполнения ИУП тем или иным учащимся. Оценки таких моментов позволят построить локальный акт об ИУП в условиях конкретной школы. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.