Научная статья на тему 'КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ СОВЕТЫ КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ФОРМА СТРУКТУР ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕГИОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА ПРИ ГЛАВЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ А.-Х.А. КАДЫРОВЕ)'

КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ СОВЕТЫ КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ФОРМА СТРУКТУР ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕГИОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА ПРИ ГЛАВЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ А.-Х.А. КАДЫРОВЕ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
57
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Консультативный совет / гражданское общество / диалог между гражданами и властью / референдум по принятию Конституции Чеченской Республики

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Межидова П.Г.

В статье дается краткий обзор того, что из себя представляют Общественные консультативные советы в регионах Российской Федерации на примере деятельности Консультативного Совета, созданного при Главе Администрации Чеченской Республики в 2001 году, кто инициировал его создание в тяжелейших условиях для республики, причины его возникновения, особенности и направления его деятельности, а также рассматривает проблемы открытости работы Советов для граждан. Наша задачарассмотреть на примере одного из регионов Российской Федерации Чеченской Республики, функционирование этой новой для нашей страны формы института гражданского общества. По нашему мнению, то, на что исследователи до сих не обращали внимания опыт работы Консультативного Совета, созданного в 2001 году при Главе Администрации Чеченской Республики А.-Х. Кадырове, может существенно расширить представление о роли института Общественных консультативных советов в системе публичной власти, и это является причиной обращения автора к указанной теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ СОВЕТЫ КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ФОРМА СТРУКТУР ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕГИОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА ПРИ ГЛАВЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ А.-Х.А. КАДЫРОВЕ)»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-4-41-49 NIION: 2018-0076-4/22-581 MOSURED: 77/27-023-2022-4-780

МЕЖИДОВА П.Г.,

кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных исследований Академии наук Чеченской республики,

г. Грозный, e-mail: mezhidova.18.11@mail.ru

КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ СОВЕТЫ КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ФОРМА СТРУКТУР ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РЕГИОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КОНСУЛЬТАТИВНОГО СОВЕТА ПРИ ГЛАВЕ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ А.-Х.А. КАДЫРОВЕ)

Аннотация. В статье дается краткий обзор того, что из себя представляют Общественные консультативные советы в регионах Российской Федерации на примере деятельности Консультативного Совета, созданного при Главе Администрации Чеченской Республики в 2001 году, кто инициировал его создание в тяжелейших условиях для республики, причины его возникновения, особенности и направления его деятельности, а также рассматривает проблемы открытости работы Советов для граждан. Наша задача- рассмотреть на примере одного из регионов Российской Федерации - Чеченской Республики, функционирование этой новой для нашей страны формы института гражданского общества. По нашему мнению, то, на что исследователи до сих не обращали внимания - опыт работы Консультативного Совета, созданного в 2001 году при Главе Администрации Чеченской Республики А.-Х. Кадырове, может существенно расширить представление о роли института Общественных консультативных советов в системе публичной власти, и это является причиной обращения автора к указанной теме.

Ключевые слова: Консультативный совет, гражданское общество, диалог между гражданами и властью, референдум по принятию Конституции Чеченской Республики.

ADVISORY COUNCILS AS AN INSTITUTIONAL FORM OF CIVIL SOCIETY STRUCTURES IN THE REGION OF THE RUSSIAN FEDERATION (USING THE EXAMPLE OF THE ADVISORY COUNCIL UNDER THE HEAD OF THE CHECHEN REPUBLIC A.-H.A. KADYROV)

Annotation. The article gives a brief overview of what the Public Advisory Councils in the regions of the Russian Federation represent on the example of the activities of the Advisory Council, created under the Head of the Administration of the Chechen Republic in 2001, who initiated its creation in the most difficult conditions for the republic, the reasons for its emergence, features and direction of its activities, and also considers the problems of openness of the work of the Soviets for citizens. Our task is to consider, on the example of one of the regions of the Russian Federation - the Chechen Republic, the functioning of this new form of civil society institution for our country. In our opinion, what the researchers have not yet paid attention to is the experience of the Advisory Council, created in 2001 under the Head of the Administration of the Chechen Republic A.-Kh. Kadyrov can significantly expand the idea of the role of the Institute of Public Advisory Councils in the system of public power, and this is the reason for the author's appeal to this topic.

Key words: Advisory Council, civil society, dialogue between citizens and the authorities, referendum on the adoption of the Constitution of the Chechen Republic.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

MEZHIDOVA P.G.,

Candidate of Sociological Sciences, Leading Researcher at the Institute of Humanitarian Studies of the Academy of Sciences of the Chechen Republic, Grozny

В настоящее время перед Российской Федерацией стоит важнейшая задача сделать так, чтобы государственная власть в стране была не только эффективной, но и ориентированной на интересы граждан и ответственной перед ними. Реализовать указанную задачу возможно при наличии постоянного диалога власти и общества, а также обратной связи, направленной на получение объективной оценки и помощь в выработке правильных управленческих подходов. Активный процесс поиска новых форм взаимодействия государства и гражданского общества способствует развитию института Общественных консультативных советов, как одной из важных форм диалога между властью и гражданским обществом, неразрывно связанной с усилением роли общественного контроля. Так, механизмы институанализированного гражданского участия в общественном контроле широко представлены на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации: общественные палаты, институты уполномоченных по правам человека и по правам детей, Совет при президенте Российской Федерации по содействию развитию гражданского общества и правам человека, также Советы по содействию развитию гражданского общества и правам человека при главах субъектов РФ, молодежные парламенты и т.д. Но, как можно заметить, наиболее развиты те формы, которые больше всего связаны с властью, формируются ею, интегрированы во властные структуры.

