Научная статья на тему 'Конституционные основы развития правовых систем субъектов Российской Федерации'

Конституционные основы развития правовых систем субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
149
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВА И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE LEGAL SYSTEM / THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / REGIONAL LEGISLATION / RIGHTS AND FREEDOMS OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бекишиева С. Р.

Статья посвящена проблемам реализации конституционных положений, лежащих в основе развития правовых систем субъектов Российской Федерации. В статье рассмотрены особенности развития регионального законодательства, обеспечения прав и свобод личности на примере Республики Дагестан, определены основные направления совершенствования правового регулирования общественных отношений в регионах России, охраны и защиты прав и свобод личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бекишиева С. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL BASES FOR THE DEVELOPMENT OF LEGAL SYSTEMS OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the problems of implementation of constitutional provisions being the basis of the development of legal systems of the subjects of the Russian Federation. In the article the features of development of regional legislation, human rights and freedoms on the example of the Republic of Daghestan are considered. The main directions of improving legal regulation of social relations in Russia, and protection of the rights and freedoms of the individual are defined by the author.

Текст научной работы на тему «Конституционные основы развития правовых систем субъектов Российской Федерации»

УДК 340.01

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРАВОВЫХ СИСТЕМ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бекишиева С.Р., доцент кафедры теории государства и права Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук E-mail: bekishieva@mail ru

Статья посвящена проблемам реализации конституционных положений, лежащих в основе развития правовых систем субъектов Российской Федерации. В статье рассмотрены особенности развития регионального законодательства, обеспечения прав и свобод личности на примере Республики Дагестан, определены основные направления совершенствования правового регулирования общественных отношений в регионах России, охраны и защиты прав и свобод личности.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, правовая система, субъект Российской Федерации, региональное законодательство, права и свободы личности.

CONSTITUTIONAL BASES FOR THE DEVELOPMENT OF LEGAL SYSTEMS OF THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Bekishieva S.R., Associate Professor of the Department of Theory of State and Law of Daghestan State University, Candidate of Law sciences

The article is devoted to the problems of implementation of constitutional provisions being the basis of the development of legal systems of the subjects of the Russian Federation. In the article the features of development of regional legislation, human rights and freedoms on the example of the Republic of Daghestan are considered. The main directions of improving legal regulation of social relations in Russia, and protection of the rights and freedoms of the individual are defined by the author.

Key words: Constitution of the Russian Federation, the legal system, the subject of the Russian Federation, regional legislation, rights and freedoms of the individual.

Конституция Российской Федерации 1993 г. установила право субъектов РФ осуществлять в пределах своего ведения собственное правовое регулирование, возможность иметь свою Конституцию (устав) и законодательство, самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти. В связи с этим в науке начала разрабатываться политико-правовая концепция, которая основана на двухуровневом построении правовой системы в пределах единого правового пространства государства. Это означает, что наряду с федеральной правовой системой в России формируются и развиваются правовые системы субъектов Федерации, учитывающие их политические, социально-экономические, при-родно-географические, этнические, культурные и иные особенности [1, с. 23]. Таким образом, региональная политика в современной России предполагает развитие общества через соединение национальных культур и традиций, а развитие федеративного государства через согласование общего блага и частных интересов с обеспе-

чением единства социально-экономического, политического и правового пространства государства. Такие разнонаправленные тенденции развития современного Российского государства обусловлены, с одной стороны, потребностями обеспечения государственного единства и однородности правового пространства РФ, и с другой стороны, необходимостью сохранения национальной, духовно-культурной, экономической и иной самобытности ее субъектов.

Субъекты Российской Федерации, используя предоставленные полномочия, начали создавать основы своих типичных правовых систем. Таким образом, Конституция РФ 1993 г. заложила основы формирования правовых субъектов РФ.

Вот уже два десятилетия в России интенсивно развиваются региональные правовые системы, пользующиеся конституционно зафиксированной юридической самостоятельностью. Общие параметры развития российской государственности и правовой системы заданы Консти-

туцией Российской Федерации, поэтому именно ее принципы и положения должны лежать в основе развития региональных правовых систем.

