8 См.: Совещание Председателя Правительства РФ с министрами 19 ноября 2012 г. // Официальный сайт Правительства РФ. URL:www.government.ru (дата обращения: 15.09.2013).
9 См.: Российская газета 2013. 18 февр.
10 См.: Новоселье по праву // Российская газета. 2012. 25 июля.
11 Жан дю Буа де Годюссон. Конституция без конституционной культуры - путь к упадку конституционализма (продолжение пятнадцатилетнего диалога о «переходных периодах» в Африке и Европе) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2012. № 1. С. 17.
12 Ильин И. О воспитании элиты. Аксиомы авторитетной власти // Библиотека Генерального директора. Сер. «Вечная классика». Дайджест к тому IX (ХЦУ). С. 9.
13 См.: Официальный сайт Общественной палаты РФ. URL:www.oprf.ru (дата обращения: 15.09.2013).
14 См.: Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. URL:www. ombudsmanrf.ru (дата обращения: 15.09.2013).
15 См.: Заключение Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека на Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» // Официальный сайт Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. URL:www.president-sovet.ru (дата обращения: 15.09.2013).
16 КокотовА.Н. Доверие. Недоверие. Право. М., 2004. С. 38.
17 КабышевВ.Т. Власть, культура и психология в системе конституционных отношений России: конституционное измерение // Ученые записки юридического факультета. СПб., 2009. Вып. 16. С. 134.
18 См.: Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ. URL:www.cdep.ru (дата обращения 15.09.2013).
19 См.: Официальный сайт Высшей школы экономики. URL:www.hse.ru (дата обращения: 15.09.2013).
20 См.: Указ Президента РФ «Об установлении звания Героя Труда Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 13, ст. 1529.
21 См.: Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 19, ст. 683.
22 См.: Лихачев Д.С. Избранное. Мысли о жизни, истории, культуре. М., 2006. С. 54.
И.В. Мухачёв
КОНСТИТУЦИЯ — ЮРИДИЧЕСКИЙ АКТ, ш
ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ГОМЕОСТАЗИС I
к
П
В статье рассматриваются гарантированные конституцией наиболее важные демокра- п
тические институты и ценности, в т. ч. основные права и свободы личности в плане обе- о
спечения общественной стабильности, социального гомеостазиса. К
Ключевые слова: Конституция, конституционно-правовые нормы, ценности, гомеоста- г <
зис, основы конституционного строя, гарантии. У
д
с
I.V. Mukhachev в
(D
CONSTITUTION — A LEGAL ACT, WHICH PROVIDES SOCIAL |
HOMEOSTASIS Д
и
The article is devoted to the Constitution guarantees the most important democratic in- к
stitutions and values, including the fundamental rights and freedoms of the individual, thus й
ensuring social stability, social homeostasis. П
Keywords: Constitution, constitutional and legal norms, values, homeostasis, the founda- M
tions of the constitutional system, guarantees. ии
№
Гомеостазис в переводе с греческого означает «обеспечивающий внутреннее )
равновесие, стабильность». Данный термин широко используется как в сфере 1
естественных наук, касающихся жизнедеятельности живых, организмов, так * и наук, занимающихся изучением социальных процессов.
Рассматривая современное общество как внутренне структурированную, органическую целостность, «социальный организм»1, можно выделить в нем отдельные © Мухачёв Игорь Владимирович, 2014
Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой конституционного и международного
права (Северо-Кавказский федеральный университет) 61
элементы, определяюшие основы его функционирования, без которых соответствующий тип общества существовать не может. Это наиболее фундаментальные общественные отношения, к числу которых относятся основы конституционного (общественного) строя, сущность и формы народовластия, основы правового положения личности, государственное устройство, организация и функционирование органов государственной власти и местного самоуправления.
Поддержание в определенном диапазоне своих параметров, внутренних процессов присуще всем сложным саморегулирующимся системам (например, обеспечение постоянства температуры и давления крови животных и человека). В философской, социологической, биологической, экономической и другой литературе это свойство сложных саморегулирующихся систем получило название «гомеостаз», «гомеоста-зис»2. Перенесение его в сферу гуманитарных, тем более правовых, знаний носит, естественно, условный характер, но представляется возможным в силу ряда причин.
Во-первых, правовая наука в основном использует нормативистский метод исследования, основанный на принципах формальной логики. Суть его состоит в определении внутреннего соответствия отдельных частей нормативно-правового акта общему его содержанию, а также в соблюдении иерархии внутри правовой системы, подчинения нижестоящих актов вышестоящим, в конечном счете — Конституции страны. Что же касается понимания гомеостазиса применительно к правовой материи, то речь идет о соответствии нормативно-правового акта (преимущественно закона) потребностям жизни, общественного бытия, т. е. о внешнем соответствии правовой норме.
Во-вторых, при всей актуальности проблемы обеспечения внутренней стабильности российской правовой системы, тем не менее, вопрос эффективности действия отдельных ее составных частей все же имеет сегодня первостепенное значение и не может быть оттеснен с этого места задачей обеспечения ее внутренних потребностей.
