Научная статья на тему 'Внедрение принципов традиционного исламского управления в современной Чеченской республике: причины и последствия'

Внедрение принципов традиционного исламского управления в современной Чеченской республике: причины и последствия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
203
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственное и муниципальное управление / Чеченская республика / исламское управление / ислам / state and municipal government / Chechen Republic / Islamic governance / Islam

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Д. О. Селентьева, Е. В. Сорокина, В. А. Сурина, Е. А. Черкасова, Д. Ф. Устинова

В данной статье исследуется внедрение принципов традиционного исламского управления на региональном уровне государственной власти и в местном самоуправлении в Чеченской республике и соотношение данных принципов с этнорелигиозными особенностями чеченского народа и светским характером Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF TRADITIONAL ISLAMIC MANAGEMENT IN THE MODERN CHECHEN REPUBLIC: CAUSES AND CONSEQUENCES

This article explores the introduction of the traditional Islamic governance principles at the regional and municipal levels in the Chechen Republic and the correlation of these principles with the ethnic and religious features of the Chechen people and the secular format of the Russian Federation

Текст научной работы на тему «Внедрение принципов традиционного исламского управления в современной Чеченской республике: причины и последствия»

ВНЕДРЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ТРАДИЦИОННОГО ИСЛАМСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Д.О. Селентьева, канд. филос. наук, магистрант Е.В. Сорокина, канд. полит. наук, доцент В.А. Сурина, магистрант Е.А. Черкасова, магистрант

Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им.

Д.Ф. Устинова

(Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10208

Аннотация. В данной статье исследуется внедрение принципов традиционного исламского управления на региональном уровне государственной власти и в местном самоуправлении в Чеченской республике и соотношение данных принципов с этнорелигиозными особенностями чеченского народа и светским характером Российской Федерации.

Ключевые слова: государственное и муниципальное управление, Чеченская республика, исламское управление, ислам.

В Российской Федерации существует семь республик с преимущественно мусульманским населением. Правительства этих республик, в условиях роста исламского фундаментализма и экстремизма, вынуждены искать компромисс между светским характером государства, регионом которого являются, и внедрением принципов исламского управления, в ответ на запрос местного исламизирующегося населения. Данную проблему с успехом решают в Чеченской республике.

Как, когда и от кого чеченцы приняли ислам доподлинно неизвестно. Предполагается, что исламизация чеченских тейпов началась еще в VIII-IX веках, во времена арабо-хазарских войн; и первыми ислам приняли юго-восточные тейпы, занимающие территории пограничные с территориями уже исламизированных этносов [1, с. 28-29].

Однако процесс исламизации Чечни затянулся на целое тысячелетие из-за высокой конкуренции с местными верованиями и с другими монотеистическими религиями, прежде всего христианством (в XXVIII веках на территории Чечни и Ингушетии существовали отдельные группы «вайнахских христиан») [2]. Массово чеченцы стали принимать ислам в конце

ХУШ-начале XIX века, под влиянием и давлением Дагестана, Крымского ханства и Османской империи. В основном, чеченцы принимали ислам, чтобы заручиться поддержкой мусульманских государств и этносов в борьбе против Российской империи, начавшей в то время покорение Кавказа.

При этом, ислам чеченцами был принят в форме суфизма - мистического, эзотерического и аскетического учения. В суфизме особое положение занимают духовные наставники (шейхи, муршиды), которые требуют от учеников беспрекословного подчинения. Таким образом, после принятия ислама в Чечне появилась вторая, религиозная иерархия, параллельная существовавшей издревле иерархии тейповой. Чеченцы, получившие исламское образование, - исламские ученые (улемы, муфтии) вошли в политическую элиту чеченского общества, заняв положение наравне со старейшинами тейпов [3].

Положение исламских ученых в чеченском обществе только укрепилось во времена советской власти. Этому способствовали естественные цивилизационные процессы, неизбежно разрушавшие тейповую структуру, а также депортация чеченского народа 1944-1957 гг., во время которой на

территории Казахстана чеченцы сохраняли свою идентичность и сплоченность благодаря суфизму, воспринимаемому как идеология сопротивления атеистической власти.

Во время чеченских войн 1994-2000 гг. в мятежную республику стали проникать вахаббитские (салафитские) проповедники из Саудовской Аравии и других стран Ближнего Востока [3]. Вероятно, таким образом западные спецслужбы пытались внедрить технологию, отработанную в Афганистане, где основой сопротивления советским войскам стали салафитские группировки (Аль-каида, моджахеды).

Однако появление салафитов вызвало раскол в чеченском обществе. Салафизм, фундаменталистский ислам, де факто противоположен суфизму, реформаторскому исламу. Поэтому активное внедрение са-лафизма натолкнулось на ожесточенное сопротивление со стороны традиционного чеченского муфтията, главой которого в 1995 году был избран Ахмат-Хаджи Кадыров [3]. Кроме того, салафизм активно принимали банд-формирования, а многие из них даже возглавлялись салафитскими проповедниками. В результате салафизм в Чечне стал ассоциироваться с творящимся в республике беззаконием, от которого страдало мирное население не только в сопредельных регионах и Москве, но и в самой Чечне.

