Научная статья на тему 'Право на свободу передвижения и выбор места жительства в контексте миграционного законодательства: к вопросу о международно-правовом регулировании'

Право на свободу передвижения и выбор места жительства в контексте миграционного законодательства: к вопросу о международно-правовом регулировании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
857
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА / РАВЕНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ / СВОБОДА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ / МИГРАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Богдан Варвара Владимировна, Урда Маргарита Николаевна, Жерелина Ольга Николаевна

В статье рассматривается вопросы выбора места жительства и обеспечение прав на свободу передвижений в контексте миграционного законодательства. В настоящее время миграционное законодательство имеет специфический характер и комплексную (частно-публичную) природу. Несмотря на то, что оно в значительной мере перегружено многочисленными нормативными актами, многие вопросы, входящие в сферу регулирования миграционного законодательства, не нашли своего разрешения. В ходе исследования применялась совокупность общенаучных и частно-научных методов. Применялись также основанные на нем общенаучные и частнонаучные методы, прежде всего, системный, статистический, сравнительно-правовой, структурно-функциональный, основные общелогические методы познания. Теоретическая основа исследования базируется на трудах: Н.М. Коршунова, Е.А. Кирилловой, А.В. Павлюка и др. Статья посвящена разработкам представителями юридической доктрины новых подходов к вопросам, связанным с правом на свободу передвижения и выбор места жительства в контексте миграционного законодательства. По итогам исследования сделан вывод, что, методологической проблемой рассмотренных международных актов является отсутствие унифицированного определения незаконной миграции. Использование в международном законодательстве универсального характера таких правовых средств, как «зарегистрированные» и «незарегистрированные» мигранты, «тайное миграционное движение», «трудящиеся-мигранты имеющие и не имеющие постоянный статус» (Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990г.), «незаконный ввоз мигрантов», «незаконный въезд» (Протокол о незаконном ввозе мигрантов 2000г.) не способствует четкому и единообразному пониманию рассматриваемого феномена. Получившие закрепление в статье результаты научных исследований показали, что право на свободу передвижения и выбор места жительства в контексте миграционного законодательства требуют разработки, совершенствования и дальнейшего исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Богдан Варвара Владимировна, Урда Маргарита Николаевна, Жерелина Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RIGHT TO FREEDOM OF MOVEMENT AND CHOICE OF RESIDENCE IN THE CONTEXT OF IMMIGRATION LEGISLATION: THE ISSUE OF INTERNATIONAL REGULATION

The article considers the right to freedom of movement and choice of residence in the context of migration legislation. Currently, migration legislation has a specific character and a complex (private-public) nature. Despite the fact that it has largely overwhelmed by the many regulations, many of the questions entering into the sphere of regulation of migration legislation, has not found its resolution. The study used a set of General scientific and private-scientific methods. General scientific and private scientific methods based on it were also applied, first of all, system, statistical, comparative legal, structural and functional, basic General logical methods of cognition. Theoretical basis the study is based on the works of: N. M. Korshunova, E. A. Kirillova, A. V. Pavlyuk, etc. The article is devoted to the development by the representatives of the legal doctrine of new approaches to issues related to the right to freedom of movement and choice of residence in the context of migration legislation. The study concluded that the methodological problem of the considered international acts is the lack of a unified definition of illegal migration. The use in international legislation of the universal character of legal means such as" registered "and" unregistered " migrants”, “secret migration movement", "migrant workers with and without permanent status" (international Convention on the protection of the rights of all migrant workers and members of their families, 1990), "smuggling of migrants”, "illegal entry" (Protocol on the smuggling of migrants, 2000) it does not contribute to a clear and uniform understanding of the phenomenon in question. The results of scientific research have shown that the right to freedom of movement and choice of residence in the context of migration legislation require the development, improvement and further research.

Текст научной работы на тему «Право на свободу передвижения и выбор места жительства в контексте миграционного законодательства: к вопросу о международно-правовом регулировании»

3.2. ПРАВО НА СВОБОДУ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И ВЫБОР МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА В КОНТЕКСТЕ МИГРАЦИОННОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ1

Богдан Варвара Владимировна, д-р юрид. наук. Должность: профессор. Место работы: Юго-западный государственный университет. Подразделение: кафедра гражданского права. E-mail: [email protected] Урда Маргарита Николаевна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Юго-западный государственный университет. Подразделение: кафедра уголовного права. E-mail: [email protected] Жерелина Ольга Николаевна. Должность: преподаватель. Место работы: МГИМО МИД России. Подразделение: Факультет управления и политики, кафедра правовых основ управления. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассматривается вопросы выбора места жительства и обеспечение прав на свободу передвижений в контексте миграционного законодательства. В настоящее время миграционное законодательство имеет специфический характер и комплексную (частно-публичную) природу. Несмотря на то, что оно в значительной мере перегружено многочисленными нормативными актами, многие вопросы, входящие в сферу регулирования миграционного законодательства, не нашли своего разрешения.

