Научная статья на тему 'Конституционные основы экономического устройства Республики Сербия'

Конституционные основы экономического устройства Республики Сербия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ СЕРБИИ 2006 ГОДА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СЕРБИИ / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / НАЛОГИ И ДРУГИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ / ПУБЛИЧНЫЙ ДОЛГ / НАРОДНЫЙ БАНК СЕРБИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕВИЗИОННОЕ ВЕДОМСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Половченко Константин Анатольевич

Конституция 2006 года заложила фундамент либеральной рыночной экономики в Республике Сербия, элементами которого являются: равенство частной и других форм собственности, свобода предпринимательства; свободный рынок, независимость хозяйствующих субъектов. В то же время в рамках реализации конституционного принципа социальной справедливости Конституция 2006 года предусмотрела принятие специальных мер социальной политики, направленных на смягчение влияния «жестких» законов рынка на общественные процессы. Кроме того, Конституция 2006 года урегулировала вопросы, связанные с публичными финансами. В частности, в ней заложены основы статуса Народного банка как центрального банка Сербии, а также Государственного ревизионного ведомства как высшего государственного органа, осуществляющего ревизию публичных финансов в Республике Сербия. Анализ конституционных основ экономического устройства Сербии является предметом настоящей статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONSTITUTIONAL FOUNDATIONS OF THE ECONOMIC SYSTEM OF THE REPUBLIC OF SERBIA

The Constitution of 2006 laid the foundation for a liberal market economy in the Republic of Serbia, the elements of which are: equality of private and other forms of property, freedom of entrepreneurship; free market, independence of economic entities. At the same time, as part of the implementation of the constitutional principle of social justice, the Constitution of 2006 provided for the adoption of special measures of social policy aimed at mitigating the impact of «tough» market laws on social processes. In addition, the Constitution of 2006 settled issues related to Public finances. In particular, Constitution lays the foundations for the status of the National Bank as the central bank of Serbia, as well as the State Audit Institution as the supreme state body responsible for auditing public finances in the Republic of Serbia. The analysis of the constitutional foundations of the economic sistem of Serbia is the subject of this article.

Текст научной работы на тему «Конституционные основы экономического устройства Республики Сербия»

8. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО; КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.02)

8.1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ

Половченко Константин Анатольевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Подразделение: кафедра конституционного права Место работы: МГИМО (У) МИД России

kpolovchenko@gmail.com

Аннотация: конституция 2006 года заложила фундамент либеральной рыночной экономики в Республике Сербия, элементами которого являются: равенство частной и других форм собственности, свобода предпринимательства; свободный рынок, независимость хозяйствующих субъектов. В то же время в рамках реализации конституционного принципа социальной справедливости Конституция 2006 года предусмотрела принятие специальных мер социальной политики, направленных на смягчение влияния «жестких» законов рынка на общественные процессы. Кроме того, Конституция 2006 года урегулировала вопросы, связанные с публичными финансами. В частности, в ней заложены основы статуса Народного банка как центрального банка Сербии, а также Государственного ревизионного ведомства как высшего государственного органа, осуществляющего ревизию публичных финансов в Республике Сербия. Анализ конституционных основ экономического устройства Сербии является предметом настоящей статьи. Ключевые слова: Конституция Сербии 2006 года, Экономическая система Сербии, Рыночная экономика, Право собственности, Социальная защита, Защита прав потребителей, Налоги и другие обязательные платежи, Публичный долг, Народный банк Сербии, Государственное ревизионное ведомство.

THE CONSTITUTIONAL FOUNDATIONS OF THE ECONOMIC SYSTEM

OF THE REPUBLIC OF SERBIA

Polovchenko Konstantin A., PhD in Law, Associate Professor. Position: Associate Professor. Department: Department of Constitutional Law

Work place: MGIMO - University, Moscow

kpolovchenko@gmail.com

Annotation: the Constitution of 2006 laid the foundation for a liberal market economy in the Republic of Serbia, the elements of which are: equality of private and other forms of property, freedom of entrepreneurship; free market, independence of economic entities. At the same time, as part of the implementation of the constitutional principle of social justice, the Constitution of 2006 provided for the adoption of special measures of social policy aimed at mitigating the impact of «tough» market laws on social processes. In addition, the Constitution of 2006 settled issues related to Public finances. In particular, Constitution lays the foundations for the status of the National Bank as the central bank of Serbia, as well as the State Audit Institution as the supreme state body responsible for auditing public finances in the Republic of Serbia. The analysis of the constitutional foundations of the economic sistem of Serbia is the subject of this article.

