Научная статья на тему 'ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА И ЕЁ ОПЫТ БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ СТАНОВЛЕНИЕ В ПЕРИОД С 2001 ПО 2015 ГГ.)'

ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА И ЕЁ ОПЫТ БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ СТАНОВЛЕНИЕ В ПЕРИОД С 2001 ПО 2015 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
226
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / АНТИТЕРРОР / ANTI-TERROR / ЧЕЧЕНСКИЙ АНТИТЕРРОРИЗМ / THE CHECHEN ANTI-TERRORISM / ПРАВО / ЗАКОН / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LAW / НАКАЗАНИЕ / PUNISHMENT / ГОСУДАРСТВО / STATE / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / ПРАВОСУДИЕ / JUSTICE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сайдумов Джамбулат Хамидович

Впервые комплексно исследуются вопросы противодействия международному терроризму в Чеченской Республике в период с 2001 по 2015 гг., позволившие сохранить территориальную целостность Российской Федерации. Отражены этапы формирования законодательной базы возрождения Чеченской Республики в рамках российской государственности. Дана характеристика международному терроризму, проникшему на Северный Кавказ. Представлены методы эффективной борьбы с терроризмом и экстремизмом, применяемые руководством Чеченской Республики в 2001-2015 гг. В рамках историко-правовой науки проанализирован обширный круг событий - от военной до социально-экономической ситуации, сложившейся в регионе с начала XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chechen Republic and its experience fight against international terrorism (state-legal formation between 2001 and 2015)

The first time comprehensively examines issues of combating international terrorism in Chechnya between 2001 and 2015, allowed to preserve the territorial integrity of the Russian Federation. It's recorded stages of formation of the legal framework of revival of the Chechen Republic within the Russian state. The characteristic of the international terrorism has infiltrated the North Caucasus. The methods of effectively combating terrorism and extremism, the leadership of the Chechen Republic are used in the 2001-2015 biennium, an extensive range of events analyzed in the framework of the historical and legal science - from military to social and economic situation in the region since the beginning of the twenty-first century.

Текст научной работы на тему «ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА И ЕЁ ОПЫТ БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ СТАНОВЛЕНИЕ В ПЕРИОД С 2001 ПО 2015 ГГ.)»

_Гражданское право

ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА И ЕЁ ОПЫТ БОРЬБЫ

С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ СТАНОВЛЕНИЕ В ПЕРИОД С 2001 ПО 2015 ГГ.)

САЙДУМОВ Джамбулат Хамидович,

доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Чеченского государственного университета, старший научный сотрудник Комплексного нИи им. Х.И. Ибрагимова Российской академии наук. E-mail: bulatto@mail.ru

Краткая аннотация: Впервые комплексно исследуются вопросы противодействия международному терроризму в Чеченской Республике в период с 2001 по 2015 гг., позволившие сохранить территориальную целостность Российской Федерации. Отражены этапы формирования законодательной базы возрождения Чеченской Республики в рамках российской государственности. Дана характеристика международному терроризму, проникшему на Северный Кавказ. Представлены методы эффективной борьбы с терроризмом и экстремизмом, применяемые руководством Чеченской Республики в 2001-2015 гг. В рамках историко-правовой науки проанализирован обширный круг событий - от военной до социально-экономической ситуации, сложившейся в регионе с начала XXI в.

Abstract: The first time comprehensively examines issues of combating international terrorism in Chechnya between 2001 and 2015, allowed to preserve the territorial integrity of the Russian Federation. It's recorded stages of formation of the legal framework of revival of the Chechen Republic within the Russian state. The characteristic of the international terrorism has infiltrated the North Caucasus. The methods of effectively combating terrorism and extremism, the leadership of the Chechen Republic are used in the 2001-2015 biennium. an extensive range of events analyzed in the framework of the historical and legal science - from military to social and economic situation in the region since the beginning of the twenty-first century.

Ключевые слова: Терроризм, экстремизм, антитеррор, чеченский антитерроризм, закон, право, наказание, государство, общество, законодательство, правосудие.

Keywords: Terrorism, extremism, anti-terror, the Chechen anti-terrorism, law, law, punishment, the state, society, law, justice.

В конце XX в. Российская Федерация столкнулась с различными внутренними и внешними угрозами - экономический кризис, политическая нестабильность и другие негативные факторы, влиявшие на общую ситуацию в стране в целом, которые сформировали непросто тревожную, а чрезвычайно опасную для суверенитета России ситуацию. Реальная ситуация была близка к внутреннему расколу с последующим распадом государства по аналогии с СССР в 1991 г. Наиболее опасной среди всех этих факторов была террористическая угроза, направленная на подрыв территориальной целостности России. Чеченская Республика стала эпицентром военно-политических событий. В сложившейся ситуации заложником выступал чеченский народ, ввергнутый в пучину кровавых событий. Именно на него был обрушен удар международного терроризма и экстремизма. К 1999 г. в

Чеченской Республике произошло сосредоточение основного ядра международных экстремистов. Само течение ваххабизм, как отмечает авторитетный исследователь А.А. Манкиев, проникло в Чечню из Дагестана. По мнению первого Президента Чеченской Республики А.А. Кадырова, оно преследовало следующие основные цели: 1) отторжение Северного Кавказа от России; 2) ликвидация Чеченской Республики путем поглощения её «исламским» государством «от моря до моря», которое планировалось создать; 3) «расчленизация» чеченцев, лишение их национально-культурных и религиозных традиций, их «арабизация», как её понимали ваххабиты[1].

Силы международного терроризма в Чеченской Республике были представлены представителями свыше 50 государств. Представленный в Чечне международный терроризм был направлен в первую очередь против чеченцев,

являющихся мусульманами, пронесшими и сохранившими свою религию через столетия. Происходил процесс деформации человеческих ценностей, попытка искоренить национальную основу «чеченскость», которой свойственна совокупность таких качеств, как уважение к старшим, милосердие, благородство, сострадание. Во главе сил международного терроризма стояли представители Ближневосточных государств, Средней Азии, которые воспринимали чеченский народ как «пушечное мясо», а саму республику не иначе как полигон и плацдарм для расширения зоны влияния.

Целью федеральных войск при проведении контртеррористической операции было уничтожение многочисленного международного террористического контингента, финансируемого из-за пределов страны с хорошо налаженной, разветвленной системой управления на всех уровнях. Конечная цель - установление мира и возвращение Чеченской Республики в политико-правовое пространство страны. Несмотря на масштабность задействованных ресурсов, данная цель к весне 2000 г. не имела существенных результатов по следующим причинам:

- операция, проводившаяся военными, не смогла остановить террористические акты, наблюдалось устойчивое сохранение террористической угрозы не только в регионе проведения контртеррористической операции, но и за пределами региона, контроль над населенными пунктами и городами был только на отдельных квадратах территории, где непосредственно дислоцировалось воинское подразделение. При этом в ночное время суток подразделения вооруженных сил министерства обороны и министерства внутренних дел Российской Федерации систематически подвергались обстрелам со стороны международных террористов; с наступлением утра инженерная разведка занималась разминированием фугасов и других самодельных взрывных устройств, установленных в ночное время суток террористами на дорогах республики; наблюдалась несогласованность действий между войсковыми и милицейскими подразделениями (гибель 2 марта 2000 г., сотрудников ОМОНа из Сергиева-Посада в окрестностях г. Грозный);

- при проведении специальных операций нередко жертвами становились мирные люди;

исчезновения людей, хаотичные артиллерийские обстрелы населенных пунктов приводили к жертвам среди мирного населения. Наряду с этим, военные не могли защитить гражданское население от террористических актов со стороны бандитов, систематических ночных убийств учителей, глав администраций, врачей, богословов. На фоне этого в Чеченскую Республику активно продолжали проникать члены международных террористических организаций, продолжалось их финансирование из стран Ближнего Востока и отдельных европейских государств неправительственными организациями, чья задача была направлена на дестабилизацию общественно-политической ситуации в Российской Федерации;

- организованные в Республике Ингушетия пункты временного размещения покинувших Чеченскую Республику продолжали функционировать, в саму Чеченскую Республику очень медленно возвращались беженцы из-за отсутствия жилья, разрушенного в ходе военных действий и сложной криминогенной ситуации;

- в средствах массовой информации продолжал активно культивироваться образ всего чеченского народа как террориста, пособника бандитов; на экранах телевидения в ротацию вошли художественные фильмы, представлявшие Чечню и чеченцев в лживом и негативном свете;

- на международной арене чеченская тема была инструментом постоянного политического упрека и давления на Российскую Федерацию из-за имевших место нарушений прав человека и гражданина;

- сложное военное положение в республике отражалось на социальном положении её граждан, регион, помимо закрепившегося статуса «горячей точки», получил еще и экономическую характеристику «черная дыра». Полностью разрушенная экономика, лежащие в руинах города и села создавали по экспертным оценкам возможность восстановления республики не ранее чем через 50 лет и то при условии полного установления мира.

