Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ТРУД В АСПЕКТЕ ПРОБЛЕМ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ'

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ТРУД В АСПЕКТЕ ПРОБЛЕМ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВА НА ТРУД / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виноградова Елена Валерьевна

Российская Конституция гарантирует право каждого гражданина на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, а также на работу. В современном мире происходят процессы, детерминирующие изменение страны проживания и для многих эти процессы связаны с необходимостью трудоустройства. Актуальность исследования обусловлена тем, что законодательство предусматривает определенные ограничения на привлечение иностранной рабочей силы. В России законодательное закрепление статуса трудовых мигрантов постоянно реформируется. В статье анализируются проблемы обеспечения взаимных интересов иностранных граждан и российских работодателей. Делается вывод, что вопросы правового регулирования трудовых отношений с мигрантами, основываясь на положениях российской Конституции, имеют перспективы решения в формате нормативного регулирования и создания документов стратегического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL RIGHT TO WORK IN THE ASPECT OF LABOR MIGRATION PROBLEMS

The Russian Constitution guarantees the right of every citizen to freedom of movement, choice of place of stay and residence, as well as to work. In the modern world, processes are taking place that determine changes in the country of residence, and for many these processes are associated with the need for employment. The relevance of the study is due to the fact that the legislation provides for certain restrictions on attracting foreign labor to ensure the mutual interests of foreign citizens and stateless persons and Russian employers. In Russia, the legislative recognition of the status of labor migrants is constantly being reformed. The article analyzes the issues of legal regulation of labor relations of foreign citizens. It is concluded that the problems of legal regulation of labor relations with migrants, based on the provisions of the Russian Constitution, have prospects for solution in the format of regulatory regulation and the creation of documents of a strategic nature.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ТРУД В АСПЕКТЕ ПРОБЛЕМ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_8_236 УДК 342.52

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА ТРУД В АСПЕКТЕ ПРОБЛЕМ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ Constitutional right to work in the aspect of labor migration problems

ВИНОГРАДОВА Елена Валерьевна,

доктор юридических наук, профессор,

главный научный сотрудник сектора конституционного права и конституционной юстиции Института государства и права Российской академии наук (ИГП РАН). 119019, Россия, г. Москва, ул. Знаменка, 10. E-mail: evigpran@igpran.ru;

Vinogradova Elena Valerievna,

Doctor of Law, Professor, Chief Researcher of the Sector of Constitutional Law and Constitutional Justice Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences. 10 Znamenka str., Moscow, 119019, Russia. E-mail: evigpran@igpran.ru

Краткая аннотация: Российская Конституция гарантирует право каждого гражданина на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, а также на работу. В современном мире происходят процессы, детерминирующие изменение страны проживания и для многих эти процессы связаны с необходимостью трудоустройства. Актуальность исследования обусловлена тем, что законодательство предусматривает определенные ограничения на привлечение иностранной рабочей силы. В России законодательное закрепление статуса трудовых мигрантов постоянно реформируется. В статье анализируются проблемы обеспечения взаимных интересов иностранных граждан и российских работодателей. Делается вывод, что вопросы правового регулирования трудовых отношений с мигрантами, основываясь на положениях российской Конституции, имеют перспективы решения в формате нормативного регулирования и создания документов стратегического характера.

Abstract: The Russian Constitution guarantees the right of every citizen to freedom of movement, choice of place of stay and residence, as well as to work. In the modern world, processes are taking place that determine changes in the country of residence, and for many these processes are associated with the need for employment. The relevance of the study is due to the fact that the legislation provides for certain restrictions on attracting foreign labor to ensure the mutual interests of foreign citizens and stateless persons and Russian employers. In Russia, the legislative recognition of the status of labor migrants is constantly being reformed. The article analyzes the issues of legal regulation of labor relations of foreign citizens. It is concluded that the problems of legal regulation of labor relations with migrants, based on the provisions of the Russian Constitution, have prospects for solution in the format of regulatory regulation and the creation of documents of a strategic nature.

Ключевые слова: конституционные гарантии права на труд, трудовая миграция, правовое регулирование трудовых отношений, иностранные граждане.

Keywords: constitutional guarantees of the right to work, labor migration, legal regulation of labor relations, foreign citizens.

Для цитирования: Виноградова Е.В. Конституционное право на труд в аспекте проблем трудовой миграции // Право и государство: теория и практика. 2023. № 8(224). С. 236-238. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_236.

