Научная статья на тему 'Теоретические и практические аспекты регламентации административных процедур'

Теоретические и практические аспекты регламентации административных процедур Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
905
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРАВОВОЕ СРЕДСТВО / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНИНА / ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН / ADMINISTRATIVE LAW / GOVERNMENTAL GOVERNANCE / PUBLIC GOVERNANCE / LEGISLATIVE INSTRUMENT / ADMINISTRATIVE PROCEDURES / ADMINISTRATIVE PROCESS LEGISLATION / MUTUAL RELATIONS BETWEEN GOVERNMENT AND CITIZEN / RIGHTS AND FREEDOMS OF CITIZENS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исламходжаев Х.С.

В статье рассматриваются вопросы развития административных процедур как теоретико-правовой проблемы современного административного права, так и в качестве важнейшего правового средства обеспечения эффективности практического публичного управления на примере Республики Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF ADMINISTRATIVE PROCEDURE’S REGULATION

The article considers the questions of development of administrative procedures as a theoretical-legal problem of modern administrative law and as important rightful instrument to provide efficiency of practical public governance on the experience of the Republic of Uzbekistan

Текст научной работы на тему «Теоретические и практические аспекты регламентации административных процедур»

2S ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ ПЗу.

ш-^ \

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. КутБфина (МГЮА)

Хасан Суратович ИСЛАМХОДЖАЕВ,

доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой административного и финансового права Ташкентского государственного юридического университета vomalsi@rambler.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГЛАМЕНТАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ

ПРОЦЕДУР

В статье рассматриваются вопросы развития административных процедур как теоретико-правовой проблемы современного административного права, так и в качестве важнейшего правового средства обеспечения эффективности практического публичного управления на примере Республики Узбекистан. Ключевые слова: административное право, государственное управление, публичное управление, правовое средство, административные процедуры, административное процессуальное законодательство, взаимоотношения государства и гражданина, права и свободы граждан.

ISLAMKHODJAEV KH. S.,

Doctor of Sciences in Law, Professor of the Tashkent State University of Law,

THE THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF ADMINISTRATIVE PROCEDURE'S REGULATION

The article considers the questions of development of administrative procedures as a theoretical-legal problem of modern administrative law and as important rightful instrument to provide efficiency of practical public governance on the experience of the Republic of Uzbekistan. Keywords: administrative law, governmental governance, public governance, legislative instrument, administrative procedures, administrative process legislation, mutual relations between government and citizen, rights and freedoms of citizens.

Провозгласив себя демократическим, правовым государством, Узбекистан объявил высшими ценностями человека его права и свободы, законные интересы. Принципиально важное значение приобретает при этом опора на основополагающие положения и нормы принятой в декабре 1992 г. Конституции, определившей основные принципы демократического развития и формирования гражданского общества в стране. Нормы Основного закона Узбекистана пронизаны идеями обеспечения соблюдения прав и свобод личности. Положения Всеобщей декларации прав человека имплементированы в Конституцию и национальное законодательство Республики Узбекистан. Создана институциональная система защиты прав человека, осуществляется национальный мониторинг за реализацией этих прав и действует система образования в этом направлении.

Правовые реформы, призванные обеспечить принцип верховенства Конституции и приоритета закона во всех сферах жизни общества, не оставили в стороне и административное законодательство Узбекистана. Эти важные процессы выдвигают на первый план законные интересы человека и гражданина, защиту его прав и свобод.

Как подчеркнул Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов: «...наша главная цель — построить не только демократическое правовое государство, а и справедливое общество... Наша Конституция, в отличие от старой советской конституции, закрепив приоритет прав, интересов и свобод человека над государственными интересами, определила своей сутью создание достойных условий жизни для людей, провозгласила принципы социальной справедливости как основу всех направлений нашего законодательства»1.

Справедливая мера становится главным критерием и универсальным мерилом в сфере государственного управления и оказывает большое влияние на развитие административного права. И институт административных процедур становится одним из эффективных инструментов по обеспечению справедливой меры.

