Научная статья на тему 'Конституция Республики Узбекистан: обеспечение экономических и социальных прав граждан'

Конституция Республики Узбекистан: обеспечение экономических и социальных прав граждан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
399
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ / CONSTITUTION OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN / HUMAN RIGHTS / ECONOMIC DEVELOPMENT / SOCIAL GUARANTEES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исламходжаев Х. С.

В статье рассматриваются вопросы реализации узбекской модели кардинального реформирования и модернизации страны на основе фундаментальных положений и требований Конституции Республики Узбекистан; конституционно-правовая база обеспечения экономических и социальных прав граждан, достигнутые результаты; дальнейшее совершенствование законодательства, перспективы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitution of the Republic of Uzbekistan : economical and social rights guarantee of citizens

The following issues are considered in the article: realization of uzbek model of fundamental reformation and modernization of the country on the basis of solid regulations and requirements of the Constitution of the Republic of Uzbekistan; constitutional and legal base of economical and social rights guarantee of citizens, achieved results; further improvement of legislation, development perspectives.

Текст научной работы на тему «Конституция Республики Узбекистан: обеспечение экономических и социальных прав граждан»

УДК 342.4

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

Х. С. Исламходжаев

Ташкентский государственный юридический институт Поступила в редакцию 20 июля 2012 г.

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы реализации узбекской модели кардинального реформирования и модернизации страны на основе фундаментальных положений и требований Конституции Республики Узбекистан; конституционно-правовая база обеспечения экономических и социальных прав граждан, достигнутые результаты; дальнейшее совершенствование законодательства, перспективы развития.

Ключевые слова: Конституция Республики Узбекистан, права человека, экономическое развитие, социальные гарантии.

Abstract: the following issues are considered in the article: realization of uzbek model of fundamental reformation and modernization of the country on the basis of solid regulations and requirements of the Constitution of the Republic of Uzbekistan; constitutional and legal base of economical and social rights guarantee of citizens, achieved results; further improvement of legislation, development perspectives.

Key words: Constitution of the Republic of Uzbekistan, human rights, economic development, social guarantees.

Осуществляемые в Узбекистане масштабные реформы получают все более широкое признание на международной арене. Главное - результаты преобразований, начатых с первых дней независимости, находят практическое воплощение в повседневной жизни граждан, проявляются в позитивном изменении их мышления.

Провозгласив себя демократическим, правовым государством, Узбекистан объявил высшими ценностями человека его права и свободы, законные интересы. За годы независимости страны принято свыше 400 законов, регламентирующих основные права и свободы, и ратифицировано около 70 международных договоров по правам человека, включая Меж- 37 дународный билль о правах человека, основные документы ООН и ОБСЕ в этой области.

Принципиально важное значение приобретает при этом опора на основополагающие положения и нормы принятой в декабре 1992 г. Конституции, определившей основные принципы демократического развития и формирования гражданского общества в стране. Как отметил Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов, «... именно она заложила политико-правовую основу для создания абсолютно новой для нас национальной государственности и общественно-государственного устройства,

© Исламходжаев Х. С., 2012

2012. № 2

38

формирования политической и экономической системы, построенной на демократических принципах»1.

Нормы Конституции Узбекистана пронизаны идеями обеспечения соблюдения прав и свобод личности. Положения Всеобщей декларации прав человека имплементированы в Конституцию и национальное законодательство Республики Узбекистан. Создана институциональная система защиты прав человека, осуществляется национальный мониторинг за реализацией этих прав и действует система образования в этом направлении.

На основе фундаментальных положений и требований Конституции Республики Узбекистан была принята собственная узбекская модель кардинального реформирования и модернизации страны, пять основных принципов которой лежат в основе нынешнего интенсивного демократического, социально-политического и экономического развития страны, верность и мудрость которых полностью подтверждены временем. Это приоритет экономики над политикой, выполнение государством на переходном этапе роли главного реформатора, верховенство закона, осуществление сильной социальной политики и поэтапность в проведении реформ.

Выработав собственную модель экономического развития, Узбекистан строит не только правовое демократическое государство с многоукладной экономикой, но и формирует общество, главной целью и приоритетом которого является человек и его интересы. Как подчеркнул глава государства в своем выступлении на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 ноября 2010 г., «... достигнутое — это только часть длинного и сложного пути к цели, которую мы поставили перед собой, — построить открытое демократическое правовое государство с устойчиво развивающейся экономикой и уважаемое в мире общество, где не на словах, а на деле высшей ценностью является человек, его интересы, его права и свободы».

