Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИЯ СТРАНЫ – ГАРАНТ ЕЁ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОЦВЕТАНИЯ (К двадцатилетию принятия Конституции независимого Узбекистана)'

КОНСТИТУЦИЯ СТРАНЫ – ГАРАНТ ЕЁ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОЦВЕТАНИЯ (К двадцатилетию принятия Конституции независимого Узбекистана) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алишер Расулев

День Конституции для независимого Узбекистана — праздник исторической, политической и социальноэкономической значимости. Залогом действенности Основного Закона является то, что в нем органично сочетаются многовековой опыт и духовные ценности нашего народа, и перенятый передовой опыт конституционного строительства ведущих демократических государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Алишер Расулев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИЯ СТРАНЫ – ГАРАНТ ЕЁ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОЦВЕТАНИЯ (К двадцатилетию принятия Конституции независимого Узбекистана)»

а

ТАХРИРИЯТ РУКНИ / РЕДАКЦИОННАЯ КОЛОНКА

КОНСТИТУЦИЯ СТРАНЫ -ГАРАНТ ЕЁ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОЦВЕТАНИЯ (К двадцатилетию принятия Конституции независимого Узбекистана)

День Конституции для независимого Узбекистана — праздник исторической, политической и социально-экономической значимости. Залогом действенности Основного Закона является то, что в нем органично сочетаются многовековой опыт и духовные ценности нашего народа, и перенятый передовой опыт конституционного строительства ведущих демократических государств.

Уверенное движение нашей республики по независимому пути развития показало, что Основной закон нашего государства выдержал испытание временем и доказал свою жизнеспособность. Конституция стала базисом всей правовой системы и служит прочным фундаментом устойчивого и поступательного развития экономики страны.

На основе действия основного Закона страны, в Узбекистане создан для инвесторов во многом беспрецедентно благоприятный инвестиционный климат, система льгот и преференций. Убедительным свидетельством этого является ежегодный рост иностранных инвестиций в экономику республики.

Как отмечают зарубежные эксперты, одним из важнейших факторов, которые подтверждают определяющее значение Конституции в жизни нашего народа, является постоянное совершенствование национального законодательства на основе ее базовых положений. Реализация новых законодательных инициатив Главы государства, изложенных в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, открывает принципиально новый этап в обеспечении устойчивого развития национальной экономики. Это позволит республике уже в

ближайшем будущем войти в число современных развитых, демократических государств.

В рамках Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране разработан и принят целый ряд законов, направленных на развитие предпринимательства и формирование конкурентной среды. Для укрепления прав и защиты частной собственности, создания системы гарантий неприкосновенности частной собственности, приобретенной или созданной законным путем, разработан Закон «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников». Основная задача законопроекта состоит в обеспечении создания в обществе и государстве атмосферы стабильности, благополучия и процветания на основе безусловного исполнения требований Закона.

В целях совершенствования системы управления, устранения излишних бюрократических барьеров важное значение имеет разработка и принятие Закона «О разрешительных процедурах в сфере предпринимательской деятельности». В нем четко определен и строго ограничен перечень и виды разрешительных процедур, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, установлен законодательный запрет на введение но-

ТАХРИРИЯТ РУКНИ / РЕДАКЦИОННАЯ КОЛОНКА

3

вых видов разрешений и разрешительных процедур, не предусмотренных законом.

Для повышения доли предпринимательства в реальном секторе экономики, в первую очередь — в промышленности подготовлена новая редакция Закона «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности». Она предусмотривает: упрощение создания субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, предоставление большей свободы для их деятельности, стимулирование за счет таких механизмов, как кредитование, доступ к ресурсам, получение государственных заказов, предоставление новых льгот для реализации производимой ими продукции, дальнейшего упрощения системы финансовой и статистической отчетности и других преференций для предпринимателей.

В развитии конкуренции, которая лежит в основе рыночных отношений, большую роль играет антимонопольное законодательство. В республике разработан и принят новый Закон «О конкуренции», в который введены нормы, регулирующие монополистическую деятельность не только на товарных, но также и на финансовых рынках, упрощены процедуры контроля и регулирования сделок слияния, присоединения и покупки акций.

Все выше сказанное свидетельствует о том, что на базе действия основного Закона, процесс формирования правового поля для проведения институциональных преобразований в Узбекистане носит динамичный характер. Конституция страны стимулирует развитие законодательных актов, декларирующих многоукладную национальную экономику, и главное — признание права частной собственности граждан на предприятия, средства производства, результаты хозяйственного использования имущества, принадлежащего собственнику, создаёт юридическую базу для дальнейшего развития предпринимательства и формирования конкурентной среды.

