Научная статья на тему 'Консультации'

Консультации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловьёва Людмила Фёдоровна, Горелова Анастасия Ивановна, Никуличева Наталия Викторовна

Ответы на вопросы по использованию медиаоборудования в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации»

консультации

Консультанты:

Людмила Фёдоровна Соловьёва, заведующая кафедрой информационных систем и естественных наук, Невский институт языка и культуры, г. Санкт-Петербург, кандидат педагогических наук

Анастасия Ивановна Горелова, старший менеджер образовательных программ Лаборатории Касперского, г. Москва

Наталия Викторовна Никуличева, руководитель отдела дистанционного обучения Центра образовательных информационных технологий, ресурсов и сетей ФИРО

^ Какие основные правила безо-• пасного поведения в Интернете вы можете предложить?

Самое основное — быть внимательным при работе с интернет-ресурсами. Не щёлкайте на подозрительные баннеры и навязчивую рекламу. Для её отключения можно использовать специальную утилиту для браузера AdBlock. Не скачивайте файлы с ненадёжных или подозрительных сайтов. Не вводите свой номер телефона для получения кода для скачивания файлов. Файл не получите, а с телефона начнут исчезать деньги. Используя интернет-банк, прежде чем вводить логин и пароль, проверьте адресную строку в браузере — не подделка ли сайт, на который Вы вводите данные. Такое бывает очень часто и называется ФИШИНГ (http://www.securelist.com/ ru/threats/spam?chapter=

^ На какой Закон при проведе-• нии уроков по медиа и -интернет-безопасности нужно ссылаться? На каком электронном ресурсе можно получить информацию по данной проблеме?

Ознакомьтесь со следующими документами: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ» 436-ФЗ в ред. Федерального закона

от 28.07.2012 № 139-ФЗ

Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

^ Существуют ли методические

разработки по медиа-безопасности детей?

Рекомендую Вам ознакомиться с сайтом Лиги безопасного Интернета, где есть ответы, много информации, которую можно использовать на уроках:

Энциклопедия:

http:/ /ligainternet.ru/encyclope-

dia-of-security/

Угрозы:

http:/ /www.securelist.com/ru/ threats

Аналитика по ИБ:

http:/ /www.securelist.com/ru/

Образовательный проект

по ИБ (на англ.):

http:/ /acade my.kaspersky.com/

^ Дистанционное обучение • (ДО) в школе — это реаль-

Важно, чтобы на ДО была потребность со стороны школьников — дети с ОВЗ, спортсмены, артисты и т.д. ДО не должно заменять очное обучение, если ученик

может обучаться очно. Преподаватели должны быть подготовлены для работы в системе ДО — владеть методикой дистанционного преподавания. ДО дожно быть разработано именно как педагогическая система, иметь качественные учебные материалы (дистанционные курсы, электронные учебники, систему контроля). Если нужно больше информации, смотрите записи вебинаров по ДО: Ьир://никуличева.рф/ ?page_id=22

Есть ещё коллекция ссылок на образовательные ресурсы, в том числе и с дистанционными школьными уроками: Ьнр://ни-куличева.рф/?page_id=14

^ А есть возможность посмотреть, • как выглядит открытый урок по любой теме в системе Моо^е? Ещё лучше посмотреть видео, как этот процесс реализовывается на примере какой-либо школы.

Система Моо^е обычно содержит теоретические и практические материалы для дистанционных занятий. Если же мы проводим открытый дистанционный урок, то даём возможность всем желающим подключиться к трансляции и следить за ходом урока. Это можно сделать через форум, чат или платформу вебинара. При этом совершенно неважно, где именно будут находиться теоретические материалы урока — на сайте школы, в системе Моо^е или просто будут разосланы по почте. В данном случае Моо^е выступает просто как хранилище материалов.

Пример дистанционного урока через оболочку вебинара:

http://www.elearningpro.ru/foru m/topics/materialy-vebinara-2 Пример дистанционого урока, проводимого через форум или чат:

http://www.nikulicheva.narod.ru /rit1.htm

^ Наша сельская школа экспе-• риментирует по внедрению элементов ДОТ. Освоила азы работы в АИС «Сетевой город» (в основном через портфолио проектов занимаюсь с группой учеников). Следующий уровень — создание дистанционного курса по предмету (физика 9-й класс «Подготовка к ГИА»). Может, есть примеры такой работы? Посоветуйте, на что обратить внимание, какой может быть алгоритм действий?

