Научная статья на тему 'Р.Ш. АЛХАНОВ, Т.У. ЭЛЬБУРЗДУКАЕВА. ПУТЬ, ОЗАРЕННЫЙ СВЕТОМ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ'

Р.Ш. АЛХАНОВ, Т.У. ЭЛЬБУРЗДУКАЕВА. ПУТЬ, ОЗАРЕННЫЙ СВЕТОМ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Ахмат-Хаджи Абдулхамидович Кадыров / Чеченская Республика / учебно-методическое пособие / воспитание молодежи.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Межидова П.Г.

В рецензии на учебно-методическое пособие «Путь, озаренный светом», подготовленное Р.Ш. Алхановым и Т.У. Эльбурздукаевой, отмечается, что оно предназначено для воспитания молодежи Чеченской Республики на примере жизни и деятельности Первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмата-Хаджи Абдулхамидовича Кадырова, с чьим именем ассоциируется возрождение, мир и процветание республики. В рецензируемом пособии выбор темы не случаен. Весь путь этой героической личности служит примером для подрастающего поколения, учит, как надо строить созидательную жизнь, верно служить своему народу и Отечеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Р.Ш. АЛХАНОВ, Т.У. ЭЛЬБУРЗДУКАЕВА. ПУТЬ, ОЗАРЕННЫЙ СВЕТОМ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ»

gs4 рецензия ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2021-461-464 МЕЖИДОВА П.Г.,

NIION: 2018-0076-10/21 -313 кандидат социологических наук,

MOSURED: 77/27-023-2021 -10-512 ведущий научный сотрудник

отдела истории народов Северного Кавказа Института гуманитарных исследований Академии наук Чеченской Республики, соискатель РАНХиГС, е-mail: mail@law-books.ru

Р.Ш. АЛХАНОВ, Т.У. ЭЛЬБУРЗДУКАЕВА. ПУТЬ, ОЗАРЕННЫЙ СВЕТОМ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ.

Аннотация. В рецензии на учебно-методическое пособие «Путь, озаренный светом», подготовленное Р.Ш. Алхановым и Т.У. Эльбурздукаевой, отмечается, что оно предназначено для воспитания молодежи Чеченской Республики на примере жизни и деятельности Первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмата-Хаджи Абдулхамидовича Кадырова, с чьим именем ассоциируется возрождение, мир и процветание республики. В рецензируемом пособии выбор темы не случаен. Весь путь этой героической личности служит примером для подрастающего поколения, учит, как надо строить созидательную жизнь, верно служить своему народу и Отечеству.

Ключевые слова: Ахмат-Хаджи Абдулхамидович Кадыров, Чеченская Республика, учебно-методическое пособие, воспитание молодежи.

MEZHIDOVA P.G.,

Candidate of Sociological Sciences, Leading Researcher of the Department of the History of the Peoples of the North Caucasus,

Institute of Humanitarian Studies, Academy of Sciences of the Chechen Republic,

RANEPA applicant

R. SH. ALKHANOV, T.U. ELBURZDUKAEVA. THE PATH ILLUMINATED BY LIGHT: AN EDUCATIONAL AND METHODICAL MANUAL.

Annotation. The review of the educational and methodical manual"The Path illuminated by Light", prepared by R. Sh. Alkhanov and T.U. Elburzdukayeva, notes that it is intended to educate the youth of the Chechen Republic on the example of the life and work of the First President of the Chechen Republic, Hero of Russia Akhmat-Haji Abdulhamidovich Kadyrov, whose name is associated with the revival, peace and prosperity of the republic. In the reviewed manual, the choice of topic is not accidental. The whole path of this heroic personality serves as an example for the younger generation, teaches how to build a creative life, faithfully serve their people and Fatherland.

Key words: Akhmat-Hadji Abdulhamidovich Kadyrov, Chechen Republic, educational and methodical manual, youth education.

