Научная статья на тему 'Проблемы соотношения международно - правовых норм и законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав мигрантов'

Проблемы соотношения международно - правовых норм и законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав мигрантов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
364
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МЕСТНОЕ ЗАКНОДАТЕЛЬСТВО / БЕЖЕНЦЫ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / MIGRATION / INTERNATIONAL LEGISLATION / DOMESTIC LEGISLATION / REFUGEES / HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Барис Е.А.

В статье проводится сравнение международно правовых норм и законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав мигрантов. Во вводной части обоснована актуальность проведенного исследования. Во второй части затрагиваются гарантии мигрантов различных групп в области въезда. В третей части рассматриваются вопросы, касающиеся гарантий обеспечения прав трудовых мигрантов. Заключительная часть содержит общий вывод.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Барис Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of correlation between international legislation and Russian legislation in the field of protecting human rights of migrants

The article compares international legal norms and Russian legislation in the field of protecting the rights of migrants. In the introduction, the relevance of the study is justified. The second part deals with the guarantees of varios groups of migrants in the field of enering the country. The third part deals with issues related to guarantees of labor migrants rights. The final part contains a general conclusion.

Текст научной работы на тему «Проблемы соотношения международно - правовых норм и законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав мигрантов»

Проблемы соотношения международно - правовых норм и законодательства Российской

Федерации в сфере защиты прав мигрантов

Problems of correlation between international legislation and Russian legislation in the field of

protecting human rights of migrants

Барис Е.А.

Студент 3 курса Юридического факультета СИУ РАНХиГС e-mail: helenbaris@gmail.com

Baris H.

3 term student Faculty of of law

Siberian Institut of Gestion-branch of Russian Academy of Gestion

e-mail: helenbaris@gmail.com

Научный руководитель Недзелюк Т.Г

Доктор исторических наук СИУ РАНХиГС e-mail: tatned@list.ru Scientific adviser Nedzekuk T.

Doctor of History Sciences Siberian Institut of Gestion-branch of Russian Academy of Gestion

e-mail: tatned@list.ru

Аннотация.

В статье проводится сравнение международно - правовых норм и законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав мигрантов. Во вводной части обоснована актуальность проведенного исследования. Во второй части затрагиваются гарантии мигрантов различных групп в области въезда. В третей части рассматриваются вопросы, касающиеся гарантий обеспечения прав трудовых мигрантов. Заключительная часть содержит общий вывод.

Annotation.

The article compares international legal norms and Russian legislation in the field of protecting the rights of migrants. In the introduction, the relevance of the study is justified. The second part deals with the guarantees of varios groups of migrants in the field of enering the country. The third part deals with issues related to guarantees of labor migrants rights. The final part contains a general conclusion.

Ключевые слова: миграция, международное законодательство, местное закнодательство, беженцы, права человека

Key words: migration, international legislation, domestic legislation, refugees, human rights

Наванетхем Пиллэй, занимавшая пост Верховного комиссара ООН по правам человека с 2008 по 2014 год, подчеркивает, что «от того, как мы обращаемся с мигрантами, будет зависеть успех построения нами общества, основанного на справедливости, демократии, достоинстве и безопасности человека для каждого». В годы глобализации, миграция открывает возможности, но также создает новые вызовы, связанные с дискриминацией. В связи с распадом Советского Союза и возникшими в связи с этим международными конфликтами данные вопросы также стали актуальными и для России. От того, насколько проработано законодательство, касающееся обеспечения их прав и защиты гарантий, будет зависеть актуальная ситуация.

Содержание правового статуса мигрантов в Российской Федерации предусматривает как наличие прав, так и существование обязанностей, предусмотренных как внутренним законодательством, так и нормами международного права. Как отмечает Г.Е. Алексеев, существует две тенденции в формировании современной миграционной политики: с одной стороны, отечественная правовая система активно адаптирует международные стандарты государственно-правового регулирования отношений в сфере миграции, с другой - происходит

регионализация прав мигрантов.