1. Перед началом работы над дистанционным курсом создаётся его модель. Тут важно знать, будет ли курс на 100% дистанционным или это будет очно-дистанционное обучение (например, 50% времени дистанционно, 50% — очно; либо 70%—30% и т.д.).

2. С учётом этого параметра, а также необходимых для усвоения курса средств коммуникаций, видов подачи теоретического материала (есть ли у учеников учебники — бумажные или электронные, либо весь материал нужно представить в дистанционном виде) строится структура курса.

3. После создания модели

и структуры курса важно распределить весь учебный материал по тем видам компетенций, которые Вы хотите сформировать у своего ученика, и подобрать под эти ком-

петенции задания, с помощью которых Вы сможете проверить, сформированы ли они у него или нет.

4. После подбора заданий формируется теоретический материал курса — только та теория, которая нужна ученику для выполнения тех или иных заданий.

^ Я прошла курсы повышения • квалификации и научилась создавать свои курсы в ДО, но вопрос в том, что я не знаю, где и как его можно разместить. Я занимаюсь с одарёнными детьми. Есть дети, для которых школьная программа слишком простая, и я помогаю углубить их интересы и познания. В данный момент мне помогают создатели курсов ДО при институтах, они разрешают формировать свои группы и заниматься по их программам. Но так хочется создать свой курс и разместить его, но где и как?

Дистанционные курсы в зависимости от количества человек, обучающихся на курсе, можно проводить как с собственного сайта, так и из системы дистанционного обучения

(СДО).

Если нужно создать несколько курсов для разных групп учеников (и учеников при этом немного), это удобно делать через конструктор Гуг-ла: https://sites.google.com/ Там же можно открывать и закрывать доступ учеников к материалам сайта. На других бесплатных сервисах (Народ, MODx) можно также создать сайт курса наподобие Вашего личного сайта. Можно купить домен, и воспользоваться конструктором

КОНСУЛЬТАЦИИ

сайта. Например, WordPress:http://aquoid.com/ne ws/the mes/suffusion/ Если курс один, а учеников много, и нужны автоматические системы подсчёта баллов, например, тогда удобнее использовать СДО. Они ставятся на сервер школы (или на Ваш личный), настраиваются и заполняются курсами.

Бесплатные СДО:

Sakai — http://sakai.spbu.ru/

portal/site/!gateway/page/

6404287d-9d28-434d-a948-f13a7215d670

Мудл — http://moodle.org/ Коммерческие СДО: http://www.prometeus.ru/ система дистанционного обучения Прометей

http://www.pvobr.ru/ отстема дистанционного обучения и тестирования «Карат» http://www.mocnit.ru/mocnit/orok s.html система дистанционного обучения ОРОКС http://www.learnware.ru/ система дистанционного обучения e-Learning Server

http://dlc.miem.edu.ru/newsite.nsf /docs/works1.html Информационно-образовательная среда ИОС «ДО-он-лайн».

^ Работаю в малокомплектной • сельской школе, веду предметы — биологию, химию, географию, и, конечно, очень часто необходимо использовать различные презентации. Хотелось бы самой научиться создавать мультимедийные презентации, но как и где, не знаю. Наш учитель информатики — молодая девушка, явно не стремится нам помогать, и поэтому часто пользуюсь готовыми. Но возникает иногда проблема — презентации не открываются, хотя потрачено время на само закачивание. То не установлен какой-то конвертор, то ещё что-то

нужно для воспроизведения. Видимо, возможности школьных компьютеров у нас низкие. Наверное, существует программа или ещё что-нибудь для самостоятельного создания мультимедийные презентаций в виде интерактива или ещё что-нибудь?

Создавать презентации для уроков совсем несложно. Для того, чтобы подготовить презентацию с демонстрацией опытов, моделированием процессов, видеофрагментами о химических производствах и т.д., подойдёт Power Point любой версии. Эту программу можно использовать как удобную оболочку для представления мультимедийного учебного материала.

Не могут ли презентации

и другие мультимедийные материалы отрицательно влиять на язык и речь учащихся? Где границы их успешного применения?

