Научная статья на тему 'ИЗ ОПЫТА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО БОРЬБЕ СЭКСТРЕМИЗМОМ И ТЕРРОРИЗМОМ'

ИЗ ОПЫТА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО БОРЬБЕ СЭКСТРЕМИЗМОМ И ТЕРРОРИЗМОМ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
243
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / ИСЛАМ / РЕЛИГИЯ / МОЛОДЕЖЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ РЕСУРС / ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА / EXTREMISM / TERRORISM / ISLAM / RELIGION / YOUTH / ETHNO-CULTURAL RESOURCE / CHECHEN REPUBLIC

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гарсаев Лейчиймагамедович, Магомедова Роза Мусаевна, Нахибашев Закарья Муртузович, Гусейнова Ираде Сафаратдиновна

В статье раскрываются теоретические аспекты терроризма, его глобальные и региональные проявления, формы бытования религиозно-политического экстремизма, радикального исламизма в регионе. Рассматриваются общие методы, способы противодействия, формы профилактики посредством мобилизации возможностей этнокультурного ресурса. Авторы приходят к выводу, что экстремизми терроризм многообразны, и они проявляются под различными масками, ибо в этих социальных девиациях переплетаются политические, идеологические, этнические и прочие компоненты, порою затрудняя возможность четкого определения их видов, форм бытования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE EXPERIENCE OF THE CHECHEN REPUBLIC ON COMBATING EXTREMISM AND TERRORISM

The article reveals the theoretical aspects of terrorism, its global and regional manifestations, the forms of existence of religious and political extremism, radical Islamism in the region. General methods, methods of counteraction, forms of prevention by mobilizing the capabilities of an ethnocultural resource are considered. The authors come to the conclusion that extremism, like terrorism, is diverse, and they appear under various masks, because in these social deviations political, ideological, ethnic, etc. components are intertwined, sometimes making it difficult to clearly define their types and forms of existence

Текст научной работы на тему «ИЗ ОПЫТА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО БОРЬБЕ СЭКСТРЕМИЗМОМ И ТЕРРОРИЗМОМ»

ГАРСАЕВ ЛейчийМагамедович,

доктор исторических наук, профессор Чеченского государственного университета, заведующий отделом этнологии ИГИ АН ЧР e-mail: garsaev52@mail.ru

МАГОМЕДОВА Роза Мусаевна,

доктор исторических наук, доцент кафедры истории Дагестанского государственного педагогического университета

e-mail: magomedovaroza@yandex.ru

НАХИБАШЕВ ЗакарьяМуртузович,

доктор исторических наук, профессор кафедры истории Дагестанского государственного педагогического университета

тел. +7 988 292-61-38

ГУСЕЙНОВА ИрадеСафаратдиновна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета

e-mail: nazirova.irada@yandex.ru

ИЗ ОПЫТА ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПО БОРЬБЕ СЭКСТРЕМИЗМОМ И ТЕРРОРИЗМОМ

Аннотация. В статье раскрываются теоретические аспекты терроризма, его глобальные и региональные проявления, формы бытования религиозно-политического экстремизма, радикального исламизма в регионе. Рассматриваются общие методы, способы противодействия, формы профилактики посредством мобилизации возможностей этнокультурного ресурса. Авторы приходят к выводу, что экстремизми терроризм многообразны, и они проявляются под различными масками, ибо в этих социальных девиациях переплетаются политические, идеологические, этнические и прочие компоненты, порою затрудняя возможность четкого определения их видов, форм бытования.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, ислам, религия, молодежь, этнокультурный ресурс, Чеченская Республика.

GARSAEV LeichiyMagamedovich,

Doctor of History, Professor of Chechen state University, head Department of Ethnology ISI Academy of Sciences of the Czech Republic

MAGOMEDOVA RozaMusaevna,

doctor of historical Sciences, associate Professor of history, Dagestan state pedagogical University

NAKHIBASHEV ZakaryaMurtuzovich,

doctor of historical Sciences, Professor of the Department of history of Dagestan state pedagogical University

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

GUSEYNOVA IradeSafaratdinovna,

candidate of historical Sciences, associate Professor of public administration and municipal management of Institute of social and humanitarian education, Moscow pedagogical state University

FROM THE EXPERIENCE OF THE CHECHEN REPUBLIC ON COMBATING EXTREMISM AND TERRORISM

Annotation. The article reveals the theoretical aspects of terrorism, its global and regional manifestations, the forms of existence of religious and political extremism, radical Islamism in the region. General methods, methods of counteraction, forms of prevention by mobilizing the capabilities of an ethnocultural resource are considered. The authors come to the conclusion that extremism, like terrorism, is diverse, and they appear under various masks, because in these social deviations political, ideological, ethnic, etc. components are intertwined, sometimes making it difficult to clearly define their types and forms of existence.

