Научная статья на тему 'Специальные (частно-методические) компоненты информационной компетентности учителя биологии'

Специальные (частно-методические) компоненты информационной компетентности учителя биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дикарева И. Г.

В статье через структуру педагогической деятельности рассматривается группа специальных (частно-методических) компонентов информационной компетентности учителя биологии с учетом профессиограммы учителя биологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специальные (частно-методические) компоненты информационной компетентности учителя биологии»

жены выше, позволяет констатировать, что непрерывное оценивание учебно-познавательной деятельности студентов в процессе изучения математических дисциплин на основе стимулирующей бально-рейтинговой системы способствует формированию у студентов мотивированной активной позиции в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью на учебных занятиях и во внеаудиторное время.

Список литературы:

1. Варламова Т.П. Компетентностный подход как условие развития математических способностей и успешного обучения [Текст]: Сахалинское образование XXI век. № 3. - Южно-Сахалинск: «СОИПиПК», 2006. - С. 8-18.

2. Варламова Т.П. Формирование логической компетентности в процессе обучения математике [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2006. - 195 с.

3. Варламова Т.П. Элементы методики формирования логической компетентности студентов университета в процессе обучения математике [Электронный ресурс] // Международная научно-практическая Интернет-конференция «Перспективные инновации в науке, образовании, производстве итранспорте». - Одесса, 2010. (Дата: 21.06.2010). www.sworld.com.ua.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ (ЧАСТНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ) КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ БИОЛОГИИ

© Дикарева И.Г.*

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г. Самара

В статье через структуру педагогической деятельности рассматрива-ется группа специальных (частно-методических) компонентов информационной компетентности учителя биологии с учетом профессио-граммы учителя биологии.

Формирование информационной компетентности в методической подготовке студентов-биологов в педагогическом вузе опирается на умение выполнять ряд функциональных задач в области профессиональной деятельности с учетом достижений информатики и ИКТ. Целый ряд дисциплин направлен на подготовку педагога-профессионала, соответствующего требованиям современного общества и системы образования, претерпевающей процесс модернизации. Одно из направлений развития - сближе-

* Старший преподаватель кафедры Общей биологии, теории и методики обучения, аспирант кафедры Методики обучения биологии и экологии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург.

ние отечественного и европейского подхода к определению качества знаний и деятельностной готовности специалиста. Кроме того, выпускник вуза попадает в условия самостоятельной профессиональной деятельности, требующей реализации методической подготовки (компетентности) при решении определенных функциональных задач (компетенций). Умение свободно ориентироваться, отбирать, применять, интерпретировать, представлять необходимую для организации учебно-воспитательного процесса по биологии информацию при постоянно нарастающем её потоке становится весьма актуальным. В связи с эти выделение группы специальных компонентов структуре информационной компетентности учителя биологии позволяет оптимизировать процесс методической подготовки студентов, предоставить возможность формирования собственной информационно-педагогической среды ещё на этапе обучения в вузе. Ранее была представлена схема, отражающая разрабатываемую структуру информационной компетентности учителя биологии, в которой отмечалось, что технологический и общепрофессиональные компоненты призваны стать основой для специальных (методических) компонентов.

Отмечалось также, что компонентный состав группы специальной информационной компетентности учителя биологии конкретизирует новые возможности осуществления профессиональной деятельности в целом. Выделение компонентов данной группы основано на представлении о структуре педагогической деятельности и профессиограмме учителя биологии средней общеобразовательной школы, разработанной H.A. Рыковым и А.И. Щербаковым [5].

В отечественной психолого-педагогической науке представлены несколько подходов к определению функциональных компонентов педагогической деятельности. Кузьмина Н.В. выделяет гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный компоненты педагогической деятельности [2, 4]. В пособии М.В. Магюхиной, Т.С. Ми-хальчик, Н.Ф. Прокиной представлены три компонента педагогической деятельности: конструктивный, коммуникативный, организаторский [3]. Дополнения вносят А.И. Щербаков, В. Сластенин, И. Исаев, В.И. Гине-цинский и др. В табл. 1 представлены компоненты педагогической деятельности, раскрыто их функциональное содержание, согласно работам разных педагогов.

Анализ различных подходов к выделению структурных компонентов педагогической деятельности позволяет отметить ряд сходных характеристик, однако названия и внутренние подсистемы у разных авторов подвержены незначительной корреляции, направленной на конкретизацию и дополнения функционального содержания рассматриваемых компонентов. При этом, как отмечает A.A. Реан [7], компоненты представляют собой систему и раскрываются через соответствующие умения учителя.