For citation: Vinogradova E.V. Constitutional right to work in the aspect of labor migration problems // Law and state: theory and practice. 2023. No. 8(224). pp. 236-238. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_8_236.

Статья поступила в редакцию: 13.08.2023

Конституция Российской Федерации гарантирует право каждого гражданина на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, а также на работу. Это означает, что работодатель не имеет права отказать работнику в трудоустройстве только потому, что он является иностранным гражданином или лицом без гражданства. В то же время, законодательство предусматривает определенные ограничения на привлечение иностранной рабочей силы, например, требование наличия разрешения на работу или необходимость получения визы при въезде в страну.

Очевидно, что никогда не относились к числу простых вопросы трудовых отношений с гражданами других государств. Но в современных реалиях обострения отношений в условиях действия специальных мер в сфере экономики, проблемы трудовой миграции приобретают особую актуальность. История трудовой миграции началась еще в древние времена, когда люди начали перемещаться из одного региона в другой в поисках лучших условий жизни и работы. Нет государств, полностью свободных от проблем с трудовой миграцией. Однако есть много стран, где ситуация с этой проблемой отличается особой актуальностью. Например, в некоторых странах Азии и Африки существует проблема массовой нелегальной миграции, которая приводит к социальным проблемам и угрозе национальной безопасности. В свою очередь и сами мигранты сталкиваются с рядом проблем, включая дискриминацию на рабочем месте, отсутствие доступа к образованию и здравоохранению, а также трудности в адаптации к культуре и языку. Кроме того, многие сталкиваются с проблемами насилия со стороны работодателей или криминальных группировок, которые контролируют районы, где живут мигранты.

Глобальные перемены, происходящие в мире, предопределяют необходимость поиск новых подходов к регулированию миграционных процессов. Например, охвативший мир в 2020 г. кризис, связанный с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) оказал непосредственное влияние на международную миграцию медицинских работников1. Вопросы их отсутствия в количестве необходимом для преодоления эпидемии, обусловило активизацию процессов трудовой миграции. Нехватку медицинского персонала ощутили все страны. Если раньше нужда-

1 Красинец Е.С., Шевцова Т.В. Трудовая миграция в Россию в контексте развития пандемии короновируса // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. №12 (114). Ч.4. С.59.

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

лись в вспомогательном медицинском персонале, для ухода за стареющим или маловалидным населением1, исключительно развитые страны. В период пандемии и после нее острую потребность в людях, способных профессионально оказывать медицинскую помощь испытали все государства. Развитые страны взяли на себя роль нанимателей иностранного медицинского персонала. В то время как развивающиеся потеряли профессиональные кадры, и столкнулись с проблемой их недостаточности для удовлетворения собственных нужд здравоохранения2.

Очевидно, что высококвалифицированные специалисты, получившие образование в других странах, приносят принимающим обществам «чистую прибыль», позволяя без предварительных затрат получить большую отдачу3.

При этом во многих странах в миграционной сфере зачастую отсутствует весь спектр трудовых прав, свобод и гарантий, предусмотренных Европейской социальной хартией4, которая, по мнению исследователей носит ярко выраженный западно-ориентированный характер5. Это обусловлено диспозитивностью международного регулирования трудовой миграции6. Которая зачатую детерминирует нарушения прав мигрантов, вынужденных сталкиваться с неопределенностью своего статуса.

Активизация процессов трудовой миграции порождает новые проблемы. К их числу относятся правовой статус мигрантов в т.н. этнических анклавах. Мигранты из одной страны могут селиться в районах с более высокой плотностью населения, где они сталкиваются с другими культурами и языками. Это может приводить к возникновению конфликтов между местными жителями и мигрантами. Кроме того, некоторые этнические анклавы могут существовать на основе исторических или географических факторов, что также может создавать проблемы для мигрантов. Однако, важно отметить, что эти связи не являются абсолютными и зависят от множества факторов, таких как политика правительства, экономическое развитие региона и т.д.

Считается, что впервые термин «этнический анклав» был применен в ответ на публикацию А. Портеса и Л. Дженсона в 1980 гг., которые дали определение третьего рынка труда как совокупности малых предприятий кубинских иммигрантов, которые образуют экономику анкла-ва7. В научной литературе под этническим анклавом обычно понимается место компактного проживания этнически однородного населения с созданием характерной культурной и экономической среды, образующей сплоченные устойчивые национальные группы, что оказывает серьезное влияние на принимающие территории государства пребывания8.

