Научная статья на тему 'Юридическая наука: состояние и перспективы исследований в Республике Узбекистан'

Юридическая наука: состояние и перспективы исследований в Республике Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
423
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ПРЕДЫСТОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ / УЗБЕКИСТАН / ПРОБЛЕМЫ / ВУЗОВСКАЯ НАУКА / ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА / АДМИНИСТРАТИВНОЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Умарова Карлыгаш Умаровна

В этой статье автор оценивает состояние и проблемные аспекты теории государства и права, отраслей гражданского и административного права, интегрирование научной и образовательной деятельности в вузах Узбекистана в ракурсе нового проекта закона Узбекистана «О науке». В статье автор размышляет о предыстории юридической науки в Узбекистане, оценивает периоды ее развития и определяет проблемные аспекты по определенным отраслям права в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юридическая наука: состояние и перспективы исследований в Республике Узбекистан»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Умарова К.У.

П

Умарова Карлыгаш Умаровна - доктор юридических наук, профессор, кафедра правоведения, юридический факультет, Каракалпакский государственный университет, г. Нукус, Республика Узбекистан

Аннотация: в этой статье автор оценивает состояние и проблемные аспекты теории государства и права, отраслей гражданского и административного права, интегрирование научной и образовательной деятельности в вузах Узбекистана в ракурсе нового проекта закона Узбекистана «О науке». В статье автор размышляет о предыстории юридической науки в Узбекистане, оценивает периоды ее развития и определяет проблемные аспекты по определенным отраслям права в настоящее время.

Ключевые слова: анализ, предыстория юридической науки, Узбекистан, проблемы, вузовская наука, теория государства и права, административное, гражданское право.

Проект Закона «О науке» предусмотрен программой по разработке и внесению в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан проектов законов в 2018 году1, актуальность и практическое значение которого не вызывает сомнений, так как в ней определяются принципы государственного регулирования и форм поддержки научной деятельности, расширение возможностей использования научных идей, разработок и технологий, а также проведение научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ определено, как одна из важнейших функций высшего образовательного учреждения2

В этой статье я анализирую состояние отдельных направлений юридических наук в Узбекистане и учитывая, объемность и сложность темы заранее определяю рамки темы, ограничивая ее: - предысторией юридических наук в Узбекистане, определением проблемных аспектов в теории государства и права, гражданском и административном праве, авторскими оценками задачи интегрирования научной и образовательной деятельности в вузах Узбекистана.

Краткая предыстория состояния юридических наук. Предысторические предпосылки правовой системы важны для того, чтобы объяснить, как она сложилась,

1 Указ Президента Республики Узбекистан «О государственной программе по реализации стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 — 2021 годах в «Год поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий» от 22 января 2018 г. № УП-5308. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lex.uz/docs/3516841/ (дата обращения: 01.04.3018).

2 Проект Закона Республики Узбекистан «О науке». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://adolat.uz/2018/03/zakon-respubliki-uzbekistan-o-nauke/ (дата обращения: 01.06.3018).

на какой почве развивалась, какие юридические теории трудно отрицать сегодня в силу их испытанности временем и современной практической востребованности, а какие можно опровергнуть в силу их практической несостоятельности. Научные теории изменяются, время от времени, и то, что он говорит в пользу теории, заключается в ее «действенности». Когда открывают новые явления, которые теория не в состоянии объяснить, ее отбрасывают». Общеизвестно, что результаты науки -это достижения многолетних трудов отдельных личностей, созданных ими школ, институтов и университетов. Благодаря трудам ученых Узбекистана созданы учебники, монографии, написаны статьи по всем отраслям права, разработаны законодательные предложения к действующим и готовящимся законам. Юридическая наука Узбекистана развивалась внутри истории государства и прав, и, вместе с ней. Не конкретизируя библиографию известных и ценных трудов ученых-юристов 19-20 веков, отмечу, что вклад ученых Средней Азии и других стран по истории и теории государства и права, гражданского, уголовного и других отраслей права, культуре народов Средней Азии стал фундаментальной основой для последующих исследований права и государства.