Таблица 1

Структурные компоненты педагогической деятельности

Компоненты педагогической деятельности Функциональное содержание

По Н.В. Кузьминой [1, 2, 4]

Конструктивный Конструктивно-содержательный Аналитическая деятельность педагога

Подбор и переработка (трансформация) учебного материала для изложения учащимся

Планирование и построение педагогического процесса

Конструктивно-оперативный Планирование своих действий

Планирование действий учащихся

Поиск путей активизации и интенсификации процесса обучения

Конструктивно-материальный Проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса

Организаторский Организация своего изложения

Организация своего поведения на уроке

Организация деятельности детей (индивидуальной, групповой, коллективной, массовой)

Организация контроля за деятельностью учащихся

Постоянная активизация познавательной сферы учащихся

Коммуникативный Установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями

По А.И. Щербакову [6]

Общетрудовые компоненты Конструктивный

Организаторский

Исследовательский Творческий (эвристический) поиск в педагогическом процессе

Научный подход к педагогическим явлениям

Владение методами научно-педагогического исследования

Умение провести эксперимент

Умение обобщить собственный опыт и опыт других учителей

Постоянное совершенствование своего мастерства

Организаторский Информационный Владение материалом и искусством его подачи

Развивающий Управление развитием личности школьника в целом

Ориентационный Направленность личности, ее мотивы, идеалы

Мобилизационный Активизация умственной деятельности учащихся, развитие их само стоятельно сти

По В. Сластенину, И. Исаеву [6]

Конструктивный Аналитическая деятельность педагога

Прогностическая

Проективная

Коммуникативный Перцептивный Проникновение во внутренний мир человека

Собственно-коммуникативный Установление педагогически целесообразных отношений

Коммуникативно-операциональный Активное использование средств педагогической техники

Контрольно-оценочный (рефлексивный) Наличием постоянной обратной связи, своевременное получение информации о соответствии полученных результатов планировавшимся задачам

По В.И. Гинецинскому [7]

Презент ативный Изложение учащимся содержания материала

Инсентивный (от англ. «incentive» побудительный, познавательный, поощрительный, стимулирующий) Постановка вопросов, оценка ответов с целью вызвать у учащихся интерес к усвоению информации

Корректирующий Исправление и сопоставление результатов деятельности самих учащихся

Диагностический Обеспечение обратной связи

Использование новых информационных технологий в процессе обучения биологии позволяет создать условия для достижения более высокого педагогического эффекта, т.е. способствует повышению результативности профессиональной деятельности учителя, что, в свою очередь, находит отражение в повышении качества образования.

Специфика самого процесса обучения биологии требует выделения специальных методических компонентов информационной компетентности учителя данного предмета (табл. 2) на основе их соответствия функциональным компонентам педагогической деятельности.

Таблица 2

Специальные (частно-методические) компоненты информационной компетентности учителя биологии

Компоненты педагогической деятельности Функциональное содержание Специальные (частно-методические) компоненты информационной компетентности учителя биологии

Анализ психолого-педагогической литературы, в т.ч. в Интернет-библиотеках, по вопросу возрастных особенностей восприятия информации, оптимального сочетания всех каналов восприятия

Изучение объекта своей деятельности (учащегося) Уточнение санитарно-гигиенических требований, ограничивающих возможности использования ИКТ в зависимости от возраста и психо-физиологического состояния учащихся

Анализ психолого-педагогических, методических, санитарных требований к разработке ЦОР

Изучение нормативно-правовой базы в области информатизации образования

Анализ методических проблем информатизации процесса обучения биологии (деятельность учителя и учащихся, методические функции цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), эффективность их применения)

ж к Выделение дидактических основ использования ЦОР в процессе обучения биологии

о и V Изучение особенностей и перспектив мультимедийных методов обучения биологии

н о о я и Изучение содержания, средств, форм и мето- Изучение особенностей создания и применения системы дистанционного обучения (СДО) биологии

дов осуществления Анализ существующих СДО биологии

педагогической деятельности Создание элементов собственной СДО биологии на основе стандартных оболочек

Анализ содержания школьного биологического образования и выявление тем и разделов, при изучении которых эффективно применять новые информационные технологии

Поиск и отбор программных продуктов для использования в процессе обучения биологии

Анализ ЦОР по биологии

Изучение и систематизация Интернет-ресурсов в виде аннотированного каталога по разделам и темам школьного курса биологии

Оценка возможностей эффективного сочетания традиционных средств обучения биологии и ЦОР