Key words: extremism, terrorism, Islam, religion, youth, ethno-cultural resource, Chechen Republic.

Тематика нашего исследования крайне сложная и требует глубокого осмысления и выработки своего эффективного решения. Для этого необходимо обратиться к генезису проблемы.

Вопросы борьбы с международным терроризмом и экстремизмом для Северного Кавказа имеют важное стратегическое значение. Настоящее исследование посвящено опыту Чеченской Республики, где эта борьба ведется эффективно и системно. Чеченскому кризису предрекались различные сценарии, где итогом являлось перманентное состояние войны и нестабильности всего региона. Однако события последних 10 лет стали переломными в новейшей истории государственно-правового развития Чеченской Республики в рамках российской государственности. Опыт чеченского народа в этой жестокой и, по сути, неравной борьбе чрезвычайно ценный, многогранный и при этом весьма трагический в части невосполнимых человеческих потерь за годы нахождения на острие сильного противостояния [1].

В современных условиях экстремизм и терроризм приобретают широкий международный характер, что сопряжено с существующими социальными системами, внешними и внутренними их коллизиями, конфликтами. В связи с этим французский философ Ж.Бодрийяр, подчеркивая универсальность и даже мобильность терроризма, отмечает, что он «как и вирусы, проник везде, он следует как тень за системой господства, всегда готовый выйти из тени, подобно двойному агенту». Характеризуя его состояние, а в определенной мере и сущность, он пишет, что больше нет демаркационной линии, которая позволяла бы обозна-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

чить терроризм, ибо он находится в самом сердце культуры, которая «с ним борется, а видимый разрыв (и ненависть), который в глобальном плане разделяет эксплуатируемые и слаборазвитые страны с западным миром, тайно соединяется с внутренним разломом господствующей системы»[2, с. 4].

Сегодня термин «терроризм» имеет исключительно политическую окраску.Он неизбежно связан с властью, погоней за властью, приобретением власти и использованием ее для достижения политических изменений. Терроризм представляет собой насилие или, что не менее важно, угрозу насилием, используемую и нацеленную на достижение или продвижение некоей политической цели [2, с. 6].

Многие террористические акты на Северном Кавказе увязываются с радикальной и экстремистской деятельностью, в связи с чем перед органами власти возникла необходимость преодоления идеологической и практической деятельности неоваххабитов. Органы власти при поддержке официального духовенства региона приняли комплекс мер законодательного и идеолого-пропаган-дистского характера.

В Чеченской Республике, начиная с 2000-х годов, осуществляется целенаправленная деятельность против проявлений экстремизма, т.н. ваххабитов, салафитов, представляющих собой современные исламистские группировки, ориентирующие молодежь на крайние формы политической активности, борьбу против официальной власти, призывая ее к участию во всемирном джихаде. Подобная ориентация в период дудаев-ско-масхадовского режима привела к тому, что определенная часть молодежи (причем неболь-

шая) была социально, политически, идеологически дезориентирована, и самое главное - вовлечена в экстремистские и террористические организации. Ими преследовалась цель создания в регионе Кавказского халифата. В конечном счете это привело к трагическим последствиям, военным действиям, колоссальным разрушениям в Чечне. Стабилизация политической ситуации в Чеченской Республике потребовала не только восстановления разрушенного, но и реализацию системы идеологических мер, основанной на мобилизации ценностей этнической культуры чеченцев, национальных обычаев и традиций, исторически традиционных религиозных ценностей. Первый президент Чеченской Республики А.А. Кадыров уделял значительное внимание как социально-экономическому, так и духовному возрождению чеченского общества. Благодаря его деятельности удалось в короткие сроки сформировать республиканские органы власти, войти в правовое поле России, возобновить работу учреждений медицины, культуры, искусства, образования и науки. Он немало сделал для укрепления роли традиционного духовенства, старейшин, придавая большое значение их роли в сохранении и популяризации традиционных ценностей многонационального чеченского общества. В первую очередь особое внимание уделял А.А. Кадыров своей религиозно-политической деятельности. Благодаря ему были мобилизованы и воспроизводились традиционные исламские, суфийские и национально-культурные ценности чеченцев с целью противодействия проявлениям радикального исламизма, носителями которых в республике были ваххабиты, салафиты [2, с. 8].