В современных условиях модернизации образования выдвигаются новые, более сложные задачи теоретического осмысления, дальнейшего развития и конкретизации важнейших аспектов деятельности по воспитанию подрастающего поколения. Ставится задача подготовки активной, творческой, целеустремленной, гуманной личности, проявляющей высокий уровень патриотических и гражданских

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

чувств, духовно-нравственной культуры и в то же время адаптивной к складывающимся в обществе нормам и ценностям, к жизнедеятельности, сопряженной с большим количеством кризисных, стрессовых ситуаций, способной их конструктивно преодолевать. Геополитические интересы противников России состоят в дальнейшей деградации ее народов. Стимулируется сепаратизм национальных окраин, межэтнические и межконфессиональ-

ные конфликты, молодежи подбрасываются чуждые нашему менталитету и морали идеалы. Потеря подростками жизненных ориентиров эксплуатируется различного рода религиозными направлениями, субкультурами, экстремистами. СМИ всячески подпитываются нездоровые тенденции утверждения материальных ценностей над духовными.

Для преодоления уже сложившихся негативных тенденций необходимо решать социальные, нравственные проблемы, для чего необходима активная жизненная позиция каждого члена общества, мобилизация, консолидация энергии родителей и педагогов. В кризисные моменты истории общество вынужденно обращается к опыту прошлых поколений. Каждый раз выясняется, что все самое ценное, мудрое уже давно придумано, опробовано. Знания, которые накопило человечество, «всего лишь» нужно изучить и использовать. В связи с этим, встает задача внедрения в воспитательный процесс новых методов и средств для развития у детей патриотических качеств. Современный подход к воспитательному процессу должен базироваться не только на изобретении инновационных методов, но и, как уже отмечалось выше, нужно вспомнить методы и приемы предыдущих поколений, адаптировать их к сегодняшним реалиям.

В свете вышеизложенного, появление учебно-методического пособия «Путь, озаренный светом», подготовленного Русланом Шахаевичем Алхановым, министром внутренних дел Чеченской Республики, генерал-лейтенантом полиции, и Тамарой Умаровной Эльбурздукаевой, д-ром ист. наук, зав. отделом истории народов Северного Кавказа Института гуманитарных исследований Академии наук Чеченской Республики, профессором кафедры истории ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», стало необходимым и своевременным. Пособие предназначено для воспитания молодежи Чеченской Республики на примере жизни и деятельности Первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмата-Хаджи Абдул-хамидовича Кадырова, с чьим именем ассоциируется возрождение, мир и процветание республики. В рецензируемом пособии выбор темы не случаен. Весь путь этой героической личности служит примером для подрастающего поколения, учит, как надо строить созидательную жизнь, верно служить своему народу и Отечеству.

Авторы учебно-методического пособия, избрав объектом своего исследования жизнь и деятельность Первого Президента Чеченской Республики А.А. Кадырова, сумевшего ценой собственной жизни прекратить кровопролитие и консолидировать наш народ, показали, что с выхо-

дом на политическую арену А.А. Кадырова началась новая веха в истории чеченского народа. Именно он создал тот общественно-экономический и правовой фундамент, на котором построены мир и процветание Чеченской Республики. Сегодня Чеченская Республика - цветущий край, что является ярким свидетельством правильности выбора Президента России В.В. Путина, подписавшего 20 июня 2000 г. Указ о назначении Ахмат-Хаджи Кадырова на должность Главы Администрации Чеченской Республики.