Keywords: The Serbian Constitution of 2006, Economic system of Serbia, Free market economy, Right to property, Social protection, Consumer rights protection, Taxes and other obligatory payments, Public debt, National Bank of Serbia, State Audit Institution.

Новая Конституция 2006 года внесла существенные коррективы в экономическом устройстве Сербии. Фактически в рамках принятия этой Конституции Сербия четко установила экономические приоритеты, характерные для либерально-демократического государства. И это вполне естественно, поскольку, заложив политические основы либеральной демократии в рамках концепции правового государства, необходимо было обеспечить переход к либеральной системе управления экономическими процессами.

Следует заметить, что экономическое устройство Сербии не стало предметом регулирования Части Первой «Принципы Конституции», но этому вопросу специально была отведена

Часть Третья Конституции, получившая название «Экономическая система и публичные финансы». Таким образом, используя такой, достаточно необычный для большинства европейских стран подход сербский конституционный законодатель решил уделить вопросам экономического устройства отдельное внимание, выделить конституционные положения, посвященные этому вопросу в отдельную Часть Конституции.

Итак, уже в первой статье Части Третьей Конституции представлена концептуальная установка сербского конституционного законодателя в вопросе экономического устройства Республики Сербия: Экономическая система в Республике Сербия основывается на рыночной экономике, открытом и свободном

Половченко К. А.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ

рынке, свободе предпринимательства, независимости субъектов хозяйствования и равноправии частной и других форм собственности. Как справедливо подчеркивает профессор Маркович, все выше перечисленные характеристики являются отличительными чертами экономики, основанной на прибыли. Таким образом, в Сербии элементы свободного экономического устройства следующие:

1. Равенство частной и других форм собственности;

2. Свобода предпринимательства;

3. Свободный рынок;

4. Независимость хозяйствующих субъектов1.

Еще классики либерализма указывали на то, что в основе рыночной экономики лежит два базовых принципа: право частной собственности и свобода экономической деятельности. Что касается конституционного регулирования вопросов собственности, то согласно части 1 статьи 86 Конституции в Республике Сербия гарантируется частная, кооперативная и публичная собственность. При этом все формы собственности имеют равную правовую защиту. В Конституции специально уточняется, что к публичной собственности относится государственная собственность, собственность автономного края и собственность единицы местного самоуправления. Объекты публичной собственности отчуждаются в порядке и на условиях, установленных законом (ч.3 ст. 86 Конституции РС).

Таким образом, регулируя ключевой для экономического устройства государства вопрос собственности, как справедливо замечает профессор Стоянович, Конституция 2006 года не предусматривает общественную собственность, а точнее указывает на необходимость ее полной приватизации2. Так, согласно части 2 статьи 86 Конституции существующая общественная собственность переходит в частную собственность на условиях в порядке и в сроки, предусмотренные законом. По мнению профессора Марковича, это явилось результатом того, что общественная собственность являла собой подавляющую форму собственности экономического порядка, ос-

3 п

нованного на социалистическом самоуправлении . В результате, конституционный законодатель решил на уровне Конституции решить вопрос с трансформацией в частную в условиях принципиально нового либерального экономического устройства государства.

Отдельное внимание в Конституции 2006 года уделяется вопросу содержания государственной собственности. В то время как установление содержания собственности автономных краев и единиц местного самоуправления, а также порядок их пользования и распоряжения регулируются специальными законами. Итак, согласно части 1 статьи 87 Конституции в государственной собственности находятся природные ресурсы и ценности, в отношении которых законом установлено, что они представляют публичный интерес, а также имущество, используемое органами Республики Сербия. Кроме того, в состав государственной собственности могут входить и другие материальные активы и права в соответствии с законом. Причем в отношении вышеуказанных ресурсов, физические и юридические лица не могут приобретать полный объем прав. Но только отдельные права на определенные ценности, находящиеся в общем пользовании и только на условиях и в порядке, предусмотренном законом.

1 Маркович Р. Уставно право. Београд. 2014. Стр. 502.

