ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
Научная статья УДК 342.565.2
аоЫ0.21685/2307-9525-2022-10-4-8
ЮРИДИЧЕСКОЕ РАВЕНСТВО ПОЛОВ В УСЛОВИЯХ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Павел Сергеевич Шалаев
Пензенский государственный университет, Пенза, Россия [email protected]
Аннотация. Актуальность и цели. В современных условиях женщина принимает участие в различных сферах профессиональной деятельности. Женщины активно поступают на государственную службу и составляют конкуренцию мужчинам. Военная служба как особый вид государственной службы предусматривает занятие воинских должностей гражданами женского пола, чем активно пользуются женщины. Одной из особенностей военной службы по контракту в Российской Федерации является различие в статусе военнослужащих мужского и женского пола. Данное разграничение может показаться дискриминацией по половому признаку. Но, прежде чем заявлять о дискриминации по отношению к военнослужащим женского пола, проходящим военную службу по контракту, необходимо разобраться в данном вопросе и понять, какие существуют ограничения прав женщин на военной службе и чем это обусловлено. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе анализа нормативно-правовых актов, определяющих статус военнослужащего. Методологический потенциал включает методы сравнительно-правового анализа. Результаты. Исследовано содержание правового статуса военнослужащего, особое внимание уделено правовому статусу военнослужащего по контракту женского пола, который обусловлен необходимостью защиты со стороны государства материнства и детства. Выводы. Правовой статус женщины, проходящей военную службу по контракту, является неоднородным в силу положения, занимаемого ей в определенный период времени, от чего зависит конкретный набор прав и обязанностей. Дискриминация между военнослужащими женского и мужского пола отсутствует, ограничения прав военнослужащих по контракту женского пола обусловлены защитой материнства и детства и компенсируются предоставлением дополнительных прав и социальных гарантий.
Ключевые слова: военнослужащий, дискриминация, права человека, статус военнослужащего, военная служба
Для цитирования: Шалаев П. С. Юридическое равенство полов в условиях прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». 2022. Т. 10, № 4. С. 70-79. ёоЫ0.21685/2307-9525-2022-10-4-8
© Шалаев П. С., 2022. Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 License. Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2022;10(4). http://esj.pnzgu.ru
PUBLIC LEGAL (STATE LEGAL) SCIENCES
Original article
LEGAL EQUALITY OF GENDERS IN THE CONDITIONS OF MILITARY SERVICE IN THE ARMED FORCES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Pavel S. Shalaev
Penza State University, Penza, Russia [email protected]
Abstract. Background. In modern conditions, a woman takes part in various types of professional activity. Women extensively enter the public service and compete with men. Military service, as a special type of public service, provides for holding military positions by female citizens, which is actively used by women. A distinctive feature of military service under contract in the Russian Federation is the difference in the status of male and female military personnel. This distinction may seem to be discrimination based on gender. However, before claiming discrimination against female military personnel undergoing military service under contract, it is necessary to understand this issue and understand what restrictions on the rights of women in military service exist and what rationale for this is. Materials and methods. The research tasks are implemented based on the analysis of regulatory legal acts defining the status of military personnel. Methodological potential includes methods of comparative legal analysis. Results. The content of the legal status of military personnel is investigated; special attention is paid to the legal status of female military personnel under contract, depending on the woman's fulfillment of the function of motherhood. Conclusions. The legal status of a woman undergoing military service under contract is heterogeneous, due to the position held by a woman in a specific period of time, which defines a specific set of rights and obligations. There is no discrimination between female and male military personnel, restrictions on the rights of female military personnel under contract are associated with the protection of motherhood and childhood and compensated by the provision of additional rights and social guarantees.
