10.9. ПРАВОЗАЩИТНЫЙ ПОДХОД К МИГРАЦИИ НА
ПРИМЕРЕ ПРОБЛЕМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЬМИ-МИГРАНТАМИ БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ В РФ1
Киселева Екатерина Вячеславовна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Российский университет дружбы народов. Подразделение: кафедра международного права. E-mail: [email protected]
Осипова Мария Николаевна, аспирант. Место учебы: Российский университет дружбы народов. Подразделение: кафедра международного права. E-mail: maria.osipova. [email protected]
Аннотация: Правозащитный подход к миграции, провозглашенный к настоящему моменту уже на уровне Организации Объединенных Наций, предполагает соблюдение прав человека во всех ситуациях и на всех стадиях перемещения людей в качестве обязанности, а не доброй воли государств. Ограничения прав человека, имеющие исключительно бюрократическую природу, не соответствуют ни духу, ни букве международно-правовых достижений первой трети XXI века. Однако правоприменительная практика отдельных государств не всегда соответствует принятым государствами обязательствам. Настоящая статья посвящена проблеме реализации в Российской Федерации права на образование в отношении детей мигрантов и беженцев, не имеющих подтверждения регистрации по месту пребывания или жительства. В работе приводятся международно-правовые нормы о праве на образование, их авторитетные толкования применительно конкретно к ситуации незаконной миграции (т.е. миграции с нарушением законодательства государства пребывания), соответствующие нормы внутреннего права РФ. На основе изложенного раскрывается ситуация, сложившаяся в связи с принятием приказа Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 года № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» и обжалованием этого приказа в Верховном Суде РФ. Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ 16-03-50188.
Ключевые слова: международное право, миграция, правозащитный подход к миграции, защита прав человека, право на образование, незаконная миграция, РФ.
HUMAN RIGHTS APPROACH TO MIGRATION: PROBLEMS OF THE RIGHT TO EDUCATION REALIZATION BY MIGRANT CHILDREN WITHOUT PROOF OF RESIDENCE IN THE RUSSIAN FEDERATION
Kiseleva Ekaterina Vyacheslavovna, PhD at law, associate professor. Position: associate professor. Place of employment: Peoples' Friendship University of Russia. Department: International law chair. E-mail: [email protected] Osipova Maria Nikolaevna, postgraduate student. Place of study: Peoples' Friendship University of Russia. Department:
1 Статья подготовлена в рамках проекта РГНФ 16-03-50188.
International law chair. E-mail: maria. osipova. 1991@gmail. com
Annotation: The human rights approach to migration proclaimed by the United Nations nowadays assumes respect for human rights in all circumstances and at all stages of people movement as an obligation, but not good will of states. The restrictions of human rights having exclusively bureaucratic nature don't correspond to either spirit, or a language of international legal achievements the early 21st century. However law-enforcement practice of the certain states not always corresponds to obligations assumed by the states. This article is devoted to a right to education by the children of migrants and refugees who don't have proof of residence in the Russian Federation. International legal provisions on right to education, their authoritative interpretation on illegal migration (i.e. violation of the migration law of the state of residence), the relevant standards of the internal law of the Russian Federation are given in the article. On the basis of set forth above the adoption of the order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of January 22, 2014 No. 32 "About approval of the Admission Regulations of citizens to educational programs of the primary basic, main basic and secondary basic education" and the appeal of this order in the Supreme Court of the Russian Federation reveals. The article is prepared with the support of the Russian Foundation of Humanities, project No. 16-03-50188.
Keywords: international law, migration, human rights approach to migration, human rights protection, right to education, illegal migration, Russian Federation.
Выявляя нормы и принципы международного права, применимые ко всем видам, формам, стадиям миграции, следует отметить немногочисленность таких положений. Центральное место среди них занимает принцип уважения и защиты прав человека, широкое толкование которого в отношении миграции всё чаще именуется правозащитным подходом к миграции. Правозащитный подход к миграции провозглашается к настоящему моменту уже на уровне Организации Объединенных Наций. Он был развернуто сформулирован в Докладе Генерального секретаря «Поощрение и защита прав человека, включая пути и способы поощрения прав человека мигрантов» от 9 августа 2013 г. [1]. Правозащитный подход к миграции предполагает соблюдение прав человека во всех ситуациях и на всех стадиях перемещения людей в качестве обязанности, а не доброй воли государств: «В соответствии с правозащитным подходом усилия в области развития базируются на системе прав и соответствующих обязательств государств, установленных согласно нормам международного права» (п. 9 доклада ГС ООН).
