УДК 342.7
doi: 10.21685/2072-3016-2023-2-5
Конституционное право военнослужащего на образование
П. С. Шалаев
Пензенский государственный университет, Пенза, Россия [email protected]
Аннотация. Актуальность и цели. Образование является базовой ценностью, а право на образование является одним из основных социальных прав Конституции Российской Федерации. Военнослужащие, как и иные граждане, могут пользовать своим правом на образование, но с некоторыми ограничениями, которые обусловлены характером служебных отношений и задачами, стоящими перед военнослужащими в области обороны и безопасности государства. В рамках статуса военнослужащего предоставляются льготы в области образования как для самих военнослужащих, так и для членов их семьи. Реализация права на образование является необходимым условием для карьерного роста военнослужащего, а также для в целях дальнейшего трудоустройства. Актуальность данного исследования обусловлена возрастающим статусом военнослужащего, предоставлением военнослужащему и членам его семьи дополнительных льгот в связи с социально-экономической и политической ситуацией в стране и в мире. Материалы и методы. Реализация поставленных перед исследователем задач была достигнута на основе анализа нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок прохождения военной службы, а также судебных решений по вопросам реализации военнослужащим по контракту своего права на образование. Методологический потенциал включает метод сравнительно-правового анализа, который позволяет сопоставить содержание и значение нормативно-правовых актов и судебных решений с действительной ситуацией по соблюдению права военнослужащего по контракту на образование. Результаты. В ходе исследования проанализированы основные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы прохождения военной службы, а также судебные решения по исследуемому вопросу, выявлены проблемы, возникающие в ходе реализации военнослужащими по контракту своего права на образование, и даны практические рекомендации по решению данных проблем. Выводы. Изучение нормативно-правовых актов по вопросу реализации военнослужащим своего права на образование и сопоставление норм права с действительной ситуацией в процессе прохождения военной службы позволяют нам сделать вывод о том, что в некоторых аспектах реализации военнослужащими своего права на образование прослеживается недостаточная правовая регламентация. В случае нарушения права военнослужащего на образование для должностных лиц не установлены санкции. Ограничение права на образование влечет за собой ограничение иных прав военнослужащих.
Ключевые слова: военнослужащие, военная служба, права военнослужащего, право на образование
Для цитирования: Шалаев П. С. Конституционное право военнослужащего на образование // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2023. № 2. С. 51-60. doi: 10.21685/2072-3016-2023-2-5
© Шалаев П. С., 2023. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License / This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
The constitutional right to education for servicemen P.S. Shalaev
Penza State University, Penza, Russia [email protected]
Abstract. Background. Education is a basic value, and the right to education is one of the basic social rights of the Constitution of the Russian Federation. Servicemen, like other citizens, can enjoy their right to education, but with some restrictions, which are due to the nature of service relations and tasks in the field of defense and state security. Within the framework of the status of a servicemen, educational benefits are provided both for the servicemen themselves and for their family members. The realization of the right to education is a prerequisite for the career growth of a serviceman, as well as for further employment. The relevance of this study is due to the increasing status of the serviceman, the provision of additional benefits to the serviceman and his family members in connection with the socio-economic and political situation in the country and in the world. Materials and methods. The implementation of the tasks was achieved on the basis of an analysis of the normative legal acts of the Russian Federation regulating the procedure for military service, as well as court decisions on the implementation of military personnel under the contract of their right to education. The methodological potential includes a method of comparative legal analysis, which allows you to compare the content and meaning of normative legal acts and court decisions with the actual situation regarding the observance of the right of a serviceman under a contract for education. Results. In the course of the study, the main normative legal acts regulating the issues of military service, as well as court decisions on the issue under study, were analyzed, problems arising during the implementation by military personnel under the contract of their right to education were identified and practical recommendations for solving these problems were given. Conclusions. The study of legal acts on the issue of the implementation of the right to education for servicemen and comparison of the norms of law with the actual situation in the process of military service allow us to conclude that in some aspects of the implementation of the right to education for servicemen, there is insufficient legal regulation. In case of violation of the right for serviceman to education, there are no sanctions for officials. Restriction of the right to education entails restriction of other rights for servicemen.
