Научная статья на тему 'Форма реализации конституционно-правового законодательства Российской Федерации на территории Республики Дагестан'

Форма реализации конституционно-правового законодательства Российской Федерации на территории Республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПРАВО / КОНСТИТУЦИЯ / ФЕДЕРАЦИЯ / СУБЪЕКТ / ЗАКОН / STATE / RIGHT CONSTITUTION / FEDERATION / SUBJECT / LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гогурчунов Б. И., Алиев А. Р., Муцалханова З. К.

В статье исследуется проблема конституционно-правового регулирования вопросов реализации национального законодательства на территории федеративного государства на примере двух уровней России и Республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORM OF REALIZATION OF THE CONSTITUTIONAL LEGAL LAWS OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE TERRITORY OF DAGHESTAN REPUBLIC

The article analyses the problem of constitutional-legal regulation of questions of realization of national legislation on the territory of a federal state on the example of Russia and the Republic of Daghestan.

Текст научной работы на тему «Форма реализации конституционно-правового законодательства Российской Федерации на территории Республики Дагестан»

УДК 342

ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Гогурчунов Б.И., доцент кафедры конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук E-mail: jurcolledge@mail. ru

Алиев А.Р., старший преподаватель кафедры трудового права и основ правоведения Дагестанского государственного университета E-mail: kafedraconst@mail. ru

Муцалханова З.К., магистрант кафедры конституционного и муниципального права Дагестанского государственного университета

E-mail: kafedraconst@mail. ru

В статье исследуется проблема конституционно-правового регулирования вопросов реализации национального законодательства на территории федеративного государства на примере двух уровней - России и Республики Дагестан.

Ключевые слова: государство, право, конституция, федерация, субъект, закон.

THE FORM OF REALIZATION OF THE CONSTITUTIONAL LEGAL LAWS OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE TERRITORY OF DAGHESTAN REPUBLIC

Gogurchunov B.I., Associate Professor of Department of Constitutional and Municipal Law of Daghestan State University, Candidate of Law sciences

Aliyev A.R., senior teacher of Department of Labor Law and Bases of jurisprudence of Daghestan State University Mutsalkhanova Z.K., undergraduate of Law Department of the Daghestan State University

The article analyses the problem of constitutional-legal regulation of questions of realization of national legislation on the territory of a federal state on the example of Russia and the Republic of Daghestan.

Key words: state, right constitution, federation, subject, law.

В соответствии с теорией и практикой государственного строительства федеративных государств по своей природе федерация предполагает наличие «двухуровневого» законодательства: федерального и регионального. В этом плане исключение не составляет и Россия как федерация. И, как следствие, здесь должна сохраняться единая правовая система с целью обеспечения единого правового пространства, то есть «все законотворчество да и правоприменение основывается на единой государственно-правовой идеологии, единстве подходов к созданию нормативно-правовых актов государства, общества, статуса личности. Отсюда следует, что у субъекта Федерации нет собственной правовой системы...», — заключает профессор С.А. Авакьян,

так как «... он (субъект РФ. - Авт.) принимает свое законодательство на базе общих для всей страны конституционно-правовых постулатов» [1, с. 14-15].

Данный научный взгляд имеет как сторонников, так и противников. Надо признать, что «разнообразие методических приемов и способов познания единого пространства и проблемы его обеспечения позволяет рассматривать анализируемое понятие в его различных аспектах и многообразных вариантов взаимодействия с другими юридическими явлениями и категориями» [2, с.173].

В данном контексте, думается, для того чтобы понять исследуемую проблему, нужно обязательно исследовать и другую взаимосвя-

занную с единым правовым пространством правовую категорию — «прямое действие» федерального законодательства на региональное, механизм реализации данного понятия в федеративном пространстве. Исходя из этого, авторы статьи предлагают изучить данную проблему на примере реализации категории «прямое действие» федерального законодательства на конституционном уровне между двумя уровнями - Российской Федерации и Республики Дагестан.

Так, согласно Конституции Республики Дагестан «Конституция Российской Федерации и принятые по предметам ведения Российской Федерации полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные законы имеют прямое действие на территории Республики Дагестан» (ч. 1 ст. 55).

