ных занятий; превращение полученных знаний в конкретные взгляды после их переосмысления; реализация знаний и взглядов в отдельных действиях; включение сотрудников в педагогически целесообразную деятельность; выработка определенного отношения к степени успешности реализации в практической деятельности получаемого в процессе обучения знания; формирование мировоззрения специалистов ОВД; укрепление убеждений сотрудников ОВД; выработка личностно и профессионально значимых позиций; формирование индивидуального стиля поведения. Поэтапное прохождение всех перечисленных этапов позволяет вести речь о постепенной выработке определенных качеств личности [3].
Библиографический список
В заключение следует отметить, что воспитательная функция всей системы правоохранения выражается в: контроле за правомерным поведением граждан, обеспечении общественного порядка и приучении к нему, разрешении конфликтов в юридически значимых ситуациях, требовании уважать закон и другие правовые установления, повышении правовой культуры и правовоспитанности. Реализовать ее могут только соответственным образом воспитанные сотрудники правоохранительных органов. В связи с этим создание эффективной педагогической системы воспитания сотрудников правоохранительных органов становится одним из приоритетных направлений работы с кадрами.
1. Юридическая педагогика: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / под ред. проф. В.Я. Кикотя, проф. А.М. Столяренко. - М., 2004.
2. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: учебник / под общ. ред. В.Я. Кикотя. - М., 2009.
3. Организация воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел: курс лекций / С.Н. Тихомиров [и др.]. - М., 2012.
Bibliography
1. Yuridicheskaya pedagogika: uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayuthikhsya po specialjnosti 021100 «Yurisprudenciya» / pod red. prof. V.Ya. Kikotya, prof. A.M. Stolyarenko. - M., 2004.
2. Vospitateljnaya rabota s lichnihm sostavom v sisteme Ministerstva vnutrennikh del Rossiyjskoyj Federacii: uchebnik / pod obth. red. V.Ya. Kikotya. - M., 2009.
3. Organizaciya vospitateljnoyj rabotih s lichnihm sostavom organov vnutrennikh del: kurs lekciyj / S.N. Tikhomirov [i dr.]. - M., 2012.
Статья поступила в редакцию 27.12.13
УДК 378.126
Shafranova O.E. CONSTRUCTION SYSTEM I-IMAGES OF A HIGHER SCHOOL TEACHER IN THE PROCESS OF LIFELONG EDUCATION: AXIOLOGICAL APPROACH. The article analyzes the content of lifelong education higher school teacher in the construction system I-images. The author proves necessity of axiological approach to the design of this aspect of lifelong education higher school teacher.
Key words: higher school teacher, lifelong education, axiological approach.
О.Е. Шафранова, канд. пед. наук, доц., декан факультета дополнительного образования
ФГБОУ ВПО «Амурский гос. университет», г. Благовещенск, E-mail: [email protected]
КОНСТРУИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ Я-ОБРАЗОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД
В статье анализируется содержание непрерывного образования преподавателя высшей школы в таком его аспекте как конструирование системы Я-образов. Автор обосновывает необходимость аксиологического подхода к проектированию этого аспекта непрерывного образования преподавателя высшей школы.
Ключевые слова: преподаватель высшей школы, непрерывное образование, аксиологический подход.
Ключом к пониманию такого содержательного элемента непрерывного образования преподавателя высшей школы, как система Я-образов, можно рассматривать утверждение А.В. Луначарского о том, что «образованный человек - человек, в котором доминирует образ человеческий» [1, с. 354].
В профессиоведении сущность Я-образа чаще всего исследуется в контексте разработки различных аспектов профессионального самосознания, которое принадлежит человеку как способ работы, как устойчивое индивидуальное образование, включающее в себя мотивационную и операциональную стороны деятельности, характеризующиеся устойчивостью в предпочтениях и продуктивностью.