Keywords: servicemen, military service, the rights of a soldier, the right to education For citation: Shalaev P.S. The constitutional right to education for servicemen. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Povolzhskiy region. Obshchestvennye nauki = University proceedings. Volga region. Social sciences. 2023;(2):51-60. (In Russ.). doi: 10.21685/2072-3016-2023-2-5
Конвенция о защите прав человека и основных свобод закрепляет: «Никому не может быть отказано в праве на образование» . Согласно Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на образование2. Среди основополагающих принципов образования в Российской
1 Конвенция о защите прав человека и основных свобод : (заключ. в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) (вместе с Протоколом № 1 (подп. в г. Париже 20.03.1952); Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней (подп. в г. Страсбурге 16.09.1963); Протоколом № 7 (подп. в г. Страсбурге 22.11.1984) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/1000003045
2 Конституция Российской Федерации (прин. Всенар. голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008
Федерации указываются приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, общедоступность образования [1, с. 30].
В отечественном законодательстве не дается однозначного понимания, что такое право на образование. Например, А. Ф. Ноздачев под правом на образование понимает «право человека на получение знаний, навыков, профессиональной ориентации для нормальной жизнедеятельности в условиях современного общества» [2, с. 28].
Гражданину гарантируется реализация права на образование без какой-либо дискриминации по признакам пола, расы, социального статуса, служебного положения, убеждений [3, с. 48]. Данная позиция лежит в основе Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования.
Военнослужащий реализует свое право на образование в соответствии с нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок прохождения военной службы, а также определяющими статус военнослужащего [4, с. 1]. Право на образование вытекает из статуса военнослужащего и определяется его содержанием.
Под статусом военнослужащего понимается набор прав и обязанностей военнослужащего, установленный законами и иными нормативно-правовыми актами. Основные права военнослужащего в области образования закреплены в ст. 19 Федерального закона РФ № 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащего»1 .
Военнослужащий реализует свое право на образование как в военных, так и в гражданских средних и высших профессиональных образовательных учреждениях. Военные высшие образовательные учреждения имеют свою специфику в рамках выполнения образовательных функций, в отличии от гражданских высших профессиональных учебных заведений [5, с. 126].
Право военнослужащего на образование не является безусловным. Его реализация зависит от ряда факторов:
- от категории военнослужащего (военнослужащий по призыву, сержант, прапорщик, офицер);
- от выслуги лет;
- от формы обучения (очная, очно-заочная, заочная).
В целях создания благоприятных условий для реализации военнослужащими своего права на образование для военнослужащих предусмотрены учебные отпуска. Если в Трудовом кодексе Российской Федерации данная льгота предоставляется работнику при условии поступления в высшее учебное заведение, имеющее государственную аккредитацию, на заочную, очно-заочную форму обучения и успешного освоения программы обучения2,
№ 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31. Ст. 4398.
1 О статусе военнослужащих : федер. закон РФ № 76-ФЗ от 27.05.1998 (ред. от 14.07 2022) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.
2 Трудовой кодекс Российской Федерации № 197-ФЗ от 30.12.2001 (ред. от 14.07.2022) // Российская газета. 2001. № 256.
то получение военнослужащим учебного отпуска поставлено в зависимость от ряда дополнительных обстоятельств. Можно выделить следующие из них:
- для категории военнослужащих солдат, сержантов, прапорщиков необходимо непрерывное прохождение военной службы в течение трех лет1;
- военнослужащему необходимо поставить командира (начальника) в известность о намерении обучаться2;
- получение данного уровня образования впервые;
- получения образования за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, обучение
в гражданских профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования не разрешается. Это обусловлено тем, что военнослужащие по призыву не имеют право покидать расположение воинской части по своему желанию, а также им не предоставляются основной и дополнительные отпуска, соответственно, у данной категории военнослужащих нет физической возможности посещать учебное заведение [6].