2 Стонови^ Д. Уставно право. Ниш. 2014. Стр. 259.

3 Маркович Р. Уставно право. Београд. 2014. Стр. 502.

Конституция 2006 года предусмотрела, что природные ресурсы используются на условиях и в порядке, предусмотренном законом. Что же касается земель сельскохозяйственного назначения, лесных угодий и земель городских поселений под застройку, находящихся в частной собственности, то на конституционном уровне гарантируется их свободное пользование и распоряжение. Однако не следует полагать, что свобода пользования и распоряжения объектами частной собственности является безграничной. Так, Конституции Сербии 2006 года предусмотрела, что Законом могут быть ограничены виды пользования и распоряжения, соответственно, установлен порядок пользования и распоряжения в двух случаях: для предотвращения нанесения ущерба окружающей среде, а также нарушения прав и законных интересов иных лиц.

Регулируя вопросы, касающиеся статуса отдельных объектов собственности, Конституция 2006 года предусмотрела специальную защиту природных богатств, установив обязанность каждого сохранять природные богатства и научное, культурное и историческое наследие, а также ценности, представляющие общественный интерес, в соответствии с законом. При этом особую ответственность за их сохранение Конституция возложила на Республику Сербия, автономные края и единицы местного самоуправления (ст. 89 Конституции РС). Однако, как отмечает профессор Пайванчич, в Конституции не установлены ни содержание и объем, ответственности за сохранение наследия, ни санкции за нарушение этой конституционной обязанности. Кроме того, Конституция не предусматривает принятие закона, которым бы детально регулировал этот вопрос. Конституционную основу для законного регулирования этого вопроса нельзя идентифицировать и из конституционных положений статьи 97, регулирующих компетенцию Республики Сербия. И только в соответствии с положением пункта 6 части 1 статьи 190, регулирующего компетенцию општины указывается, что последняя обеспечивает защиту исключительно культурных ценностей местного значения4. Как отмечает профессор Маркович, обеспечивая всем формам собственности равную защиту, Конституция 2006 года допускает их конкуренцию с тем, чтобы свободный рынок обеспечил поиск оптимального их соотношения в различных отраслях экономической деятельности5.

Важнейшим принципом экономической системы Сербии, установленным в статье 1 Конституции 2006 года является принцип открытого и свободного рынка. Принцип свободного рынка означает наличие гарантий от любого постороннего вмешательства, в том числе и государственного регулирования, когда цены на товары, работы и услуги устанавливаются свободно на основании спроса и предложения на рынке. При этом функция государства на свободном рынке сводится к поддержке конкуренции и защите прав собственности. Что же касается принципа открытости рынка, декларируемого в Конституции 2006 года, то он напрямую связан с обеспечением доступа на рынок широкого круга различных участников, в том числе и иностранных. В то же время следует обратить внимание на то, что важнейшим условием функционирования экономики современного демократического государства является не только ее интегрированность в мировую экономику, но и внутренняя связь всех ее элементов без установления каких-либо препятствий на пути движения товаров, услуг, финансо-

4 Pajvancic M. Komentar Ustava Rebublike Srbije. Beograd. 2009. S. 110.

5 Маркович Р. Уставно право. Београд. 2014. Стр. 502.

вых средств. Так, часть 2 статьи 82 Конституции предусмотрела, что Республика Сербия является единым экономическим пространством с единым рынком товаров, труда, капитала и услуг. Все участники находятся в равном правовом положении на рынке. Иностранные лица приравнены на рынке Сербии к отечественным. Права, приобретенные от инвестирования капитала на основании закона, не могут быть ограничены законом. Дополнительно к этому Конституция 2006 года установила запрет на действия, которые вопреки закону ограничивают свободную конкуренцию путем создания монопольного или доминирующего положения либо злоупотребления таким положением ст. 84 Конституции РС).

Еще одним принципом, лежащим в основе рыночной экономики Сербии, наряду с правом собственности, является свобода экономической деятельности. Так, уже в части 2 статьи 64 Конституции Республики Сербия 1990 года1990 свобода экономических субъектов была достаточно развернуто представлена: «Предприятие и другие организации свободно организуются и являются самостоятельными при осуществлении деятельности, вступлении в экономические отношения и объединения, имеют одинаковое положение в отношении общих условий экономической деятельности и правовой защиты, а по своим обязательствам по юридическим операциям несут ответственность всеми имеющимися средствами». Однако в новой Конституции 2006 года эта свобода получила новую интерпретацию. Так, согласно статье 83 ныне действующей Конституции предпринимательская деятельность является свободной. Причем, по мнению профессора Пайванчич, эта свобода распространяется как на физических, так и юридических лиц6.