Следует отметить, что конституционное развитие различных стран в мире идет по-разному. Многим странам свойствен путь революционного реформирования, когда конституции принимаются в результате революции, на фоне серьезных политических и социальных потрясений. Другой путь реформирования носит эволюционный характер, когда переход от одного конституционного строя к другому осуществляется плавно, без «шоковой терапии», с учетом исторических традиций и менталитета народа. Именно таким образом была принята Конституция Узбекистана, и в декабре текущего года мы будем праздновать ее 20-летие.

Идейно-правовой основой для разработки и принятия новой Конституции Узбекистана послужило принятие Верховным Советом Республики

1 Каримов И. А. Наш путь — углубление демократических реформ и последовательное продолжение модернизации страны : доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на торжественном собрании, посвященном 19-летию Конституции Республики Узбекистан // Правда Востока. 2011. 13 дек.

20 июня 1990 г. Декларации о суверенитете. Вторая сессия Верховного Совета, принявшая данную Декларацию, пришла к выводу о необходимости разработки новой конституции страны на основе приоритетных принципов, изложенных в данном документе. Сессия парламента приняла решение о создании Конституционной комиссии из 64 человек под председательством Президента И. А. Каримова. В ее состав вошли депутаты, представители Республики Каракалпакстан и областей, руководители государственных и общественных организаций, предприятий, хозяйств, известные правоведы, ученые и специалисты.

Конституция Республики Узбекистан подверглась международной экспертизе со стороны известных ученых и специалистов из США, Великобритании и Франции, а также представителей таких международных организаций, как ООН, ОБСЕ и др. Международные эксперты признали демократичность и гуманность Конституции Узбекистана, вобравшей в себя общечеловеческие ценности, которые прошли проверку временем.

После публикации в средствах массовой информации проекта новой Конституции Узбекистана и всенародного обсуждения проект в течение установленного Конституционной комиссией срока в два с половиной месяца (начиная с 26 сентября 1992 г.) перерабатывался на основе предложений граждан Республики и 21 ноября 1992 г. вновь, во второй раз, был опубликован в печати для продолжения обсуждения. Таким образом, вошел в практику прецедент по всенародному обсуждению проекта Конституции в два этапа.

В ходе всенародного обсуждения гражданами Республики было высказано свыше 6000 предложений и мнений, в том числе в Конституционную комиссию поступило более тысячи писем. В них отмечались такие позитивные качества проекта, как лаконичность, четкость, глубокий смысл, доступность для всех. Предложения и мнения касались всех статей проекта Конституции. В 60 статей из 127 были внесены исправления и уточнения. Из первоначального варианта были исключены 4 статьи, в текст были включены несколько новых статей.

Одиннадцатая сессии Верховного Совета Республики Узбекистан, состоявшаяся 8 декабря 1992 г., после активного и заинтересованного обсуждения приняла Основной закон — Конституцию Республики Узбеки- 39 стан. В ходе сессии депутатами в общей сложности было внесено около 80 изменений, дополнений и уточнений в проект.

Конституция 1992 г. продемонстрировала факт появления на политической карте мира нового суверенного государства — Республики Узбекистан. Президент Республики Узбекистан, Председатель Конституционной комиссии И. А. Каримов в своей речи о проекте Конституции подчеркнул: «Принятие первой в истории свободного Узбекистана Конституции означает возрождение нашей Республики, закладку прочного фундамента нашей истинной независимости. Принятая нами в качестве Основного закона Конституция сделает наше государство государством, нацию — нацией».

Х. С. Исламходжаев. Конституция Республики Узбекистан...

2012. № 2

40

Что было бы, если бы не было Конституции? По какому пути мы бы пошли, как бы мы развивались?

1. В современном мире будущее государства и судьба народа во многом зависят от того, есть ли у страны конституция, и если есть, то на каких принципах она основана и носит ли она светский характер или базируется на религиозных канонах. Право является каркасом общественных отношений, и конституция как Основной закон страны составляет не только правовую, но и политическую основу государства. Конституция Республики Узбекистан по своей сути явилась программным документом созидания нового государства и показала перспективы его развития. Ее своевременное принятие обеспечило успех национального государственного строительства, заложило основы рыночной экономики и сформировало условия для проведения демократических реформ.