Keywords: military personnel, discrimination, human rights, status of military personnel, military service
For citation: Shalaev P.S. Legal equality of genders in the conditions of military service in the armed forces of the Russian Federation. Elektronnyy nauchnyy zhurnal "Nauka. Obshchestvo. Gosudarstvo" = Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2022;10(4):70-79. (In Russ.). doi:10.21685/2307-9525-2022-10-4-8
Равенство мужчин и женщин - это социально-правовое явление, характеризующее существующие общественные отношения и отражающее степень одинакового значения субъектов для общества и государства, наличие у граждан равных прав, свобод и обязанностей, а также возможностей для их реализации вне зависимости от признака пола [1, с. 43].
Ученые-юристы отмечают, что на сегодняшний день в правовой доктрине представлены две базовые модели равенства - формального равенства и равенства содержательного. Концепция формального равенства исходит из необходимости равного обращения с равными субъектами. В свою очередь, концепция содержательного равенства сфокусирована на обеспечении равенства результатов [2, с. 75].
В энциклопедическом словаре под дискриминацией в области трудовых отношений понимается система прямого или косвенного ограничения возможностей приема на работу, недопущения к определенным должностям и более квалифицированным профессиям, понижение размера заработной платы и ухудшение других условий труда на основании расовых
© Shalaev P.S., 2022. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License. Electronic scientific journal "Science. Society. State". 2022;10(4). http://esj.pnzgu.ru
или национальных признаков, а также по признакам пола, возраста, языка, религии, политических и иных убеждений [3].
На международном и национальном уровне права женщин устанавливаются и обеспечиваются, однако остаются проблемы, связанные с гендерной дискриминацией [4]. Конституция Российской Федерации устанавливает, что дискриминация по половому признаку в России запрещена, у всех есть равные возможности в трудоустройстве, труд свободен1.
Ядром всех проблем, связанных с правами женщин во всем мире, так или иначе выступает недостаточность одной нормативно-правовой базы для устранения всех форм дискриминации женщин, «перекоса» существующих отношений в пользу мужчин, т.е. гендерная асимметрия [5, с. 5].
В 2018 г. в Государственной Думе Российской Федерации рассматривался проект Федерального закона «О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации»2. Указанный законопроект не прошел согласование, в соответствии с заключением комиссии в данном законе нет необходимости в силу того, что он не привносит ничего нового, а внимание проблеме укрепления профессионального статуса женщины и вопросам охраны материнства и детства уделено на уровне Правительства Российской Федерации в соответствии с утвержденной «Национальной стратегией действий в интересах женщин на 2017-2022 годы»3.
В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» на военную службу призываются только граждане мужского пола. Гражданам женского пола предоставляется право на прохождение военной службы по контракту в добровольном порядке [6, с. 21]. Данное право выражается в возможности заключения контракта о прохождении военной службы с гражданами женского пола.
Законодательство Российской Федерации предполагает занятие гражданами женского пола воинских должностей4. Воинские должности комплектуются гражданами женского пола в соответствии с утвержденным руководителем органа федеральной исполнительной власти перечнем5. Например, для Министерства обороны Российской Федерации данный перечень является секретным, к нему имеют доступ только должностные лица с оформленным допуском к работе со сведениями, составляющими государственную тайну. Наличие вакантной воинской должности в соответствии с перечнем позволяет гражданам женского пола начать проходить отбор на военную службу по контракту6.
По мнению некоторых ученых, существование указанных перечней создает искусственные ограничения в выборе женщинами места военной службы и воинской должности
[7, с. 29].
Д. Е. Зайкова полагает, что практически все законодательство Российской Федерации, регулирующее порядок прохождения военной службы и правовой статус военнослужащих, не отражает специфику прохождения военной службы военнослужащими женского пола [8, с. 22]. Можно не согласиться с данной позицией, так как их статус раскрывается в иных нормативно-
1 Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Правовой сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 10.11.2022).
2 О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации, законопроект № 284965-3 // СОЗД ГАС : сайт. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/284965-3 (дата обращения: 15.11.2022).
3 Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы : распоряжение Правительства РФ от 8 марта 2017 г. № 410-р // Правовой сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_213740/647900e93e6b68b5770bca253de3c639d8719f8f/ (дата обращения: 10.11.2022).
