Научная статья на тему 'Специальный правовой статус лиц гражданского персонала в Вооруженных силах Российской Федерации и внутренних войсках МВД России'

Специальный правовой статус лиц гражданского персонала в Вооруженных силах Российской Федерации и внутренних войсках МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7470
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ОРГАНЫ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CIVIL PERSONNEL / LEGAL STATUS / LEGAL REGULATION / BODIES OF MILITARY STEERING / THE LABOR LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марков Альберт Валерьевич

В настоящей статье автор показал, в чем именно выражаются особенности регулирования труда гражданского персонала, как влияет нормативно-правовая база по регламентации труда на реализацию прав и обязанностей различных категорий лиц гражданского персонала в сфере труда, проанализировал их правовой статус, выделил то общее, что характеризует правовое положение лиц, особенности условий труда которых рассмотрены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Марков Альберт Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Special legal status of persons of the civil personnel in Armed forces of the Russian Federation and internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia

In the present article the author has shown, in what features of regulation of work of the civil personnel as on a work regulation the is standard-legal base influences realization of the rights and duties of various categories of persons of the civil personnel in work sphere are expressed. Their legal status is analyzed, that general is allocated that characterizes a legal status of the persons which features of working conditions are considered.

Текст научной работы на тему «Специальный правовой статус лиц гражданского персонала в Вооруженных силах Российской Федерации и внутренних войсках МВД России»

17 Гессен В. М. Основы конституционного права. Петроград, 1918. С. 13.

18 Котляревский С. А. Сущность парламентаризма. М., 1913. С. 19.

19 КистяковскийБ. А. Социальные науки и право: Очерки по методологии социальных наук и общей теории права. М., 1916. С. 443.

20 Нлистратов А. И. Основные начала административного права. М., 1917. С. 32.

21 Зонненфельс И. Начальные основы полиции или благочиния. М., 1787. § 127.

22 Нлистратов А. И. Учебник русского административного права. С. 39—40.

23 Гессен В. М. Теория правового государства. СПб., 1913. С. 4.

24 Там же. С. 5.

25 Кистяковский Б. А. Указ. соч. С. 481.

26 Там же. С. 569.

27 Там же. С. 569-570.

28 Гессен В. М. Административное право. С. 5.

29 Гессен В. М. Теория правового государства. С. 7.

30 Нлистратов А. И. Основные начала административного права. М., 1917. С. 12.

31 Там же. С. 11-12.

32 Посошков И. Книга о скудости и богатстве. М., 1842. С. 171.

33 Нлистратов А. И. Основные начала административного права. С. 47.

34 Устав о цензуре и печати / / Свод законов Российской империи: Т. XIV. СПб., 1886. Ст. 94, 98.

35 Устав о предупреждении и пресечении преступлений // Свод законов Российской империи: Т. XIV. СПб, 1890. Ст. 119.

36 Нлистратов А. И. Учебник русского административного права. С. 41-42.

37 Нлистратов А. И. Основные начала административного права. С. 35.

УДК 34.023 А.В. Марков*

Специальный правовой статус лиц гражданского персонала в Вооруженных силах Российской Федерации и внутренних войсках МВД России

В настоящей статье автор показал, в чем именно выражаются особенности регулирования труда гражданского персонала, как влияет нормативно-правовая база по регламентации труда на реализацию прав и обязанностей различных категорий лиц гражданского персонала в сфере труда, проанализировал их правовой статус, выделил то общее, что характеризует правовое положение лиц, особенности условий труда которых рассмотрены.

Ключевые слова: гражданский персонал, правовой статус, правовое регулирование, органы военного управления, трудовое законодательство.

A.V. Markov*. Special legal status of persons of the civil personnel in Armed forces of the Russian Federation and internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In the present article the author has shown, in what features of regulation of work of the civil personnel as on a work regulation the is standard-legal base influences realization of the rights and duties of various categories of persons of the civil personnel in work sphere are expressed. Their legal status is analyzed, that general is allocated that characterizes a legal status of the persons which features of working conditions are considered.

Keywords: civil personnel, legal status, legal regulation, bodies of military steering, the labor legislation.