Ситуации незаконной и вынужденной миграции традиционно обладают спецификой, которая рассматривается государствами отдельно. Однако применительно к правозащитному подходу следует признать развитие тенденции применения правозащитных гарантий, в том числе, и к лицам в ситуации вынужденного перемещения и лицам, не являющимся вынужденными мигрантами и находящимся на территории государства с нарушением законодательства государства пребывания (вторая категория лиц ниже обозначается как «незаконные мигранты», исключительно в указанном выше смысле). Высказанный тезис о распространении предусмотренных международным правом прав человека на незаконных мигрантов может быть проиллюстрирован международно-правовым анализом проблем реализации права на образование в отношении детей-
мигрантов без регистрации по месту жительства или пребывания на территории РФ в свете международно-правовых обязательств России.
Право на образование применительно к миграции с нарушением законодательства страны пребывания, с точки зрения международного права.
Право на образование было закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. [2], [3] которая в ч. 1 ст. 26 провозгласила: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным». Право на образование получило развитие в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. [4] (ст. 13-14). Право ребенка на образование подтверждено статьями 28-29 Конвенции о правах ребёнка 1989 г. [5].
Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. [6] закрепляет за каждым ребенком трудящегося-мигранта право на образование «на основе равенства обращения с гражданами соответствующего государства» (ст. 30). Конвенция прямо запрещает отказывать в посещении государственных учебных заведений или ограничивать это посещение «по причине отсутствия постоянного статуса, в том, что касается пребывания или занятости любого из родителей, или по причине отсутствия постоянного статуса, в том, что касается пребывания такого ребенка в государстве работы по найму» (там же).
Толкования приведенных положений международных договоров были даны соответствующими договорными органами [7]. Ограничимся лишь теми, где специально обращается внимание на получение образования детьми в ситуации незаконной миграции.
Комитет по экономическим, социальным и культурным правам в своем Замечании общего порядка № 20 «Недискриминация экономических, социальных и культурных прав (пункт 2 статьи 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах)» 2009 г. [8] указал, что «национальность не должна препятствовать возможности осуществления закрепленных в Пакте прав, т.е., например, все дети, находящиеся в каком-либо государстве, в том числе не имеющие документов, удостоверяющих их личность, имеют право на получение образования... Закрепленные в Пакте права распространяются на всех, включая таких неграждан, как беженцы, просители убежища, апатриды, трудящиеся-мигранты и жертвы международной торговли людьми, независимо от правового статуса и наличия документов» (п. 30) /ссылки опущены - авт./.
Пункт 41 Замечания общего порядка Комитета по правам ребенка № 6 «Обращение с несопровождаемыми и разлученными детьми за пределами страны их происхождения» 2005 г. [9] гласит: «Государствам следует обеспечивать доступность образования на всех этапах цикла перемещения. Каждый несопровождаемый и разлученный ребенок, каков бы ни был его статус, должен иметь беспрепятственный доступ к образованию в стране, в которую он прибыл, в соответствии со статьями 28, 29 (1) с), 30 и 32 Конвенции и общими принципами, разработанными Комитетом».
Комитет по правам трудящихся-мигрантов дает самые подробные разъяснения по рассматриваемому вопросу. В Замечании общего порядка № 2 о правах
трудящихся-мигрантов, не имеющих постоянного статуса, и членов их семей 2013 г. [10] отмечается, что «всем детям мигрантов независимо от их миграционного статуса во всех региональных правозащитных системах гарантируется право на образование» (п. 11) /ссылки опущены - авт./, что «государства-участники должны защищать детей, являющихся трудящимися-мигрантами, от насилия и обеспечивать осуществление их прав на образование, досуг и гигиену труда» (п. 61).