Одним из важнейших элементов правовой системы субъекта РФ является региональное законодательство. Проблемы развития системы законодательства приобретают в субъектах РФ особую значимость, поскольку это один из признаков государственно-правовой природы субъекта Федерации.

Нормотворческая деятельность в субъектах РФ подвержена влиянию экономической, политической и социальной ситуаций в регионах. При этом конституция страны, как было отмечено, является фундаментом правовой системы, поэтому нормативно-правовые акты субъектов Федерации должны соответствовать федеральной Конституции и основываться на ее принципах. Двухуровневая правовая система федеративного государства стабильна и эффективна только тогда, когда законодательство субъектов является продолжением федерального законодательства, детализируя его сообразно интересам Федерации и ее субъектов. В этом смысле Конституция Российской Федерации является ориентиром для законотворчества субъектов Федерации. Конфликт при возникновении противоречий между требованиями федерального законодательства и положениями нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации разрешается в соответствии с требованиями верховенства федеральной Конституции и механизмами, прописанными в ст. 76 Конституции Российской Федерации.

Можно выделить следующие особенности законодательства субъекта Федерации: оно является составной частью законодательства Российской Федерации; определяется предметами совместного ведения Федерации и ее субъекта и исключительного ведения субъекта Федерации; действует только на территории субъекта Федерации; носит системный характер; делится на отрасли и правовые институты (конституционное, институты государственной власти субъекта РФ, непосредственного народовластия, выборов и т.д.); отражает региональные особенности в своем содержании; представляет собой относительно самостоятельное явление. Самостоятельность законодательства субъектов РФ обусловлена объективной необходимостью регулирования целого ряда общественных отношений в региональном масштабе.

Объем и пределы нормотворчества в субъекте Федерации зависят от разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, что определено ч. 3 ст. 5, ст. 71, 72, 73, 76

Конституции Российской Федерации, соответствующим федеральным законодательством. Собственное правовое регулирование субъекта Федерации, то есть осуществляемое вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, составляет ядро правового статуса субъекта Федерации.

Вне пределов ведения РФ к компетенции субъектов Федерации относятся: установление административно-территориального устройства субъекта РФ и порядок его изменения; принятие программ развития субъекта РФ; установление системы органов государственной власти субъекта РФ, порядка их организации и деятельности; управление государственной собственностью регионального значения; международные и внешнеэкономические связи субъектов РФ; валютное, денежно-кредитное, финансовое регулирование в пределах, установленных федеральным законодательством; налоги и сборы, бюджет, территориальные государственные внебюджетные фонды субъекта РФ; организация государственной гражданской службы субъектов РФ; областные информационные, инженерные, транспортные, энергетические и иные системы жизнеобеспечения субъектов РФ; правовое регулирование отдельных вопросов муниципальной службы в субъектах РФ; иные вопросы, не отнесенные в соответствии с федеральным законодательством к ведению РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов, а также к ведению органов местного самоуправления [2, с. 85-86].

Таким образом, возможности нормотворчества у субъектов Федерации достаточно широкие, так как они осуществляют нормотворческую деятельность в пределах собственного правового регулирования, а также по вопросам совместного ведения по десяти отраслям законодательства -административному, административно-

процессуальному, жилищному, трудовому, семейному, водному, земельному, лесному законодательству, законодательству о недрах, законодательству об охране окружающей среды.

На развитие системы законодательства субъекта Федерации оказывают влияние разнообразные факторы, в частности, проводимая центром и субъектами Федерации региональная политика, статус субъекта Федерации (в той степени, в какой позволяет объем его полномочий и предметы его ведения), правотворческая деятельность органов государственной власти субъекта Федерации, юридические средства, объективные (социально-экономические, географические, демографические и т.д.) и субъективные факторы, определенный уровень правового сознания субъектов правотворчества и другие.

Анализ законодательства субъектов РФ показывает, что приоритетным для региональных законодателей является решение вопросов организации государственной власти и местного самоуправления, управления и распоряжения собственностью субъекта Федерации, распределения и использования финансовых ресурсов. В результате этого в субъектах РФ активно развивается конституционное, муниципальное, административное, финансовое законодательство и замедленными темпами - трудовое, семейное, социальное, законодательство о здравоохранении. В то время как важным условием развития системы регионального законодательства является принятие нормативно-правовых актов по вопросам совместного с Российской Федерацией ведения и за пределами компетенции Федерации. Важно отметить, что с учетом многих особенностей естественных и иных условий труда, национальных, половозрастных, демографических и других социальных условий в регионах Российской Федерации следует обеспечить правовое регулирование соответствующих видов общественных отношений.

