Научная статья на тему 'Методическая компетентность учителя информатики'

Методическая компетентность учителя информатики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2553
332
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОДИСТ / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дымина Варвара Владимировна

В статье рассмотрено содержание понятия «методическая компетентность» будущего учителя информатики в контексте функциональнно-деятельностного компонента педагогической деятельности. Выделены уровни сформированности методической компетентности будущего учителя информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическая компетентность учителя информатики»

критерий профильной направленности как основной при отборе содержания, а проективную технологию как наиболее перспективную.

Библиографический список

1. Лернер, И. Я. Содержание образования [Текст] / И. Я. Лернер // Педагогическая энциклопедия : В 2 т. - М.: - 1993-1999. - т. 2. - 349 с.

2. Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики. Изд. 2-е, [Текст] / М. Н. Скаткин. —. М.: — 1984. - 96 с,

3. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности - новая парадигма результата образования [Текст] / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. ~ 2003. -№5.™С. 34-42.

4. Лебедева, И. А. Методика отбора содержания обучения будущих учителей информатики конструированию компиляторов [Текст] / И. А. Лебедева// дис.канд. пед. наук. - СПб, - 1996. - 119 с.

5. Волкова, О. Компетентностный подход при проектировании образовательных программ [Текст] / О. Волкова // Высшее образование в России. - 2005, -№ 4. - С. 32-37.

6. Бесценная В. В. К вопросу о критериях отбора содержания профильного обучения [Текст] / В. В, Бесценная // Инновации в образовании. - 2006. № 5, -С. 85-86.

7. Пак, Н. И.Нелинейные технологии обучения в условиях информатизации [Текст] /Н. И. Пак. — Красноярск; РИО КГПУ, - 2004, - 221 с.

8. Барышникова, 3. А. Организация самостоятельной познавательной деятельности студентов-заочников [Текст] / 3. А. Барышникова. - М.: - 2000. - 140 с.

УДК 378.14:681.142

В. В. Дымина

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ

Система образования, опираясь на компетентностный и личностно-ориентированный подходы, должна формировать личность, способную само-обучаться, саморазвиваться, творить, работать в коллективе, отвечать за свои действия, компетентного специалиста в своей области деятельности. Чтобы подготовить специалиста, который будет востребован в современном обществе, необходимо строить процесс обучения, учитывая функции будущей профессии, составляющие структуру его профессиональной деятельности.

Категория «компетентность» выступает как результат воздействия системы образования на формирование личности будущего специалиста. Вопросы измерения, тестирования, ведения мониторинга нового результата остаются открытыми, так как содержание и объем понятия «компетентность» имеют неоднозначные формулировки.

Анализируя работы многих авторов, рассматривающих компетентнос-тный подход в образовании (И. А. Зимняя, Н, В. Кузьмина, А. К. Маркова, Дж. Равен, А. В. Хуторской, С. Е. Шишов и др.), можно предположить, что в содержание понятия «компетентность» вкладывается смысл глаголов «готовность» и «способность», применять личностные качества человека, знания, умения, навыки, опыт для решения возникших задач в новой ситуации.

Можно выделить существенные признаки, встречающиеся в большинстве определений [10; 11; 12]:

- знания, осведомленность;

- опыт в какой либо области;

- подготовленность к определенному виду деятельности;

- личностные качества;

- значимость действия для человека (ценности);

- стиль поведения.

Понятие «компетентность» есть совокупность личностных качеств, знаний, умений, опыта человека, определяющих готовность решать поставленные задачи в определенной сфере деятельности.

Глаголы «готовность» и «способность» в категории «компетентность» мы будем рассматривать как синонимы, характеризующие состояние человека. В словаре С. И. Ожегова [9] готовность есть согласие сделать что-нибудь или состояние, при котором все сделано, все готово для совершения какого-нибудь действия.

Б. А. Душков [6] трактует готовность к действию как состояние мобилизации всех психофизических систем организма, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий.

Готовность к профессиональной деятельности, как оценка качества подготовки специалиста в новой парадигме образования привело к формулировке понятия «профессиональная компетентность».

«Профессиональная компетентность - это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень знаний, умений, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности» [2, с. 34].

Одним из теоретических вопросов педагогики является выявление ключевых, базовых и специальных компетентностей специалиста, которыми должны обладать выпускники учебных заведений. Совокупность этих ком-

петентностей и будет составлять содержание модели профессиональной деятельности будущего специалиста.

Профессиональная компетентность педагога также составляет совокупность ключевых, базовых и специальных компетентностей, которые характеризуют функционально-деятельностный компонент педагогической деятельности.

Педагогическая деятельность многоаспектна, педагог выступает как субъект различных видов деятельностей: воспитатель, предметник, методист, организатор, исследователь.