В современных условиях невозможно говорить об административных процедурах, не учитывая степени их теоретической проработки учеными-правоведами разных государств.

Как считает профессор Университета МИЭ (Япония) Ш. Кодама, в рыночных условиях необходимо такое административное право, которое обеспечивает должное регулирование и распределение ресурсов в соответствии с рыночной экономикой на основе правового взгляда, по которому отношения между государством и гражданами становятся правовыми и обязательственными отношениями только согласно закону. Переход к рыночной экономике без реформирования деятельности административных органов при отсутствии изменений в содержании административного права означает, что управление будет осуществляться только односторонними приказами административных органов и произвольными решениями государственных служащих.

Закон «Об административных процедурах» не только предотвращает осуществление административной деятельности в приказном одностороннем порядке, он одновременно не допускает принятия административных актов в судебном порядке2.

Как отметил профессор Нагойского университета (Япония) К. Ичихаши, в Японии закон «Об административных процедурах» был принят в 1993 г. Принятием общеобязательного закона об административных процедурах, регулирующего административные процедуры в различных сферах государственного управления,

--"О

1 Каримов И. А. Наша главная задача — поднять на новый уровень реформирование и демократизацию общества, модернизацию страны //Доклад Президента И. А. Каримова на торжественном собрании, посвященном 23-й годовщине Конституции Республики Узбекистан. Правда Востока, от 6 декабря 2015 года.

2 Кодама Ш. Реформа института административных процедур в Узбекистане в рамках правового сотрудничества с Японией II Материалы Международной конференции «Административная реформа в Республике Узбекистан: опыт и проблемы правового регулирования». 29-30 сентября 2007 года /отв. ред. М. X. Рустамбаев [и др.]. Ташкент: КОМ5А1Ю1Т1МРОРМ-ЫАЗНР, 2008. С. 35.

ш

т

I

П

* к Н к

НАУКИ Ъ

130 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ науки Пзу.

№ t

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кутафина (МГЮА)

предполагалось создать справедливое, прозрачное и «открытое» государственное управление, к которому будет проявляться доверие как внутри Японии, так и в зарубежных странах3.

По мнению германского административиста Й. Пудельки, под административными процедурами понимаются исключительно процедуры, осуществляемые административными органами. Значит, речь идет об этапе, предшествующем началу судебного процесса. В отличие от этого, административно-судебный процесс касается всех вопросов, начиная с подачи иска, принятия судебного решения и заканчивая приведением его в исполнение (если это необходимо)4.

Развитие административного законодательства непосредственно связано с экономическим развитием. Принятие закона об административных процедурах в странах Восточной Азии было ответом на развитие интернационализации экономики, пишет профессор Университета Рюкоку (Япония) Т. Хонда. Для того, чтобы иностранные предприятия и лица беспрепятственно вели экономическую деятельность на рынке определенной страны, для этой страны становится необходимым существование общепринятых административных процедур. Японский эксперт считает, что принятие данного закона покажет стране и зарубежным странам приверженность Узбекистана правовой системе, которая, согласно международным стандартам, будет защищать права частных лиц.

Закон «Об административных процедурах» не является кодексом чести для служащих административных органов. Бенефициарами закона об административных процедурах являются граждане5.

Авторы учебника по административному праву, изданного в Узбекистане в 2012 г., считают, что закон должен установить единые правовые стандарты администрирования, обязательные для всякого административного органа или должностного лица независимо от сферы и отрасли государственного управления. На основе рамочных требований закона должна быть разработана система правовых стандартов администрирования, учитывающая как базовые универсальные требования, так и специфику управленческих вопросов в отдельных отраслях и сферах. Речь идет о создании целостного механизма регулирования административно-управленческого процесса. Только при такой системной ре-

Ичихаши К. Правовое содействие Японии проекту закона Республики Узбекистан об административных процедурах // Материалы Международной конференции «Административная реформа в Республике Узбекистан: опыт и проблемы правового регулирования». 29-30 сентября 2007 года / отв. ред. М. X. Рустамбаев [и др.]. Ташкент : КОМ5А1ГО1Т1МРОРМ-МА5НР, 2008. С. 63-64.