В последнее время увеличилась значимость Общественных консультативных советов в России, призванных обеспечивать функции посредника между государством и гражданским обществом. В обществе произошло осознание того, что участие общественности в обсуждении различных вариантов принятия публично-властных решений придает им большую легитимность, а деятельность органов власти становится более эффективной. Важность таких институтов гражданского общества, как формы участия в политической, экономической и социальной деятельности государственных органов, заключается в том, что правотворческая инициатива позволяет выявлять реальные общественные потребности в правовом регулировании тех или иных отношений, учитывать интересы групп граждан, стимулировать активность населения.

Когда мы обращаемся к тому или иному явлению или предмету, мы, как правило, всегда даем ему определение. Сам термин «общественный консультативный совет» при органе публичной власти вызывает в воображении картину некоего собрания мудрых и авторитетных пред-

ставителей общества, обсуждающих насущные вопросы и проблемы, предлагающие их решение и выбирающие дальнейшие пути развития. Согласно ст. 13 Федерального Закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» , «Общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации выполняют консультативно-совещательные функции и участвуют в осуществлении общественного контроля в порядке и формах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, положениями об общественных советах» [1].

Институт Общественных консультативных советов в Российской Федерации получил свое широкое распространение в 2000-е годы. Это было связано с ростом заинтересованности государства во мнении населения, в выстраивании конструктивного диалога с ним. В современной политической науке сформировалось три подхода к определению функциональной значимости института Общественных консультативных советов при органах государственной власти:

- первый («лоббистский») трактует совещательные органы как институт продвижения частных групповых интересов;

- второй («административный») - как институт сбора необходимой для принятия управленческого решения информации;

- третий («делиберативный») - как институт-медиатор, предназначенный для достижения компромисса [2].

Эти подходы не являются взаимоисключающими, они по-разному расставляют акценты во взаимодействии органов государственной власти, заинтересованных групп и иных институтов гражданского общества [3]. Также мы решили выделить несколько основных направлений взаимодействия с помощью института Общественных консультативных советов:

- экспертное (обращение за консультацией к экспертам по специальным вопросам);

- помощь и рекомендации при разработке законодательства, бюджетов;

- осуществление контрольной функции за деятельностью органов власти;

- содействие улучшению взаимодействия между обществом и властью.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

Таким образом, институт Общественных консультативных советов при органах власти рассматривается исследователями как способ привлечения профессиональных сообществ к обсуждению важных проблем, а также как форма диалога между властью и гражданским обществом для реализации прав граждан на участие в управлении делами государства и усиления общественного контроля [4].

Наиболее часто общественные консультативные советы создаются при исполнительных или законодательных органах власти, или при должностных лицах на основании решений соответствующих органов власти или должностных лиц. При определении правового статуса Общественных консультативных советов, создаваемых государством или местными сообществами, всегда возникают большие трудности. В теоретических дискуссиях по данному вопросу общественные палаты предлагают считать особыми общественно-государственными институтами публичного права, создаваемых на основе конкретных правовых актов и, в частности, зако-нов(5). Так или иначе, но Общественные консультативные советы, создаваемые государством или местными сообществами, в значительной мере вписаны в систему организации публичной власти. Поэтому при анализе деятельности каждого конкретного подобного рода Общественного консультативного совета, например, на государственном уровне, приходится давать ответ на вопрос, какая составляющая - общественная или государственная - превалирует в данном органе? В том случае, если основное место принадлежит государственной составляющей, общественные советы следует характеризовать не как общественно-государственные, а как государственно-общественные институты, что, естественно, снижает их значимость как общественных, независимых, объективных и беспристрастных органов. Чем больше население вовлечено в диалог с государством, тем больше оно чувствует свою значимость и сопричастность ко всему, что происходит в стране. Таким образом, можно сделать вывод о том, что одним из главных критериев деятельности Общественных советов является их открытость. В качестве критериев открытости авторы выделяют следующее:

- информированность граждан о структуре Общественного Совета, о правилах его действия;

- информированность граждан о деятельности Общественных Советов, его заседаниях и принятых решениях;

- возможность участия граждан и экспертов в работе Общественных Советов;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

- доступность обращения в Общественные Советы и к их членам;

- возможность граждан инициировать обсуждение значимых вопросов как на площадке Общественного Совета, так и в онлайн-режиме [6].