В ходе исследования применялась совокупность общенаучных и частно-научных методов. Применялись также основанные на нем общенаучные и част-нонаучные методы, прежде всего, системный, статистический, сравнительно-правовой, структурно-функциональный, основные общелогические методы познания.

Теоретическая основа исследования базируется на трудах: Н.М. Коршунова, Е.А. Кирилловой, А.В. Пав-люка и др.

Статья посвящена разработкам представителями юридической доктрины новых подходов к вопросам, связанным с правом на свободу передвижения и выбор места жительства в контексте миграционного законодательства.

По итогам исследования сделан вывод, что, методологической проблемой рассмотренных международных актов является отсутствие унифицированного определения незаконной миграции. Использование в международном законодательстве универсального характера таких правовых средств, как «зарегистрированные» и «незарегистрированные» мигранты, «тайное миграционное движение», «трудящиеся-мигранты имеющие и не имеющие постоянный статус» (Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990г.), «незаконный ввоз мигрантов», «неза-

1 НИР в рамках Гранта Президента Российской Федерации для

государственной поддержки молодых российских ученых - докто-

ров наук

конный въезд» (Протокол о незаконном ввозе мигрантов 2000г.) не способствует четкому и единообразному пониманию рассматриваемого феномена.

Получившие закрепление в статье результаты научных исследований показали, что право на свободу передвижения и выбор места жительства в контексте миграционного законодательства требуют разработки, совершенствования и дальнейшего исследования.

Ключевые слова: место жительства, свобода передвижения, миграция, международные акты; равенство возможностей.

THE RIGHT TO FREEDOM OF MOVEMENT AND CHOICE OF RESIDENCE IN THE CONTEXT OF IMMIGRATION LEGISLATION: THE ISSUE OF INTERNATIONAL REGULATION

Bogdan Varvara Vladimirovna, Dr of law. Position: Professor. Place of employment: South-West state University. Department: civil law chair. E-mail: [email protected] Urda Margarita Nikolaevna, PhD at law. Position: associate professor. Place of employment: South-West state University. Department: criminal law chair. E-mail: [email protected]

Zherelina Olga Nikolaevna. Position: lecturer. Place of employment: MGIMO-University. Department: Faculty of governance and politics. E-mail: [email protected]

Annotation: The article considers the right to freedom of movement and choice of residence in the context of migration legislation. Currently, migration legislation has a specific character and a complex (private-public) nature. Despite the fact that it has largely overwhelmed by the many regulations, many of the questions entering into the sphere of regulation of migration legislation, has not found its resolution.

The study used a set of General scientific and private-scientific methods. General scientific and private scientific methods based on it were also applied, first of all, system, statistical, comparative legal, structural and functional, basic General logical methods of cognition.

Theoretical basis the study is based on the works of: N. M. Korshunova, E. A. Kirillova, A. V. Pavlyuk, etc.

The article is devoted to the development by the representatives of the legal doctrine of new approaches to issues related to the right to freedom of movement and choice of residence in the context of migration legislation.

The study concluded that the methodological problem of the considered international acts is the lack of a unified definition of illegal migration. The use in international legislation of the universal character of legal means such as" registered "and" unregistered " migrants", "secret migration movement", "migrant workers with and without permanent status" (international Convention on the protection of the rights of all migrant workers and members of their families, 1990), "smuggling of migrants", "illegal entry" (Protocol on the smuggling of migrants, 2000) it does not contribute to a clear and uniform understanding of the phenomenon in question.

The results of scientific research have shown that the right to freedom of movement and choice of residence in the context of migration legislation require the development, improvement and further research. Keywords: place of residence, freedom of movement, migration, international acts; equal opportunities.

В настоящее время миграционное законодательство имеет специфический характер и комплексную (частно-публичную) природу. Несмотря на то, что оно в

значительной мере перегружено многочисленными нормативными актами, многие вопросы, входящие в сферу регулирования миграционного законодательства, не нашли своего разрешения.

