Научная статья на тему 'Этнокультурный ресурс как фактор активизации политических процессов в условиях модернизации государственного управления'

Этнокультурный ресурс как фактор активизации политических процессов в условиях модернизации государственного управления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
207
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / GOVERNANCE / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MODERNIZATION / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ РЕСУРС / МОДЕРНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / MODERNIZATION OF PUBLIC ADMINISTRATION / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НОВОЙ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / THE PROCESS OF FORMING A NEW GOVERNMENT STRUCTURE / ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / CHECHEN REPUBLIC / ETHNIC AND CULTURAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хизриев Закрия Хайдарович

В статье рассматривается проблема использования этнокультурного ресурса как фактор активизации политических процессов в условиях модернизации государственного управления. Исследуются особенности применения на практике всего многообразия и богатства бесценных элементов культур, традиций и обычаев чеченцев, русских, ногайцев, кумыков, других народностей, проживающих на территории Чеченской Республики. Выявляются сложные политические реалии постконфликтного периода, в которых руководству страны и республики приходится формировать и модернизировать органы государственного управления. В период модернизации государственного управления важным инструментом активизации политического процесса стал этнокультурный ресурс, имеющий в условиях традиционного чеченского общества большое мобилизирующее значение. Этнокультурный ресурс, использованный на территории Чеченской Республики в условиях модернизации государственного управления, как важный фактор активизации политических процессов в регионе, на практике показал свою эффективность. В основе нынешней модели государственного управления Чеченской Республики лежит сочетание современных подходов с новой культурой управленческой деятельности, представляющей синтезированный анализ учёта лучших этнокультурных традиций прошлого и научно-технических современных инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-CULTURAL RESOURCE AS A FACTOR OF ACTIVATION OF THE POLITICAL PROCESSES IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF STATE MANAGEMENT

The problem of ethnic and cultural resource use as a factor in enhancing the political processes in the modernization of public administration. The features in the practical application of all the variety and wealth of priceless elements of cultures, traditions and customs of the Chechens, Russian, Nogai Kumyks of other nationalities living in the territory of the Chechen Republic. Revealed the complex political realities of post-conflict period in which the country's leadership and the republic have to form and modernize public administration. During the modernization of public administration an important tool for enhancing the political process became ethno-cultural resources available in terms of the traditional Chechen society mobilizes important value. Ethnocultural resource used in the Chechen Republic in the modernization of public administration as an important factor in enhancing the political processes in the region, in practice has shown its effectiveness and efficiency. The basis of the current model of government of the Chechen Republic is a combination of modern approaches with a new culture of management activities of the synthesized analysis of accounting best ethno-cultural traditions of the past and modern scientific and technological innovation.

Текст научной работы на тему «Этнокультурный ресурс как фактор активизации политических процессов в условиях модернизации государственного управления»

Этнокультурный ресурс

как фактор активизации политических процессов в условиях модернизации ГОСУДАРСТВЕННОГО управления

УДК 323.21

З. Х. Хизриев

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)

В статье рассматривается проблема использования этнокультурного ресурса как фактор активизации политических процессов в условиях модернизации государственного управления. Исследуются особенности применения на практике всего многообразия и богатства бесценных элементов культур, традиций и обычаев чеченцев, русских, ногайцев, кумыков, других народностей, проживающих на территории Чеченской Республики. Выявляются сложные политические реалии постконфликтного периода, в которых руководству страны и республики приходится формировать и модернизировать органы государственного управления. В период модернизации государственного управления важным инструментом активизации политического процесса стал этнокультурный ресурс, имеющий в условиях традиционного чеченского общества большое мобилизирующее значение. Этнокультурный ресурс, использованный на территории Чеченской Республики в условиях модернизации государственного управления, как важный фактор активизации политических процессов в регионе, на практике показал свою эффективность. В основе нынешней модели государственного управления Чеченской Республики лежит сочетание современных подходов с новой культурой управленческой деятельности, представляющей синтезированный анализ учёта лучших этнокультурных традиций прошлого и научно-технических современных инноваций.

Ключевые слова: государственное управление, модернизация, этнокультурный ресурс, модернизация государственного управления, процесс формирования новой структуры государственного управления, Чеченская Республика.

