Научная статья на тему 'Консультации'

Консультации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никуличева Наталия Викторовна

Дистанционное обучение (ДО): информационно-коммуникационные технологии, электронные учебники, контроль, рефлексия, учебные оболочки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации»

консультации

Консультант: Наталия Викторовна Никуличева,

руководитель отдела дистанционного обучения Федерального института развития образования, г. Москва

Консультация посвящена актуальным вопросам образования: дистанционное обучение (ДО), информационно-коммуникационные технологии в ДО, электронные учебники, контроль в ДО, рефлексия в ДО, обучающие оболочки ДО — как всё это выбрать, наладить, запустить, получить нужный результат? Предлагаем некоторые интересные вопросы и ответы.

^ Подскажите, пожалуйста, чем • ЭОР отличается от электронного образовательного курса? Как ЭОР и ЭОК сочетаются с дистанционным обучением?

Класс Екатерина Ивановна, методист ГБОУ «Темо-центр», г. Москва

ЭОР отличается от электронного образовательного курса так же, как бумажный учебник по математике 5-го класса от уроков математики в 5-м классе! Другими словами, ЭОРы — это учебные материалы для использования на уроках. ЭОР и ЭОК сочетаются с дистанционным обучением (ДО) в зависимости от модели построения ДО в учебном заведении. Можно использовать ЭОР в ходе ЭОК и на очных занятиях, построить ЭОК только на ЭОРах, написать свой дистанционный курс, и использовать разработанные ЭОРы (например, те, которые есть в свободном доступе) фрагментами. Всё зависит от целей, которых вы хотите достичь.

^ Без сомнения, дистанционная • форма обучения — удобная, подчас единственно доступная форма обучения детей с ограниченными возможностями развития. Но почему же, затратив немалые деньги на оборудование, на обучение специалистов, не продумали ни систему обучения (приходилось обучаться в основном посредством вебинаров после работы, выходит, что учителя работали и обучались по 13-14 часов вдень!), ни систему оплаты педагогов (довольно много времени проводить за компьютером вредно для здоровья, специфика работы иная, требует особых психофизических и эмоциональных затрат...)? Ландихова Татьяна Ивановна, учитель МБОУ СОШ № 10, г. Ковров

Вы правы, обучение специалистов проводится. И именно на курсах повышения квалификации мы учим строить систему дистанционного обучения (ДО), которая основывается отнюдь не только на проведении вебинаров, тем

более после работы. Если ваша администрация допускает сверхурочную работу преподавателя (по 13—14 часов в день!) и не оплачивает её, то это нарушение трудового законодательства. Именно в построении правильной системы ДО, когда все сотрудники на местах работают по своим квалификациям и получают зарплату за рабочие часы, и состоит самая большая сложность, но это решаемо, и мы тоже этому учим. Систему оплаты педагогов и систему мотивации (то, что вы пишете «довольно много времени проводить за компьютером вредно для здоровья, специфика работы иная, требует особых психофизических и эмоциональных затрат») разрабатывает каждое учебное заведение, исходя их своих финансовых возможностей. Бюджетного финансирования ДО не имеет, поскольку не является формой получения образования. Следовательно, этот вопрос находится на решении местной администрации.

^ Хотела бы поделиться своим • мнением о ДО. Недавно сама прошла курсы ДО по теме «Использованию ЭОРов». Сначала было страшно, многое непонятно, сомневалась в технике... Затем я, можно сказать, заразилась курсами. Я приходила домой, включала компьютер, выходила на сайт и не могла оторваться от работы. Да, это очень хорошо — учиться в удобное для тебя время, в удобном же для тебя месте. Но всё-таки не хватало живого слова преподавателя, общения. Да и глаза устают. Нет ли вероятности, что в скором будущем ДО вытеснит традиционное обучение? Ишунькина Анастасия Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 4, г. Гусь-Хрустальный

К отсутствию живого общения при ДО быстро привыкаешь, учишься формулировать ёмко, по сути, без эмоций. Да и веби-нары, видеоконференции восполняют этот пробел. Глаза устают от сухости воздуха — поставьте увлажнитель рядом, часто умывайтесь, и эта проблема решится. ДО не вытеснит традиционное, потому что для занятия ДО должны быть показания (ученик болеет, уехал с родителями на полгода в другую страну, находится на соревнованиях и т.д.)... Просто так к ДО детей привлекать не стоит — они должны ходить в обычную школу и общаться. То же с колледжами и вузами. А повышать квалификацию через ДО удобно и эффективно при условии, что ваш преподаватель работает качественно и выходит на связь систематически.