Сложные связи, возникающие между государством и индивидом, и взаимоотношения людей друг с другом фиксируются государством в юридической форме — в форме прав, свобод и обязанностей, образующих правовой статус человека и гражданина. Это одна из важнейших политико-юридических категорий, которая неразрывно связана с социальной структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности1.

Изучению правового статуса посвящено большое количество работ отечественных ученых-юристов2 . Многие правоведы под правовым статусом в самом широком смысле понимают юридически закрепленное положение человека в обществе.

Общий правовой статус человека реализуется в рамках общих правоотношений, которые возникают между ним и государством на основе норм международного и внутригосударственного права. Наряду с общим правовым статусом существуют отраслевой, межотраслевой и специальный правовые статусы3. Они соотносятся с общим правовым статусом как общее и особенное.

Отраслевой, межотраслевой и специальный правовой статусы осуществляются в конкретных правоотношениях. Поскольку субъекты права вступают в разнообразные отношения как между собой, так и с государством, постольку они становятся носителями различных прав и обязанностей. Объем прав и обязанностей, приобретаемых в конкретных правоотношениях, отличается, главным образом

* Марков, Альберт Валерьевич, адъюнкт кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова д. 1. Тел. 8-911-160-98-61. E-mail: [email protected].

* Markov, Albert Valerievich. The postgraduate student of the chair of «The theory and history state and law» of the St.-Petersburg Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russian. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov str., 1. Ph. 8-911160-98-61, E-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию 25 июля 2011 года.

в зависимости от юридических фактов. Правовое положение конкретного физического лица может рассматриваться как сумма общего правового статуса индивида и тех статусов, которые приобретает

4

данное лицо в конкретных правоотношениях .

Так обстоит дело и с правовым статусом лиц гражданского персонала Вооруженных сил России и внутренних войск МВД России. Наряду с его общим статусом как гражданина, определенного Конституцией РФ, существует специальный правовой статус гражданского персонала Вооруженных сил России, который отражает особенности его положения по отношению к остальным категориям граждан5.

Среди факторов, формирующих правовые основы статуса гражданского персонала Вооруженных сил РФ и внутренних войск МВД России, автор выделяет трудовую правосубъектность, основные трудовые права, обязанности и их гарантии, а также ответственность за невыполнение установленных обязанностей.

Начнем исследование вопроса о правовом статусе этой категории граждан с определения круга работников, в отношении которых используется термин «гражданский персонал», хотя иногда к этому термину добавляется слово «лица».

Хотя в законодательстве отсутствует определение понятия «гражданский персонал» (соответственно, «лица гражданского персонала»), этот термин широко используется в различных нормативных правовых актах, регулирующих деятельность федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства. В деятельности указанных органов и предназначенных для обеспечения их функционирования различных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, научно-исследовательских и экспертных учреждений, строительных и других подразделений, иных учреждений и организаций участвуют своим трудом не только лица, проходящие военную либо иную службу, в т.ч. по контракту, с присвоением воинских (специальных) званий. В этих органах (организациях, учреждениях) работают и граждане по трудовому договору, которые относятся к гражданскому персоналу, в отличие от лиц, проходящих тот или иной вид службы (военной либо иной), в т.ч. по контракту, на воинских (специальных) должностях с присвоением воинских (специальных) званий. Так, в ст. 12 Федерального закона от 31 мая 1996 г. «Об обороне», с изменениями и дополнениями6, сказано, что личный состав Вооруженных сил РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных сил РФ. Ст. 14 Федерального закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ» от 25 декабря 1996 г., гласит: «Личный состав внутренних войск включает военнослужащих и гражданский персонал. Трудовые отношения гражданского персонала регулируются законодательством Российской Федерации о труде, законодательством Российской Федерации о государственной службе, а также законодательством субъектов Российской Федерации»7.