Замедленность темпов развития некоторых отраслей регионального законодательства выражается также в слабой интегрированности правового материала в этих отраслях. Например, социальное законодательство в большинстве субъектов РФ включает несколько законов, не имеющих сопряженности. Как правило, это законы о молодежной политике, о социальной помощи, о дополнительных гарантиях отдельным категориям лиц [3, с. 46-47]. Лишь в нескольких субъектах РФ приняты законы, которые можно отнести к системообразующим. Среди них в Санкт-Петербурге, Белгородской и Ярославской областях правоотношения в социальной сфере регулируются соответствующими социальными кодексами [4].

По мере стабилизации системы общественных отношений количество вновь принимаемых нормативно-правовых актов снижается, а доминирующей формой нормотворчества, как правило, становится кодификация. В современной российской юридической науке признается, что система мер по кодификации законодательства должна стать важнейшим элементом обеспечения его качества [5, с. 3]. Во многих субъектах Федерации действуют нормативно-правовые акты в форме кодексов. Следует подчеркнуть, что такие правовые акты должны издаваться с соблюдением принципов обоснованности такого выбора и достаточности правового материала для кодификационной работы.

В системе регионального законодательства наблюдается и проблема несбалансированности внутреннего строения отраслей, которая

выражается в возрастании удельного веса подзаконных нормативно-правовых актов в системе источников (форм) актов. Очень часто это связано с тем, что законы субъектов РФ далеко не всегда содержат проработанный механизм их реализации и нередко предусматривают необходимость издания соответствующих актов органами исполнительной власти. Поэтому важной задачей в развитии регионального законодательства выступает обеспечение системности в его формировании и улучшение качества принимаемых актов, обеспечение их эффективности, включение в принимаемые нормативно-правовые акты реальных предписаний, обеспечивающих выполнимость данного акта и его согласованность с другими нормативно-правовыми актами.

Развитие системы законодательства субъектов РФ требует также соблюдения важнейших конституционных требований: согласованности с федеральным законодательством; верховенства Конституции РФ и Основного закона субъекта РФ; необходимости формирования в пределах предметов ведения и полномочий субъекта РФ; необходимой достаточности законодательного регулирования на уровне субъекта РФ; ориентированности на общепризнанные принципы и нормы международного права.

В развитии правовой системы общества важную роль играют права и свободы личности, так как они выражают сущность правовой системы, демонстрируют ее преимущества или недостатки. От того, насколько основные права и свободы выражают фактическое и юридическое положение личности в обществе, каковы социальные возможности данного социального строя, зависит эффективность его правовой системы.

Закрепление и обеспечение реализации прав и свобод индивида, их надлежащая охрана и защита являются важнейшими задачами правовой системы общества. Процессы, направленные на решение этих задач, характеризуют правовую систему с качественной стороны, показывают ее социальную ценность, полезность и необходимость.

Проводимые органами прокуратуры Республики Дагестан проверки свидетельствуют, что чаще всего в республике нарушается административное, трудовое, пенсионное законодательство, а также законы, предусматривающие предоставление гражданам определенных льгот, иной социальной поддержки. Каждое третье правонарушение из числа выявленных приходится на социальную сферу [6]. На наш взгляд, это вызвано, прежде всего, отсутствием экономической стабильности в республике и нерешенностью многих социальных проблем в обществе, сохраняющимся разрывом между провозглашенными конституционными правами и свободами и реальной действи-

тельностью. Сказывается также недостаточная эффективность правоохранительной деятельности и судебной защиты прав граждан.

В целом усиление охраны и защиты прав и свобод личности предполагает главным образом совершенствование правоприменительной практики органов государственной власти. В Республике Дагестан оно сводится к тому, чтобы поднять на качественно новый уровень работу всех правоприменительных органов, что, в свою очередь, должно включать повышение уровня профессиональной подготовки правоприменителей, борьбу с коррумпированностью судебных и правоохранительных органов республики, осуществление надлежащего ведомственного контроля.