Право государства на высылку вызывало оживленную дискуссию еще в конце XIX века, что подчеркивается в докладе о высылке иностранцев, подготовленном Специальным докладчиком господином Морисом Камто на пятьдесят девятой сессии ООН. На наличие данных споров указывают труды Института международного права по этой проблеме. Специально вопрос о праве на высылку не обсуждался, но косвенно затронут был. Указывалось на существование такого права и наличии его правовой основы в рамках международного права или, в случае необходимости, национального права. Право высылать относится к естественным правам государства и «вытекает из самого его статуса суверенного юридического лица». Ограничения подобного статуса допустимы только если государство добровольно приняло на себя соответствующие обязателсьтва, либо определенными нормами erga omnes («относительно всех»). В данном случае предусматриваются лишь ограничения, а не какие - либо нормы, которые устанавливают запрет государства на высылку мигрантов. Следовательно, государства обладают соответствующим правом, но нельзя отнести его к абсолтным. Право на высылку не зависит от каких - либо отдельных положений о предоставлении такого права высылающему государству, так как оно вытекает из самого международного права, т.е. относится к нормам обычного права. Также Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН установлен принцип суверенитета государств. Но в докладе отмечается, что суверенность государства не может пониматься в абсолютном значении и не избавляет государство от соблюдения минимальных правил.

Дискреция (т.е усмотрение) государства ограничивается. Эти ограничения существуют независимо от других ограничительных принципов и закрепляются такими подотраслями международного права, как международное право прав человека, международное беженское право, в частности право трудящихся-мигрантов. Они являются частью международного правопорядка. Государства не могут злоупотреблять своими полномочиями. Специальный докладчик вместе с тем разделяет ограничения, неотъемлемые от международного правопорядка, поскольку они являются частью тех условий, которые делают возможным этот правопорядок, от ограничений, вытекающих из специфических областей международного права и создающих условия осуществления права на высылку. Этими внутренними принципами, ограничивающими право на высылку, в частности, являются: Pacta sunt servanda, добросовестность, требование соблюдения jus cogens, которое вводит принцип непротиворечия между любой нормой международного права и императивной нормой. Данные принципы неоспоримы и составляют другой аспект правила.

Докладчик выделяет следующие общепризнанные принципы в области высылки иностранных граждан: невысылка гражданина совей страны, невысылка беженцев, невысылка апатрида, запрета коллективной высылки, запрещения дискриминации, соблюдения основных прав высылаемого, запрещения произвольной высылки, обязательства по информированию, обязательство высылающего государства по соблюдению своего внутреннего права (patere legem quam fecisti) и процедуры, закрепленные в соотвествующем праве. Можно выделить три категории ограничений: ограничения, связанные с высылаемыми (ratione personae), ограничения, связанные с основными правами высылаемых (ratione materiae), и ограничения, связанные с процедурами высылки (ratione prosequi).

Статья 25.10 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» устанавливает, что если иностранный гражданин или апатрид въехал на территорию Российской Федерации с нарушением правил, либо не имеет соответствующих документов, подтверждающих право на проживание в РФ, либо уклоняется от обращения в соответствующие органы для восстановления документов или от выезда, то он находятся на территории РФ незаконно. Данное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством. Последующими статьями ФЗ (26 и 27) установлено, что в отношении нелегальных мигрантов может быть вынесено решение о неразрешении на въезд. Также в отношении иностранного гражданина может быть принято решение о нежелательности пребывания, если иностранный гражданин создает опасность для обороноспособности или безопасности страны, правопорядку, либо здоровью населения. Решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации де-факто является запретом на въезд для гражданина в РФ. Въезд в

131

Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято соответствующее решение, недопустим, за исключением случая, если по договору иностранного государства и Российской Федерации о реадмиссии данного гражданина передают России. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом. Если иностранный гражданин или лицо без гражданства в установленный срок не покидает территорию, то его подвергают депортации. Следовательно, принцип запрета произвольной высылки закреплен в законодательстве РФ, поскольку причины, по которым лицо могут выслать, закреплены в соотвествующих нормах.

Выдворение такой группы лиц, как беженцы, является одной из самых сложных процедур. При неправильной оценке ситуации в стране, куда возвращается выдворяемый, или неправильной оценке правонарушения, повлекшего выдворение, жизнь человека подвергается смертельной опасности. Статья 32 Конвенции о статусе беженцев устанавливает, что государства не будут высылать законно проживающих на их территории беженцев иначе, как по соображениям государственной безопасности или общественного порядка. На практике применяется расширительное трактование положений Женевской конвенции о беженцах или отступление для принявших ее стран. Например, Директива ЕС № 2011/95/ЕС устанавливает, что страны-члены ЕС могут лишать статуса беженца, прекращать его или отказывать в его продлении, если есть основания считать такое лицо угрозой для безопасности страны или оно после осуждения за особо тяжкое преступление представляет угрозу для общества в такой стране-члене ЕС. Часть 2 статьи 9 ФЗ «О беженцах» предусматривает, что лицо лишается статуса беженца, если оно осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления на территории Российской Федерации, либо получило статус беженца, сообщив заведомо ложные сведения или предъявив фальшивые документы. Больше всего вопросов вызывает подпункт третий части 2 статьи 9 ФЗ «О беженцах», по которому лицо лишается статуса беженца, если привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с незаконным оборотом наркотических или психотропных средств, или их прекурсоров, либо растений, содержащих подобных веществ. Стоит ли из - за административные нарушения, пускай и посягающего на основы нравственности, и правопорядка, подвергать опасности жизнь человека? Думается, нет; следует учесть и тот факт, что государство слишком широко применяет дискретные полномочия, де- факто нарушая принцип невысылки беженцев.