4 О воинской обязанности и военной службе : федер. закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
5 Об утверждении Руководства по комплектованию Вооружeнных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами : приказ Минобороны РФ от 16 января 2001 г. № 30// Правовой сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_30648/ (дата обращения: 10.11.2022).
6 Вопросы прохождения военной службы (вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы») : указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 // Правовой сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_24400/ (дата обращения: 10.11.2022).
правовых актах, дополнительные права беременным женщинам-военнослужащим могут предоставляться ведомственными нормативными актами, что мы рассмотрим на примере Вооруженных Сил Российской Федерации.
Данное ограничение, безусловно, ставит граждан женского пола в неравное положение с мужчинами в вопросе занятия воинских должностей [9, с. 13]. В целях комплектования воинских должностей Вооруженных Сил Российской Федерации приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 октября 2016 г. № 633 установлены требования к уровню образования для граждан, поступающих на конкретные воинские должности. Военнослужащие мужского пола имеют право занимать воинские должности без ограничений. Женщина не может занимать многие воинские должности в Вооруженных Силах Российской Федерации. По мнению некоторых ученых, это проявляется в том, что женщин не допускают к большинству работ, вытесняя на менее престижные рабочие места [10, с. 50].
В основе указанных ограничений, связанных с конкретным перечнем воинских должностей для граждан женского пола, лежит забота государства о здоровье матери и ребенка. Охрана материнства и детства является одним из ключевых приоритетов государства. Несмотря на то, что на военнослужащих не распространяются нормы трудового законодательства, конкретные положения трудового права, охраняющие материнство и детство, применяются в отношении военнослужащих женского пола [11, с. 43]. Это обусловлено тем, что на применение норм трудового права в отношении женщин есть указание в п. 9 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих»: «Военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства»1.
Биологическая функция женщины ставится в приоритет, что предполагает особую защиту материнства. В контексте теории социальной идентичности военнослужащие женского пола рассматриваются как специфическая военно-профессиональная группа, имеющая особенные образовательные, психологические и физиологические признаки [12]. Указанные нормы права регулируют интенсивность нагрузки, количество часов работы, обеспечивают гарантии в рамках сохранения воинской должности на период вынашивания и воспитания ребенка. По указанному вопросу Конституционный Суд Российской Федерации в одном из своих постановлений дал следующую оценку: «По смыслу приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации дифференциация гарантий в рамках осуществления государственной защиты семьи, материнства и детства должна быть основана на объективных критериях. Критерии же (признаки), лежащие в основе установления специальных норм, должны, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 июня 2004 г. № 11-П, определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены»2.
Ограничения в отношении женщин в вопросе заключения контракта о прохождении военной службы на определенных воинских должностях компенсируются рядом дополнительных прав и свобод, которые не предоставляются мужчинам, проходящим военную службу по контракту. Ряд прав обусловлен физиологическими особенностями женщин в период беременности, родов и кормления ребенка. Но некоторые права, распространяемые на военнослужащих женского пола, могли бы быть применены и к военнослужащим мужского пола.
Указанная проблема связана с предоставлением женщинам-военнослужащим отпуска по уходу за ребенком, который не предоставляется мужчинам. Данная проблема была
1 О статусе военнослужащих : федер. закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ // Правовой сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18853/ (дата обращения: 10.11.2022).
2 По делу о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Л. А. Пугиевой : постановление Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2012 г. № 31-П // Правовой сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138979/ (дата обращения: 10.11.2022).
ISSN2307-9525 (Online)
рассмотрена на уровне Конституционного Суда РФ, а впоследствии и на уровне Европейского Суда по правам человека1.
