УДК 34 ББК 67
DOI 10.24411/2073-0454-2020-10491 © В.И. Семов, 2020
О ДОПУСТИМОСТИ НАДЕЛЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО СТАТУСОМ «СОТРУДНИК ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА» В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Владимир Ильич Семов
(123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана») E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье при анализе литературы и нормативных правовых актов о статусе военнослужащего в Российской Федерации и о допустимости его изменения при вовлечении в разные общественные отношения высказано несколько суждений: нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования статуса военнослужащего, является Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащих» от 6 марта 1998 г.; при вовлечении в иные общественные отношения, не связанные с военной службой, военнослужащий сохраняет свой статус, но одновременно приобретает права и обязанности субъекта конкретного правоотношения, правда, на непродолжительный период.
Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, нормативный правовой акт, Конституция РФ, федеральный закон РФ, Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащих» от 6 марта 1998 г., Федеральный закон РФ «О противодействии терроризму» от 26 февраля 2006 г., Уголовно-процессуальный кодекс РФ, военнослужащий, теория правоохраны, правоохранительный орган.
ON THE PERMISSIBILITY OF GRANTING A SERVICEMAN THE STATUS OF «LAW ENFORCEMENT OFFICER» IN THE RUSSIAN FEDERATION
Vladimir I. Semov
(123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1, Unity-Dana publishing house) E-mail: [email protected]
Abstract. The article analyzes the literature and normative legal acts on the status of a serviceman in the Russian Federation and on the permissibility of changing it when engaging in various social relations: the Federal law of the Russian Federation «On the status of military personnel» of March 6, 1998 is a normative legal act specifically designed to regulate the status of military personnel; when involved in other public relations that are not related to military service, the soldier retains his status, but at the same time acquires the rights and obligations of the subject of a specific legal relationship, however, for a short period.
Keywords: The Russian Federation legislation, regulatory legal act, the Constitution of the Russian Federation, Federal law of the Russian Federation, Federal law of the Russian Federation «On status of servicemen» of March 6, 1998 Federal law «On counteracting terrorism» dated 26 February 2006, the Criminal procedure code of the Russian Federation, the soldier, the theory of law enforcement, law enforcement Agency.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Семов В.И. О допустимости наделения военнослужащего статусом «сотрудник правоохранительного органа» в Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2020(8):243-5.
Предметом данной статьи является статус военнослужащего и допустимость его изменения при вовлечении в иные общественные отношения, не сопряженные в военной службой.
Первоначально о состоянии теории.
Так, А.В. Кудашкин неоднократно исследовал закономерности, сопряженные со статусом военнослу-
жащего1.
И.В. Кудрявцев осуществил «анализ проблем обеспечения в России правового статуса военнослужащих
1 См.: Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Статус военнослужащих десять лет спустя... // Право в Вооруженных Силах. 2003. № 4; Кудашкин А.В. Статус военнослужащих продолжает совершенствоваться (комментарий последних изменений, внесенных в Федеральный закон «О статусе военнослужащих») // Право в Вооруженных Силах. 2007. № 9.
в современных условиях» («Таким образом, несмотря на четкое закрепление правового статуса военнослужащих в специальных нормах права, в настоящее время существует целый ряд проблем по их реализации. Основной проблемой является несоответствие между закрепленными в законодательстве нормами права и реальным правовым положением военнослужащих. В связи с этим, по мнению автора, есть основания говорить о «нормативном правовом статусе военнослужащих» и «действительном правовом статусе военнослужащих». В условиях реформирования необходимо учитывать, что законы выполняют роль важных регуляторов общественных отношений в государстве, а изменения в них должны быть направлены на улучшение положения членов общества»1.
А.В. Ефремов полагает, что «правовой статус военнослужащего един по своей природе для всех категорий военнослужащих: проходящих военную службу как по контракту, так и по призыву» («... совершенствование правового положения и четкая детализация правового статуса военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, позволили бы не только привести в порядок нормативно-правовую базу в этой сфере федерального законодательства, подчас довольно противоречивого и неясного, но и способствовали бы более эффективному решению нашим государством задачи по формированию у граждан готовности к военной службе, выполнению гражданского долга и конституционной обязанности по защите Отечества»)2.
Авторы — единомышленники (С.В. Полунин и А.С. Васильев) провели «системный, теоретико-правовой анализ Федерального закона «О статусе военнослужащих», различных точек зрения теоретиков права»: «Таким образом, представляется целесообразным легальное определение статуса военнослужащих дополнить и изложить в следующей редакции: «Статус военнослужащих есть совокупность прав и свобод, гарантированных государством; обязанностей и юридической ответственности военнослужащих; а также социальных гарантий лицам, уволенным с военной службы, и членам семей военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации»3.