В п. 75 рассматриваемого документа, Комитет читает ст. 30 Конвенции, защищающую «основное право на образование» всех детей трудящихся-мигрантов, как предусматривающую, что «доступ к государственным дошкольным учебным заведениям или школам не должен ограничиваться из-за миграционного статуса соответствующего ребенка или родителей этого ребенка. В соответствии со статьей 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах Комитет считает, что государства-участники должны обеспечить обязательным и бесплатным начальным образованием всех людей, в том числе детей трудящихся-мигрантов, независимо от их миграционного статуса».
Комитет далее констатирует, что «юридический документ, удостоверяющий личность, часто является необходимым условием для пользования рядом основных прав. Дети мигрантов с неурегулированным статусом, особенно родившиеся в принимающей стране, которая не признает их существования, находятся в уязвимом положении на протяжении всей своей жизни» (п. 79). Комитет специально оговаривает, что даже «несоблюдение трудящимися-мигрантами требования о регистрации детей сразу после их рождения ни при каких условиях не должно служить основанием для отказа таким детям в получении образования» (там же).
Мы ограничились только прямыми упоминаниями о распространении права на образование на лиц, нарушающих законодательство страны пребывания. Отдельный массив норм и их толкований посвящены принципу недискриминации применительно к праву на образование, что потребовало бы анализа правил доступа российских граждан к образованию в зависимости от наличия или отсутствия у них регистрации по месту пребывания или жительства. Ограниченный объем статьи не позволяет это сделать.
Хотя Российская Федерация участвует в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и Конвенции о правах ребенка 1989 г., но не участвует в Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г., единообразие толкования права на образование в отношении мигрантов всеми тремя договорными органами не оставляет иного варианта, кроме как согласиться с тем, что именно такое широкое понимание права на образование, распространяющееся независимо от миграционного статуса на всех детей, находящихся на территории страны, является юридически обязательным для России. С таким выводом согласуется и анализ большей части норм внутригосударственного права РФ.
Право на образование применительно к миграции с нарушением законодательства страны пребывания, с точки зрения российского законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации [11], «каждый имеет право на образование».
Это право раскрывается в следующих, второй и четвертой частях той же статьи: «2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях»; «4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования». Конституция РФ широко формулирует данное право, фиксирует его реализацию как обязанность государства (в ч. 2 и 4) и родителей (ч. 4), не используя каких бы то ни было потенциально ограничительных выражений.
В развитие положений Конституции, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г.) «Об образовании в Российской Федерации»
[12] в ч. 2 ст. 5 устанавливает, что «право на образование в Российской Федерации (далее - РФ) гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». (Предыдущий закон об образовании 1992 г.
[13] гарантировал возможность получения образования только для граждан РФ, статья 5 так и была озаглавлена - «Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования». Относительно иностранцев, ч. 1 ст. 16 отсылала к подзаконным нормативно-правовым актам: «Порядок приема в образовательные учреждения, в том числе особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья, иностранных граждан и лиц без гражданства, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти». Очевидно большее соответствие Конституции РФ нового закона об образовании).
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» устанавливает одинаковый режим прав и обязанностей как для граждан РФ, так и для иностранцев, за некоторым исключением, не связанным с правом на образование [14].
Федеральный закон о беженцах 1993 г. [15] в ч. 1 ст. 8, озаглавленной «Права и обязанности лица, признанного беженцем», устанавливает: «Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на: . 11) получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации».
Таким образом, возможность ограничения доступа к реализации права на образование по причине отсутствия регистрации по месту пребывания или жительства, не предусмотрена ни международными договорами Российской Федерации, ни ее внутригосударственным правом. Более того, в свете международно-правовых
обязательств, конституционных положений и норм федеральных законов России подобное ограничение вступило бы с ними в конфликт, разрешаемый в пользу положений Конституции РФ и федерального закона «Об образовании в РФ» 2012 г.
Однако на практике, за два с небольшим десятилетия суверенного существования России попытки ограничить доступ мигрантов в образовательные учреждения предпринимались неоднократно [16].
Право на образование и регистрация по месту пребывания и жительства: ситуация 2014-2015 гг.
С января 2014 г. доступ к образованию детей-мигрантов был поставлен в зависимость от наличия и характера регистрации по месту пребывания или жительства у родителей. Причиной стал приказ Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 года № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» [17]. В утвержденном Порядке приема говорится, что «прием иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - ОООД) для обучения по общеобразовательным программам за счет бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии с международными договорами РФ, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и настоящим Порядком» [17, п. 2]. Среди документов, необходимых для приема в ОООД родители (законные представители) детей дополнительно обязаны предъявить свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории (или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории). Родители (законные представители) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в РФ [17, п. 9].