Z. KH. Khizriev

The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), The Russian Government, Prospect Vernadskogo, 82, Moscow, Russian Federation, 119571

ETHNO-CULTURAL RESOURCE AS A FACTOR OF ACTIVATION OF THE POLITICAL PROCESSES IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF STATE MANAGEMENT

The problem of ethnic and cultural resource use as a factor in enhancing the political processes in the modernization of public administration. The features in the practical application of all the variety and wealth of priceless elements of cultures, traditions and customs of the Chechens, Russian, Nogai Kumyks of other nationalities living in the territory of the Chechen Republic. Revealed the complex political

ХИЗРИЕВ ЗАКРИЯ ХАЙДАРОВИЧ — аспирант кафедры национальных и федеративных

отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте 101

РФ (РАНХиГС)

KHIZRIEV ZAKRIYA KHAJDAROVICH — doctoral student of Department of national and Federative relations, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)

e-mail: zakriya1989@mail.ru © Хизриев З. Х., 2014

realities of post-conflict period in which the country's leadership and the republic have to form and modernize public administration. During the modernization of public administration an important tool for enhancing the political process became ethno-cultural resources available in terms of the traditional Chechen society mobilizes important value. Ethnocultural resource used in the Chechen Republic in the modernization of public administration as an important factor in enhancing the political processes in the region, in practice has shown its effectiveness and efficiency. The basis of the current model of government of the Chechen Republic is a combination of modern approaches with a new culture of management activities of the synthesized analysis of accounting best ethno-cultural traditions of the past and modern scientific and technological innovation.

Keywords: governance, modernization, ethnic and cultural resources, modernization of public administration, the process of forming a new government structure, the Chechen Republic.

Успех модернизации государственного управления в современной России зависит от многих факторов, в том числе от состояния политических процессов и активного использования этнокультурного ресурса. Подтверждением тому служит уникальный документ в сфере государственной национальной политики, принятый в августе 2013 года на основании Указа Президента Российской Федерации «О стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года». Речь идёт о Постановлении Правительства РФ от 20 августа 2013 года № 718 «О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014—2020 годы)"». Несмотря на существующие дискуссии относительно того, чему отдавать преобладающее значение — общегражданской идентичности или эт-ничности, данный документ акцентировал внимание на том, что эти процессы идут параллельно, рядом в условиях дальнейшего развития федерализма. Таким образом, этнокультурный ресурс как фактор активизации политических процессов в условиях модернизации государственного управления динамично охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

Чеченская Республика богата многообразием национальных культур. На протяжении веков здесь живут и трудятся в мире и согласии русские, казаки, кумыки, ногайцы, татары, турки-месхетинцы, аварцы, лезгины, а также представители многих других национальностей. Национальные культу-

ры находят во взаимодействии, демонстрируют яркие примеры верности, дружбы и братства. В республике действуют 15 национально-культурных общественных объединений, которые являются важным стабилизирующим фактором в общественно-политической жизни края. Национально-культурные общественные организации вместе с республиканскими министерствами и ведомствами проводят большую работу по формированию межэтнической толерантности, ознакомлению с культурным наследием своих народов. Так, в Доме культуры Итум-Калинского муниципального района прошло мероприятие под девизом «Взаимовлияние культур народов Чеченской Республики — залог единства и дружбы между народами». В ходе мероприятия звучали песни творческих коллективов культурных центров: Ногайского национального культурного центра с. Сары-Су Шелковского муниципального района, Русского культурно-просветительского методического центра станицы Наурская, Кумыкского национального культурного центра с. Брагуны Гудермесского района и других. В феврале 2014 года в Шелковском районе Чеченской Республики прошла акция «Национальный колорит — во имя укрепления дружбы народов», организованная Министерством Чеченской Республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации и Татарским национальным культурным центром. Открыл культурную программу документальный фильм, повествующий о том, как татарский

народ поселился в Чечне и как жил всё это время. Здесь же прошла выставка под названием «К истокам татарской культуры», где были представлены национальные блюда, предметы быта, костюмы и художественная литература. Перед зрителями выступила фольклорно-этнографическая группа «Юлдуз» (звезда), которая исполнила национальные татарские песни.

Такие мероприятия способствуют этнокультурному развитию народов Чеченской Республики. Они воспитывает у молодёжи уважительное отношение к другим национальностям, ведь культура каждого народа по-своему уникальна и прекрасна.

В республике также прошли Дни культуры русских и казачества, которые проводились под девизом «В Чеченской Республике братство — традиция, дружба — закон». Представителям русских и казачьих национально-культурных центров Чеченской Республики были вручены грамоты и памятные подарки. В марте 2014 года в Грозном состоялась этнографическая выставка ногайского этноса «Ногай эл». Она проводилась в рамках Федеральной целевой программы «Культура России».