Вероятно, не столь совершенные результаты научных изысканий предопределяют и несовершенство законодательства о статусе военнослужащего в Российской Федерации4.
Первоначально обращаемся к Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.5 («1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. 3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой» — ст. 59).
Положения ст. 59 Конституции РФ детализированы в нормативных правовых актах с меньшей юридической силой6.
Нормативным правовым актом, специально предназначенных для регулирования статуса военнослужащего является Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащих» от 6 марта 1998 г.7 («Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей» — преамбула). В ст. 1 Федерального закона РФ от 6 марта 1998 г. определено содержание статуса военнослужащего: «1. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными
1 Кудрявцев И.В. Правовой статус военнослужащего: проблемы обеспечения в современной России // Право в Вооруженных Силах. 2018. № 9. С. 2-8.
2 Ефремов А.В. Правовой статус военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, нуждается в конкретизации и совершенствовании // Право в Вооруженных Силах. 2012. № 4. С. 119-123.
3 См.: Полунин С.В., Васильев А.С. О структуре правового статуса военнослужащих // Право в Вооруженных Силах. 2017. № 3. С. 113-117.
4 Мы разделяем суждение тех авторов, которые предлагают с 25.12.1991 г. для названия государства использовать исключительно этот термин (подробнее об этом см.: Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 5. С. 119-123).
5 См.: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020. О проблеме неоднократности опубликования Конституции РФ в официальных источниках опубликования подробнее см.: Галузо В.Н. Возможно ли обеспечение единообразного исполнения законодательства при отсутствии его систематизации? // Государство и право. 2014. № 11. С. 98-102.
6 О системе нормативных правовых актов в РФ подробнее см.: Галузо В.Н. Систематизация законодательства в Российской Федерации: состояние и перспективы развития // Закон и право. 2009. № 8. С. 28-30; он же: О роли нормативного правового акта в системе права Российской Федерации // Образование. Наука. Научные кадры. 2009. № 4. С. 27-30.
7 См.: СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331; ...; 2020. № 31 (часть I). Ст. 5046.
законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 2. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации. Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 3. Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих. Порядок выдачи военнослужащим указанных документов и финансирования мероприятий, связанных с их выдачей, определяется Правительством Российской Федерации. 4. Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 5. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации ..., федеральные государственные органы, органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации ., уволенным с военной службы, и
членам их семей».
В соответствии с Федеральным законом РФ «О противодействии терроризму» от 26 февраля 2006 г.1 военнослужащие могут вовлекаться и иные общественные отношения, в том числе и в уголовно-про-цессуальные2.
В частности, при проведении контртеррористических мероприятий3, непременно осуществляется и уголовно-процессуальная деятельность правоохранительными органами4. В процессуальные действия5 привлекаются и военнослужащие.
Таким образом, недопустимо наделение военнослужащего статусом «сотрудник правоохранительного органа» в Российской Федерации даже при вовлечении в иные общественные отношения, не сопряженные с военной службой.
Изложенное позволяет нам высказать несколько суждений.
Во-первых, нормативным правовым актом, специально предназначенным для регулирования статуса военнослужащего, является Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащих» от 6 марта 1998 г.
Во-вторых, при вовлечении в иные общественные отношения, не связанные с военной службой, военнослужащий сохраняет свой статус, но одновременно приобретает права и обязанности субъекта конкретного правоотношения, правда, на непродолжительный период.
1 См.: СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146; ...; 2020. № 12. Ст. 1646.
2 См.: Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Статус военнослужащих десять лет спустя... // Право в Вооруженных Силах. 2003. № 4; Кудашкин А.В. Статус военнослужащих продолжает совершенствоваться (комментарий последних изменений, внесенных в Федеральный закон «О статусе военнослужащих») // Право в Вооруженных Силах. 2007. № 9.
3 См., например: Указ Президента РФ «О совершенствовании системы управления Объединенной группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» № 345 от 29.07.2017 г. // СЗ РФ. 2017. № 31 (часть II). Ст. 4896.
4 Кудрявцев И.В. Правовой статус военнослужащего: проблемы обеспечения в современной России // Право в Вооруженных Силах. 2018. № 9. С. 2-8.
5 Ефремов А.В. Правовой статус военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, нуждается в конкретизации и совершенствовании // Право в Вооруженных Силах. 2012. № 4. С. 119-123.