Официальным началом контртеррористической операции в Чеченской Республике считается 23 сентября 1999 г., когда президентом РФ Б. Ельциным был подписан указ о создании объединенной группировки войск и сил (ОГВ) на Северном Кавказе и подготовке контртеррористической

операции на территории республики. 16 апреля 2009 г. контртеррористическая операция официально закончилась. В дневном подсчете она длилась 3493 дня. Количество федеральных сил в начале операции составляло 93 тыс. человек. По статистике Минобороны, с 1999 г. по сентябрь 2008 г. при исполнении служебных обязанностей в республике погибли 3684 военнослужащих. По данным главного управления кадров МВД, потери внутренних войск в августе 1999 - августе 2003 г. составили 1055 человек. Потери МВД Чечни, по данным на 2006 г., оценивались в 835 человек убитыми. Также сообщалось, что в 1999-2002 гг. в Чечне погибли 202 сотрудника ФСБ. Из этого следует, что потери федеральных силовых ведомств, имеющиеся в открытом доступе, оцениваются не менее 6 тыс. человек[2]. Очень трудно судить о точном количестве погибших мирных граждан, равно как и общем числе уничтоженных членов НВФ, нередкими были случаи, когда мирные жители для боевых показателей записывались как члены НВФ. Более точная картина по числу уничтоженных террористов наблюдается при выполнении специальных операций чеченскими подразделениями, действовавшими точечно и с максимальной безопасностью для мирного населения. Тем не менее, если опираться на открытые источники, то в 1999-2002 гг., по данным штаба ОГВ, уничтожено 15,5 тыс. боевиков. За последующий период, с 2002 по 2009 г., силовики отчитались о ликвидации еще около 2100, основная часть в 2002 (600) и 2003 гг. (700). Жертвы среди мирного населения правозащитниками в 2004 г. оценивались в 10-20 тыс. человек, не считая 5 тыс. пропавших без вести[3]. Однако и эта цифра является всего лишь примерной, поскольку нет точного количества погибших мирных жителей в период с 1994 по 1996 гг.

Контртеррористическая операция по своему пространственному размаху оказалась соизмеримой с общевойсковой (корпусной и даже армейской) операцией. Зона активных действий охватывала всю территорию республики - до 100 км по фронту и 150 км в глубину. Эти показатели сопоставимы с общевойсковой операцией. Численный состав Объединенной оперативной группировки войск (ОГВ) состоял из соединений, частей и подразделений от всех силовых структур, а также самолетов, вертолетов, бронетехники (тан-

ки, БМП и БТРы), артиллерии (включая РСЗО), частей обеспечения - разведывательные, РЭБ, связи, инженерные, технические, тыловые[4]. Были задействованы новейшие виды вооружений, к примеру, одни из самых современных на тот период времени боевые вертолеты Ка-50 («Черная акула»), вооруженные новыми огневыми средствами. В составе БУГ (Боевой ударной группы) были летчики-снайперы[5]. Вертолеты совершили в Чечне 14 боевых вылетов, в ходе которых выполнено более ста заходов на цель, израсходовав 929 80-мм НУРС и 16 30-мм снарядов, а также три ПТУР «Вихрь-1[6].

Весна-лето 2000 г. медленно, но верно приблизили чеченский народ к времени, когда день за днем началась кропотливая работа по возвращению республики в политико-правовое пространство страны. Особое значение в рамках данного исследования приобретают конкретные действия политического руководства в лице В.В. Путина. Нам хотелось бы выделить его «Заявление в связи с нарушением прав человека в ходе контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации» от 13 апреля 2000 г. По сути, оно дало новый позитивный импульс возрождения Чеченской Республики. В нем было подчеркнуто, что восстановление на территории республики правопорядка, уважения к правам человека - один из приоритетов российской государственной политики. Избавляя российское общество от скверны терроризма, мы опираемся на общенациональное согласие, выполняем свои обязательства перед международным сообществом как в области защиты прав человека своих граждан, так и многих иностранцев, ставших жертвами произвола бандитов в Чечне... Все факты нарушений прав человека и злоупотреблений в ходе контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации, кем бы они ни совершались, тщательно расследуются, и в случае подтверждения виновные будут наказаны по всей строгости закона[7].

В Чеченской Республике начался процесс нормативно-правового созидания: 12 июня 2000 г. указом Президента РФ В.В. Путина № 1100 Ах-мат-Хаджи Кадыров был назначен Главой администрации Чеченской Республики. Начался процесс нормотворчества: Постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2000

г. № 520 «О мерах по обеспечению деятельности администрации Чеченской Республики». 19 января 2001 г. Указом Президента Российской Федерации № 52 «О системе органов власти Чеченской Республики» был исключен статус «временного» в административном управлении республикой. 8 июня 2002 г. В.В. Путин подписал Указ №1071 «Об организации временной системы органов исполнительной власти в Чеченской Республике» и одноименное Положение с внесением в Федеральное собрание Государственную Думу одноименного закона.

Доверие В.В. Путиным республики, охваченной пожаром войны, лежащей в руинах, с массой социально-политических проблем, человеку, бывшему длительное время религиозным лидером без управленческого опыта, вызывало неоднозначную реакцию в стране. Однако выбор руководством страны А.А. Кадырова был продиктован сложившимися реалиями, в которых разобраться и решить конфликта мог человек, знающий ситуацию изнутри, желавший не заработать политические и иные дивиденды, а изменить ситуацию кардинально. Только под гарантии человека из своей среды, человека, не навязанного, не присланного из федерального центра, мог откликнуться чеченский народ, желавший установления мира и безопасности. Во многом современный успех Чеченской Республики основан на политической воле В. Путина, его умении читать ситуацию и делать правильное прогнозирование. Анализ исторических событий и современных реалий, складывающихся в многоконфессиональном и многонациональном государстве Российской Федерации, способствует развитию идеи национального единения.

Чеченцы устали от засилья сил международного терроризма и экстремизма на их земле, они могли не просто противостоять, но и безоговорочно побеждать в схватке с коварным противником в лице сил международного терроризма и экстремизма. Это и есть главный фактор военной составляющей успеха в завершении контртеррористической операции в Чеченской Республике. Здесь нам хотелось бы провести параллель, используя знания и сведения историко-правой науки, обратившись к историческому прошлому. Мы обнаруживаем очень много схожего. Очень ценным в этом плане представляется документ (по-

яснительная записка, составленная командующим войсками Терской области, генералом. кн. Д.И. Святополк-Мирским от 6 апреля 1862 г. № 863: «...военная сила должна служить лишь вспомогательным средством, и то в крайних случаях, для поддержания мер предупредительного, заботливого и энергичного управления. Мы пытались не только владеть краем, но и управлять им и водворить в нем спокойствие и безопасность посредством укреплений, постов и пикетов. Такая система довела нас до того, что присутствие пятидесятитысячного корпуса войск в Терской области, заключающей в себе около пятидесяти тысяч семейств туземного народонаселения, оказалась недостаточным для достижения предназначенной цели. Систему, оказавшуюся безуспешной, нужно переменить, и перемена эта должна состоять, по моему мнению, прежде всего в резком отделении военного вопроса от административного и полицейского»[8].

