Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В АСПЕКТЕ МИГРАЦИИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ'

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В АСПЕКТЕ МИГРАЦИИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
63
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Конституционные гарантии / миграция персонала здравоохранения / Covid-19 / Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виноградова Е.В.

Российская Конституция, определяет Россию как социальное государство, что предполагает необходимость создания государственных гарантий в правоотношениях, традиционно относящихся к социальной сфере медицинским и трудовым. Возникшие в последние годы проблемы требуют решения на национальном и наднациональном уровнях. В статье анализируются международные акты, конституционные положения и законодательство Российской Федерации в сфере гарантий обеспечения трудовых прав мигрантов высококвалифицированных медицинских кадров, деятельность которых способствует реализации конституционных прав на охрану здоровья и медицинскую помощь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В АСПЕКТЕ МИГРАЦИИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-5-72-77 NIION: 2018-0076-5/22-661 MOSURED: 77/27-023-2022-5-860

ВИНОГРАДОВА Елена Валерьевна,

главный научный сотрудник Института государства и права Российской Академии Наук, доктор юридических наук, профессор, e-mail.evigpran@igpran.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В АСПЕКТЕ МИГРАЦИИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ

Аннотация. Российская Конституция, определяет Россию как социальное государство, что предполагает необходимость создания государственных гарантий в правоотношениях, традиционно относящихся к социальной сфере - медицинским и трудовым. Возникшие в последние годы проблемы требуют решения на национальном и наднациональном уровнях. В статье анализируются международные акты, конституционные положения и законодательство Российской Федерации в сфере гарантий обеспечения трудовых прав мигрантов - высококвалифицированных медицинских кадров, деятельность которых способствует реализации конституционных прав на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Ключевые слова: Конституционные гарантии, миграция персонала здравоохранения, соу^-19, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

VINOGRADOVA Elena Valerievna,

Chief Scientist, Institute of State and Law Russian Academy of Sciences, Doctor of Law, Professor

REALISATION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT

TO HEALTH CARE IN THE ASPECT OF MIGRATION OF HIGHLY QUALIFIED MEDICAL PERSONNEL

Annotation. The Russian Constitution defines Russia as a social state, which implies the need to create state guarantees in legal relations traditionally related to the social sphere - medical and labor. The problems that have arisen in recent years require solutions at the national and supranational levels. The article analyzes international acts, constitutional provisions and legislation of the Russian Federation in the field of guarantees for ensuring the labor rights of migrants - highly qualified medical personnel whose activities contribute to the realization of constitutional rights to health care and medical care.

Key words: constitutional guarantees, health personnel migration, Covid-19, World Health Organization (WHO).

Конституционное закреплении России как социального государства, обусловливает необходимость установления в российской Конституции, социальных гарантий, среди которых важными являются обязательства в сфере здравоохранения и в вопросах трудовых отношений. Именно в основном законе государство обозначает свои базовые ценности, фундаментальные цели, планы и программы развития, представляя мировому сообществу конституцию как «лицо» государства [1]. Гарантированное Российской Конституцией (ст.41) право на охрану здоровья и медицинскую помощь в свете происходящих в последнее время в мире событий, контекстно связана с миграционными процессами.

Для России эти вопросы очень важны и в связи с пандемией Covid-19, и в связи с проведением Специальной военной операции России на Украине.

Распространение новой коронавирусной инфекции, потребовало «...принятия соответствующих законодательных мер, направленных на закрепление гарантий защиты прав граждан, на обеспечение здоровья населения» [2]. Постепенное завершение пандемии Covid-19 и снятие связанных с ней ограничений на трансграничные перемещения привели к росту миграции в Россию. По данным МВД РФ за январь-февраль 2022 г. на иммиграционный учёт поставлено 2,265 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства, в то

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

время как за аналогичный период 2021 г. их количество составило 1,08 млн.; 12,7 тыс. человек было оформлено разрешение на работу, что практически в два раза превышает показатели предыдущего года1.

