УДК 316.4
ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ЖЕНСКОГО ПОЛА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ АРМИИ
Гербач доктор социологических наук, профессор отдела специальной
Жанетта деятельности учебного военного центра,
Валентиновна Южный федеральный университет
(344006, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 105/42). E-mail: [email protected]
Аннотация
Статья посвящена исследованию специфики институализации военнослужащих-женщин в современной российской армии. Данная проблема рассмотрена через призму такой категории, как «военно-профессиональный статус военнослужащих женского пола», который определяется следующими аспектами: маскулинномаркированной профессиональной средой; социально-правовым и кадровым обеспечением военно-профессиональной деятельности женщин; отражением в обыденном сознании современного общества образа женщины как военного профессионала; осознанием военнослужащей женщины себя в профессии в качестве субъекта воинской деятельности. Итогом работы стало выявление специфики институализации военнослужащих-женщин в современной российской армии, которая обусловлена рядом противоречий, определяющих «потолок» и перспективность их профессиональной карьеры.
Ключевые слова: российская армия, институализация, военно-профессиональный статус, военнослужащие женского пола.
Во все времена воинская деятельность женщин была тесно связана с их общественным статусом, а также пониманием их роли в функционировании социальных институтов. С точки зрения социальных норм военная деятельность всегда считалась маскулинномаркированой профессиональной средой. В этой связи рассмотрим проблему институализации военнослужащих женщин через призму таких категорий, как «статус», «социальный статус» и «военно-профессиональный статус». Статус является характеристикой социальной стратификации общества и означает место субъектов деятельности в системе общественных отношений. Социальный статус будет нами пониматься как положение индивида или группы людей в социальной системе по отношению к другим индивидам или группам. Он определяется особенностями трудовой деятельности, заслугами индивида или социальной группы перед обществом, характером общественно-полезного труда. При этом на социальный статус группы влияет степень ее востребованности обществом в конкретной общественно-политической и социально-экономической ситуации [1].
Военно-профессиональный статус военнослужащих женского пола ВС РФ определён пакетом федеральных законов и соответствующими приказами по силовым ведомствами. Кроме того, на них распространяются и общечеловеческие права в соответствии с международными нормативно-правовыми актами, ратифицированными Россией [2-7]. Специфика профессиональной деятельности военнослужащих-женщин как объекта социально-правовой работы проявляется в следующем:
- женщины могут приниматься на военную службу только на те должности, которые в соответствии с приказом МО РФ подлежат замещению именно военнослужа-щими-женщинами[7];
- не допускается привлечение военнослужащих женского пола к работам и дежурствам в ночное время (если это не определено их функциональными обязанностями, например, на узлах связи, в военных госпиталях и т.д.), участию в мероприятиях, проводимых без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного
времени, работам в выходные дни и направление в командировки беременных военнослужащих-женщин. а так же женщин, имеющих детей до трех лет[3];
- беременные военнослужащие женского пола, имеющие детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов до 16 лет), не могут привлекаться к мероприятиям, проводимым без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, или направляться в командировки без их согласия [3];
- беременные военнослужащие женского пола в соответствии с медицинским заключением (беременность более 12 недель) не привлекаются к исполнению служебных обязанностей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов военно-профессиональной среды;
- военнослужащим женского пола предоставляют отпуск по беременности и родам, а , а также отпуск по уходу за ребенком в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. При этом на них распространяются дополнительные льготы, гарантии и компенсации, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами [6].
Выбор профессии в рамках воинской среды для женщины отражает закрепленное в Конституции Российской Федерации право личностной и профессиональной самореализации граждан независимо от половой принадлежности [2]. Однако статус женщин в военно-профессиональном пространстве связывается не с ограниченностью их интеллектуальных и физических возможностей, а с тендерными стереотипами, которые и обусловливают ограничение их профессиональной мобильности [8].
В контексте теории социальной идентичности военнослужащие женского пола рассматриваются как специфическая военно-профессиональная группа, имеющая особенные образовательные, психологические и физиологические признаки [1, 9]. Распределение профессий по половому признаку рассматривается в рамках гендерной теории понятиями «профессиональная сегрегация» (дифференциация социальной и профессиональной среды по половому признаку) и «гендерная дифференциация специальностей». Причём профессионализация военнослужащих женского пола может рассматриваться с двух сторон: как образ женщины военного профессионала в обыденном сознании современного общества, и военно-профессионального сообщества, в частности, а также как осознание военнослужащей женщины себя в профессиив качестве субъекта воинской деятельности.