Этнические анклавы возникают в силу экономических, социальных, этнокультурных причин. Возникновению анклавов способствуют перемещение этнических общностей между странами и территориями, вызванное, например, стремлением к объединению одного этноса на территории чужой страны. При этом очень часто существует проблема в виде желания мигрантов сохранять привычный жизненный уклад страны своего происхождения. Иногда происходит принудительное территориальное сосредоточение представителей определенной этнической группы, что создает риски сегрегации и дискриминации.

Поток через принимающую страну временных трудовых мигрантов усиливает сложности решения регулирования отношений в этой сфере. Кроме того, большое значение имеет отсутствие программ интеграции мигрантов в принимающей стране либо их недостаточная эффективность.

В этой связи весьма важными видится решение проблем установления и закрепления внутригосударственных механизмов подходов к правоотношениям в сфере трудовой миграции иностранных граждан и лиц без гражданства.

Россия на протяжении многих веков была важным центром международной торговли, поэтому в нее всегда прибывали иностранные рабочие, в том числе из Западной Европы. В советский период трудовая миграция была запрещена, но после распада СССР она возобновилась, особенно среди молодежи, которая стремилась найти лучшую жизнь за пределами своей страны.

С точки зрения современного нормативного регулирования, следует обозначить, что отношения трудовой миграции в России регулируются Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Этот закон устанавливает правила и требования для привлечения и использования иностранной рабочей силы, а также определяет порядок ее депортации или отказа в выдаче разрешения на работу.

Положения этого закона неоднократно были предметом рассмотрения Конституционного суда Российской Федерации. В одном из постановлений 9 суд признал противоречащей Конституции статью 13 этого закона, которая устанавливала порядок привлечения иностранных работников только при наличии разрешения на работу. В определениях 10 суд признал, что положения ст.13, оспариваемые в жалобах граждан Узбекистана и Таджикистана не противоречат Конституции РФ.

1 Глущенко Г.И., Пономарев В.А. Миграция и развитие. М.: Экономика, 2009. С. 91-94.

2 Виноградова Е.В. Реализация конституционного права на охрану здоровья в аспекте миграции высококвалифицированных медицинских кадров // Образование и право. № 5. 2022. С.72-78.

3 Раковская В. С., Соловьёва Н. Н., Туманова И. А. Трудовая миграция: последствия для стран-доноров и стра реципиентов. // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3.

4 Акатнова М.И. Реализация положений Европейской социальной хартии о праве на социальное обеспечение в законодательстве России // Вестник СГЮА. // 2020. // №4 (135). // С. 186.

5 Валентик О.Н. Европейская хартия и новый вектор муниципальной реформы в Российской Федерации. ЭТАП. 2022. №1. С. 51

6 Гойибов Ж. Административно-правовое регулирование межгосударственной трудовой миграции // ОИИ. 2021. // №1/S. С. 111. // [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/administrativno-pravovoe-regulirovanie-mezhgosudarstvennoy-trudovoy-migratsii (дата обращения: 11.02.2023).

7 Мельникова А.С. Изучение факторов формирования национальных анклавов в условиях мегаполисов// Сборник статей VIII Уральского демографического форума. 2017. Том II. С. 329-333. URL: https://elar.urfu.rU/bitstream/10995/55735/1/8udf2_065.pdf

8 Там же.

9 Постановление КСРФ от 25 февраля 2014 года № 4-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

10 Определение КСРФ от 5 июля 2020 года № 1570-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Республики Узбекистан Абдуллаева Ислама Набиевича на нарушение его конституционных прав статьей 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Определение КСРФ

Кроме того, следует отметить, что существует несколько стратегий развития трудовой миграции в России, которые были предложены различными организациями и экспертами. Некоторые из них включают:

1. Развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки трудовых мигрантов. Эта стратегия включает создание специальных учебных заведений, которые будут предоставлять обучение рабочим специальностям и помогать им адаптироваться к новой среде работы.

2. Укрепление правовой защиты трудовых мигрантов. Эта стратегия включает усиление контроля за соблюдением правил привлечения и использования иностранной рабочей силы, а также разработку законодательства, которое будет защищать права трудовых мигрантов.