Таким образом, в республике, как и в других регионах России, реализуется национальная политика, направленная на сохранение этнокультурного ресурса и обычаев народов многонациональной России.

В условиях постконфликтной Чеченской Республики, когда в начале 2000 года шла речь не столько о модернизации государственного управления, сколько о формировании, создании этих самых структур государственного управления, исключительно важным инструментом активизации политического процесса стал этнокультурный ресурс, имеющий в условиях традиционного чеченского политического общества большое мобилизирующее значение.

Как справедливо отмечает исследователь К. Межиева, «чеченское общество в целом успешно противостояло идеологическому давлению со стороны ваххабизма, процесс

размывания его традиционной культуры не только не остановился, но даже не был существенно заторможен» [5, с. 185].

На фоне подобных политических ожиданий в республике произошли важные политические процессы. Так, к примеру, заметными историческими вехами активизации политических процессов в Чечне, началом формирования новых и модернизации старых органов государственного управления стали такие судьбоносные события, как назначение Главой Администрации Чеченской Республики Ахмата-Хаджи Кадырова, принятие новой Конституции Чеченской Республики и проведение на её основе выборов Президента Чеченской Республики и Парламента Чеченской Республики.

Ахмат-Хаджи Кадыров, назначенный Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина в 2000-м году Главой Временной Администрации Чеченской Республики, осознавал историческую общность судеб русского и чеченского народов. Он понимал, что в условиях политической неопределённости чеченского общества нужно провести референдум, который мог бы стать объединяющей силой для политического реформирования уже существующих органов исполнительной власти или формирования новых органов государственного управления. Также референдум имел долгосрочную стратегическую перспективу, поскольку, по мнению А. А. Кадырова, мог прекратить спекуляции вокруг того, была или не была Чечня в составе России.

Глава Администрации Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадыров понимал, что очень валено в сложившейся ситуации не только выявить волю народа на самоопределение, но и принять Конституцию Чеченской Республики. При этом главным было обеспечение того, чтобы каждый представитель данного народа, представитель населения, живущего на данной территории, имел возможность высказать свою волю [7, с. 92] . И руководство страны такую возможность жителям Чечни предоставило: 23 марта 2003

года чеченский народ путём голосования на референдуме выразил своё волеизъявление и проголосовал за новую Конституцию Чеченской Республики и за то, чтобы остаться в составе Российской Федерации.

В ходе подготовки к референдуму были использованы все политические средства и возможности, позволившие многонациональному народу Чеченской Республики сделать свой политический выбор. Использование этнокультурного ресурса в данных политических процессах выразилось в применении на практике всего многообразия и богатства бесценных элементов культур, традиций и обычаев чеченцев, русских, ногайцев, кумыков, других народностей, проживающих на территории Чеченской Республики. И в первую очередь был использован мощный этнокультурный ресурс самого чеченского общества, богатый преданиями, сказаниями, легендами, в которых воспевались дружба, братство, добрососедство, гостеприимство, терпимость, патриотизм, любовь к Родине, межнациональный и межконфессиональный мир и сотрудничество. Представители разных национальностей, живущие в Чечне, почувствовали своё этнокультурное родство и общность этнополи-тических целей и задач.

Силу и эффективность этнокультурного ресурса в решении различных политических задач, в поиске ответов на вызовы XXI века продемонстрировало нам воссоединение Крыма с Российской Федерацией, которое стало возможным благодаря мощному гражданскому самоопределению по итогам референдума, но не случилось бы, если крым-чане не ощущали этнокультурное родство с Россией. И сегодня, будучи равноправными гражданами Российской Федерации, крым-чане выстраивают обновлённую модель государственной языковой политики, совершенствуют межкультурную коммуникацию, ищут конструктивные методы взаимодействия цивилизаций.

Как пишет И. И. Дьяченко, «этническое взаимодействие народов, проживающих в

пределах РФ, реализуется в едином политико-правовом пространстве данного государства. Несмотря на то, что каждая этно-группа имеет свои отличительные особенности, в том числе в политике и праве, тем не менее, объединение их единым политико-правовым пространством вносит дополнительные характеристики в особенности менталитета, приводит к определённой близости этих этногрупп» [2, с. 34—35].

Многочисленные представители разных народов, проживающих в Чечне, иными словами — этногруппы республики, доказали единство своих политических взглядов, предпочтений, интересов, судеб и исторических перспектив. Люди разных национальностей не озлобились друг на друга, наоборот, они, закалённые общими лишениями и тяготами военного времени, стали ещё ближе друг другу.