Пуделька Й. Административные процедуры и административно-судебный процесс // Административная юстиция: к разработке научной концепции в Республике Узбекистан // Материалы Международной конференции «Развитие административного права и законодательства Республики Узбекистан в условиях модернизации страны». 18 марта 2010 года / отв. ред. Л. Б. Хван. Ташкент : ABU MATBUOT-KONSALT, 2011. С. 35.

Хонда Т. Вопросы и задачи реформирования административной процедуры // Материалы Международной конференции «Административная реформа в Республике Узбекистан: опыт и проблемы правового регулирования». 29—30 сентября 2007 года / отв. ред. М. X. Рустамбаев [и др.]. Ташкент : КОМ5А1Ю1Т1МРОРМ-МА5НР, 2008. С. 150-152.

В'Ш©Т[п][М][К ИсламходжаевХ. С. л пл

УНИВЕРСИТЕТА Теоретические и практические аспекты регламентации административных процедур 1^3 1

имени O.E. Кутвфина(МПОА)

гламентации администрирования можно ожидать, что административные органы в масштабах всей страны будут справляться с возложенными на них задачами качественно и эффективно.

Административные процедуры, по сути, и есть система правовых стандартов, регламентирующих процесс администрирования. Они позволяют организовать администрирование так, чтобы оно действовало в соответствии с установленной мерой публичной власти и действительно служило общему благу6.

Казахстанские ученые считают, что административные процедуры представляют собой урегулированный административно-процессуальными нормами порядок действий органов исполнительной власти, направленный на осуществление компетенции, оказание государственных услуг гражданам и их объединениям по реализации прав, свобод и исполнения обязанностей и не связанный с рассмотрением административно-правовых споров и применением мер административного принуждения. В данной дефиниции отражены основные элементы административной процедуры, а именно:

а) стороны процедуры;

б) «набор» юридический действий и актов, совершаемых и принимаемых сторонами;

в) временные параметры (сроки, продолжительность, периодичность и т.д.)7. По мнению российского ученого-правоведа Ю. Н. Старилова, проблема упорядочения административных процедур неразрывно связана с обеспечением режима законности в сфере государственного управления, совершенствования государственного аппарата, системы его внутренних и внешних связей, а также реализации прав и свобод граждан и организаций.

По его мнению, административные процедуры — это способ обеспечения законности. Нормативное установление процессуальных правил в публичном управлении послужит целям обеспечения законности прежде всего тем, что урегулирует фактические отношения, закон придаст им формальную определенность и тем самым не допустит злоупотребления правом либо существенно ограничит такое злоупотребление. Поэтому стремление законодателей создать качественный сточки зрения содержания и системы процедурных норм закон «Об административных процедурах» является своевременным и правильным шагом в направлении построения правового государства и, следовательно, в ограничении произвольного и неправомерного должностного поведения государственных служащих.

Ю. Н. Старилов считает, что актуальность полномасштабного исследования административных процедур и потребность в законе «Об административных процедурах» обусловлены необходимостью:

— установления надлежащего порядка осуществления управленческих действий в рамках важнейших форм публичного управления; □

— теоретического анализа понятия позитивной административной процедуры,

а также сущности, признаков и места административных процедур в системе р

соответствующей отрасли права;

Хамедов И. А., ХванЛ. Б., ЦайИ. М. Административное право Республики Узбекистан. Общая часть : учебник. Ташкент : КОМ5А1Ю1Т1МРОРМ-МА5НР, 2012. С. 409-410.

Административное право : учебный курс / под ред. Р. А. Подопригоры. Алматы : Налоговый эксперт, 2010. С. 218-219.

Ш m

П X

п

* к Н к

32 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ ПЗу.

л-^ I

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

— критического анализа существующего правового регулирования позитивных административных процедур прежде всего с точки зрения его полноты, эффективности и соответствия современным общественным отношениям, которые эти процедуры призваны упорядочивать;

— создания теоретической базы для новой нормативной основы административных процедур — закона «Об административных процедурах»;

— учета широкой распространенности административных процедур в практике государственного управления, а также участия в них множества физических и юридических лиц8.