Проблемы правового регулирования миграционных процессов не могут оставаться только в рамках публичного или, в значительно меньшей степени, частного права, в силу того, что миграция, как правовое явление, напрямую затрагивает национальные интересы государства, которые представляют собой совокупность публичных и частных интересов2. Данные обстоятельства напрямую обуславливают необходимость исследования международного законодательства, как основы миграционной политики противодействия незаконной миграции.3

Международно-правовые акты, оказывающие влияние на формирование политики противодействия незаконной миграции, весьма разнообразны. В самом общем виде их можно свести в две основные группы. Первая группа - международные стандарты прав и свобод человека, а также иные документы, конституирующие основу современной миграционной политики в целом (общие). Вторая - международные акты, специализированной направленности, предусматривающие конкретные обязательства государств по установлению в национальном законодательстве мер собственно противодействия негативным проявлениям незаконной миграции (специальные).

Международные инструменты первой группы концентрируют внимание, главным образом, на регламентации правового статуса мигрантов. Основополагающее значение в этом аспекте миграционной политики имеет Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года4, которая в качестве основных свобод человека признает право каждого свободно передвигаться и выбирать место жительство, уезжать из любой страны и возвращаться обратно, пересекать границы других государств (ст. 13). Рассматриваемые положения получают конкретизацию в Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966г.5. Пакт устанавливает зависимость реализации права на свободу передвижения от законности нахождения лица на территории соответствующего государства (ч.1, ч.2 ст.12). Кроме того, подчеркивает возможность ограничения этого права законом, так как незаконная миграция может быть ограничена государствами с целью соблюдения безопасности, а также для обеспечения интересов граждан, так как неконтролируемые потоки мигрантов могут угрожать не только правопорядку, но и приносить болезни в виде эпидемий (ч.3 ст. 12), которое реализуется посредством высылки иностранца на основании соответствующего решения. При этом иностранный гражданин правомочен представлять любые доводы против своей

2 Коршунов Н.М. Конвергенция частного и публичного права: проблема теории и практики. М., 2015 г. С. 53-55.

3 Богдан В.В., Урда М.Н., Павлюк А.В. К вопросу о миграционном законодательстве в России // Социально-политические науки. 2017. № 5. С. 60-63

4 Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948года (Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948г.) // Российская газета. 1993. 5 апреля.

Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) Пакт открыт для подписания, ратификации и присоединения 16 декабря 1966 г. резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН. Вступил в силу 23 марта 1976 г. СССР подписал настоящий Пакт 18 марта 1968 г. Пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 г. №4812-VIII. Пакт вступил в силу для СССР 23 марта 1976 г.// Ведомости Верховного Совета СССР. 1976г.№17. Ст. 291

высылки6, имеет право на пересмотр решения о его выдворении из страны пребывания (ст. 13).

Основные положения о свободе передвижения и выборе места жительства закреплены в Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, от 13 декабря 1985 года7. В соответствии с положениями данной декларации запрещена расовая дискриминация, ущемление прав по расовому признаку, запрещено высылать лиц из-за этнических, культурных, религиозных, национальных отличий пребывающих на территории другого государства8. Супругу, несовершеннолетним детям, находящимся на попечении взрослых можно находиться на территории другого государства, если они на законном основании пересекли границу (ч.4 ст.5). Указанным актом устанавливаются иные личные, социальные, политические и экономические права иностранцев: личная неприкосновенность; право на жизнь; защиту от незаконного вмешательства в личную и семейную жизнь; выбор супруга, брак; свободу мысли, совести и религии; владение и использование родного языка; бережное отношение к собственной культуре; денежные переводы в другое государство в соответствии с действующими правилами; собственное мнение и возможность его выражать; право владеть использовать и распоряжаться собственным движимым и недвижимым имуществом на законном основании; безопасные условия труда; медицинская помощь в полном объеме; защита здоровья; право на отдых и на труд и т.п. (ст.5 -10). В ст. 2 документа подчеркивается, что декларируемые актом права иностранцев не должны расцениваться как узаконивающие их незаконное проникновение в иностранное государство и присутствие в нем, а также как ограничение права государства регламентировать правила въезда и пребывания иностранных граждан на своей территории. Кроме того, государство вправе устанавливать различия между гражданами и иностранцами, совместимые с международно-правовыми обязательствами в области прав человека.