Историю узбекского права можно разделить на периоды, в которых она формировалась и трансформировалась. А. Саидов выделяет четыре периода истории узбекского права1. Первый - древний период узбекского права, с момента возникновения государства и права на территории Узбекистана до установления мусульманского права (с начала первого тысячелетия до н.э. до VII в. н.э.). Из источников известно, что до прихода арабов народы Узбекистана руководствовались «Авестой» - священной книгой зороастризма. Второй - период мусульманского права, с момента прихода арабов в Мавераннахр и установления мусульманского государства и права до колониального завоевания Средней Азии Россией (с VII в. до второй половины XIX в.). Это эпоха мусульманско-правовой цивилизации Мавераннахра. С точки зрения чисто юридической в ХП-Х!У вв. влияние монгольского права, а именно «Ясы» Чингисхана, было скорее негативным, чем позитивным, в силу того, что монгольские завоеватели внесли в управление элемент нерелигиозного происхождения - чрезмерную централизованность государственного управления, оказавшееся чрезвычайно долговечной. Как отмечал В.В.Бартольд «... даже тогда, когда господство монголов сменилось господством турецких военоначальников или предводителей туземных династий, законы Чингизхана сохраняли силу»2. Религия, традиции, обычаи, сегодня вновь приобретают научно познавательное значение, имеют практическое значение в регуляции социальных отношений. Третий - колониальный период развития узбекского права, с завоевания Россией Средней Азии и установления советской власти в Узбекистане и вплоть до провозглашения государственной независимости (со второй половины XIX в. до 1991 г.). Колониальное право в Туркестанском крае складывалось из законов Российской империи и правовых актов регионального действия.

Общественно-политические процессы этого периода в Туркестанским крае отразили в себе все противоречия развития на рубеже Х1Х-ХХ веков, как мирового, так и регионального уровня. Политическая и государственно-правовая нестабильность и неопределенность, внешнеполитическая напряженность, экономический спад обусловили успех социал-демократических идей и еще более обострили кризис как, а метрополии, так и в крае. Глобальные катастрофы мирового характера (1 мировая война, революции 1917 г., гражданская война, 2 мировая война), имевшие место в истории не могли не отразиться в сознании и поведении основных

1 Саидов А^. Сравнительное правоведение, 2006. С. 389. Дата публикации: 26.07.2011 08:15 ^ГС. https://nashol.com.

2 Бартольд В.В. Сочинения. М.: АНССР, 1966. Т. 6. 313 с.

41

масс населения, привнеся в массовое общественное сознание людей признание (инстинктивное подчинение) легитимности позитивного права.

Народы Узбекистана, оказавшись в Союзе советских республик - претерпели еще более противоречивое давление на религиозные верования, обряды, традиции, подверглись гонениям в борьбе с религиозными предрассудками, приняли отрицание религии вообще. В 1917 г. произошла усеченная, в советской форме, европеизация узбекского права. В результате советской правовой экспансии законодательство искусственно унифицировалось под общие стандарты и на территории республики стало действовать российское законодательство1, по семейному праву допускалась деятельность казийских (шариатских) судов, признавались гражданские права и функции исламских законоведов, лояльно относившихся к советской власти.

За годы существования Узбекской СССР, с 1924 по 1991 годы было принято три Конституции: в 1927, 1937 и 1978 гг. Чрезвычайные события регионального значения - коллективизация, индустриализация, планирование, железный занавес, тотальный контроль мысли и слова, цензура этого периода сформировали этатистское восприятие государства, отчуждение от него и отсутствие какого-то ни было интереса к институционализации индивидуальных или групповых правовых интересов. Эти условия государственно-правового характера довлели и над философско-правовыми, государственно - правовыми исследованиями ученых. Многие идеи, принципы и положения этих советских Конституций Узбекистана опровергнуты сегодня. «Говорить о некотором высказывании, что оно было вполне истинно вчера, но сегодня стало ложным, не соответствует общепринятому употреблению. Если вчера мы считали истинным высказывание, которое сегодня оцениваем как ложное, то в этой оценке содержится неявное признание того, что вчера мы ошибались, что данное высказывание было ложным уже вчера — ложным безотносительно ко времени, но мы ошибочно «принимали его за истинное». Карл Р. Поппер в качестве методологического принципа, с помощью которого можно отделить научное знание от умозрительных метафизических спекуляций, выдвигал принцип фальсифициремости (опровержимости): принадлежность теорий, утверждений к научному знанию определяется возможностью их опровержения опытом. 2