В тяжёлые военные времена многие из Чечни уезжали, но, когда в республике наладилась мирная жизнь, некоторые из них вернулись к своим очагам. Исследователь В. X. Тхакахов пишет: «Русские, годами жившие на Северном Кавказе и мигрирующие по разным причинам (преимущественно по социально-экономическим), тяжело адаптируются и социально, и культурно, и психологически к новым условиям этнически вроде бы для них однородной территории. Некоторым приходится далее возвращаться обратно» [9, с. 97]. Так происходило в традиционно казачьих районах Чечни — Наурском и Шелковском. И это родство народов Чечни власть учла. Этнокультурный ресурс, использованный в ходе проведения референдума, а затем и в процессе модернизации государственного управления, на деле доказал свою эффективность и действенность. Территориальная общность в таких ситуациях становится существенным признаком идентификации, ибо люди, независимо от национальности, начинают руководствоваться в своей повседневной жизни общими социокультурными правилами, свойственными данному региону [8, с. 143].

Модернизация органов государственного управления в республике происходила на фоне государственной модернизации в стране. Активные общественно-политические процессы начались с приходом В. В. Путина на пост Президента Российской Федерации, так как без формирования законодательной ветви государственной власти невозможен эффективный законотворческий процесс [1, с. 117]. Государственная модернизация В. Путина началась с разрешения противоречий между местным и федеральным законодательством [6, с. 179].

Осенью 2003 года на выборах Президента Чеченской Республики убедительную победу одержал Ахмат-Хаджи Кадыров. После вступления в должность президента он активно взялся за модернизацию государственного управления Чечни, но, к сожалению, не успел довести до конца задуманное. 9 мая 2004 года в результате чудовищного террористического акта погибли первый Президент Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадыров и первый Председатель Госсовета Чеченской Республики Хусейн Исаев. Их гибель стала тяжёлым ударом для неокрепшей государственно-политической системы Чеченской Республики, но не привела к пересмотру политики федерального центра.

Необходимость повышения эффективности органов государственного управления выдвинула на первый план важные приоритеты в утверждении органов государственной власти и управления. Среди них после успешного проведения референдума следовало поставить на первое место совершенствование законодательной деятельности в республике, так как действующий орган законодательной власти — Государственный Совет не являлся эффективным законодательным органов, поскольку был создан на переходный период с учётом идущих в республике сложных политических процессов. Руководство России понимало, что для успешного развития региона целесообразно отдать часть полномочий власти структурам

государственного управления самой Чеченской Республики. Речь шла о том, чтобы усилить региональные органы государственного управления. Сложность политической ситуации заключалась и в том, что надо было, прежде всего, создать законодательно-правовую, конституционную базу для формирования новых и модернизации старых органов государственного управления.

Существовавшие органы исполнительной власти, входящие в структуру Администрации Чеченской Республики, также требовали коренного реформирования, так как не отвечали требованиям сложившихся политических условий и обстоятельств. Необходимо было провести большую практическую работу по повышению качества, эффективности и результативности государственного управления, осуществить ряд важных мер, направленных на внедрение новых информационных технологий, которые позволили бы улучшить взаимодействие разных структур государственного управления с субъектами гражданского общества. Необходимо было думать о росте социальной организованности и доверия к органам власти; об укреплении кадрового потенциала, ориентированного на рост профессионализма, компетентности и социальной ответственности; о внедрении современных методов управления, нацеленных на развитие инициативы и творчества политических субъектов. Таким образом, судьбоносным моментом в процессе модернизации органов государственного управления в Чечне стал исторический референдум по принятию новой Конституции Чеченской Республики, безусловно сплотивший многонациональный народ Чечни. По официальным данным в нём приняли участие 89,48% граждан, внесённых в списки для голосования. За принятие новой Конституции высказалось 95,37% избирателей. Столько же избирателей высказалось за сохранение Чеченской Республики в составе России. Всё это было невозможно без полноценной чётко структурированной политической системы.

После того как Президентом Чеченской Республики стал Рамзан Ахматович Кадыров, во всех органах государственного управления Чеченской Республики произошли огромные положительные изменения. Они не замедлили сказаться на политических процессах в республике, заметно ускорив позитивные перемены в жизни чеченского социума. Молодой и энергичный Президент Чечни сумел не только усилить работу модернизированных органов государственного управления республики, но и существенно повысил роль этнокультурного ресурса в этих процессах. К руководству республикой пришла команда молодых амбициозных управленцев, которые гармонично сочетают в своей практике современные методы управления с местными этнокультурными особенностями и традициями.