В-третьих, российское общество сегодня, как никогда ранее, нуждается в стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Без обеспечения этой уверенности не приходится говорить об эффекте от любых из проводимых ныне преобразований, в т. ч. и в правовой сфере. Право, призванное стать важнейшим инструментом социального регулирования в правовом демократическом государстве, не может не отвечать самым высоким требованиям надежности и стабильности. Конституция РФ более 15 раз использует термин «гарантируется».
Например, в ст. 12 Конституции РФ признается и гарантируется местное самоуправление в качестве неотъемлемой составной части основ конституционного строя страны. Используемый термин «гарантируется» означает, что провозглашенные конституционные положения не должны остаться только на бумаге, а в полной мере осуществиться, реализоваться в общественной действительности благодаря целенаправленной властной деятельности государственных органов. Иными словами, государство обязано создать необходимые политические, экономические, организационные социальные условия и предпосылки, при которых органы местного самоуправления смогут эффективно функционировать и решать возложенные на них задачи. Одновременно это также своеобразный правовой императив ограничения государственной власти, которая всегда стремится к усилению своего влияния на местном уровне, в сфере местного самоуправления.
Конституционно-правовые нормы по-разному влияют на само осуществление регулируемых общественных отношений. Возникновение одних общественных отношений нормы Конституции пытаются не допустить (например, действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя, пропаганду войны, насилия, национального, расового превосходства и т. п.). В охране
общества от «нежелательных», «вредных» социальных явлений состоит охранительная специально-юридическая функция Конституции. Для борьбы с ними применяются охранительные конституционно-правовые нормы, стремящиеся не допустить возникновения таких отношений. Цель, ради которой устанавливаются эти конституционные нормы в данном случае, направлена на несовершение участниками «социально вредных» общественных деяний.
Проявление регулятивных специально-юридических функций Конституции (статической и динамической) можно увидеть в конституционных нормах, регламентирующих порядок, формы, границы развития общественных отношений. Регулятивные нормы Конституции устанавливают определенную абстрактную модель поведения, в соответствии с которой должны реализовываться урегулированные общественные отношения, например, предусмотренная ст. 93 Конституции РФ процедура отрешения Президента РФ от должности.
Наряду с специально-юридическими функциями (охранительной и регулятивной) конституциям присуща гарантирующая, специально юридическая функция.
Конституции, как правило, появляются в период буржуазно-демократических революций. Юридические нормы основных законов государства ограничивали «всевластие» монарха и его окружения, гарантировали демократические принципы функционирования общества (разделение властей, народовластие, основные права и свободы человека и гражданина и т. д.).
Особенность конституционно-правового регулирования состояла, прежде всего, в том, что конституции не просто закрепляли в нормах права определенные общественные отношения, но и гарантировали, что эти отношения (устройство государственной власти, периодические выборы, права и свободы подданных) ре- ш ально будут существовать в общественной действительности. Если раньше право н устанавливало лишь юридическую возможность субъектов на совершение установ- С
а
ленного в нормах права поведения (имеешь деньги - купи), то нормы конституций т
о
гарантировали своим субъектам фактическую возможность осуществления их к
о
действий (социальную исполнимость закрепленного в этих нормах поведения). о'
Гарантирующая специально-юридическая функция конституции заключает- | ся в том, что многие ее нормы обеспечивают фактическое существование закре- в
пленных в них социальных явлений, создавая в общественной действительности нн
о
дополнительные условия, благоприятствующие их возникновению и протека- Ю нию. Функциональное предназначение таких правовых норм заключается в до- и
стижении гарантированного существования в общественной действительности с
к
демократических институтов и ценностей, а также создании условий социальной а
исполнимости (реальности) осуществления личностью основных прав и свобод. |
Эта функция имеет противоположное социальное назначение охранительной |
функции. Если последняя призвана не допустить существование в обществе «со- №
циально вредных» явлений, то гарантирующая, наоборот, призвана обеспечить 9
присущие соответствующему типу общества институты и ценности. Именно поэтому ^
данная функция в большей степени присуща именно конституционному праву, хотя 4 отдельные гарантирующие нормы, несомненно, имеются и в других отраслях права.
Например, в ст. 19 Конституции РФ говорится: «Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других 63
обстоятельств». Назначение этой конституционной нормы — гарантировать в Российской Федерации не только юридическое, но и фактическое (не только на бумаге, но и на деле) равноправие человека и гражданина.
Как и другие специально-юридические функции, гарантирующая функция предопределяет особенности соответствующих норм Конституции и складывающихся на их основе правоотношений. Гарантирующий характер предписаний норм Конституции обусловливает некоторые специфические особенности их структуры. Не все из них имеют классическую трехэлементную структуру: гипотеза — диспозиция — санкция. В отдельных гарантирующих конституционно-правовых нормах имеются гипотеза и диспозиция, а вместо санкции — другой структурный элемент, получивший название «курация»3 (от лат. кига — забота). Курация представляет собой часть нормы конституционного права, закрепляющую гарантии реальности, социальной исполнимости положений, содержащихся в диспозиции этой нормы. Например, ст. 43 Конституции РФ закрепляется конституционно-правовая норма, имеющая следующую структуру: гипотеза — каждый (- если); диспозиция — имеет право на образование (- то); курация — гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (— поэтому социально выполнимо).