На основании нормативно-правовых актов, регулирующих порядок прохождения военной службы и определяющих статус военнослужащего, можно выделить основные права военнослужащего на образование и связанные с ним права:
1) на поступление в высшее военное учебное заведение имеют право военнослужащие по контракту до 27 лет, граждане после окончания военной службы по призыву до 24 лет, граждане, не проходящие военную службу, до 22 лет3;
2) военнослужащие, прослужившие по контракту непрерывно более трех лет, имеют право на обучение в образовательных учреждениях по программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения4;
3) военнослужащим предоставляется право на переобучение перед увольнением. Данное право предоставляется военнослужащим, которые прослужили 5 лет по контракту и изъявили такое желание (в год увольнения
1 О статусе военнослужащих : федер. закон РФ № 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.
2 О порядке реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения : постановление Правительства РФ № 1155 от 3 ноября 2014 г. (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 45. Ст. 6235.
3 Об утверждении Порядка и условий приема в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации : приказ Министра обороны РФ № 185 от 7 апреля 2015 г. // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/420269638
4 О статусе военнослужащих : федер. закон РФ № 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. (ред. от 14.07 2022) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.
с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, истечении срока военной службы, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями имеют право пройти профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей без взимания с них платы за обучение и с сохранением обеспечения всеми видами довольствия). Такое же право предоставляется гражданам после увольнения в региональном центре занятости (уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями)1;
4) граждане, призванные на военную службу, имеют право на сохранение за ними учебного места по прежнему месту обучения2;
5) военнослужащие, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, родственное военно-учетной специальности, имеют право на назначение на вышестоящие воинские должности с присвое-
3
ние воинского звания «прапорщик», «лейтенант» ;
6) гражданам, прошедшим военную службу по призыву и имеющим высшее образование, при прочих равных условиях предоставляется преимущественное право зачисления в организации, осуществляющие образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам высшего образования в области экономики и управления и соответствующим дополнительным профессиональным программам в рамках программ и проектов4;
7) военнослужащие имеют право на перевод в образовательное учреждение в связи с переводом к новому месту прохождения военной службы или в связи с увольнением с военной службы и убытием к месту жительства5;
8) военнослужащим, имеющим детей, предоставляется преимущественное право на места в государственных и муниципальных общеобразовательных, дошкольных образовательных организациях и летних оздорови-
6
тельных лагерях ;
9) предоставляются льготы при посещении платных мероприятий, ор-
7
ганизуемых учреждениями культуры и спорта ;
10) в расположении воинских частей военнослужащие бесплатно пользуются услугами библиотек и читальных залов, имуществом культурно-просветительного назначения, спортивными сооружениями и инвентарем, просматривают кино- и видеофильмы8.
Право на образование военнослужащего может быть ограничено на основании ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. В Постановлениях Конституционного Суда РФ от 22 ноября 2000 г. № 14-П, от 27 апреля 2001 г.
1 О статусе военнослужащих : федер. закон РФ № 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. (ред. от 14.07 2022) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.
2 Там же.
3 Вопросы прохождения военной службы : указ Президента РФ № 1237 от 16 сентября 1999 г. // Гарант. URL: https://base.garant.ru/180912/
4 О статусе военнослужащих : федер. закон РФ № 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. (ред. от 14.07 2022) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.
5 Там же.
6 Там же.
7 Там же.
8 Там же.
№ 7-П говорится, что законодатель в процессе правового регулирования должен учитывать цели ограничения прав или свобод, закрепленные в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Кроме того, эти ограничения должны быть необходимы и соразмерны, т.е. их характер должен соответствовать тем конституционно защищаемым целям, ради которых они вводятся [7, с. 67].
