Научная статья на тему 'КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА'

КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
511
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ МИГРАНТЫ / ПОТРЕБНОСТЬ В ТРУДОВЫХ МИГРАНТАХ / ТРУДОУСТРОЙСТВО МИГРАНТОВ / LABOUR MIGRATION / SKILLED MIGRANTS / DEMAND ON LABOUR MIGRANT / EMPLOYMENT OF MIGRANTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Антонова Галина Васильевна, Мирзабалаева Фарида Исламудиновна, Кураева Любовь Николаевна

Современные исследователи рассматривают трудовую миграцию как существенный источник решения накопившихся демографических проблем и важный источник восполнения дефицита квалифицированных кадров по востребованным профессиям и специальностям. Изменения, внесенные в нормативную базу в последнее время, облегчают доступ на рынок труда трудовых мигрантов, поэтому возникла необходимость рассмотреть проблемы соответствия привлекаемой рабочей силы потребностям экономики. В статье авторами сделана попытка проанализировать основные нормативные документы в области привлечения квалифицированных мигрантов; оценить масштабы вовлеченности и профессионально-квалификационную структуру иностранных трудовых мигрантов в российской экономике; проанализировать различные точки зрения практиков и ученых на исследуемую проблему; обосновать собственное видение на проблему интеграции квалифицированных трудовых мигрантов в российский рынок труда с учетом реальных потребностей экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Антонова Галина Васильевна, Мирзабалаева Фарида Исламудиновна, Кураева Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Skilled labour migrants on the Russian labour market

Modern researchers consider labour migration as a significant source of solving accumulated demographic problems and an important source of attraction the qualified personnel in popular professions and specialties. Changes made to the regulatory framework recently facilitate access to the labour market for migrant workers, so it became necessary to consider the problems of matching the attracted labor force to the needs of the economy. The article attempts to analyze main regulatory documents in the sphere of attracting skilled migrants. The authors try to assess the extent of involvement and professional-qualification structure of foreign labour migrants in the Russian economy and to analyse the different points of view of practitioners and scientists on the studied problem. The authors justify their own vision of the problem of integration of skilled labour migrants in the Russian labour market in accordance with the real needs of the economy.

Текст научной работы на тему «КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ТРУДОВЫЕ МИГРАНТЫ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 7 • Номер 2 • Февраль 2020

ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

Первое

экономическое издательство

квалифицированные трудовые мигранты на российском рынке труда

Антонова Г.В. 1, Мирзабалаева Ф.И. 12, Кураева Л.Н. 1

1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты РФ, Москва, Россия

2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Современные исследователи рассматривают трудовую миграцию как существенный источник решения накопившихся демографических проблем и важный источник восполнения дефицита квалифицированных кадров по востребованным профессиям и специальностям. Изменения, внесенные в нормативную базу в последнее время, облегчают доступ на рынок труда трудовых мигрантов, поэтому возникла необходимость рассмотреть проблемы соответствия привлекаемой рабочей силы потребностям экономики. В статье авторами сделана попытка проанализировать основные нормативные документы в области привлечения квалифицированных мигрантов; оценить масштабы вовлеченности и профессионально-квалификационную структуру иностранных трудовых мигрантов в российской экономике; проанализировать различные точки зрения практиков и ученых на исследуемую проблему; обосновать собственное видение на проблему интеграции квалифицированных трудовых мигрантов в российский рынок труда с учетом реальных потребностей экономики страны.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: трудовая миграция, квалифицированные мигранты, потребность в трудовых мигрантах, трудоустройство мигрантов.

skilled labour migrants on the Russian labour market

Antonova G.V. 1, Mirzabalaeva F.I. 12, Kuraeva L.N. 1

1 AU-Russian Research Institute of Labor of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation, Russia

2 Russian University of Economics named after G.V. Plekhanov branch - Kemerovo Institute, Russia

Введение

Целью данного исследования является определение существенных изменений в современной нормативно-правовой базе регулирования использования труда иностранных трудовых мигрантов на российском рынке труда, а также анализ их профессионально-квалификационной структуры.

Научная новизна заключается в проведении оценки текущей ситуации на рынке труда иностранной рабочей силы, которая представляет значительную сложность в связи с ограниченностью статистической информации в отношении профессиональной и образовательной

структуры иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории субъектов РФ, что затрудняет оценку эффективности их труда, а также определение дополнительной потребности экономики в иностранных работниках в профессионально-квалификационном разрезе.

Авторская гипотеза заключается в предположении наличия противоречий в современной нормативной базе регулирования труда иностранных мигрантов, что приводит к необоснованному привлечению трудовых мигрантов в экономику страны, несоблюдению мер по защите интересов российских работников.

Методологической базой исследования послужили труды российских специалистов, официальные нормативные документы. Авторы использовали методы анализа документов и статистические методы обработки информации.

Регулированию трудовой миграции посвящен ряд нормативных документов, которые повлияли на порядок пребывания и трудоустройство в стране иностранной рабочей силы; расширение прав регионов в привлечении и использовании трудовых мигрантов.