Необходимо отметить тот факт, что в сфере получения высшего военного образования женщины пока являются существенно дискриминируемой по половому признаку военно-профессиональной группой, хотя и список военных вузов существенно увеличился, и перечень военно-учетных специальностей расширился по сравнению с началом двухтысячных годов. Так набор девушек в 2017 году осуществляли следующие военные вузы [10]:
1. Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище по военно-учетной специальности «Инфокоммуникационные технологии системы специальной связи».
2. Военная академия радиационной, химической и биологической защиты (г. Кострома) по военно-учетной специальности «Технологии веществ и материалов в вооружении и военной технике».
3. Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия»(г. Санкт-Петербург) Военный институт (военно-морской политехнический) по военно-учетной специальности «Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения».
4. Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия»(филиал, г. Калининград) по военно-учетной специальности «Инфокоммуни-кационные технологии системы специальной связи».
5. Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского (г. Санкт-Петербург) по военно-учетным специальностям «Метеорология специального назначения»; «Военная картография»; «Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения».
6. Военная академия воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Г.К. Жукова (г. Тверь) по военно-учетной специальности «Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения».
7. Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Будённого (г. Санкт-Петербург) по военно-учетной специальности «Применение и эксплуатация автоматизированных систем специального назначения».
8. Военный университет Министерства обороны Российской Федерации(г. Москва) по военно-учетным специальностям «Перевод и переводоведение», «Экономическая безопасность».
9. Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева(филиал, г. Вольск, Саратовская обл.) по военно-учетной специальности «Тыловое обеспечение».
10. Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова(г. Санкт-Петербург) по военно-учетной специальности «Лечебное дело»;
Впервые Краснодарское высшее военное лётное училище произвело в 2017 году первый набор девушек на лётные специальности.
Такое расширение возможностей в получении для женщин высшего военного образования способствует постепенному усилению их статусных позиций в военно-профессиональной среде, хотя ещё преждевременно говорить об их полноценных возможностях на профессиональную самореализацию в сфере воинской деятельности.
Анализ профессиональной идентификации 130 военнослужащих-женщин показал неоднозначность суждений по данному вопросу. Так 78% среди опрошенных женщин-офицеров и курсанток Военного университета МО (г. Москва) идентифицируют себя как представителей равной с мужской военно-профессиональной статусной группой и стремятся реализовать свой личностный и профессиональный потенциалы в условиях воинской деятельности в соответствии с моделями мужского поведения как с образцом достижения профессионального успеха. Их целью является построение военно-профессиональной карьеры наравне с мужчинами. В то время как 22% идентифицируют себя как представителей более низкой военно-профессиональной статусной группы.
Подобного рода гендерная «неудовлетворённость» служит причиной повышенной психологической тревожности при серьёзных испытаниях в ходе итоговых проверок: огневой, строевой и физической подготовке. Налицо задействование в профессиональном сознании военнослужащих-женщин «механизма избегания» тех видов деятельности, в которых их может ожидать профессиональная неудача или даже фиаско, ставящее под сомнение их профессиональную надёжность и компетентность. Рецидивы проявления «механизма избегания» чаще, как показало исследование, проявляются в профессиональной деятельности семейно-ориентированных женщин в рамках стремления успешно самореализоваться сразу в нескольких ролях (жена, мать, профессионал), а также среди немотивированных на военно-профессиональную карьеру женщин.
Рассматривая специфику институализации военнослужащих-женщин в современной российской армии, необходимо обратить внимание на ряд существующих противоречий, которые обусловливают «потолок» и перспективность ее профессиональной карьеры:
- между растущей потребностью самореализации женщин в военно-профессиональной среде (каждая пятая студентка России изъявила желание стать офицером, а каждая седьмая - заключить контракт на прохождение военной службы) и наличием кадрового ресурса, определяющего статичность военно-профессиональной сегрегации,
основанной на стереотипных представлениях о полоролевом взаимодействии в воинском социуме;
- между растущим участием женщин в реализации военной политики Российской Федерации и их преимущественной ориентированностью в перечне ВУС на обеспечивающие боевую готовность виды воинской деятельности;
- между объективной потребностью привлечения женщин к воинской деятельности и дискриминацией в сфере получения высшего военного образования женщинами по половому признаку;
- между объективным усилением требований к профессиональной подготовке военнослужащих-женщин в условиях профессионализации Вооружённых Сил РФ и совмещением их воинской деятельности с реализацией репродуктивной и семейно-бытовой функций;
- между позитивным влиянием женщин на морально-нравственное состояние воинских коллективов и деструктивными факторами их профессионализации, основанными на гендерных проблемах межличностного этико-полового общения.