По мнению авторов учебника «Административное право России», административная процедура — это система административно-процессуальных норм, определяющих специальный порядок (последовательность, нормативную продолжительность во времени (срочность), вид, характер, правила документального оформления) действий публичной администрации (органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц указанных органов), а также действий организаций и физических лиц, аккредитованных или находящихся в ведении публичной администрации по применению типизированных административно-правовых мер, связанных с исполнением наиболее важных и, как правило, унифицированных административно-правовых функций публичной администрации, нацеленных на принятие промежуточных и конечных решений по подведомственным административным делам9.

Правовая регламентация взаимоотношений между государством и личностью посредством административных процедур представляет собой один из ключевых признаков правового государства. Важность и актуальность развития этого сегмента законодательства обуславливается несколькими факторами. Во-первых, вводятся открытые и прозрачные процедуры взаимоотношений государства и гражданина. Во-вторых, эти механизмы повышают эффективность обеспечения прав и свобод людей и, соответственно, развития институтов гражданского общества. В-третьих, развитие административного законодательства непосредственно связано с экономическим развитием. Для зарубежных инвесторов важно наличие в стране их деятельности административных процедур, соответствующих международным стандартам и защищающих права частных лиц. В-четвертых, практика ведущих государств мира показывает, что принятие закона «Об административных процедурах» повышает эффективность антикоррупционного законодательства страны.

В Узбекистане ведется большая работа в этой области. Под руководством главы государства страна реализует свою собственную стратегию развития законодательства в сфере административных процедур, отличительными чертами которой являются поэтапность и эволюционный подход. Приняты нормативно-

Старилов Ю. Н. Из публикаций последних лет: воспоминания, идеи, мнения, сомнения... : сборник избранных научных трудов / Ю. Н. Старилов. Воронежский государственный университет. Воронеж : Издательство Воронежского государственного университета, 2010. С. 489-490.

Административное право России : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А. И. Стахов, П. И. Кононов, Е. В. Гвоздева. М. : Юрайт, 2016. С. 194.

правовые акты, закрепляющие административные процедуры в разных сферах жизнедеятельности и готовящие почву непосредственно для принятия закона «Об административных процедурах».

В частности, в 2012 г. принят закон «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности»10. Документ подготовлен для создания единой нормативной правовой базы разрешительной системы, унификации условий и порядка прохождения разрешительных процедур в уполномоченных государственных органах, устранения излишних бюрократических барьеров и обеспечения полной прозрачности управленческих действий, затрагивающих права и законные интересы субъектов предпринимательства. После выхода закона и ряда других нормативных правовых актов существенно упрощены процессы их государственной регистрации, выделения земельных участков, получения разрешений на строительство, регистрации собственности, подключения к инженерно-коммуникационным сетям, кредитования, осуществления внешнеэкономической деятельности, рассмотрения хозяйственных споров. Так, за последние годы отменено 167 разрешительных процедур и 17 лицензий, а также более 100 различных форм отчетности, сокращена периодичность предоставления ряда ее видов.

В контексте усиления правовой базы взаимоотношений государства и гражданина в 2014 г. принят закон «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления»11. К его основным задачам относятся обеспечение гарантий доступа физических и юридических лиц к информации о работе органов государственной власти и управления, повышение ответственности ведомств и их должностных лиц за принимаемые решения и другие.

Закон устанавливает порядок рассмотрения запроса на получение информации о деятельности государственных органов. Для успешной реализации его положений образован Общественный совет по координации и мониторингу деятельности по обеспечению открытости деятельности органов государственной власти и управления, в состав которого вошли депутаты, эксперты, активисты негосударственных некоммерческих организаций. В 2016 г. совет утвердил методику мониторинга и оценки проводимой государственными органами работы в этом направлении. Она предусматривает расчет и обнародование каждые полгода «Индекса открытости» министерств и ведомств, где будут отражены сводные по -казатели прозрачности их деятельности.