Специалисты по-разному трактуют потребности и последствия пребывания в стране трудовых мигрантов, одни - предлагают различные меры по квотированию, ограничению въезда, повышению контроля за переводами сбережений за границу и т.д.; другие - рассматривают это как способ сглаживания нехватки собственных тру-

ABSTRACT:_

Modern researchers consider labour migration as a significant source of solving accumulated demographic problems and an important source of attraction the qualified personnel in popular professions and specialties. Changes made to the regulatory framework recently facilitate access to the labour market for migrant workers, so it became necessary to consider the problems of matching the attracted labor force to the needs of the economy. The article attempts to analyze main regulatory documents in the sphere of attracting skilled migrants. The authors try to assess the extent of involvement and professional-qualification structure of foreign labour migrants in the Russian economy and to analyse the different points of view of practitioners and scientists on the studied problem. The authors justify their own vision of the problem of integration of skilled labour migrants in the Russian labour market in accordance with the real needs of the economy.

KEYWORDS: labour migration, skilled migrants, demand on labour migrant, employment of migrants

JEL classification: J44, J61, o15, F12 Received: 27.01.2020

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Antonova G.V. (ant-ga[0yandex.ru)

CITATION:_

Antonova G.V., Mirzabalaeva F.I., Kuraeva L.N. (2020) Kvalifitsirovannye trudovye migranty na rossi-yskom rynke truda [Skilled labour migrants on the Russian labour market]. Ekonomika truda. 7. (2). - 155-172. doi: 10.18334/et.7.2.100413

довых ресурсов, фактор экономического роста экономики, способ привлечения инвестиций в экономику страны и т.д. Проблема привлечения иностранных специалистов, стимулирования бизнес-иммиграции активно обсуждается российскими учеными и практиками последние 10-15 лет.

Так, ряд специалистов считают, что современная демографическая ситуация негативно влияет на численность и структуру трудовых ресурсов, увеличивая нагрузку на трудоспособную часть населения и приводя к необходимости привлечения иностранных трудовых мигрантов [19, с. 6] (Ryazantsev, Bogdanov, Khramova, 2017). Предлагается четко выделить целевые группы потенциальных иммигрантов, которые нужны государству и регионам, снять административные барьеры на пути предоставления им вида на жительства и гражданства, что в сочетании с привлекательной инвестиционной политикой может стимулировать серьезный модернизационный и инновационный сдвиг в развитии экономики России [20, с. 8-10] (Ryazantsev, Pismennaya, 2017).

Воронина Н.А. одной из главных задач в сфере трудовой миграции считает совершенствование механизмов регулирования привлечения иностранной рабочей силы; создание программ привлечения в страну высококвалифицированных специалистов, а также квалифицированных работников по профессиям, дефицитным и востребованным на российском рынке труда, программ организованного привлечения иностранных работников; создание механизмов стимулирования квалифицированных иностранных работников, востребованных на российском рынке труда, к заключению длительных трудовых договоров и получению статуса постоянно проживающих в России [1, с. 62] (Voronina, 2017).

Кязимов К.Г. считает, что единственным источником компенсации сокращения трудовых ресурсов на ближайшие десятилетия будет оставаться миграция, и поэтому важно определить общую потребность в мигрантах для организаций в разрезе профессий и специальностей, выявить уровень их профессиональной подготовки, произвести отбор среди претендентов в соответствии с востребованными организациями профессиями, заключить договоры с учреждениями профессионального образования для обучения мигрантов, организовать обучение мигрантов при необходимости, осуществить трудоустройство мигрантов, определить экономическую эффективность обучения и трудоустройства мигрантов [6, с. 186-187] (Kyazimov, 2016).

ОБ АВТОРАХ:_

Антонова Галина Васильевна, ведущий научный сотрудник отдела рынка труда (ant-ga10yandex.ru) Мирзабалаева Фарида Исламудиновна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Развитие трудового потенциала» (Базовая кафедра ТПП РФ), ведущий научный сотрудник отдела рынка труда (faridamir0yandex.ru)

Кураева Любовь Николаевна, старший научный сотрудник отдела рынка труда (1kuraeva0yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Антонова Г.В., Мирзабалаева Ф.И., Кураева Л.Н. Квалифицированные трудовые мигранты на российском рынке труда // Экономика труда. - 2020. - Том 7. - № 2. - С. 155-172. doi: 10.18334/et.7.2.100413

Исследование, проведенное под руководством В.И. Мукомеля, показало, что типичной траекторией мигрантов на российском рынке труда является нисходящая трудовая мобильность - занятие вакансий, худших по сравнению с занимаемыми ими ранее в странах-донорах. Основная часть мигрантов, имеющих опыт работы, приезжая в Россию, вынуждены менять сферу приложения труда: только треть из них занимаются тем же видом деятельности, что и в странах выхода (например, среди ранее занятых, в сфере здравоохранения - 22,1%, в образовании - 8,5% продолжают работать в этих сферах) [9, с. 75-77] (Mukomel, 2017).

