УДК 351.862
А.И. Мазаник, Ю.Н. Малека, А.И. Пономарёв
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТОВ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ РЕШЕНИЯ В ИНТЕРЕСАХ МЧС
РОССИИ
В соответствии с Военной доктриной Российской Федерации одной из задач развития военной организации является совершенствование гражданской обороны, что предопределяет необходимость планирования и проведения комплекса мероприятий, направленных на защиту населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В обеспечении деятельности сил гражданской обороны существенную роль играют военные комиссариаты, в которых за последнее время произошли серьезные организационные и структурные преобразования, что, в свою очередь, привело к возникновению проблемных вопросов правового обеспечения их деятельности. В статье предлагаются некоторые направления совершенствования правового регулирования деятельности военных комиссариатов, способствующие обеспечению решения задач в области гражданской обороны.
Ключевые слова: силы гражданской обороны, чрезвычайная ситуация, военные комиссариаты; правовое обеспечение деятельности военных комиссариатов; нормативная правовая база деятельности военных комиссариатов.
A. Mazanik, J. Maleka, A. Ponomarev
PROBLEMATIC ISSUES OF LEGAL SUPPORT OF ACTIVITY OF MILITARY COMMISSARIATS AND CORE VECTORS OF THEIR SOLVING IN THE INTEREST OF
EMERCOM OF RUSSIA
In accordance with the Military doctrine of the Russian Federation one of the tasks of development of military organization is the enhancement of civil defense that predetermine the necessity to plan and carry on the complex of the events targeted to defend the population, material and cultural values against the threats that occurred within the hostilities or as the result of them as well as within the occurrence of natural or technogenic character. To ensure the activity of civil defense forces the meaningful role is played by the military commissariats that has been transformed seriously that has led to the occurrence of the problematic issues of legal support of their activity. Some vectors of enhancement of legal support of the activity of military commissariats that foster the ensuring the solving of the tasks in the sphere of civil defense are offered in this article.
Key words: civil defense forces, emergency, military commissariat, legal support of the activity of the military commissariats, set of laws of military commissariats' activity.
Военные комиссариаты создаются в субъектах Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной
подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, и т.д.
Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации, но выполняют задачи в интересах и других войск, и воинских формирований. Для реализации одного из основных направлений развития военной организации -совершенствования гражданской обороны Российской Федерации [1] - военные комиссариаты в интересах МЧС России решают следующие задачи [2]:
организация и ведение воинского учета, а также осуществление учета транспортных средств, предоставляемых МЧС России по соответствующим перечням, утверждаемым Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
осуществление приписки и предназначения мобилизационных ресурсов для доукомплектования спасательных воинских формирований МЧС России; организация вручения гражданам, пребывающим в запасе, и руководителям организаций, имеющих задание на предоставление транспортных средств, мобилизационных предписаний и сводных нарядов;
осуществление при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления призыва по мобилизации (направления для работы на должностях гражданского персонала) граждан, пребывающих в запасе, а также поставка транспортных средств в воинские части в сроки и объемах, которые установлены планами проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов;
организация обеспечения в период мобилизации и в военное время мобилизационных потребностей сил гражданской обороны за счет местных ресурсов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
организация при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления военного обучения граждан в период военного положения и в военное время;
организация при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления призыва на военную службу граждан, не пребывающих в запасе;
организация и проведение мероприятий по военно-профессиональной ориентации и профессиональному психологическому отбору граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет или призыву на военную службу, и граждан, поступающих в военные образовательные организации высшего образования, военные профессиональные образовательные организации;
организация работы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и профессиональных образовательных организациях;
организация предварительного отбора граждан, изъявивших желание поступить в военные образовательные организации высшего образования;
осуществление учета граждан, пребывающих в запасе, являющихся ветеранами боевых действий, принимавших участие в ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций;
участие в работе по розыску архивных документов, подтверждающих участие граждан, уволенных с военной службы, в боевых действиях, ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций;
осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Столь широкий и объемный перечень задач, решаемых военными комиссариатами в интересах МЧС России, требует соответствующего организационно-штатного, ресурсного, кадрового, правового и других видов обеспечения их деятельности. В то же время, за последние несколько лет в военных комиссариатах произошли серьезные организационные и структурные преобразования, основными из которых являются [3]:
существенное сокращение количества военных комиссариатов (по сравнению с 2000 годом их стало на 36% меньше);
военные комиссариаты муниципальных образований преобразованы в отделы военных комиссариатов субъектов РФ с лишением их статуса юридического лица;
все военные должности в военных комиссариатах, включая должность военного комиссара субъекта РФ, заменены на гражданские;
значительно сократилась численность сотрудников военных комиссариатов (по сравнению с 2000 годом их стало на 44% меньше) при сохранении объема решаемых задач.