Вопросам международной миграции, уяснению ее причин и значения в экономическом развитии современных государств, а также преодолению связанных с ней деструкций, было уделено внимание на Международной конференции по народонаселению и развитию (Каир, 5-13 сентября 1994г.)9.

Раздел Х Доклада по итогам конференции «Международная миграция» в качестве основы для развития международного сотрудничества по проблемам миграционной политики содержит определения «зарегистрированные» и «незарегистрированные» мигранты. К зарегистрированным относятся мигранты, которые удовлетворяют всем юридическим требованиям в отношении въезда, пребывания и в соответствующих

6 Кириллова Е.А., Павлюк А.В. Гражданско-правовые аспекты оптимизации трансграничного наследования бизнеса // Проблемы экономики и юридической практики. 2017 № 6.

7 Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (Принята резолюцией 40/144 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 1985 года)//Действующее международное право. Т.1. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 255 - 259.

8 Для целей применения Декларации под иностранцем понимается любое лицо, не являющееся гражданином государства, в котором оно находится (ст.1 Декларации).

9 Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА), Доклад Международной конференции по народонаселению и развитию, Каир, 5-13 сентября 1994 года, 1995, A/CONF. 171/13/Rev.1. URL:http://www.refworld.org.ru/docid/4a d434a42.html

случаях, работы в принимающей стране. Многие такие мигранты со временем получают вид на жительство в принимающем государстве, поскольку их пребывание оценивается, как правило, как желательное, поэтому им гарантируется большинство социально-экономических прав из тех, которыми пользуются граждане10. Как отмечается в Докладе, «...законная миграция способна принести пользу обществу, так как мигранты являются лицами трудоспособного возраста, обладающие определенными профессиональными навыками, но при этом, как показывает практика не претендуют на высокооплачиваемую работу и могут довольствоваться невостребованными вакансиями»11 (п.10.9).

Формулируя свое отношение к незарегистрированным (нелегальным) мигрантам, документ подчеркивает суверенное право каждого государства устанавливать режим въезда и пребывания указанных лиц и определяет их как, не удовлетворяющих установленным принимающей стороной требованиям применительно к въезду, пребыванию и экономической деятельности. (п.10.15).1 Целями такого подхода называются: анализ коренных причин незарегистрированной миграции; сокращение числа незарегистрированных мигрантов, с одновременным получением искомого статуса лицами, нуждающимися в международной защите; предупреждение эксплуатации незарегистрированных мигрантов и обеспечение защиты их основных прав; предотвращение международной торговли мигрантами, проявлений расизма, этноцентризма и ксенофобии (п.10.16).

Начало XXI века ознаменовалось осознанием мировой общественностью сложной взаимосвязи международной миграции с развитием стран происхождения мигрантов, транзита и принимающего государства, что отражено в Декларации по итогам диалога на высоком уровне по вопросу о международной миграции и развитии 2013г.13.

Указанный документ проблему обеспечения прав мигрантов впервые в истории международного права рассматривает через призму международной миграции - реально протекающего сложного процесса, требующего согласованной и взвешенной политики, концентрации усилий всего мирового сообщества. Позиция мировой общественности относительно международной миграции, как глобальной проблемы, согласно указанному международному акту, сводится к следующим основным аспектам:

признается необходимость международного сотрудничества в обеспечении безопасной организованной и упорядоченной миграции, в том числе мобильной рабочей силы при полном соблюдении прав человека (пп.1,3,5,18);

10 The legal problems of forced migration: a comparative and legal analysis illustrated by the European Union countries and Russia. Kirillova E.A., Suslikov V.N., Tsokur E.F., Zenin S.S., Zul'fugarzade T.E.D. Man in India. 2016. Т. 96. № 10. С. 3561-3571.

11 Там же.

12 Павлюк А.В. Государственное регулирование экономики Российской Федерации в условиях экономических санкций//В сборнике: 25 лет внешней политике России. Сборник материалов Х Конвента РАМИ: В 5 томах. 2017. С. 496-508.