Красинец Е.С. к числу важнейших задач относит оценку спроса российской экономики на иностранный труд, но для этого необходимо определиться с внутренними резервами активизации трудового потенциала, возможностями дополнительных источников увеличения рабочей силы (за счет улучшения здоровья населения, изменений в неформальной занятости, повышения мобильности населения и т.д.), решением проблем структурной безработицы и т.д. [5, с. 149] (Krasinets, 2016).

Нетеребский О.В. в 2012 году предлагал при привлечении иностранных работников для работодателя установить стандарт заработной платы по конкретному виду профессии не ниже средней в данном регионе. Данная мера предлагается специалистом для предотвращения демпинга зарплат и создания здоровой конкурентной среды [10, с. 32-34] (Neterebskiy, 2012).

Ивахнюк И.В. среди проблем современной российской миграционной политики обозначил следующие:

• отсутствие концептуальной ясности, что определило непоследовательность принимаемых управленческих решений и понизило миграционную привлекательность России;

• неразвитость комплекса консультационно-информационных сервисов для российских работодателей и иностранных граждан;

• несогласованность миграционной политики с ситуацией на российском рынке;

• игнорирование политики адаптации и интеграции мигрантов;

• слабое государственное регулирование внутренней миграции [3, с. 8-9] (Ivakhnyuk, 2017).

Панькин П.В. проанализировал последствия для страны-реципиента и страны-донора, среди которых были названы положительные и отрицательные. К первым отнесены: ускоренное развитие научных исследований и рост экономической активности; усиление предпринимательской активности в быстрорастущих отраслях; повышение экспортных возможностей; снижение напряженности на рынках труда трудонедостаточных регионов; создание новых рабочих мест. Ко вторым: снижение стимулов к получению высшего образования местным населением; передача новых технологий иногородним конкурентам и т.д. [12, с. 72-73] (Pankin, 2018).

Юрков Д.В. предлагает использовать более тонкий механизм отбора квалифицированных мигрантов, позволяющий обеспечивать возможность их дальнейшего про-

фессионального развития, не быть обременительными для работодателей, соответствовать списку квалификационных требований вакансии. Специалист считает, что высококвалифицированная миграция снижает остроту бедности, генерирует большой фискальный эффект, стимулирует частные и государственные инвестиции в принимающей стране [25, с. 85-87] (Yurkov, 2017).

Результатам пилотного проекта по внедрению механизма организованного набора иностранных работников на предприятия Санкт-Петербурга в 2015 году посвящена статья специалистов из Санкт-Петербурга, которые считают, что необходимо совершенствовать оргнабор (упорядочить систему учета заявок на подбор работников от работодателей и заявлений от иностранных граждан; улучшить алгоритм поиска подходящей работы; использовать возможности видеособеседования работодателя с соискателем; улучшить контроль за трудоустройством и сопровождение трудовой деятельности мигранта и т.д.) [4, с. 145-146] (Klyuev, Nemtsova, 2016).

Специалисты МГУ им. М.В. Ломоносова среди факторов, притягивающих, привлекающих иностранных высококвалифицированных специалистов, выделили следующие: более высокий уровень ВВП на душу населения в рассматриваемой стране приема; более законодательно и политически открытая страна приема к въезду и выезду трудовых мигрантов; высокий ожидаемый уровень чистого дохода как при сохранении, так и при смене специальности и рода деятельности в стране приема; более комфортно организованное рабочее пространство и условия труда в стране приема; возможности реализовать творческие и профессиональные способности в стране приема; высокий уровень политической стабильности в стране приема и т.д. [2, с. 31] (Glushchenko, Vartanyan, 2018).

Специалисты Тюменского государственного университета предлагают модель прогнозирования допустимого числа прибывающих мигрантов, в основе которой лежит определение структурообразующих отраслей региона; расчет числа вакантных рабочих мест для каждой отрасли базового сектора; определение числа вакантных рабочих мест по отраслям обслуживающего сектора и т.д. Однако авторы отмечают, что отсутствует ряд статистических данных, а часть - некорректна, что затрудняет оценку по структуре привлекаемых специалистов [7, с. 218-219] (Luzina, Elfimova, 2019).

О необходимости совершенствования методики оценки потребности в трудовых мигрантах пишут специалисты Башкирского государственного университета Якшибаева Г.В., Назарова У.А. и ряд других исследователей [26, с. 52] (Yakshibaeva, Nazarova, 2016).

Способы защиты национального рынка труда рассматривает Е. Малышев, предлагая использовать принцип приоритетного трудоустройства собственных граждан страны приема мигрантов, используя систему квотирования, балльную систему (рекомендуется использовать опыт Великобритании, где деление мигрантов на 5 групп зависит от ряда факторов, в т.ч. от рабочей квалификации и уровня дохода, возраста и квалификации, знания языка и способности приносить прибыль), запреты, долирова-

ние (установление предельной нормы допуска иностранцев к занятию трудовой деятельностью), тестирование и другие способы отбора кандидатов на занятие вакантных рабочих мест [8, с. 54-60] (Malyshev, 2017).