Рефлексия своей личности и деятельности Разработка и составление портфолио учителя биологии в традиционной и шеЪ-форме

Продолжение табл. 2

Компонен-

ты педагогической деятельности Функциональное содержание Специальные (частно-методические) компоненты информационной компетентности учителя биологии

Отражение профессиональных достижений на личной Интернет-странице или Интернет-сайте

Анализ собственных уроков биологии с использованием ИКТ, выявление соответствия результата поставленным целям, эффективности применения ЦОР с последующей корректировкой

Определение рекомендаций к разрабатываемым программным средствам по биологии

ж 3 я V о м Перспективное плани- Постановка задач при разработке собственного электронного учебника, дидактического материала по биологии (отдельным темам, разделам, элективным курсам)

& Н И и о Л с рованием задач и способов их решения Разработка «сценария» электронного дидактического материала по биологии, составление рекомендаций по работе с ним для школьников, учителей, родителей

Самостоятельнаяразработка данного электронного ресурса по биологии на основе готовых программных оболочек ДО и различных прикладных программ

Ж § л ч Аналитическая деятельность педагога Анализ темы урока и возможностей использования ИКТ при её изучении (планирование места и роли ЦОР на конкретном уроке, их сочетание с традиционными средствами)

(3 * и ^ Подбор и переработка (тран сформ ация) Подбор учебной информации по биологии, цифровая обработка (сканирование, использование графических редакторов), применение текстовых редакторов

о О я м я учебного материала для изложения учащимся Создание тематических коллекций цифровых фотографий, презентаций, видеофрагментов, анимаций, тестов по биологии

Создание виртуальной «библиотеки юного биолога»

и ¡а н о Я О & Планирование и построение педагогического процесса Разработка календарно-тематического планирования по биологии

ж Разработка поурочных планов, конспектов уроков, внеклассных мероприятий по биологии с использованием новых информационных технологий и ЦОР

я м к н Ж я Планирование своих действий В рамках разработки конспекта урока, мероприятия биологической

¡а н о я н Планирование действий учащихся направленности и др. на основе использования ИКТ

о & Я о о я м я Поиск путей активиза- Подбор готовых программ и электронного дидактического мате -риала для конкретных условий (темы урока), позволяющего интенсифицировать процесс обучения биологии

и ¡а н о я о & ции и интенсификации процесса обучения Разработка соответствующего электронного дидактического материала по биологии с помощью различных стандартных программ (текстовых и графических редакторов, программ для создания презентаций, электронных таблиц и т.п.)

¡3 55 М £ н Й и § ^ Я Проектирование учебно-материальной базы педагогического про- Выбор и подготовка необходимых традиционных или новых ТСО (мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, цифровой (электронный) микроскоп) и программного обеспечения к ним

£ £ О ч цесса Подготовка компакт-дисков, презентаций по изучаемой теме

^ 51 Организация своего изложения Изложение учебного материала по биологии с использованием ИКТ, в виде ЦОР, сочетая традиционные средства обучения и ЦОР

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 ^ о н Организация своего поведения на уроке Организация урока биологии с поддержкой ИКТ

Продолжение табл. 2

Компоненты педагогической деятельности Функциональное содержание Специальные (частно-методические) компоненты информационной компетентности учителя биологии

Организаторский Организация деятельности учащихся (индивидуальной, групповой, коллективной, массовой) Организация индивидуальной учебной и исследовательской деятельности по биологии на основе ИКТ (модульное, программированное обучение)

Выполнение заданий по биологии на интерактивной доске

Выполнение исследовательских, в т.ч. сетевых проектов по биологии

Разработка и проведение олимпиад, викторин, конкурсов по биологии с использованием традиционных средств и ИКТ

Практические и лабораторные, самостоятельные работы по биологии с использованием ИКТ

Подготовка учащихся к контрольным работам, зачетам, экзаменам (в т.ч. ГИА, ЕГЭ) по биологии с использованием ИКТ

Использование Интернет-ресурсов в процессе обучения биологии

Организация контроля за деятельностью учащихся Подбор готовых и разработка на основе программного обеспечения электронных тестов по отдельным темам, главам, разделам курса биологии

Разработка индивидуального листа достижений ученика по биологии

Постоянная активизация познавательной сферы учащихся Использование активных форм и методов обучения биологии с применением ИКТ

Применение различных ЦОР, направленных на повышение интереса и мотивации к изучению биологии (симуляторы, тренажеры, фрагменты фильмов, анимации и др.)