Как отмечают ученые В.Х. Акаев, Ш.А. Гапу-ров и др., решительное противодействие религиозным экстремистам и террористам в Чеченской Республике оказывает ееглава, Герой России Р.А. Кадыров, который не раз публично заявлял, что он все сделает, чтобы полностью искоренить «ваххабизм». Регулярно организовывается и проводится в Грозном Международный миротворческий форум «Ислам - религия мира и созидания», имевший большое духовно-нравственное и политическое значение для мусульман и немусульман республики, Российской Федерации и мира. Участниками данного форума являются известные духовные лица Чечни, России, зарубежья, в докладах и выступлениях которых подчеркивается гуманистическая, миротворческая и созидательная роль ислама, осуждаются радикальные и экстремистские проявления под прикрытием религиозных лозунгов. На страницах светских и религиозных газет публикуются материалы, раскрывающие бесчеловечный, антигуманный характер деяний ваххабитов. Значительная идеологи-

ческая работа ведется среди молодежи. В связи с этим важное место должны занять исламские учебные заведения, созданные в Дагестане, Чечне, Кабардино-Балкарии, Адыгее, осуществляющие подготовку духовенства, ориентированного на традиционные исламские ценности, сложившиеся на Северном Кавказе, а в целом и в России. Современный опыт Чеченской Республики в деле эффективной борьбы с терроризмом, успешное возрождение республики из сложной поствоенной ситуации, активный переход к интенсивному развитию социально-экономической сферы можно с полной уверенностью охарактеризовать как «чеченский феномен». До настоящего времени на научном уровне вопрос изучения опыта Чеченской Республики поднимался лишь в локальном формате, между тем колоссальный опыт региона нуждается в широком исследовании и распространении.

В мае 2007 г. Р. Кадыров возглавил антитеррористическую Комиссию республики. Был подписан Указ о мерах противодействия терроризму на территории Чеченской Республики. Согласно данным Комиссии, с момента её образования (апрель 2007г.) спецподразделениями МВД по Чечне и УФСБ по Чеченской Республике были нейтрализованы 12 полевых командиров и 60 боевиков, задержаны 444 участника незаконных вооружённых формирований и их пособники, ликвидировано 283 базы, 452 тайника с оружием и боеприпасами [3].

Россия - многонациональная и многоконфессиональная страна. Правильное понимание этих характеристик позволит власти и обществу обезопасить себя от проникновений на территорию страны деструктивных элементов, не прекращающих попытки заполнить, с одной стороны, имевший место идеологический вакуум, с другой - навязать идеи, чуждые мусульманам страны. Открытие в Грозном в 2008 г. крупнейшей мечети «Сердце Чечни», Российского исламского университета им.Кунта-Хаджи в столице Чеченской Республике, школ хафизов (учебных заведений для детей и подростков по изучению Корана) по республике, проведение регулярных международных научно-практических конференций (одна из последних - «Суфизм - безопасность для человека и стабильность в государстве») есть еще одна важная составляющая в борьбе с лжетечениями и идеологиями на территории Российской Федерации. Строительством крупных мечетей в каждом городе и районном центре, восстановлением священных для чеченцев зияртов шейхов и эвлиа, передачей на хранение реликвий пророка Мухамада (с I в.) был нанесен идеологический урон экстремистам, который лишил возможности

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

обвинять Чеченскую Республику и её власть в отсутствии должного отношения к религии.

Теперь немного о подготовке высокообразованных молодых специалистов в республике. По классификации, введенной в научный оборот исследователем В.Ю. Гадаевым, об отношении к религиозной вере и научным знаниям современную чеченскую молодежь ученый разделил на четыре типа: наличие веры, но отсутствие глубоких знаний; наличие знаний, но отсутствие глубокой веры; отсутствие глубоких знаний и отсутствие глубокой веры; наличие глубокой веры и наличие глубоких знаний [4, с. 19]. Именно с этим контингентом в Чеченской Республике проводилась и продолжает осуществляться большая колоссальная идеологическая и воспитательная работа. Здесь во главу угла ставится разъяснение того, что ислам запрещает любые теракты, совершаемые самоубийцами. Кроме того, сама природа самоубийц-смертников противоречит исламу.

При поддержке главы Чеченской Республики Р.А. Кадырова была разработана «Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения Чеченской Республики». В ней была поставлена главная цель духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения на основе ценностей гуманизма, нравственности, духовности, применения традиционных ценностей чеченского этноса.