На основании этих норм школы начали требовать от родителей при зачислении детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, документы, подтверждающие регистрацию [18]. Невозможность выполнить данные требования привела к многочисленным отказам в зачислении в школы и даже отчислению из школ уже учившихся в них детей, не имеющих документов, подтверждающих право на пребывание в РФ. Так, например, в региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие» [19] за 2015 г. зафиксировали 54 жалобы на отказ в приеме детей беженцев и мигрантов в школы без временной или постоянной регистрации после публикации приказа [20].
Ввиду этого родители пострадавших от нарушения права на образование детей, а также «Гражданское содействие» обратились в Верховный Суд РФ с просьбой признать частично недействующими нормы о предоставлении документов, подтверждающих право на пребывание в РФ, при зачислении в школу детей иностранных граждан и лиц без гражданства (абзацы 11 и 13 пункта 9 Порядка приёма граждан на обучение по образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утверждённого приказом МОН РФ от 22 января 2014 г. № 32), ссылаясь на противоречие Конституции РФ и другим федеральным законам, регулирующим право на образование в РФ.
В Верховный Суд РФ обратились гражданка Сирии, Нассер Кавтхар, чью семилетнюю дочь отказались зачислять в первый класс в Москве, и гражданин Узбекистана, Нурбек Курбанов, чьи два сына-подростка были отчислены из восьмого и десятого классов одной из школ Твери [21].
27 августа 2015 г. Верховный Суд РФ вынес решение, отказав в удовлетворении заявлений истцов, не найдя противоречия между данным приказом и Конституцией РФ, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «об образовании в РФ», Законом РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», Гражданским кодексом РФ. Суд счел, что Порядок приема детей в школу, содержащийся в приказе МОН РФ от 22 января 2014 г. № 32, «не обуславливает приём в первый класс детей, не проживающих на закреплённой территории, обязанностью их родителей (законных представителей) предъявлять документы, на которые ссылаются заявители» [22]. Суд постановил, что «отсутствие перечисленных документов, предъявление которых носит дополнительный характер по отношению к личному заявлению родителя (законного представителя) ребёнка, не может являться основанием для отказа в приёме ребёнка в образовательную организацию при наличии в ней свободных мест» [22].
Верховный Суд РФ не нашел противоречия между приказом МОН РФ и Конституцией РФ, а также другими нормативными документами, указанными заявителями. Суд квалифицировал факты отчисления детей-мигрантов из школ на основании непредоставления документов, подтверждающих регистрацию, «неправильным применением оспариваемых норм отдельными образовательными организациями и их руководителями, чьи решения, действия (бездействие) подлежат обжалованию в ином судебном порядке» [22], что не служит правовым основанием для признания таких норм недействующими.
Необходимо отметить, что один из заявителей, гражданин Узбекистана, Нурбек Курбанов, в июне 2015 г. обратился в Заволжский районный суд Твери с заявлением о признании недействительным приказа об отчислении своих сыновей из школы № 34. Суд г. Твери признал право каждого ребенка на образование вне зависимости от наличия регистрации, иск Курбанова удовлетворил, приняв решение восстановить детей в школе [23].
Заключение.
Современные тенденции развития международного права свидетельствуют о расширении правозащитных обязательств государств как через принятие новых международных договоров, так и через эволюционное толкование уже имеющихся в пользу предоставления более высокого уровня защиты прав человека, предоставления его большему кругу лиц и сужения исключений из него. Правозащитный подход к миграции, в этом ключе, выражается в распространении правозащитных гарантий на мигрантов, независимо от законности их пребывания на территории государства
или, более широко, независимо от соблюдения ими всех применимых положений внутригосударственного законодательства. Право на образование является показательным примером в этом ключе.