нормативно-правовые аспекты

привлечения квалифицированных трудовых мигрантов

В соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 гг., утвержденной Указом Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622, в качестве цели миграционной политики РФ определено «создание миграционной ситуации, которая способствует решению задач в сфере социально-экономического, пространственного и демографического развития страны, повышения качества жизни ее населения, обеспечения безопасности государства, защиты национального рынка труда» [21].

Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Правительству РФ предоставлено право ежегодно определять потребность в привлечении иностранных работников, прибывающих в Россию на основании визы, и устанавливать квоты на выдачу разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов РФ, так и на всей территории России. Целью квотирования является обеспечение национальной безопасности, поддержание оптимального баланса трудовых ресурсов с соблюдением приоритета на трудоустройство российских граждан [22]. Постановлением Правительства РФ общая потребность в привлечении иностранных работников, размер квоты и разрешений на работу на 2020 год определены в размере 104 993 человека, что составляет 72,6% от потребности на 2019 год [13, 15].

Характерной чертой российского миграционного законодательства являются крайне высокие темпы его развития: так, в базовый Федеральный закон № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» с момента его принятия в 2002 году до современной редакции (от 02 августа 2019 г.) были внесены изменения и дополнения ста одним федеральным законом. Только в 2019 году были приняты 5 федеральных законов, вносящих существенные поправки в указанный базовый закон [22].

При этом все большее внимание государство уделяет вопросам селективного привлечения в страну иностранных граждан - квалифицированных специалистов, квотируя потребность в иностранных работниках по видам деятельности и приоритетным профессионально-квалификационным группам, а также путем упрощения порядка приема в гражданство РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих компетенции, востребованные экономикой, формируя и актуализируя перечень профессий и специальностей, дающих право на прием в гражданство РФ в упрощенном порядке.

Так, постановлениями правительства ежегодно регулируется допустимая доля иностранных работников, используемых работодателями по отдельным видам эко-

номической деятельности как в целом по РФ, так и по отдельным ее субъектам. Наибольшие ограничения предусматриваются для организаций розничной торговли лекарственными средствами, а также в нестационарных торговых объектах и на рынках, где допустимая доля иностранных работников составляет 0%. Также ограничивается возможная доля иностранных работников в организациях пассажирского и грузового транспорта, отдельных отраслей сельского хозяйства (выращивание овощей).

С 2019 года Постановлением Правительства РФ от 14 ноября 2018 г. № 1365 «Об установлении на 2019 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности» впервые предусматривается сокращение привлекаемой иностранной рабочей силы в сфере строительства, где особенно широко используется труд иностранных работников [14]. В 2019-2020 годах численность иностранных работников не должна превышать 80% от общей численности работников, используемых хозяйствующими субъектами. Предполагается, что это позволит частично заместить иностранную рабочую силу российскими работниками, повысив их занятость в данной сфере экономики. Следует заметить, что в 2020 году данная норма не будет распространяться на территории Республики Бурятия, Амурской области и Москвы, а на территории Республики Дагестан составит 50%.

Приказом Минтруда России от 05.07.2019 г. № 490н утвержден новый Перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, на которых квоты на выдачу разрешений на работу не распространяются [17]. Имеется в виду, что для ряда иностранных специалистов из визовых стран, имеющих профессии, востребованные на российском рынке труда, законодательством установлена упрощенная процедура привлечения их к осуществлению трудовой деятельности в РФ, и работодателю не требуется подавать заявки о потребности в привлечении иностранных работников по указанным должностям, он вправе обратиться за оформлением разрешительных документов, минуя эту стадию.

Одной из последних новаций, внесенных в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в 2019 году, является упрощение порядка предоставления некоторым категориям иностранных граждан разрешения на временное проживание и вида на жительство в Российской Федерации. Это касается иностранных граждан, которые не менее 6 месяцев осуществляли трудовую деятельность по профессии, включенной в перечень профессий, утвержденных Приказом Минтруда России от 13.07.2015 г. № 446н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» [16].

Указанный перечень профессий (специальностей, должностей) впервые сформирован и утвержден Минтрудом России в 2015 году. Перечень содержит 74 наименования профессий, примерно треть из которых - профессии в области медицины. Еще

четверть специальностей - инженеры в различных сферах промышленности. Кроме того, в перечень вошли такие рабочие профессии, как токарь, строительный слесарь и фрезеровщик. Трудоустройство по таким профессиям (при соблюдении ряда условий) дает право иностранным гражданам - квалифицированным специалистам на прием в гражданство в упрощенном порядке.

Категории лиц, которые могут получить российское гражданство в упрощенном порядке, и условия его получения определены Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» [23].

Поправками, внесенными в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» в 2019 году, срок трудовой деятельности, осуществляемой иностранным работником на территории РФ по профессиям, входящим в вышеуказанный перечень, сокращен с трех лет до одного года. Для получения вида на жительство, а в дальнейшем и гражданства в упрощенном порядке указанная категория иностранных граждан предоставляет документы, подтверждающие осуществление трудовой деятельности в России: заверенную работодателем копию трудовой книжки или копию трудового договора, а также сведения о состоянии индивидуального лицевого счета, предоставляемые территориальным органов ПФР. Интересно также отметить, что в состав документов, предоставляемых квалифицированным специалистом как для получения вида на жительство, так и на получение гражданства РФ, не входит документ, подтверждающий квалификацию работника, например, диплом об образовании.