Советская правовая система как определенный результат научно правовых исследований Узбекистана, как и в СССР в целом, во многом вынуждена была служить интересам командно-административной плановой экономики, игнорировать плюрализм мнений. Кроме того, законодательный орган республики лишь копировал союзные или российские законы, партийные и правительственные решения. Многие законы были по сути своей эклектичны, оторваны от реальных условий, а порой противоречили национальным особенностям и традициям, интересам республики, ущемляли ее суверенитет. Современный период в развитии узбекского права, начавшийся в 1991г., в суверенном государстве - Республика Узбекистан, в составе которого находилось и находится Республика Каракалпакстан - период демократических реформ в формирования национальной государственности и системы права. Выбор развития Узбекистана как демократического правового государства в первую очередь обусловил создание правовых основ государственного строительства, утверждающие государственный суверенитет, формирование институтов демократии, народовластия, прав человека. В рамках этого направления приняты конституционные законы, регулирующие деятельность высших и местных органов власти. Проблемные аспекты теории государства и права, административного и гражданского права.

1 Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2007.

2 Поппер Карл Р. Объективное знание. Эволюционный подход. Пер. С англ. Д.г. лахути. Отв. Ред. В.н.садовский. М.: эдиториал урсс, 2002. С. 36.

Трансформации власти и государства требуют соответствующих законов регулирования новых общественных отношений в сфере управления вообще, регулирования управлением экономикой ,отношений государство -гражданин. Отказ от тоталитаризма, господства одной идеологии, декларативных законов и права, объясняют выбор и признание западных демократических институтов и приоритет норм международных договоров в законах Узбекистана. В такой быстрой смене основ государства и права юридические науки не могли соответственно быстро «перестроиться» на смену парадигм как в теории государства и права так и в других отраслях права, поскольку юридическая наука « побуждает найти ответы на два важных вопроса: 1) об отношении юридической науки и практики, 2) об отношении юридической науки и власти.»1 На мой взгляд, совершенно прав С.Б. Поляков , выделяющий эти аспекты при высказывании о необходимости обсуждения статьи профессора В.В.Лазарева.

Правовая система Узбекистана заимствовала характерные черты романо-германской правовой семьи. Кардинально революционными были конституционное закрепление новой избирательной системы, принципа разделения властей, приоритета экономики над политикой, свободы предпринимательства, равенства форм собственности, независимости СМИ, многопартийности и др.

Предыстория понимания права и государства говорит о том, что имея такой «груз» памяти общество, не могло быстро познать и принять ценность права, целевое назначение государства и его институтов, объявленных демократическими. Многие факты правонарушений и преступлений 90-х годов свидетельствуют о вседозволительном понимании демократических перемен, как со стороны граждан так и многих должностных лиц. На эти принципиальные и чувствительные вызовы юридической практики должна реагировать, и реагирует правовая наука. По моему мнению, эти проблемы, исходят корнями из понимания права и назначения государства гражданином и человеком, должностными лицами, специалистами в разных в разных отраслях. Решение этих задач в рамках теории государства и права «.. тем более будет оправдано, что предмет теории государства и права и язык ее -суть предмет и язык всей юриспруденции, всего того, что составляет Jus в совокупности метатеории и реальной практики».2 В.В. Лазарев совершенно справедливо, говорит о необходимости подходить к решению насущных проблем практики, не ограничивая себя какой-то одной концепцией, не отвергать те или иные учения из соображений политики, идеологии, научной моды. Такой подход нацелен на решение практических задач. Среди проблем государства и права Республики Узбекистан в рамках теории государства и права как первоочередные я бы отметила-онтологию и гносеологию права и государства, определение типа правопонимания, принцип разделения властей, правовую и политическую культуру.