«Издание» электронной газеты по биологии

Коммуникативный Установление и поддержание отношений с

учениками (различные подходы) индивидуальный дифференцированный Реализация разноуровневого обучения по биологии на основе применения ИКТ Организация общения в системе ученик -компьютер - учитель

инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья Организация дистанционного обучения биологии, дифференциация заданий по уровню сложности и времени выполнения

родителями очно Использование ИКТ для проведения тематических выступлений учителя биологии на родительских собраниях, индивидуальных консультаций

Проведение внеклассных мероприятий по биологии на основе ИКТ с привлечением родителей

заочно, в т.ч. дистанционно Использование автоматических систем управления для проведения учителем биологии индивидуальных консультаций, внесения предложений, рекомендаций Организация общения в системе родители -компьютер - учитель

администрацией подготовка отчетов, документации Использование учителем биологии АСУ, представление результатов собственных достижений и достижений учащихся по биологии

учителями очно Интеграция обучения биологии с другими дисциплинами с поддержкой ИКТ

заочно, в т.ч дистанционно Участие в сетевых объединениях, творческих мастерских учителей биологии Организация общения в системе учитель -компьютер - учитель

Окончание табл. 2

Компоненты педагогической деятельности Функциональное содержание Специальные (частно-методические) компоненты информационной компетентности учителя биологии

Коррективный Перестраивание деятельности педагогической системы в зависимости от уровня ее успешности Пересмотр структуры, применяемых форм, методов, средств обучения биологии

Конкретизация содержания учебной информации по биологии

Внесение изменений в организацию деятельности учителя биологии

Изменение содержания и характера деятельности учащихся в процессе обучения биологии

Исправление недостатков в работе или применении ТСО, уточнение требований к программным средствам

Предлагаемая структура группы специальных (частно-методических) компонентов информационной компетентности учителя биологии отражает те новые функциональные задачи (компетенции) педагога- профессионала, которые необходимо решать при организации учебно-воспитательного процесса на уроках биологии. Успешная реализация этих задач в педагогической деятельности подтверждает профессиональную компетентность учителя. Но при этом необходимо отметить, что информационную компетентность педагога возможно рассматривать не только как базовую, пронизывающую все компоненты педагогической деятельности в целом, но и выделять в её структуре характеристики, связанные с методикой преподавания конкретных предметов, в данном случае, биологии.

Список литературы:

1. Викторова Л.Г. О педагогических системах. - Красноярск: Изд-во КГУ, 1989. - С. 17-18.

2. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. - Л.: ЛГХ 1967. - 183 с.

3. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М.В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.

4. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н.В. Кузьминой. - Л.: Изд-во ЛГХ 1980. - С. 15, 19-20.

5. Рыков H.A., Щербаков А.И. Профессиограмма учителя биологии средней общеобразовательной школы / В кн.: Научно-педагогические основы подготовки учителя биологии. Вып. 1. - Л., 1973.

6. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. -М.: Академия, 2002. - 576 с.

7. Реан A.A., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. -СПб.: Питер, 2002. - 432 е.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).

8. Толпа Д.В. К вопросу о классификации факторов успешности педагогического процесса [Электронный ресурс]. www.library.sibstu.kts. ru /paradigma/2/5.htm. (дата обращения: 2.01.2010).

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

© Кудрявцева Л.В.*

Кемеровский кооперативный техникум, г. Кемерово

В статье рассматриваются вопросы практического обучения с учётом перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования третьего поколения. Статья затрагивает особенности практического обучения через учебную имитационную фирму, созданную в рамках учебного заведения.

В условиях перехода страны к рыночным отношениям выпускник учреждения среднего профессионального образования должен уметь экономически мыслить и творчески трудиться, смело и самостоятельно принимать решения, обладать чувством нового, быть способным к постоянной самоподготовке, самосовершенствованию личности. Для этого специалисту необходимы такие качества, как организованность, профессиональная мобильность, оперативность и точность при выполнении работы, рациональное использование времени, самодисциплина, развитые культурные способности. Необходимо также научиться работать, что связано с необходимостью совершенствоваться в сфере своей профессиональной деятельности: приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями.

Именно компетентностный подход в профессиональном образовании, его ориентация на формирование ключевых компетенций выпускника -основы его профессиональной мобильности - и есть тот основной механизм, который призван обеспечить социальную защиту молодёжи в условиях рыночной экономики.

Основная проблема состоит в недостатке у выпускников не знаний, умений или навыков, а специфического умения исполнять обязанности в

* Преподаватель учётных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.