В настоящее время Минтрудом России подготовлен и проходит обсуждение новый, весьма расширенный «Перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке» [18].

На основании предложений федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ новый перечень планируется дополнить профессиями врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, а также профессиями, востребованными в сельском хозяйстве, пищевой промышленности, и рядом межотраслевых востребованных профессий.

Таким образом, новации миграционного законодательства последних лет дают возможность Правительству РФ и органам государственной власти субъектов РФ все активнее использовать предусмотренные законодательством инструменты по регулированию объемов и профессионально-квалификационного состава привлекаемой и используемой иностранной рабочей силы с учетом региональных особенностей рынка труда и защиты интересов российских работников, в том числе установлением допустимой доли иностранных работников в отдельных отраслях экономики, ограничением выдачи патентов по отдельным профессиям и др. В то же время проведенный авторами анализ нормативных подзаконных актов продемонстрировал отсутствие единого подхода к обоснованию и актуализации перечня профессий (специальностей, должностей), востребованных на рынке труда субъектов РФ, на которые могут быть

привлечены иностранные квалифицированные работники с целью предоставления им в дальнейшем права на получение российского гражданства в упрощенном порядке при одновременном соблюдении приоритетного права на трудоустройство для российских граждан.

Анализ современной миграционной ситуации в Российской Федерации

В 2018 году миграционный прирост населения РФ составил 124,9 тыс. человек, что является самым низким показателем за последние 10 лет. Численность мигрантов, прибывших из зарубежных стран, составила 565,7 тыс. человек (рис. 1) [24].

700

СТ1 СП СП ОООООООО ОО тЧ^ЧчЧ^Ч^ЧтЧгЧчЧ тН

I Прибыло в Российскую Федерацию,тыс.человек - Вы&ыло из Российской Федерации,тыс. человек

Рисунок 1. Численность прибывших и выбывших международных мигрантов с 1997 по 2018 г., тыс. человек Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики [24].

Динамика абсолютной численности мигрантов, прибывших из зарубежных стран, за период с 1997 по 2018 год отмеченд значительными колебаниями как в связи с изме-ннниями потоков мигрантов, так и с изменением методики статистического учета (2011 г.).

Снижение численности гтиТывших в РФ мигртнтов в период с 1008 по 2010 г. связана во многом с мировым финансово-экономическим кризисом и спадом экономической деятельности в России (снизилась почти на треть (31,9%) в 2010 году по сравнению с 2008 годом и составила 691,7 тыс. человек вТ010 ноду). А родт количества мигрантов в 2011 году по сравнению с 2010 годом был вызван изменением методики

Рисунок 2. Динамика численности прибывших мигрантов в 2018 году к численности прибывших

в 2008 году по странам,% Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной

статистики.

статистическосо учета:в качестве долговременных мигрантов стали учитываться лица, зарегистрированные не только по месту жительства, но и по месту пребывания на срок 9 месяцев и более.

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), в 2018 году среди прибывших международных мигрантов 90,3% (511 тыс. человек) прибыли из стран СНГ, 9,7% (54,7 тыс. человек)овлялись мигрантами из стран дальнего заро-бежья. Более 50% мигрантов из стран СНГ прибыли с территорий Украины (24,4% вгех прибывших из ст/ан СНГ), Казахстана (12,8%), Таджик/стана (12%), Узбекистана (9,8%) и Армении (8,2%) [24].

Следует отм/тись, что за десятиллтний период (с 2008 по 2018 г.) зсметно увелич/-лась численность международных мигрантов, прибывших из Таджикистана, Беларуси, Укрсины и Туркмении (р/с. 2). Одновремен/о значительно сократилась численность ежегодно прибывающих мигрантов из стран Азербайджана, Узбекистана и Киргизии [Т4].

В структуре мигрантов из стран дальнего зарубежья наибольшую долю занимают граждане Китая (12,9%), Грузии (11,6%), Индии (9,2%), Вьетнама (7,3%) и Германии (5,9%). Также значительную долю в численности мигрантов из стран дальнего зарубежья составляют граждане Абхазии, Корейской Народно-Демократической Деспублинл, Турции, Мароккл, Сирии и Лттвии (рис. 3) [24].

7.1 т.ч

3,2 т.ч.

I

5,9%

I

2,0 т.ч. 1,8 т.ч. 1,8 т.ч. 1,7 т.ч

■ ■ ■ ■

3,6% 3,3% 3,2% 3,1%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ ■ ■ ■

Е п га - =г г> О ас О

< О. га 5

1,3 т.ч. 1,3 т.ч. 2.3% 2,3%

14,0 12,0 10,0 8,0 6,0 4,0 2,0 0,0

« £

^ и и и

Э-

Рисунок 3. Удельный вес мигрантов по странам в структуре мигрантов из стран дальнего зарубежья,%

Источник: составлено авторами на основе данных Федеральной службы государственной

статистики [27].