^ Есть ли программа ДО по физкультуре, которая полностью со-

ответствует стандартам, требованиям, если есть, где её можно скачать? Меня интересует ДО школьников в сфере «физическая культура», с учётом, конечно, критерия здоровье, возможно такое? Моргунова Елена Викторовна, учитель МАОУ «Гимназия № 30», г. Курган

Программа по дисциплине составляется независимо от того, будет ли проводиться преподавание очно или дистанционно. Содержание не должно меняться. Поэтому берите стандарт, пишите программу курса.

Рабочая программа курса может состоять из модулей (наиболее удобная структура для ДО), которые можно изучать в разной последовательности, создавая индивидуальные траектории обучения. Модуль может состоять из учебных единиц, которые могут включать в себя:

1. Входной контроль (для определения начального уровня подготовки).

2. Теоретические материалы.

3. Практические материалы.

4. Самоконтроль (вопросы

с ответами или комментариями для оценки своих успехов).

5. Мониторинг учебной деятельности (для проверки преподавателем).

В рабочей программе курса ДО помимо модулей могут быть указаны:

• используемые методы обучения;

• учебный график курса;

• учебные и методические материалы;

• необходимое оборудование;

• программное обеспечение;

• административная и техническая поддержка.

ДО школьников в сфере физической культуры возможно. Есть возможность видеотрансляций: вы проводите урок через вебинар и видите в полный рост своих учеников в спортзале, которых снимают веб-камерой. Либо вы подробно расписываете задания, ученик их выполняет (под чьим-то контролем) и присылает вам видео, или ученик изучает теорию по физкультуре и пишет реферат, исследовательскую работу... Смотря какие у него ограничения по здоровью.

Есть ещё практика прикрепления ученика к ближайшему ФОКу, где он посещает занятия, а потом по результатам руководитель ФОКа (тренер) представляет отчёт по успеваемости ученика. Каждую ситуацию нужно решать индивидуально. В сети Интернет есть много сайтов по разным видам спорта, в том числе и по школьному преподаванию физ. культуры.

^ В сельской школе часто наблюдается нехватка педагогических кадров. Реально ли переходить на дистанционное обучение, если скорость Интернета очень низкая? Сунцова Елена Адольверовна, учитель физики МБОУ «Быдыпиевская ООШ», д. Быдыпи, Удмуртская республика

Если при ДО использовать такие средства коммуникаций, которые работают при маленькой скорости, тогда реально. Другой вопрос, что процесс ДО будет неполноценным, примитивным.

Сегодня без вебинаров и видеоконференций вообще ДО сложно представить. А что по поводу увеличения скорости Интернета думает управление образованием, куда относится ваша школа? Проблему нехватки кадров надо решать — через ДО или другим способом. И если ДО — это единственная возможность, тогда надо его развивать.

^ Здравствуйте! У моих знакомых • ребёнок инвалид, учится в 3-м классе. В связи с внедрением в школах дистанционного обучения родители обратились в управление образованием с просьбой, чтобы ребёнок обучался таким образом, но им отказали (сославшись на его диагноз). Скажите пожалуйста, по каким диагнозам могут отказать в дистанционном обучении? Салихова Резида Росимовна, учитель МБОУ «СОШ №10» ЕМР, г. Елабуга

На сегодня нет регламентирующих документов, на основе которых могли бы отказать в дистанционном обучении (ДО). Если ребёнку нельзя много ходить, это не основание для отказа в ДО. Возможно, у него есть ещё какие-то диагнозы, связанные с его речеголосовой или мыслительной деятельностью. В любом случае его может обучать, если не обычный педагог, то педагог-специалист по кор-рекционному обучению. При этом учебный процесс может быть реализован в формате ДО при условии, что ученик свободно владеет (или может быть обучен) пользовательскими навыками работы со средствами ИКТ и с ресурсами сети Интернет.

^ Скажите, пожалуйста, как на-

• до проводить дистанционный урок и нужна ли особая методика для этого урока?

Валиуллин Роман Марсович, учитель истории ГБС(К)ОУ школа-интернат «Преодоление», г. Самара

Для дистанционного урока обычно характерна та же методика, что и для очного урока. Но использоваться она должна с учётом виртуальной среды. Нужно тщательно выбрать средства ИКТ, подробно расписать виды деятельности ученика и учителя, спланировать быструю обратную связь и постоянный контроль за деятельностью ученика. Также важно владеть различными способами подачи материала в дистанционном формате. Дистанционный урок в оболочке вебинара вы можете посмотреть здесь: Никуличева Н.В. Дистанционный урок. 10 декабря 2010 г. Ссылка на запись и материалы вебинара: http://www.elearningpro.ru/foru m/topics/materialy-vebinara-2 Там же выложены план урока, инструкции для учеников, локального координатора, шаблоны рефлексии после урока и т.д.