В центре нашего внимания методическая деятельность учителя. Методист - учитель, достигший высокого уровня педагогического мастерства и методической культуры, позволяющего ему осуществлять методическую работу в школе.

Методическая компетентность учителя информатики есть «теоретическая и практическая готовность будущего учителя к преподаванию непрерывного курса информатики в средней общеобразовательной школе на основе современных педагогических технологий обучения, способность к профессиональному росту и мобильности, развитию педагогических качеств в условиях информатизации образования» [7, с. 171].

М. П. Лапчик [7] выделяет в структуре методической компетентности учителя информатики предметную и метапредметную составляющие, где предметная состоит из предметно-ориентированной компетентности, метапредметная - профессионально-ориентированная компетентность. Мерой сформированности компонентов методической компетентности учителя информатики являются функциональные компоненты педагогической деятельности: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский.

В. А. Адольф [1] под теоретической и практической готовностью к педагогической деятельности будущего учителя рассматривает совокупность умений ведущих компонентов теоретической и практической деятельностей педагога.

К теоретическим компонентам деятельности автор относит конструктивную и гностическую деятельность, где оба вида деятельности предполагают сформированность аналитических, прогностических и проективных умений.

Практическая готовность выражается в проявлении организаторских и коммуникативных умений.

Выделим показатели функциональных компонентов, составляющих методическую компетентность учителя информатики: умение четко выражать свои цели и задачи перед учащимися; умение находить общий язык с учащимися, родителями, коллегами и др.; умение учитывать личностноценностные отношения участников разговора; владеть социально-психоло-

гическими приемами общения; умение передавать опыт и учиться у коллег; умение доказывать свою точку зрения; умения слышать и выслушивать собеседника; логически выстраивать свои мысли; знание психолого-педагогических теоретических основ; знание нормативных документов; знание учебно-методической литературы; знание программно-обучающих средств обучения; знание фундаментальных основ и методов науки информатики; знание социальной информатики; знание технических и программных средств; знание современных средств ИКТ-технологий; умение представить изучаемый материал учащимся значимым для их будущей деятельности; учитывать индивидуальные особенности учащихся при организации их учебной деятельности; умение распределять время; использовать ИКТ-технологии для организации различной деятельности учащихся; создание методических и дидактических материалов; умение видеть свои ошибки и фиксировать их; умение анализировать результаты деятельности и др.

На современном этапе развития системы образования пересматриваются профессиональные требования к методической компетентности учителя информатики в связи с влиянием на курс информатики (цели, задачи, содержание, результаты) непрерывного, дифференцированного подходов в системе обучения, с внедрением ИКТ и новых педагогических технологий в процесс обучения.

Новые требования, предъявляемые к учителю информатики, должны отразиться на процессе формирования методической компетентности будущего учителя информатики. Формирование методической компетентности происходит в течение всего обучения в вузе при изучении общих и общепрофессиональных дисциплин, в ходе прохождения производственной практики и написании ВКР, т. е. затрагивает все виды учебной деятельности студента.

Методическая компетентность учителя информатики формируется при обучении дисциплине “Теория и методика обучения информатике” студенты должны быть готовы преподавать предмет информатика на разных ступенях обучения с учетом выше изложенных факторов. На данном этапе формирования методической компетентности будущий учитель приобретает знания, умения частной методики: умения формулировать цели и задачи конкретного раздела курса информатики, подбирать учебный материал и программное обеспечение на разных этапах непрерывного образования (пропедевтический, базовый, профильный), применять различные формы и методы процесса обучения, интегрировать и дифференцировать учебный материал, учитывать возрастные особенности учащихся, осуществлять контроль и диагностику усвоения содержания курса информатики, анализировать свою деятельность, производить мониторинг качества обучения, видеть и находить пути решения проблем и т. д.

Для выяснения методических трудностей, с которыми сталкиваются студенты при прохождении производственной практики по дисциплине «Теория и методика обучения информатике» было предложено, указать наиболее часто встречающие методические проблемы:

- в постановке целей урока

- в отборе содержания темы урока

- в выборе методов урока

- в выборе форм организации урока

- в выделении основных понятий темы урока

- в разработке дидактических материалов к уроку

- в распределении времени на все этапы урока: организационный; актуализация; усвоение нового материала; закрепления; контроль и самопроверка; подведения итогов; информация о домашнем задании.

- в мотивации учащихся к усвоению темы урока

- в разработке индивидуальных практических заданий для учащихся, предполагаемых работу за компьютером

- в выборе домашнего задания

- в постановке проверочных вопросов к содержанию урока

- в объяснении нового материала на уроке (понятия, решения задач, составления алгоритма)

- приводить примеры, иллюстрирующие материал урока

- в организации работы учащихся за компьютером во время урока

- в поддержании дисциплины в классе во время урока

- в обобщении изученного материала урока

- в организации проверки полученных знаний, умений, навыков на уроке

- в подборе заданий, способствующих формированию и развитию ИКТ-компетентности учащихся

- в самоанализе урока.