Автор считает, что для повышения уровня вовлеченности граждан в диалог с государством необходимо соблюдение названных выше критериев открытости. Возникает вопрос, так каким образом достигнуть соблюдение критериев открытости деятельности Общественных Советов? Как повысить уровень вовлеченности граждан? Мы полагаем, что особую роль в решении данных вопросов играет наличие Общественных Советов при региональных органах власти , а также в органах местного самоуправления. Именно на местном уровне, гражданин может быстрее получить обратную связь, проявив гражданскую инициативу, быть в курсе большинства проблем и вопросов населенного пункта, где проживает, а также может оперативнее обратиться к членам Общественного совета или представителям органов местной власти, а порой и быть знаком с ними лично.

Институциализация указанных Советов происходит, как и многих иных общественных инноваций, директивным методом без какой-либо предварительной проработки идеи в рамках научного сообщества, наша задача- рассмотреть на примере одного из регионов РФ - Чеченской Республики, функционирование этой новой для нашей страны формы института гражданского общества. По нашему мнению, то, на что исследователи до сих не обращали внимания - опыт работы Консультативного Совета, созданного в 2001 году при Главе Администрации Чеченской Республики, может существенно расширить представление о роли института Общественных консультативных советов в системе публичной власти, и это является причиной обращения автора к указанной теме.

В данной статье дается краткий обзор того, что из себя представляет Консультативный Совет при Главе Администрации Чеченской Республики, кто инициировал его создание в тяжелейших условиях для республики, причины его возникновения, особенности и направления его деятельности. Работоспособность любого инструмента построения демократического общества проверяется практикой. Тем не менее, без использования методов социального проектирования любая идея может оказаться дискредитированной и Общественный консультативный совет, как институциональная форма структур гражданского общества, тоже. Поэтому автор сделал попытку не только

осуществить такое моделирование, но и показать работоспособность модели на практике.

Как известно, движение сепаратизма поставило чеченский народ перед угрозой полного уничтожения. Две военные кампании 1994-1995 и 1999-2000 гг. вызвали необходимость нахождения правовых, конституционных путей разрешения кризиса. Президент Российской Федерации В.В. Путин решительно поддержал стремление здоровых сил чеченского общества выйти из затянувшегося политического кризиса. Возвращение ЧР в конституционное поле РФ начинается с 2000 года, когда формируются органы государственной власти и управления республики в соответствии с требованиями Конституции РФ. Первым юридическим документом о создании органов власти и управления в Чечне явился Указ Президента Российской Федерации от 8 июня 2000 г. N 1071 «Об организации временной системы органов исполнительной власти в Чеченской Республике», в соответствии с которым Глава Администрации Чеченской Республики исполнял обязанности высшего должностного лица Чеченской Республики. В это сложное для республики время, когда еще гибли и без вести пропадали люди, гремели взрывы, тяжелого периода для нашей страны, периода во многом переломного, определившего дальнейший путь развития России как целостного, единого государства, время глубочайшего политического и социально-экономического кризиса, и появляется на политической арене Ахмат-Хаджи Кадыров. Нужно отметить, что понимание необходимости национального возрождения чеченского народа в составе Российской Федерации пришло к А.А. Кадырову не сразу, а по истечении значительного времени, после колебаний и раздумий, после неприкрытых притязаний сепаратистов и военного вторжения их в соседний Дагестан. Об этом он сам писал: «Не буду скрывать: до последнего времени я смотрел на все это другими глазами. Мне представлялось, что Чечня действительно в состоянии самоорганизоваться в самостоятельное государство. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но жизнь доказала обратное: перспектива исторического развития для чеченского народа лежит только через сотрудничество и взаимодействие с Российской Федерацией. В рамках единого и целостного государства»

[7].

Указ Президента Российской Федерации от 12 июня 2000 года о назначении Ахмат-Хаджи Кадырова, ученого-алима Главой администрации Чеченской Республики нанес смертельный удар по религиозному экстремизму, этим Президент РФ В.В. Путин продемонстрировал высокое доверие А.-Х. Кадырову и свое искреннее стремление положить конец хаосу и беспорядку.

Создание Консультативного Совета при Главе Администрации Чеченской Республики связано именно с именем этого неординарного человека, яркой личности, крупного политического лидера, внесшего значительный вклад в новейшую историю России. Президент Российской Федерации В.В. Путин в своём высказывании дал политическую характеристику Ахмату-Хаджи Кадырову: «Он внёс выдающийся вклад в возрождение Чеченской Республики и в борьбу с терроризмом. Всей своей деятельностью он, самым убедительным образом, доказал, что нет и не может быть никакого знака равенства между бандитами, террористами и целым народом. Ахмат-Хаджи Кадыров был уникальным человеком, абсолютно целостным, порядочным и в высшей степени мужественным. Его порядочность выражалась и в том, что он никогда для себя ничего не выговаривал. Когда бы мы ни встречались и о чем бы ни говорили, всё сводилось к интересам чеченского народа» [8. Мнение национального лидера страны обосновано на опыте совместной политической деятельности с А.-Х.А. Кадыровым, нахождения путей к взаимопониманию в сложнейшей обстановке идущих боевых действий на территории Чеченской республики. Этого мнения придерживались и придерживаются многие политики, как России, так и других государств. Политическим кредо Ахмат-Хаджи Кадырова были слова: «Мне нужно то, что нужно народу» [9]. «Он принял на себя ответственность за судьбу целого народа в тот момент, когда республика лежала в руинах, когда народ был разбросан по всей России и другим странам, когда в республике орудовали террористы из многих десятков стран. Он оказался между молотом и наковальней. Но он был искренне верующим человеком. Он все делал не ради власти, не ради славы, а ради Аллаха, ради народа, ради страны. Вот эта вера в свою правоту и справедливость помогла ему за короткий период времени стать народным лидером, уважаемым в стране политиком, собрать и сплотить народ против ваххабитов и террористов» - эти слова о своем отце сказал Р. Кадыров [10].