В 2014 г. в Узбекистане также принят закон «О социальном партнерстве»12. Под этим понятием подразумевается взаимодействие государственных органов с ННО и другими институтами гражданского общества в разработке и реализации программ социально-экономического развития страны, в том числе отраслевых

_ "0

10 Закон Республики Узбекистан от 20 декабря 2012 года № ЭРУ-341 «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности» // Собрание законодательства Республики Узбекистан». 2012. № 51. Ст. 575.

11 Закон Республики Узбекистан от 5 мая 2014 года № ЗРУ-ЗбЭ «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» // Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2014. № 19. Ст. 209.

Закон Республики Узбекистан от 25 сентября 2014 года № ЭРУ-376 «О социальном партнерстве» // Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2014. № 39. Ст. 488.

П

* к Н к

134 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ ПЗу.

№ к

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

и территориальных, а также нормативных правовых актов и иных решений, затрагивающих права и законные интересы граждан. В законе определены субъекты, принципы и сферы социального партнерства, конкретизированы организационно-правовые, процессуальные механизмы взаимодействия государственных органов с представителями третьего сектора, формы и способы их участия в решении социально значимых проблем. Принятие документа дало толчок к созданию целостной системы взаимодействия между государством и гражданским обществом, укреплению правовых гарантий их конструктивного диалога.

Еще более усовершенствовал порядок обращения граждан в государственные органы принятый в 2014 г. закон «Об обращениях физических и юридических лиц»13, который имеет ряд преимуществ по сравнению с предыдущим законом «Об обращениях граждан», принятым в 1994 г. В частности, ранее отношения юридических лиц в сфере обращений в государственные органы и учреждения не были урегулированы законодательно.

Предусмотрена ответственность за нарушение закона в этой сфере, детализирован порядок обращения в государственные ведомства, к должностным лицам. Определены формы, виды обращений и требования, предъявляемые кним. В этом документе также зафиксированы нормы о порядке, сроках подачи и рассмотрения обращений, правах физических и юридических лиц в этих вопросах и обязанности государственных органов.

Нельзя не отметить с точки зрения развития административного законодательства и такой документ, как принятый в 2015 г. закон «Об электронном правительстве»14. Им предусмотрены разработка регламентов электронных государственных услуг, а также внедрение межведомственного электронного взаимодействия и единых идентификаторов электронного правительства, т.е. уникальных кодов, позволяющих идентифицировать физические и юридические лица, объекты кадастра, недвижимости, географические и иные.

Основными задачами электронного правительства определены обеспечение эффективности, оперативности и прозрачности деятельности государственных органов, усиление их ответственности и исполнительской дисциплины, создание дополнительных механизмов обеспечения обратной связи с населением и субъектами предпринимательства.

Реализация закона также послужит дальнейшему развитию в системе государственного управления принципа «одно окно» при осуществлении взаимоотношений с населением и субъектами предпринимательства, расширению использования бизнесменами систем электронной коммерции, сбыта продукции и осуществления закупок через Интернет, а также внедрению автоматизированных механизмов учета, контроля и оплаты коммунальных услуг. Качество оказания электронных государственных услуг будет регулярно оцениваться уполномоченным органом, в том числе путем изучения общественного мнения, а результаты будут публиковаться в средствах массовой информации.

Закон Республики Узбекистан от 3 декабря 2014 года № ЭРУ-378 «Об обращениях физических и юридических лиц» // Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2014. № 49. Ст. 578.

Закон Республики Узбекистан от 9 декабря 2015 года № ЗРУ-ЗЭ5 «Об электронном правительстве» // Собрание законодательства Республики Узбекистан. 2015. № 49. Ст. 611.

Законом предусмотрено, что органы, оказывающие электронные государственные услуги, обязаны разрабатывать и осуществлять меры, направленные на постоянное совершенствование порядка их оказания. Это должно достигаться путем устранения или объединения избыточных административных процедур и количества согласующих функций государственных органов, сокращения количества документов, представляемых заявителями, оптимизации межведомственного электронного взаимодействия и сокращения сроков оказания электронных государственных услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К настоящему времени в качестве эффективных элементов электронного правительства в Узбекистане осуществлено уже более 20 проектов из 28, которые реализуются в соответствии с Комплексной программой развития Национальной информационно-коммуникационной системы Республики Узбекистан на период 2013-2020 годы.