Доверие чеченским подразделениям наиболее опасных участков в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом было оправдано качественными операциями, проводившимися ими не только в самой республике, но и в сопредельных регионах, куда международные террористы и экстремисты стали «мигрировать», после того, как у них под ногами запылала чеченская земля. По поручению президента РФ Национальным антитеррористическим комитетом были внесены изменения в организацию антитеррористической деятельности на территории Чеченской Республики. Председателем комитета, директором ФСБ России А. Бортниковым с ноля часов 16 апреля 2009 г. был отменен приказ, объявляющий территорию республики зоной проведения контртеррористических операций. С указанного времени мероприятия по борьбе с терроризмом в данном субъекте РФ начали осуществляться в соответствии с общим порядком, действующим в других регионах страны. Это решение способствовало дальнейшей нормализации обстановки в республике, восстановлению и развитию ее социально-экономической сферы. Оперативному штабу Чечни были даны поручения, направленные на оптимизацию состава сил и средств Объединенной группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории северокавказского региона, совершенствования

порядка их применения в современных условиях, констатировал НАК[9]. В заявлениях Р.А. Кадырова подчеркивалось: лучший итог войны - прочный мир[10], процветающая, мирная Чеченская Республика станет фактором стабильности в целом на юге страны, ожидания граждан оправдались[11].

Необходима была правовая основа не только для стабилизации в Чеченской Республике, но и для дальнейшего эффективного управления ею. Сформировалась ситуация, когда была четко выраженная необходимость в Конституции республики. В этой связи стала необходимой задача по выработке механизма, допускавшего без отступления от существующих конституционных норм создание площадки для проведения выборов и принятия Конституции Чеченской Республики. В целях проведения референдума по одобрению Конституции Чеченской Республики необходим был закон, санкционирующий его проведение, т.е. речь шла о создании правовых столпов дальнейших конституционных процессов. Последовательно это проявилось в следующем: 12 декабря 2002 г. был издан Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о проведении референдума Чеченской Республики по проекту Конституции Чеченской Республики, законам Чеченской Республики "О выборах в Парламент Чеченской Республики». 23 марта 2003 г. чеченский народ проголосовал за Конституцию и предложенные законы. Чеченская Республика была признана равноправным субъектом Российской Федерации.

Важным показателем государственно-правого развития Чеченской Республики являются конкретные статистические цифры, которые отображают общую ситуацию. В референдуме приняли участие 510125 человек, что составляет 88,41 процента от общей численности лиц, имевших право голосовать. В голосовании по проекту Конституции Чеченской Республики приняли участие 509796 участников. За её принятие проголосовало 489257 чел., что составляет 95,97 процента от числа всех участвовавших. В голосовании по проекту закона «О выборах в Парламент Чеченской Республики» приняли 509861 участников референдума. За его принятие проголосовали 489757 участников референдума, что составляет 96,06 процента[12].

5 октября 2003 г. на выборах Президента Чеченской Республики победу одержал Ах-

мат-Хаджи Кадыров. По официальным данным, за него проголосовали более 80% избирателей, принявших участие в выборах. За ходом выборов наблюдали представители Лиги арабских государств, организации «Исламская конференция», стран СНГ и Хельсинской группы[13].

В 2004 г. Чеченская Республика обрела свою государственную символику - герб, флаг, гимн. 22 июня 2004 г. был подписан указ Президента Чеченской Республики «О государственном гербе и флаге Чеченской Республики».

Важным этапом в новейшей истории государственно-правового развития Чеченской Республики являлось возрождение судебной системы Чеченской Республики, начало которому было положено в 2000 г. Чрезвычайно важно отметить, что в рассматриваемый сложный отрезок времени в республике была разработана Концепция государственной национальной политики. Документ представляет собой систему принципов и направлений в деятельности органов государственной власти Чеченской Республики в сфере межнациональных отношений. В Концепции учитываются историко-культурные особенности, современная этнополитическая обстановка в республике, проблемы возрождения и развития основных сфер жизнедеятельности многонационального народа Чеченской Республики. 11 октября 2009 г. в Чеченской Республике состоялись выборы в органы местного самоуправления. С этого момента в республике завершился процесс формирования всех ветвей власти[14].

2 сентября 2010 г. Парламент Чеченской Республики принял Конституционный закон Чеченской Республики «О внесении изменения в Конституцию Чеченской Республики», в соответствие с которым слова «Президент Чеченской Республики» заменены словами «Глава Чеченской Республики». 5 марта 2011 г. Рамзан Кадыров был наделен полномочиями Главы Чеченской Республики[15].

Несмотря на то, что в новейшей истории Российской Федерации Чеченская Республика, как её субъект, во всяком случае, формально, существует с 10 декабря 1992 г., когда «Президентом Российской Федерации подписано постановление Съезда народных депутатов РФ о преобразовании Чечено-Ингушской Республики в Чеченскую и Ингушскую Республику»[16], факти-

ческое и юридическое её вхождение в правовое поле РФ было завершено в период с 2000 по 2012 гг., с формированием всех ветвей власти на основе Конституции ЧР, принятой в 2003 г.

Особым приоритетом в работе А.А. Кадырова стоит обозначить его принципиальную позицию в вопросе создания республиканского милицейского ведомства. В конце 1999 г. руководством МВД России было принято решение о создании Управления внутренних дел МВД Российской Федерации по Чеченской Республике. Приказом МВД России в декабре 1999 г. было создано Управление внутренних дел МВД Российской Федерации по Чеченской Республике (г. Моздок Республики Северная Осетия - Алания). С апреля 2000 г. Управление внутренних дел с штатной численностью свыше 1000 сотрудников милиции передислоцировалось в г. Гудермес. 10 ноября 2002 г. приказом МВД РФ №1088 Управление внутренних дел МВД РФ по ЧР в целях совершенствования управления деятельностью органов и подразделений внутренних дел, повышения эффективности борьбы с преступностью и обеспечения правопорядка в Чеченской Республике было реорганизовано в Министерство внутренних дел Чеченской Республики.

В 2008 г. в результате оперативно-розыскных, профилактических и специальных контртеррористических мероприятий из незаконного оборота было изъято 267 ед. огнестрельного оружия, более 42 тысяч различных боеприпасов, более тонны взрывчатых веществ[17]. Органами внутренних дел Чеченской Республики в 2008 г. пресечена деятельность 324 лидеров и активных участников организованных преступных групп и обществ. За январь-декабрь 2008 г. выявлено 506 (-10,1%) преступлений, связанных с организацией преступного сообщества. Было ликвидировано 5 бандгрупп и уничтожен при оказании сопротивления 61 боевик (в том числе 5 главарей бандгрупп), задержано 324 участника бандподполья, склонено к явке с повинной 93 участника и пособника незаконных вооруженных формирований[18]. Только за 3 месяца 2009 г. было задержано 65 участников незаконных вооруженных формирований. При оказании вооруженного сопротивления уничтожено семь членов бандгрупп, среди них один бандглаварь. В 2009 г. общее число преступлений, совершенных с применением огне-

стрельного оружия, сократилось на 20%[19].

Согласно сведениям, озвученным прокурором Чеченской Республики Владимиром Кузнецовым, за весь период проведения контртеррористической операции в Чеченской Республике было возбуждено 1969 уголовных дел по похищениям людей. Из 2752 похищенных было найдено 507 человек, из них наибольшее количество похищений приходится на 20022003 гг. За период 2000-2006 гг. в суд направлено 93 уголовных дела в отношении 137 обвиняемых в похищении людей[20].