Актуальность данного учебно-методического пособия не вызывает сомнения, т.к. воспитание патриотических чувств у школьников - одна из главных задач нравственного воспитания. Духовный кризис конца XX - начала XXI в. в России, разразившийся на фоне острого социально-экономического и политического кризисов, стал причиной многих асоциальных явлений. Среди его последствий детская и юношеская преступность, беспризорность, бездуховность, неграмотность подростков, наркомания, потребление алкоголя, различные виды насилия, принявшие угрожающие размеры. Положение с духовно-нравственным воспитанием молодежи стало настолько серьезным, что Правительство РФ вынуждено было принимать государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на каждый пятилетний срок. Своевременность появления такого пособия актуализируется и недостаточной теоретической разработанностью исследуемой проблемы в современных условиях. Как показывает анализ научно-педагогической литературы, патриотическому воспитанию уделяется недостаточно внимания, хотя данная проблема - одна из важнейших в наше время.

Рецензируемое пособие построено с учетом современных требований педагогики и психологии, обеспечивает единство воспитания и обучения. Пособие представляет собой хорошую методическую разработку, грамотно структурированную и удобную для самостоятельной работы, поскольку материал изложен четко, написан понятным, доступным для восприятия языком. Его объем составляет 230 страниц, включая титульный лист, содержание, введение, основную часть из 3 глав, заключение, список использованной литературы, приложения.

Во введении отражаются следующие вопросы: обоснование актуальности темы; цель, задачи и предполагаемый конечный результат работы.

В первой главе раскрываются особенности внедрения национально-регионального процесса обучения и воспитания, являющегося одной из важных составных частей государственного образовательного стандарта, имеющего особое значе-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

ние в формировании гражданского сознания и патриотических чувств, а также национального самосознания личности школьника. Авторами отмечена важность того, чтобы выпускники школ умели соотнести личные и общечеловеческие ценности, усвоили этнокультурные ценности своего народа, обладали толерантным отношением к представителям других народов, стремились к расширению своих знаний. По мнению авторов, для достижения наибольшего обучающего эффекта региональный материал, используемый на уроках истории, должен соответствовать общим методологическим задачам курса отечественной истории. Выстраивание стратегии национального образования и внедрение национально-регионального компонента в образовательный и воспитательный процессы в Чеченской Республике имеет особую актуальность, поскольку именно в Чечне остро проявилась системная трансформация советской системы, которая в 1990-х годах превратилась в плацдарм сепаратизма и международного терроризма, что представляло угрозу суверенитету и территориальной целостности всего нашего государства.

Особую ценность для изучения школьниками культурно-исторического прошлого своего народа представляет большой информационный и фактический материал по социально-экономическому и культурному развитию страны, а также подробный анализ событий конца XX - начала XXI в. в Чечне, отмеченных чередой крупных политических событий.

Педагогическая целесообразность предоставлена тем, что решается не только образовательная задача - усвоение ребенком суммы сведений, краеведческих знаний, но и идет процесс воспитания, формирование просвещенной личности с набором таких нравственных качеств, как патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу республики. Реальная гуманизация воспитания сегодня возможна, прежде всего, на национальном, региональном материале конкретной семьи, малой родины. Изучив историю своего села, края, получив о них дополнительные сведения, подросток лучше сознает и общечеловеческие ценности.

Вторая глава посвящена жизненному пути и общественно-политической деятельности А.А. Кадырова. Авторы, опираясь на большой фактический материал, дают целостное представление об изучаемой эпохе, о роли личности А.А. Кадырова в консолидации чеченского народа на основе традиционных национальных и исламских ценностей, возрождение духовности и культуры, его вкладе в соблюдение конституционных прав граждан республики, в становление экономики и социаль-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

ной сферы Чечни, его усилиях в борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Актуальным является освещение деятельности А.А. Кадырова на внешнеполитической арене, - благодаря его дипломатическому таланту в острый момент проведения контртеррористической операции в Чечне ведущие мировые державы, несмотря на всплеск антироссийской риторики, в целом, выступили с позиций уважения территориальной целостности России и признания необходимости дать отпор террористам. Сегодня мы можем видеть, сколько неимоверного труда и сил потребовалось ему, чтобы отвести чеченский народ от гибели, повернуть ситуацию в русло позитивных перемен, добиться эффективных результатов в политике национального примирения.