Еще одним важным штрихом, позволяющим более точно раскрыть содержание экономического устройства Сербии по Конституции 2006 года, является то, что представив в статье 1 характеристику Республики Сербия как государства, основанного на верховенстве права и социальной справедливости, ныне действующая сербская Конституция развивает принцип социальной справедливости, который предполагает, что государство обязано вносить коррективы в экономическую систем с тем, чтобы исключить злоупотребления и негативные проявления либеральной рыночной экономики. Так, в частности, установленная в Конституции 2006 года свобода предпринимательства не является абсолютной и подлежит ограничению, но только законом и только в случаях, предусмотренных Конституцией. Конституция 2006 года предусмотрела три таких случая: защита здоровья людей; окружающей среды и природных ресурсов, а также безопасности Республики Сербия. Кроме того, согласно части 3 статьи 82 Конституции 2006 года влияние рыночной экономики на социально-экономическое положение работников регулируется посредством социального диалога между профсоюзами и работодателями. Республика Сербия защищает права потребителей. Конституцией 2006 года установлен прямой запрет на совершение действий, направленных против здоровья, безопасности и конфиденциальности частной жизни потребителей, а также любой иной нечестной деятельности на рынке (ст. 90 Конституции РС).

Социальная функция государства проявляется и в том, что Республика Сербия обеспечивает сбалансированное и устойчивое развитие всех сербских регионов (ст. 94 Конституции РС). Эта новая для сербского конституционного законодательства

6 Pajvancic M. Komentar Ustava Rebublike Srbije. Beograd. 2009. S. 105.

норма явилась результатом влияния европейских стандартов развития регионального и местного самоуправления. Вышеуказанная конституционная обязанность государства развернуто регулируется в специальном законе, положения которого более детально регулируют содержание и порядок осуществления этой обязанности государства. Однако, по мнению профессора Пайванчич, положения о сбалансированном региональном развитии помещены в Часть Третью Конституции, что можно интерпретировать, как стремление конституционного законодателя, подобного рода меры должно предпринимать именно в экономической сфере, а точнее в сфере публичных финансов, что потенциально занижает потенциал этих норм. Правда, среди полномочий Республики Сербия, указанных в статье 97 Конституции 2006 года есть полномочие, связанное с тем, что Республика Сербия регулирует и обеспечивает проведение политики и мер, способствующих сбалансированному развитию отдельных регионов Республики Сербия, включая развитие слаборазвитых районов, организацию и использование территории, научно-технологическое развитие (п. 12 ч. 1 ст. 97 Конституции РС). Таким образом, содержательный объем положений статьи 97 гораздо шире чем статьи 94 и наряду с проведением политики и осуществлением сугубо экономических мер предполагает проведение политики и осуществление мер в других сферах общественной жизни7.

Итак, важнейшим вопросом конституционного регулирования экономического устройства Сербии является вопрос, касающийся публичных финансов, под которыми сербская доктрина подразумевает аккумулирование и распределение средств для финансирования публичных нужд8. Согласно статье 91 Конституции средства, из которых осуществляется финансирование полномочий Республики Сербия, автономных краев и единиц местного самоуправления, обеспечиваются за счет налогов и иных доходов, установленных законом. Обязанность уплаты налогов и сборов является всеобщей и определяется в соответствии с экономическими возможностями налогоплательщиков. В статье 92 Конституции четко установлена обязанность как Сербии, так и ее автономных краев и единиц местного самоуправления указывать все доходы и расходы, и из которых финансируется их полномочия в своих бюджетах. При этом Конституция также предусмотрела, что Законом устанавливаются сроки принятия бюджетов всех уровней, а также порядок осуществления временного финансирования в случае, если срок действия предыдущего бюджета уже истек, а новый бюджет по каким-либо причинам не принят. Контроль за исполнением бюджетов всех уровней осуществляет Государственное ревизионное ведомство.