Таким образом, под гражданским персоналом Вооруженных сил Российской Федерации понимается личный состав Вооруженных сил Российской Федерации, комплектуемый как гражданами Российской Федерации, так и иностранными гражданами, заключившими трудовой договор о работе или о профессиональной служебной деятельности по определенным штатным расписанием должностям и специальностям в воинских частях Вооруженных сил Российской Федерации в целях обеспечения выполнения ими возложенных на них задач5. Главными признаками, которые позволяют отнести работника к гражданскому персоналу и, соответственно, личному составу Вооруженных сил и внутренних войск МВД Российской Федерации, являются нахождение его на утвержденных в установленном порядке должностях, наличие подписанного трудового договора (служебного контракта), получение заработной платы (денежного содержания) за счет средств федерального бюджета.

Независимо от того, какой именно орган, организация или учреждение соответствующего федерального органа исполнительной власти выступают в качестве работодателя по отношению к лицам гражданского персонала, можно выделить то общее, что характеризует правовое положение лиц, особенности условий труда которых мы рассматриваем.

Во-первых, указанные граждане не относятся к числу лиц, проходящих военную либо иную службу, в т.ч. по контракту, с присвоением воинских (специальных) званий на воинских (специальных) должностях в федеральных органах исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства.

Во-вторых, лица гражданского персонала имеют правовой статус работников, поскольку заключают трудовые договоры с соответствующими органами (организациями, учреждениями), выступающими по отношению к таким лицам в качестве работодателей.

Трудовой кодекс РФ в качестве отличительных признаков для регулирования возникающих у лиц гражданского персонала трудовых отношений не называет в ст. 349 такие, например, существенные условия заключаемых с этими лицами трудовых договоров, как должность, специальность, профессия или конкретная трудовая функция и т.д. В этой статье речь идет о некоторых особенностях регулирования отдельных условий труда работников, занятых в определенной сфере деятельности — в сфере обеспечения обороны и безопасности РФ. Установление таких особенностей в правовом регулировании труда лиц гражданского персонала обусловлено спецификой задач, выполняемых Вооруженными силами РФ и федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба9 .

Следовательно, правовой статус, имеющий общий характер и распространяющийся на всех граждан страны, получает нормативную конкретизацию применительно к отдельным категориям и группам граждан. На этой основе складываются специальные правовые статусы различных категорий граждан, в т.ч. гражданского персонала Вооруженных сил и внутренних войск МВД России.

Гражданский персонал Вооруженных сил Российской Федерации и внутренних войск МВД России внутри этой государственной военной организации обладает особым правовым статусом, который принципиально разнится с правовым статусом основной части ее личного состава — военнослужащих.

Гражданский персонал Вооруженных сил Российской Федерации состоит:

а) из федеральных государственных гражданских служащих — граждан Российской Федерации, взявших на себя обязательства по прохождению гражданской службы на должностях государственной гражданской службы в Вооруженных силах Российской Федерации. Названная служба в соответствии с Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. (ст. 2), наряду с военной и правоохранительной службами, является видом государственной службы в Российской Федерации и имеет общие с ними условия.

В Вооруженных силах Российской Федерации Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (с последующими изменениями) распространяется на гражданских служащих центральных органов военного управления Вооруженных сил Российской Федерации.

С учетом особого правового статуса лиц, занимающих должности государственной гражданской службы, особенности их труда на соответствующих должностях в Вооруженных силах Российской Федерации рассматриваться в настоящей статье не будут;

б) из лиц, занятых работой по трудовому договору. Подавляющее большинство гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации не относится к государственным гражданским служащим и занято трудовой деятельностью на основании трудового договора, заключаемого с воинской частью в соответствии с трудовым законодательством. Эта часть гражданского персонала неоднородна по своему составу и включает руководителей, специалистов, технических исполнителей и рабочих. Отдельными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, предусмотрены особенности труда гражданского персонала воинских частей по сравнению с работниками других организаций.

