Научная статья на тему 'Консультации'

Консультации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никуличева Наталия Викторовна

Дистанционное обучение, информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении, электронные учебники, контроль и рефлексия, обучающие оболочки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации»

консультации

Консультант: Наталия Викторовна Никуличева,

руководитель отдела дистанционного обучения Федерального института развития образования, г. Москва

Консультация посвящена актуальным вопросам образования: дистанционное обучение (ДО), информационно-коммуникационные технологии в ДО, электронные учебники, контроль в ДО, рефлексия в ДО, обучающие оболочки ДО. Как всё это выбрать, наладить, запустить, получить нужный результат? Предлагаем некоторые интересные вопросы и ответы.

^ Дистанционное обучение в шко-• ле — это реальность или миф? Меня больше интересует среднее звено.

Екатерина Палехова, учитель математики, Пермский край

Дистанционное обучение в школе — это реальность. Важно, чтобы на ДО была потребность со стороны школьников — дети с ОВЗ, спортсмены, артисты и т.д. Оно не должно заменять очное обучение, если ученик может обучаться очно. Преподаватели должны быть подготовлены для работы в этой системе — владеть методикой дистанционного преподавания. ДО должно быть разработано именно как педагогическая система, иметь качественные учебные материалы (дистанционные курсы, электронные учебники, систему контроля). Если нужно больше информации, смотрите записи вебинаров по ДО: Ьир://никуличе-ва.рф/?page_id=22

И статьи: Ьир://никуличе-ва.рф/?page_id=17 Есть ещё коллекция ссылок на образовательные ресурсы, в том числе и с дистанционными школьными уроками: http://никуличе-ва.рф/?page_id=14

^ Вопрос простой: с чего начать • дистанционное обучение?

Антон Викторович Огородников

Начинать любой новый проект правильнее с получения поддержки руководства. Оно даёт своё «одобрям-с» и отправляет на обучение сотрудников. Как только в организации появится несколько человек, понимающих стратегию организации дистанционного обучения, необходимо для них создать мотивацию, чтобы они чётко понимали, что новое благое дело они будут делать не просто так, а за премии или за что-то ещё. После всего стоит сформировать рабочую (проектную) группу и начать работу.

^ Мы живём ввек всеобщей • компьютеризации, у меня проблема со здоровьем, в связи с этим болят глаза, головокружение, а за компьютером сидеть надо много. Что вы посоветуете? Галина Николаевна Герасимова, учитель химии

Боль в глазах и головокружения бывают, как правило, от неправильно организованного рабочего места и режима работы.

Важно иметь большой монитор, устанавливать крупный масштаб при работе с текстом, рядом с компьютером держать работающий увлажнитель воздуха, чтобы сухой воздух от электроприборов не высушивал глаза (от этого и возникает эффект «песка в глазах», что ведёт к головокружению и болям в глазах).

Каждые 20—30 минут нужно прерываться на гимнастику для спины и глаз, часто умываться (или капать 2 раза

в день увлажняющие капли типа «Систейн»), иметь ортопедическое компьютерное кресло, использовать гелевые подушечки под кисти рук (чтобы не было воспаления суставов рук). Также важно освоить быстрое печатание, чтобы меньше сидеть за компьютером, пользоваться программами видеоконференций, которые позволяют общаться устно, что избавит от необходимости переписки при общении с коллегами, учениками.

^ Что можно отнести к недостат-• кам дистанционного обучения учащихся?

Алена Степановна Колесникова, учитель информатики, г. Чита, Забайкальский край

Недостатки могут быть очень разные в зависимости от того, насколько профессионален преподаватель в области ДО и как он организовал учебный процесс. Если он не владеет педагогическими технологиями дистанционного обучения, то весь курс будет сводиться к самообразованию, где ученик будет предоставлен сам себе. Если педагог не владеет компетенциями организации контроля в ДО, то задания будут типа «спишите» или «перескажите», либо примитивные тесты и т.д. В принципе, организовать ДО можно настолько качественно, что не будет заметно разницы между очными и дистанционными учениками по результатам обучения. Но для этого педагог должен быть мастером в дистанционном обучении. Какие недостатки такого обучения? Малоподвижный образ жизни (сидение за ПК), отсутствие практики устной речи (в ДО в основном пишут),

утомляемость (раздражение глаз и как следствие — головные боли). Но при активной роли родителей или самих обучаемых эти недостатки легко устраняются.