Когнитивная заданность системы Я-образов позволяет рассматривать ее как один из фундаментальных аспектов образования. В рамках аксиологического подхода содержанием образования в таком его аспекте, как построение системы Я-обра-зов, является поиск, обнаружение, развитие человеком тех качеств и свойств, которые позволяют ему минимизировать противоречия в его отношениях с миром.
Необходимо зафиксировать тот факт, что продуктом профессионального самосознания выступает особым образом структурированная система образов Я разных типов и модификаций, составляющих когнитивный компонент Я-концепции. Эта система может рассматриваться как Я-профессиональное.
Солидаризируясь с утверждением о том, что обретение образа себя в рамках современного образования есть процесс обретения своего собственного культурного (ценностно-насыщенного) облика или образа, необходимо констатировать тот факт, что это возможно лишь в контексте ценностного насыщения системы Я-образов. При этом особую значимость в системе Я-профессиональное имеет Я-идеальное профессионала как ценностно-наполненный образ, вступающий в качестве мотивационной основы его профессиональной жизнедеятельности.
Акцентируя свое внимание на становлении Я-профессио-нального, необходимо зафиксировать два момента. Во-первых, познание и конструирование собственной телесности, социальности и духовности происходит на протяжении всей жизни человека неравномерно. На разных этапах жизни человека в качестве доминанты содержания образования в данном аспекте выступают различные типы Я-образов.
Во-вторых, содержание представлений профессионала о себе, а значит, и содержание самого процесса обретения им системы Я-профессиональное, определяются спецификой профессии. Так, например, можно с определенной долей уверенности утверждать, что актер в силу особенностей профессии будет достаточно интенсивно изучать собственную телесность; представители профессий класса «человек - человек» - социальную составляющую системы Я-образов; а профессионалы,
предметом труда которых является культура, будут особо акцентированы на содержании своего духовного облика (образа). Существуют специфические особенности профессионального самосознания представителей разных профессий [2]. Их проявлением служат различные личностные качества человека, являющие себя в деятельности специалиста. Иными словами, можно утверждать наличие взаимосвязи системы Я-профессиональное и образов отношений профессионала с миром.
Преподаватель высшей школы является представителем полифоничной профессии, специфика которой определяет значимость формирования у профессионала образов Я-социаль-ное и Я-духовное.
Я-социальное состоит из трех компонентов: представление о том, каким я кажусь другому лицу; представление о том, как этот другой меня оценивает; заданная этими представлениями самооценка.
Анализ особенностей профессии преподавателя высшей школы позволяет с уверенностью утверждать, что Я-социаль-ное есть одна из ключевых составляющих его системы Я-про-фессиональное, включающей его знания о том, каким его видят представители профессионального сообщества, как они его оценивают, а также самооценку преподавателем себя как профессионала.
В качестве основного механизма обретения Я-социального преподавателя высшей школы необходимо выделить рефлексию профессионалом мнений значимых Других (представителей профессионального сообщества) на основе обратной связи. Однако уже сама задача овладения человеком такого рода рефлексией предполагает его выход на новый уровень отношений с собой и миром, основной характеристикой которого является культивирование доминанты на Другом. А это, в свою очередь, обеспечивает становление и развитие такой фундаментальной по своей значимости для развития подлинной человечности в человеке составляющей, как его духовное Я.
Я-духовное традиционно связывается с мировоззрением человека, его моральными нормами, ценностными ориентациями. В терминах настоящего исследования Я-духовное есть система ценностей профессионала, то есть его ценностный мир. Биполярная структура ценностей человека (наличие в каждой из них эквивалентного и относительного полюсов) определяет двудоминантность Я-духовного человека. С одной стороны, Я-духовное представлено теми социокультурными, общечеловеческими идеалами, нормами, определяющими жизненные отношения профессионала, воплощение которых увеличивает меру человеческого в человеке, продвигая его к родовой сущности. С другой - Я-духовное есть комплекс уникальных, индивидуальных комбинаций иерархий ценностей, характеризующих каждое конкретное жизненное отношение профессионала.