Созданные в Чеченской Республике подразделения специального назначения из числа чеченцев - ОМОН МВД ПО ЧР, полк милиции Управления вневедомственной охраны при МВД ЧР, полк специального назначения им. Героя России А.А. Кадырова (ППСП), батальоны в системе министерства обороны Российской Федерации -на деле показали свою профессиональную выучку, мобильность, героизм и мужество при выполнении боевых задач. Именно этими подразделениями проведено большинство всех специальных операций в Чеченской Республике по нейтрализации международных террористов. Под командованием В. Усмаева полк специального назначения им. Героя России А.А. Кадырова (ППСП, на тот период ПМСН), сформированный и укомплектованный в 2004 г., за время своего существования провел более 1880 масштабных спецопераций, оперативно-розыскных и засадных мероприятий. В результате данных мероприятий уничтожено свыше 400 участников НВФ, в том числе 42 бандглаваря. С момента образования полка при исполнении служебного долга погибли 144 сотрудника, 327 были ранены. При этом 63 сотрудника награждены орденами Мужества, 31 из них - посмертно. За героизм и мужество сотрудник полка Муслим Исмаилов был удостоен звания Героя Российской Федерации (посмертно). Кроме того, 24 сотрудника награждены высшей наградой республики - орденом Кадырова, в том числе пятеро посмертно[21]. Одной среди многочисленных успешных операций ПМСН им. А.А. Кадырова по уничтожению бандгруппы следует назвать проведенную специальную операцию в горно-лесистой местности Ножай-Юртовского района. В результате боя было уничтожено 13 бандитов, двое взяты в плен. «Уничтоженная группа находилась в

непосредственном подчинении дагестанского главаря боевиков Хайрулы Имурзаева». Все участники незаконного вооруженного формирования, которое проникло на территорию Чеченской Республики, являлись жителями с. Нурадилово Хасавюртовского района Дагестана[22]. За проявленный героизм и профессионализм звание Героя России было присвоено командиру полка милиции специального назначения № 2 им. А.-Х. Кадырова МВД по ЧР полковнику Вахиту Усмаеву[23].

Согласно сведениям официального сайта МВД по Чеченской Республике, по состоянию на 9 ноября 2015 г. 11 сотрудников ведомства удостоены высшей награды страны Герой России, 85 сотрудников МВД по ЧР награждены орденами Мужества, 137 сотрудников МВД по ЧР награждены орденами Мужества посмертно[24]. За этими цифрами стоят спасенные человеческие жизни многих людей. Проведение специальных операций в Чеченской Республике подразделениями, сформированными из числа чеченцев, способствовало следующему:

- изменилась тактика проведения зачисток, в результате которых ранее исчезали мирные жители; теперь они стали адресными, при их проведении участвовали представители правоохранительных органов Чеченской Республики; прекратилось хаотичное движение армейской колесной и гусеничной бронетехники и инциденты с наездами военнослужащих, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, на гражданский транспорт;

- знание местности, самого населения при проведении специальных мероприятий способствовало точечным действиям в населенных пунктах при проведении адресных мероприятий, что позволило ликвидировать и нейтрализовать членов террористического бандитского подполья;

- оперативная информация, получаемая от граждан из населенных пунктов, в которых скрывались или бесчинствовали в ночное время суток террористы, имела достоверный характер, что позволяло сотрудникам спецслужб реагировать молниеносно;

- созданные специальные мобильные группы из числа чеченцев в составе милицейских и армейских подразделений эффективно действовали в городской и сельской местности, избегая жертв со стороны гражданского населения;

- эффективное взаимодействие и координация задач между УФСБ по Чеченской Республике, МВД по Чеченской Республике;

- тактика проведения боевых операций заключалась в привлечении к выполнению боевых задач наименьшего количества людей, в основном повзводно, в отдельных случаях поротно и батальонно. Упор делался на эффект внезапности, знание маршрутов возможного отхода террористов или же возможного прорыва к ним на помощь других членов террористического подполья; высокая снайперская подготовка чеченских подразделений в боестолкновениях позволяла нанести максимальный урон противнику;

- ключевым моментом в военном успехе над международными террористами и экстремистами при боестолкновениях с ними стало прекрасное знание чеченскими подразделениями их тактики и действий (особенно в горнолесистой местности). Элемент постоянного преследования разрозненных групп террористов в труднодоступных районах не позволял им быстро восстанавливать силы и боеспособность, что к 2007 г. способствовало полному контролю ситуации во всех населенных пунктах как в дневное, так и в ночное время суток; произошел перевод ситуации из прямого огневого контакта в минно-взрывную диверсионную;

- успешным стал разработанный и реализованный на практике в Чеченской Республике механизм осуществления служебных функций сотрудниками полиции посредством распределения их по районам и населенным пунктам, выходцами из которых они являются, с целью формирования у них повышенного чувства ответственности на принципах чеченского кодекса чести «Нохчалла» («Чеченскость»), когда перед каждым стоит вопрос (предполагающий действия) «Кто обеспечит порядок и закон, если не я сам?» Здесь мы наблюдаем по сути возможный и необходимый союз традиционного и официального порядка и их взаимодействие;

- была выстроена работа по формированию имиджа сотрудника правоохранительных органов, в Чеченской Республике было запрещено ношение масок (балаклав) при выполнении специальных операций. Сделано это было для того, чтобы обозначить, что сотрудникам правоохранительных органов нет необходимости скрывать

свои лица при осуществлении тех или иных действий по защите закона. В условиях чеченского менталитета это был очень ответственный шаг, с большой долей риска, поскольку это означало, что террористы могут мстить сотрудникам, ставшим известными. Тем не менее, это нововведение стало мощным идеологическим фактором, объединившим народ, армию, милицию в деле борьбы с преступностью, кроме того, повысился самоконтроль к себе у самих стражей порядка. Большое внимание было уделено правильному ношению форменной одежды каждым из подразделений того или иного ведомства для идентифицирования принадлежности к конкретному ведомству. За каждого сотрудника, принятого в правоохранительные органы, ответственность была возложена персонально на командиров подразделений, поручителей из числа духовенства, авторитетных старейшин. На улицах Чеченской Республики сократилось присутствие вооруженных людей в камуфляжной форме без опознавательных знаков. Это обстоятельство лишало террористов смешиваться визуально со всеми, выдавая себя за сотрудников силовых ведомств. Тотальный контроль сотрудниками УСБ МВД по ЧР за сотрудниками правоохранительных органов (их боевых предписаний, оружия и форменного обмундировании) повысил общую дисциплину и вселил в граждан в том числе и психологическую уверенность. Патрулирование Грозного «тройками» из числа бойцов ППСМ МВД по ЧР конкретных участков в ночное и дневное время суток лишало террористов возможности скрытно закладывать минно-взрывные устройства с дистанционными взрывателями, это привело к тому, что им пришлось использовать для этой цели «живые бомбы», т.е. смертников;

- уничтожение террористов и экстремистов сказалось на резком сокращении количества прибывающих дополнительно наемников из различных государств. Многие из них были уничтожены или переданы правосудию. Одним из примеров является суд над алжирским наемником. В Верховном суде Чеченской Республики в 2006 г. был вынесен обвинительный приговор в отношении алжирского наемника Бурахли Камело, воевавшего в Чечне и задержанного в сентябре 2004 г. на территории Дагестана. Он был признан виновным в незаконном переходе государственной

границы, в незаконном обороте оружия, в терроризме, а также в захвате в заложники помощника коменданта Веденского района С.К. Бареева, который впоследствии был убит. Алжирец был осужден на 24 года лишения свободы[25];

- персональное закрепление за каждым из специальных подразделений МВД по ЧР, ВВ МВД РФ конкретной бандгруппы. Ее поиск, нейтрализация является успешным фактором решения служебно-боевых задач без «размытия» на общие задачи и цели. Успешная борьба с силами международного терроризма и экстремизма, осуществляемая силами чеченских правоохранителей, лишила возможности получения новых рекрутов для террористов, за счет неправомерных действий, имевших ранее место при проведении зачисток со стороны федеральных сил. В Чеченской Республике идея мира и стабильности стала главной целью борьбы с деструктивными силами. Министр внутренних дел Российской Федерации Рашид Нургалиев, характеризуя профессионализм и эффективность чеченских силовиков, сделал вывод о том, что «объективно самыми боеспособными, подготовленными, технически оснащенными и обустроенными являются подразделения МВД по Чеченской Республике»[26].