Литература

1. Бекишиева С.Р. Правовые системы субъектов Северо-Кавказского федерального

округа // Вестник Дагестанского государственного университета. 2010. № 2.

2.Москалькова Т.Н., Черников В.В. Нормотворчество: научно-практическое пособие. М.: Проспект, 2010.

3. Дудко И.Г. Законодательство субъектов Российской Федерации: Вопросы теории: авто-реф. ... дис. д-ра юрид. наук. Нижний Новгород, 2004.

4. www.gоv.sрb.ru/nоrм_bаzа/nра; httр://www.bеlduма.ru/lаws/lаws_dеtаil; httр://duма.yаr.mЛеftcоluмnЛаwрrоcеss/аccерtеd/

5. Васильева Ю.В. Кодификация Российского законодательства о социальном обеспечении: теоретические и практические проблемы: автореф. ... дис. д-ра юрид. наук. М., 2010.

6. Докладные записки о результатах работы органов прокуратуры Республики Дагестан за 2010, 2011, 2012 годы.

Поступила в редакцию 1 ноября 2013 г.

УДК 340.5:342.4(470.67)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНСТИТУЦИЙ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

1994 И 2003 ГОДОВ

Габиева С.М., доцент кафедры конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук E-mail: vetadgu@mail.ru

Исаев З.М., магистрант 2 курса юридического факультета Дагестанского государственного университета E-mail: kafedraconst@mail. ru

Фезлиев А.Г., магистрант 2 курса юридического факультета Дагестанского государственного университета E-mail: kafedraconst@mail. ru

В статье анализируются нормы конституций Республики Дагестан 1994 и 2003 годов. Говорится об изменениях, внесенных в новую конституцию. Делается вывод о том, что конституция может и должна совершенствоваться.

Ключевые слова: Республики Дагестан, конституция, президент, правительство, Конституционный Суд.

SCIENCE COMPARATIVE ANALYSIS OF THE CONSTITUTIONS OF THE REPUBLIC OF

DAGHESTAN 1994 AND 2003

Gabieva S.M., Associate Professor of Department of Constitutional and Municipal Law of Daghestan State University, Candidate of Law sciences

Isaev Z.M., undergraduate 2 courses of Law Department of the Daghestan State University

Fezliev A.G., undergraduate 2 courses of Law Department of the Daghestan State University

This article analyzes the norms of the Constitution of the Republic of Daghestan in 1994 and 2003 and touches upon the changes made in the new constitution. It is concluded that the Constitution can and mast be improved.

Key words: Republic of Daghestan, the constitution, the president, the government, the Constitutional Court.

В этом году мы отмечаем не только 20-летний юбилей российской Конституции, но и 10-летие Конституции Республики Дагестан. Главная причина разработки новой Конституции Республики Дагестан была связана с существенными изменениями, происходившими как в масштабе всей страны, так и на территории Республики Дагестан.

Естественно, с избранием на руководящий пост страны - Президента России В. В. Путина в 2000 году и в результате проводимой им политики [1, с. 398], в частности, принятия Ука-

По мнению С.А. Авакьяна, «по разным данным, на то время в целом не менее 40 процентов, а в некоторых

за Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению единого правового пространства Российской Федерации» [2] возникла необходимость принятия новой Конституции Республики Дагестан. Изменять предыдущую Конституцию РД 1994 года не имело смысла, так как в ней содержалось столько неясных туманных норм, что количество переходило в качество и только «латанием» Конституции было не обойтись.

Изучая и анализируя Конституцию РД, невольно обращаешься к тексту федеральной Конституции. Очевидно, что Конституция России - это юридическая база республиканских

субъектах РФ не менее 60 процентов законодательства противоречило федеральному законодательству».

конституций. К сожалению, надо отметить, что на практике должного уважения к Конституции РФ не проявляется. Если говорить о конституционном наполнении данной проблемы, то необходимо исходить из принципов, заложенных в Конституции РФ. Речь идет, прежде всего, о принципе верховенства права [3, с. 55]. В этой связи провести полный и глубокий сравнительный анализ двух последних конституций нашей республики и анализ их соответствия Конституции России в рамках одной статьи представляется невозможным [4]. Остановимся на некоторых наиболее значимых, на наш взгляд, моментах.