Как показала практика применения нормы права по предоставлению отпуска по уходу за ребенком в отношении военнослужащих мужского пола, данный отпуск им не предоставляется по причине отсутствия прямого указания на применение данной нормы в отношении мужчин. Несмотря на то, что Европейский Суд по правам человека признал данную норму противоречащей нормам права и порождающей дискриминацию в отношении мужчин, Конституционный Суд РФ не посчитал данную норму дискриминационной, так как в указанной ситуации мужчина может воспользоваться своим правом на дополнительный отпуск по семейным обстоятельствам до трех месяцев с последующим увольнением с военной службы по семейным обстоятельствам2.
Право на отпуск военнослужащий по контракту мужского пола реализует на основании п. 7 ст. 32 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237, в случае если он воспитывает одного или нескольких детей в возрасте до 14 лет. Даже если ребенку будет менее трех лет, военнослужащий не сможет воспользоваться правом реализации отпуска по уходу за ребенком. Данной нормой устанавливается два различных права отдельно для мужчин и для женщин.
Предоставив право на отпуск по уходу за ребенком в порядке исключения только военнослужащим женского пола, законодатель исходил, во-первых, из весьма ограниченного участия граждан женского пола в осуществлении военной службы, а во-вторых, из особой, связанной с материнством социальной роли женщины в обществе, что согласуется с положением ст. 38 (ч. 1) Конституции Российской Федерации.
Стоит отметить тот факт, что взгляд на половую дискриминацию в европейских государствах и в Российской Федерации разный, это проявляется в законодательстве стран. Нормы многих зарубежных стран запрещают оглашать половые критерии в объявлениях [13, с. 249]. Так, нормы Бельгийского законодательства воспрещают при подаче объявления на работу указывать ссылки на пол работника. Нормы французского законодательства указывают, что лицо, которое отказало при приеме на работу по причинам пола человека, национальности и т.д., подлежит тюремному заключению от двух месяцев до одного года (может быть заменено штрафом)3. Согласно ст. 611 Гражданского уложения Германии работодателям запрещено сообщать о вакансиях только для мужчин или только для женщин4. Эстонский закон о ген-дерном равноправии запрещает в публикуемой рекламе вакансий указывать ссылку на пол работника5.
Военная служба является особой областью профессиональной деятельности, что предполагает иные критерии оценки в вопросах дискриминации граждан по половому признаку. Это обусловлено спецификой военной службы, характером выполняемых военнослужащими задач по обеспечению обороноспособности и безопасности государства [14, с. 31].
1 Дело «Константин Маркин (Konstantin Markin) против Российской Федерации» (жалоба № 30078/06) : постановление Европейского суда по правам человека от 22 марта 2012 г. // Правовой сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ARB&n=283631#pAZJIOTbB4qnY6u4 (дата обращения: 10.11.2022).
2 Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Маркина Константина Александровича на нарушение его конституционных прав положениями статей 13 и 15 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», статей 10 и 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», статьи 32 Положения о порядке прохождения военной службы и пунктов 35 и 44 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей : определение Конституционного Суда РФ от 15 января 2009 г. № 187-О-О // Правовой сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87365/ (дата обращения: 10.11.2022).
3 О гендерном равноправии в Эстонии : закон от 1 мая 2004 г. URL: https://www.juristaitab.ee/sites/ www.juristaitab.ee/files/elfinder/ru-seadused/ЗАКОН%20О%20ГЕНДЕРНОМ%20РАВНОПРАВИИ_01.01.16.pdf. (дата обращения: 12.11.2022).
4 Германия. Законы и постановления. Гражданское уложение Германской империи : пер. с нем. СПб. : Тип. Правительствующего сената, 1898. 505 с.
5 О гендерном равноправии в Эстонии : закон от 1 мая 2004 г. URL: https://www.juristaitab.ee/sites/ www.juristaitab.ee/files/elfinder/ru-seadused/ЗАКОН%20О%20ГЕНДЕРНОМ%20РАВНОПРАВИИ_01.01.16.pdf. (дата обращения: 12.11.2022).