До настоящего времени, недостаточно исследуется поведение должностных лиц государства, как правомерное, так и неправомерное. О мотивах и составе преступлений написаны основательные книги, но о мотивах и составе отклоняющегося поведения должностных лиц нет ни одной .

В целом система источников узбекского права иерархична и предусматривает высшую юридическую силу Конституции. Говоря об иерархии законов, нужно отметить, что практика применения законов и Кодексов противоречива и не раз первый Президент Узбекистана и нынешний Президент страны Ш.М Мирзиеев, критически оценивали силу ведомственных актов, постановлений исполнительной

1 Сидоренко А.И. Материалы «круглого стола « Юридическая наука и её значение в современном обществе // Вестн. Перм. ун-та, 2013. № 4 (22). С. 55.

2 Лазарев В.В. Юридическая наука: современное состояние, вызовы и перспективы (размышления теоретика) // Lex Russica, 2013. № 2. С. 11.

3 См: там же.

власти. Закон о нормативно-правовых актах принимался не раз, принятие Кодекса административного судопроизводства 2018г., закона «Об административных процедурах» в 2016 году, создание административных судов в 2017 году, должно улучшить ситуацию с незаконными ведомственными актами.

Нет научных объяснений того, что признавая верховенство Конституции, при решении споров, практики применяют статьи Кодексов и законов, которые противоречат конституционным нормам. Практика деятельности Конституционного суда Узбекистана по решению этих вопросов оставляла и оставляет ожидать корректирующих и восстановительных решений. Отмечу, что институт Конституционного суда Узбекистана и комитета конституционного надзора Республики Каракалпакстан - одно из заимствований европейских демократических институтов, оказался малоэффективным, в частности, касательно защиты конституционных прав граждан. К примеру, участие членов комитета конституционного надзора Каракалпакстана в законопроектных работах затрудняет объяснение его полномочий при признаний какого либо закона несоответствующим Конституции.

Принцип верховенства Конституции и законов предполагает соблюдение иерархии законов, но противоречивые решения практики позволяют на сегодняшний день признать ее как одну из нерешенных полностью проблем. Принятые законы «о парламентском контроле», «об общественном контроле», «органах внутренних дел » призваны в будущем предотвратить такие упущения, как многолетняя деятельность органов безопасности и внутренних дел без обнародованного закона.1

Одна из главных проблем, решение по которым только предприняты - создание административной юстиции, обеспечение независимости судебной власти. Однако, если в административном праве начались конкретные практические перемены, к чему обязывает «Концепция административно-правовой» реформы 2017 года и ученые разработают научно правовые обоснования, то от решения демократизации деятельности исполнительной власти зависит и решение проблемы принципа разделения властей. В этом вопросе ждут своих научных объяснений проблемы независимости судебной власти и эффективности парламентского контроля.

Выше, в предыстории состояния науки отмечалось, что доминирование позитивного права, затрудняло или скорее запрещало такую тему. В советский период построение государства основывалось на взглядах и учениях К. Маркса и Ф. Энгельса. Они отстаивали единство власти в стране, а теорию разделения властей

представляли как «не что иное, как прозаическое деловое разделение труда,

2

примененное к государственному механизму в целях упрощения и контроля» Механизм управления государством сложен и необъятен и в 21 веке как раз и нужно это - «прозаическое деловое разделение труда, примененное к государственному механизму в целях упрощения и контроля». Полагаю, что юридическая наука Узбекистана найдет объяснение этому принципу как в ракурсе его опровержения, так и в ракурсе утверждения для того чтобы найти истинный ответ.