Мы имеем совершенно уникальную ситуацию, когда осознанное решение политического руководства страны в лице В.В. Путина о доверии чеченскому народу навести порядок в регионе и покончить с международным терроризмом предопределило успех окончания чеченской войны. Нормативный механизм амнистирования выглядел следующим образом. При решении вопроса о привлечении либо об освобождении от уголовной ответственности добровольно явившихся с повинной участников незаконных вооруженных формирований правоохранительные органы руководствовались нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК России). Статьей 142 УПК РФ регламентировался порядок принятия заявления о явке с повинной -добровольного сообщения лица о совершенном им преступлении. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол в порядке, установленном ч. 3 ст. 141 УПК России. Вместе с тем, принимая во внимание политическую значимость доброволь-

ной явки с повинной лиц, являвшихся участниками незаконных вооруженных формирований, при строгом следовании нормам УПК России правоохранительным органам одновременно надлежало руководствоваться следующим: добровольные заявления лиц о явке с повинной незамедлительно оформлять документально; указанные лица должны были оперативно доставляться в органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности или органы прокуратуры для принятия соответствующих процессуальных решений и применения мер процессуального принуждения или мер пресечения; .в отношении указанных лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение других преступлений, в случае их активной помощи следствию изыскивать возможности применения положений УК России, связанных со смягчением наказания[27].

В целом нормативно-правовой базой антитеррористической комиссии в Чеченской республики являются: Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму»; Указ Президента Чеченской Республики от 28 апреля 2007 г. № 170 «О мерах по противодействию терроризму на территории Чеченской Республики»; Указ Президента Чеченской Республики от 29 декабря 2009 г. № 397 «Об утверждении Типового положения о постоянно действующих рабочих группах Антитеррористической комиссии Чеченской Республики, Типового положения, Типового регламента и Типового состава антитеррористической комиссии муниципального образования Чеченской Республики»; Указ Президента Чеченской Республики от 29 декабря 2009 г. № 398 «Об утверждении рабочих групп Антитеррористической комиссии Чеченской Республики»; Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»; Положение об Антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации (утвержденное Национальным антитеррористическим комитетом 7 июля 2006 г.). На территории республики развёрнута деятельность 26 рабочих органов АТК ЧР: 17 антитеррористических комиссий муниципальных образований (городов и районов), 9 постоянно действующих рабочих групп, возглавляемых главами муниципальных образований и отраслевыми министрами Правительства Чеченской Республики.

Основной задачей этих комиссий является реализация на местах принятых решений республиканской комиссией, а также отдельных указаний НАК и АТК в области противодействия терроризму[28].

До назначения Р. Кадырова Председателем Правительства Чеченской Республики ситуация с безработицей в регионе была критической, её уровень превышал 70%, фронтальное наступление на решение не только военных и поствоенных проблем, но и социально-экономических вопросов, позволило в несколько раз снизить безработицу в регионе с полностью разрушенной экономикой и инфраструктурой. Если в 2006 г. рост валового регионального продукта в Чеченской Республике составил 11,9%, то в 2007 -26,4%[29]. Согласно данным министерства экономического, территориального развития и торговли Чеченской Республики уровень регистрируемой безработицы в 2015 г. сократился до 15,3%. Главой ЧР Рамзаном Кадыровым перед региональными властями обозначена приоритетная задача - свести к 2018 г. безработицу к 5% уровню. По данным Минэкономтерразвития ЧР, в результате реализации комплекса мер только в 2015 г. создано 20535 рабочих мест[30]. Создание рабочих мест, высокий уровень занятости населения в совокупности способствуют решению задачи противодействия распространения терроризма и экстремизма, в том числе приводит к исключению вовлечения в террористические организации молодых людей по причине отсутствия возможностей для их социальной реализации.

В июне 2008 г. руководитель администрации Президента России Сергей Нарышкин и его первый заместитель Владислав Сурков, проинспектировав ход реконструкции, отметили, что впечатлены темпами восстановления Чечни под руководством Рамзана Кадырова[31]. Здесь, выходя за рамки академической науки, нам хотелось бы адресовать вопрос тем экспертам, которые регулярно возмущаются, что Чечне выделялось множество денег, а в других субъектах нет столь интенсивного развития как в Чеченской Республике. Судя по вышеприведенным цифрам, которые в сравнении с российскими регионами мало чем отличаются, что мешало и мешает другим субъектам федерации сделать подобный рывок? Если учесть, что положение, в котором находилась Чеченская Республика, было

заведомо худшим по всем факторам в 20052006 гг., то иначе как экономический прорыв охарактеризовать успехи Чеченской Республики по строительству городов и сел, вводом в эксплуатацию крупных объектов различного назначения не представляется возможным.

Самое большое число дотаций, исходя из расчета на душу населения, приходится на Камчатку, Магаданскую область, Якутию, Туву, Алтай, Еврейскую автономную область, Бурятию, Чукотку. К примеру, на каждого жителя Камчатки приходится почти 100 тыс. рублей, то в Чечне этот показатель - чуть более 13 тыс.[32] Способность власти консолидировать вокруг себя чеченскую бизнес-элиту, активно включившуюся в возрождение республики, привлечение руководством Чеченской Республики крупных инвестиций, создание реального инвестиционного интереса к Чеченской Республике позволили реализовать ме-гапроекты «Грозный-сити», «Гудермес-сити», «Шали-сити», строительство уникальных сооружений «Сердце Чечни», «Сердце матери», комплекса «Грозненское море», спортивно-туристического комплекса «Кезеной-Ам», крупнейшего автодрома на юге страны «Крепость-Грозный», комплекса «Колизей» и целого ряда крупных объектов различного назначения. Все это тоже является элементом эффективной борьбы с международным терроризмом и экстремизмом.

Эффективное управление регионом, форсированный переход от разных стадий, требовавших длительного временного цикла, достигнуто путем формирования команды с ориентацией на эффективного руководителя. Здесь очень четко проявились управленческие качества руководителя Чеченской Республики. Во главу угла ставится профессионализм человека вне зависимости от былых заслуг и регалий. Причем речь идет о профессионализме, формирующемся в условиях повседневных реалий, и здесь опытность проявляется не по возрастному критерию, а по умению решать возникающие задачи быстро и качественно. Управленец должен быть мобильным, способным решить поставленную задачу. Интересы общества, ответственность перед обществом являются мерилом его компетентности при оценке профессионализма и востребованности. Именно поэтому в Чеченской Республике наблюдается высокая ротация аппарата государст-

венных и муниципальных служащих. Только за период с 2000 по 2015 г. в министерстве Чеченской Республики по национальной политике, печати и информации сменилось 7 министров, количественные изменения имеют главную цель повышение эффективности работы. Идет постоянный поиск и внедрение эффективных управленцев на всех уровнях.