Гражданский персонал трудится не только на территории России, но и за границей при дислокации воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов вне пределов ее территории. Вопрос определения правового положения указанных граждан актуален не только в связи с ведомственным правовым регулированием труда гражданского персонала, направляемого на работу, например, в дипломатические представительства России либо в представительства федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации за границей (ст. 349 ТК РФ). Он приобрел особую значимость в настоящее время, когда расширяется военное присутствие России в странах постсоветского пространства. Данные объективные процессы вызывают необходимость применения в дислоцированных вне пределов России воинских частях труда гражданского персонала, комплектуемого из числа как граждан России, так и иностранных граждан (лиц без гражданства). Эти воинские части не относятся к представительствам Министерства обороны Российской Федерации или государственным учреждениям Российской Федерации по определению (ст.ст. 55 и 120 ГК РФ), что не позволяет распространить на их работников нормы гл. 53 ТК РФ.

Привлечение граждан Российской Федерации для работы вне места их постоянного жительства (в данном случае — за границей) в указанные воинские части соответствует положениям ст. 64 ТК РФ, гарантирующим каждому право на труд вне зависимости от места жительства. Исходя из общепризнанных принципов международного права, в процессе трудовой деятельности таких граждан в этих воинских частях они не выбывают из юрисдикции России, поскольку их правомерное нахождение на территории иностранного государства в составе воинского контингента определяется международным договором. На этом основании их трудовые отношения с воинской частью регулируются ТК РФ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 1994 г. № 1122 (объявлено приказами министра обороны Российской Федерации от 17 августа 2002 г. № 315 и от 14 октября 2003 г. № 363) гражданскому персоналу, работающему в воинских частях и военных организациях Вооруженных сил Российской Федерации, находящихся на арендуемом у Казахстана космодроме «Байконур» и в г. Ленинске, предусмотрены повышенная оплата труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и иные льготы.

Нормы трудового права России также распространяются на находящихся в плавании работников — членов экипажей судов обеспечения Военно-морского флота и при выполнении ими трудовых обязанностей на других военных кораблях, плавающих в открытом море под андреевским флагом.

Находящиеся за рубежом воинские части Вооруженных сил Российской Федерации вправе привлекать к работе граждан страны пребывания, если иное не установлено международными договорами России. Такими договорами должен решаться вопрос и о распространении на них действия национального или российского законодательства о труде.

Следует подчеркнуть, что национальное законодательство России постепенно выдвигает определенные требования к составлению международных договоров с обязательным отражением в них вопросов, касающихся социальной защиты своих граждан, в т.ч. в области трудовых отношений.

В отличие от военнослужащих, гражданский персонал в воинских частях выполняет, как правило, вспомогательные функции по обеспечению повседневной деятельности Вооруженных сил Российской Федерации, поддержанию их боеготовности и боеспособности. Указанный гражданский персонал занят работами по медицинскому и бытовому обслуживанию войск, их материально-техническому обеспечению, принимает участие в ремонтно-строительных, культурно-досуговой работах и других видах

обслуживающих работ. Для более полной характеристики выполняемых им функций следует учитывать, что гражданский персонал Вооруженных сил Российской Федерации прежде всего состоит из некомбатантов, которые в соответствии с международно-правовыми нормами определяются как лица хотя и принадлежащие к вооруженным силам, но сами непосредственно в боевых действиях не участвующие. В то же время при захвате неприятелем они, как и комбатанты, признаются военнопленными10.

Исключениями из общего правила поручения вышеназванным работникам вспомогательных функций могут быть случаи:

— временного замещения ими вакантных воинских должностей или привлечения их в некоторых воинских частях (по перечням должностей, утверждаемым в особом порядке) в состав боевых расчетов и команд для несения боевого дежурства. Перечень отдельных вакантных воинских должностей, которые на условиях срочного трудового договора могут замещаться гражданским персоналом до момента укомплектования их военнослужащими, утверждается министром обороны Российской Федерации. Такое замещение допускается по приказу командира воинской части только в тех случаях, когда не будет причинен ущерб боевой и мобилизационной подготовке войск, и при отсутствии в подчинении у гражданских специалистов военнослужащих. Причем одновременное совмещение гражданским персоналом служебных обязанностей по воинской должности и иных трудовых обязанностей запрещается. В настоящее время в Вооруженных силах Российской Федерации действует по этому поводу приказ министра обороны Российской Федерации «Об утверждении перечня воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных силах Российской Федерации, которые разрешается замещать гражданским персоналом» от 28 января 2004 г. № 20;