Становление и развитие правовой системы страны, основанной на романо-германской традиции, связано с принятием «классических» кодексов, таких как Уголовный (1994 г.), Уголовно-процессуальный (1994 г.), Гражданский (ч. I, 1995 г., ч. II, 1996 г.), Гражданско-процессуальный (1997 г.).

Смена форм собственности, изменение характера труда, переход к рыночным отношениям, необходимость формирования среднего класса, свобода предпринимательства - нашли свое отражение в Законе «О собственности» 1990 г., Гражданском Кодексе. «Эти и другие задачи переходного периода от тоталитарного к

1 Законы Республики Узбекистан «Об общественном контроле» от 12.04.2018, «О парламентском контроле» от 11.04.2016.

2 Marx K. and Engels F. Sochineniya [Collected Works]. Ed. 2, Vol. 5. Moscow: State publishing political literature, 1956. 513 p..

демократическому общественному строю не могли быть разрешены в короткое время. Правосознание разработчиков проекта действующего ГК РУз во многом оставалось консервативным и потому он не свободен в полной мере от влияния ГК 1965 года»1. Гражданский Кодекс был подготовлен в соответствии с Модельным Кодексом для стран СНГ. Сам Модельный кодекс также не лишен недостатков как по формам собственности, юридических лиц, по объему регулирования, по рангу гражданского кодекса и другим.

Научное обоснование и разработка норм регулирования отношений в сфере государственно - частного партнерства, представляется наиболее сложным в силу того, что административное право, считаясь одной из базовых отраслей права, использующей потенциал и правовые средства императивного метода регулирования и обеспечивающей публичные интересы, в то же время предусматривает правовую защиту прав и свобод как физических, так и юридических лиц от действий, решений и бездействия административных органов. Национальная система права не разграничивает публичное и частное право, в связи с чем, важно определиться с соотношением административного и частного (гражданского) права. Разграничение публичного и частного права — трудная и до сих пор, считающаяся спорной задача. Гражданский Кодекс, в который вносились изменения все последующие годы после принятия, содержит в себе много проблемных институтов и статей, ясно и точно нерешенных до сих пор. Это - институт юридических лиц, участие государства в имущественных отношениях как «равного» субъекта, договоры возмездных услуг и другие, говорящие в пользу приоритетности публичных интересов, нежели защиты частных. В публичном праве (государственном, финансовом, налоговом, административном)много юридических лиц, создаваемых государством, а не на основе норм ГК. Выяснение особенностей юридических лиц публичного права и частного права - одно из проблемных направлений в исследовании гражданского и административного права.

Воспринимая в целом романо-германскую законодательную традицию узбекский законодатель не принял изменения послевоенной романо-германской законодательной традиции частных кодификаций.

Статья известного ученого России В. В. Лазарева «Юридическая наука: современное состояние, вызовы и перспективы (размышления теоретика): вызвала дискуссии среди ученых России. Предыстория состояния узбекской юридической науки и том числе вузовской, свидетельствует об общих корнях научных юридических проблем2.

Науку "производят" отдельные ученые, творческие группы ученых, научные учреждения и учебные заведения. В Узбекистане перед вузами ставится такая задача, но ее решение мало перспективно при существующей организации и формах оплаты труда. Например, осознавая все негативные последствия финансового голода среди преподавателей, Корея, Германия, Канада, Япония и другие страны поэтапно решились повышать заработок учителей. Так, на сегодня зарплата преподавателя в Германии составляет $5689, в Канаде - $5469, в Корее - $4133, а в Японии - $4220. Примечательно, что на сегодня эти страны являются лидерами в рейтинге лучших систем школьного образования.3

1 Рахманкулов Х. Основные направления развития гражданского законодательства Республики Узбекистан // «10 лет гражданскому Кодексу Узбекистана» Ташкент, 2008. Стр. 7.

В.В. Лазарев «Юридическая наука: современное состояние, вызовы и перспективы (размышления теоретика)» Lex russica", 2013, N 2

3 Узбекистан. Корея. Германия > Образование, наука. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://polpred.com/?ns=1&ns_id=2685081/ (дата обращения 12.06.2018).