В практической реализации ее положений немало сделано органами власти республики, духовенством, представителями светских и религиозных учебных заведений, общественностью, учеными, писателями, журналистами.

В Х1-ХШ вв. акты террора совершали исмаи-литы Ирана, известные как ассасины, русские народники, камикадзе - японцы, члены националистических движений в Индии, Шри-Ланке и т.д. [5, с. 12]. Следовательно, здесь важно установить мотивацию и провести контраргументацию, в первую очередь с помощью самой религии.

Руководство Чеченской Республики с открытым забралом защищало мусульман от циничных нападок как внутри страны, так и извне, реагируя массовой и беспрецедентной акцией на кощунственные карикатуры французского издания «Шарли Эбдо», защищало интересы многомиллионной уммы верующих в стране. Акцентированное внимание к развитию суфизма есть выстраивание жесткого заслона на пути международного терроризма и экстремизма. Вывод, сделанный на одной из научно-практических конференций председателем Совета улемов Чеченской Республики А.-Х. А. Кадыровым о том, что «суфизм помог нам выдворить из нашей республики экстремизм, радикализм и опровергнуть обвинение в непра-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

вильности12его сын, который продолжил дело отца и делает на этом пути значительные успехи"» [6].

21 декабря 2008 г. Грозный посетил с визитом глава Палестинской национальной автономии Махмуд Аббас. Его визит напрямую связан с успехами чеченского народа с международным терроризмом.

23 апреля 2014 г. в Грозном под председательством Секретаря Совета Безопасности РФ Н.П. Патрушева состоялось выездное заседание Комитета секретарей советов безопасности государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности. Результатом стало подписание документов, касающихся вопросов развития системы коллективного реагирования государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности на чрезвычайные ситуации, взаимодействия по противодействию преступной деятельности в информационной сфере, совместных мероприятийоперативной и боевой подготовки органов управления и формирований сил и средств системы коллективной безопасности [7].

19 июня 2014 г. Король Иордании Абдалла II прибыл в Грозный для встречи с главой Чеченской РеспубликиР.А. Кадыровым. Во время поездки он посетил подразделения специального назначения МВД по Чеченской Республике, имеющие опыт борьбы с международным терроризмом.

5 октября 2015 г. первый вице-президент Афганистана, генерал Абдул Рашид Дустум в Грозном встретился с главой Чеченской Республики Р.А. Кадыровым. Дустум отметил, что у республики есть реальный опыт борьбы с терроризмом [8].

Эффективное управление регионом, форсированный переход от разных стадий, требовавших длительного временного цикла, достигнуто путем формирования команды с ориентацией на эффективного руководителя. Здесь весьма четко проявились управленческие качества руководителя Чеченской Республики. Во главу угла ставится профессионализм человека вне зависимости от былых заслуг и регалий. Причем, речь идет о профессионализме, формирующемся в условиях повседневных реалий, и здесь опытность проявляется не по возрастному критерию, а по умению решать возникающие задачи быстро и качественно. Управленец должен быть мобильным, способным решить поставленную задачу. Интересы общества, ответственность перед обществом есть мерило его компетентности при оценке профессионализма и востребованности кадров. Именно поэтому в Чеченской Республике наблюдается высокая ротация аппарата государственных и муниципальных служащих. Только за период с 2000 по 2015 г. в министерстве по нацио-

нальной политике, печати и информации сменилось семь министров, количественные изменения имеют главную цель - повышение эффективности работы. Идет постоянный поиск и внедрение эффективных управленцев на всех уровнях.

Многое из того, что было успешно апробировано в Чеченской Республике, было также принято и в других регионах страны. Была объявлена беспощадная война теневому игорному бизнесу, в 2005 г. в Чечне «однорукие бандиты» были ликвидированы первыми среди других российских регионов. Следуя ч. 4 ст. 35 Конституции ЧР, закрепляющей, что общепризнанные традиции и обычаи народов Чеченской Республики - уважение к старшему, женщине, людям различных религиозных убеждений, гостеприимство, милосердие - священны, охраняются Конституцией и законами республики, в регионе было запрещено похищение невест, приводившее к конфликтным ситуациям внутри чеченского общества. Этот весьма положительный опытнуждается в апробации и в других регионах Северного Кавказа.

Здесь будет уместен вывод, сделанный А.В. Малашенко в отношении Р.А. Кадырова: человек, который, занимая рутинный пост главы одного из 83 субъектов Федерации, попал в центр российской политики, не может не вызывать зависть [9, с. 120].