Управленческая политика руководства Чеченской Республики в области строительства, безопасности, создания благоприятной инфраструктуры повсеместно положительно влияет и на другие регионы (в первую очередь близлежащие к Чеченской Республике), способствуя внедрению если не чеченского аналога, то нечто схожего с «чеченским» опытом у себя в регионах. Здесь очень важно подчеркнуть очень значимый аспект этой здоровой конкуренции. Чеченская Республика в начале 2000-х гг. находилась в позиции даже несовместимой с аутсай-дерской, её инфраструктура была разрушена на 90%. Следовательно, речь шла о возрождении с нулевого цикла, от законодательной базы до инфраструктуры, но не о модернизации, какую переживают сегодня другие регионы, что делает их положение изначально выгодным, чем состояние Чеченской Республики, в начале 2000-х гг. столкнувшейся в первую очередь с процессом «расчистки завалов» на всей своей территории.

Многое из того, что было успешно апробировано в Чеченской Республике, было также принято и в других регионах страны. Была объявлена беспощадная война теневому игорному бизнесу, в 2005 г. в Чечне «однорукие бандиты» были ликвидированы первыми среди других российских регионов. Следуя п. 4 ст. 35 Конституции Чеченской Республики, закрепляющей, что общепризнанные традиции и обычаи народов Чеченской Республики - уважение к старшему, женщине, людям различных религиозных убеждений, гостеприимство, милосердие - священны, охраняются Конституцией Чеченской Республики и законами республики, в регионе было запрещено похищение невест, приводившее к конфликтным ситуациям внутри чеченского общества. Это очень положительный опыт, который нуждается в апробации и в других регионах Северного Кавказа. Здесь будет уместен вывод, сделанный А.В. Малашенко: человек, который, зани-

мая рутинный пост главы одного из 83 субъектов Федерации, попал в центр российской политики, не может не вызывать зависть[33].

Завершение войны в Чечне и восстановление её после военных событий решало не одну, а целую группу задач, от внутриполитических до внешнеполитических: перестали гибнуть военнослужащие и милиционеры, откомандированные из регионов России, вместо них, защищая интересы своего народа и России, гибли чеченские милиционеры; остановился поток внутренней миграции, когда спасавшиеся от войны граждане тысячами перемещались внутри страны; решение чеченской проблемы лишило страны Запада и Ближнего Востока возможности попрекать Россию и пытаться шантажировать нашу страну нарушением прав человека на международной арене. На практике направление одного крупного милицейского или войскового подразделения из других регионов страны означало, что они должны быть передислоцированы в регион со своей техникой, провиантом и вооружением, авиационным или железнодорожным транспортом. Это приводило к большим финансовым затратам для бюджета страны. С созданием чеченской милиции, помимо основных задач, в том числе решалась указанная обременительная задача. Ключевой боевой составляющей в Чеченской Республике при проведении специальных операций являются подразделения специального назначения. Современный чеченский спецназ -это подразделение специального назначения в системе МВД по ЧР, Министерства обороны Российской Федерации, в которое входят лучшие бойцы из всех подразделений республики. Свое мастерство и профессионализм, отточенные в реальных боевых операциях, они с успехом демонстрируют и в военно-спортивных состязаниях среди аналогичных специальных подразделений как в стране, так и за ее пределами. Выступление сборной команды России на королевском чемпионате мира среди силовых спецподразделений в 2015 г. в Иордании показало, что чеченские бойцы - лучшие в мире. Команда под руководством Д. Мартынова стала четырехкратным золотым призером, двукратным серебряным и трехкратным бронзовым призером чемпионата в различных состязаниях. В чемпионате принимали участие 43 команды из десятков стран ми-

ра, включая мировые державы. Соревнования проходили в Королевском Центре подготовки подразделений специального назначения (The King Abdullah II special operations training center)[34]. После победы «российского спецназа чеченского происхождения» перенимать опыт первыми в республику приехали коллеги из Казахстана.

Россия - многонациональная и многоконфессиональная страна. Правильное понимание этих характеристик позволит власти и обществу обезопасить себя от проникновений на территорию страны деструктивных элементов, не прекращающих попытки заполнить, с одной стороны, имевший место идеологический вакуум, с другой - навязать идеи, чуждые мусульманам страны. Открытием крупнейшей мечети в Грозном 2008 г. «Сердце Чечни», Российского исламского университета имени Кунта-Хаджи в столице Чеченской Республике, школ хафизов (учебных заведений для детей и подростков по изучению Корана) по республике, проведение регулярных международных научно-практических конференций, одна из последних - «Суфизм - безопасность для человека и стабильность в государстве», - есть еще одна важная составляющая в борьбе с лжетечениями и идеологиями в пространстве Российской Федерации. Строительством крупных мечетей в каждом городе и районном центре, восстановлением священных для чеченцев зияртов шейхов и эвлиа, передачей на хранение реликвий пророка Мухамада (C.I.B) был нанесен идеологический урон, который лишил возможности обвинять Чеченскую Республику и её власть в отсутствии должного отношения к религии со стороны экстремистов. Второй, более важный, момент этой работы заключается в получении глубоко образованных молодых специалистов в области теологии из числа представителей национальностей, проживающих в стране (не только чеченцев, но и из других субъектов России), получающих образование не через призму видимого и невидимого давления ближневосточных наставников за пределами своей Родины (большой и малой), а у себя в регионе. Следовательно, получать ответы и искать истину в глубоком просветительском смысле религии добра и мира ислама.

По классификации, введенной в научный оборот исследователем В.Ю. Гадаевым, об отношении к религиозной вере и научным знаниям,

современную чеченскую молодежь ученый разделил на 4 типа: наличие веры, но отсутствие глубоких знаний; наличие знаний, но отсутствие глубокой веры; отсутствие глубоких знаний и отсутствие глубокой веры; наличие глубокой веры и наличие глубоких знаний[35]. Именно с этим контингентом в Чеченской Республике проводилась и продолжает осуществляться колоссальная идеологическая и воспитательная работа. В условиях, когда силы международного терроризма и экстремизма перешли к тактике использования живых бомб, важным компонентом активного противодействия этому явлению является работа, проводимая кадиями районов с молодым поколением. Во главу угла ставится разъяснение того, что ислам запрещает самоубийство. Кроме того, сама природа самоубийц-смертников не является к тому же исламским нововведением. Террористические акты, совершаемые самоубийцами, стали широко известны благодаря движению зелотов, боровшихся против римского владычества (в период иудейской войны 66-73 гг. н.э). В Х1-Х111 вв. акты террора совершали исмаи-литы Ирана, известные как ассасины, русские народники, камикадзе-японцы, члены националистических движений в Индии, Шри-Ланке и т.д.[36] Следовательно, здесь важно установить мотивацию и провести контраргументацию, в первую очередь, с помощью самой религии.

Столица Чеченской Республики г. Грозный, по аналогии с северной столицей России, городом Санкт-Петербург, стала своеобразной «южной мусульманской столицей» России. И это стратегически правильная реализация национальной политики нашего государства. Представляется, что для этого необходимо в дальнейшем развивать созданный в республике потенциал, а именно, нам видится необходимость строительства крупнейшей исламской библиотеки и академии ислама именно в Грозном, поскольку научно-образовательная составляющая данного вопроса должна находиться в постоянном развитии. Важное значение имеют результаты научно-практических конференций, в результате которых принимаются фетвы о запрете любых противоправных действий, об отсутствии жестокости и нетерпимости в исламе.

Чеченская Республика, сама долгое время являвшаяся своеобразной мишенью на меж-

дународной арене, «перманентным упреком» России со стороны Запада и Востока, в конце первого десятилетия XXI в. стала не просто главным оплотом и форпостом российской государственности, но и, выступая составной частью многонационального государства, является заметным участником внешнеполитической деятельности. Вряд ли исследователи и рядовые граждане страны в 90-е гг. XX столетия могли бы предположить, что в XXI в. именно Чеченская Республика станет центром противодействия экстремизму и терроризму не только на оперативных просторах, узких горных тропах, городских кварталах региона, но и на международной политической арене - освобождая заложников из числа российских граждан в Украине (освобождение 25 мая 2014 г. телеоператора Марата Сайченко и журналиста Олега Сидя-кина), в Ливии (12 октября 2015 г. освобождение членов экипажа российского танкера «Механик Чеботарев»), проводя чрезвычайно важные для страны мероприятия международного значения. Среди них необходимо выделить следующие.