2. Конституция является важнейшим фактором стабильности правовой системы, всей государственной и общественной жизни. Этому способствует то, что Конституция — это не застывший на бумаге текст, а живой и развивающийся организм, приобретающий с течением времени более глубокое собственное содержание и одновременно раскрывающийся в реальной жизни через текущее законодательство и правоприменительные меры. Конституция Узбекистана выдержала испытание временем, и ее жесткая конструкция по форме и содержанию создала запас прочности правовой системы страны. С одной стороны, конституционный порядок сумел устоять перед мелкими возможными дополнениями и изменениями, с другой стороны, состоявшиеся изменения стали продуманными, неотъемлемыми и эффективными.

3. Конституция Республики Узбекистан выступает правовой гарантией демократической направленности страны. Без Конституции создать единую правовую основу осуществления реформ в Узбекистане, которая должна служить ориентиром и определять основные направления демократического развития, было бы практически невозможно. Аналогичным образом значительно был бы затруднен процесс обеспечения баланса во взаимоотношениях между гражданином, обществом и государством. В отсутствие Конституции было бы очень трудно обеспечить всестороннюю свободу граждан и в то же время создать в обществе атмосферу за-конопослушания и строгого следования положениям закона. Кроме того, последовательно и динамично развивающийся в Узекистане процесс совершенствования законодательных основ и организационных структур государственной и общественной жизни также полностью основывается на положениях Конституции. В целом, конституционные нормы, являясь правовым базисом осуществляемых в стране реформ, служат в качестве стержневой основы для формирования всего остального массива законодательства.

4. Конституция Узбекистана является документом, обязывающим государство увидеть, сохранить и обеспечить неповторимость каждой личности. До обретения независимости Узбекистан имел дело с правовой системой, отрицающей самостоятельный статус и значение индивида;

прежний государственный режим отказывался рассматривать человека как субъект экономики, права и политики. Поэтому Конституция независимого Узбекистана не только исключила такой подход, но и стала создавать правовую базу для становления и укрепления новой идеологии мышления — мышления гражданина, осознающего себя частицей страны и рассматривающего себя как человека, от которого зависит ее будущее. Принятие Конституции способствовало выработке новой психологии активной гражданской позиции.

5. Сама Конституция явилась фактически общей идеей для многонационального Узбекистана и позволила создать прочное духовное пространство для всех наций и народностей, проживающих в Республике, так как она гарантировала права и свободы всем гражданам, независимо от их национальности, веры и расы, что способствовало сохранению в стране межнационального и межконфессионального согласия. Соответственно запрет на создание общественных объединений по национальному и религиозному признакам позволил предотвратить распространение идей национального экстремизма и религиозного фундаментализма и избежать конфликтов на этой почве.

Производство и экономика должны меняться в рамках создаваемого правового поля. Это необходимо не только потому, что обеспечивает необратимость реформ. Главное — это служит гарантией самих реформ, без чего не будет возрастать их авторитет, без чего они не смогут охватить все слои населения.

Специфика конституционного правового регулирования проявляется в том, что Конституция открывает широкий простор для полного претворения в жизнь ее основополагающих положений. Конституционные положения, ее принципы составляют юридическую базу, на основе которой создаются нормы всех отраслей права — административного, финансового, гражданского, уголовного, трудового и т. д. Любой нормативно-правовой акт (законы, указы, постановления и др.) основывается на Конституции. Другими словами, она является основой, источником всех законодательных актов.

В Конституции закреплен целый ряд конституционных начал, норм и принципов в области экономики, отражающих стандарты цивилизо- 41

ванного государства. В соответствии со ст. 53 Конституции, основу эко---

номики Узбекистана, направленной на развитие рыночных отношений, составляет собственность в ее различных формах. Государство гарантирует свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом приоритетности прав потребителя, равноправие и правовую защиту всех форм собственности.

Конституция и принятые на ее основе законы обеспечивают демократизацию всех сторон нашей жизни и обновление общества, процветание страны и рост благосостояния народа, служат мощной правовой базой сотрудничества со многими странами мира, которые Узбекистан считает своими надежными и перспективными партнерами.