Важными также предстают вопросы защиты прав трудовых мигрантов на международном и федеральном уровне. Статьей 19 Европейской социальной хартии устанавливается право работников-мигрантов и их семей на защиту и помощь. Государства-члены, ратифицировавшие статью 19 Хартии, обязаны содействовать в максимально возможной степени воссоединению семьи работника-мигранта, получившего разрешение поселиться на их территории. Российской Федерацией соответствующая статья не ратифицирована. Также Российская Федерация не присоединилась к Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Данное обстоятельство нельзя назвать положительным, поскольку трудовые мигранты и члены их семей лишаются части своих гарантий. Внутренее законодательство Российской Федерации также не содержит отдельных норм, посвященных защите прав семей работников - мигрантов.

Можно внести следующие предложения:

1. Необходимо отменить подпункт 3 части 9 ФЗ «О беженцах», как не соответствующий международно - правовым нормам, нарушающий принцип недискриминации и невысылки беженцев;

2. Необходимо закрепить в законодательстве Российской Федерации отдельные нормы, посвященные защите прав работников - мигрантов, а также членов их семьи.

В целом анализ норма законодательства о мигрантах позволил прийти к следующим выводам:

1. Современное законодательство РФ в целом соответсвует нормам международного права, но присутствуют и недостатки, препятствующие реализации прав и гарантий различных категорий мигрантов.

2. На практике применяется расширительное трактование положений Женевской конвенции о беженцах или отступление для принявших ее стран. Подобные отступления встречаются и в законодательстве Российской Федерации.

3. Принцип запрета произвольной высылки закреплен в законодательстве РФ, поскольку причины, по которым лицо могут выслать, закреплены в соотвествующих нормах.

Список используемой литературы:

1. Directive 2011/95/EU of the European Parliament and of the Council of 13 December 2011 on standards for the qualification of third-country nationals or stateless persons as beneficiaries of international protection, for a uniform status for refugees or for persons eligible for subsidiary protection, and for the content of the protection granted[Электронный ресурс]// URL: https://publications.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/584c3b9d-f7ec-4658-8d48-181fe18f8f93/language-en (дата обращения: 21.12.2017).

2. Алексеев Г.Е. Современная российская миграционная политика: правовое обеспечение региональных интересов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, -2004. -С. 7.

3. Документ A/CN.4/581. Третий доклад о высылке иностранцев, подготовленный Специальным докладчиком г-ном Морисом Камто// Ежегодник Комиссии международного права. Документы пятьдесят девятой сессии ООН. Том II. Часть первая - 2007 - С. 135-139.

4. Европейская социальная хартия (пересмотренная). Принята в г. Страсбурге 03.05.1996 [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-плюс».

5. Конвенция о статусе беженцев: Принята Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов 28 июля 1951 г., созванной в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассам- блеи ООН от 14 декабря 1950 г. [Электронный ресурс]// URL: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/refugees.shtml (дата обращения: 21.12.2017).

6. О беженцах. Федеральный закон от 19.02.1993 № 4528-I (ред. от 22.12.2014) // Российская газета. - 1997. -№ 126.

7. Обращение Наванетхем Пиллэй, Верховного комиссара ООН по правам человека, на Глобальном форуме по миграции и развитию / Дни гражданского общества, Пуэрто-Вальярто (Мексика). - 8 ноября 2010 г.

8. О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года. Федеральный закон от 03.06.2009 № 101-ФЗ [Электронный ресурс]// URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&vkart=card&nd=102130053&rdk=&firstDoc=1&lastDoc=1 (дата обращения: 21.12.2017).

9. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ (ред. от 29.07.2017)// Российская газета.- 15.08.1996

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.