В этой связи особую актуальность приобретают вопросы разграничения мигрантов на работников высокой и низкой квалификации. Среди мигрантов - специалистов высокой квалификации большой процент занимают медицинские работники. При этом к высококвалифицированным специалистам относят и дипломированных врачей и средний медицинский персонал. Эти специалисты востребованы во всем мире. Заинтересованность в них особенно возросла в период пандемии Со^-19. Примечательно, что внимание к этому вопросу проявлено на уровне национального законодательства традиционно принимающих мигрантов стран. Активно эта проблема также решается в рамках двустороннего сотрудничества. Наблюдается тенденцию к формированию общих принципов, позволяющих в ближайшем будущем сформировать единую нормативную базу в вопросе регулирования в рамках ЕС требований к мигрантам - медикам высокой квалификации на основе внутренних законодательств. Представляется возможным сформулировать схожие положения в рамках действующих международных конвенций, содержащих основные стандарты по вопросам трудовой миграции для медицинских работников, путем внесения в них изменений.

Исследователи отмечают еще одну проблему, обозначаемую как «миграция персонала здравоохранения»[3]. Она существует уже несколько десятилетий и вызывает озабоченность на международном уровне. В шестидесятые годы XX в. она поднималась среди проблем утечки квалифицированных кадров из развивающихся стран, а в семидесятые годы - уже самостоя-тельно2. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 2004 г. была принята резолюция, название которой «Международная миграция медико-санитарного персонала: угроза системам здравоохранения в развивающихся странах» определяет уровень обеспокоенности международного сообщества происходящими процессами. В 2010 г. ВОЗ принял документ в статусе этиче-

1 Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за январь - февраль 2022 года. [Электронный ресурс] -URL: https://мвд.рф/dejatelnost/statistics/migracionnaya/ item/29153018 (дата обращения 14.04.2022).

2 Подготовка национальных кадров здравоохра-

нения. Доклад Генерального директора ВОЗ о ходе работы. А25/7, А/25/8, 13 апреля1972 г

ских правил - определяемый как кодекс международного найма персонала здравоохранения3

Нехватка медицинского персонала является проблемой как развитых, так и развивающихся государств. Однако, если первым в большей степени необходим вспомогательный медицинский персонал для ухода за стареющим населением [4], то вторые нуждаются в людях, способных оказывать первую медицинскую помощь. Развитые государства выступают в качестве нанимателей иностранного медицинского персонала, а развивающиеся теряют профессиональные кадры, которых недостаточно и для удовлетворения собственных нужд здравоохранения.

Особенно важно почеркнуть, что вопросы миграции специалистов-медиков влияют на реализацию прав граждан принимающих стран в сфере обеспечения здоровья населения. Одной из причин, по которой люди не готовы совершать переезд в другое государство, даже в случае увеличения заработной платы, является разрыв в социальном обеспечении. То есть обычно человек теряет социальное обеспечение со стороны государства в случае переезда в другое государство, например бесплатная медицина предоставляется в странах СНГ, а в Соединенных Штатах Америки это является дополнительными расходами.

Для решения этих вопросов можно предложить ряд мер. Прежде всего - экстерриториальность социального обеспечения. То есть предоставление денежных средств в государство, где человек проживает. Например, человек осуществлял взносы в медицинское страхование ежегодно в государственные учреждения. Тогда государство А, откуда приехал медицинский работник в случае, если ему самому будет нужна медицинская помощь, не входящая в перечень бесплатной помощи на территории государства Б, переведет денежные средства государству Б, если в государстве А это входит в страховку.

Кроме того, важно создать приложения, закрепляющего за каждым мигрантом счёт, который имеет все данные, связанные с социальным обеспечением, а также с информацией о соответствующей медицинской квалификации. Доступ к такой информации должен быть обеспечен для органов власти и государства, гражданином которого работник является, и для государства, в которое он приехал на работу. Создание информационных сайтов государств, куда специалисты намерены переехать для работы, чтобы они обладали информацией о том, какая социальная поддержка со стороны государства и компаний, куда они устроятся работать, будет предоставляться.