В рамках действующего законодательства принимается Программа мер по углублению и расширению масштабов реформ в экономике Узбекистана на период

2011-2015 годы, на основе которой реализуется целый комплекс мероприятий, направленных на улучшение деловой среды и развитие конкуренции, стимулирование ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства. На законодательном уровне введен принцип приоритета прав предпринимателей во взаимоотношениях субъектов предпринимательства с государственными, правоохранительными и контролирующими органами.

Только за последний год упразднены 65 видов разрешительных процедур. Существенно упрощены процедуры регистрации субъектов предпринимательства, подключения их к инженерно-коммуникационным сетям, таможенного оформления экспортных товаров. Введен порядок, запрещающий проведение плановых налоговых проверок субъектов малого бизнеса в течение трех лет с момента их регистрации. Установлен новый, более совершенный, открытый и прозрачный механизм государственных закупок, при котором предпочтение отдается субъектам малого бизнеса. Начался поэтапный перевод всех субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства на электронную систему сдачи налоговой и финансовой отчетности. В настоящее время субъекты малого бизнеса и частного предпринимательства представляют только одну форму упрощенной статистической отчетности на ежеквартальной основе, а финансовая отчетность представляется один раз в год. Свыше 78 процентов субъектов предпринимательства сдают налоговую отчетность в электронном виде.

Структурным преобразованиям экономики, повышению деловой активности и финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов способствовало принятие нового Налогового Кодекса и проводимая рациональная налоговая политика, направленная, в первую очередь, на сокращение налогового бремени. Так, в 2011 году совокупное налоговое бремя по сравнению с 1991 годом снизилось почти в 2 раза - с 41,2 процентов до 22 процентов к ВВП.

а

ТАХРИРИЯТ РУКНИ / РЕДАКЦИОННАЯ КОЛОНКА

Росту инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов способствовало снижение в 2012 г. с 6 процентов до 5 процентов ставки единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий, что позволило направить около 80,3 миллиардов сумов высвободившихся средств на технологическое обновление производства и внедрение новой современной техники. Минимальная ставка налога на доходы физических лиц снижена с 10 процентов до 9 процентов, что в первую очередь существенно повлияло на повышение доходов всех категорий населения.

Действующая правовая среда выдвигает важнейшим приоритетом для республики модернизацию, техническое и технологическое перевооружение производства, ускоренное обновление ведущих отраслей экономики. Это направленно на повышение конкурентоспособности и выход на мировые рынки за счет последовательного углубления структурных преобразований и диверсификацию экономики, обеспечение опережающего развития новых высокотехнологичных производств, ускорение процессов модернизации и технического обновления действующих мощностей. С этой целью в республике реализуется Программа «О приоритетах развития промышленности Узбекистана в 2011-2015 г.г.», предусматривающая реализацию свыше 500 крупных инвестиционных проектов в промышленности общей стоимостью около 50 миллиардов долларов США.

Поставлена задача увеличить темпы роста объемов производства промышленной продукции не менее чем на 60 процентов, увеличить долю отрасли в структуре валового внутреннего продукта в 2015 году до 28 процентов. При этом опережающее развитие получат отрасли с высокой добавленной стоимостью как машиностроение и автомобилестроение, химическая, пищевая, фармацевтическая промышленность, промышленность строительных материалов и другие.

В соответствии с принятой Программой первоочередных мер по расширению объемов производства и освоению выпуска новых видов конкурентоспособной продукции, предусматривается реализовать за 2012-2016 годы 270 инвестиционных проектов общей стоимостью 6,2 миллиарда долларов США. Это будет сопровождаться реализацией отраслевых программ модернизации, технического и технологического перевооружения производства.

Гарантом реализации этих важнейших задач стало принятие 8 декабря 1992 года Конституции Республики Узбекистан, с которой как отметил Президент Ислам Каримов мы определили будущее Узбекистана, глубокую сущность, суть и содержание вновь строящегося государства, конечные цели политико-правового, социального, экономического, гуманитарно-духовного развития, реформирования и модернизации страны, коренным образом изменившие ее облик и место в международном сообществе.

Алишер РАСУЛЕВ,

директор Института экономики АН Республики Узбекистан, доктор экономических наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.