Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18, вып. 1
УДК 342.737
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ВОЕННОСЛУЖАЩИХ НА ЖИЛИЩЕ: ЫШ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ЩлЬ|
Д. А. Савченко
Савченко Дарья Алексеевна, аспирант кафедры конституционного и муниципального права, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского, darya.mazina@mail.ru
Введение. Военнослужащие относятся к категории граждан, которым гарантируется предоставление жилых помещений государством. Гарантии жилищных прав военнослужащих обусловлены их специальным статусом. В данной статье основное внимание автора уделяется вопросам специального статуса военнослужащих и реализации ими права на жилище. Обсуждение. Особый правовой статус военнослужащих подразумевает законодательное ограничение некоторых их прав и свобод, а также предоставление дополнительных мер социальной поддержки. Одним из наиболее значимых для военнослужащего и членов его семьи социально-экономических прав можно назвать право на обеспечение жильем. Исследуются некоторые аспекты правового регулирования жилищных прав военнослужащих, рассматриваются особенности реализации таких прав. Сформулированы основные проблемы практики реализации в данной сфере. Заключение. В статье проанализировано конституционное право граждан на жилище, особенности его реализации в отношении военнослужащих, рассмотрены некоторые проблемы и противоречия правового регулирования в данной сфере. Ключевые слова: военнослужащие, гарантии, регулирование, право, реализация, жилые помещения.
DOI: 10.18500/1994-2540-2018-18-1-122-124
Введение
В Российской Федерации наряду с реформированием различных сфер общественной' жизни продолжается военная реформа, главным направлением которой' выступает совершенствование процесса организации и прохождения военной' службы гражданами. Модернизация правового регулирования таких отношений имеет особое значение, поскольку военнослужащим принадлежит важнейшая роль в решении задач обороны и безопасности государства.
Статья 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» [1] предусматривает исчерпывающий перечень специальных форм реализации права военнослужащих на жилые помещения, что позволяет сделать вывод о самостоятельности права военнослужащих на жилье по сравнению с общим правом, которое закрепляется ст. 40 Конституции РФ [2].
Обсуждение
Военнослужащие относятся к категории граждан, которым гарантируется предоставле-
ние жилых помещений государством. Гарантии жилищных прав военнослужащих обусловлены их специальным статусом.
Право военнослужащих на жилище является неотъемлемой частью их конституционно-правового статуса, реализация которого должна осуществляться на основе действующего федерального законодательства в рамках приоритетных национальных программ.
На протяжении многих лет порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями менялся в зависимости от финансовых возможностей федерального бюджета и от состояния экономики на основании действующей нормативно-правовой базы. Несомненно, надежность социальных гарантий военнослужащих является одним из самых весомых факторов укрепления Вооруженных сил Российской Федерации, влияющим не только на престиж воинской службы, но и на состояние боеготовности.
Государство гарантирует военнослужащим обеспечение жилыми помещениями в различных формах:
- обеспечение служебным жилым помещением на период военной службы;
- предоставление военнослужащим денежной компенсации за наем жилого помещения при отсутствии возможности обеспечения воинской части служебным жилым помещением;
- обеспечение военнослужащих, признанных нуждающимися в законном порядке, жилым помещением, находящимся в федеральной собственности [3, ст. 51];
- стабильное пользование занимаемым жилым посещением;
- приобретение жилого помещения в собственность в соответствии с законодательством.
Военнослужащие относятся к числу лиц, которые находятся под особой защитой государства и имеют полное право на бесплатное получение жилья в порядке, установленном действующим законодательством [1, п. 1 ст. 15]. Такое право не лишает военнослужащих при желании на приобретение жилья в других формах, установленных законодательством.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 05.04.2007 № 5-П отмечалось: «...переложив обязанность по обеспечению жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них
© Савченко Д. А., 2018
Д. А. Савченко. Конституционное право военнослужащих на жилище
по контракту обязанности военной службы, с органов местного самоуправления на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, федеральный законодатель не определил условия и порядок их обеспечения жильем, что требует... устранения пробела в правовом регулировании. В противном случае появляется опасность недопустимого в правовом государстве произвольного усмотрения органов исполнительной власти в сфере реализации жилищных прав указанной категории граждан» [4]. Кроме того, особый социальный статус военнослужащих подчеркнут в Постановлении органа конституционного контроля от 16.11.2017 № 29-П [5].
В п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» [1] указано, что при увольнение с военной службы граждан, имеющих продолжительность военной службы 10 или более лет по достижению ими предельного возраста пребывания на военной службе, в связи с организационно-штатными мероприятиями или состоянию здоровья, и членов их семей в случае перемены места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти либо федеральными государственными органами, в которых предусматривается военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, включая выдачу государственных жилищных сертификатов.
Относительно новой и прогрессивной формой государственной помощи военнослужащим в решении ими жилищного вопроса является участие в ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, которая была введена Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» [6] Необходимость принятия указанной системы связана с ограниченной возможностью государства в решении проблем военнослужащих, связанных с обеспечением жилыми помещениями.
Основная идея данной системы заключается в том, что в процессе прохождения военной службы у каждого из военнослужащих-участников НИС формируются жилищные накопления за счет средств федерального бюджета; по истечении некоторого времени им предоставляется возможность воспользоваться целевым жилищным займом для приобретения ими жилья (включая ипотечный кредит).
На основании абз. 2 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» [1] военнослужащие не могут быть уволены без их согласия без предоставления им жилого помещения или
жилищной субсидии. Военнослужащий вправе получить жилое помещение в любом выбранном им месте постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 указанного Закона.
Проблема реализации права военнослужащих на предоставление им жилья указывает на необходимость совершенствования законодательства в данной области правоотношений.