Комментируемая статья устанавливает сферу действия законов и иных нормативных правовых актов Федерации и Республики Дагестан. Соответствующие положения имеются в ст. 76 Конституции Российской Федерации, что истекает из ст. 15 Конституции Российской Федерации (глава I «Основы конституционного строя»). Она определяет виды нормативных правовых актов, которые принимаются по предметам ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации), совместного ведения России и ее субъектов (ст. 72 Конституции Российской Федерации) и по вопросам, отнесенным к ведению субъектов РФ (ст. 73 Конституции Российской Федерации).

Термины, которые применяются в данной статье и в некоторых других статьях Конституции РФ, не всегда одинаковые по значению. Так, в части 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации установлено, что «по предметам ведения Российской Федерации принимаются конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации». А в части 1 комментируемой статьи Конституции Республики Дагестан это положение сформулировано следующим образом: «Конституция Российской Федерации и принятые по предметам ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные законы имеют прямое действие на территории Республики Дагестан». На первый взгляд может показаться несоответствие обеих этих статей.

Действующая Конституция Республики Дагестан более точно установила в комментируемой статье, сделав акцент на Конституцию Российской Федерации, т.к. это соответствует ст.

15 той же Конституции, где установлено, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Вместе с тем в комментируемой статье Конституции Республики Дагестан говорится и о федеральных законах. Здесь следует иметь в виду, что в самой Конституции Российской Федерации понятием «федеральный закон» охвачены и федеральные конституционные законы (в частности, когда в статье 90 говорится, что приказы и распоряжения Президента России не могут противоречить Конституции и федеральным законам, то имеются в виду и федеральные, и федеральные конституционные законы). Также неоднозначно употребляется термин «закон». Предусмотрев, к примеру, в статье 35, что частную собственность охраняет закон, Конституция подразумевает в данном случае и иные нормативные правовые акты, использует термин «закон» в самом широком смысле. В статье 15 Конституции Российской Федерации сказано, что законы и иные правовые акты, принимающиеся в России, не могут не соответствовать Конституции РФ, т.е. все виды законов: федеральные, федеральные конституционные и законы субъектов Российской Федерации.

Помимо вышеназванных правовых актов по этим предметам ведения, в связи с внесением изменений в Конституцию принимается особый правовой акт — «Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации», всех других случаях - указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации (статья 90, часть 2 статьи 102, часть 2 ст. 103, 115, п. «а» ч. 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации).

Часть 1 статьи 55 Конституции Республики Дагестан определяет, что по предметам ведения Российской Федерации, т. е. по вопросам, которые согласно статье 71 Конституции РФ на высшем уровне решаются Федерацией, принимается два вида законов: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Уровень федерального законодательства предопределяется предметами исключительного ведения Российской Федерации. Федеральные конституционные законы отличны от текущих законов по предмету правового регулирования, т.е. по содержанию и порядку принятия. Эти законы могут быть приняты исключительно по вопросам, которые предусмотрены самой Конституцией.

Еще раз подчеркнем, что федеральные конституционные законы, федеральные законы и другие федеральные нормативные правовые акты согласно части 1 статьи 15 не должны противоречить Конституции. В то же время они имеют верховенство на всей российской территории, которая является необходимым элементом и важнейшим условием существования единого государства [3, с. 32]. Их прямое действие означает, что они не нуждаются в подтверждении со стороны Республики Дагестан (как и со стороны других субъектов Российской Федерации), как это бывает в конфедерациях. Они действуют непосредственно на всей территории Российской Федерации, в т.ч. и на территории Республики Дагестан. Иные акты, которые входят в федеральную правовую систему (кроме закона о поправке к Конституции РФ), издаются согласно этим законам.

Прямое действие на всей территории Российской Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, принимающихся в пределах ведения Федерации (федеративное устройство, гражданство, федеральный бюджет и др.), т. е. ее исключительных и совместных с субъектами РФ предметов ведения, означает следующее.

Во-первых, они не нуждаются в ратификации субъектами Федерации, не могут быть аннулированы ими и должны непосредственно исполняться на территории каждого субъекта органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, учреждениями, предприятиями, гражданами.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. в связи с проблемой привлечения к уголовной ответственности за отказ служить в армии при отсутствии федерального закона об альтернативной гражданской службе о прямом действии норм Конституции РФ на всей территории Российской Федерации формулируется следующее положение: «Буквально закрепленное в названной конституционной норме и не нуждающееся в конкретизации право граждан, чьим убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, на замену ее альтернативной гражданской службой, как и все другие права и свободы человека и гражданина, являются непосредственно действующими и должны обеспечиваться независимо от того, принят или не принят соответствующий федеральный закон». Кроме того, для обеспечения прямого действия Конституции большое значение имеет позиция Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу. Своим постановлением от 31 октября 1995 г. Верховный Суд РФ разъяснил судам, что

при рассмотрении дел надо оценивать содержание закона или иного нормативного акта и во всех необходимых случаях суд должен применять Конституцию Российской Федерации в качестве акта прямого действия [4].