Как известно, даже в структуре конституции могут отражаться порой оценки и воззрения тех, кто предлагает республике новый основной закон. И хотя в структурном плане новая Конституция РД не отличается от предыдущей конституции, — она также содержит преамбулу и одиннадцать глав (правда, количество статей сократилось со 129 до 105), тем не менее, некоторые из глав все же отличаются по наименованию и, конечно же, сущностному наполнению.

Эти отличия состоят в следующем:

— по Конституции РД 1994 г. глава 2 носила название «Основы правового статуса человека и гражданина», а в 2003 года - «Права и свободы человека и гражданина»;

— третья глава называлась Республика Дагестан — государство в составе Российской Федерации, сейчас она носит название «Республика Дагестан - субъект РФ»; — глава пятая ранее именовалась «Государственный Совет», а по Конституции РД 2003 года - «Президент Республики Дагестан».

Переходя к более конкретному анализу норм двух конституций, начнем с самой животрепещущей проблемы. Статья первая Конституции 1994 г. гласила, что Дагестан есть суверенное (выделено нами. — Авт.) государство. Как отмечал С.А. Авакьян, первый Президент России Б. Ельцин во многом шел навстречу субъектам РФ не из любви к ним, а чтобы не возникали со своими проблемами [5, с. 398]. Все мы помним предложение Президента России Б.Н. Ельцина о том, что субъектам надо «брать суверенитета» столько, сколько они «смогут проглотить». Это благоприятствовало развитию сепаратистских тенденций, что отразилось в законодательстве республик (прежде всего) и других субъектов Федерации. В 2000 г. Конституционный Суд РФ обратился к вопросу о суверенитете и четко определил правовой статус субъекта РФ Постановлением от 7 июня 2000 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах органи-

зации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». И уже в тексте новой Конституции РД слово «суверенное» отсутствует.

По предыдущей конституции (статья 4 п.2) Конституция Республики Дагестан и решения, принятые путем референдума, имели высшую юридическую силу и прямое действие. Здесь налицо дублирование текста пункта 1 статьи 15 федеральной Конституции. В Конституции РД 2003 года данной нормы нет, статья 2 закрепила норму о её соответствии Конституции РФ и федеральному законодательству.

Конституция 1994 года «пестрит» словосочетаниями «гражданин Республики Дагестан». Оно используется в статьях 11, 23, 34, 36, 74, 93 и других главным образом в ходе перечисления прав и свобод, которые могут реализовать эти граждане.

Так, в статье 11 предыдущей региональной конституции говорится о гражданстве Республики Дагестан, которое приобретается и прекращается в соответствии с республиканским законом. Уже тогда это выглядело, по меньшей мере, нелепо, так как в соответствии со статьей 6 Конституции РФ, гражданство приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом и является единым [6]. Принятый в 2002 году одноименный Федеральный закон в ст.4 называет одним из принципов гражданства именно «единое» гражданство. В ныне действующей Конституции РД речь о дагестанском гражданстве не идет.

В главе третьей (1994) в статьях 65, 66, 67 и других говорится о суверенных правах РД, о самостоятельном участии в осуществлении международных связей, вступлении в отношения с другими государствами, об обмене представителями, об обеспечении безопасности и обороноспособности Российской Федерации, в то время как федеральная Конституция все это, исходя из норм пунктов «к», «л», «м» статьи 71, относит к предметам ведения Российской Федерации, даже не к совместной компетенции. Законодатель, готовя текст новой Конституции РД, все же учел эти недоработки, ошибки, порой слепое дублирование норм российской Конституции уже в новом тексте подобных норм нет.

Четвертая глава в обеих конституциях посвящена законодательному (представительному) органу республики - Народному Собранию. И хотя название главы 4 сохранилось прежним, все же её коснулись изменения. Так, по ранее действовавшей Конституции к ведению Народного Собрания РД по статье 81 относилось назначение на должность и освобождение от долж-

ности судей КС, ВС, ВАС РД, судей районных, городских судов, утверждение Указа Государственного Совета РД о введении чрезвычайного положения и т.п., в то время как Конституция России 1993 года в п. «е» статьи 83 относит именно к полномочиям Президента России назначение судей федеральных судов [7], а для введения чрезвычайного положения в субъекте (ах) Российской Федерации требуется утверждение «верхней» палаты парламента в соответствии со ст. 102 и Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» [8].