WHA63.16 от 21 мая 2010 г.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

3

Интеграция усилий международного сообщества изменила направление в связи с состоявшейся 7 апреля 2022 г. в ходе одиннадцатой чрезвычайной специальной сессии Генеральная Ассамблея ООН проголосовала за принятие предложенной Украиной вместе с некоторыми другими государствами резолюции под названием «Приостановление прав Российской Федерации, связанных с членством в Совете ООН по правам человека»1. По итогам голосования резолюцию поддержали представители 93 государств, 24 выступили против и 58 воздержались. Ранее, 4 апреля, на исключении России из состава Совета настаивали Соединённые Штаты2.

Поводом к принятию такого решения стали трагические события, связанные с убийством мирных жителей в украинском городе Буча, вину за которые страны Запада возложили на российских военных.

Вечером того же дня МИД России опубликовало заявление, в котором резолюция была названа «неправомерным и политически мотивированным шагом»3, а Совет подпавшим под влияние стран, использующих его в своих конъюнктурных целях. С вязи с этим Россия объявила о досрочном прекращении своих полномочий в составе Совета, срок которых должен был истечь в 2023 г.4

Решение о приостановке членства России в Совете ООН по правам человека, действительно, создаёт впечатление политически мотивированного, имеющего под собой зыбкое правовое основание. Чтобы прояснить этот момент видится необходимым обратить внимание на правовые основы деятельности Совета.

Совет ООН по правам человека был создан на основании резолюции Генеральной Ассамблеи 60/251 от 15 марта 2006 г.5 и заменил ранее суще-

1 Генассамблея ООН приостановила членство России в Совете ООН по правам человека. [Электронный ресурс] - URL: https://news.un.org/ru/ story/2022/04/1421492 (дата обращения 13.04.2022).

2 США намерены отстранить Россию от участия в СПЧ ООН. [Электронный ресурс] - URL: https:// radiosputnik.ria.ru/20220404/ssha-1781703190.html (дата обращения 13.04.2022).

3 Заявление МИД России о досрочном прекращении членства Российской Федерации в Совете ООН по правам человека. [Электронный ресурс] - URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1808494/ (дата обращения 13.04.2022).

4 Члены Совета по правам человека 16-го цикла, 1 января - 31 декабря 2022 года. [Электронный ресурс] - URL: https://www.ohchr.org/ru/hr-bodies/hrc/current-members (дата обращения 13.04.2022).

5 Резолюция, принятая Генеральной Ассам-

блеей 15 марта 2006 года 60/251. Совет по правам

человека. [Электронный ресурс] - URL: https://

documents-dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N05/502/68/

ствующую Комиссию по правам человека, действующую при Экономическом и социальном совете. Одной из причин создания нового органа, специализирующегося на вопросах защиты прав человека, стала низкая эффективность работы Комиссии. В частности, последняя подвергалась критике за предвзятое отношение к Израилю и за вхождение в её состав государств, которые были замешаны в нарушениях прав человека и старались использовать своё членство в Комиссии чтобы отвести от себя обвинения в этих наруше-ниях6.

В соответствии с текстом резолюции Совет является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи (п. 1) и должен содействовать всеобщему уважению и защите всех прав человека и основных свобод (п. 2), эффективной координации и интеграции деятельности, касающейся прав человека, в рамках системы ООН и рассматривать ситуации, связанные с нарушением прав человека, и давать по ним рекомендации (п. 3)7.

В 2007 г. с целью установления процедур, механизмов и методов работы Совет принял резолюцию 5/1 под названием «Институциональное строительство Совета по правам человека Организации Объединённых наций»8, которая определила три ключевых института Совета:

Универсальный периодический обзор (УПО), представляющий собой сбор информации о положении в сфере прав человека во всех странах-членах ООН;

Консультационный комитет - аналитический центр Совета, состоящий из 18 экспертов;

Процедура рассмотрения жалоб, созданная с целью рассмотрения сообщений отдельных лиц, групп лиц или неправительственных организаций о систематическом и грубом нарушении прав человека в том или ином регионе9.