Российская Федерация подписала и ратифицировала международные договоры, касающиеся прав человека (и детей, в частности), содержащие обязательства касательно права на образование. Положения этих договоров в рассматриваемой части были имплемен-тированы во внутреннее законодательство РФ, однако практика правоприменения показала распространенность неправомерно ограничительного толкования его положений. По сути, техническому требованию закона о предоставлении сведений о регистрации ребенка, необходимому для различных управленческих целей, было придано значение условия для получения доступа к образованию. Верховный Суд РФ расставил акценты в соответствующем подзаконном акте Министерства образования и науки России, дав, тем самым, правовую основу для обжалования незаконных действий администрации школ, не принимающих детей без подтверждения регистрации по месту пребывания и жительства, в судебном порядке в судах общей юрисдикции.
В данной статье были затронуты только проблемы закрепления в международном праве и праве России и проблемы реализации в РФ права на образование детьми-мигрантами, но необходимо помнить, что эта тематика имеет более широкое измерение. Образование является не только личным правом человека, основой будущего благосостояния конкретной личности, но и средством интеграции мигрантов и межнационального мира в обществе, средством противодействия маргинализации растущей части населения на несколько поколений вперед. Представляется чрезвычайно важным исследовать и популяризировать результаты разработки права на образование в таком фундаментальном ключе.
Список литературы:
1. Поощрение и защита прав человека, включая пути и способы поощрения прав человека мигрантов. Доклад Генерального секретаря от 9 августа 2013 г. А/68/292. Пп. 9-13. См. подробнее: Киселева Е.В., Ка-жаева О.С. Правозащитный подход к миграции и Цели развития тысячелетия // Российский юридический журнал. 2015. № 6.
2. Всеобщая декларация прав человека. 10.12.1948. Док. ООН - A/RES/217(III) // Права человека: Сб. международных договоров. Организация Объединенных Наций. - Нью-Йорк и Женева, 2002. - Т. I. Универсальные договоры. - Ч. 1. - С. 1-6.
3. Подробнее о праве на образование см.: Семенова Н.С. Право на образование в международном праве // Международное право - International Law. №3 (43). 2010. С. 35-45 (31-40); Семенова Н.С. Реализация права на образование в многонациональном обществе // Актуальные проблемы современного международного права: материалы XI ежегодной международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора И.П. Блищенко: в 2 ч. / отв. ред. А.Х. Абашидзе. - М: РУДН, 2014. - Ч. I - С. 482-487.
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. 16.12.1966. Док. ООН -A/RES/2200(XXI) // Права человека: Сб. международных договоров. Организация Объединенных Наций. -
Нью-Йорк и Женева, 2002. - Т. I. Универсальные договоры. - Ч. 1. - С. 7-17.
5. Конвенция о правах ребёнка // Права человека: Сб. международных договоров. Организация Объединенных Наций. - Нью-Йорк и Женева, 2002. - Т. I. Универсальные договоры. - Ч. 1. - С. 201-221.
6. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. 18.12.1990. Док. ООН - A/RES/45/158 // Права человека: Сб. международных договоров. Организация Объединенных Наций. - Нью-Йорк и Женева, 2002. - Т. I. Универсальные договоры. - Ч. 2. - С. 631-665.
7. О системе договорных органов ООН и их функционировании см.: Договорные органы по правам человека : учебное пособие / А. Х. Абашидзе, А. Е. Конева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : РУДН, 2015. -437 с.
8. Замечание общего порядка № 20: недискриминация экономических, социальных и культурных прав (пункт 2 статьи 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах), 2 июля 2009, E/C.12/GC/20,<http://www.refworld.org.ru/docid/ 4ae0499d2.html> последнее посещение 22.10.2016.
9. Замечание общего порядка №6 (2005): Обращение с несопровождаемыми и разлученными детьми за пределами страны их происхождения, Комитет ООН по правам ребенка, 3 июня 2005, CRC/GC/2005/6, <http://hrlibrary.umn.edu/russian/crc/Rcrcomm6.html> последнее посещение 22.10.2016.
10. General comment No. 2 on the rights of migrant workers in an irregular situation and members of their families, Committee on the Protection of the Rights of All Migrant Workers and Members of Their Families, 13 January 2013, CMW/C/GC/2, <http://www2.ohchr.org/english/bo-dies/cmw/docs/CMW_C_GC_2_ENG.PDF> последнее посещение 22.10.2016.
11. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) / Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
12. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) / Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
13. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I "Об образовании", <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_1888/> последнее посещение 22.10.2016.