На основе гарантирующих норм конституции складываются гарантирующие конституционно-правовые отношения. Они возникают между государством и субъектами, которым не только на словах обещается, но и на деле обеспечивается фактическое существование (либо создаются условия социальной исполнимости) * социальных явлений в общественной действительности (демократических принци-? пов функционирования общества и государства, основных прав и свобод личности, а. организации и деятельности государственных и муниципальных органов и т. п.).
Например, материальное содержание конституционно-правовых отношений 1 складывается на основе ст. 30 Конституции РФ и гарантирует каждому свободу
1 деятельности общественных объединений.
го
| Обязанная сторона или иное лицо, действующее от его имени или по его
| поручению, выше, чем управомоченная сторона. Это связано с тем, что управо-
| моченный субъект гарантирующих конституционно-правовых отношений осу-
2 ществляет предусмотренное правовой нормой поведение не в направлении или в ° отношении обязанного участника в целом, а лишь в определенных общественных « условиях, обеспечивающих социальную исполнимость данного поручения.
| Кроме того, деятельность государства или иного обязанного лица — субъекта
0 правового отношения — направлена не в отношении отдельного конкретного
1 лица, наделенного конкретными правами и свободами в данном правоотно-
0
° шении, а на создание в жизни общества, в той или иной его части социальных
го
3 условий, позволяющих каждому участнику конституционно-правовых отно-
1 шений, в т. ч. и отдельному, конкретному лицу фактически осуществлять свое | конституционное право или свободу.
Поэтому обязанность, обозначенная на схеме стрелкой, идущей от обязанной стороны, направлена не в сторону управомоченной стороны, а на конституционное право — стрелку, исходящую от управомоченного участника правоотношения.
На практике это означает: Конституция РФ 1993 г. предусмотрела наиболее широкий за всю историю развития отечественного конституционного права пере-64 чень конституционных прав и свобод человека и гражданина, практически полно-
Г.Н. Комкова • Стабильность Конституции — правовая основа стабильности Российского государства
стью соответствующий международно-правовому стандарту. А фактическое их осуществление гражданами—субъектами конституционно-правовых отношений находится на порядок ниже (во всяком случае, социально-экономических прав и свобод), нежели в предшествующие периоды развития нашего государства. Отсюда — постоянная угроза нестабильности, социального взрыва, разрушения того конституционного режима, который с таким трудом создавался в последние годы.
Доклады Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации наглядно свидетельствуют о разном уровне гарантированности конституционных положений в отдельных частях Российской Федерации. Например, закрепленное в Конституции РФ право на образование в разной степени гарантируется и реализуется в с. Лесо-Кяфарь Карачаево-Черкесской Республики, где нет даже начальной школы, и в г. Москве. В связи с этим возникает необходимость создания новой комплексной науки, предметом которой будет являться изучение уровня гарантированности конституционно-правовоых норм в общественной действительности, условий их исполнения в различных регионах России, а также проблем совершенствования механизма их реализации.
1 См.: ФедосеевН.И. Некоторые методологические вопросы общественных наук // Вопросы философии. 1979. № 11. С. 13.
2 См.: Берталанфи Л. фон. Общая теория систем. М., 1968; Он же. Общая теория систем — обзор проблем и результатов // Системные исследования: ежегодник. М., 1969; БогдановА.А. Всеобщая организация науки. Т. 1—2. СПб., 1913—1917; Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М., 1980.
3 Подробнее об этом см.:МухачевИ. В. Обеспечение реальности конституционных прав и свобод советских граждан (вопросы теории): дис. ... канд. юрид. наук. М., 1986. С. 54-56.
Г.Н. Комкова
СТАБИЛЬНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ — ПРАВОВАЯ ОСНОВА СТАБИЛЬНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
Статья посвящена исследованию такого свойства Конституции РФ 1993 г., как стабильность. Особое внимание уделено возможности пересмотра гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ. Анализируются условия, при которых допустимо изменение конституционных норм.
Ключевые слова: Конституция РФ, стабильность Конституции, пересмотр конституции.
G.N. Komkova
STABILITY OF THE CONSTITUTION — BASIS OF STABILITY OF THE RUSSIAN STATE
The article is devoted to the study of the properties of the Constitution of 1993 as stability. Particular attention is paid to the possibility of revising the 1, 2 and 9 chapters of the Constitution. The conditions under which you can change the constitutional norms.
Keywords: Constitution of the Russian Federation, the stability of the Constitution, the revision of the constitution.
Основополагающей предпосылкой стабильности конституционного строя, устойчивости системы государственной власти выступают стабильность, неизменность конституции данного государства. Постоянство в правилах, условиях
© Комкова Галина Николаевна, 2014
Доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой конституционного и муниципального права, декан юридического факультета (Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского); e-mail: [email protected] 65