Для создания условий и выработки правовых основ вхождения в конституционное поле РФ Главой Администрации Чеченской Республики Ахматом-Хаджи Кадыровым 25 июня 2001 г. был издан Указ N 54 «О Консультативном совете при Главе Администрации Чеченской Республики». 24 октября 2001 года «Интерфакс» официально объявил о завершении процесса формирования Консультативного Совета при Главе Администрации Чеченской Республики. Консультативный совет (далее - КС) являлся одним из пунктов известной программы Ахмат-Хаджи Кадырова по урегулированию ситуации в Чеченской Республике, утверж-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

деной Президентом Российской Федерации [11]. Эмпирические данные, необходимые для проведения политологического анализа взяты нами из следующих источников:

- Положения о КС, утвержденного, как сообщало «Эхо Москвы» со ссылкой на «Интерфакс», распоряжением Главы администрации Чеченской Республики Ахмада Кадырова 4 января 2001 года;

- имеющихся в наличии протоколов заседаний , отражающих позиции выступавших членов КС;

- планов работы, докладов и сообщений членов КС;

- окончательные решения КС по рассматриваемым вопросам и мотивировка данных решений;

- официальной переписки связанной с деятельностью Совета;

- информация, отраженная в СМИ.

Согласно Положению о Консультативном

Совете Чеченской Республики, которое является правовой основой его создания и деятельности, КС - это постоянно действующий независимый коллегиальный консультативно-совещательный орган, осуществляющий свою деятельность на общественных началах, и формирующийся на основе добровольного участия в его деятельности граждан, представителей общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций. «В него войдут общественные деятели, правоведы, ученые, а также муфтии и главы администраций всех районов. Заседания Совета будут проходить по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц « [12]. В состав КС вошли 85 человек, это были наиболее известные и уважаемые в республике люди, представители всех слоев чеченского общества: члены общественно-политических партий и движений, даже некоторые бывшие депутаты Парламентов республики разных созывов, в том числе и Ичкерии, люди, которые хотели внести свой вклад в установление мира на территории ЧР, также в КС вошли представители науки, культуры, искусства, образования, правоведы, спортсмены, труженики села, муфтии и главы администраций всех районов, представители всех национальностей, населяющих Чеченскую Республику. Нужно отметить, что члены Совета не получали ни зарплаты, ни каких-то привилегий, то есть люди работали из своих патриотических побуждений, откликнувшись на призыв А.-Х. Кадырова во имя спасения чеченского народа.

Был избран президиум Совета, создано 8 секций для работы по различным направлениям в областях образования, экономики, культуры, законотворчества. Председателем Совета был назначен соратник Ахмата-Хаджи Кадырова Шаид

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

Вахаевич Жамалдаев. КС в таком авторитетном составе должен стать неким прообразом законодательного собрания республики. Как заявил Ш.В. Жамалдаев: - «Совет задумывался как консолидирующий орган, как связующее звено между руководством республики и разобщенным чеченским обществом. Мы делали огромные усилия для привлечения всех слоев нашего общества, независимо от политических взглядов, к процессу урегулирования ситуации в Чечне и достижения прочного мира. А с учетом возложенных на Консультативный совет задач по подготовке Конституции Чеченской Республики, по проведению референдума, а затем и выборов, наш орган можно было назвать неким «предпарламентом» [13]. Решения Консультативного совета носили исключительно рекомендательный характер. В ходе консультаций с членами КС Чеченской Республики, а также с международными юридическими институтами и федеральными структурами выяснилась необходимость создания условий и предоставления возможности чеченскому народу самостоятельно определиться в своем будущем путем проведения всенародного референдума (голосования) [14]. Перед Консультативным советом ЧР были поставлены важные и самые ответственные на тот период задачи, без преувеличения можно сказать, имеющие судьбоносное значение для республики, находящейся на тот момент в сложной общественно-политической ситуации, это:

1. Разработка механизма вхождения в правовое поле Российской Федерации на общепринятых основах демократического общества.

2. Подготовка механизма законодательной базы- разработка проекта Конституции Чеченской Республики, проектов законов о выборах Президента и Парламента Чеченской Республики [15].