Анкетирование показало, что 35% респондентов испытывают трудности при самоанализе урока; в постановке целей урока и в отборе содержания темы урока - 21%; в распределении времени на все этапы урока -37%; в разработке индивидуальных практических заданий для учащихся, предполагающих работу за компьютером - 19%; в мотивации учащихся к усвоению темы урока - 44%; в поддержании дисциплины в классе - 33%; в разработке дидактических материалов к уроку - 30%; в подборе заданий, способствующих формированию и развитию ИКТ-компетентности учащихся - 28%.

Полученные результаты указывают на то, что в основном студенты не умеют как раз применить свои знания, умения в новых для них ситуациях, т. е. проявить практическую готовность и творческие способности в деятельности.

В процессе обучения в вузе будущий учитель информатики должен «дорасти» до учителя-методиста в будущей своей педагогической деятельности. То есть, он не только должен овладеть знаниями, умениями и навыками но методике преподавания, но уметь отслеживать, выявлять причины, анализировать, решать методические проблемы, возникающие в его профессиональной деятельности, формироваться как саморазвивающаяся и самообучающаяся личность.

Выделение уровней сформированности методической компетентности учителя разными авторами определяется содержанием профессиональной деятельности и составными компонентами методической компетентности. Так, О. В. Лебедева [8] рассматривает три уровня профессиональной компетентности учителя (эмпирический, конструктивный и творческий), где уровни характеризуют степень владения учителем реализовать учебный процесс на научно-теоретической основе.

Е. В. Бережнова [3] представляет высокий, средний и слабый уровни профессиональной компетентности студентов педагогических вузов, критериями которых выступают умения необходимые для решения педагогических задач.

Можно сделать вывод, что уровни характеризуют меры проявления способностей, умений и личностных качеств учителя в профессиональной деятельности, и охватывают в основном деятельностный аспект методической компетентности.

Исходя из выше сказанного, мы выделили три уровня методической компетентности будущего учителя информатики (табл, 1).

Таблица 1

Уровни сформированное-™ методической компетентності!

Уровень Характеристика уровня

Высокий Знает и пользуется методическими рекомендациями и разработками, использует готовые материалы и алгоритмы, делает по образцу, объясняет свои действия.

Средний Объясняет свои действия, четко представляет цели, планирует, модифицирует материал к условию задачи, опирается на нормативные документы, анализирует существующие методические разработки.

Низкий Оценивает заданные условия, ставит собственные цели и задачи, анализирует результат, проигрывает его в конкретных условиях, включает свои собственные методические разработки, предлагает несколько вариантов решения проблемы.

Приведенные выше уровни методической компетентности позволяют оценить результаты выполнения заданий работ студентов. Например, задание - сформулируйте исходя из поставленных образовательных, развива-

ющих и воспитательных целей урока цели урока перед учениками при изучении следующих тем курса информатики «Команда ветвления», «Защита информации», «Создание автоматизированного документа в Excel». Придумайте вступительное слово перед началом изложения темы урока. Как вы думаете, цели урока лучше сформулировать учащимся до или после вступительного слова учителя, почему? (табл. 2).

Таблица 2

Оценка результатов задания

Уровень Характеристика уровня

Высокий Поставлены такие же цели, которые входят в образовательные и развивающие, цели урока; вступительное слово есть материал из учебника; на вопрос, дан краткий ответ (до/после)

Средний Цель сформулирована не явно; вступительное слово пояснения цели урока или пример; ответ дан с объяснениями.

Низкий Четко сформулирована цель урока; вступительное слово представлено в виде проблемного вопроса, ситуации, задачи или других метолові отпет на вопрос лан с пояснением. .

Компетентность как качество специалиста проявляется в его профессиональной деятельности, поэтому перед нами стояла задача по формированию методической компетентности будущего учителя: не только изложить студентам фактический материал, но и средствами моделирования будущей профессиональной деятельности, научит применять свои знания, умения при решении задач. Методика обучения дисциплине «Теория и методика обучения информатике» была построена на основе принципов контекстного обучения А. А. Вербицкого [4; 5], где типы учебной деятельности студентов (академическая, квазипрофессиональная, учебно-профессиональная) сопровождались активными методами и формами обучения, моделирующие предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности.

Приведем примеры имитационных упражнений, предлагаемые в лабораторных работах дисциплины «Теория и методика обучения информатике»:

1. Вы задаете вопрос учащимся. Почему в понятие «модели» отражаются существенные свойства реального объекта, а не все? Ответа нет. Ваши действия. Какой вспомогательный вопрос Вы зададите?

2. При проверочной работе учащиеся совершили однотипную ошибку. Выясните: Что не поняли учащиеся. При разборе контрольной работы, как исправить ее?