^ Можете ли рассказать о пре-• имуществах и недостатках существующих сегодня оболочек для ДО?

С.А.

Вопрос в том, что лично вам хотелось бы от оболочки для ДО? Какие курсы вы хотите реализовывать? Какие методики применять? Одно дело, если вы будете преподавать историю в школе (тогда нужны возможности закачивания видеороликов, много средств ИКТ для общения, ресурс для проведения виртуальных дискуссий и т.д.), а другое дело — если высшую математику для студентов вузов (тут нужны возможности работы с формулами, общий доступ к документам по принципу школьной доски и т.д.). То есть, если в одном случае какое-то качество оболочки может послужить плюсом, то в другом — оказаться ненужным и стать минусом. Мне, например, с одним из моих дистанционных курсов, где требуется более 10 средств коммуникаций, во всех оболочках тесно, поскольку ни одна не содержит встроенной технологии и блога, и вики-вики, и де-лишеса, и списка рассылки, и видеоконференций одновременно. А всё это, и многое другое ещё, требуется для работы.

Моё глубокое убеждение

в том, что сначала необходимо разработать сам дистанционный курс с набором всех средств коммуникаций, которые бы позволили реализовать цели и задачи курса, а потом под него выбрать оболочку.

^ А есть возможность посмо-• треть, как выгладит открытый урок по любой теме в системе Moodle? Ещё лучше посмотреть видео, как этот процесс реализуется на примере какой-либо школы. Евгений Александрович Зайцев, учитель географии, Алтайский край

Система Moodle обычно содержит теоретические и практические материалы для дистанционных занятий. Если же мы проводим открытый дистанционный урок, то даём возможность всем желающим подключиться к трансляции и следить за ходом урока. Это можно сделать через форум, чат или платформу ве-бинара. При этом совершенно неважно, где именно будут находиться теоретические материалы урока — на сайте школы, в системе Moodle или просто будут разосланы по почте. В данном случае Moodle выступает просто как хранилище материалов.

Пример дистанционного урока через оболочку вебинара: http://www.elearningpro.ru/foru m/topics/materialy-vebinara-2 Пример дистанционного урока, проводимого через форум или чат:

http://www.nikulicheva.narod.r u/rit1.htm

Консультации

^ Я работаю методистом по заочному обучению в педагогическом колледже. В этом году у нас новая группа студентов-заочников, у которых каждая весенняя сессия будет проходить дистанционно. Как правильно будет называться такая форма организации учебного процесса? Наш педагогический коллектив впервые будет работать в режиме применения ДОТ. С чего начать? Как правильно организовать учебный процесс? Какие нормативные акты должны быть у учреждения? Какую литературу Вы можете рекомендовать?

Оксана Анатольевна Вовчко преподаватель педагогического колледжа

Ваши вопросы очень глобальны — в двух словах не ответить. По организации дистанционного обучения целые курсы повышения квалификации проводятся на 72 часа. Если кратко, то:

Как правильно будет называться такая форма организации учебного процесса? Заочная с применением ДОТ.

Наш педагогический коллектив впервые будет работать в режиме применения ДОТ. С чего начать?

С разработки стратегии внедрения ДО в образовательный процесс и с курсов повышения квалификации всех, кто будет участвовать в дистанционном преподавании.

Как правильно организовать учебный процесс? Существуют модели организации ДО. Нужно выбрать из них или построить свою.

Какие нормативные акты должны быть у учреждения?

Прежде всего — Положение о дистанционном обучении, где прописать весь алгоритм процесса ДО.

Параллельно — экономическая схема оплаты труда преподавателей при ДО, дополнения в должностные инструкции, договора на разработку дистанционных курсов и т.д.

Какую литературу вы можете рекомендовать? Сейчас очень много литературы. Я работаю в концепции Полат Е.С., внедряю на практике её теоретические разработки.