В научном исследовании А.А. Кадырова [37] в свое время были сделаны глубокие выводы и предложения по нормализации ситуации в регионе. Анализ данной работы на современном этапе приводит современных исследователей к выводу, что многое из изложенного им в заключении данной работы нашло практическое применение в 2003-2015 гг. Главной задачей в урегулировании конфликта А.А. Кадырову виделся перевод ситуации из внеправовой (незаконной) в правовую (законную). Предполагалось создание реального механизма функционирования Конституции РФ в Чеченской Республике. Вывод о том, что чеченский социум неизбежно обретет свою структуру, когда будет выстроена вертикаль законной власти с её институтами и атрибутикой и начнутся процессы восстановления её экономики на основе новых политических и экономических отношений, является примером точного прогнозирования си-туации[37, с. 139]. На наш взгляд, заслуживает особого внимания глубокий по своему значению и предвидению развития ситуации в мире вывод исследователя А.А. Кадырова, нашедшего свое подтверждение в свете событий на международной политической арене в 2008-2015 гг.: противостояние России и Чечни никогда не возобновится, если будет укреплена Российская государствен-

ность, а сама Россия станет политически и экономически независимой страной, вернет себе утраченный статус великой державы[37, с. 141].

Чеченская Республика на современном этапе играет важную внутри- и внешнеполитическую роль в развитии современной российской государственности. Без всякого преувеличения можно констатировать, что вклад чеченского народа, равно и других народов России, в этом вопросе весомый. В конце ХХ столетия у чеченского народа был прекрасный исторический шанс выстроить благоприятные отношения между республикой и центром, которые могли сформироваться ввиду интеграции представителей чеченского народа в высшую политическую элиту страны. В 1990 г. народные депутаты РСФСР первым заместителем Председателя Верховного Совета РСФСР избрали чеченца Р.И. Хасбулатова, а А.А. Аслаханова - членом Президиума российского парламента и председателем одного из его профильных комитетов. В 1991 г. союзное министерство химической и нефтехимической промышленности возглавил чеченец С.Н. Хаджиев -доктор химических наук, профессор[38]. Однако этот потенциал был в скором времени утрачен в ходе событий 1991-1995 гг. Другой исторический шанс чеченский народ получил, пройдя через трагедию двух военных кампаний, спустя 10 лет, в 2000 г., когда федеральный центр назначил руководителем республики в сложных условиях военного времени А.А. Кадырова. Деятельность на этом посту по заслугам оценил чеченский народ, свободным волеизъявлением избравший его президентом. Именно эти созидательные процессы положили начало интеграции в российскую политику нового поколения чеченских политиков - Р.А. Кадырова, А.С. Делимханова, ныне покойного первого Председателя Парламента Чеченской Республики Д.Б. Абдурахманова. Их роль и значение для Российской Федерации вышли далеко за рамки региональных политиков.

По мнению авторитетного отечественного исследователя А.В. Малашенко: критерием успеха в политике является исключительная дееспособность, возможность решать любые вопросы, помимо закона, используя любые методы управления и даже не пользуясь симпатиями большинства общества[39]. Бесспорно, в первой части своего вывода А.В. Малашенко прав, но при этом

позволим не согласиться с конечной формулировкой относительно чеченского лидера. Чеченское общество, в котором у Р.А. Кадырова наблюдается непоколебимый авторитет, является также составной частью всего российского социума, и здесь обратимся к современной политической действительности. Она показывает, что высокий авторитет Р.А. Кадырова среди российской общественности достигнут в силу его исключительной политической активности, твердости гражданской позиции, практического патриотизма, проявленного в судьбоносные для страны дни: воссоединения Крыма с Россией, решения «сирийского вопроса», отношением к «турецкому удару в спину», готовностью в любой момент встать на защиту России и её граждан.

В контексте подготовки странами членами ООН национальных стратегий в области противодействия терроризму министерство иностранных дел Российской Федерации в лице официального лица российского дипломатического ведомства директора департамента по вопросам новых вызовов и угроз Ильи Рогачева в 2016 г. официально озвучило вывод о том, что «дерадикализация Северного Кавказа является единственным в мировой практике примером успешной борьбы с экстремизмом». Другого такого примера в мире нет. Дипломат конкретизировал, что этим примером является Чечня. В заявлении Рогачева очень четко отмечена особенность региона в части использования элементов традиционного воздействия. В России в борьбе с терроризмом, экстремизмом и злоупотреблением наркотиками, а также в предотвращении преступности основную роль играют «традиционные конфессии, традиционные религиозные общины»[40]. Здесь необходимо раскрыть то, что под общей формулировкой «традиционализма» имел в виду официальный представитель министерства иностранных дел Российской Федерации. Так, говоря о «сложности устройства чеченского общества» издано много различных аналитических работ, где, к сожалению, превалировало ошибочное мнение о якобы «тай-повой» раздробленности чеченцев, сложной вир-довой (религиозной) сегментации. И как вывод предрекался «афганский вариант» развития событий. Но эти мнения были глубоко ошибочными ввиду незнания предмета исследования изнутри. Выстраивание композиции подчинения решению

старшего, основанного на его авторитете, приводит к успешным результатам, когда молодые люди, вступившие на преступный путь, находят осуждение и порицание. Это заставляет, во-первых, усиливать контроль родственниками за молодыми людьми, потенциально находящимися в группе риска, от 14 до 35 лет; во-вторых, у самих молодых людей вырабатывается чувство повышенной ответственности за свои действия. С 2006 г. значительно сократилось участие чеченцев в негативных проявлениях за пределами Чеченской Республики. Здесь применяются, помимо адатских мер воздействия, и шариатские, когда на пятничной молитве порицанию подвергаются конкретные виновники и ответственные за них родственники. Данная практика в силу своей эффективности, как нам представляется, должна развиваться и дальше. К примеру, получает человек водительское удостоверение, поступает в высшее учебное заведение или трудоустраивается, он на добровольных началах может быть приведен к клятве (тоьшалла) о соблюдении светского и религиозного закона не нарушать права других людей.

Чеченский опыт урегулирования в настоящее время апробируется в том числе и на международной политической арене, в Сирийской Арабской Республике. В качестве примера приведем процедуру подписания соглашений об установлении зон мира и безопасности между населенными пунктами и силами правительственной армии Сирии, с участием духовенства, сил международного контроля, старейшин. Это форма конкретной результативной дипломатии российской модели, ставшая неожиданной для западных партнеров, которая, в отличие от западного варианта урегулирования сирийского конфликта по формуле «плана без плана», дает сегодня реальные результаты.

Чеченский антитерроризм - военно-политическое и социально-экономическое народное движение, возникшее в начале XXI в. в Чеченской Республике, вобравшее в себя множество элементов традиционного уклада чеченского народа, стало ключевым фактором уничтожения сил международ-

ного терроризма и экстремизма в регионе, угрожавших уничтожить национальную идентичность чеченского народа с последующим его истреблением как этноса, развалить Российскую Федерацию. Это явление, способствовавшее возрождению Чеченской Республики и её дальнейшему эффективному социально-экономическому развитию и процветанию. Его отличительными чертами выступают вера во Всевышнего Аллаха и надежа на его помощь в борьбе с силами зла, национальный патриотизм, основанный на традиционном институте «Нохчал-ла» («Чеченскость»), святость и незыблемость национальных устоев и традиций, милосердие к нуждающимся в помощи. Источником и правообладателем данного явления является чеченский народ.