Во-вторых, для применения закона органами государства, должностными лицами, гражданами не нужно обязательное издание дополнительных нормативных правовых актов и инструкций. В судебном и административном разбирательстве стороны имею право сослаться на закон, оспаривая незаконные акты соответствующих ведомств. В качестве примера можно привести ссылку на нормы Конституции РФ одного из призывников, который требовал вместо призыва в армию альтернативную службу, предусмотренную Конституцией. Городской суд города Ногинска в 1996 году впервые поддержал такие требования истца. В 2002 году суд впервые признал законным распоряжение мэрии г. Нижний Новгород о направлении 20-ти призывников, настаивавших на альтернативной службе, на работу санитарами в больницы сроком на три года (это решение суда было оспорено). Были другие аналогичные решения, принимались и судебные решения, отказывавшие в этом.

В-третьих, прямое действие закона не исключает, а, напротив, намеревается издание иных нормативных правовых актов, нередко прямо предусмотренных законом. Это можно отнести также к изданию законов субъектами Российской Федерации согласно федеральным законам [5, с. 533].

В соответствии с частью 1 статьи 108 Конституции РФ федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией. Путем их издания осуществляется принятие в Российскую Федерацию и образование в составе РФ нового субъекта, изменение статуса субъекта; утверждаются описание и порядок официального использования Государственных флага, герба и гимна Российской Федерации; определяются порядок проведения общероссийского референдума, режим военного положения, обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения, статус Уполномоченного по правам человека, порядок деятельности Правительства Российской Федерации; устанавливается судебная система, полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов, порядок созыва Конституционного Собрания.

Следовательно, все федеральные конституционные и федеральные законы имеют прямое действие на территории России. Это означает,

что не требуется их ратификация, то есть утверждение парламентами субъектов Российской Федерации, в данном случае Народным Собранием Республики Дагестан.

Таким образом, вид издаваемого закона определяется предметами ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, которые приняты по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, которые изданы в Российской Федерации, действует федеральный закон.

На первый взгляд по смыслу части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации прямое действие федеральных законов на территории Республики Дагестан (как и других субъектов Российской Федерации) не распространяется на предметы совместного ведения Российской Федерации и Республики Дагестан.

Между тем «полнотой власти» Республика Дагестан не обладает по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Дагестан (ст. 73 Конституции Российской Федерации). Поэтому по более точному смыслу этой и других статей Конституции Российской Федерации федеральные законы по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Дагестан также могут иметь прямое действие на территории Республики Дагестан. Ведь, несомненно, что Земельный, Семейный, Жилищный, Водный и другие кодексы Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и Республики Даге-

стан имеют прямое действие на территории Республики Дагестан.

С учетом этого в Конституции Республики Дагестан положение, регулирующее эти вопросы, установлены более ясно, четко, чем в Конституции Российской Федерации.

Литература

1. Авакьян С.А. Законодательство субъектов Российской Федерации: некоторые конституционно-правовые аспекты модели и формирования // Обеспечение единого правового пространства: мониторинг законодательства субъектов Российской Федерации: материалы всероссийской научно-практической конференции. Махачкала, 26-27 сентября 2011 г. Махачкала, 2011. С.14-15.

2. Азизова В.Т. Теоретико-методологического аспекты обеспечения единого правового пространства // Обеспечение единого правового пространства: мониторинг законодательство субъектов Российской Федерации: материалы всероссийской научно-практической конференции. Махачкала, 26-27 сентября 2011 г. С. 173.

3.Дроздова А.М., Кулачихин И.С. Единство государственной территории как один из аспектов реализации принципов федерализма // Юридический вестник ДГУ. 2013. № 2.

4. Элементарные начала общей теории права: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. В.И. Червонюка // Право и закон. М.: КолосС, 2003. 544 с.

5. Конституция Российской Федерации: научно-практический комментарий / под ред. Б.Н. Топорнина. 3-е изд. М.: Юристъ, 2003. С. 533.

Поступила в редакцию 5 ноября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.