Но это не отменяет того факта, что женщины, а в некоторых вопросах и мужчины, продолжают ощущать на себе дискриминационное воздействие. Если обратиться к опросам, проведенным в одной из войсковых частей, то мы увидим, что женщины-военнослужащие чаще, чем мужчины, испытывает на себе дискриминационное воздействие [15]. Это связано с уже установленным федеральным законом разграничением в отношении женщин, изъявивших желание к прохождению военной службы.
Граждане женского пола являются невыгодными работниками в связи с тем, что женщина может быть отстранена от исполнения обязанностей военной службы в связи с беременностью на неопределенное время. Ограничения профессиональной мобильности женщины связывают в первую очередь с тендерными стереотипами [16, с. 35]. Это обусловливает низкую заинтересованность работодателя в приеме на работу лица, которое обладает расширенным набором социальных льгот [17, с. 52]. Командиру войсковой части невыгодно комплектовать воинские должности гражданами женского пола, учитывая необходимость в поддержании боевой готовности войсковой части.
Иными словами, говорить о дискриминации по половому признаку в вопросах прохождения военной службы по контракту не приходится в силу ряда оснований: во-первых, по причине наличия иных компенсационных льгот, а во-вторых, из-за заботы государства о гражданах женского пола, которая обусловлена физиологическими особенностями.
Структурируем отличия в статусе военнослужащих женского пола от статуса военнослужащих мужского пола. Исходя из предоставляемых военнослужащим женского пола прав и социальных гарантий, выделим несколько групп женщин по критерию объема предоставляемых им прав:
- женщина при отсутствии беременности и детей;
- беременная женщина;
- женщина, находящаяся в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет;
- женщина, воспитывающая ребенка до трех лет;
- одинокая женщина, воспитывающая ребенка до 14 лет, ребенка-инвалида - до 18 лет.
Женщинам как военнослужащим предоставляется ограниченное количество преимуществ по сравнению с мужчинами, что обусловлено в первую очередь ее анатомо-физио-логическими особенностями. С учетом данных особенностей для женщин необходимо создавать более щадящие условия прохождения военной службы [18, с. 137], и заключаются они в следующем:
- облегченные нормативы по уровню физической подготовленности1;
- ограничение участия в работах с вредными и опасными условиями труда2;
- запрет на привлечение к работам, связанным с тяжелым физическим трудом, перемещением тяжестей, превышающих предельно допустимые нормы ;
- установление предельного возраста прохождения военной службы в 45 лет4;
- запрет на применение огнестрельного оружия в отношении женщин5;
- запрет применять дисциплинарный арест1.
1 Об утверждении Наставления по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации : приказ Министра обороны РФ от 21 апреля 2009 г. № 200 // Правовой сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89871/ (дата обращения: 12.11.2022).
2 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Правовой сервер Консультант-Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 12.11.2022).
3 Об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную : приказ Минтруда России от 14 сентября 2021 г. № 629н // Правовой сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_401226/ (дата обращения: 12.11.2022).
4 О воинской обязанности и военной службе : федер. закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ // Правовой сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/ (дата обращения: 12.11.2022).
5 Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации : указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 // Правовой сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_72806/ (дата обращения: 12.11.2022).
Женщинам, как и мужчинам, проходящим военную службу по контракту, предоставляются равные права в области жилищного, денежного, пенсионного обеспечения и в отношении иных социальных гарантий.
С учетом анатомо-физиологических особенностей женского организма женщины могут участвовать во всех видах учебно-боевой подготовки войск [19, с. 2]. В Вооруженных Силах Российской Федерации они наравне с мужчинами принимают участие:
- в учебных стрельбах;
- сдаче нормативов по физической подготовленности;
- полевых выходах;
- сдаче нормативов на присвоение классной квалификации;
- несении службы в суточных нарядах и составе дежурных смен.