В состав Совета входит 47 государств-членов ООН, каждое из которых избирается большинством членов Генеральной Ассамблеи на три года (п.7). Вместе с тем Генеральная Ассамблея

PDF/N0550268.pdf?OpenElement (дата обращения 13.04.2022).

6 The Shame of the United Nation. [Электронный ресурс] - URL: https://www.nytimes.com/2006/02/26/ opinion/the-shame-of-the-united-nations.html (дата обращения 13.04.2022).

7 Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей... [Электронный ресурс] - URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N05/502/68/PDF/ N0550268.pdf?0penElement (дата обращения 13.04.2022).

8 Справочная информация о Совете по правам человека [Электронный ресурс] - URL: https://www. ohchr.org/ru/hr-bodies/hrc/about-council (дата обращения 13.04.2022).

9 Там же.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

вправе большинством в две трети голосов присутствующих и участвующих в голосовании приостановить членство в Совете государства, уличённого в грубых и систематических нарушениях прав человека (п. 8)1.

Таким образом, с точки зрения процедуры, принятие резолюции о приостановке членства России в Совете не вызывает нареканий - 93 государства высказались за приостановку членства, в то время как лишь 24 проголосовали против. Но правовое основание принятия такого решения выглядит неоднозначно. В тексте резолюции, учредившей Совет по правам человека, определено, что членство государства в Совете может быть приостановлено в связи с систематическим и грубым нарушением прав человека данным государством. Ни Украина, ни прочие страны, обвиняющие Россию в нарушении прав человека в ходе проведения ею Специальной военной операции на Украине, до сих пор не предоставили убедительных доказательств нарушения прав человека в Буче со стороны России2.

В связи с этим, актуализируется тезис о чисто политических основаниях приостановки членства России в Совете. В данном случае право становится инструментом политики. Это решение вписывается в контекст информационной войны, которую ведут страны Запада против России с целью её демонизации и международной изоляции.

Тем не менее, выход России из состава Совета ООН по правам человека не должен существенно повлиять ни на её международное положение, ни на её положение в рамках системы ООН по защите прав человека. Россия продолжает свою деятельность в рамках созданного на основе Международного пакта о гражданских и политических правах Комитета по правам человека, который имеет схожие функции с Советом по правам человека [5]. Более того, до конца 2022 г. Россия осуществляет полномочия члена Экономического и социального совета ООН3, в сферу ведения которого также входят вопросы, касаю-

1 Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей... [Электронный ресурс] - URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N05/502/68/PDF/ N0550268.pdf?OpenElement (дата обращения 13.04.2022).

2 Более того, сообщения об убийствах мирных жителей в Буче начали поступать в ночь с 3 на 4 апреля, за такой короткий промежуток времени невозможно провести полноценное расследование, результаты которого могли бы однозначно указать на виновника этих событий.

3 Members | Economic and Social Council. [Элек-

тронный ресурс] - URL: https://www.un.org/ecosoc/en/

content/members (дата обращения 13.04.2022).

щиеся прав человека (ст. 62 Устава ООН)4. Кроме того, нужно помнить, что Совет выполняет в первую очередь морально-политическую функцию, его решения не носят императивного характера, являясь лишь индикаторами наличия проблем в сфере прав человека в том или ином государстве. В пользу этого говорит и то, что Совет является вспомогательным органом Генеральной Ассамблеи, решения которой, как известно, также являются рекомендательными.

На данный момент нет серьёзных оснований говорить о существенном снижении темпов миграции в Россию в ближайшем будущем. В этой связи приобретает особое значение необходимость неукоснительного соблюдения прав человека в сфере миграции, чему не должен препятствовать выход России из состава Совета ООН по правам человека. Напротив, Россия должна продемонстрировать мировому сообществу свою приверженность правам человека и основным свободам, продолжить исполнять свои обязательства в данной сфере, даже не являясь членом некоторых профильных организаций, и продемонстрировать, что обвинения в её адрес безосновательны. Неудача в этом деле нанесёт серьёзный репутацион-ный урон стране.