Традиционные муфтии возглавили оппозицию правительству Масхадова и сумели привлечь на свою сторону большую часть населения Чечни. В России чеченский муфтият тогда увидел союзника в своей борьбе с салафизмом и защиту от произвола местных властей.

Именно исламскими религиозными деятелями был разработан план урегулирования конфликта и реинтеграции Чечни. Этот план Ахмат-Хаджи Кадыров, возглавивший делегацию муфтията, представил на встрече с Путиным Владимиром Владимировичем, тогда еще Председателем Правительства РФ [3].

12 июня 2000 г. Указом Президента Российской Федерации А. -Х. Кадыров был назначен главой администрации Чеченской республики, а 5 октября 2003 г. Ка-

дыров был избран Президентом республики, набрав 80,84 % голосов избирателей. Это был первый в истории России случай, когда высшую должность в регионе занял высокопоставленный исламский ученый, фактический духовный глава исламской уммы (общины) этого региона. Формально полномочия Ахмата-Хаджи Кадырова, как муфтия Чечни, были прекращены только 22 августа 2000 года, после того, как на этот пост избрали Ахмад-Хаджи Шамаева [4]. Таким образом, в течение двух месяцев духовная и светская власть в Чеченской республике была сосредоточена в руках одного человека - Ахмата-Хаджи Кадырова, что также беспрецедентно для российской истории.

Будучи исламским ученым и отлично понимая ситуацию, сложившуюся в республике, Ахмат-Хаджи Кадыров выбрал исламский путь развития Чечни. Фактически, он поставил перед собой цель доказать, что в рамках светского Российского государства, можно построить республику, соответствующую всем нормам традиционного ислама [5]. Такая республика должна была стать (а в конечном итоге, и стала) единственной адекватной альтернативой салафитскому проекту «Имарат Кавказ». Чеченцам больше не нужно было бороться с российским правительством за свою мусульманскую идентичность, они получили возможность ее реализовывать, не входя в конфликт с центральной властью. В результате «Имарат Кавказ» стал стремительно терять сторонников в республике, лишившись монополии на исламскую идеологию в регионе.

После трагической гибели Ахмата-Хаджи Кадырова политику отца продолжил его сын - Рамзан Кадыров.

Своей основной задачей новый глава Чечни видел создание нового исламского «духовенства». Муфтии и улемы должны были стать надежной опорой для правительства региона и составить реальную конкуренцию салафитским эмиссарам.

В 2008 году в Грозном была построена мечеть «Сердце Чечни», ставшая исламским культурным и образовательном центром. Через год открыл свои двери Российский Исламский университет им. Кун-

та-Хаджи, в тоже время стали повсеместно открываться начальные исламские школы для детей и медресе хафизов (знатоков Корана) [6, с. 53]. Также был создан Центр духовно-нравственного воспитания, который занимается пропагандой традиционных исламских ценностей среди молодежи [7]. Во многих районах Чечни выделен специальный день для чтения лекций по исламу в местных светских учебных учреждениях [8]. Таким образом, молодежь была выведена из-под влияния салафитов, а Чечня получила новое поколение исламских ученых, придерживающихся традиционных суфийских тарикатов и обладающих обширными познаниями в исламской теологии, что позволяет им выходить победителями из религиозных диспутов с салафитами.

За последние годы в Чечне было не только выращено новое исламское «духовенство», но и значительно реформировано старое. В 2008 году была проведена переаттестация муфтията [5]. Как отметил тогдашний муфтий Чечни Салман Мирза-ев: «Мы повышаем требования к профессиональным качествам сотрудников муф-тията. Они должны иметь не только высшее образование по специальности, но и обладать навыками работы с населением, умением правильно читать проповеди, разрешать конфликтные ситуации» [9].

Хож-Ахмед Кадыров, двоюродный брат А.-Х. Кадырова, успешно провел реформу Совета улемов Чечни. Совет улемов фактически стал законодательным мусульманским органом при Духовном управлении муфтиев Чечни, занимающимся в основном бытовыми вопросами общины. Ходж-Ахмед Кадыров выстроил четкую иерархию исламских ученых-правоведов, где решения Совета улемов, состоящего из 60 улемов, представляющих все значимые населенные пункты республики, проводят в жизнь кадии (местные исламские судьи), находящиеся в прямом подчинении у муфтия Чечни [10].

Кадии в Чечне занимают посты «советников по религиозным вопросам» в местных администрациях, и занимаются примирением сторон при кровной мести и кражи невест, разбирают некоторые имущественные споры; помогают в решении бытовых и социальных вопросов. Кроме того, кадии проводят воспитательные и просветительские беседы в общине, например, о вреде алкоголя и курения, о необходимости соблюдения мусульманского дресс-кода и т.д. [8].