В статье «Ахмад Кадыров создает в Чечне Консультативный Совет», «Эхо Москвы» со ссылкой на «Интерфакс», пишет:- «Как отметил Кадыров, Совет будет выполнять на республиканском уровне те же функции, что и Государственный Совет в масштабах России. Он подчеркнул, что впредь намерен все важнейшие для Чечни решения принимать, только посоветовавшись с консультативным органом. В первую очередь новой структуре предстоит выработать комплексную программу мер, направленных на достижение мира и стабильности в Чечне. Кадыров считает, что Совет должен определить те задачи, на решение которых следует направить основную часть выделяемых республике финансовых и материальных ресурсов.» [16]. Большое значение по созданию условий для подготовки и проведения референдума, Кадыров А.-Х. придавал мнению представителей народов ЧР, т.е. общественному мнению. С этой целью 11 декабре 2002 года в г.

Гудермес состоялся съезд представителей народов ЧР, на котором делегатами съезда был услышан и безоговорочно принят призыв А.-Х. Кадырова о необходимости разработки собственной конституции и формирования легитимных органов власти . Резолюция, принятая на съезде гласила что, несмотря на сохраняющуюся напряженную обстановку, в Чеченской Республике подготовлены все необходимые условия для восстановления основ республиканской государственности в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации. Далее по поручению Ахмата-Хаджи Кадырова была создана Инициативная группа по подготовке и проведению референдума во главе с правоведом, соратником А. Кадырова Х.С. Тай-масхановым. В состав Инициативной группы вошли: патриарх чеченской литературы Абузар Айдамиров, Народный поэт Шаид Решидов, академик АН ЧР Юша Ахъядович Айдаев, представитель Терского казачества Григорий Ефимович Погребной, представители общественных объединений- Асма Бислиева (Женщины Чечни), Хож-Ахмед Арсанов (молодежная организация), Висради Шердиев(религиозная организация),об-щественно-политический деятель- Усман Осмаев, известный бизнесмен Муса Дошукаев, журналисты Татьяна Воднева и Алла Влазнева, Хас-Маго-мед Дениев-руководитель аппарата Администрации Главы Чеченской Республики, заместитель Главы Администрации Чеченской Республики, советник Главы Администрации ЧР Хасани Тай-масханов. За короткий срок члены Инициативной группы провели сходы граждан во всех районах региона, сотни встреч с работниками предприятий, учреждений, представителями учебных заведений, с членами общественных объединений. В поддержку референдума было собрано большое количество подписей, которые были отправлены в Администрацию Президента РФ. После встречи Ахмат-Хаджи Кадырова и членов Инициативной группы в Москве с Президентом России, был издан Указ Президента Российской Федерации от 12.12.2002 г. № 1401 «Об утверждении Положения о проведении референдума Чеченской Республики по проекту Конституции Чеченской Республики, проектам законов Чеченской Республики «О выборах Президента Чеченской Республики» и «О выборах в Парламент Чеченской Республики». Если политическая составляющая предстоящего мероприятия разрабатывалась в Москве, то вся ее организационная часть, в том числе касающаяся вопросов безопасности, выпала на долю Ахмат-Хаджи Кадырова [17]. Также члены Инициативной группы проводили встречи с экспертами ПАСЕ, ОБСЕ с широким освещением вопросов в иностранные СМИ. «Главная цель Консультативного совета-разрабо-

тать проект конституции республики, подготовить базу для проведения выборов законодательного собрания»,- заявил корреспонденту Ъ помощник Главы Чеченской Республики Хасейн Таймасха-нов [18]. На многочисленных заседаниях КС было рассмотрено 12 проектов Конституции Чеченской Республики, в результате выработали единый проект, в основу которого лег проект, предложенный Ахмат-Хаджи Кадыровым, вынесенный впоследствии на референдум.

23 марта 2003 г. был проведен общенациональный референдум по обсуждению проекта Конституции ЧР. Конституция Чеченской Республики - основной закон Чеченской Республики состоит из: преамбулы, 2 разделов, 9 глав и 112 статей. Документ прошел всестороннюю правовую экспертизу в различных государственных инстанциях и был вынесен на рассмотрение общественности в средствах массовой информации.

Автор провел оценку информационной открытости КС. Ссылаясь на публикации в аккредитованных в Чеченской республике СМИ, можно отметить, что деятельность КС освещалась ими постоянно. Информация о составе КС, биографические данные его членов, их сфера деятельности, структура КС, информация о деятельности рабочих групп- все было прозрачно, подробно освещалось в печати. Вся эта деятельность КС проводилась в условиях реальных угроз со стороны противников позитивных процессов, протекающих в республике. Члены КС подвергались смертельной опасности, в отношении них имели место провокации и террористические акты. Кроме того, Главе Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадырову, выступившему с идеей проведения референдума, пришлось преодолевать отчаянное противодействие не только со стороны сепаратистов, но и многих российских и западных средств массовой информации, а также влиятельных политических сил и некоторых высокопоставленных государственных чиновников России. Они не верили в возможность и целесообразность проведения референдума в условиях продолжающегося вооруженного противостояния на территории Чеченской Республики. Тем не менее, политическое руководство России считало необходимым оказать всемерную поддержку Ахмат-Хаджи Кадырову в его решительных действиях по скорейшему урегулированию конфликтной ситуации в республике. Как известно, Президент России В.В. Путин накануне референдума выступил с обращением к жителям Чеченской Республики. Руководитель государства отметил, что после разгона в 1991 году Верховного Совета ЧИАССР у нас сложилась ситуация, приведшая к гражданской войне, и что жизнь здесь, скорее, напоми-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