Основными механизмами модернизации государственного управления в Чеченской Республике стали активизация взаимодействия между государственными органами управления и институтами гражданского общества на основе заметной демократизации политической системы; совершенствование взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов по пути децентрализации управленческой деятельности и роста самостоятельности низовых звеньев управления; развитие государственно-частного партнёрства и социально значимых проектов.

В основе новой модели государственного управления Чеченской Республики лежит сочетание современных подходов с новой культурой управленческой деятельности, представляющей собой синтезированный анализ учёта лучших традиций прошлого и научно-технических инноваций современности. Модернизация государственного управления характеризуется комплексностью использования плановых, рыночных, либеральных методов государственного управления; постоянным учётом изменения ситуации в разных сферах экономики и общественно-политической жизни. При этом

связующим звеном в общей цепи модернизации управления выступает активизация этнокультурных ресурсов и человеческого потенциала.

В. В. Путину и Р. А. Кадырову удалось за короткий срок полностью ликвидировать в Чеченской Республике последствия двух разрушительных военных кампаний против международных террористов. При этом широко использовались этнополитические, этнокультурные особенности республики, ценности и компоненты чеченской традиционной культуры. А в традиционной культуре идёт непрерывный процесс создания, обновления, накопления ценностей и традиций, что неизменно обогащает духовный потенциал народа, придаёт ему чувство национального достоинства, гордости, патриотизма и авторитет у других этнических общностей [3, с. 16].

Таким образом, этнокультурный ресурс, использованный в условиях модернизации государственного управления, как фактор активизации политических процессов в регионе, на практике показал свою эффективность. Трудно не согласиться с профессором I5. М. Канапьяновой, что политология культуры в обобщённом плане выделяет следующие сегменты, отражающие систему закономерностей, к числу которых относятся политико-экономические, политико-социальные, политико-психологические. В то лее время «отсутствуют особенности политико-культурных закономерностей, ибо,к сожалению, объективно или субъективно прервана межпоколенческая связь исследований политологии культуры в широком её значении. Наверно и не случайно сегодня этнокультурная социализация граждан, нравственные и духовные ценности общества, политический образ страны, вновь обращают внимание на уровень политических знаний и образцов политической культуры в системе образования, в возбуждении интереса у молодых учёных к исследованиям широкого познания культуры с точки зрения политологии. Политическая культура

любого общества, тем более обладающего многовековыми устойчивыми традициями, аккумулирует этнокультурный процесс» [4, с. 42]. Признавая огромную роль самоорганизации этнокультурных общественных объединений граждан, нельзя не отметить гибкую трансформацию государственных структур относительно ломки стереотипов в поиске форм взаимодействия набирающих авторитет этнокультурных общественных объединений. И это есть признание для нашей страны преимущества культурного многообразия. Поэтому вовлечение этнокультурных общественных объединений как общественного ресурса в решение вопросов модернизации государственного управления представляет собой один из реальных путей преодоления стереотипов относительно осмысления процессов межкультурной адаптации и поиска современных подходов государственного управления в меняющемся мироустройстве самого

общества. Другими словами, система модернизации государственного управления оптимизирует диалог общества и самого государства. Следовательно, комплексное использование различных форм и методов модернизации государственного управления нашло своё отражение в том, что Чеченская Республика на сегодняшний день является одним из самых мирных, стабильных, процветающих регионов России. Сегодня республика, выстраивая современную модель государственного управления, особо трепетно относится к реанимации этнокультурных традиций народов, независимо от национальности и вероисповедания, в ментальности которых вопреки всему и вся лежит трепетное отношение к будущности своей республики. Это молено судить по отстроенной расцветающей столице, ибо Грозный и в советское время был одним из красивейших многонациональных городов Северо-Кавказского региона.

Примечания

1. Ананьев Б. с. Модернизация политических институтов современной России как фактор вывода страны из глобального экономического кризиса : дис. на соиск. уч. ст. канд. полит. наук : 23.00.02 / Ананьев Виталий Сергеевич. Москва, 2011. 231 с.

2. Дьяченко И. И. Локальные этнокультурные системы: основные характеристики и закономерности : дис. на соиск. уч. ст. канд. соц. наук : 24.00.01 / Дьяченко Ирина Ивановна. Ростов-на-Дону, 2005. 138 с., ил.

3. Еникеева А. Р. Этнокультурные традиции как средство патриотического воспитания подростков : дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук : 13.00.05 / Еникеева Алсу Рашидовна. Казань, 2006. 193 с., ил.