в) из лиц, проходящих альтернативную гражданскую службу. На работников, заключивших в порядке прохождения этой службы трудовой договор о работе в военных организациях Вооруженных сил Российской Федерации, распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными не только для этой службы, но и для труда гражданского персонала этих организаций. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2007 г. № 137 были утверждены перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы. Так, в Министерстве обороны Российской Федерации предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы в ФГУП «Северо-восточный региональный центр по ремонту и утилизации вооружения и военной техники», в ФГУП «28-й военный завод», в ФГУП «30-й, 82-й, 129-й судоремонтные заводы».

Таким образом, граждане, осуществляющие в период альтернативной гражданской службы трудовую деятельность в организациях Министерства обороны Российской Федерации, одновременно состоят в служебно-правовых, а также в трудовых отношениях и непосредственно связанных с ними отношениях (ст. 1 ТК РФ). Вместе с тем для правового положения работников, направленных на работу в порядке указанной службы, характерны различные правовые ограничения, не свойственные труду гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации. Так, они не вправе: расторгать трудовой договор по собственной инициативе (ст. 80 ТК РФ), занимать руководящие должности и работать по совместительству в сторонних организациях, принимать участие в мероприятиях, связанных с приостановлением деятельности организации, предпринимать иные действия и заниматься деятельностью, предусмотренной ст. 21 Федерального закона № 79-ФЗ. Некоторые установленные законом периоды нахождения этих граждан в трудовых отношениях (например, связанные с прогулом, арестом, произведенным в порядке уголовного либо административного наказания, появлением на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения и др.) могут не засчитываться в срок несения альтернативной гражданской службы. Особый порядок предусмотрен и для расторжения с указанными гражданами трудового договора.

Аналогично различению общего и специального правового статуса необходимо различать общие и специальные права и обязанности гражданина. Общие права и обязанности принадлежат в равной степени всем гражданам, вне зависимости от социальной, профессиональной и иной принадлежности. Таковы практически все конституционные права и обязанности — избирательное право, право на образование, обязанность платить законно установленные сборы, сохранять природную и окружающую среду и др.

Специальные права и обязанности — это особенные права и обязанности, отражающие специфику различных групп населения, дополняющие и развивающие общие права и обязанности и не противоречащие им11 . Соответственно, в структуру специального правового статуса входят специальные права, свободы, специальные обязанности и ответственность.

Установив структуру правового статуса, можно дать определение специальному правовому статусу гражданского персонала Вооруженных сил России. Специальный правовой статус гражданского персонала Вооруженные сил России — это его особое правовое положение в обществе и государстве, обусловленное системой (совокупностью) специальны1х прав, свобод, обязанностей и ответственности, установленной законами РФ и ведомственны1ми нормативными актами. По сравнению с общим правовым статусом специальный правовой статус гражданского персонала Вооруженных сил и внутренних войск МВД России включает в себя как ограничения, так и преимущества и льготы.

В Трудовом кодексе Российской Федерации от 30 декабря 2001 г., с изменениями и дополнениями12, как основном кодификационном акте по регулированию трудовых отношений в

России содержится целый раздел (XII), состоящий из 15 глав, посвященных особенностям регулирования труда отдельных категорий работников. Среди них названы самые разные группы работников, в т.ч. и такие, особенности правовой регламентации труда которых впервые нашли законодательное закрепление на уровне Кодекса.

Так, в Трудовом кодексе РФ впервые получили законодательное закрепление нормы об особенностях регулирования труда лиц, работающих по трудовому договору в организациях Вооруженных сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба. Имеются в виду положения гл. 55 «Особенности регулирования труда других категорий работников» Трудового кодекса РФ, в частности, ч. 1 ст. 349. В данной статье говорится об особенностях регулирования труда двух категорий работников:

1) работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба;

2) работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу.