В этой связи, отдельного внимания заслуживает инициатива внесения поправок в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24.05.1999 № 99-ФЗ в соответствии с которыми соотечественниками предлагается признавать лиц, «владеющих русским языком, как государственным языком Российской Федерации и относящихся к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее родились или проживали на территории Российской Федера-ции»5. Данная инициатива особенно актуальна в свете поступающих сведений о нападках на российскую культуру и русскоговорящих людей в некоторых странах. Государство должно сделать всё возможное чтобы поддержать соотечественников в вопросах гарантированности основных прав и свобод человека и продолжить оказывать всестороннее содействие добровольному переселению соотечественников в Россию.

4 Устав ООН (полный текст). [Электронный ресурс] - URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/ full-text (дата обращения 13.04.2022).

5 Законопроект № 95462-8. Система обеспечения законодательной деятельности. [Электронный ресурс] - URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/95462-8 (дата обращения 14.04.2022).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

Что обеспечивается положениями российского законодательства, в частности, ч. 1 ст. 13 ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» N 115-ФЗ (последняя редакция)1 содержит право иностранных граждан, пребывающих в России, при выборе сферы деятельности свободно распоряжаться своими способностями и имуществом в целях трудовой и предпринимательской (по сути - любой экономической) деятельности, если она не противоречит российскому законодательству. Можно предположить, что указанная норма является формой содействия самостоятельной трудовой деятельности работников мигрантов и их поддержки, имплементированной в российское законодательство в контексте норм Европейской социальной хартии. Помимо этого, поскольку под прямым или косвенным влиянием международного акта положение ч. 10 ст. 19 было интегрировано в российскую систему регулирования трудовой миграции, выход России из Конвенции, на первый взгляд, не должен сказаться на поддержке самозанятых работников-иностранцев.

При этом во многих странах в миграционной сфере зачастую отсутствует весь спектр трудовых прав, свобод и гарантий, которые предусмотрены Европейской социальной хартией [6], которая, по мнению исследователей носит ярко выраженный западно-ориентированный характер [7]. Это обусловлено диспозитивностью международного регулирования трудовой миграции[8].

Очевидно, что высококвалифицированные специалисты, в частности медики, получившие образование в других странах, приносят принимающим обществам «чистую прибыль», позволяя без предварительных затрат получить большую отдачу [9]. Кроме того, они заполняют освободившиеся в результате глобальных мировых перемен, к числу которых можно отнести охвативший мир в 2020 году кризис, связанный с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19), который оказал непосредственное влияние на международную миграцию [10].

По данным Минтруда сегодня в России катастрофически не хватает врачей — наши специалисты могут покрыть не более 10% потребностей всей страны. Чтобы исправить ситуацию, Минздрав и Минтруд предложили нанимать мигрантов из бывших республик СССР, Руководствуясь принципом географической и ментальной близости. Общность языка, культуры, части образовательных программ способствует укреплению социальных связей и решению многих вопросов в сфере оказания медицинских услуг. Кроме того, важно учитывать и региональные взаимоотношения Рос-

1 Собрание законодательства Российской Федерации. // 29.07.2002 // №30. // ст.3032.

сии с приграничными государствами. Взаимодействие с рядом государств, такими как Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан в сфере миграции специалистов-медиков имеет ряд преимуществ как для принимающей, так и для второй стороны. Дефицит кадров вынуждает принимать определенные решения. Поэтому в России принято решение о необходимости привлекать мигрантов «из числа бывших соотечественников». А именно граждан из стран бывших советских республик, которым упростят получение российского паспорта для работы в РФ.

В завершении важно обозначить, что предпринимаемые Российской Федерацией меры имеют интеграционные цели, коррелирующие с целями российского конституционно-правового регулирования социальной сферы, к числу которых относятся трудовые правоотношения и гарантии права на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Список литературы:

[1] Данилевская И.Л. О программных положениях отечественных конституций периода советского конституционализма. //Евразийская адвокатура. 2022. № 1 (56). С. 18.

[2] Виноградова П.А., Тулаев А.Н. Полномочия органов публичной власти в условиях новых эпидемиологических рисков //Юридическая наука: история и современность. 2021.№12. С.86-97.