А.А. Кадыров был сильным политическим деятелем, дальновидным стратегом. В пособии отражены его личные качества: мудрость и терпеливость, мужество, сила духа, которые позволили ему взять на себя ответственность в самый тяжелый, трагический период в истории чеченского народа. Отмечая нравственно-гуманистическое кредо А.А. Кадырова, авторы показали, что «в политике можно быть честным, искренним и высоконравственным». Он не признавал в политике двойных стандартов и подходов, вся его общественно-политическая деятельность есть лучшее доказательство этого.

А.А. Кадыров поставил перед собой задачу окончательно похоронить последствия войны, хотел уверенности в завтрашнем дне, спокойной жизни и процветания для своего народа. Авторы показали, как он шел к этой цели бескомпромиссно, настойчиво и мужественно, не щадя своей жизни. Как представитель известной династии исламских священнослужителей и религиозных деятелей, он выступил против насилия и раздора, подчеркивая, что «назначение человека не только в том, чтобы победить зло, но и обратить его в добро».

В третьей главе раскрывается, что дело А.А. Кадырова, политику мира и созидания достойно продолжает его сын Рамзан Ахматович. Р.Ш. Алха-нов и Т.У. Эльбурздукаева, опираясь на большой фактический материал, показали, как свято чтя память своего отца, Рамзан Ахматович твердо ведет народ по пути, указанному Первым Президентом Чечни, добиваясь на этом пути грандиозных успехов. Следуя заветам своего отца, одним из первых документов, утвержденных Рамзаном Ахматовичем, была Концепция национальной политики. Восстановление агропромышленного комплекса, стройиндустрии, машиностроения, энергетики, инженерно-транспортной инфраструктуры, малого и среднего бизнеса, банков-

ско-кредитной системы - это только часть поразительных результатов, которых добился чеченский народ в социально-экономической, политико-правовой, культурной и духовной сферах за такой короткий период. Преодолев последствия войны, народ Чечни доказал, что дело Ахмат-Хаджи Кадырова живет и побеждает. Эти все достижения были бы невозможны без его титанических усилий по преодолению последствий военно-политического кризиса.

В приложении авторы пособия представили политическое и духовное наследие А.А. Кадырова. Это интервью, статьи, речи, имеющие научную и практическую ценность.

В заключение необходимо отметить, что пособие Р.Ш. Алханова и Т.У. Эльбурздукаевой представляет собой хорошую методическую разработку, грамотно структурированную и удобную для самостоятельной работы. Его отличительной особенностью, по нашему мнению, являются методические рекомендации для проведения научного исследования. Достаточно подробно авторами представлены теоретические и практические вопросы, способствующие развитию навыков работы с источниками, самостоятельного анализа прочитанного материала и исторических фактов, а также богатый справочный материал.

Реализация содержания работы осуществляется на принципах историзма, гуманизации, системности, последовательности и направлена на повышение мыслительной активности школь-

ников, приучение самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Все это вызывает интерес учащихся к истории своего народа, воспитывает чувство патриотизма и уважения к историческому прошлому.

Учебно-методическое пособие «Путь, озаренный светом» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода, оно актуально, обладает научной новизной, вносит вклад в практическую разработку вопроса. В частности, все материалы могут быть использованы не только преподавателями и учащимися школ республики, а также всеми, кого интересует новейшая история нашего народа.

Работа отличается логичностью и связностью изложения. Системность, последовательность и простота изложения без излишних подробностей, четкость определений делает пособие доступным для понимания. Пособие построено с учетом современных требований педагогики и психологии, обеспечивает единство воспитания и обучения.

Недостатков в методическом пособии практически не выявлено, есть недостатки в технической редакции книги. Отмеченные достоинства работы позволяют оценить её высокий уровень.

Реализация данного пособия поможет школьникам успешнее адаптироваться в современном обществе, стать достойными гражданами, патриотами своего Отечества.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.