Особо отмечаем, что перед дагестанцами и чеченцами стоит общая задача - быть, как это было свойственно нашим предкам, едиными в общей борьбе с международным злом и терроризмом. Дагестанский народ как никто иной знает о важности единства и братства в этом деле. Совсем недавно одна из улиц Ленинского района г. Грозного была названа в честь Героя России Магомеда Нурбагандова. Весьма значимы слова главы Чеченской Республики Р.А. Кадырова на церемонии открытия мемориальной доски: название улицы имени Нурбагандоваесть дань уважения к дагестанскому товарищу, офицеру полиции, до конца исполнившему свой долг и сохранившему верность присяге и Отечеству. В Чечне и в Дагестане немало примеров, когда сотрудники правоохранительных структур проявляли настоящий героизм, мужество, верность присяге [10, с. 110].

Выводы и рекомендации. Как отмечают В.Х. Акаев и другие исследователи, для современной России, как и для многих стран мира, важнейшим дестабилизирующим фактором выступают экстремизм и терроризм, они представляют угрозу обществу и каждой отдельной личности. Как вид противозаконной деятельности экстремизм и его крайняя форма проявления терроризм мотивируются политическими, религиозными лозунгами. Социальную базу экстремизма, в том числе и терроризма, в основном составляют маргинальные слои населения, а также представители национа-

листических, религиозных движений и недовольная существующим порядком часть интеллигенции. В XXI в. количество террористических актов по всему миру продолжает расти. Так, в 2008 г. в мире произошло около 12 тыс. терактов, в результате которых пострадали 56 тыс. человек, в том числе 15 тыс. погибли, большинство из которых мирные жители, женщины и дети [11, с. 58].

Особую социальную актуальность приобретает приверженная к экстремизму молодежь. Нередко молодые граждане пополняют ряды экстремистских и террористических организаций, представители которых активно разыгрывают «национальную карту». К сожалению, при реализации этого «негативного протестного потенциала» происходит развитие безнравственных принципов, насаждается фанатизм, отрицаются всяческие правовые нормы, конституционные обязанности [11, с. 58].

Среди практических предложений различных экспертов хотелось бы отметить некоторые солидаризующиеся с нашим видением проблемы.

Создание на государственном уровне структур, непосредственно обеспечивающих формирование у граждан страны, придерживающихся разных духовно-культурных ценностей, толерантных отношений. Эти структуры могли бы быть организованы в рамках законодательных органов субъектов Российской Федерации.

Осуществление религиозной подготовки и переподготовки представителей официального, традиционного духовенства с тем, чтобы повысить их теоретическую подготовку, формировать у них умения противодействовать радикалистской и экстремистской идеологии и практики неофициальных исламских структур, деятельность которых приобрела закрытый характер.

На основе изучения нравственно-гуманистического потенциала ислама формировать у учащихся мусульманских учебных заведений терпимых, уважительных отношений к иным этнокультурным и конфессиональным системам.

Изучение лучшего опыта религиозной подготовки духовенства в зарубежных странах, использование его в мусульманских регионах России.

Изучение в религиозных и светских учебных заведениях позиций ислама и христианства как основных конфессиональных систем страны и распространение их среди граждан.

Периодическое осуществление диалога между представителями официального и неофициального ислама.

Проведение межконфессионального диалога в России.

Реализация этих мер позволит значительно снизить уровень религиозно-политического радикализма, совершенствовать межэтнические, межконфессиональные контакты, позволит устано-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

вить постоянный культурный диалог, столь важный для северокавказского региона. В этом процессе свою заинтересованность должны проявлять как представители официальных религий, так и органы власти, определяющие церков-но-конфессиональную политику в стране.

Список литературы:

[1] Сайдумов Д.Х., Гарсаев Л.М. Об опыте ЧР по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом: сб. материалов региональной науч.-приклад.конф. «Духовно-нравственное воспитание молодежи - основа противодействия и профилактика экстремизма, терроризма, преступности, наркомании и алкоголизма». - Махачкала, 2017. - С. 110.

[2] Акаев В.Х., Келигов М.Ю., Нанаева Б.Б. Пути противодействия экстремизму и терроризму: теоретико-методологический подход. - Грозный, 2019. - С. 4.

[3] [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://sta-sta.ru/?p=10430 (дата обращения: 14.05.2019).

[4] Гадаев В.Ю. Молодое поколение Чеченской Республики: проблемы духовного развития. -Грозный, 2011. - С. 19.