В частности, может быть ограничено право военнослужащего на предоставление учебного отпуска в связи со служебной необходимостью, которая может быть вызвана участием военнослужащего в походах кораблей, боевых действиях, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций1, а также возможность переноса прохождения промежуточной или итоговой аттестации на другое время. В качестве основания военнослужащему предоставляется справка, которая подтверждает его участие в указанных мероприятиях, документ подписывается командиром войсковой части (военной организации) и заверяется гербовой печатью2.
В случаях, когда военнослужащий отсутствует по месту постоянной дислокации по служебной необходимости свыше 3 месяцев, он имеет право на предоставление академического отпуска. В таком случае он должен предоставить личное заявление и справку с войсковой части. Но в данном случае стоит отметить, что при нахождении в служебной командировке военнослужащий не всегда может лично предоставить заявление, в таком случае военнослужащему стоит заранее позаботиться о составлении доверенности на близкого родственника, который смог бы за него составить заявление и предоставить его в учебное заведение.
В части реализации социальных гарантий членов семьи военнослужащего Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал следующую правовую позицию3: «Имея в виду конституционную значимость обязанностей, возложенных на военнослужащих, повышенный риск, которому они подвергаются при исполнении данных обязанностей, и основываясь на принципе государственной поддержки и защиты семьи, материнства, отцовства и детства, закрепленном в статьях 7 (часть 2), 38 (часть 1) и 72 (пункт «ж» части 1) Конституции Российской Федерации, законодатель предусматривает социальные гарантии и для членов их семей, которые, пребывая с военнослужащими в личных (брачных, родственных) отношениях, разделяют с ними ограничения и трудности, связанные с прохождением военной службы».
'О порядке реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения : постановление Правительства РФ № 1155 от 3 ноября 2014 г. (с изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 45. Ст. 6235.
2 Там же.
3 По делу о проверке конституционности пункта 1.1 статьи 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в связи с запросом 1-го Восточного окружного военного суда : постановление Конституционного Суда РФ № 52-П от 14.12.2021 // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 403426/
За защитой своего права военнослужащие обращаются в правоохранительные органы, в том числе в органы военной прокуратуры, военный гарнизонный суд и в Конституционный Суд Российской Федерации [8, с. 9].
Наиболее частым нарушением в отношении права военнослужащего на образование является нарушение права на поступление в образовательное учреждение военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы. Военнослужащие, в силу отсутствия правовой грамотности, полагают, что они имеют возможность беспрепятственного поступления в учебное заведение, но при необходимости убытия на промежуточную аттестацию в учебное заведение военнослужащие сталкиваются с отказом командира (начальника) в предоставлении учебного отпуска.
По данном вопросу Главная военная прокуратура Российской Федерации в ответе на запрос начальника Главного управления кадров Министерства обороны РФ от 18.02.2015 № 2/2-76/15 сформулировала правовую позицию: «Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (не являющиеся офицерами и имеющими непрерывную продолжительность военной службы по контракту менее трех лет) и начавшие обучение в гражданских профессиональных образовательных организациях высшего образования по заочной форме обучения до поступления на военную службу по контракту, вправе продолжить обучение и им может быть предоставлен дополнительный учебный отпуск»1. Данная позиция обусловлена тем, что для военнослужащих по контракту нет запрета на обучение в высших профессиональных образовательных организациях по очно-заочной и заочной форме обучения в период прохождения военной службы по контракту. Обучение до заключения контракта позволяет военнослужащему пользовать дополнительной льготой в виде предоставления учебного отпуска в силу того, что реализация военнослужащими данной категории своего права на образование не регламентировано законодательством, а ограничение права военнослужащего на образование не допустимо в данных условиях.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17.07.2018 № 1910-0 сформулировал правовую позицию, которая отражает полномочия органов государственной власти в части установления механизма реализации военнослужащими права на образование: «Реализации указанной категорией граждан конституционного права на образование установлены на основе баланса публичных и частных интересов, в равной мере распространяются на всех военнослужащих и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя, самостоятельно поступившего в образовательное учреждение среднего профессионального образования с заключением договора об оказании платных образовательных услуг»2.