Х. С. Исламходжаев. Конституция Республики Узбекистан...

2012. № 2

42

На базе Конституции сформирован свод законов, закладывающих основу под системные преобразования, качественно новые экономические отношения и, прежде всего, отношения собственности. К числу таких базовых, основоопределяющих законов следует отнести законы о собственности, о земле, о разгосударствлении и приватизации, об аренде и др.

Базисом экономических преобразований является право собственности. Право собственника в Республике признается и охраняется законом. Узбекистан в числе первых среди стран СНГ признал права частной собственности, поставил в равные условия все формы собственности. Созданы юридические и организационные предпосылки, разработан и апробирован на практике эффективный механизм приватизации государственного имущества, преобразования государственных предприятий в другие формы собственности.

Фактически сегодня созданы все правовые нормы, открывающие возможность развития многоукладной экономики как необходимого условия и основы рыночных отношений.

Сформированы рамочные условия нового механизма хозяйствования и институциональных преобразований. Это направление представлено большим пакетом законов и нормативных актов, регламентирующих все стороны хозяйственной деятельности предприятий и организаций, обеспечивающих образование новой рыночной инфраструктуры.

Прежде всего приняты законы, определяющие статус, права и экономические свободы самих хозяйствующих субъектов в различных сферах экономики. Активно формировались также законодательные нормы, обеспечивающие регулирование процессов создания и деятельности инфраструктуры рынка. Основные их положения нашли воплощение в законах о банках и банковской деятельности, о денежной системе, о предпринимательстве, о страховании, о биржах и биржевой деятельности, об аудиторской деятельности, о ценных бумагах и фондовой бирже и др. С принятием этих законов подведен прочный фундамент под развитие рыночных механизмов в Республике.

Огромное значение в системе государственного регулирования становления рыночных отношений имело принятие законодательных актов, определяющих механизм взаимоотношения экономически свободных предприятий и граждан с государством через систему налогов, ограничение монополистической деятельности, введение залогового права и законодательное признание банкротства предприятий. Все возникающие спорные вопросы теперь должны решаться цивилизованным способом, в судебном порядке.

Обеспечивается целенаправленное совершенствование структуры экономики, активно создаются производства по выпуску готовой конкурентоспособной продукции, наращиваются объемы экспорта с преодолением его прежней односторонней сырьевой направленности. Сформирована устойчивая финансово-банковская система, опирающаяся в основном на внутренние источники ресурсов.

Для экономики Узбекистана также характерны стабильные и высокие темпы роста инвестиций. Если за истекшие 10 лет в экономику Узбекистана направлено капитальных вложений в размере 80 млрд дол., то из них свыше 23 млрд дол., или около 30 %, составили иностранные инвестиции.

Ожидаемый прирост зарубежных инвестиций в текущем 2012 г. составит 16 %, при этом 70 % из них — это прямые иностранные инвестиции, что само по себе подчеркивает возрастающий интерес иностранного капитала к реформам, которые осуществляются в Узбекистане и, что особенно важно, — о доверии к перспективам развития Республики.

Экономические реформы позволили обеспечить положительное сальдо торгового и платежного балансов, профицит государственного бюджета и устойчивый рост золотовалютных резервов при умеренных объемах внешних заимствований. Консервативная политика внешних заимствований, проводимая в Узбекистане, позволила сократить общий объем внешнего долга страны. Если в 2005 г. внешний долг по отношению к ВВП составлял 25,8 %, на 1 января 2012 г. он не превысил 17,5 %, в то время как в других крупных и развитых государствах этот показатель составляет 75—100 % и более, что находится на критической отметке.

Динамичный и устойчивый рост экономики Узбекистана за последние годы подтверждает жизнеспособность и эффективность избранной модели развития. Результаты, достигнутые в развитии экономики страны за последние годы и в 2011 г., высоко оцениваются такими авторитетными международными финансовыми институтами, как Международный валютный фонд, Всемирный банк, Азиатский банк развития и др.