Ссылка на сайт дистанционного урока

http://www.nikulicheva.narod.ru/ rit1.htm

^ Дистанционное обучение

• внедряется в школах, где не хватает учителей. Скажется ли это на качестве образования? Согласна с коллегами, что живое общение не заменит ДО. Тарасенко Ирина Борисовна, учитель

Если дистанционный преподаватель проводит свои занятия качественно, то и ученик получит качественное образование. Тут весь вопрос в подготовке кадров.

Думаю, что никто не собирается намеренно заменять живое общение дистанционным. Дистанционное обучение необходимо там, где не может быть очного.

Сколько времени в день может заниматься ребёнок 7-го класса при дистанционном обучении?

Лавренюк Лариса Леонидовна, учитель МБОУ «СОШ №9», г. Троицк, Челябинская обл.

Последний СанПин легко находится в поисковой системе. Нормы приведены в таблице 5 — разное количество времени в зависимости от видов деятельности ученика. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» вступил в силу 1 сентября 2011 г. http://www.rg.ru/2011/03/16/ sanpin-dok.html

10.18. Необходимо чередовать во время урока различные виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности учащихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т.п.) в 1-4-х

классах не должна превышать 7—10 минут, в 5—11-х классах — 10—15 минут. Расстояние от глаз до тетради или книги должно составлять не менее 25—35 см у учащихся 1—4-х классов и не менее 30—45 см — у учащихся 5—11-х классов. Продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения устанавливается согласно таблице 5. Таблица 5

http://img.rg.ru/pril/46/50/41/ 5430_23.gif

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз (приложение 5), а в конце урока — физические упражнения для профилактики общего утомления (приложение 4).

^ У нас в школе есть ученики, которые по медицинским показаниям обучаются на дому. Я тоже занимаюсь с таким ребёнком. Приходится затрачивать много времени на дорогу. У ребёнка дома есть компьютер с установленным Хкуре'ом. Кто должен вынести решение о его дистанционном обучении? Соловьёва Светлана Николаевна, учитель географии МБОУ Большеболдинская СОШ, Нижегородская обл.

Ваш директор должен направить вас на курсы повышения квалификации (ПК) по подготовке преподавателя ДО. Скайп — это не ДО, а только средство общения. Необходимо научиться разрабатывать систему ДО, дистанционные курсы, изучить педтехнологии ДО и т.д. После курсов ПК вы начинаете проектировать и реализовывать

курс ДО. Поскольку это дополнительные объёмы труда, директор приказом вносит дополнения в вашу должностную инструкцию и устанавливает доплату за новые объёмы работы.

^ Не знаете ли, какие организа-• ции проводят бесплатные ве-бинары для работников образования? Есть, правда, ощущение, что от бесплатных многие уже перешли к сильно платным...? Серых Людмила Александровна, завотделом интернет-технологий, Центр развития образования, г. Самара

Если даже и проводятся ве-бинары (курсы вебинаров) платные, то обычно есть бесплатные перед началом курса, где тоже много полезной информации (промовебинары). Также на многих площадках доступны архивы записей ве-бинаров.

По теме образования проводятся платные и бесплатные вебинары:

http://www.elearningpro.ru/e-Learning PRO http://webinary.com.ua/ Первый Международный Портал Вебинаров http://www.e-learning.by/ Портал электронного обучения http://www.webinar.ru/ он-лайн-тренинги

http://www.v-class.ru/ Виртуальный класс WebSoft http://webinar.ua/home/1.htm Семинары, тренинги в сети

^ Случайно зашла на этот сайт и увидела тему, которая меня коснётся в сентябре. Я дала согласие на очно-заочные дистанционные курсы. Разъясните, пожалуйста, что это за курсы и как они

проходят. Я дома через Интернет обучаюсь, а потом должна приехать сдать экзамен, зачёт или контрольную? Или я неправильно понимаю?

Малуш Наталья Викторовна, заведующая ДОУ МДОУ, Лысогорский район, Саратовская обл.

Дистанционные курсы можно организовать по разным схемам. Всё зависит от организаторов курсов. На своих очно-дистанционных курсах я на сайте курса вывешиваю все лекции, задания, справочную и организационную информацию, а на очных занятиях провожу консультации, семинары, круглые столы и разбор заданий. Задания и рефлексия выполняются слушателями в ходе всего курса после изучения каждого модуля. В конце курса выполняется итоговое задание. Как будут организованы ваши курсы, вы можете поинтересоваться заранее, вам обязаны предоставить эту информацию.