Правильно подобранные или подготовленные мультимедийные материалы способствуют развитию речи. Чем тщательнее выполнен подбор, тем больше положительный эффект. Поясню, что я имею в виду. Думаю, Вы согласитесь с тем, что задача преподавателя — воздействовать на все каналы восприятия информации (вспомним «золотое правило» дидактики), обеспечив наглядность и предоставив каждому самому выбирать предпочтительный для него канал: аудио, видео и т.д. Допустим, мы на занятии используем презентацию, в которой есть необходимые иллюстрации, схемы, видеопримеры, учебная Flash-

анимация, демонстрирующая принципы устройства, работы и т.д. В презентации отражён ход занятия, информация структурирована, представлена в определённой логической последовательности, всё изложено лаконично, чётко. Тем самым мы даём учащимся пример того, как средствами языка можно облегчить восприятие информации. Если говорить об устной речи, то преподаватель может на собственном примере продемонстрировать студентам или ученикам разницу между языком презентации (которая с успехом заменяет традиционные дидактические средства) и свободной, образной живой речью преподавателя. Всё подчинено общей цели. Я очень люблю использовать для наглядности и актуализации учебного материала видеофрагменты (например, при объяснении темы «Принципы организации Всемирной паутины» я на последнем занятии использовала фрагмент из архива телеканала Вести (есть там замечательная серия передач Наука 2.0) http://www.vesti.ru/videos?vid=

463797&cid=1100). После

просмотра можно запланировать семинар, включив в него обсуждение увиденного, предоставив студентам или ученикам возможность попрактиковаться в аргументированном изложении своей точки зрения на проблему. Видеофрагмент послужит хорошим импульсом.

Если мы предлагаем качественный мультимедийный материал и целесообразно его применяем (в нужное время, в нужном объёме и т.д.),

то можно ожидать положительный эффект. Важны при этом не только язык, но и дизайн, выразительные средства и т.д.

^ При создании МСО рекомендуется несколько приёмов реализации эффекта анимации. Приём типа «наложение». Приём типа «ка-ширования». Приём типа «движения в пространстве». Какой приём самый простой и в чём достоинства каждого? Хотелось бы владеть всеми. Но логичнее начать с самого простого.

Вы, очевидно, имеете в виду различные анимационные эффекты, которые можно использовать в дидактических целях при создании мультимедийных средств обучения (если именно это Вы обозначили аббревиатурой

МСО)?

Дело в том, что деление анимации на такие типы весьма условно. Принцип «наложения» описывается авторами данного подхода как разделение изображения на части для того, чтобы части появлялись в нужной последовательности «наложением этих частей друг на друга». Кстати, это не совсем верно, так как части изображения не накладываются друг на друга,

а одна за другой появляются, дополняя картину, как пазл. Этот эффект можно реализовать очень просто в любой среде: хоть в AdobeFlash, хоть в PowerPoint. То, что названо авторами «кэшированием» и описывается как последовательное отображение фрагментов таблицы, в упомянутых программах сделать ничуть не сложнее (равно как «движение в пространстве» по заданной траектории).

Начать, думаю, следует с задачи, с того, что Вам конкретно необходимо для реализации Ваших дидактических целей, Вашего сценария представления учебного материала. Например, рост и формирование растения можно реализовать как последовательное появление новых побегов, листьев, бутонов и т.д. Движение по определённой траектории подойдёт для демонстрации кровообращения и т.д.

^ Большинство учителей-пред-• метников при разработке мультимедийных материалов к уроку используют такие программы, как Power Point

и Windows Movie Maker. Какие программы вы могли бы ещё посоветовать?

Неудивительно, что учителя используют именно эти программы, ведь они доступны, и в них есть много возможностей для создания дидактического материала. В чём же ещё можно создавать учебные материалы? В любом доступном приложении для обработки того или иного вида информации. Список может быть очень большим. Могу посоветовать портал http://portableapps.com/, на котором можно скачать различные приложения. Особенность этих приложений в том, что их не нужно устанавливать, и они бесплатны. Такие приложения, как пакет OpenOffice.org, графический редактор Gimp, Вам, скорее всего, известны. Зайдя на этот портал, нужно выбрать из меню Get Apps, появится страница, на которой можно выбрать категорию, например, образовательные программы (по астрономии, географии и др.), словари и т.д. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.