3. Расширение возможностей для легальной работы иностранных граждан в России. Эта стратегия включает упрощение процедур получения разрешений на работу и увеличение количества рабочих мест, доступных для иностранных граждан.

4. Поддержка социальных проектов, направленных на интеграцию трудовых мигрантов в российское общество. Эта стратегия включает поддержку культурных мероприятий, спортивных соревнований и других инициатив, которые способствуют укреплению связей между иностранными гражданами и местным населением.

Следует признать, что ни одна из этих стратегий не была официально утверждена каким-либо государственным органом. Однако они существуют как предложения различных организаций и экспертов, которые занимаются вопросами трудовой миграции в России. Некоторые из этих предложений были обсуждены на заседаниях Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, а также на круглых столах и конференциях, организованных различными общественными организациями.

В заключении важно отметить, что проблемы правового регулирования трудовых отношений с иностранными гражданами и лицами без гражданства, основываясь на положениях российской Конституции и решениях Конституционного суда Российской Федерации, имеют перспективы решения в формате нормативного регулирования и создания документов стратегического характера.

Библиография:

1. Акатнова М.И. Реализация положений Европейской социальной хартии о праве на социальное обеспечение в законодательстве России // Вестник СГЮА. // 2020. // №4 (135).

2. Валентик О.Н. Европейская хартия и новый вектор муниципальной реформы в Российской Федерации. ЭТАП. 2022. №1.

3. Виноградова Е.В. Возможности блокчейна для регулирования процессов трудовой миграции. // Право и управление. 2023.№2. С. 180-184.

4. Виноградова Е.В. Реализация конституционного права на охрану здоровья в аспекте миграции высококвалифицированных медицинских кадров // Образование и право №5. 2022. С.72-78.

5. Глущенко Г.И., Пономарев В.А. Миграция и развитие.М.: Экономика, 2009. С. 91-94.

6. Гойибов Ж. Административно-правовое регулирование межгосударственной трудовой миграции // ОИИ. 2021. // №1/S. С. 111. // [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativno-pravovoe-regulirovanie-mezhgosudarstvennoy-trudovoy-migratsii (дата обращения: 11.08.2023).

7. Красинец Е.С., Шевцова Т.В. Трудовая миграция в Россию в контексте развития пандемии короновируса // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 12 (114). Ч.4

8. Мельникова А.С. Изучение факторов формирования национальных анклавов в условиях

9. Мегаполисов // Сборник статей VIII Уральского демографического форума. 2017. Том II. С. 329-333.

10. Раковская В. С., Соловьёва Н. Н., Туманова И. А. Трудовая миграция: последствия для стран-доноров и стран-реципиентов. // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3.

References:

1. Akatnova M.I. Implementation of the provisions of the European Social Charter on the right to social security in the legislation of Russia // Bulletin of the SSSA. // 2020. // №4 (135).

2. Valentik O.N. The European Charter and the new vector of municipal reform in the Russian Federation. STAGE. 2022. No.1.

3. Vinogradova E.V. Blockchain capabilities for regulating labor migration processes. // Law and Management. 2023.No.2. pp. 180-184.

4. Vinogradova E.V. Realization of the constitutional right to health protection in the aspect of migration of highly qualified medical personnel // Education and law No.5. 2022. pp.72-78.

5. Glushchenko G.I., Ponomarev V.A. Migration and development.Moscow: Ekonomika, 2009. pp. 91 -94.

6. Goyibov Zh. Administrative and legal regulation of interstate labor migration // OII. 2021. // No. 1/S. S. 111. // [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administrativno-pravovoe-regulirovanie-mezhgosudarstvennoy-trudovoy-migratsii (accessed: 08/11/2023).

7. Krasinets E.S., Shevtsova T.V. Labor migration to Russia in the context of the development of the coronavirus pandemic // International Research Journal. 2021. No. 12 (114). Part 4

8. Melnikova A.S. Study of factors of formation of national enclaves in conditions of

9. Megalopolisov // Collection of articles of the VIII Ural Demographic Forum. 2017. Volume II. pp. 329-333.

10. Rakovskaya V. S., Solovyova N. N., Tumanova I. A. Labor migration: consequences for donor and recipient countries. // Modern problems of science and education. - 2013. - № 3.

от 2 ноября 2019 года № 1724-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Республики Таджикистан Курбанова Махмаджона Бобоеровича на нарушение его конституционных прав статьей 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.