В частности, 280 интерактивных услуг, предоставляемых органами государственного и хозяйственного регулирования, оказывает Единый портал интерактивных государственных услуг. Статистика портала свидетельствует, что за время функционирования ЕПИГУ принял свыше 500 тысяч заявок, из которых 42 % — от физических лиц. Через него можно не только подать обращение, но и записаться на прием к руководству органов государственного управления.

В рамках исполнения закона «Об электронном правительстве» Кабинетом Министров Республики Узбекистан 2 июня 2016 года принято постановление «О мерах по совершенствованию порядка оказания электронных государственных услуг». Документом определены мероприятия по совершенствованию порядка оказания электронных государственных услуг путем исключения повторяющихся процедур, сокращения перечня документов и информации, запрашиваемых от населения и бизнеса, сроков и стоимости получения услуг, а также приведения к единому формату документов государственных органов.

Совершенствование порядка оказания электронных государственных услуг будет включать в себя несколько этапов. На начальном будут отобраны наиболее востребованные для бизнеса и населения государственные услуги, которые будут тщательно проанализированы и выявлены пробелы в процедурах оказания и их эффективности.

В результате выполнения ряда мероприятий, определенных постановлением, будет разработана оптимизированная модель оказания электронной государственной услуги, реализация которой будет осуществляться путем внесения изменений и дополнений в законодательство, учитывая общественное и экспертное мнение, а также автоматизацию процедур оказания государственных услуг.

По сути, документ является знаковым в сфере государственного управления, внедряющего принципы и подходы управления, ориентированные на результат. Кроме того, правительственное решение предусматривает необходимость межведомственного взаимодействия при внедрении многих услуг электронного р

правительства, исключение ненужных процедур. Иными словами — оказание государственных услуг в таком порядке, который будет удобен прежде всего получателю услуги, нежели отдельно взятому государственному органу.

Согласно документу, основными критериями при принятии решения о совершенствовании порядка оказания той или иной государственной услуги при переводе ее в электронную форму являются востребованность услуги, наличие бю-

I

П

* к Н к

НАУКИ

36 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ Пзу.

л-^ I

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

рократических барьеров при оказании услуги, высокие временные и финансовые издержки при оказании услуги, отсутствие четкого порядка оказания услуг, либо различие между порядком оказания, предписанным законодательством и существующей практикой. Дополнительными критериями могут служить обращения граждан по поводу оказания той или иной государственной услуги, а также результаты анализов, социальных опросов и др.

Иными словами, граждане и бизнес, являясь непосредственными получателями услуги, теперь сами могут принимать участие в их улучшении и доступности.

Таким образом, электронные услуги, предоставляемые государственными органами через портал ЕПИГУ, будут улучшены и пересмотрены по одному или нескольким критериям, включающим в себя изменение или исключение излишних процедур, сокращение сроков и снижение стоимости. Кроме того, будут обеспечены унификация документов и сокращение их перечня, исключение государственного органа или передача функции другому государственному органу в целях рационального распределения функции и др.

Налицо цель — повышение производительности деятельности государственных органов, рациональное распределение функциональных обязанностей между ведомствами, внедрение современных методов управления, ориентированных на результат.

В продолжение осуществляемой работы в сфере административных процедур, в соответствии с распоряжением Президента Республики Узбекистан от 25 июня 2014 года ведется разработка законопроекта «Об административных процедурах». Он был размещен для обсуждения на Едином портале интерактивных государственных услуг. Документ, устанавливающий единые принципы и правила административных процедур, направлен на обеспечение верховенства закона, прав и законных интересов юридических и физических лиц в отношениях с административными органами. При этом он не будет распространяться на оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие и иную деятельность, связанную с применением мер уголовного принуждения, а также производство по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с проектом закона под административной процедурой понимаются «процессуальные правила, регламентирующие правоприменительную деятельность административных органов в отношении юридических и физических лиц, включая осуществление государственных услуг».