4. Канапьянова Р. М. Политология культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 2 (52). С. 39—43.

5. Межиева К. Х. Традиционная культура и этнокультурные процессы в чеченском обществе (кон. XX — нач. XXI вв.) : дис. на соиск. уч. ст. канд. ист. наук : 07.00.07 / Межиева Камета Хамзатовна. Москва, 2009. 205 с.

6. Славина-Шкрешова Н. Б. Политическая модернизация: теоретико-методологический аспект : дис. на соиск. уч. ст. канд. полит. наук : 23.00.01 / Славина-Шкретова Наталья Борисовна. Москва, 2001. 222 с., ил.

7. Тлюняева С. Р. Этнокультурные особенности регионального управления (на материалах Республики Адыгея) : дис. на соиск. уч. ст. канд. соц. наук : 22.00.08 / Тлюняева Сусанна Руслановна. Майкоп, 2006. 147 с.

8. Тхагапсова И. Б. Этнокультурные процессы на Северном Кавказе в русле современной национальной политики в регионе (на примере Карачаево-Черкесской республики) : дис. на соиск. уч. ст. канд. соц. наук : 22.00.06 / Тхагапсова Ирма Борисовна. Москва, 2006. 176 с., ил.

9. Тхакахов Б. Х. Социальные и культурные процессы на Северном Кавказе: вопросы теории и методологии : дис. на соиск. уч. ст. докт. соц. наук : 22.00.01, 23.00.02 / Тхакахов Валерий Хазраилович. Санкт-Петербург, 2003. 364 с.

References

1. Anan'ev V. S. Modernizatsiya politicheskikh institutov sovremennoj Rossii kak faktor vyvoda strany iz globaVnogo ehkonomicheskogo krizisa. Diss. kand. pol. nauk [The modernization of political institutions of modern Russia as a factor of bringing the country out of the global economic crisis. Cand. Political Sciences diss.]. Moscow, 2011. 231 p.

2. D'yachenko I. I. LokaPnye ehtnokulturnye sistemy: osnovnye kharakteristiki i zakonomernosti. Diss, kand. soc. nauk [Local ethnic and cultural systems: main characteristics and patterns. Cand. Sociology diss.]. Rostov-on-Don, 2005. 138 p.

3. Enikeeva A. R. EHtnokuPturnye traditsii kak sredstvo patrioticheskogo vospitaniya podrostkov. Diss. kand. ped. nauk [Ethnic and cultural traditions as a means of Patriotic education of teenagers. Cand. ped. sci. diss.]. Kazan, 2006. 193 p.

4. Kanap'yanova R. M. Politologiya kul'tury [The politics of culture]. VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2013, № 2, pp. 39—43.

5. Mezhieva K. KH. Traditsionnaya kul'tura i ehtnokulturnye protsessy v chechenskom obshhestve (kon. XX — nach. XXI vv.) Diss. kand. ist. nauk [Traditional culture and ethno-cultural processes in Chechen society (end XX — XXI centuries). Cand. History diss.]. Moscow, 2009. 205 p.

6. Slavina-SHkretova N. B. Politicheskaya modernizatsiya: teoretiko-metodologicheskij aspekt Diss. kand. pol. nauk [Political modernization: theoretical and methodological aspects. Cand. Political Sciences diss.]. Moscow, 2001. 222 p.

7. Tlyunyaeva S. R. EHtnokul'turnye osobennosti regional'nogo upravleniya (na materialakh Respubliki Adygeya). Diss. kand. soc. nauk [Ethnocultural features of regional management (on materials of the Republic ofAdygeya). Cand. Sociology diss.]. Maykop, 2006. 147 p.

8. Tkhagapsova I. B. EHtnokuVturnye protsessy na Severnom Kavkaze v rusle sovremennoj natsional'noj politiki v regione (na primere Karachaevo-CHerkesskoj respubliki). Diss. kand. soc. nauk [Ethno-cultural processes in the Northern Caucasus in line with current national policy in the region (on the example of Karachaevo-Cherkessia Republic). Cand. Sociology diss.]. Moscow, 2006. 176 p.

9. Tkhakakhov V. KH. Sotsial'nye i kulturnye protsessy na Severnom Kavkaze: voprosy teorii i metodologii. Diss. dokt. soc. nauk [Social and cultural processes in the Northern Caucasus: problems of theory and methodology. Doct. Sociology diss.]. St. Petersburg, 2003. 364 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.