Анализируя содержание ст. 349 Трудового кодекса РФ, можно видеть, что законодатель

ограничил круг лиц гражданского персонала определенной категорией граждан. В данной статье речь идет об особенностях регулирования труда тех граждан, которые работают по трудовому договору как в воинских частях Вооруженных сил РФ, так и в тех организациях и учреждениях, которые функционируют в сфере военной службы: военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба.

Вместе с тем, как показывает анализ соответствующих нормативных правовых актов, лица гражданского персонала могут работать по трудовому договору в иных органах, организациях и учреждениях в сфере обеспечения обороны и безопасности, правоохранительной деятельности государства, по защите прав и свобод человека и гражданина. Кроме того, особенности правового статуса лиц гражданского персонала не могут быть сведены только к установлению особых условий оплаты труда и предоставлению дополнительных льгот и преимуществ, как сказано в ч. 2 ст. 349 Трудового кодекса РФ.

Трудоправовая основа отношений по труду лиц гражданского персонала характеризуется сочетанием единства и дифференциации в регулировании некоторых условий труда таких лиц. Так, в отношении лиц гражданского персонала, как и остальных работников организаций бюджетной сферы, весьма актуальны вопросы о соблюдении общих норм трудового законодательства РФ по выплате им заработной платы в полном объеме и своевременно, о ликвидации задолженности и принятии мер к ее погашению13. В то же время в ст. 349 Трудового кодекса РФ говорится о распространении на этих работников трудового законодательства с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Таким образом, в данной статье речь идет об установлении особенностей регулирования труда таких категорий работников, которые работают по трудовому договору в определенной сфере деятельности, специфика которой требует при применении труда этих работников использовать в отдельных случаях не только общие, но и специальные нормы, свидетельствующие о дифференцированном подходе к регулированию трудовых отношений лиц гражданского персонала.

В этой связи, естественно, возникает вопрос о факторах дифференциации норм трудового законодательства, используемых при определении правового положения таких лиц. Можно было бы признать, что здесь имеет место отраслевая дифференциация, поскольку особенности в регулировании труда указанных лиц обусловлены спецификой определенной сферы деятельности, в которой применяется труд лиц гражданского персонала, т.е. определенной отрасли народного хозяйства, если следовать терминологии, использовавшейся в Общесоюзном классификаторе отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) от 1 января 1976 г. Однако постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД», согласованным с Минэкономразвития России, с 1 января 2003 г. на территории России отменен ОКОНХ и принят Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. В соответствии с данным документом сфера деятельности, в которой применяется труд лиц гражданского персонала, включена в раздел Ь «Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение».

Исходя из вышесказанного, более правильным, на наш взгляд, было бы считать, что при установлении особенностей правового статуса лиц гражданского персонала используется такой основной фактор дифференциации, как особенности регулирования их труда в определенном виде экономической деятельности. Данный фактор дифференциации является основным, или, иначе говоря, главным и определяющим фактором при установлении особенностей регулирования труда рассматриваемой нами категории работников. Вместе с тем нельзя забывать, что при установлении особенностей правового статуса лиц гражданского персонала наряду с таким фактором могут применяться и иные, самые разнообразные факторы дифференциации — как субъектной, так и по объективным основаниям, сложившиеся в настоящее время в современном трудовом праве России при регулировании труда различных категорий работников14.

Таким образом, учитывая численность лиц гражданского персонала Вооруженных сил России, других войск и воинских формирований, требование ст. 349 ТК РФ, а также многочисленные особенности их труда, установленные различными нормативными правовыми актами, назрела необходимость обобщить действующее законодательство по этому вопросу и принять Федеральный

закон (или постановление Правительства РФ), в котором бы нашли отражение особенности труда этой категории работников.

Список литературы

1. Братко, А. Г. Правовой статус физических лиц и организаций // Теория права и государства : учебник / под. ред. В. В. Лазарева. — М., 1997.

2. Витрук, Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе.

- М., 1979.

3. Голенко, Е. Н. Комплектование гражданским персоналом // Военное право : учебник / под. ред. В .Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. — М., 2004.

4. Ковалев, В. И. Правовой статус гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации / / Российский военно-правовой сборник. — 2004. — № 1, апрель.