Чеченцы характеризуются своим воинским мастерством, отвагой и героизмом, проявляемыми ими с древнейших времен при защите своего Дай-мохка (Земли отцов), интересов государства российского на фронтах Первой мировой войны в составе славной «Дикой дивизии»», единой страны Советов на фронтах Великой Отечественной войны. Сама Чечня с её нефтью была одним из 2 основных «доноров» горюче-смазочных материалов для авиационной и другой техники для всей нашей армии. И поэтому, даже не приводя других беспрецедентных примеров, как подвиги Героев Советского Союза пулеметчика Ханпаши Нурадилова, кавалериста Мовлади Висаитова, первым встретившегося на Эльбе с союзниками, десятках и сотнях других личностях, можно констатировать бесспорный вклад чеченского народа в защиту государственности нашей страны. Как показала практика последних 15 лет XXI в. к этим качествам добавились так же и другие, очень важные в современном развивающемся мире созидательные тренды, выраженные в стремлении совершенствоваться в различных отраслях мирного бытия. Этот потенциал нуждается в перманентном развитии. Очень важной видится работа по постоянному формированию национального кадрового состава последующих поколений, которые будут так же эффективно интегрированы в высшие эшелоны многонационального и многоконфессионального российского государства.

Библиография:

1. Манкиев А.А. Кадыров об идеологии и политических целях ваххабитов. От беззакония и хаоса к порядку и закону (об исторической роли Ахмат-Xаджи Кадырова в новейшей истории Чеченской Республики). Материалы региональной научно-практич. конференции. Грозный, 10 июня 2010 г. С. 164.

2. Итоги контртеррористической операции в Чечне. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1156661.

3. Итоги контртеррористической операции в Чечне. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1156661.

4. Воробьев И., Киселев В. Контртеррористическая операция: анализ, уроки и выводы. Режим доступа: http://observer.materik.ru/observer/N02_00/02_16.HTM.

5. Kamov Ka-50 "Black Shark" in action. Новости 2001 года. Боевые вылеты вертолётов Ка-50 "Чёрная акула" в Чечне. Репортаж НТВ. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Zy4IKDdbUG4; также: Работа Ка-50 в Чечне. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=s7at2IMuFDI.

6. Младенов А. О вертолете Ка-52 «Аллигатор». http://periscope2.ru/2012/05/17/5941/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Заявление в связи с нарушением прав человека в ходе контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/24066.

8. Административная практика Российской империи на Центральном Кавказе с конца XVI11 в. до 1870 г. (на материале Осетии): Сборник документов. Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2012. С. 229-230.

9. Режим контртеррористической операции в Чеченской Республике отменен. Режим доступа: http://chechnya.gov.ru/page.php?r=126&id=5162.

10. Обращение Президента Чеченской Республики Р.А. Кадырова к народу в связи с отменой режима контртеррористической операции. Режим доступа: http://chechnya.gov.ru/page.php?r=126&id=5173.

11. Кадыров Р. Отмена режима контртеррористической операции будет содействовать экономическому росту Чеченской Республики. Режим доступа: http://chechnya.gov.ru/page.php?r=126&id=5163.

12. Электоральный паспорт Чеченской Республики. Грозный. Б/г. С. 31.

13. Гапуров Ш.А. Конституционные процессы и восстановление научного потенциала Чеченской Республики. Материалы республиканской научно-практич. конференции «Конституция основной закон Чеченской Республики». Грозный, 2008. С. 99.

14. Первые местные выборы в Чечне после распада СССР. Режим доступа: http://inotv.rt.com/2009-10-12/Pervie-mestnie-vibori-v-CHechne.

15. Абдурахманов Д.Б. 23 марта 2003 г. - принятие Конституции ЧР и начало конституционного процесса на территории Чеченской Республики. Режим доступа: http://www.mvdchr.ru/rus/chechennews/856.html.

16. Бахмадов Б.Д. Конституция ЧР - завершение становления института высшего должностного лица Чеченской Республики // Материалы республиканской научно-практич. конференции «Конституция основной закон Чеченской Республики». Грозный, 2008. С. 223.

17. Криминальная ситуация и тенденции её развития в Чеченской Республике / Под общ. ред. С.И. Гирько. М., 2009. С. 17.

18. Криминальная ситуация и тенденции её развития в Чеченской Республике. М., 2009. С. 17.

19. Бобырев С.В. Об организации совместной деятельности субъектов системы профилактики правонарушений в Чеченской Республике. Основные направления совершенствования системы предупреждения преступлений в Северо-Кавказском регионе. М., 2009. С. 105.

20. Ибаева М. Проблема похищения людей в Чечне под особым контролем. События. Факты. Мнения. Комментарии. Проблемы. Криминальная хроника. № 9 (сентябрь, 2006). Грозный-информ. С. 71.

21. Полку ППСП им. Героя России А.А. Кадырова исполнилось 10 лет. Режим доступа: https://95.mvd.ru/news/item/2322607/.

22. Р. Кадыров прокомментировал спецоперацию ПМСН им. А. Кадырова по уничтожению бандгруппы в Ножай-Юртовском районе. Режим доступа: http://www.chechnya.gov.ru/page.php?r=126&id=1219.

23. Вахит Усмаев - Герой России. http://chechnyatoday.com/content/view/9222.

24. Наши герои. Режим доступа: https://95.mvd.ru/gumvd/heroes.

25. Наемник из Алжира Бурахли Камело приговорен к двадцати годам лишения свободы. События. Факты. Мнения. Комментарии. Проблемы. Криминальная хроника. №9 (май, 2006). Грозный-информ. С. 78.

26. С. Емельянова. Рашид Нургалиев: Самыми боеспособными являются подразделения МВД Чечни. Режим доступа: http://rg.ru/2011/07/25/reg-kuban/mvd-anons.html.

27. Разъяснения участникам незаконных вооруженных формирований, явившихся с повинной. Под гарантии государства. Сборник официальных документов. Грозный, 2006. С. 18-20.

28. Источник. Режим доступа: sovbezchr.ru/.../ Методическое%20пособие%20о%20деятельности%.

29. Социально-экономическая политика Рамзана Кадырова. http://sta-sta.ru/?p=10430.

30. В Чеченской Республике уровень регистрируемой безработицы снизился до 15,3 процента. Режим доступа: http://www.chechnya.gov.ru/page.php?r=126&id=16636.

31. Социально-экономическая политика Рамзана Кадырова. Режим доступа: http://sta-sta.ru/?p=10430.

32. Каким регионам достается больше всего из бюджета. Режим доступа: http://izvestia.ru/news/519741.

33. Малашенко А.В. Рамзан Кадыров: российский политик кавказской национальности; Моск. Центр Карнеги. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. С. 120.

34. В чемпионате принимали участие 43 команды из десятков стран мира. Режим доступа: http://tass.ru/obschestvo/1927226.

35. Гадаев В.Ю. Молодое поколение Чеченской Республики: проблемы духовного развития. Грозный, 2011. С. 19.

36. Наумкин В.В. Исламский радикализм в зеркале новых концепций и подходов / Восток. 2006. №1. С. 12.

37. Кадыров А.А. Российско-чеченский генезис, сущность, пути решения. Дисс. ... на соиск. канд. политич. наук. М., 2003. С. 138-141.

38. Сайдумов Д.Х. Государственно-правовое развитие Чечни в конце XX - начале XXI вв.: историко-правовой взгляд на вопросы прошлого и настоящего. Национально-государственное строительство в Чечне: история и современность. Материалы региональной научной конференции, посвященной 90-летию автономии Чечни. Грозный, 30 ноября - 1 декабря 2012 г. С. 339.

39. Малашенко А.В. Рамзан Кадыров: российский политик кавказской национальности; Моск. Центр Карнеги. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. С. 53.

40. Зеленин О. МИД РФ: Северный Кавказ - единственный пример успешной борьбы с экстремизмом. Режим доступа: http://tass.ru/politika/3235909.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.