Статус женщины, проходящей военную службу по контракту, зависит от охраны государством материнства и детства. Соответственно, дополнительные права, предоставляемые женщине в данный период, направлены на охрану ее здоровья как матери, а также здоровья ребенка. Выделим основные права женщин-военнослужащих, связанные с охраной материнства и детства, предоставляемые в различные периоды:
- право на отпуск по беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет2;
- право на отпуск по уходу за ребенком до трех лет3;
- назначение на воинские должности с более легкими условиями службы4;
- режим рабочего времени в неделю не более 36 ч5;
- запрет на привлечение в ночные смены без согласия женщины6;
- освобождение от нарядов, строевой и физической подготовки, службы в сверхурочное время, в выходные и праздничные дни, от тяжелых работ, работ в спецсооружениях, работе с радиоактивными веществами, источниками ионизирующего излучения, компонентами ракетного топлива, источниками электромагнитных полей и лазерного излучения, микроорганизмами I и II групп патогенности7;
- право на отказ от ношения военной формы одежды на весь период беременности8;
- продолжение военной службы в случае расформирования воинской части путем зачисления в распоряжение;
- досрочное расторжение контракта о прохождении военной службы с беременными военнослужащими женского пола, военнослужащими женского пола, имеющими детей в возрасте до трех лет, а также имеющими детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одинокими матерями, имеющими детей в возрасте до 14 лет), допускается только по предусмотренным подп. а, в-ж п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»9;
- направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни только с письменного согласия.
Исходя из полученных фактов в ходе проведенного исследования, можно сделать вывод, что защита материнства и детства преобладает над воинской обязанностью. Данный факт
1 О статусе военнослужащих : федер. закон РФ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ // Правовой сервер Консультант-Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18853/ (дата обращения: 12.11.2022).
2 Вопросы прохождения военной службы (вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы») : указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 237 // Правовой сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_24400/ (дата обращения: 12.11.2022).
3 Там же.
4 Там же.
5 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Правовой сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 12.11.2022).
6 Там же.
7 Руководство по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, утвержденное приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 25 ноября 2016 г. № 999дсп // CYberPedia.su : информационный ресурс. URL: https://cyberpedia.su/17x14488.html (дата обращения: 13.11.2022).
8 Там же.
9 О воинской обязанности и военной службе : федер. закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ // Правовой сервер КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/ (дата обращения: 12.11.2022).
ISSN2307-9525 (Online)
обязывает законодателя установить требования к охране здоровья женщины, находящейся в состоянии беременности и ухода за ребенком. Законодатель предусмотрел необходимые механизмы по защите прав женщины, проходящей военную службу по контракту, поэтому нельзя говорить о ее низком правовом статусе.
Нам удалось выяснить, что статус женщин-военнослужащих неоднороден и зависит от состояния материнства. Правовой статус женщины равен статусу мужчины, проходящего военную службу по контракту, в вопросах предоставления прав и социальных гарантий, не обусловленных материнством и детством. На законодательном уровне предусмотрены одинаковые социальные гарантии в области жилищного, пенсионного, денежного обеспечения.
В свете специфики военной службы расширение правового статуса военнослужащих возможно с учетом поддержания обороноспособности государства, за счет слаженной и бесперебойной работы Вооруженных Сил и иных органов федеральной исполнительной власти, в которых предусмотрено прохождение военной службы по контракту.
Список литературы
1. Анисимова Л. В. Соблюдение прав женщин в единстве с правами и основными свободами // Омбудсмен. 2013. № 1. С. 42-47.
2. Подоплелова О. Г. Гендерные стереотипы в конституционном праве России: ловушка «особого отношения»? // Сравнительное конституционное обозрение. 2018. № 3. С. 73-91.
3. Трудовое право : энциклопедический словарь / редкол.: Денисов А. И. [и др.]. М. : Сов. энциклопедия, 1963. 579 с.
4. Брюхина Е. Р., Третьякова Е. С. Права женщин в контексте универсальных, региональных и национальных (российских) стандартов и механизмов защиты прав человека // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2021. № 53. С. 516-539. ^10.17072/1995-4190-2021-53-516-539
5. Каширкина А. А., Морозов А. Н. Права женщин в современном обществе: результат генезиса или объективная необходимость? // Женщина в российском обществе. 2020. № 1. С. 3-16.