Согласно законопроекту, административные органы обязаны осуществлять административное производство на основании закона, в пределах законодательства и в соответствии с нормами и принципами Конституции. При этом все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в ходе административного производства, толкуются в пользу заинтересованных лиц.

Законопроект запрещает административным органам «чрезмерно обременять заинтересованных лиц обязанностями, отказывать им в предоставлении прав или ограничивать их права иным образом лишь с целью соблюдения формальных правил и требований».

Административным органам планируется запретить требовать от заинтересованных лиц совершения таких действий, которые уже были совершены со стороны этих лиц в рамках других действий. «Если документы (данные, сведения),

в

Ш©1Г[п][К1Ж Исламходжаев Х. С. м ^т

УНИВЕРСИТЕТА Теоретические и практические аспекты регламентации административных процедур 1^3/

имени O.E. Кутвфина (МПОА)

представленные административному органу, по смыслу включают в себя содержание других необходимых документов, то последние не могут быть истребованы дополнительно или отдельно. Если предоставленное административным органом разрешение включает в себя по смыслу также и другие разрешения, то считается, что они также были предоставлены», — говорится в тексте Проекта.

Проект закона устанавливает принцип «единого окна»: если необходимые для разрешения административного дела документы и сведения имеются в других государственных органах, то административный орган, рассматривающий дело, получает указанные документы и сведения самостоятельно, без участия заявителя в порядке межведомственного взаимодействия (за исключением случаев, предусмотренных законодательством).

Целью законопроекта «Об административных процедурах» «является обеспечение верховенства закона, прав и законных интересов юридических и физических лиц в отношениях с административными органами посредством установления единых принципов и правил административных процедур».

Совершенствование законодательства об административных процедурах будет способствовать повышению эффективности системы административного права, которая обеспечивает как текущие, так и стратегические задачи правового воздействия на общественные отношения в условиях строительства открытого демократического правового государства с устойчиво развивающейся экономикой, дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Административное право : учебный курс / под ред. Р. А. Подопригоры. — Ал-маты : Налоговый эксперт, 2010.

2. Административное право России : учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А. И. Стахов, П. И. Кононов, Е. В. Гвоздева. — М. : Юрайт, 2016.

3. Материалы Международной конференции «Административная реформа в Республике Узбекистан: опыт и проблемы правового регулирования». 29-30 сентября 2007 года / отв. ред. М. X. Рустамбаев [и др.]. —Ташкент : KONSAUDITINFORM-NASHR, 2008.

4. Материалы Международной конференции «Административная реформа в Республике Узбекистан: опыт и проблемы правового регулирования». 29— 30 сентября 2007 года / отв. ред. М. X. Рустамбаев [и др.]. — Ташкент : KONSAUDITINFORM-NASHR, 2008.

5. Материалы Международной конференции «Развитие административного права и законодательства Республики Узбекистан в условиях модернизации страны». 18 марта 2010 года / отв. ред. Л. Б. Хван. — Ташкент : ABU Д MATBUOT-KONSALT, 2011.

6. Собрание законодательства Республики Узбекистан. —2012.— №51.

7. Собрание законодательства Республики Узбекистан. — 2014. — № 19.

8. Собрание законодательства Республики Узбекистан. — 2014. — № 39.

9. Собрание законодательства Республики Узбекистан. — 2014. — № 49.

S "0

I

п

* к Н к

НАУКИ

38 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ ПЗу.

л-^ I

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутвфина (МГЮА)

10. Старилов, Ю. Н. Из публикаций последних лет: воспоминания, идеи, мнения, сомнения... : сборник избранных научных трудов / Ю. Н. Старилов. — Воронеж : Издательство Воронежского государственного университета, 2010.

11 .Хамедов, И. А., Хван, Л. Б., Цай, И. М. Административное право Республики Узбекистан. Общая часть : учебник / И. А. Хамедов, Л. Б. Хван, И. М. Цай. — Ташкент: КОЫЗАиотЫРОКМ-ЫАЗНК, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.