[5] Наумкин В.В. Исламский радикализм в зеркале новых концепций и подходов// Восток. -2006. - № 1. - С. 12.

[6] Кадыров встретился в Москве с Каддафи и пригласил его в Чечню[Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.newsru.com/ russia/02nov2008/ramzan.html (дата обращения: 14.05.2019).

[7] Ситуацию в регионе коллективной безопасности обсудили в Грозном на выездном заседании Комитета секретарей советов безопасности государств - членов ОДКБ [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.odkb-csto.org/news/ detail.php?ELEMENTID=3345&SECTIONID=91 (дата обращения: 14.05.2019).

[8] Р. Кадыров и генерал Дустум в Грозном обсудили вопросы противодействия ИГ[Электрон-ный ресурс] - Режим доступа: http://www. ^е^пуа. gov.ru/page.php?r=126&id=17130(дата обращения: 14.05.2019).

[9] Малашенко А.В. Рамзан Кадыров: российский политик кавказской национальности; Моск. Центр Карнеги. - М.: РПЭ (РОССПЭН), 2009. - С. 120.

[10] Сайдумов Д.Х., Гарсаев Л.М. Об опыте ЧР по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом: сб. материалов региональной науч.-приклад.конф. «Духовно-нравственное воспитание молодежи - основа противодействия и профилактика экстремизма, терроризма, преступности, наркомании и алкоголизма». - Махачкала, 2017. - С. 110.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

[11] Акаев В.Х., Келигов М.Ю., Нанаева Б.Б. Пути противодействия экстремизму и терроризму: теоретико-методологический подход. - Грозный, 2019. - С. 58.

Spisok literatury:

[1] Sajdumov D.H., Garsaev L.M. Ob opyte ChR po bor'be s mezhdunarodnym terrorizmom i ekstremizmom: sb. materialov regional'noj nauch.-priklad. konf. «Duhovno-nravstvennoe vospitanie molodezhi - osnovaprotivodejstviyaiprofilaktikaekstr emizma, terrorizma, prestupnosti, narkomanii i alkogolizma». - Mahachkala, 2017. - S. 110.

[2] Akaev V.H., KeligovM.Yu., Nanaeva B.B. Puti protivodejstviya ekstremizmu i terrorizmu: teoretiko-metodologicheskij podhod. - Groznyj, 2019.

- S. 4.

[3] [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http:// sta-sta.ru/?p=10430 (data obrashcheniya: 14.05.2019).

[4] GadaevV.Yu. Molodoe pokolenie Chechenskoj Respubliki: problemy duhovnogo razvitiya. - Groznyj, 2011. - S. 19.

[5] Naumkin V.V. Islamskij radikalizm v zerkale novyh koncepcij i podhodov // Vostok. - 2006. - № 1.

- S. 12.

[6] Kadyrov vstretilsya v Moskve s Kaddafi i priglasil ego v Chechnyu [Elektronnyjresurs] - Rezhim dostupa: http://www.newsru.com/russia/02nov2008/ ramzan.html (data obrashcheniya: 14.05.2019).

[7] Situaciyu v regione kollektivnoj bezopasnosti obsudili v Groznom na vyezdnom zasedanii Komiteta sekretarej sovetov bezopasnosti gosudarstv -chlenov ODKB [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www. odkb-csto.org/n ews/detail. php?ELEMENT ID=3345&SECTION ID=91 (data obrashcheniya: 14.05.2019).

[8] R. Kadyrovi general Dustum v Groznom obsudili voprosy protivodejstviya IG [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: http://www. chechnya.gov. ru/page.php?r=126&id=17130 (data obrashcheniya: 14.05.2019).

[9] Malashenko A.V. RamzanKadyrov: rossijskijpolitik kavkazskoj nacional'nosti; Mosk. CentrKarnegi. - M.: RPE (ROSSPEN), 2009. - S. 120.

[10] Sajdumov D.H., Garsaev L.M. Ob opyte ChR pobor'be s mezhdunarodnym terrorizmom i ekstremizmom: sb. materialov regional'noj nauch.-priklad. konf. «Duhovno-nravstvennoe vospitanie molodezhi - osnova protivodejstviya i profilaktika ekstremizma, terrorizma, prestupnosti, narkomanii i alkogolizma». - Mahachkala, 2017. - S. 110.

[11] Akaev V.H., KeligovM.Yu., Nanaeva B.B. Puti protivodejstviya ekstremizmu i terrorizmu: teoretiko-metodologicheskij podhod. - Groznyj, 2019.

- S. 58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.