Столь существенные организационные изменения предопределили необходимость переработки нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность военных комиссариатов. Целесообразность совершенствования правового обеспечения деятельности военных комиссариатов обусловлено следующими факторами:
1. Существуют «правовые пробелы» по следующим вопросам:
организации деятельности военного комиссара как юридического лица в отношениях со структурными подразделениями военного комиссариата;
разграничения полномочий, разделения ответственности, обязанностей и прав между военными комиссарами и руководителями структурных подразделений;
2. Не проработаны в полной мере правовые аспекты выполнения следующих задач: отбора кандидатов на должности в военные комиссариаты;
организации взаимодействия с государственными и муниципальными органами власти, учреждениями и организациями;
привлечения граждан для работы в составе аппарата усиления военных комиссариатов; финансового обеспечения военных комиссариатов и их материального снабжения; исполнения гражданами воинской обязанности;
исполнения организациями и гражданами военно-транспортной обязанности.
3. Имеются проблемы правового характера в вопросах применения Кодекса РФ об административных правонарушениях при осуществлении служебной деятельности военных комиссариатов.
4. Отсутствуют методические рекомендации по реализации основных положений трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, в частности, не определены правовые аспекты:
разрешения разногласий между военными комиссариатами и организациями, выполняющими задачи по оказанию услуг, во внесудебном и судебном порядке;
разграничения полномочий между должностными лицами военных комиссариатов в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений;
служебного расследования нарушений в сфере трудового законодательства; порядка и условий материальной ответственности сторон трудового договора; порядка возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;
разрешения трудовых споров между работодателями и сотрудниками военных комиссариатов, споров по вопросам пенсионного обеспечения во внесудебном и судебном порядке.
5. Не определены единые формы и порядок издания документов, регламентирующих трудовые отношения в военных комиссариатах.
6. Отсутствуют научно-обоснованные рекомендации по разработке положений о структурных подразделениях военных комиссариатов, определению их функций и разработке должностных регламентов сотрудников.
О необходимости решения перечисленных проблемных вопросов свидетельствуют результаты анализа судебной практики по вопросам, относящимся к компетенции военных комиссариатов, которые показывают, что количество исковых заявлений значительно возросло по сравнению с предыдущими годами [4].
Таким образом, проблемы правового обеспечения деятельности военных комиссариатов в современных условиях могут быть сформулированы в виде следующего противоречия:
с одной стороны, в военных комиссариатах проведены организационно-штатные мероприятия (заменены воинские должности на гражданские, снят со структурных подразделений военных комиссариатов статус юридического лица и другие);
с другой стороны, существовавшая до начала реформирования военных комиссариатов нормативная правовая база в настоящее время не обеспечивает выполнение задач с заданной эффективностью должностными лицами военных комиссариатов.
Для разрешения перечисленных проблемных вопросов возникла потребность в проведении комплексного научно-правового исследования, направленного на обобщение теоретических положений и разработку научно-обоснованных рекомендаций по правовому регулированию деятельности военных комиссариатов в России и зарубежных странах. В рамках данного исследования целесообразно рассмотреть следующие вопросы:
выявить тенденции становления и развития отечественного законодательства, регулирующего систему функционирования военных комиссариатов;
провести сравнительно-правовой анализ нормативного обеспечения функционирования военных комиссариатов в Российской Федерации и аналогичных структурах вооруженных сил зарубежных стран;
оценить факторы, регулирующие деятельность военных комиссариатов по выполнению возложенных на них задач, и уточнить задачи и функции военных комиссариатов, а также полномочия и ответственность их должностных лиц по решению вопросов, относящихся к компетенции территориальных органов в области гражданской обороны;
развить теоретическую базу системы функционирования военных комиссариатов (построение системы, обобщение принципов, разработка требований к системе, принципы и способы обеспечения функционирования, обоснование комплекса критериев и показателей эффективности функционирования системы);
обобщить (разработать) научно-методический аппарат для оценки эффективности деятельности военных комиссариатов в интересах МЧС России;
разработать предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регламентирующие функционирование военных комиссариатов в интересах сил гражданской обороны.
Совершенствование правового регулирования деятельности военных комиссариатов в интересах МЧС России должно осуществляться совместно с решением задач развития нормативной правовой базы, которые определены в «Основах единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года» [5] и предусматривают:
завершение создания системы нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов управления и сил гражданской обороны с учетом современных социально-экономических условий;
переработку нормативных правовых актов и методических документов, определяющих порядок перевода на условия военного времени и ведения гражданской обороны, с учетом требований законодательства в области мобилизации и мобилизационной подготовки в Российской Федерации;
совершенствование надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны, в том числе административную ответственность за невыполнение требований в области гражданской обороны.
Литература
1. Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации от 25.12.2014 N Пр-2976.
2. Положение о военных комиссариатах. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 года № 1609.
3. Пономарев А.И. Тенденции развития организационно-штатной структуры военных комиссариатов (научный доклад). Материалы международной научно-практической конференции. - Астана, АО ЦВСИ, 2013 г.
4. Мазаник А.И., Смирнов А.В. Система функционирования военных комиссариатов - задачи и принципы правового обеспечения их деятельности. Тематический научный сборник № 70 «Проблемные вопросы повседневной деятельности общевойсковых формирований и военных комиссариатов». - Москва, ВУНЦ СВ «ОВА ВС РФ», 2013 г.
5. Основы единой государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2020 года, утвержденные Президентов Российской Федерации от 03.09.2011 № Пр -2613.
Рецензент: Мухин В.И. Заслуженный деятель науки РФ, доктор военных наук, профессор.