1 Главная военная прокуратура РФ // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: https://gvp.gov.ru/ (дата обращения: 15.09.2022).
2
Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Козлова Александра Александровича на нарушение его конституционных прав пунктом 6 статьи 11, абзацем вторым пункта 2 статьи 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих», а также пунктами 1, 2 и 6 Правил реализации права военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная
В Определении от 22 мая 1996 г. № 69-О Конституционный Суд РФ установил, что государство гарантирует гражданам получение на конкурсной основе бесплатного высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных общеобразовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые1. Право на образование, являясь одним из основных и неотъемлемых конституционных прав, может быть реализовано гражданином в различных формах и после получения бесплатного образования, но уже без обязательной гарантии бесплатности.
Гарантия права на образование является для военнослужащего необходимым условием социальной адаптации, что в свою очередь является важным средством восстановления личностного потенциала военнослужащего. В условиях возрастающей конкуренции в сфере трудоустройства реализация военнослужащим права на образование позволит военнослужащему, уволенному с военной службы, быть конкурентоспособным и повысит шансы на трудоустройство.
Повышение занятости военнослужащих, уволенных с военной службы, является приоритетной задачей социально-экономической политики государства, это возможно за счет налаженной работы системы переобучения и психологического сопровождения лиц, подлежащих увольнению с военной службы, как на федеральном, так и на региональном уровне.
Развитие гражданского общества требует от государства и органов управления эффективной организации деятельности государства. Конституционное закрепление права на образование - важнейшая предпосылка политического, экономического, социального и духовного развития общества [9, с. 2]. Федеральным законом «Об образовании» предусматривается возможность получения общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионального обучения, обеспечивающих возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование) [10, с. 28].
Современные тенденции развития образования требуют постоянной переподготовки и повышения квалификации. Постоянное повышение квалификации военнослужащего является необходимым вызовом современности. Военнослужащий должен обладать соответствующим уровнем знаний и умений, для чего ему необходимо повышать свою квалификацию, осваивать
продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее 3 лет, на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, а также на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной или заочной форме обучения : определение Конституционного Суда РФ № 1910-0 от 17.07.2018 // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. URL: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-17072018-n- 1910-o/
1 Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Цицулина Алексея Юрьевича как не соответствующей требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» : определение Конституционного Суда РФ № 69-О от 22 мая 1996 г. // Гарант. URL: https://base.garant.ru/12111585/
новые смежные военно-учетные специальности, проходить переподготовку при необходимости назначения на новую воинскую должность.
Подводя итог, стоит указать, что в некоторых аспектах реализации военнослужащими своего права на образование прослеживается недостаточная правовая регламентация. В случае нарушения права военнослужащего на образование для должностных лиц не установлены санкции. Должностным лицам необходимо понимать, что ограничение права на образование влечет за собой ограничение иных прав и свобод военнослужащих.
Список литературы
1. Миронов А. В. Приоритетные принципы развития современного российского образования // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 6. С. 28-45.
2. Кияткина М. М. Проблемы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на образование // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2016. № 3. С. 27-30.
3. Тимофеева А. А. Проблемы реализации права граждан Российской Федерации на образование в условиях его модернизации // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2015. № 2 (29). С. 48-50.
4. Палехин М. В. К вопросу о гражданско-правовом статусе военнослужащего // Ки-берЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/articleMk-voprosu-o-grazMansko-pravovom-statuse-voenno-sluzhaschego/viewer (дата обращения: 15.09.2022).
5. Котельников В. А. Правовые аспекты регулирования военного профессионального образования в современной России // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. № 4-1. С. 121-128.
6. Стерликова О. Б. Конституционно-правовые аспекты реализации права на образование военнослужащим // Вестник поволжской академии государственной службы. 2007. № 12. С. 183-187.