В своем заявлении по результатам последней оценочной миссии Международного валютного фонда в конце 2011 г., в частности, отмечается, что «Узбекистан добился динамичного роста и хорошо справился с глобальным финансовым кризисом. За последние пять лет темпы роста в Узбекистане составили 8,5 %, что выше среднего показателя роста по Центральной Азии. Стабильный на протяжении ряда лет профицит бюджета, высокий уровень официальных резервов, низкий государственный долг, стабильная банковская система и осмотрительное заимствование на международных финансовых рынках защитили страну от прямых последствий глобального кризиса... Миссия ожидает, что ВВП в 2011 г. 43 вырастет на 8,3 % и прогнозирует сохранение высоких темпов экономического роста в среднесрочной перспективе».

Следует отметить, что темп роста ВВП в 2011 г., как и ожидалось, фактически составил 8,3 %, а за 2000-2011 гг. объемы ВВП увеличились в

2,1 раза, и по этому показателю Узбекистан находится среди наиболее динамично развивающихся экономик мира. Конкретным подтверждением устойчивого и сбалансированного развития экономики Узбекистана является то, что, начиная с 2005 г., государственный бюджет исполняется с профицитом.

Особого внимания заслуживают структурные сдвиги, происходящие в экономике Узбекистана. Если в 2000 г. доля промышленности в ВВП

Х. С. Исламходжаев. Конституция Республики Узбекистан...

2012. № 2

44

страны составляла всего 14,2 %, то в 2011 г. этот показатель составил уже

24,1 %. Около 70 % общего прироста промышленной продукции внесли отрасли, ориентированные на выпуск готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Опережающими темпами в 2011 г. развивались отрасли машиностроения и автомобилестроения (12,2 %), химической и нефтехимической промышленности (9,4 %), пищевой промышленности (13,1 %), промышленности строительных материалов (11,9 %), фармацевтическая и мебельная отрасли (18 %), которые стали сегодня локомотивами роста экономики. При этом объем производства потребительских товаров в 2011 г. возрос на 11,2 %, а к 2000 г. этот показатель вырос более чем в 4 раза.

Удельный вес сельского хозяйства сократился с 30,1 до 17,5 %. При этом сокращение доли сельского хозяйства в ВВП произошло на фоне высоких темпов прироста сельскохозяйственной продукции, который составил в 2011 г. 6,6 % к 2010 г. и вырос против 2000 г. почти в 2 раза.

В 2011 г. опережающими темпами росла сфера услуг и сервиса, доля которой в формировании ВВП составила 50,5 %. Как положительную тенденцию, отвечающую требованиям сегодняшнего дня, следует отметить ускоренный рост услуг связи и информатизации, которые за год возросли на 41,6 %. Узбекистан входит в первую десятку стран мира по индексу развития мобильной связи. Сегодня около 30 % населения страны являются активными пользователями сети Интернет. В 2015 г. будет завершена реализация масштабной программы по полному переходу на цифровое и широкоформатное телевидение, которую Узбекистан в числе первых начал на постсоветском пространстве.

Большое внимание, которое уделяется структурным сдвигам и диверсификации ведущих отраслей экономики, положительно отразилось на объемах, номенклатуре и качестве экспорта. В условиях продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса общий объем экспорта в 2011 г. вырос на 15,4 %. Удельный вес готовой продукции в объеме экспорта вырос до 60 %. При этом в целом за годы независимости экспорт вырос более чем в 20 раз. Обеспечивается последовательный рост положительного сальдо внешнеторгового баланса, соответственно растут золотовалютные резервы страны.

Ликвидирована зависимость от экспорта монокультуры - хлопкового волокна. Если в 1990 г. доля хлопкового волокна в экспорте составляла 59,7 %, то по итогам 2011 г. она снизилась в 6 раз.

На основе ст. 36 Конституции Республики Узбекистан и других важных положений, закрепленных в Основном законе, таких, как неприкосновенность всех форм собственности, права и свободы собственников, в обществе формируется новый класс - класс бизнесменов и предпринимателей. В стране сделана ставка не только на крупный, но прежде всего на малый бизнес и частное предпринимательство. Последовательно осуществляются меры по обеспечению ускоренного развития частного сектора, увеличению его доли в экономике, созданию благоприятных организационно-правовых условий для предпринимательства.