Отдельное внимание Конституция 2006 года уделила публичному долгу, т.е. долгу как государства в целом, так и ее автономий и муниципальных единиц, и их органов. Так, согласно статье 93 Конституции Республика Сербия, автономные образования и единицы местного самоуправления могут осуществлять заимствования на условиях и в порядке, установленном законом. Таким образом, как отмечает профессор Пайванчич, публичный долг регулируется в Конституции 2006 года не как право Республики Сербия, автономных краев и единиц местного самоуправления, но как возможность, которой они могут воспользоваться в соответствии с законом9.

7 PajvanCiC М. Коте^аг Ustava Rebublike Srbije. Beograd. 2009. S. 114.

8 Маркович Р. Уставно право. Београд. 2014. Стр. 502.

9 PajvanCiC M. Komentar Ustava Rebublike Srbije. Beograd. 2009. S. 114.

Половченко К. А.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ

В сфере публичных финансов наряду с положениями, регулирующими вопросы принятия и контроля за бюджетами всех уровней, взимания налогов и других обязательных платежей в республиканский и иные бюджеты, обслуживания публичного долга Республики Сербия, Конституция 2006 года регулирует статус Народного банка Сербии, как центрального банка и Государственного ревизионного ведомства как высшего государственного органа контроля за публичными финансами.

Правовое положение Народного Банка в статусе центрального банка Республики Сербия характеризуют два принципа, установленные Конституцией 2006 года: с одной стороны, гарантируемая Конституцией самостоятельность Народного Банка Сербии, а с другой - ответственность перед Народной скупщиной, которая вправе осуществлять надзор за деятельностью народного банка. Учитывая то, что избрание и освобождение от должности управляющего Народным Банком и членов Совета управляющего осуществляется Народной скупщиной профессор Маркович справедливо ставит вопрос о реальности конституционного определения Народного Банка Сербии как «самостоятельного» института10.

Согласно части 3 статьи 95 Конституции 2006 года детальное регулирование статуса Народного Банка осуществляется в рамках специального закона. В соответствии со статьей 3 Закона о Народном Банке Сербии основной целью Народного Банка является достижение и поддержание стабильности цен. Народный банк Сербии, действуя в соответствии с этой основной целью, также способствует сохранению и укреплению стабильности финансовой системы, участвует в проведении экономической политики Правительства Республики Сербия, действуя в соответствии с принципами рыночной экономики. Органами Народного банка являются управляющий Народного банка Сербии, Совет управляющих Народного банка Сербии и Исполнительный совет Народного банка Сербии. Согласно Конституции 2006 года управляющий руководит Народным банком Сербии (ч. 2. ст. 95). Управляющий представляет Народного банка Сербии. Он избирается и освобождается от должности Народной скупщиной, которая к тому же осуществляет надзор за его деятельностью (п. 4 ч. 2 ст. 99 и п. 14 ч. 2 ст. 105 Конституции РС).

Статус Совета управляющего Народным Банком, в отличие от статуса управляющего Народным Банком не регулируется Конституцией 2006 года. При том, что в пункте 14 части 2 статьи 105 Конституции указывается, что Совет управляющего избирается Народной скупщиной. Согласно же Закону о Народном Банке Сербии Совет управляющего обладает ключевыми полномочиями в рамках компетенции Народного Банка Сербии. В частности, Совет управляющего принимает устав Народного Банка, принимает финансовый план Народного Банка, утверждает режим курса сербского динара, принимает решение о членстве в международных финансовых организациях и др. ( ст. 23 Закона). В связи с этим профессор Пайванчич выразила недоумение относительно того, что статус этого органа, в отличие от управляющего Народным Банком, конституционный законодатель вообще обошел вниманием11.

Исполнительный совет Народного Банка Сербии вообще не является конституционным органом. Согласно статье 13 Закона о Народном Банке Сербии в состав Исполнительного совета входят управляющий и от двух до четырех вице-управляющих

10 Маркович Р. Уставно право. Београд. 2014. Стр. 501.

11 Рабате М. Котег^аг Ц^ауа РеЬиЬПке БгЬ^е. Вес^га^ 2009. Б. 115.

Народного банка Сербии, избираемых, как и управляющий, Народной скупщиной (ст. 19 Закона). Исполнительный совет утверждает денежно-кредитную и валютную политику, а также осуществляет деятельность, направленную на сохранение и укрепления стабильности финансовой системы.