45

В последние годы приняты ряд постановлений по этой проблеме1. Наука в вузах республики, эффективная организация управления вузами и вузом отдельная тема научного анализа. Структурно системная объемность этой подтемы позволяет высказать мнение в самых общих чертах. Прежде всего отмечу что статус вузов определен в гражданском кодексе как учреждение некоммерческого характера, оказывающее образовательные услуги, в административном праве это субъект административно правовых отношений, создаваемый исполнительной властью и находящийся в системе вертикальных подчиненных отношений. Такое двойное правовое регулирование на практике создало проблемную ситуацию подчиненности и регламентированности деятельности вуза, которая решается Министерством Высшего образования, а Закон «О лицензировании негосударственных образовательных учреждениях» принятый в 2017 содержит материально - организационные трудности при получении лицензии и трудности первооткрывателей на рынке образовательных услуг страны, из-за отсутствия какого либо успешного опыта частных коммерческих вузов, имеющих более негативные, чем положительные оценки по опыту других стран СНГ. Научные обоснования решения вузовской науки и повышения качества компетенций выпускаемых специалистов - лежат в этой плоскости. То есть конкуренция образовательных услуг, с определенной автономией вуза по принципиальным вопросам, с предоставлением академической свободы преподавателям - исследователям, с достойным финансированием их труда не могут не дать результатов. На сегодняшний день занятие научной деятельностью требует в первую очередь времени, усилий, финансового обеспеченности и конечно желания, преданности и таланта .Но имея преподавательскую занятость в учебный год в объеме 1540 часов преподаватель отрабатывает в неделю 38.5 часов за 10 месяцев работы. Из них аудиторные для профессора - 770-800 году часов, для преподавателей 1000 и более часов. Половина нагрузки - общественно полезный труд- правовая пропаганда в СМИ и разных коллективах, дежурства, кураторство, собрания, тесты, комиссии и т.п. Физиологически и психологически невозможно ожидать, от таким образом занятого преподавателя, научных результатов. Сильной мотивацией для подвижек были бы- свободное время для занятия наукой и материальная обеспеченность.

Профессор В.В. Лазарев классифицирует научные исследования как: 1) «служанку» действующего политически господствующего класса; 2) исследования, претендующие на поиск истины; 3) «социальную алхимию», являющаяся не чем иным, как словоблудством. 2

Такая классификация, имевшая место в истории юридической науки должна кануть в лету, оставив лишь исследования, претендующие на поиск истины.

Список литературы

1. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение, 2006. С. 389. Дата публикации: 26.07.2011 08:15 иТС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nashol.com./ (дата обращения: 08.08.2018).

2. Бартольд В.В. Сочинения. М.: АНССР, 1966. Т. 6. 313 с.

3. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. М., 2007.

4. Поппер Карл Р. Объективное знание. Эволюционный подход. Пер. с англ. Д.Г. Лахути. Отв. ред. В.Н. Садовский. М.: Эдиториал УРСС, 2002. С. 36.

1 Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему укреплению инфраструктуры научно-исследовательских учреждений и развитию инновационной деятельности» от 1 ноября 2017 г., № ПП-3365. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lex.uz/docs/3398526/ (дата обращения 12.06.2018).

2 Лазарев В. В. "Lex russica", 2013, N 2.

5. Сидоренко А.И. Материалы «круглого стола « Юридическая наука и её значение в современном обществе // Вестн. Перм. ун-та, 2013. № 4 (22). С. 55.

6. Лазарев В.В. «Юридическая наука: современное состояние, вызовы и перспективы (размышления теоретика)» Lex russica", 2013. № 2.

7. Marx K. and Engels F. Sochineniya [Collected Works]. Ed. 2, Vol. 5. Moscow: State publishing political literature, 1956. 513 p.

8. Рахманкулов X. Основные направления развития гражданского законодательства Республики Узбекистан // «10 лет Гражданскому кодексу Узбекистана». Ташкент, 2008. Стр. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.