5. Кууртяк, И. В. Правовой статус должностного лица в системе органов внутренних дел (административно-правовой аспект). — СПб.,1998.

6. Аизикова, И. И. Правовой статус работников правоохранительных органов (общетеоретический аспект) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 1997.

7. Аукашева, Е. А. Правовой статус человека и гражданина // Права человека : учебник для вузов / отв. ред. Е. А. Лукашева. — М., 1999.

8. О внутренних войсках МВД России: ФЗ от 7 мая 2002 года N 49-ФЗ / / Российская газета. — 2002. — 14 мая.

9. Приказ Минобороны России от 22 сентября 1998 г. № 429 «О мерах по улучшению взаимодействия с профсоюзами, объединяющими лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации» // Документ официально опубликован не был.

10. Сальников, С. П. Юридический статус сотрудников органов внутренних дел в условиях чрезвычайного правового режима (теоретико-правовой аспект) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — СПб., 2001.

11. СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750; 2000. № 1 (ч. I). Ст. 6; 2003. № 27 (ч. I). Ст. 2700; № 46 (ч. I). Ст. 4437; 2004. № 27. Ст. 2711; № 35. Ст. 3608.

12. СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 3 // Российская газета. — 2004. — 31 декабря.

13. Скачкова, Г. С. Расширение сферы действия трудового права и дифференциации его норм. — М., 2003.

14. Скачкова, Г. С. Регулирование труда лиц гражданского персонала федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2003.

15. Стремоухов, А. А. Основные права человека: сущность и содержание : сборник научных трудов Санкт-Петербургской академии права и бизнеса. — СПб., 2001.

Literature

1. About internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia: FZ from May, 7th, 2002 N 49-Federal Law / / Russian newspaper, from May, 14th, 2002.

2. Bratko, A. G. Legal status of physical persons and the organizations // The right and state theory. — Moscow, 1997.

3. Collection of the Legislation of the Russian Federation. 1996. № 23. St. 2750; 2000. № 1 (р. I). St. 6; 2003. № 27 (р. I). St. 2700; № 46 (р. I). St. 4437; 2004. № 27. St. 2711; № 35. St. 3608.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Collection of the Legislation of the Russian Federation. 2002. № 1 (р. I). St. 3; 2004. On December, 31 st.

5. Golenko, E. N. The civil personnel // Military law. — Moscow, 2004.

6. Kovalev V. I. Legal status of the civil personnel of Armed forces of the Russian Federation // Russian military-legal collection. — 2004. — № 1, April.

7. Kurtjak, I. V. Legal status of the official in system of law-enforcement bodies (it is administrative-legal aspect). — St.-Petersburg, 1998.

8. Lisikova, I. I. Legal status of workers of law enforcement bodies (general-theoretical aspect). — Moscow, 1997.

9. Lukashyova, E. A. Legal status of the person and the citizen // Human rights. — Moscow, 1999.

10. Order of the Minister of Defense of Russia from September, 22nd, 1998 № 429 «About measures on improvement of interaction with the trade unions, uniting persons of the civil personnel of Armed forces of the Russian Federation» // Document hasn't been officially published.

11. Salnikov, S. P. Legal status of employees of law-enforcement bodies in the conditions of an extreme legal regime (theory-legal aspect). — St.-Petersburg, 2001. P. 10.

12. Skachkova, G. S. Expansion of sphere of action of the labor law and differentiation of its norms.

— Moscow, 2003.

13. Skachkova, G. S. Regulation of work of persons of the civil personnel of federal enforcement authorities of the Russian Federation which is carrying out of a problem in the field of defense, law-enforcement activity and safety of the state. — Moscow, 2003.

14. Stremoukhov, A. A. The basic right of the person: essence and the maintenance // Collection of proceedings of St.-Petersburg academy of the right and business. — St.-Petersburg, 2001.

15. Vitruk, N. V. The basis of the theory of a legal status of the person in a socialist society — Moscow, 1979.

1 Лукашева E. А. Правовой статус человека и гражданина// Права человека: Учебн. для вузов / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М.,1999. С. 91.