Заключение
Таким образом, особый правовой статус военнослужащих подразумевает законодательное ограничение некоторых их прав и свобод, а также предоставление дополнительных мер социальной поддержки. Одним из наиболее значимых для военнослужащего и членов его семьи социально-экономических прав можно назвать право на обеспечение жильем. Гарантированное государством специальное право военнослужащих на жилище зачастую нарушается, а следовательно, подлежит защите. По данным председателя Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, каждое четвертое заявление в суды связано с необеспечением военнослужащих жильем [7]. Следует отметить, что не каждый военнослужащий при нарушении его прав готов обратиться в суд. Потому конфликтных ситуаций, связанных с обеспечением жильем военнослужащих, намного больше статистических данных.
Список литературы
1. О статусе военнослужащих : федер. закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 01.07.2017, с изм. от 16.11.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 22, ст. 2331 ; 2017, № 27, ст. 3945.
2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005, № 1 (ч. 1), ст. 14 ; Рос. газ., 2017. 22 дек.
4. По делу о проверке конституционности положений пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и пункта 8 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, в связи с жалобами ряда граждан : постановление Конституционного Суда РФ от 05.04.2007 № 5-П // Рос. газ. 2007. 11 апр.
Право
123
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18, вып. 1
5. По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 статьи 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в связи с жалобой гражданина М. В. Фокина : постановление Конституционного Суда РФ от 16.11.2017 № 29-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2017. № 48, ст. 7300.
6. О накопительно-ипотечной системе жилищного
обеспечения военнослужащих : федер. закон от 20.08.2004 № 117-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 34, ст. 3532 ; 2017. № 31 (ч. I), ст. 4816.
7. Мухин В. Судебные издержки военной реформы // Независимое военное обозрение. 2012. 18 марта. С. 19-23.
Образец для цитирования:
Савченко Д. А. Конституционное право военнослужащих на жилище: вопросы правового регулирования и реализации // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18, вып. 1. С. 122-124. Б01: 10.18500/1994-2540-2018-18-1-122-124.
Constitutional Law of Military Servicemen for Housing: Questions of Legal Regulation and Implementation
D. A. Savchenko
Darya A. Savchenko, ORCID 0000-0003-0255-7446, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia, darya. mazina@mail.ru
Introduction. Military personnel belongs to the category of citizens to whom granting premises by the state is guaranteed. Guarantees of the housing rights of the military personnel are caused by their special status.In this article, the author focuses on the special status of servicemen and the realization of their right to housing. Discussion. Special legal status of the military personnel means legislative restriction of some of their rights and freedoms and also granting additional measures of social support. One of the most significant for the serviceman and members of his family of the social and economic rights can call the right for provision of housing.The examines some aspects of the legal regulation of housing rights of servicemen, examines the specifics of the realization of such rights. Within the framework of this article, the main problems of implementation practice in this area are formulated. Conclusion. The article analyzes the constitutional right of citizens to housing, the specifics of its implementation with regard to servicemen, examines some problems and contradictions in the legal regulation in this sphere.
Key words: servicemen, guarantees, regulation, law, realization, living quarters.
References
1. On the status of servicemen. Federal law of 27.05.1998 No. 76-FZ (an edition of01.07.2017, with amendment of 16.11.2017). Sobranie zakonodatel'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2004, no. 22, art. 2331; 2017, no. 27, art. 3945 (in Russian).
2. The Constitution of the Russian Federation (adopted by the popular vote of 12.12.1993) (amended of 30.12.2008 No. 6-FKZ, of 30.12.2008 No. 7-FKZ, of 05.02.2014
No. 2-FKZ, of 21.07.2014 No. 11-FKZ). Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2014, no. 31, art. 4398 (in Russian).
3. Housing Code of the Russian Federation of 29.12.2004 No. 188-FZ (an edition of 31.12.2017). Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2005, no. 1 (pt. 1), art. 14; Rossiiskaia gazeta [Russian newspaper], 2017, 22 December (in Russian).
4. In the case on the verification of the constitutionality of the provisions of paragraphs 2 and 14 of Article 15 of the Federal law «On the Status of Servicemen» and paragraph 8 of the Rules for the Issue and Repayment of State Housing Certificates within the framework of the implementation of the subprogram «State Housing Certificates» for 2004-2010 that is part of the federal target program «Housing» for 2002-2010, in connection with the complaints of several citizens. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 05.04.2007 No. 5-P. Rossiiskaia gazeta [Russian newspaper], 2007, 11 April (in Russian).
5. On the case of check of constitutionality of the paragraph of the first paragraph 2 of article 15.1 of the Federal law «About the Status of the Military Personnel» in connection with the complaint of the citizen M. V. Fokin. Resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 16.11.2017 No. 29-P. Sobranie zakonodatel stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2017, no. 48, art. 7300 (in Russian).
6. About the accumulative-mortgage system of housing support of servicemen. Federal law of 20.08.2004 No. 117-FZ (an edition of 29.07.2017). Sobranie zakonodatel 'stva RF [Collection of Laws of the Russian Federation], 2004, no. 34, art. 3532; 2017, no. 31 (pt. I), art. 4816 (in Russian).
7. Mukhin V. Sudebnye izderzhki voennoi reformy [Legal costs of military reform]. Nezavisimoe voennoe obo-zrenie [Independent Military Review], 2012, 18 March, pp. 19-23 (in Russian).
Cite this article as:
Savchenko D. A. Constitutional Law of Military Servicemen for Housing: Questions of Legal Regulation and Implementation. Izv. Saratov Univ. (N.S.), Ser. Economics. Management. Law, 2018, vol. 18, iss. 1, pp. 122-124 (in Russian). DOI: 10.18500/1994-2540-2018-18-1-122-124.
124
Научный отдел