Что же касается Государственного ревизионного ведомства, то оно является новым органов в конституционной системе Сербии. Будучи конституционным органом, Государственное ревизионное ведомство по Конституции является высший орган, основное полномочие которого направлено на ревизию публичных средств в Республике Сербия. При этом Государственное ревизионное ведомство является независимым и подлежит надзору со стороны Народной скупщины, перед которой несет ответственность. Статус Государственного ревизионного ведомства в конституционной системе Сербии основывается на принципе самостоятельности, тем не менее, как и Народный Банк Сербии, Государственное ревизионное ведомство подлежит надзору со стороны Народной скупщины, перед которой несет ответственность. Конституция 2006 года предусмотрела, что детальное регулирование порядка организации и деятельности Государственного ревизионного ведомства осуществляется специальным законом (ст. 96 Конституции РС).

В состав Государственного ревизионного ведомства входят председатель ведомства, заместитель председателя, Совет, ревизорские службы и сопутствующие службы. Председатель Государственного ревизионного ведомства является генеральным государственным ревизором и руководителем Ведомства (ст. 25 Закона). Совет как коллегиальный орган, является высшим органом Ведомства. В состав Совета входят пять членов: председатель Ведомства, его заместитель и три члена. Согласно статьи 19 Закона о Государственном ревизионном ведомстве всех их избирает и освобождает от должности Народная скупщина. При этом не менее двух членов Совета должны быть дипломированными экономистами с соответствующим ревизорским и бухгалтерским стажем и один дипломированный юрист (ст. 16 Закона). К полномочиям Совета, в частности, относится: принятие ежегодной программы ревизии, акты, детально регулирующие производство ревизии, финансовый план Ведомства и др.

Предусмотренная Конституцией 2006 года самостоятельность деятельности Государственного ревизионного ведомства обеспечивается в том числе и тем, что акты, которыми Ведомство осуществляет свою компетенцию не могут быть предметом оспаривания в судах и других государственных органах ( ч. 4 ст. 3 Закона о Государственном ревизионном ведомстве).

Итак, Конституция 2006 года заложила фундамент либеральной рыночной экономики в Республике Сербия, элементами которого являются: равенство частной и других форм собственности, свобода предпринимательства; свободный рынок, независимость хозяйствующих субъектов. В то же время в рамках реализации конституционного принципа социальной справедливости Конституция 2006 года предусмотрела принятие специальных мер социальной политики, направленных на смягчение влияния «жестких» законов рынка на общественные процессы в виде конституционных требований к государству обеспечивать защиту прав потребителя, сохранение научного, исторического и культурного наследия, равномерное и устойчивое региональное развитие, а также осуществление иной «социальной» деятельности, направленной на ограничение предпринимательской деятельности в целях защиты здоровья людей, окружающей среды и природных ресурсов, а

также безопасности Республики Сербия. В дополнение к этому, Конституция предусмотрела, что важным инструментом коррекции влияния рынка на положение работников является социальный диалог между профсоюзами и работодателями.

Кроме того, Конституция 2006 года урегулировала базовые вопросы, касающиеся публичных финансов. Так, Конституция установила, что средства, из которых финансируются компетенция Республики Сербия, автономий и муниципальных образований, обеспечиваются из бюджета соответствующего уровня. Наряду с нормами, регулирующими порядок и сроки принятия республиканского бюджета и отчета о его исполнении, а также базовые принципы налогообложения в Сербии, Конституция регулирует основы статуса Народного банка как центрального банка Сербии, а также Государственного ревизионного ведомства как высшего государственного органа, осуществляющего ревизию публичных финансов в Республике Сербия. Оба вышеуказанных органа действуют в соответствии с принципом самостоятельности, однако подлежат надзору и несут ответственность перед Народной скупщиной.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 82,16%.

Список литературы:

1. Антип А. Компаративни приказ сустава локалне самоуправе у ев-ропским државама. Политичка мисао. Бр. 4/2002.

2. Фира А. Уставно право Републике Срби]е. I том. Краг^евац. 2007.

3. Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - 4-е изд., переаб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М. 2016.

4. Милосавлевип Б., Поповип Д. Уставно право Правни факултет Унион и J.n. Службени гласник. Београд 2011.

5. Маркович Р. Уставно право. Београд. 2014.