Если нужно организовать действительно качественный процесс ДО, предлагаю вам открыть экспериментальную площадку при ФИРО: http://www.firo.ru/ ?page_id=32, в рамках которой мы с вами сможем всё разработать и реализовать. Для начала можете почитать об организации ДО: http://никуличе-ва.рф/?page_id=17 Посмотреть записи вебинаров: http://никуличе-ва.рф/?page_id=22

^ Объясните, пожалуйста, • с чего надо начинать ДО учащихся-надомников и детей-инвалидов, так как наша школа переходит на ДО? Тамара Алексеевна Орлова, учитель истории и обществознания

Любое дистанционное обучение нужно организовывать исходя из тех целей, которые ставятся изначально. Пишется

стратегия развития ДО, формируется команда специалистов, проводятся курсы повышения квалификации по организации ДО, создаётся экономическая и мотивационная схема, разрабатывается УМК для ДО, выбирается СДО и т.д. Работа большая и внушительная, если, разумеется, вы хотите организовать качественное дистанционное обучение.

Каждому педагогу также необходимо обучиться на курсах повышения квалификации по подготовке преподавателя ДО, а также отдельно изучить особенности ведения учебного процесса с детьми, чьи возможности ограничены, знать допустимые нормы нагрузки, специфический инструментарий (если есть), дополнительное оборудование (если есть), особенности восприятия информации такими детьми, особенности мыслительной деятельности и т.д. Таким образом, преподавателю нужны дополнительные знания в области педагогики (педагогические технологии дистанционного обучения), психологии (особенности обучения в виртуальной среде), информационных технологий и медицины (изучить диагнозы детей и их особенности). Необходимо научиться разрабатывать систему ДО, дистанционные курсы, изучить педтехнологии ДО и т.д. После курсов ПК вы начинаете проектировать и реализовы-вать курсы ДО. Поскольку это дополнительные объёмы труда, директор приказом вносит дополнения в вашу должностную инструкцию и устанавливает доплату

за новые объёмы работы. Главное при обучении через ДО — систематическое общение, консультирование, подробный разбор работ, групповая работа и т.д.

^ Я занимаюсь дистанционным

обучением с детьми-инвалидами по программе ¡-школы «Технологии обучения» третий год. Но хотелось бы создать собственную программу по обучению биологии с помощью дистанционных технологий. Очень люблю и практикую электронные образовательные ресурсы в преподавании своего предмета. Создаю и использую в работе презентации с гиперссылками на ЭОРы. Вот как бы всё это объединить в систему ДО и работать с одарёнными детьми и отстающими по предмету? Не подскажите, как это сделать, с чего начать?

Ирина Апполинарьевна Шмыкова, учитель биологии и химии, Ставропольский край

Если вы хотите создать систему ДО конкретно только по своему курсу, тогда начинать нужно с календарно-тема-тического плана предмета на год. По каждой теме вы подбираете лекционный матери-

ал, ссылки на ЭОРы, задания. С помощью гиперссылок привязываете к плану и публикуете его сами или с помощью технических специалистов в любой веб-среде, например, на сайте школы или на своём сайте. Система ДО также, помимо теоретического и лекционного материала, подразумевает наличие глоссария, списка литературы и источников, коммуникаций, возможностей проведения опросов и рефлексии. А также важен организационный блок — инструкции для учеников, расписание вебинаров, консультаций, доска объявлений и т.д. Всё это можно назвать системой ДО. Если вы хотите создать систему ДО не только по своему предмету, а для всей школы, тогда ещё ко всему вышеперечисленному необходима техническая СДО — Мудл (как в Гшколе) или любая другая оболочка, поскольку нужен учёт обучения большого количества учеников. Организацию этой системы надо начинать с похода к директору, созданию команды преподавателей и тех.специалистов, ко-

торые будут внедрять ДО в учебный процесс. Здесь можно записаться на курсы повышения квалификации по данной проблеме: http://www.firo.ru/?page_id=7

813

http://www.firo.ru/?page_id=2 01

^ У нас в школе есть оборудование для дистанционного обучения. Скорость тоже отличная, действительно, с таким оборудованием возможности для обучения увеличиваются. Я с удовольствием изучаю новые технологии, хотелось бы увидеть видеоуроки по обучению с интерактивными досками. Ряхимя Абдулловна Умярова, учитель средней школы, Ульяновская обл.

Интерактивных досок сейчас на образовательном рынке много.

Вам следует выйти на сайт того производителя, чьи доски у вас в школе. Там наверняка выложены видеофайлы с уроками. Либо наберите название доски в поисковике и найдите форум тех педагогов, кто использует подобные доски. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.