нала выживание после стихийного бедствия. «Конституция, принятая народом, - сказал в своем обращении Президент России, - основа политического урегулирования в Чечне, и её принятие даст возможность избрать подлинно демократическую, опирающуюся на доверие людей власть» [19]. В статье 3 Конституции Российской Федерации подробно определены понятия референдума, его место, значение и процедура проведения- : «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы». Референдум в Российской Федерации проводился в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации» и Федеральным законом «Об общих гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [20]. Этот день, когда на всенародном референдуме была принята Конституция Чеченской Республики и законы о выборах Президента и Парламента Чеченской Республики, оказался настоящим прорывом из глубочайшего политического и социально-экономического кризиса, это был первый шаг в правовое, экономическое и культурное пространство России, с которой чеченскому народу судьбой определено жить в мире и согласии. Согласно данным Избиркома Чеченской Республики, в референдуме приняли участие более 400 тыс. человек - 80% избирателей. В поддержку новой Конституции высказались 96,04% проголосовавших, против - 2,89%. За избирательный закон о Президенте - 95,51%, против - 3,26%, за закон о Парламенте - 96,33%, против - 2,67%. Такое активное участие населения в референдуме показало всему миру правильность и одобрение народом выбранного А.А. Кадыровым и его командой курса на разрешение политического кризиса правовыми средствами, с построением основ государственности в Чеченской Республике. Впервые народ самостоятельно, демократическим путем определил свою судьбу [21].

«Для народа Чечни это, без преувеличения, момент исторический. Ведь это первый общенародный референдум. И подготовленная самими чеченцами Конституция впервые вынесена на обсуждение и всенародное голосование» [22]. На референдуме народ республики выразил свое твердое желание, чтобы Чеченская Республика была в составе Российской Федерации, ее неотъемлемым и равноправным субъектом. В этом чеченский народ видел гарантию сохранения своего языка, культуры, исторической перспективы, мирной и достойной жизни. « Как известно, в

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

референдуме приняли участие 510 тысяч 125 человек. Для республики, находящейся на тот момент в сложной общественно-политической ситуации, когда еще властям невозможно было гарантировать общественную безопасность, это очень большая цифра, свидетельствующая об огромной подготовительной работе и о том, что наше общество уже было ориентировано на консолидацию вокруг идеи мира и созидания, что уже обозначился национальный лидер, способный повести за собой целый народ» [23]. Именно волевые качества этого выдающегося человека, его решительность и мужество подвели республику к созданию правовой базы для проведения выборов Президента и Парламента. «Итоги прошедшего в марте 2003 г. референдума по принятию конституции Чечни и законов о выборах парламента и президента республики оказались сенсационными. Их поддержало более 95% жителей Чечни при явке в 85%. Как признался Владимир Путин, эти цифры превзошли все ожидания Кремля» [24].

Рассмотрев основные направления деятельности Консультативного совета при Главе Администрации ЧР, автор пришел к выводу, что он являлся не просто консультативным органом, а был реально действующим опорным институтом гражданского общества. Мудрость Кадырова Ахмат-Хаджи, его гениальный ход заключался в том, что, приступая к решительным действиям, направленным на достижение мира и стабильности в Чечне, он заключил социальный контракт с обществом, т.е. обратился к своему народу. Президент России В.В. Путин дал высокую оценку деятельности Кадырова Ахмат- Хаджи в установлении мира на чеченской земле [25]: «Он никогда для себя ничего не просил, все сводилось к интересам чеченского народа, он шел к этому сложным путем, но всегда был честен. Не может не вызывать уважения народ, у которого есть такие сыновья и наша обязанность - завершить добрые дела, которые начал Кадыров» [26].

Консультативный совет, в котором были представлены лучшие слои чеченского общества, организовал и провел общенациональный референдум по обсуждению проекта Конституции ЧР. Деятельность Консультативного совета Чеченской Республики, который на практике оказался реально действующим опорным институтом гражданского общества, показала, что в случае необходимости власть должна получить согласие общества на применение весьма решительных мер по выполнению необходимых для страны решений. Приступая к каким-либо серьезным экономическим, политическим или социальным преобразованиям, государство обязано заключить социальный контракт с обществом. Обществен-

ные консультативные советы в России являются не только связующим звеном между обществом и властью, но также выступают триггером развития гражданского общества. Чем больше населения вовлечено в диалог с государством, тем больше оно чувствует свою значимость и сопричастность ко всему, что происходит в стране. Эффективность деятельности органов власти во многом зависит от постоянного обмена информацией, чтобы власть могла охранять интересы граждан, она должна их знать, постоянно поддерживая связь с обществом, а обществу с властью. Если консультативные общественные советы при органах власти реально работают, то они способны предъявить политическим лидерам конкретные требования, несогласие, альтернативное мнение. Консультативные общественные советы призваны осуществлять общественный контроль государственной власти, мониторить социально-экономические процессы, проводить гражданскую экспертизу, аккумулировать и предоставлять обществу результаты независимых исследований, создать общественный совет по контролю за деятельностью СМИ, способный контролировать соблюдение норм и принципов общественной морали и нравственности на радио и телевидении, требовать включения своих вопросов в повестку парламентских слушаний, проводить общественные дебаты.