Много сделано по укреплению законодательства по защите прав частной собственности и частного предпринимательства, формированию рыночной инфраструктуры. Упрощены и упорядочены процедуры регистрации, добровольного закрытия и ликвидации бизнеса, а также выдачи лицензий и разрешений на право занятия отдельными видами деятельности. Предприятиям малого бизнеса обеспечен свободный доступ к рынкам сырья и сбыта, кредитных ресурсов.

Малый бизнес и частное предпринимательство в настоящее время становятся гарантом и опорой социальной и политической стабильности в обществе, активной движущей силой на пути прогресса страны. Через развитие малого бизнеса и предпринимательства реализуется фундаментальная задача, во многом определяющая суть и содержание проводимых реформ, - формирование среднего класса собственников как основы демократического общества.

Продолжается работа по ограничению вмешательства государства в дела бизнеса, ведется мониторинг за тем, чтобы любые санкции к субъектам бизнеса применялись только по решению суда. Кардинально сокращаются все формы и периодичность финансовой, налоговой и статистической отчетности. Унифицированы и снижены ставки налогообложения. Если в 2005 г. ставка налогообложения составляла 13 %, то в 2011 г. уже 6 %, т. е. сократилась более чем в 2 раза. В результате субъектами малого бизнеса в 2011 г. произведено 54 % валового внутреннего продукта.

В своем выступлении на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан 12 ноября 2010 г. руководитель Узбекистана отметил, что объективный анализ, логика и последовательность преобразований, оценка их соответствия самым современным рыночным нормам диктуют настоятельную потребность дальнейшего углубления, совершенствования и либерализации системы управления экономикой.

В первую очередь необходимо укрепить права и защиту частной собственности, создать систему надежных гарантий, в которой любой частный собственник должен быть уверен, что приобретенная или созданная им законным путем частная собственность неприкосновенна. Каждый предприниматель должен знать, что он может без боязни инвестировать в свой бизнес, расширять производственную деятельность, увеличивать 45 объемы производства и получаемые доходы, владеть, использовать, распоряжаться своим имуществом, имея в виду, что государство стоит на страже законных прав частного собственника. В этих целях необходимо разработать и принять Закон «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников», который бы закрепил основные гарантии государства по отношению к частной собственности, являющейся основой рыночной экономики.

В целях совершенствования системы управления и устранения излишних бюрократических барьеров важное значение будут иметь разработка и принятие Закона «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности». Необходимо четко определить строго ограни-

Х. С. Исламходжаев. Конституция Республики Узбекистан...

2012. № 2

46

ченный перечень и виды разрешительных процедур, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, решительно сократив излишние и установив законодательный запрет на введение новых видов разрешений и разрешительных процедур, не предусмотренных законом.

Для расширения малого бизнеса и предпринимательства настало время законодательно определить новую организационно-правовую форму бизнеса - семейный бизнес, которая полностью соответствует сложившимся национальным традициям ведения бизнеса и объективным реалиям хозяйственной деятельности.

Большое внимание надо уделить формированию законодательных основ создания частных банков и таких финансовых институтов, как лизинговые, страховые компании, кредитные союзы, микрофинансовые организации, основанные на частной собственности. Это будет способствовать расширению конкуренции и повышению качества обслуживания клиентов на рынке банковских и других финансовых услуг, создаст условия для развития современной, рыночной инфраструктуры, отвечающей самым высоким международным стандартам.

Многие существующие законы с учетом практики их применения и новых реалий развития рыночных отношений в стране нуждаются в серьезном пересмотре. В частности, необходимо критически переосмыслить, разработать и принять новую редакцию законов «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О разгосударствлении и приватизации».

В развитие указанных основополагающих законов потребуется принятие также и других новых законов, способствующих дальнейшему продвижению по пути к свободной рыночной экономике, таких как, например, «О деятельности кредитных бюро и обмене кредитной информацией», «О залоговом реестре», «О риэлтерской деятельности», «Об инвестиционных и паевых фондах», «Об инновациях и модернизации экономики» и других законов, востребованных логикой и динамикой рыночных преобразований, осуществляемых в Узбекистане.

Сама логика реализации долгосрочной стратегической цели экономического развития страны выдвигает в качестве основного приоритета продолжение начатой с первых дней независимости политики структурных преобразований и опережающего развития высокотехнологичных современных отраслей и производств, направленной на повышение конкурентоспособности и укрепление позиций Узбекистана на мировых рынках.