6. Согияйнен А. А., Нахабина М. Н. Особенности военно-врачебной экспертизы и медицинского обеспечения военнослужащих женского пола в Вооруженных Силах Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2016. № 3 (225). С. 20-24.
7. Рыбка Л. П. Дискреция в сфере регулирования прохождения военной службы военнослужащими женского пола // Право в Вооруженных Силах. 2007. № 8. С. 29-31.
8. Зайков Д. Е. Современные проблемы реализации принципа равенства мужчин и женщин при прохождении военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2007. № 1. С. 21-24.
9. Рыбка Л. П. Механизм правового обеспечения и реализации равного доступа женщин к военной службе // Бизнес в законе. 2009. № 5. С. 13-17.
10. Иванов С. Ю., Иванов А. С. Некоторые вопросы трудовой дискриминации женщин в России // Труд и социальные отношения. 2013. Т. 24, № 9. С. 50-59.
11. Арзамасцев Н. И. Особенности конституционно-правового статуса военнослужащих-женщин // Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 1. С. 40-45.
12. Гербач Ж. В. Гендерный аспект профессиональной социализации военнослужащих женщин Вооруженных Сил Российской Федерации : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04. Ростов н/Д., 2004. 198 с.
13. Яценко А. О., Минаева Э. Ф. Причины дискриминации мигрантов и женщин в социально-трудовой сфере // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2018. Т. 4 (70), № 3. С. 248-252.
14. Борисенко В. М. Судебная защита прав военнослужащих. Теоретико-правовой и практический анализ. СПб. : Юрид. центр Пресс, 2002. 290 с.
15. Гербач Ж. В. Институализация военнослужащих женского пола в современной российской армии // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. № 1. С. 179-183.
16. Гербач Ж. В. Женщина в Армии: формирование и трансформация гендерной структуры российской армии. Ростов н/Д. : Изд-во РВИ РВ, 2010. 199 с.
17. Сыченко Е. В. Проблема дискриминации женщин в трудовых отношениях // Журнал правовых и экономических исследований. 2012. № 1. С. 51-55.
18. Цуциев С. А. К вопросу о профессиональной самореализации лиц женского пола в Вооруженных Силах Российской Федерации // Военное право. 2022. № 1 (71). С. 136-147.
19. Гигиенические аспекты проблемы военной службы женщин в Вооруженных Силах России / Е. Ф. Кира, В. Ф. Беженарь, Ю. В. Лизунов [и др.] // Журнал акушерства и женских болезней. 1999. № 4. С. 42-45.
References
1. Anisimova L.V. Observance of Women's Rights in Unity with Human Rights and Fundamental Freedoms. Ombudsmen = Ombudsperson. 2013;(1):42-47. (In Russ.)
2. Podoplelova O.G. Gender Stereotypes in Constitutional Law of Russia: A Trap of "Special Treatment"? Sravnitelnoe konstitutsionnoe obozrenie = Comparative Constitutional Review. 2018;(3):73-91. (In Russ.)
3. Denisov A.I. et al. (ed. collab.) Trudovoe pravo: entsiklopedicheskiy slovar = Labor Law: Encyclopedic Dictionary. Moscow: Sov. entsiklopediya, 1963:579. (In Russ.)
4. Bryukhina E.R., Tretyakova E.S. Women's Rights in the Context of Universal, Regional and National (Russian) Standards and Mechanisms for the Protection of Human Rights. Vestnik Permskogo univer-siteta. Yuridicheskie nauki = Bulletin of Perm University. Legal Sciences. 2021;(53):516-539. (In Russ.). doi:10.17072/1995-4190-2021-53-516-539
5. Kashirkina A.A., Morozov A.N. Women's Rights in Modern Society: Result of Genesis or Objective Necessity? Zhenshchina v rossiyskom obshchestve = Woman in Russian Society. 2020;(1):3-16. (In Russ.)