13 Декларация по итогам диалога на высоком уровне по вопросу о международной миграции и развитии, принятая резолюцией 68/4 Генеральной Ассамблей 3 октября 2013 года. URL:

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/migrationdeve

lop.shtml

миграция определяется как фактор устойчивого развития стран происхождения, транзита и назначения (пп.2,6,8,9);

признается необходимость улучшения в обществе отношения к мигрантам и миграции (пп.9,16);

подчеркивается особо уязвимое положение женщин-, детей- и подростков-мигрантов (пп.10-13, п.19);

заявляется о приверженности к политике предотвращения рабства, торговли мигрантами, защите жертв торговли людьми, предотвращению ввоза мигрантов и борьбе с такой практикой, а также защите мигрантов от злоупотреблений (п.17);

подчеркивается важность системы защиты трудовых мигрантов (пп.14,15);

признается важность координации усилий в оказании помощи и защите мигрантов, при их добровольном возвращении в страну происхождения (пп.23, 24);

подтверждается необходимость создания условий для дешевого, быстрого и безопасного осуществления денежных переводов в странах-отправителях и странах-получателях (п.27);

отмечается потребность в достоверных статистических данных по международной миграции (п.28).

Дальнейшее развитие и конкретизацию те же положения получили в Нью-Йоркской декларации о беженцах и мигрантах 2016г.14 Посредством указанного документа Генеральная Ассамблея ООН оформила решение о разработке глобального договора о безопасной, упорядоченной и регулируемой миграции - первого соглашения универсального характера, в котором отражены наиболее проблемные аспекты регулирования вопросов незаконной миграции. По замыслу разработчиков, его принятие внесет важный вклад в глобальное регулирование международной миграции и укрепление координации в связи с этим явлением, позволит ответить на вызовы, связанные с современными миграционными процессами, сократит сегмент незаконной миграции. Принятие указанного документа планируется в 2018г.

К группе международных нормативных актов общего значения, оказывающих влияние на формирование миграционной политики, следует отнести также документы по защите прав отдельных категорий мигрантов: беженцев, трудящихся-мигрантов, жертв торговли людьми.15

Конвенция о статусе беженцев 1951г. и Протокол, касающийся статуса беженцев 1967г. являются основными универсальными актами международного права по защите прав беженцев. Конвенция 1951 года определила понятие «беженец», конкретизировала основания приобретения и содержание его правового статуса. Указанный документ предусматривает возможность высылки беженцев в интересах государственной безопасности, одновременно закрепляет практику «невыдворения» их в государство, из которого они бежали, опасаясь преследования.

Международная организация труда (далее - МОТ) приняла несколько документов, определяющих обяза-

14 Нью-Йоркская декларация о беженцах и мигрантах, принятая резолюцией Генеральной Ассамблей 19 сентября 2017 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/instruments/docs_ru.asp

Государственно-частное партнерство в современной России: Монография / отв. ред. С.Г. Камолов - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. — 520 с.; Институционально-правовые основы государственно-частного партнерства: учебное пособие / отв. ред. А.А. Михеев. - М.: ИНФРА-М, 2018.

тельства стран-участниц по защите прав трудящихся-мигрантов. В частности, Конвенция о работниках-мигрантах (пересмотрена в 1949 году) (№ 97)16 гарантирует им условия жизнедеятельности такие же благоприятные, которыми пользуются граждане государства, принимающего мигрантов. Они касаются обеспечения трудовых, жилищных прав, права на судебную защиту и некоторых других. Основанием их предоставления является законность пребывания таких работников на территории иностранного государства (ст.6). Приложениями к названному документу определяются также порядок трудоустройства и условия труда названной категории лиц. Кроме того, Конвенция впервые устанавливает общий запрет на совершение действий, способствующих тайной и незаконной иммиграция (ст. 8 Приложения I, ст. 13 Приложения II). При этом документ не содержит рекомендаций по криминализации конкретных правонарушений, с ней связанных.

Другой документ МОТ, Конвенция №189 о достойном труде домашних работников17 2011 г.18, определяет основы деятельности частных агентств занятости, которые принимают на работу работников, в том числе мигрантов, предписывает государствам - участникам принять все необходимые и надлежащие меры, чтобы обеспечить защиту работников, которые наняты частными агентствами и исключить злоупотребления с их стороны (ст.15).

В современный период сформировалась достаточно обширная система международно-правового сотрудничества государств по вопросам противодействия незаконной миграции. Она включает в себя акты общего и специального характера, определяющие направления развития национального законодательства по регулированию и охране миграционных отношений.