В рамках дальнейшего углубления демократических рыночных реформ и либерализации экономики в настоящее время разработаны и начата реализация четырех взаимосвязанных стратегических программ на 2011-2015 гг., предусматривающих развитие промышленности, инфраструктуры, траснспортного и коммуникационного строительства, дальнейшее реформирование и повышение устойчивости финансово-банков-

ской системы, а также формирование в стране благоприятного делового климата и современных международных критериев их оценки.

В частности, программа «О приоритетах развития промышленности Узбекистана в 2011-2015 гг.» предусматривает реализацию свыше 500 крупных проектов в промышленности общей стоимостью около 50 млрд дол. США.

Речь идет о перспективных отраслях экономики, обеспечивающих диверсификацию производства и выпуск высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью на базе рационального использования имеющихся в стране богатых источников сырья и ресурсов.

Ставится задача обеспечить в ближайшие пять лет темпы роста объемов производства промышленной продукции не менее чем на 60 %, увеличить ее долю в структуре валового внутреннего продукта до 28 % в 2015 г. Опережающее развитие с ростом более чем в 2 раза получат такие отрасли, как машиностроение и автомобилестроение, химическая, пищевая, фармацевтическая промышленность, промышленность строительных материалов и др.

В текстильной промышленности приоритетное развитие должны получить новые современные текстильные комплексы с законченным циклом производства конкурентоспособной экспортной продукции. Это обеспечит увеличение объемов внутренней переработки хлопка-волокна более чем в 2 раза, производства пряжи — в 2,6 раза, готовых трикотажных и швейных изделий - в 3 раза, экспорта продукции текстильной отрасли - в 2 раза.

Особое внимание будет уделено реализации проектов в области высоких технологий, в частности организации производства синтетического жидкого топлива, строительству новых современных газохимических комплексов, производству минеральных удобрений и новых видов химической продукции по современным энергосберегающим технологиям, а также ускоренному развитию энергетики за счет замены устаревшего оборудования на современные парогазовые установки.

В развитие норм, закрепленных в главе 10 Конституции Республики Узбекистан, ведется большая работа по формированию законодательства, обеспечивающего надежные конституционные и юридические права человека, социальные гарантии и социальную поддержку населения.

Принятые законы о занятости, о социальной защите инвалидов, о государственном пенсионном обеспечении граждан, об образовании, об осно- 47 вах государственной молодежной политики, о свободе совести и религиозных организациях позволили не только защитить силой закона интересы наиболее нуждающихся слоев населения в сложных условиях перехода к рынку, но и раскрыть духовный, творческий потенциал людей, подвести под реформы крепкую социальную основу.

Система социальной помощи в Республике все более приобретает черты, свойственные аналогичным системам в странах с рыночной экономикой, претерпевает изменение само понятие бедности и методы ее количественного измерения, четче разграничиваются источники финансирования социальной помощи и социального страхования, конкретизируются группы бенефициаров.

Х. С. Исламходжаев. Конституция Республики Узбекистан...

2012. № 2

48

Поскольку социальная помощь направлена на поддержку наиболее уязвимых слоев населения, т.е. на тех, кто по объективным причинам не в состоянии сам заработать средства к существованию (дети, престарелые, инвалиды и другие лица, не занятые в производстве по не зависящим от них обстоятельствам), то потребность в ней определяется, прежде всего, демографической ситуацией в Республике, уровнем доходов населения и характером их распределения, установившимися стандартами потребления, а также национальными традициями и историческими особенностями уклада жизни.

Логическим продолжением избранного курса на построение государства, где во главу угла ставятся интересы каждого отдельного человека, стало посвящение каждого года отдельному аспекту социальной политики. Вспомним: 1997 г. был объявлен «Годом защиты интересов человека», 1998-й - «Годом семьи», 1999-й - «Годом женщин», 2000-й - «Годом здорового поколения», 2001-й - «Годом матери и ребенка». ...2007-й - «Годом социальной защиты», 2008-й - «Годом молодежи», 2009-й - «Годом развития и благоустройства села», 2010-й - «Годом гармонично развитого поколения»... 2012-й - «Годом семьи».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И всегда провозглашенный лозунг подкреплялся и продолжает подкрепляться конкретными действиями, в основе которых лежит специальная Государственная программа, вобравшая в себя сотни важных мероприятий, нацеленных на дальнейшее расширение масштабов и усиление социальной защиты населения.