Основными предпосылками разрешения указанных противоречий могут стать:
- творческое использование отечественного и зарубежного опыта профессионализации женщин в военно-социальной практике частей и подразделений;
- совершенствование нормативно-законодательной базы, определяющей военно-профессиональный статус и сферы военно-профессиональной самореализации военнослужащих-женщин;
- дальнейшее совершенствование практики профессионального становления военнослужащих-женщин на основе: качественного улучшения гендерной подготовленности офицеров-руководителей; реализации социально-личностно-деятельност-ного подхода в содержании этого процесса;
- качественная подготовка кадров, путём допуска лиц женского пола к полноценному, наравне с мужчинами, высшему военному образованию, без ограничений по половому признаку;
- обеспечение кадрового ресурса военных должностей и специальностей для военнослужащих-женщин.
Таким образом, учитывая специфичность институализации военнослужащих-женщин в современной российской армии, основанную на ряде противоречий, необходимо усовершенствовать: кадровое обеспечение, для пополнения ресурса должностей, занимаемых женщинами; социально-правовое обеспечение в целях совершенствования уровня социальной защищённости военнослужащих-женщин и членов их семей; профессионально-образовательное обеспечение, дающее равные стартовые возможности для профессиональной карьеры.
Литература
1. Гербач Ж.В. Гендерный аспект профессиональной социализации военнослужащих женщин Вооружённых Сил РФ. Дис. канд. соц. наук. Ростов н/Д., 2004.
2. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенар. голосованием от 12 дек. 1993 г. : (с учётом поправок от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ; от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ; от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ) С. 10. // КонсультантПлюс : справ.правовая система. Версия Проф. Электрон.дан. М., 2014. Доступ из локальной сети Науч. б-ки ЮФУ.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] : федер. закон от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ : (в ред. от 30 дек. 2015 г.) // КонсультантПлюс : справ.правовая система. - Версия Проф. - Электрон.дан. - М., 2016.
4. О воинской обязанности и военной службе [Электронный ресурс] : федер. закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ : (ред. от 15 февр. 2016 г.) // КонсультантПлюс : справ.правовая система. - Версия Проф. - Электрон.дан. - М., 2016.
5. О статусе военнослужащих [Электронный ресурс] : федер. закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ : (ред. от 15 февр. 2016 г.) // КонсультантПлюс : справ.правовая система. -Версия Проф. - Электрон.дан. - М., 2016.
6. Вопросы прохождения военной службы [Электронный ресурс] : указ Президента Российской Федерации от 16 сен. 1999 г. № 1237 : (в ред. от 02 янв. 2016 г.) (вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы») // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон.дан. - М., 2016.
7. Приказ Минобороны РФ от 16 января 2001 г. № 30 «Об утверждении Руководства по комплектованию Вооружённых Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами».
8. Гербач Ж.В. Женщина в Армии (Формирование и трансформация гендерной структуры российской армии). - Ростов н/Д.: Изд-во РВИ РВ, 2010. - 199 с.
9. Гери Ф.Келли. Различия между мужчинами и женщинами // Развитие гендера и социальные подходы к нему // Основы современной сексологии / Пер. с англ. СПб., 2007. -896 с.
10. Военные вузы России [Электронный ресурс] Режим доступа: Ийр://у^ореё1а.ш/у^?8=уоеппуе.
Gerbach Zhanetta Valentinovna, doctor of sociological Sciences, Professor, Department of special activities, the military training centre; Southern Federal University (105/42, Bol'shaya Sadovaya str., Rostov-on-Don, Russian Federation, 344006). E-mail: [email protected]
INSTITUALIZATION OF FEMALE SOLDIERS IN MODERN RUSSIAN ARMY
Abstract
The article is devoted to the study of the specificity of institutionalization of service women in the modern Russian army. This problem is examined through such a category as "military professional status of female soldiers", which is determined by the following aspects: male-considered professional environment; socio-legal provision and staffing of military professional activity of women; reflection of woman's image as a military professional in the modern society; awareness of service women themselves in the profession as a subject of military activity. The result of the work was the identification of the specificity of institutionalization of service women in the modern Russian army, which is determined by a number of contradictions that reveal the "peak" and the prospects of their professional career.
Keywords: Russian army, institutionalization, military-professional status, female military personnel.