Чаще всего Я-духовное анализируется совместно с Я-иде-альным, которое, в свою очередь, содержит элементы образа себя в будущем. Ценностное содержание Я-идеального профессионала при этом напрямую связывают с социокультурно обусловленным идеалом представителя профессии, фиксирующим те желательные его качества, которые полагаются в качестве профессионально-значимых и определяют систему требований к личности профессионала. Такая система требований к преподавателю определяется спецификой его профессии, заданной характерным для представителей гуманитарных профессий приматом требования повышенной моральной ответственности профессионала. Сущность профессии преподавателя высшей школы, детерминированная необходимостью объединения в одном человеке профессионально значимых свойств и качеств как ученого, так и педагога, усиливает это требование многократно.
Не секрет, что педагогическая профессия традиционно считается одной из самых перегруженных профессий в плане требований к ее представителю. Количество и качество таких требований связано с приматом человекосоразмерности профессионально-педагогической деятельности [3]. Нравственный императив деятельности современного педагога обусловлен значимостью осознания человечеством общих опасностей, что, в свою очередь, должно рождать ощущение планетарной общности людей и сопричастности каждого человека к судьбам мира. Очевидно, что такое понимание содержания профессиональнопедагогической деятельности, детерминированное характером социальных ожиданий, определяет качество и количество социально-нормативных регуляторов, предписаний к представителю данной профессии.
Основной особенностью современных ожиданий социума от преподавателя высшей школы как ученого является повышенная требовательность не только к соблюдению научной этики, но и к нравственной, гуманитарной соразмерности научных изысканий основным идеям цивилизации устойчивого развития. Не случайно общественностью в последние годы бурно обсуждаются нравственные аспекты клонирования, генной инженерии, нанотехнологий и т.п. Очевидно, что научная деятельность сегодня все более гуманитаризируется, т.е. к современным ученым все чаще предъявляется требование прогнозирования цивилизационных последствий тех или иных научных открытий. Следовательно, количество требований к ученым увеличивается за счет добавления к традиционно существовавшим качественно новых, связанных с предотвращением возможной антропогенной и экологической катастроф.
Все вышеперечисленное позволяет выделить в качестве общественно заданного идеала, фундирующего систему профессионально-значимых качеств личности преподавателя высшей школы, идеал профессиональной и личностной зрелости.
Опираясь на основополагающий принцип отечественной психологии, фиксирующий единство сознания и деятельности, можно утверждать, что профессиональная зрелость, понимаемая как этап максимальной реализации человеком своих личностных и профессиональных возможностей для получения уникального по своей эффективности результата профессиональной деятельности, связана с развитием профессионального сознания. Последнее определяет отношение человека к себе как к профессионалу и базируется на постоянно развивающейся системе Я-образов, мотивационной основой которой выступает ценностно-наполненный образ духовного Я.
В аксиологической интерпретации профессиональная зрелость характеризуется преобладанием стремления к реализации ценностей личностно или родового значимого как основания профессиональной жизни. Это, в свою очередь, определяет умение человека планировать и реализовывать в различных аспектах своей жизнедеятельности те деяния, которые соответствуют духу развитых ценностей [4].
Рассматривая ресурс непрерывного образования как инструмент и пространство, позволяющие преподавателю высшей школы конструировать собственное Я-профессиональное, необходимо отметить, что наиболее эффективно система этих образов конструируется в процессе выстраивания внутреннего отношения «Я-Я» (Е. Олдемейера). Эти отношения предполагают ориентацию не на познавательные взаимодействия между людьми, а на отношения, при которых происходит самоосмыс-ление и перестройка собственного Я профессионала [5]. Особенно актуальным внимание профессионала к этому типу отношений становится в связи с обозначившейся тенденцией к снижению у современного человека потребности во внутреннем диалоге, которая подтверждается данными исследования В. В. Знакова о невыраженности потребности в личностной рефлексии у современного взрослого человека [6].