Таким образом, в Чечне параллельно светской системе управления сформировался ее исламский аналог. Многие ученые и политологи видят в этом угрозу светскому характеру Российской Федерации, закрепленному в Конституции. Однако очевидно, что в условиях экспорта радикального ислама и сложной этно-социальной структуры Чеченской республики существование двух параллельных систем управления необходимый компромисс, отвечающий как запросам чеченского народа, так и потребностям федерального правительства.

Благодаря политике Кадыровых, Чечня стала значимым мировым центром традиционного ислама, что позитивно сказывается на взаимодействии России с мусульманскими государствами и структурами. Так, чеченские военные и муфтии активно участвуют в мирном процессе в Сирии [11], чеченские переговорщики возвращают детей, вывезенных родителями на территорию Исламского государства (террористической группировки, запрещенной в РФ) [12], помогают в решении спорных вопросов с исламскими государствами (освобождение российских моряков, арестованных в Ливии) [13] и т.д.

Опыт Чеченской республики по искоренению салафизма может быть использован и другими республиками РФ с традиционно мусульманским населением.

Библиографический список

1. Рощин. М. Из истории ислама в Чечне. //Ислам на Северном Кавказе Кавказе. /ред. И. Текушева, К. Шевченко. Прага: Medium Orient, 2011. С. 28-40.

2. Золотухин В.В. Средневековое вайнахское христианство. [Электронный ресурс]. Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева. URL: https://mission-center.com/islams/vayn.htm (дата обращения 13.11.2018);

3. Вольтер О.В. Ахмат-Хаджи Кадыров как политический лидер в современной России. [Электронный ресурс]. Центр Льва Гумилева. Евразийство и скифство. URL: http://www.gumilev-center.ru (дата обращения 13.11.2018);

4. Абубакаров С. Муфтий Чечни уходит в отставку из-за разногласий с властями. [Электронный ресурс]. Кавказский узел. URL: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/78146/ (дата обращения 13.11.2018);

5. Андреев А.В. Консервативная религиозная политика в Чеченской Республике как альтернатива фундаментализму и либерализму. [Электронный ресурс]. Islam.ru. Исламский информационный портал. URL: http://www.islam.ru/content/analitics/47515 (дата обращения 18.11.2018);

6. Сайдумов Д.Х. Чеченская республики: факторы успеха в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом в XXI в. //Северо-Кавказский юридический вестник. 2016. №3. С. 44-63

7. Центр духовно-нравственного воспитания и развития Чечни проводит беседы с молодежью. [Электронный ресурс]. Информационно-аналитический канал Ансар. URL: http://www.ansar.ru/rfsng/centr-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-i-razvitiya-chechni-provodit-besedy-s-molodezhyu (дата обращения 18.11.2018);

8. Амелина Я. Шариатская Чечня: повторение пройденного? [Электронный ресурс]. Русская народная линия. Информационно-аналитическая служба. URL: http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/iyun/16/shariatskaya_chechnya_povtorenie_projdennogo / (дата обращения 18.11.2018);

9. Чеченский муфтий уволил всех сотрудников Духовного управления мусульман. [Электронный ресурс]. Международная информационная группа «ИНТЕРФАКС». URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=28267 (дата обращения 18.11.2018).

10. Гараев Д. Советы улемов в России: назад в будущее? [Электронный ресурс]. Исламский портал. URL: http://www.islam-portal.ru/novosti/104/2251/ (дата обращения 18.11.2018);

11. Ходж Н. Россия направляет в Алеппо чеченцев, чтобы завоевывать сердца людей. [Электронный ресурс]. ИШСМИ^И. URL: https://inosmi.ru/politic/20170201/238647293.html (дата обращения 18.11.2018);

12. Кадыров: более 100 российских детей планируется вернуть в Россию из Сирии. [Электронный ресурс]. Информационное агентство ТАСС. URL: https://tass.ru/obschestvo/5504108 (дата обращения 18.11.2018);

13. Освобождение российских моряков в Ливии практически завершено. [Электронный ресурс]. РИА НОВОСТИ. URL: https://ria.ru/world/20151013/1301006900.html (дата обращения 18.11.2018);

IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF TRADITIONAL ISLAMIC MANAGEMENT IN THE MODERN CHECHEN REPUBLIC: CAUSES AND

CONSEQUENCES

D.O. Selenteva, candidate of philosophical sciences, graduate student

E.V. Sorokina, candidate of political sciences, associate professor V.A. Surina, graduate student

E.A. Cherkasova, graduate student Ustinova Baltic state techical university (Russia, St. Petersburg)

Abstract. This article explores the introduction of the traditional Islamic governance principles at the regional and municipal levels in the Chechen Republic and the correlation of these principles with the ethnic and religious features of the Chechen people and the secular format of the Russian Federation.

Keywords: state and municipal government, Chechen Republic, Islamic governance, Islam.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.