3. Основной вопрос частной методики — Зачем? Объясните практическую направленность введенного материала на примере темы курса информатики «Системы счисления», «Логические основы ЭВМ» ученикам. Постарайтесь привести примеры.

4, Вспомните уроки математики и физики, когда учитель просит проговаривать вслух у доски решение задачи. Представьте себя в роли ученика и объясните ход решения задачи, проговаривая вслух свой вариант решения задачи. А в роли учителя задайте вопросы учащимся, возникающие по ходу ответа ученика. По темам курса информатики «Измерение информации», «Внутреннее представление информации в ПК».

5. При изучении средств ИКТ, какие технические приемы, технологии, принципы необходимо показать учащимся? Продемонстрируйте на примере изучения раздела курса информатики «Технология обработки текстовой информации» с использованием мультимедийного проектора.

Выделение уровней методической компетентности позволит реализовать компетентностный подход в системе образовании, и рейтинговою оценку качества обучения, оценивая не только академические успехи студентов, но и достижения в обучении по специальности «Теория и методика обучения информатике» в вузе.

При исследовании сформированности методической компетентности использовались различные методы: наблюдение, анкеты, беседы, тестирование. Оценка сформированности методической компетентности складывается из показателей сформированности ее компонентов (мотивационный, когнитивный, деятельностный и личностный). Приведем данные измерения деятельностного компонента методической компетентности. В эксперименте принимали участие 52 студентов математического факультета Омского государственного педагогического университета. На начальном этапе эксперимента высокий уровень сформированности методической компетентности имели: 24% студенты контрольной группы (КГ), 25,9% - экспериментальная группа (ЭГ) (Рис. 1).

Рис. 1. Результаты сформированности методической компетентности в начале эксперемента.

По окончанию эксперимента высокий уровень сформированности методической компетентности имели 32% - КГ, 59.3% - ЭГ (Рис. 2).

is

! I

Низкий Средний Высокий

I

Рис. 2. Результаты сформированности методической компетентности по окончании эксперемента.

Полученные данные свидетельствуют об эффективности применения контекстного подхода при подготовке будущих учителей посредством моделирования в задачах контекста будущей профессиональной деятельности, что позволяет студентам осознавать значимость своей деятельности, анализировать ее результаты, саморазвиваться как профессионал и личность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Адольф, В. А. Обновление процесса подготовки педагогов на основе моделирования профессиональной деятельности: монография [Текст] / В. А. Адольф, И. Ю. Степанова; Краснояр. гос. пед. ун-т. - Красноярск, 2005. - 214 с.

2. Белозерцев, Е. П. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Е. IE Белозерцев, А. Д. Гонеев. А. Г. Пашков и др. / Под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.

3. Бережнова, Е. В. Профессиональная компетентность как критерий качества подготовки будущих учителей [Текст] / Е. В. Бережнова // Компетенции в образовании:опыт проектирования. - Москва: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - С. 267-273.

4. Вербицкий, А. А. и др. Психолого-педагогические особенности контекстного обучения. [Текст] / А. А, Вербицкий. Моделирование и компьютеризация в учебном процессе. — М.: Знание, 1987. - 110 с.

5. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: [Текст] Метод, пособие. / А. А. Вербицкий. - М.: Высш. школа. 1991. - 207 с.

6. Душков, Б. А. Психология труда, профессиональной и организационной деятельности: [Текст] Словарь / Б. А. Смирнов, А. В. Королев /Под ред.

Б. А. Душкова; прил. Т. А. Гришиной. - 3-е изд. - М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2005. - 848 с.

7. Лапчик, М. П. Теоретико-методологические основы формирования методической компетентности учителя информатики [Текст] / М. П. Лапчик, Н. В. Чекалева // Математика и информатика: наука и образование: Межвузовский сборник научных трудов. Ежегодник. Вып. 6. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. -

С. 169-174.

8. Лебедева, О. В. Развитие методической компетентности учи теля как средство повышения эффективности учебного процесса в общеобразовательной школе.: [Текст] / О. В, Лебедева, дисс. ... канд. пед.наук. - Нижний Новгород, 2007. -184 с.

9. Ожегов, С. И, Словарь русского языка: Ок. 53 000 слов [Текст] / С. И. Ожегов; Под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. - 24-е изд., испр. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2005. - 1200 с.

10. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [Текст] / Дж, Равен. / Пер. с англ, - М., «Когито-Центр», 2002, -396 с,

11. Скарбнч, Ж, В. Формирование исследовательских компетенций учащихся в процессе обучения решению планиметрических задач в условиях личностно-ори-еитированного подхода.: [Текст] / Ж. В. Скарбич. дис. ... канд. пед.наук. - Омск, 2006.-252 с.

12.Хуторской, А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения [Текст] / А. В. Хуторской. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.