Перестройка собственного Я может быть проявлением отношений, регулируемых принципом социально-значимого. В этом случае профессионал ориентируется на социально-одобряемые нормы, качества и свойства. А содержанием отношений типа Я-Я является оценка соответствия собственных качеств этим внешним нормам.
Другим вариантом такой перестройки является ее обусловленность внутренними нормами. Опираясь на принцип личностно-значимого, профессионал начинает осознавать значимость собственного Я как условия гармонизации собственной жизнедеятельности (в том числе и профессиональной), и, как следствие, ищет и конструирует те образы отношений (самоосмыс-ления, саморегуляции), которые позволяют ему усовершенствовать собственное Я и продвинуться, таким образом, к гармонии.
Самоосмысление предполагает поиск и обнаружение собственных переживаний, интересов, потребностей, ценностей. Механизмами самоосмысления являются самопознание и самопонимание. Если самопознание предполагает нацеленность человека на обнаружение тех или иных своих качеств и свойств, то самопонимание, как воплощение смысловых установок личности по отношению к себе, предполагает взаимосвязь самопознания и эмоционального отношения к себе. Самоосмысле-ние позволяет человеку наполнить содержанием, интерпретировать обнаруженные качества и свойства. Очевидно, что в зависимости от содержания жизненного мира, от уровня развития
ценностного мира человека, те или иные его качества могут быть осмыслены им по-разному. Предварительное проектирование этого отношения позволит «ухватить» как можно большее количество интересующих человека качеств. При этом профессионал оказывается перед необходимостью анализа содержания собственного ценностного мира, так как качества человека являются проявлением его ценностей.
Такой анализ осуществляется профессионалом за счет соотнесения знаний о себе, полученных в разное время, за счет систематизации образов Я-прошлое, Я-настоящее и Я-будущее, а также путем конструирования присоединяющей и дифференцирующей частей Я-концепции профессионала, фиксирующих в его сознании то, что объединяет профессионала с представителями его профессионального сообщества, и то, что выделяет его среди прочих представителей профессии.
Учитывая тот факт, что средний возраст отечественных преподавателей высшей школы колеблется в диапазоне 45-55 лет, можно констатировать, что подавляющее большинство преподавателей формировалось как профессионалы в условиях жесткой регламентации их профессиональной жизнедеятельности. Следствием этого стала слабая развитость профессиональной и личностной саморегуляции с одновременной ориентацией на социальную регуляцию, заданную системой норм, требований, правил и предписаний. Следовательно, преподаватель современного отечественного высшего образования особо нуждается в практике предварительного проектирования образа этого отношения. Такое проектирование должно быть направлено на конструирование программы самосовершенствования, включающей действия по коррекции образа Я-профессиональное. Это позволит преподавателю развить в себе те свойства и качества, которые объективно будут способствовать его профессиональной успешности.
С аксиологических позиций внутренняя ориентация профессионала на самосовершенствование есть проявление системы ценностей личностно-значимого. При этом общей ценностной (жизненной) ориентацией этой направленности профессионала является ориентация «быть», другой стороной которой выступает ориентация «иметь» [7]. И та и другая ориентации, выступая первоначально как прогрессивные, в дальнейшем ведут к увеличению ценностной состязательности или к ощущению утраты ценностных ориентиров. Крайними проявлениями этого являются позиция конфронтации с другими людьми (неприятие их ценностей); ощущение утраты целей в жизни.
Преодоление этих проявлений возможно лишь при опоре человека на предельно универсальные ценности с направленностью на установление гармонии. Ценностная ориентация высшего уровня - это ориентация на сверхличностное, сверхинди-видуальное. Именно на этом уровне развития ценностного мира профессионал обретает призвание, понимает собственное предназначение, принимает собственную значимость и уникальность, формулирует свою миссию в мире и профессии.