За первое полугодие 2019 года около половины (47,1%) иностранных граждан и лиц без гражданства (ИГ и ЛБГ), первично вставших на миграционный учет по месту пребывания, прибыли в РФ с целью осуществления трудовой деятельности, около четверти мигрантов (24,1%) прибыли с туристической целью, 17,8% - с частной целью, и только 3,8% в качестве цели приезда в Россию отметили получение образования [11].

В первом полугодии 2019 года для иностранных граждан и лиц без гражданства было оформлено 234,3 тыс. приглашений, что на 0,7% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года; 121,5 тыс. виз, 121,3 тыс. реш ений о выдаче разрешения на временное проживание (РВП) (рис. 4) [11].

Числ о и ностранных граждан и лиц бет гражданства, получивших: ртзрешение на получение вида на жительство (ВЖ), увеличилось до 94,8 тыс. человек (на 6,4%), а число получивших разрешение на приобретение гр ажданства Российской Федерации увеличилось до 136,9 тыс. человек (на 8,3%) [11].

Данные за полугодие 2019 г. в сравнении с 2016 годом показали сокращение численности иностранных мигрантов, прибывающих из «визовых» стран, что свидетельствует о перераспределении между каналами трудовой миграции в пользу получателей патентов. Так, количество оформленных патентов иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим в РФ в порядке, не требующем получения визы, для вре-

Рисунок 4. Отдельные показатели миграционной ситуации в России за первое полугодие 2018 и 2019 гг. Источник: составлено авторами на основе данных Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУВМ МВД России).

менного осуществления на территории субъекта РФ трудовой деятельности составило более 1 миллиона, что в 17 раз превысило количество разрешений на работу, полученных иностранными работниками из стран с визовым режимом. Заметно большее количество иностранных граждан получают право на работу в качестве высококвали-фицированоых специалистов. Ток, по сравнению с2012 годом в 2018 году количество разрешений на работу для высококвалифицированных специалистов возросло в 2,4 разч и сосеавило 28,1 тыч. В то жевнемя количество разрешений на работу для квалифицированных специалистов за 6 лет снизилось в 2,2 раза, составив 20,1 тыс. в 2018 году [П].

В разрезе профессионально-квалификационнигх групп в2019 яо ду большиоство квот (61,3%) было выделено преимущественно по профессиям рабочих, занятых на горных, горно-капитальных и на строительно-монтажныхи ремонтно-строительных работах (52,1 тыс. квот, или 36% в структуре); по профессиям квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий (20,5 тыс. квот, или 14,2%); рабочим металлооррабатывающей и мншиноотроительной промышленностч (16,1 тыс. квот, или 11,1%) (рис. 4) [16].

Итак, еормаеивно -правоеая база регулирояания трудаиннстранных специалиетов совершенствуется, хотя и имеются существенные пробелы, которые можно, на наш

вз гляд, связать с несовершенством методики определения потребности в квалифицированных и высококвалифицированных иностранных специалистах в российской экономике.

Иаключение

Главной задачей го сударствен ной миграционной политики является разработка эффективных подходов к регулированию трудовой миграции, направленных на защиту национального рынка труда и интересов экономики страны. Гисударственное регулирование миграционных процессов предполагает совершенствование имеющегося нормативно-правовою механизма в частипривлечения и использования на территории РФ иностранной рабочей силы, а также по вопросам предоставлени я гражданства в упрощенном порядке.

Руководители учреждении, организации и предприятии и их 7,0 структурных подразделен и й (служб) 7,4

_ 3 1

Специалисты в области естественных и инженерных наук ^

Специалисты среднегоуровня квалификации физических и я 2,3 инженерных направлений деятельности я 2,7

Средний персонал в. области финансово-экономической, - 5,3 административной и социальной деятельности ™ 4,4 Работники сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и ш 3,9 собственности ™ 4Д

Продавцы, демонстраторы тoвapoвJ натурщики и , 1,0 демонстраторы одежды 1 1,3

Квалифицированные работники товарного ^^ 7,9 сельскохозяйственного производства, лесного 6Д

Рабочие, занятые на горных, горн о-капитальных и на вд^дв строительно-монтажных и ремонтно-строительных работах =

Рабочие металлообрабатывающей и машиностроительной

промышленности Другие профессии квалифицированных рабочих крупных и мелких промышленных предприятий Операторы, аппаратчики и машинисты промышленных установок

Операторы, аппаратчики, машинисты и слесари-сборщики ста ци он а рн о го о бо рудован и я

Водители и машинисты подвижного оборудования

Неквалифицированные рабочие, общие для всех отраслей экономики

И н ы е п р офесси он ал ьн о -квал ифи ка ци о н н ы е груп п ы

I н а 2017 год ■ н а 2019 год

Р исуаок 5. Распределение ивоты на выдача иоостранным гражданам,прибывающим вРоссийскую Федерацию наосневании визы, разрешений нараИотупо профессионально-квалификационным группам по субъектам Российской Федерации на 2019 год, тыс. человек

Источник: [15]

Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ все активнее используются предусмотренные законодательством инструменты по регулированию объемов и профессионально-квалификационного состава привлекаемой и используемой иностранной рабочей силы с учетом региональных особенностей рынка труда и защиты интересов российских работников, в том числе установлением допустимой доли иностранных работников в отдельных отраслях экономики, ограничением выдачи патентов по отдельным профессиям и др.