[3] Белоусова А.А. Право на здоровье в международном праве: история становления. Вестник РУДН. Серия: юридические науки. М: РУДН, 2013.

[4] Глущенко Г.И., Пономарев В.А. Миграция и развитие.М.: Экономика, 2009. С. 91-94.

[5] Дикман С.С. Юридическая природа решений комитета ООН по правам человека: основные проблемы // Труды Института государства и права Российской академии наук. - 2010. - № 1. - С. 75-87.

[6] Акатнова М.И. Реализация положений Европейской социальной хартии о праве на социальное обеспечение в законодательстве России // Вестник СГЮА. // 2020. // №4 (135). // С. 186.

[7] Валентик О.Н. Европейская хартия и новый вектор муниципальной реформы в Российской Федерации. ЭТАП. 2022. №1. С. 51.

[8] Гойибов Ж. Административно-правовое регулирование межгосударственной трудовой миграции // ОИИ. 2021. // №1/S. С. 111. // [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/administrativno-pravovoe-regulirovanie-mezhgosudarstvennoy-trudovoy-migratsii (дата обращения: 11.04.2022).

[9] Раковская В. С., Соловьёва Н. Н., Туманова И. А. ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ СТРАН-ДОНОРОВ И СТРАН-РЕЦИ-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

ПИЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3.

[10] Красинец Е.С.Шевцова Т.В. Трудовая миграция в Россию в контексте развития пандемии короновируса//Международный научно-исследовательский журнал.2021.№12 (114).Ч.4 С.59.

Spisok literatury:

[1] Danilevskaya I.L. O programmnyh polozheni-yah otechestvennyh konstitucij perioda sovetskogo konstitucionalizma. //Evrazijskaya advokatura. 2022. № 1 (56). S. 18.

[2] Vinogradova P.A., Tulaev A.N. Polnomo-chiya organov publichnoj vlasti v usloviyah novyh epi-demiologicheskih riskov //YUridicheskaya nauka: istoriya i sovremennost'. 2021.№12. S.86-97.

[3] Belousova A.A. Pravo na zdorov'e v mezh-dunarodnom prave: istoriya stanovleniya. Vestnik RUDN. Seriya: yuridicheskie nauki. M: RUDN, 2013.

[4] Glushchenko G.I., Ponomarev V.A. Migraciya i razvitie.M.: Ekonomika, 2009. S. 91-94.

[5] Dikman S.S. YUridicheskaya priroda resh-enij komiteta OON po pravam cheloveka: osnovnye

problemy // Trudy Instituta gosudarstva i prava Rossi-jskoj akademii nauk. - 2010. - № 1. - S. 75-87.

[6] Akatnova M.I. Realizaciya polozhenij Evropejskoj social'noj hartii o prave na social'noe obespechenie v zakonodatel'stve Rossii // Vestnik SGYUA. // 2020. // №4 (135). // S. 186.

[7] Valentik O.N. Evropejskaya hartiya i novyj vektor municipal'noj reformy v Rossijskoj Federacii. ETAP. 2022. №1. S. 51.

[8] Gojibov ZH. Administrativno-pravovoe reg-ulirovanie mezhgosudarstvennoj trudovoj migracii // OII. 2021. // №1/S. S. 111. // [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/administra-tivno-pravovoe-regulirovanie-mezhgosudarstven-noy-trudovoy-migratsii (data obrashcheniya: 11.04.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[9] Rakovskaya V. S., Solov'yova N. N., Tumanova I. A. TRUDOVAYA MIGRACIYA: POSLED-STVIYA DLYA STRAN-DONOROV I STRAN-RECIPI-ENTOV // Sovremennye problemy nauki i obra-zovaniya. - 2013. - № 3.

[10] Krasinec E.S.SHevcova T.V. Trudovaya migraciya v Rossiyu v kontekste razvitiya pandemii koronovirusa//Mezhdunarodnyj nauchno-issledova-tel'skij zhurnal.2021.№12 (114).CH.4 S.59.

J

Mi1

ЮРКОМПАНИ

www. law-books, ru

л

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ОЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.