Развитие международного законодательства в сфере миграции на протяжении достаточно длительного времени (по нашему мнению, начало данному процессу положило определение фундаментальных прав и свобод человека, в том числе, право каждого на свободу передвижения и выбор места жительства и меры защиты прав отдельных категорий мигрантов (Конвенция о статусе беженцев 1951 г., Протокол, касающийся статуса беженцев 1967г., Конвенция о работниках-мигрантах 1949г.)) во многом способствовало становлению механизма международно-правового противодействия незаконной миграции.19 В тоже время, в целях обеспечения национальных интересов государства международные акты исходят из необходимости установления во внутреннем законодательстве правил

16 Конвенция Международной Организации Труда №97 о трудящихся-мигрантах (пересмотренная в 1949 году) (Женева, 1 июля 1949 г.) Конвенция вступила в силу 22 января 1952 г. Российская Федерация в настоящей Конвенции не участвует. Текст Конвенции опубликован в сборнике «Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I»: Женева, Международное бюро труда, 1991.

17 По данным зарубежных источников многие домашние работники (чаще всего, женщины) являются международными мигрантами (См.: International Labour Organization, ILO global estimates on migrant workers: results and methodology (Geneva, 2015). URL: http:// www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/@dgreports/@dcomm/.../ wcms_436343.pdf

18 Конвенция Международной организации труда № 189 о достойном труде домашних работников (Женева, 16 июня 2011 г.). Конвенция вступила в силу 5 сентября 2013 г. URL: http: //www.ilo.org

19 Камолов С.Г. Государственное управление в цифровую эпоху // В сборнике: 25 лет внешней политике России Сборник материалов Х Конвента РАМИ: В 5 томах. 2017. С. 449-460.

въезда, пребывания, транзитного проезда, допуская возможность высылки иностранных граждан (лиц без гражданства) в случае их нарушения или создания каким-либо образом иной угрозы национальной безопасности государства (Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г., Конвенция о статусе беженцев 1951г., Протокол, касающийся статуса беженцев 1967г., Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, 1985г., Доклад по итогам Международной конференции по народонаселению 1994г.).

Методологической проблемой рассмотренных международных актов является отсутствие унифицированного определения незаконной миграции. Использование в международном законодательстве универсального характера таких правовых средств, как «зарегистрированные» и «незарегистрированные» мигранты (Доклад по итогам Международной конференции по народонаселению 1994г.), «тайное миграционное движение» (Конвенция о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения 1975г.) «трудящиеся-мигранты имеющие и не имеющие постоянный статус» (Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990г.), «незаконный ввоз мигрантов», «незаконный въезд» (Протокол о незаконном ввозе мигрантов 2000г.) не способствует четкому и единообразному пониманию рассматриваемого феномена.

Список литературы:

1. International Labour Organization, ILO global estimates on migrant workers: results and methodology (Geneva, 2015).

2. The legal problems of forced migration: a comparative and legal analysis illustrated by the European Union countries and Russia. Kirillova E.A., Suslikov V.N., Tsokur E.F., Zenin S.S., Zul'fugarzade T.E.D. Man in India. 2016. Т. 96. № 10. С. 3561-3571.

3. Актуальные проблемы корпоративного управления: отечественная практика и зарубежный опыт : монография / отв. ред. О.А. Князев — Москва: ИД «Международные отношения», 2018. — 866 с. : табл. ил.

4. Богдан В.В., Урда М.Н., Павлюк А.В. К вопросу о миграционном законодательстве в России // Социально-политические науки. 2017. № 5. С. 60-63

5. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948года (Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948г.) // Российская газета. 1993. 5 апреля.

6. Государственно-частное партнерство в современной России: Монография / отв. ред. С.Г. Камолов - М.: Фонд поддержки международных программ. 2017. — 520 с.

7. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (Принята резолюцией 40/144 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 1985 года)//Действующее международное право. Т.1. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 255 -259.

8. Декларация по итогам диалога на высоком уровне по вопросу о международной миграции и развитии, принятая резолюцией 68/4 Генеральной Ассамблей 3 октября 2013 года. URL: http://www.un.org/ru/docu-ments/decl_conv/declarations/migrationdevelop.shtml

9. Институционально-правовые основы государственно-частного партнерства: учебное пособие / отв. ред. А.А. Михеев. - М.: ИНФРА-М, 2018.

10. Камолов С.Г. Государственное управление в цифровую эпоху // В сборнике: 25 лет внешней политике России Сборник материалов Х Конвента РАМИ: В 5 томах. 2017. С. 449-460.

11. Камолов С.Г. Государственная жилищная политика как политический инструмент в строительстве нового общества в России // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2009. № 4. С. 81-87.