На настоящий момент отсутствует единый подход к определению профессий (специальностей, должностей), востребованных на рынке труда субъектов РФ, на которые могут быть привлечены иностранные квалифицированные работники с целью предоставления им в дальнейшем возможности получения российского гражданства в упрощенном порядке при одновременном соблюдении приоритетного права трудоустройства граждан РФ, в том числе за счет внутренней миграции.

В связи с новациями федерального законодательства по упрощению порядка получения гражданства иностранными работниками - квалифицированными специалистами, работающими в соответствии с утверждаемым Минтрудом России перечнем профессий (специальностей, должностей), есть необходимость разработки единой методики по формированию и актуализации такого перечня.

ИСТОЧНИКИ:

1. Воронина Н.А. Вопросы трудовой миграции в рамках евразийской интеграции //

Аналитический вестник Совета Федерации. - 2017. - № 19(676). - с. 51-64.

2. Глущенко Г.И., Вартанян А.А. Социально-экономические детерминанты трудовой

миграции высококвалифицированных специалистов // Вопросы статистики. -2018. - № 5. - с. 27-41.

3. Ивахнюк И.В. Предложения к миграционной стратегии России до 2035 года. / Монография. - М.: Российский совет по международным делам; Центр Стратегических разработок, 2017. - 82 с.

4. Клюев А.В., Немцова А.Н. Реальные и потенциальные перспективы включения тру-

довых мигрантов в рынок труда (на примере Санкт-Петербурга) // Управленческое консультирование. - 2016. - № 9(93). - с. 141-147.

5. Красинец Е.С. О миграционной политике России в области трудовой миграции //

Миграция и социально-экономическое развитие. - 2016. - № 3. - с. 139-152. - doi: 10.18334/migration.1.3.38088 .

6. Кязимов К.Г. Обучение и трудоустройство мигрантов как условие социально-эко-

номического развития трудодефицитных регионов // Миграция и социально-экономическое развитие. - 2016. - № 3. - с. 179-192. - doi: 10.18334/migration.1.3.38086 .

7. Лузина Т.В., Елфимова О.С. Проблемы миграционной безопасности и региональ-

ные тенденции миграционных процессов // Бизнес. Образование. Право. - 2019. - № 1(46). - с. 213-221. - doi: 10.25683/V0LBI.2019.46.103 .

8. Малышев Е.А. Способы защиты национального рынка труда // Право и управление.

XXI век. - 2017. - № 2(43). - с. 54-60.

9. Мукомель В.И. Мигранты на российском рынке труда: занятость, мобильность, ин-

тенсивность и оплата труда // Статистика и Экономика. - 2017. - № 6. - с. 69-79. - doi: 10.21686/2500-3925-2017-6-69-79 .

10. Нетеребский О. Привлекать мигрантов во благо россиян // Служба занятости. -2012. - № 5. - с. 32-34.

11. Основные показатели по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - ноябрь 2019 года. Министерство внутренних дел российской федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/ migracionnaya/item/19135667.

12. Панькин П.В. Регулирование рынка труда с учетом особенностей трудовой миграции. / Дисс....канд. экон. наук: спец. 08.00.05. - Экономика и управление народным хозяйством (5. Экономика труда). - Елец, 2018. - 215 с.

13. Постановление Правительства РФ от 03 декабря 2019 г. N 1579 «Об определении потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2020 год». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_340046 ( дата обращения: 13.09.2019 ).

14. Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2018 г. N 1365 «Об установлении на 2019 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/55687.html.

15. Постановление Правительства РФ от 6 декабря 2018 г. N 1494 «Об определении потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, и утверждении квот на 2019 год». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_312982.

16. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 июля 2015 г. № 446н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_183534.

17. Приказ Минтруда России от 05.07.2019 N 490н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан - квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специаль-

ности), на которых квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу не распространяются» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2019 N 55748). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_332415.

18. Проект приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства - квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке». Rosmintrud.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosmintrud.ru/employment/ migration/642 ( дата обращения: 07.09.2019 ).

19. Рязанцев С.В., Богданов И.Я., Храмова М.Н. Прогнозирование миграции в контексте формирования внешней миграционной политики России // Научное обозрение. Серия 1: Экономика и право. - 2017. - № 1. - с. 5-12.

20. Рязанцев С.В., Письменная Е.Е. Результативность внешней миграционной политики и подходы к оценке возможных объемов привлечения мигрантов // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. - 2017. - № 2. - с. 7-13. - doi: 10.26653/2076-4685-2017-2-7-13 .

21. Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 622 «Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_310139.

22. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_37868.

23. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_36927.

24. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2018 году. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/bgd/regl/b19_107/Main.htm.

25. Юрков Д.В. Социально-экономические эффекты квалификационной миграционной политики // Казанский экономический вестник. - 2017. - № 4(30). - с. 83-91.

26. Якшибаева Г.В., Назарова У.А. Сущность трудовой миграции как экономической категории и ее значение для социально-экономического развития региона // Уровень жизни населения регионов России. - 2016. - № 3(201). - с. 44-54.

references:

Gluschenko G.I., Vartanyan A.A. (2018). Sotsialno-ekonomicheskie determinanty trudo-voy migratsii vysokokvalifitsirovannyh spetsialistov [Socio-Economic Determinants of Highly-Skilled Migration]. "Bulletin of Statistics\. 25 (5). 27-41. (in Russian).

Ivakhnyuk I.V. (2017). Predlozheniya k migratsionnoy strategii Rossii do 2035 goda [Suggestions for a migration strategy of Russia until 2035] M.: Rossiyskiy sovet po mezhdunarodnym delam; Tsentr Strategicheskikh razrabotok. (in Russian).

Klyuev A.V., Nemtsova A.N. (2016). Realnye i potentsialnye perspektivy vklyucheniya trudovyh migrantov v rynok truda (na primere Sankt-Peterburga) [The Actual and Potential Prospects for the Inclusion of Migrant Workers in the Labor Market (On Example of St. Petersburg)]. Management consulting. (9(93)). 141-147. (in Russian).

Krasinets E.S. (2016). O migratsionnoy politike Rossii v oblasti trudovoy migratsii [On the migration policy of Russia in the field of labor migration]. Migration and social development. 1 (3). 139-152. (in Russian). doi: 10.18334/migration.1.3.38088 .

Kyazimov K.G. (2016). Obuchenie i trudoustroystvo migrantov kak uslovie sotsialno-eko-nomicheskogo razvitiya trudodefitsitnyh regionov [Training and employment of migrants as a condition for the socio-economic development of labor-deficit regions]. Migration and social development. 1 (3). 179-192. (in Russian). doi: 10.18334/mi-gration.1.3.38086 .

Luzina T.V., Elfimova O.S. (2019). Problemy migratsionnoy bezopasnosti i regionalnye tendentsii migratsionnyh protsessov [Problems of migration security and regional trends of migration processes]. Business. Education. Law. (1(46)). 213-221. (in Russian). doi: 10.25683/V0LBI.2019.46.103 .

Malyshev E.A. (2017). Sposoby zashchity natsionalnogo rynka truda [Methods of national labor market protection]. Law and management. XXI Century. (2(43)). 54-60. (in Russian).

Mukomel V.I. (2017). Migranty na rossiyskom rynke truda: zanyatost, mobilnost, inten-sivnost i oplata truda [Migrants at the Russian labor market: occupations, mobility, intensity of labor and wages]. Statistika iEkonomika. 14 (6). 69-79. (in Russian). doi: 10.21686/2500-3925-2017-6-69-79 .

Neterebskiy O. (2012). Privlekat migrantov vo blago rossiyan [To attract migrants for the benefit of the Russians]. Sluzhba zanyatosti. (5). 32-34. (in Russian).

Pankin P.V. (2018). Regulirovanie rynka truda s uchetom osobennostey trudovoy migratsii [The regulation of the labour market with the features of labour migration] Yelets. (in Russian).

Ryazantsev S.V., Bogdanov I.Ya., Khramova M.N. (2017). Prognozirovanie migratsii v kontekste formirovaniya vneshney migratsionnoy politiki Rossii [Forecast of migration in the context of the formation of russia foreign migration policy]. Scientific review. Series 1: Economics and Law. (1). 5-12. (in Russian).

Ryazantsev S.V., Pismennaya E.E. (2017). Rezultativnost vneshney migratsionnoy politi-ki i podkhody k otsenke vozmozhnyh obemovprivlecheniya migrantov [Effectiveness of external migration policy of Russia and approaches to the assessment of possible volume of attracted migrants]. Nauchnoe obozrenie. Seriya 2: Gumanitarnye nauki. (2). 7-13. (in Russian). doi: 10.26653/2076-4685-2017-2-7-13 .

Voronina N.A. (2017). Voprosy trudovoy migratsii v ramkakh evraziyskoy integratsii [The issues of labor migration within the Eurasian integration]. Analiticheskiy vest-nik Soveta Federatsii. (19(676)). 51-64. (in Russian).

Yakshibaeva G.V., Nazarova U.A. (2016). Sushchnost trudovoy migratsii kak ekonomi-cheskoy kategorii i ee znachenie dlya sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya regiona [The essence of labour migration as an economic category and its importance to the socio-economic development of the region]. Living standards of the population of Russian regions. (3(201)). 44-54. (in Russian).

Yurkov D.V. (2017). Sotsialno-ekonomicheskie effekty kvalifikatsionnoy migratsionnoy politiki [Social and economic effects of qualification migration policy]. Kazanskiy ekonomicheskiy vestnik. (4(30)). 83-91. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.