6. Sogiyaynen A.A., Nakhabina M.N. Features of Military Medical Examination and Medical Support of Female Military Personnel in the Armed Forces of the Russian Federation. Pravo v Vooruzhennykh Silakh - Voenno-pravovoe obozrenie = Law in the Armed Forces - Military Legal Review. 2016;(3):20-24. (In Russ.)
7. Rybka L.P. Discretion in the Sphere of Regulating Military Service Done by Female Military Personnel. Pravo v Vooruzhennykh Silakh = Law in the Armed Forces. 2007;(8):29-31. (In Russ.)
8. Zaykov D.E. Modern Problems of Implementing the Principle of Equality of Men and Women during Military Service. Pravo v Vooruzhennykh Silakh = Law in the Armed Forces. 2007;(1):21-24. (In Russ.)
9. Rybka L.P. Mechanism of Legal Support and Implementation of Women's Equal Access to Military Service. Biznes v zakone = Business in Law. 2009;(5):13-17. (In Russ.)
10. Ivanov S.Yu., Ivanov A.S. Some Issues of Labor Discrimination against Women in Russia. Trud i sotsialnye otnosheniya = Labor and Social Relations. 2013;24(9):50-59. (In Russ.)
11. Arzamastsev N.I. Features of the Constitutional and Legal Status of Female Military Personnel. Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry = Education. Science. Scientific Staff. 2020;(1):40-45. (In Russ.)
12. Gerbach Zh.V. Gender Aspect of Professional Socialization of Female Military Personnel in the Armed Forces of the Russian Federation. PhD dissertation. Rostov-on-Don, 2004:198. (In Russ.)
13. Yatsenko A.O., Minaeva E.F. Causes of Discrimination against Migrants and Women in the Social and Labor Sphere. Uchenye zapiski Krymskogo federalnogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Yuridicheskie nauki = Proceedings of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Legal Sciences. 2018;4(3):248-252. (In Russ.)
14. Borisenko V.M. Sudebnaya zashchita prav voennosluzhashchikh. Teoretiko-pravovoy i prak-ticheskiy analiz = Judicial Protection of the Rights of Military Personnel. Theoretical-Legal and Practical Analysis. Saint Petersburg: Yurid. tsentr Press, 2002:290. (In Russ.)
15. Gerbach Zh.V. Institutionalization of Female Military Personnel in the Modern Russian Army. Gosudarstvennoe i munitsipalnoe upravlenie. Uchenye zapiski = State and Local Administration. Scientific Notes. 2018;(1):179-183. (In Russ.)
16. Gerbach Zh.V. Zhenshchina v Armii: formirovanie i transformatsiya gendernoy struktury ros-siyskoy armii = Woman in the Army: Formation and Transformation of the Gender Structure of the Russian Army. Rostov-on-Don: Izd-vo RVI RV, 2010:199. (In Russ.)
17. Sychenko E.V. Problem of Discrimination against Women in Labor Relations. Zhurnal pravovykh i ekonomicheskikh issledovaniy = Journal of Legal and Economic Studies. 2012;(1):51-55. (In Russ.)
18. Tsutsiev S.A. On Professional Self-Realization of Females in the Armed Forces of the Russian Federation. Voennoe parvo = Military Law. 2022;(1):136-147. (In Russ.)
19. Kira E.F., Bezhenar V.F., Lizunov Yu.V. et al. Hygienic Aspects in the Problem of Military Service of Women in the Russian Armed Forces. Zhurnal akusherstva i zhenskikh bolezney = Journal of Obstetrics and Women's Diseases. 1999;(4):42-45. (In Russ.)
Информация об авторе / Information about the author
П. С. Шалаев - аспирант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40.
P.S. Shalaev - Postgraduate student, Penza State University, 40 Krasnaya street, Penza, 440026.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов / The author declares no conflict of interests
Поступила в редакцию / Received 16.11.2022
Поступила после рецензирования и доработки / Revised 23.11.2022 Принята к публикации / Accepted 30.11.2022