12. Кириллова Е.А., Павлюк А.В. Гражданско-правовые аспекты оптимизации трансграничного наследования бизнеса // Проблемы экономики и юридической практики. 2017 № 6.

13. Конвенция Международной организации труда № 189 о достойном труде домашних работников (Женева, 16 июня 2011 г.). Конвенция вступила в силу 5 сентября 2013 г. URL:http://www.ilo.org

14. Конвенция Международной Организации Труда №97 о трудящихся-мигрантах (пересмотренная в 1949 году) (Женева, 1 июля 1949 г.) Конвенция вступила в силу 22 января 1952 г. Российская Федерация в настоящей Конвенции не участвует. Текст Конвенции опубликован в сборнике «Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 -1956. Т. I»: Женева, Международное бюро труда, 1991.

15. Коршунов Н.М. Конвергенция частного и публичного права: проблема теории и практики. М., 2015 г. С. 53-55.

16. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) Пакт открыт для подписания, ратификации и присоединения 16 декабря 1966 г. резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН. Вступил в силу 23 марта 1976 г. СССР подписал настоящий Пакт 18 марта 1968 г. Пакт ратифицирован Указом Президиума ВС СССР от 18 сентября 1973 г. №4812-VIII. Пакт вступил в силу для СССР 23 марта 1976 г.// Ведомости Верховного Совета СССР. 1976г.№17. Ст. 291

17. Нью-Йоркская декларация о беженцах и мигрантах, принятая резолюцией Генеральной Ассамблей 19 сентября 2017 года. URL: http://www.un.org/ru/docu-ments/instruments/docs_ru.asp

18. Павлюк А.В. Государственное регулирование экономики Российской Федерации в условиях экономических санкций//В сборнике: 25 лет внешней политике России. Сборник материалов Х Конвента РАМИ: В 5 томах. 2017. С. 496-508.

19. Пахомова Н.М., Камолов С.Г., Павлюк А.В. Особенности городов федерального значения: пробелы законодательства // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 4. С. 93-96.

10. Фонд Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА), Доклад Международной конференции по народонаселению и развитию, Каир, 5-13 сентября 1994 года, 1995, A/CONF.171/13/ Rev.1. URL:http://www.refworld. org.ru

Рецензия

на статью «Право на свободу передвижения и выбор места жительства в контексте миграционного законодательства: к вопросу о международно-правовом регулировании» профессора кафедры гражданского права, ФГБОУ Юго-западный государственный университет в г. Курске, доктора юридических наук Богдан В.В., кандидата юридических наук, доцента кафедры уголовного права ФГБОУ ВО Юго-Западный государственный университет в г. Курске Урда М.Н. и преподавателя Кафедры правовых основ управления Жерели-ной О.Н.

Статья посвящена праву на свободу передвижения и выбор места жительства в контексте миграционного законодательства, данная тема является актуальной, так как процессы миграции на современном этапе затрагивают все мировое сообщество. Авторы акцентируют свое внимание на то, что миграционное законодательство перегружено многочисленными нормативными актами, многие вопросы, входящие в сферу регулирования миграционного законодательства, не нашли своего разрешения.

Основные результаты исследования, их теоретическая и практическая значимость. В ходе исследования авторы делают выводы о том, что методологической проблемой рассмотренных международных актов является отсутствие унифицированного определения незаконной миграции. Использование в международном законодательстве универсального характера таких правовых средств, как «зарегистрированные» и «незарегистрированные» мигранты (Доклад по итогам Международной конференции по народонаселению 1994г.), «тайное миграционное движение» (Конвенция о злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения 1975г.) «трудящиеся-мигранты имеющие и не имеющие постоянный статус» (Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990г.), «незаконный ввоз мигрантов», «незаконный въезд» (Протокол о незаконном ввозе мигрантов 2000г.) не способствует четкому и единообразному пониманию рассматриваемого феномена.

Научная новизна исследования: в статье прослеживаются элементы новизны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценка обоснованности и достоверности предложений. Выводы, сделанные авторами в работе соотносятся с соответствующими источниками по теме исследования и подкреплены теоретическими исследованиями.

Замечаний у рецензента нет.

Рецензируемая работа рекомендуется к публикации.

Рецензент: Доктор юридических наук, декан юридического факультета, ФГПОУ ВО Юго-Западный государственный университет С.В. Шевелева

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 76,84%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.