Библиографический список
Таким образом, опираясь на фундаментальное положение о том, что человек, вступая в отношения с миром, стремится объединить, структурировать, систематизировать в себе все характеристики собственного бытия, можно сформулировать ключевую задачу непрерывного образования преподавателя высшей школы в таком его направлении, как становление и развитие системы профессиональных Я-образов (Я-професси-ональное).
Необходимо признать непрерывное образование профессионала, прежде всего, пространством осмысления и конструирования собственного содержания. В аксиологической трактовке становление и развитие Я-профессионального преподавателя высшей школы связано с решением задачи по выяснению того, что профессионал ценит, и чем, как следствие, является. Это, свою очередь, предполагает открытие тех сторон своего Я, которые полагаются профессионалом в качестве сущностно необходимых на том или ином этапе его профессиональной эволюции. При этом сама сущностная необходимость в этом контексте есть проявление стремления профессионала к гармонизации отношений с собой и специализированной областью действительности.
Резюмируя все вышесказанное, можно констатировать, что аксиологическим содержанием непрерывного образования преподавателя высшей школы в области конструирования системы Я-профессиональное является ценностное насыщение профессионального облика личности преподавателя. Основными аксиологическими предпосылками, делающими такое насыщение возможным, являются
виртуальная модель профессионала, представляющая собой социокультурно обусловленную систему профессиональнозначимых качеств преподавателя как индивида, личности и субъекта профессиональной жизнедеятельности;
образ профессионала в глазах значимых других представителей профессионального сообщества (разных профессиональных возрастов и взглядов);
образ Я-идеальное преподавателя высшей школы, фиксирующий систему желаемых самим профессионалом индивидных, личностных и субъектных качеств.
Ведущими механизмами ценностного насыщения образа Я-профессиональное преподавателя высшей школы средствами его непрерывного образования являются:
аксиологический анализ (осознание, осмысление ценностных оснований) системы социокультурных ожиданий от преподавателя высшей школы как представителя профессии;
ценностное осмысление профессионалом мнения значимых Других о себе как профессионале и человеке на основе обратной связи;
самопознание, самоосмысление профессионалом своих профессионально-значимых свойств и качеств как проявлений его ценностного мира.
1. Луначарский, А.В. О воспитании и образовании. - М., 1976.
2. Митина, Г.В. Личностная готовность педагогов к сопровождению социализации младших школьников // Образование и общество. -2013. - № 1(78).
3. Блинов, Л.В. Развитие идей интегрированного образования: от истории к современности / Л.В. Блинов, И.А. Макарова // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 5.
4. Бодалев, А.А. Изучение зрелого человека - важная задача акмеологии / А.А. Бодалев. - М., 1996.
5. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - Текст - Семиосфера - История. - М., 1996.
6. Знаков, В.В. Психология понимания правды. - СПб., 1999.
7. Худякова, Н.Л. Ценностный мир человека: возникновение и развитие. - Челябинск, 2004.
Bibliography
1. Lunacharskiyj, A.V. O vospitanii i obrazovanii. - M., 1976.
2. Mitina, G.V. Lichnostnaya gotovnostj pedagogov k soprovozhdeniyu socializacii mladshikh shkoljnikov // Obrazovanie i obthestvo. - 2013. -№ 1(78).
3. Blinov, L.V. Razvitie ideyj integrirovannogo obrazovaniya: ot istorii k sovremennosti / L.V. Blinov, I.A. Makarova // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2011. - № 5.
4. Bodalev, A.A. Izuchenie zrelogo cheloveka - vazhnaya zadacha akmeologii / A.A. Bodalev. - M., 1996.
5. Lotman, Yu.M. Vnutri mihslyathikh mirov. Chelovek - Tekst - Semiosfera - Istoriya. - M., 1996.
6. Znakov, V.V. Psikhologiya ponimaniya pravdih. - SPb., 1999.
7. Khudyakova, N.L. Cennostnihyj mir cheloveka: vozniknovenie i razvitie. - Chelyabinsk, 2004.
Статья поступила в редакцию 14.12.13