14. Статья 4 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" / Собрание законодательства РФ, 29.07.2002, N 30, ст. 3032.
15. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I "О беженцах" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., N 12, ст. 425, Российская газета от 20 марта 1993 г., N 54.
16. Шаинян К. Светлана Ганнушкина о том, почему детей в России не пускают в школы. 17 июля 2015 г., <https://slon.ru/posts/54169> последнее посещение 22.10.2016.
17. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 22 янва-
ря 2014 г. N 32 г. Москва "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" / Российская газета -Федеральный выпуск №6355 (83).
18. Доступ к образованию и адаптация. Деятельность
- проекты / Комитет «Гражданское содействие», <http://refugee.ru/projects/dostup-k-obrazovaniyu-i-adap-tatsiya/> последнее посещение 07.10.2016
19. Интернет-портал Комитета «Гражданское содействие», <http://refugee.ru/> последнее посещение 22.10.2016.
20. Доступ к образованию и адаптация. Деятельность
- проекты / Комитет «Гражданское содействие», <http://refugee.ru/projects/dostup-k-obrazovaniyu-i-adap-tatsiya/> последнее посещение 07.10.2016.
21. Воронов А. Прописку оставили в школьной программе // Газета "Коммерсантъ" №156 от 28.08.2015, стр. 4.
22. Решение Верховного Суда РФ от 27.08.2015 г. по заявлению Нассер К., Курбанова Н.У., региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие» о признании частично недействующими абзацев одиннадцатого и тринадцатого пункта 9 Порядка приёма граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. № 32.
23. Срапян Е. Суд Твери признал право каждого ребенка на образование / Комитет «Гражданское содействие», <http://refugee.ru/news/sud-tveri-priznal-pravo-kazhdogo-rebenka-na-obrazovanie/>последнее посещение 07.10.2016.
Рецензия
на статью Е.В.Киселевой и М.Н.Осиповой «Правозащитный подход к миграции на примере проблем реализации права на образование детьми-мигрантами без регистрации в РФ»
В представленной на рецензирование статье авторы анализируют основные проблемы соотношения международно-правовых обязательств Российской Федерации применительно к праву на образование детей мигрантов с очередным витком проблем в этом отношении сквозь призму более широкого правозащитного подхода к миграции и конкретных действующих международно-правовых норм.
Вначале авторы раскрывают содержание права на образование через краткий анализ текстов основных правозащитных договоров ООН. которые далее конкретизируются через «толкования приведенных положений международных договоров ... соответствующими договорными органами» с ограничением «лишь теми, где специально обращается внимание на получение образования детьми в ситуации незаконной миграции». Авторы очень грамотно обходят вопрос дискриминации в заданных обстоятельствах, поскольку иначе материал нельзя было бы назвать исчерпывающим ввиду аналогичных проблем, например, испытываемых гражданами РФ. имеющими регистрацию в одном месте, а проживающими в другом. После анализа международно-правовой базы авторы переходят к рассмотрению российского законодательства по тому же вопросу. Общий вывод авторов в этой части заключается в том. что «возможность ограничения доступа к
реализации права на образование по причине отсутствия регистрации по месту пребывания или жительства, не предусмотрена ни международными договорами Российской Федерации, ни ее внутригосударственным правом».
В свете изложенного авторы переходят к рассмотрению ситуации 2014-2015 гг., когда «доступ к образованию детей-мигрантов был поставлен в зависимость от наличия и характера регистрации по месту пребывания или жительства у родителей» в связи с изданием приказа Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 года № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Авторы в целом положительно оценивают решение Верховного Суда РФ от 27 августа 2015 г., не отменившего названный выше приказ, но создавшего «правовую основу для обжалования незаконных действий администрации школ, не принимающих детей без подтверждения регистрации по месту пребывания и жительства, в судебном порядке в судах общей юрисдикции».
Авторы исследовали адекватный объем применимого международного права и доктрины. Исследование написано на высоком научном уровне, изложение материала логично, выводы автора аргументированы.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что статья Е.В.Киселевой и М.Н.Осиповой «Правозащитный подход к миграции на примере проблем реализации права на образование детьми-мигрантами без регистрации в РФ» может быть рекомендована для опубликования в журнале «Пробелы в российском законодательстве».
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры международного права юридического института РУДН А.М.Солнцев