Какие основные составляющие должна иметь модель дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (дети, обучающиеся на дому)?

Сазонова Наталья Алексеевна, учитель физики МКОУ «СОШ № 4 г. Лесосибирска», Красноярский край

Составляющие модели дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья зависят от возраста детей и от предмета, который предполагается преподавать, а также от технических возможностей организаторов

обучения (школа, колледж, институт и т.д.).

Например, 11-й класс, русский язык и литература. Тут при высоких технических возможностях можно организовать такие составляющие, как:

• дистаницонный курс (теория предмета);

• инструкция для учеников;

• документы учебного процесса (журнал, дневники, учебные программы, учебные планы и т.д.);

• доска объявлений;

• форум знакомств;

• источники, глоссарий;

• контроль (консультации онлайн, веб-квесты, статьи, резюме, сравнительные анализы, ситуационные анализы, контрольные работы, тесты, дистанционные уроки онлайн, проектная работа, круглые столы онлайн

и т.д.);

• средства коммуникаций для проведения курса (чат, форум, блог, вики, вебинар, эл. почта, рассылка, ICQ, совместное редактирование документа и т.д.);

• рефлексия учеников.

^ Какие существуют формы кон-

• троля и средства коммуникации в ДО?

Чуднова Наталья Анатольевна, студент ПФКемГУ, г. Прокопьевск, Кемеровская обл.

Формы контроля, применяемые

в ДО:

• письменные отчёты и рефераты;

• веб-квесты;

• телеконференции;

• проектная деятельность;

• анкетирование;

• «портфель студента»;

• тесты.

Средства коммуникаций при ДО могут быть любыми, если они подходят для достижения педагогических целей. Здесь просто можно перечислить сред-

ства общения в сети Интернет:

1. Электронная почта.

2. Дискуссионные группы (списки рассылки, группы новостей).

3. Аудио- и видеоконференции (Skype, VideoPort, NetMeeting, Messenger и др.).

4. Чат.

5. Форум.

6. Электронная доска объявлений.

7. Визитная карточка учителя/ ученика.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Портфель ученика.

9. Блоги.

10. Твиттер.

11. Делишес

12. Вики-вики.

13. ICQ (или qip).

14. Гостевая книга.

^ У меня вопрос, который, как • я понимаю, решается в учреждениях с помощью локальных актов. Как учитывать работу преподавателя курса дистанционного обучения? Пожалуйста, поделитесь своим опытом и известными вам решениями этой проблемы. В нашем учреждении дистанционное обучение развивается на протяжении трёх лет. Разработаны дистанционные курсы, создан информационный контент в среде дистанционного обучения. Преподаватели, работающие в системе ДО, до недавнего времени получали нагрузку, совпадающую с количеством часов учебной программы дистанционного курса, и готовы были за это «горы свернуть». К сожалению, сегодня картина резко изменилась: количество нагрузки преподавателя ДО сократили примерно в 6 раз (засчитывают только часы online занятий). Люди стали отказываться работать в систе-ие ДО. Необходим стимул. Как решается эта проблема в вашем институте и, может быть, у вас есть

примеры других организаций. Заранее благодарю за внимание к данному вопросу.

Городецкая Наталья Ивановна, руководитель Центра дистанционного обучения, Нижегородский институт развития образования

Ситуация классическая. Прежде всего, установка для вашего руководства: трудозатраты преподавателя при дистанционном обучении (ДО) возрастают примерно в 2,5 раза, чем при очном обучении такого же количества человек. Если, разумеется, мы говорим о качественном ДО, а не о примитиве типа «прочитал сам — ответил на тест — дальше читаешь сам» без участия педагога. Преподавателям нужна моти-вационная схема. Мотиваци-онная схема строится на нескольких составляющих:

1. Расчёт стоимости создания и проведения дистанционного курса (вычисляется по экономической схеме).

2. Материальные и нематериальные стимулы для сотрудника.

В одном из выступлений у меня есть про это: http://www.relarn.ru/conf/conf

2009/list_tez.pdf

Никуличева Н.В. «Решение организационных, мотиваци-онных и методических проблем при внедрении ИКТ в образовательный процесс» — стр. 259. Это сборник тезисов конференции «Реларн-2009» Там же и про экономическую схему ДО — как рассчитать стоимость проведения дистанционного курса и оплату всей команде, задействованной в ДО. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.