Список литературы:

[1] Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 28.07.2014. — № 30 (часть 2). - С. 4213.

[2] Гарифуллина Г. А. Совещательные органы при исполнительной власти - институт диалога с бизнесом? // Бизнес. Общество. Власть. 2011. № 6. С. 29-41.

[3] Там же, с.29, 32.

[4] Тилипкина Ж. О. Общественные советы: открытый диалог между гражданами и властью / Ж. О. Тилипкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 121124. — URL: https://moluch.ru/archive/353/79151/ (дата обращения: 26.05.2022).

[5] Тиховодова А.В. «Общественные консультативные советы России и Франции:общее и особенное - Вестник Волжской государственной академии водного транспорта Выпуск 46, Изд-во ФГБОУ ВО «ВГУВТ» Н. Новгород, 2016 г.

[6] https://ach.gov.ru/upload/pdf/ 0tkrytost-2020.pdf.

[7] Кадыров А.-Х. «Выбор пути», Грозный, 2003 г.

[8] Шайман Абубакарова: - « Роль Ахмат-Хаджи Кадырова в стабилизации ситуации в Чеченской Республике». - ИА»Грозный-информ.18 августа 2015 г.

[9] Албагачиев Р.Ш. « Ахмат-Хаджи Кадыров: «Нет и не может быть выше цели, чем стать хозяином своей судьбы, вершителем своей истории!» - Газета «Вести Республики», 10.05.2014 г.

[10] Албагачиев Р.Ш. В.В.Путин: «Наша обязанность - завершить добрые дела, которые начал Ахмат-Хаджи Кадыров»- Газета «Вести Республики»,22 августа 2015 г.

[11] Шаид Жамалдаев . Интервью.» Ахмат-Хаджи Кадыров был чутким и отзывчивым человеком». Газета «Вести Республики, 22 марта 2014 г.

[12] Ахмад Кадыров создает в Чечне Консультативный Совет»-NEWSru.com, 06 декабря 2017 г.

[13] Шаид Жамалдаев. Интервью.» Ахмат-Хаджи Кадыров был чутким и отзывчивым человеком». Газета «Вести Республики, 22 марта 2014 г.

[14] Жамалдаев Ш.В. Консультативный совет Чеченской республики// Конституция -Основной Закон чеченской Республики( Материалы Научно-практической конференции, посвященной 5-й годовщине Конституции Чеченской Республики, 13 марта 2008 г., г.Грозный) Администрация Президента и Правительства Чеченской Республики, 2008.с 28-32.

[15] Гумашвили Л. Э.» К вопросу об истории становления конституционного законодательства « // История государства и права.- 2011.- № 19.

[16] Ахмад Кадыров создает в Чечне Консультативный Совет»-NEWSru.com, 06 декабря 2017 г.

[17] Шаид Жамалдаев . Интервью.» Ахмат-Хаджи Кадыров был чутким и отзывчивым человеком». Газета «Вести Республики», 22 марта 2014 г.

[18] Муса ъ-Мурадов»Ахмад Кадыров будет внимать консультативному совету»- . Газета «Коммерсантъ» , 25.10.2001, 00:00

[19] Путин В.В. « Обращение к жителям Чеченской Республики»- 16 марта 2003 года 08:03 Москва, Кремль.

[20] Гумашвили Л. Э.» К вопросу об истории становления конституционного законодательства « // История государства и права.- 2011.- № 19.

[21] Поддержка Путина в проведении референдума в Чечне 23 марта 2003 года. ИА»Гроз-ный-информ.13.03.2018 г.

[22] Путин В.В. « Обращение к жителям Чеченской Республики»- 16 марта 2003 года 08:03 Москва, Кремль.

[23] Малика Абалаева « Этот день принес чеченскому народу мир и покой!»- Газета «Вести республики» 23.03.2017 г.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

[24] Барахова А., Мусса Мурадов «Чеченский референдум: чеченцы вернулись в Россию» - Газета «Коммерсантъ» , 25.03.2003.

[25] Путин В.В. « Обращение к жителям Чеченской Республики»- 16 марта 2003 года 08:03 Москва, Кремль.

[26] Албагачиев Р.Ш. В.В.Путин: «Наша обязанность - завершить добрые дела, которые начал Ахмат-Хаджи Кадыров»- Газета «Вести Республики»,22 августа 2015 г.

Spisok literatury:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1] Federal'nyj zakon ot 21.07.2014 № 212-FZ «Ob osnovah obshchestvennogo kontrolya v Rossi-jskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva Rossi-jskoj Federacii. — 28.07.2014. — № 30 (chast' 2). -S. 4213.