Например, в 2007 г. в соответствии с Государственной программой «Год социальной защиты» был принят целый ряд нормативно-правовых актов. Среди них особого внимания заслуживают законы «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан», «О гарантиях прав ребенка», а также «О благотворительности» и «О профилактике йододефицитных заболеваний».

В рамках Государственной программы «Год молодежи» в 2008 г. были реализованы мероприятия по материальной и моральной поддержке молодежи, созданию для нее новых рабочих мест, улучшению жилищных и бытовых условий молодых семей, повышению качества образования молодежи.

Объявление 2009 г. «Годом развития и благоустройства села» и реализация принятой в связи с этим Государственной программы стали началом реализации долгосрочной целенаправленной работы по коренному переустройству и обновлению облика села на современной архитектурной и индустриальной основе, строительству жилья, социальных и коммунальных объектов и коммуникаций. Все эти меры призваны в корне повысить уровень жизни на селе и приблизить ее к городским условиям. Необходимо подчеркнуть, что и приоритет, и программа по его реализации рассчитаны не только на 2009 г., но и на среднесрочную перспективу.

Также и в 2010 г. при разработке программы гармоничного развития подрастающего поколения ставилась задача, что эта цель должна стать предметом повседневной заботы и приоритетного внимания государства и всего общества на долгосрочную перспективу. Прежде всего особое вни-

мание было уделено вопросам дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы, направленной на защиту прав и интересов детей и молодежи, укрепление правовых основ их гармоничного развития. Исходя из требований времени, была проведена тщательная инвентаризация более 600 нормативно-правовых актов, по итогам которой в действующие законодательные и нормативные акты были внесены соответствующие изменения и дополнения.

Особое внимание в реализации Государственной программы «Год гармонично развитого поколения» уделялось вопросам дальнейшего развития сфер здравоохранения, образования, физкультуры, спорта и прежде всего укрепления их материально-технической базы, нового строительства и оснащения современным оборудованием. Продолжена проводимая в стране широкомасштабная работа по укреплению семьи, усилению заботы о молодых семьях, обеспечению их правовой и социальной защиты, созданию необходимых условий для образования здоровой и прочной семьи.

Кроме того, наглядным подтверждением сильной социальной политики, последовательно проводимой с первых дней независимости, служит то, что уровень материнской смертности за годы независимости в Узбекистане сократился более чем в 2 раза, детская смертность сократилась в 3 раза. Средняя продолжительность жизни людей за этот период увеличилась с 67 до 73 лет, а женщин - до 75 лет. Достигнутые успехи в сфере охраны здоровья населения получили достойную оценку со стороны Всемирной организации здравоохранения, ЮНИСЕФ и других авторитетных международных организаций. Недавно Узбекистан вошел в десятку стран-лидеров в составленном международной организацией «Save the children» («Спасем детей») мировом рейтинге государств, где лучше всего заботятся о здоровье детей.

Расходы на образование за последние годы превышают 37 %, а вместе с расходами на здравоохранение составляют свыше 50 % государственного бюджета. Затраты государства на социальную сферу и социальную защиту за годы независимости выросли более чем в 5 раз. Следует отметить, что подобные показатели редко встречаются в практике других государств.

В Узбекистане реформы осуществляются не ради самих реформ, а прежде всего в интересах человека. Ибо главная цель реформ — обеспечение свободной и благополучной жизни граждан, создание для них возможности пожинать плоды независимости. Все успехи, воплощенные в изло- 49 женных выше фактах, являются убедительным доказательством эффективности осуществляемых широкомасштабных реформ, нацеленных на обеспечение процветания страны, рост благосостояния народа.

Ташкентский государственный юридический институт

Исламходжаев Х. С., доктор юридических наук, заведующий кафедрой административного и финансового права E-mail: vomalsi@rambler. ru Тел.: (998 71) 233-66-36, вн. 150, 250

Tashkent State Juristic Institute Islamkhodjaev Kh. S., Doctor of Legal Sciences, Head of the Administrative Law and Financial Law Department E-mail: vomalsi@rambler. ru Теl.: (998 71) 233-66-36, ext. 150, 250

4. Заказ 10B9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.