7. Ягофарова И. Д. Императивный характер положений ст. 55 Конституции РФ при установлении ограничений прав и свобод человека и гражданина в РФ // Вестник Омского университета. Серия: Право. 2017. № 1 (50). С. 64-72.
8. Никитин А. П. Роль военной прокуратуры в защите прав военнослужащих: современное состояние вопроса // Вестник военного права. 2017. № 1. С. 7-12.
9. Ооржак А. О. Конституционное право гражданина Российской Федерации на образование // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. № 6 (июнь). URL: ffle:///C:/Users/Admin/DownIoads/konstitutsionnoe-pravo-grazManina-rossiyskoy1federatsii-na-obrazovanie.pdf (дата обращения: 15.09.2022).
10. Морозов А. В. Особенности подготовки высококвалифицированных педагогических и управленческих кадров в России в условиях социального партнерства // Вестник «9рлеу»^1 2015. № 4 (10). С. 21-29.
References
1. Mironov A.V. Priority principles for the development of modern Russian education.
Sotsial'no-gumanitarnye znaniya = Social and humanitarian knowledge. 2010;(6):28-45. (In Russ.)
2. Kiyatkina M.M. Problems of implementation of the constitutional right of citizens of the Russian Federation to education. Sankt-Peterburgskiy obrazovatel'nyy vestnik = Saint-Petersburg educational bulletin. 2016;(3):27-30. (In Russ.)
3. Timofeeva A.A. Problems of realizing the right of citizens of the Russian Federation to education in the context of its modernization. Territoriya novykh vozmozhnostey. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa = Territory of new opportunities. Bulletin of Vladivostok State University of Economics and Service. 2015;(2):48-50. (In Russ.)
4. Palekhin M.V. To the question of the civil-legal status of a serviceman. KiberLeninka. (In Russ.). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-grazhdansko-pravovom-statuse-voenno-sluzhaschego/viewer (accessed 15.09.2022).
5. Kotel'nikov V.A. Legal Aspects of regulation of military professional education in modern Russia. Srednerusskiy vestnik obshchestvennykh nauk = Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2012;(4-1):121-128. (In Russ.)
6. Sterlikova O.B. Constitutional and legal aspects of the realization of the right to education for servicemen. Vestnik povolzhskoy akademii gosudarstvennoy sluzhby = Bulletin of the Volga Academy of Public Administration. 2007;(12):183-187. (In Russ.)
7. Yagofarova I.D. The imperative nature of the provisions of Article 55 of the Constitution of the Russian Federation when establishing restrictions on the rights and freedoms of man and citizen in the Russian Federation. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Pravo = Bulletin of Omsk University. Series: Law. 2017;(1):64-72. (In Russ.)
8. Nikitin A.P. The role of the military prosecutor's office in protecting the rights of military personnel: the current state of the issue. Vestnik voennogo prava = Bulletin of military law. 2017;(1):7-12. (In Russ.)
9. Oorzhak A.O. The constitutional right of a citizen of the Russian Federation to education. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept» = Scientific and methodological electronic journal "Kontsept". 2016;(6) (June). (In Russ.). Available at: file:///C:/Users/Admin/Downloads/konstitutsionnoe-pravo-grazhdanina-rossiyskoy-fe-deratsii-na-obrazovanie.pdf (accessed 15.09.2022).
10. Morozov A.V. Features of the training of highly qualified pedagogical and managerial personnel in Russia in the conditions of social partnership. Vestnik «0rleu»-kst. = Bulletin "0rleu»-kst". 2015;(4):21-29. (In Russ.)
E-mail: [email protected]
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflicts of interests.
Поступила в редакцию / Received 19.09.2022
Поступила после рецензирования и доработки / Revised 26.12.2022 Принята к публикации / Accepted 16.02.2023
Информация об авторах / Information about the authors
Павел Сергеевич Шалаев аспирант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
Pavel S. Shalaev Postgraduate student, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)