[2] Garifullina G. A. Soveshchatel'nye organy pri ispolnitel'noj vlasti - institut dialoga s biznesom? // Biznes. Obshchestvo. Vlast'. 2011. № 6. S. 29-41.

[3] Tam zhe, s.29, 32.

[4] Tilipkina ZH. O. Obshchestvennye sovety: otkrytyj dialog mezhdu grazhdanami i vlast'yu / ZH. O. Tilipkina. — Tekst : neposredstvennyj // Molodoj uchenyj. — 2021. — № 11 (353). — S. 121-124. — URL: https://moluch.ru/archive/353/79151/ (data obrashcheniya: 26.05.2022).

[5] Tihovodova A.V. "Obshchestvennye kon-sul'tativnye sovety Rossii i Francii:obshchee i oso-bennoe - Vestnik Volzhskoj gosudarstvennoj akademii vodnogo transporta Vypusk 46, Izd-vo FGBOU VO «VGUVT» N. Novgorod, 2016 g.

[6] https://ach.gov.ru/upload/pdf/Otkry-tost-2020.pdf.

[7] Kadyrov A.-H. "Vybor puti", Groznyj, 2003 g.

[8] SHajman Abubakarova: - " Rol' Ahmat-Hadzhi Kadyrova v stabilizacii situacii v CHechenskoj Respublike". - IA"Groznyj-inform.18 avgusta 2015 g.

[9] Albagachiev R.SH. " Ahmat-Hadzhi Kadyrov: «Net i ne mozhet byt' vyshe celi, chem stat' hozyainom svoej sud'by, vershitelem svoej istorii!» - Gazeta "Vesti Respubliki", 10.05.2014 g.

[10] Albagachiev R.SH. V.V.Putin: «Nasha obyazannost' - zavershit' dobrye dela, kotorye nachal Ahmat-Hadzhi Kadyrov»- Gazeta "Vesti Respub-liki",22 avgusta 2015 g.

[11] SHaid ZHamaldaev . Interv'yu." Ahmat-Hadzhi Kadyrov byl chutkim i otzyvchivym chelove-kom". Gazeta "Vesti Respubliki, 22 marta 2014 g.

[12] Ahmad Kadyrov sozdaet v CHechne Kon-sul'tativnyj Sovet"-NEWSru.com, 06 dekabrya 2017 g.

[13] SHaid ZHamaldaev. Interv'yu." Ahmat-Hadzhi Kadyrov byl chutkim i otzyvchivym chelove-kom". Gazeta "Vesti Respubliki, 22 marta 2014 g.

[14] ZHamaldaev SH.V. Konsul'tativnyj sovet CHechenskoj respubliki// Konstituciya -Osnovnoj Zakon chechenskoj Respubliki( Materialy Nauch-no-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj 5-j godovshchine Konstitucii CHechenskoj Respubliki, 13 marta 2008 g., g.Groznyj) Administraciya Prezi-denta i Pravitel'stva CHechenskoj Respubliki, 2008.s 28-32.

[15] Gumashvili L. E." K voprosu ob istorii stano-vleniya konstitucionnogo zakonodatel'stva " // Istoriya gosudarstva i prava.- 2011.- № 19.

[16] Ahmad Kadyrov sozdaet v CHechne Konsul'tativnyj Sovet"-NEWSru.com, 06 dekabrya 2017 g.

[17] SHaid ZHamaldaev . Interv'yu." Ahmat-Hadzhi Kadyrov byl chutkim i otzyvchivym chelove-kom". Gazeta "Vesti Respubliki", 22 marta 2014 g.

[18] Musa "-Muradov"Ahmad Kadyrov budet vnimat' konsul'tativnomu sovetu"- . Gazeta «Kom-mersant"» , 25.10.2001, 00:00

[19] Putin V.V. " Obrashchenie k zhitelyam CHechenskoj Respubliki"- 16 marta 2003 goda 08:03 Moskva, Kreml'.

[20] Gumashvili L. E." K voprosu ob istorii stano-vleniya konstitucionnogo zakonodatel'stva " // Istoriya gosudarstva i prava.- 2011.- № 19.

[21] Podderzhka Putina v provedenii referen-duma v CHechne 23 marta 2003 goda. IA"Groznyj-in-form.13.03.2018 g.

[22] Putin V.V. " Obrashchenie k zhitelyam CHechenskoj Respubliki"- 16 marta 2003 goda 08:03 Moskva, Kreml'.

[23] Malika Abalaeva " Etot den' prines chech-enskomu narodu mir i pokoj!"- Gazeta "Vesti respubliki" 23.03.2017 g.

[24] Barahova A., Mussa Muradov "CHechen-skij referendum: chechency vernulis' v Rossiyu" -Gazeta «Kommersant"» , 25.03.2003.

[25] Putin V.V. " Obrashchenie k zhitelyam CHechenskoj Respubliki"- 16 marta 2003 goda 08:03 Moskva, Kreml'.

[26] Albagachiev R.SH. V.V.Putin: «Nasha obyazannost' - zavershit' dobrye dela, kotorye nachal Ahmat-Hadzhi Kadyrov»- Gazeta "Vesti Respub-liki",22 avgusta 2015 g.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.