2 Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979; Братко А. Г. Правовой статус физических лиц и организаций// Теория права и государства: Учебн./ Под. ред. В. В. Лазарева. М., 1997; Куртяк П. В. Правовой статус должностного лица в системе органов внутренних дел (административно — правовой аспект). СПб.,1998.

3 Братко А. Г. Указ. раб. С. 173; Лизикова П. П. Правовой статус работников правоохранительных органов (общетеоретический аспект): Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1997. С. 8.

4 Стремоухов А. А. Основные права человека: сущность и содержание// Сборник научных трудов Санкт — Петербургской академии права и бизнеса. СПб., 2001. С. 184-185.

5 Сальников С. П. Юридический статус сотрудников органов внутренних дел в условиях чрезвычайного правового режима (теоретико - правовой аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2001. С. 9.

6 СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750; 2000. № 1 (ч. I). Ст. 6; 2003. № 27 (ч. I). Ст. 2700; № 46 (ч. I). Ст. 4437; 2004. № 27. Ст. 2711; № 35. Ст. 3608.

7 О внутренних войсках МВД России: ФЗ от 7 мая 2002 года N 49-ФЗ. Рос. газ., от 14.мая 2002 г.

8 Голенко Е.Н. Комплектование гражданским персоналом // Военное право: Учебник / Под. ред. В.Г. Стрекозова, А.В. Кудашкина. М., 2004.

9 Скачкова Г.С. Регулирование труда лиц гражданского персонала федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2003. С. 9.

10 Ковалев В.П. «Правовой статус гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» /Российский военно-правовой сборник/ № 1, апрель 2004 г.

11 Витрук Н. В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 187 — 188.

12 СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 3; РГ. 2004. 31 декабря.

13 Приказ Минобороны России от 22 сентября 1998 г. № 429 «О мерах по улучшению взаимодействия с профсоюзами, объединяющими лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» / / Документ официально опубликован не был.

14 Скачкова Г.С. Расширение сферы действия трудового права и дифференциации его норм. М., 2003.

УДК 342.5

И.В. Тепляшин*, Г. Г. Фастович**

Эффективность механизма правового регулирования: анализ подходов

Статья посвящена категории «эффективность правового регулирования» в системе модернизации государственного механизма Российской Федерации. Рассматриваются подходы к определению эффективности правового регулирования. На основании анализа теоретических разработок отечественной юриспруденции и опыта правового регулирования в России сделан вывод о том, что эффективность механизма правового регулирования обуславливает укрепление правовой государственности и дальнейшее развитие институтов гражданского общества.

Ключевые слова: эффективность правового регулирования, правотворческая деятельность, государственный механизм, модернизация, критерии эффективности правового воздействия.

I.V. Teplyashin*, G.G. Fastovich**. Efficiency of legal regulation mechanism: analysis of approaches. The article is devoted to the category "efficiency of legal regulation" in the system of state mechanism modernization of the Russian Federation. Approaches to determination of legal regulation efficiency are studied. On the basis of analysis of theoretical developments of Russian law and experience of legal regulation in Russia a conclusion that the efficiency of legal regulation mechanism determines legal statehood strengthening and further development of civil society institutions is drawn.

Keywords: efficiency of legal regulation, lawmaking activities, state mechanism, modernization, criteria of legal influence efficiency.

Вопрос об укреплении государственности, централизации государства, усилении вертикали государственной власти в России стоит в настоящее время очень остро. Как отметил Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, «в XXI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя

* Тепляшин, И.В., кандидат юридических наук, доцент Юридического института ФГОУ ВПО КрасГАУ.

** Фастович, Г.Г., аспирант кафедры теории и истории государства и права Юридического института ФГОУ ВПО КрасГАУ.

* Teplyashin, I.V., сandldate of science in law, docent of Law institute of Federal state educational institution of higher professional education of Krasnoyarsk State agrarian university

** Fastovich, G.G., post-graduate student of the chair of theory and history of state and law of Law institute of Federal state educational institution of higher professional education of Krasnoyarsk State agrarian university. Статья поступила в редакцию 29 июля 2011 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.