6. Markovic R. Ustav Republike Srbije od 2006-kriticki pogled. Ustav Republike Srbije od 2006 - neki elementi novog politickog sistema. Beograd 2007.

7. Николип Д., Гринов Т. «Конвенционална употреба полопривред-ног землишта и имио^ генетски модификованих организама». Зборник радова Правног факултета у Новом Саду. 3/2014.

8. Opinion on the Constitution of Serbia adopted by the Commission at its 70th plenary session, CDL-AD (2007) 004. Venice, 17-18 March 2007., на сайте Комиссии http://www.venice.coe.int.

9. Орловип Сл. Животна средина у Срби]и - уставноправни контекст. Правно-Економски погледи. Београд . 3 / 2011.

10. PajvanciC M. Komentar Ustava Rebublike Srbije. Beograd. 2009. 6. Паjванчиfi М. Уставно право. 2014.

11. Паjванчиfi М. Право гра^на на локалну самоуправу. Зборник грайанин у правном систему СРJ. Београд. 1999.

12. Рапа]ип М. Економска и соци]ална права у Уставу Срби]е. Зборник радова Правног факултета у Новом Саду. 1/2015.

13. Половченко К.А. Избирательная система Сербии // Современные избирательные системы. Чурсина Т.И., Орлов А.Г., Ракитская И.А., Половченко К.А. Научная редакция А.В. Иванченко, В.И. Лафитский. Москва. 2009.

14. Половченко К.А. Расширяющаяся компетенция Конституционного суда: опыт Сербии // Пробелы в российском законодательстве. 2017. №4.

15. Половченко К.А. Конституционный контроль в Боснии и Герцеговине / Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. Е.Я. Павлова, Е.А. Кре-мянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.

16. Половченко К.А. Конституционный контроль в Республике Хорватия. / Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. Е.Я. Павлова, Е.А. Кре-мянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.

17. Половченко К.А. Конституционные основы судебной власти в Республике Сербия // Социально-политические науки. №2. 2017. С. 125-129.

18. Половченко К.А. Особенности формирования и ответственность Правительства Республики Сербия // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 5.

19. Половченко К.А. Генезис сербского конституционализма: истоки // Право и управление. XXI век. №4. 2015.

20. Половченко К.А. Конституционный суд как гарант целостности государства: на примере Сербии. Проблемы экономики и юридической практики. №2. 2017.

21. Половченко К.А. К вопросу о статусе депутата Народной скупщины Республики Сербия // Проблемы экономики и юридической практики. №3. 2017. С. 127.

22. Половченко К.А. Статус политических партий в конституционной системе Республики Сербия // Проблемы экономики и юридической практики. 2017. №4. С. 63.

23. Половченко К.А. Запрет деятельности политических партий и других общественных объединений как полномочие Конституционного суда: опыт Сербии // Социально-политические науки. 2017. №4. С. 97.

24. Шевченко Л.И., Волкова М.А., Стародумова С.Ю., Шиловская А.Л. Энергетические ресурсы и природные ресурсы как предмет договорных отношений в сфере энергетики. В сборнике: Кодификация российского законодательства на современном этапе Сборник статей по итогам круглого стола. 2016. С. 136-141.

25. Шевченко Л. Формирование договорных отношений по поставкам товаров для государственных нужд. Хозяйство и право. 1999. № 12 (273). С. 3-32.

26. Шашкова А.В. Правительство Испания (организационно-правовые проблемы). диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Москва, 2001.

27. Шашкова А.В. Правовые инновации в противодействии корпоративной коррупции. Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 1. С. 40-42

28.. Кремянская Е.А. Правовые аспекты регулирования лоббизма в Соединенных Штатах Америки и Канаде / Е.А. Кремянская // Вестник МГИМО-Университета. - 2014. - № 2. - С. 161-168.

29. Становий Д. Уставно право. Ниш. 2009.

30. Становий Д. Уставно право. Ниш 2014.

31. Туманов В.А. Половченко К.А. Конституционные основы судебной власти. / Конституционное право зарубежный стран: учебник / под общ. ред М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - 4-е изд., переаб. и доп. - М.: Норма: ИНФРА-М. 2016.

32. Вучий О. О заштити права. Београд. 2010.

31. Вуачий И. Субсидиерност и модернизациа локалне заеднице. Зборник локална самоуправа - стане и перспективе. Београд. 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.