Масштабные изменения претерпела и глава 5. Если ранее в соответствии с нормами этой главы исполнительную власть в республике возглавлял Государственный Совет (коллегиальный орган, состоящий из 14 человек — представителей коренных национальностей) , он же обеспечивал взаимодействие органов государственной власти РД, то сейчас Президент Республики Дагестан является высшим должностным лицом РД и возглавляет исполнительную власть республики. В соответствии со статьей 91 Конституции 1994 года Государственный Совет осуществлял помилование лиц, осужденных судами судов Республики Дагестан, в то время как в соответствии с пунктом «в» статьи 89 Конституции РФ помилование осуществляет Президент России. Подобных откровенных ляпсусов избежала новая Конституция РД 2003 года.

Ранее (в 1994 г.) по статье 98 Госсовет РД вправе был отменять решения органов исполнительной власти на территории Республики Дагестан, если они противоречат Конституции РД и региональному законодательству. Так как на территории РД функционируют и территориальные органы исполнительной власти РФ, в ныне действующей Конституции РД данная норма в статье 81 звучит иначе, более корректно: «Президент РД вправе отменять решения органов исполнительной власти Республики Дагестан, если

Необходимо отметить, что в соответствии с ФКЗ «О судебной системе» к судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации. См.: О судебной системе Российской Федерации: федер. конституционный закон Рос. Федерации от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ, в ред. федер. конституционного закона Рос. Федерации от 25 декабря 2012 г.

Пост Президента Республики Дагестан предусматривался и ранее в проектах Конституций РД. Для выяснения мнения народа по этому поводу были проведены референдумы в июне и декабре 1993 года. Большинство участников референдума высказалось против введения поста Президента РД, избираемого всем населением, обладающим избирательным правом.

они противоречат федеральной конституции и законодательству, Конституции РД и законам РД».

По статье 103 Конституции 1994 года Правительство РД являлось исполнительно-распорядительным органом государственной власти РД, в то время как в наше время статья 84 именует его постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Республики Дагестан.

По статье 116 судьи всех судов республики назначались сроком на 10 лет. Конституция РД 2003 года, исходя из постулатов федерального законодательства, не включила эту норму в текст новой конституции, оговаривая, что судьи назначаются на срок, установленный законом.

В заключение хотелось бы отметить, что Конституция - не догма. Конституция - это живой документ, который может и должен совершенствоваться. Сохранение незыблемости Конституции самоцелью быть не может. Принципиально важно осознать, что наша республиканская Конституция — не идеальный документ. Но на этом пути необходимо важно избежать «кампанейщины». К изменению каждого слова, каждой запятой надо подходить взвешенно, предварительно заручившись поддержкой большинства граждан.

Литература

1. Авакьян С.А. Размышления конституционалиста: избранные статьи. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010.

2. О дополнительных мерах по обеспечению единого правового пространства Российской Федерации: указ Президента РФ от 10 августа 2000 г. №1486, с изм. от 19.06.2003 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 3.

3. Магомедова З.Ш. Проблема обеспечения единого правового пространства в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты // Юридический вестник ДГУ. 2012. №4.

4. С мониторингом регионального законодательства подробнее можно ознакомиться в Отчете о деятельности Центра регионального законодательства при ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» / сост. Д.Ш. Пирбудагова, Ш.Б. Магомедов, А.М. Муртазали-ев, С.М. Габиева, В.Т. Азизова, З.М. Мусалова, С.Н. Решетников, Н.А. Кибкало. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2011.

5. Авакьян С.А. Указ. соч.

6. О гражданстве Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ, с изм. и доп. от 02.07.2013 г. № 185-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 22.10.2013).

7. О судебной системе Российской Федерации. федер. конституционный закон Рос. Федерации от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ, в ред. федер. конституционного закона Рос. Федерации от 25 декабря 2012 г.

8. О чрезвычайном положении: федер.

конституционный закон от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ, в ред. федер. конституционного закона от 7 марта 2005 г. № 1-ФКЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.10.2013).

Поступила в редакцию 10 ноября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.