Миграция на море: международно-правовые и организационные проблемы
Ю.С. Ромашев
профессор кафедры международного публичного и частного права факультета права Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», доктор юридических наук. Адрес: 101000 Российская Федерация, Москва, ул. Мясницкая, 20. E-mail: romashev [email protected]
Н.В. Остроухов
профессор кафедры международного права факультета права Российского университета дружбы народов, доктор юридических наук. Адрес: 117198 Российская Федерация, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6. E-mail: [email protected]
1=|и| Аннотация
Возрастающая миграция населения является одной из наиболее актуальных современных международных проблем. Государства прилагают большие усилия в противодействии нелегальной миграции, оказании помощи лицам, ищущим убежища. Наиболее сложно эта задача решается на море. В статье раскрывается содержание международного сотрудничества, показывается роль международного права в этой области. Анализируются особенности борьбы с нелегальной миграцией в пределах различных морских пространств — во внутренних водах, территориальном море и в открытом море. Уделено внимание вопросам международного сотрудничества по оказанию помощи беженцам и иным мигрантам, терпящим бедствие или оказавшимся в опасности на море. Показаны международно-правовые и организационные проблемы, стоящие перед мировым сообществом, предлагаются отдельные пути их решения. По мнению авторов, деятельность государств в отношении мигрантов должна осуществляться в соответствии с их правовым статусом и ситуацией, в которой они находятся. В любом случае статус мигрантов следует определять не в море, а на берегу. В ситуации, если каким-либо лицам грозит гибель, то помощь необходимо оказывать всем нуждающимся вне зависимости от правового статуса спасаемых лиц. В отношении организаторов нелегальной миграции непременно должны применяться меры уголовной и иной ответственности, предусмотренные законодательством государств и их международными обязательствами. Необходимо, чтобы нормы международного права, рекомендации международных организаций и международных органов, занимающихся проблемами миграции, были реализованы на национальном уровне путем совершенствования соответствующих законов. Также важны разработка и совершенствование подзаконных нормативных правовых актов, непосредственно посвященных вопросам противодействия нелегальной миграции на море, мерам, предпринимаемым в отношении беженцев и иных лиц, ищущих убежище, при их нахождении на судах, терпящих бедствие. При этом следует разрешить проблему отношения государств к мигрантам, находящимся на плавучих средствах, не соответствующих требованиям безопасности мореплавания, т.е. потенциально находящихся в опасности.
Ключевые слова
международное право, миграция, борьба с нелегальной миграцией, международное правоохранительное право, международное уголовное право, международное морское право, беженцы, права человека, борьба с преступностью.
Библиографическое описание: Ромашев Ю.С., Остроухов Н.В. Миграция на море: международно-правовые и организационные аспекты // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2016. № 1. С. 149-165.
JEL К33; УДК: 341 DOI: 10.17323/2072-8166.2016.1.149.165
Одной из наиболее острых проблем в мире является миграция населения одних стран в другие. Потоки мигрантов движутся практически по всем континентам и океанам. Они покидают страну проживания по самым различным причинам. Они спасаются от вооруженных конфликтов и их последствий. Мигранты вынуждены переходить границу, когда обстановка в том или ином государстве дестабилизирована, отсутствуют действенные органы власти, осуществляется насилие и террор, преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или за политические убеждения. Различный уровень экономического развития стран также провоцирует миграцию. Мигранты в поисках лучшей жизни, больших экономических возможностей или с целью применения своего личного потенциала покидают родину и, подвергая себя опасности, целыми семьями преодолевают значительные расстояния. Вместе с тем большие потоки иностранных мигрантов, хлынувшие в ряд стран, могут нарушить их стабильность, привести к снижению уровня жизни коренного населения. Правительства вынуждены тратить значительные средства на трудоустройство, питание, медицинского обслуживание мигрантов.
Государства предпринимают большие усилия по противодействию нелегальной миграции. В силу суверенитета они имеют неотъемлемое право обеспечивать свои национальные интересы и не допускать на свою территорию иностранцев, за исключением случаев, непосредственно предусмотренных международным правом. Этот вопрос становится актуальным и в рамках борьбы с международным терроризмом, когда вместе с мигрантами на территорию иностранных государств просачиваются террористы и иные экстремистские силы. Нередко мигранты, которые не могут найти работу на новом месте, становятся источником преступности. Имеют место случаи, когда они объединяются в преступные группировки, торгуют оружием, наркотиками, занимаются другой незаконной деятельностью. Кроме того, нелегальная миграция тесно связана с торговлей людьми. Многочисленные трагические эпизоды в Средиземном море, унесшие сотни человеческих жизней, во многом стали следствием эксплуатации и дезинформации со стороны транснациональных преступных организаций, которые ради наживы содействуют незаконному провозу мигрантов опасными для их жизни способами.
Миграционные потоки населения оказывают большое влияние как на внутригосударственные отношения, так и на международную безопасность в целом1. Проблема внешней миграции особенно обострилась в настоящее время в Европе, и это самый крупный миграционный кризис в регионе со времен Второй мировой войны. По оценкам ООН, общая численность граждан третьих стран, обратившихся за убежищем в страны ЕС, в 2015-2016 гг. может превысить 1,2 млн. человек. Например, в Италию через Средиземное море массово эмигрируют выходцы из Ливии, Нигерии, Мали и Гамбии. В Венгрию различными путями проникают жители Косова, Афганистана, Пакистана и Ирака. Наиболее трудная ситуация в европейских государствах сложилась в связи с потоком мигрантов из Сирии. По данным ООН, с 2011 г. эту страну покинули 4 млн. жителей.
1 Пиджаков А.Ю., Иранпур З.Ф. К 60-летию Конвенции 1951 г. «О статусе беженцев» // Российский ежегодник международного права. 2011. М.: Россия-Нева, 2012. С. 249.
Правовой статус мигрантов, перемещающихся из одной страны в другую, различен. Их можно подразделить на следующие основные категории: законные мигранты, т.е., лица, которые с разрешения иностранного государства и в соответствии с его законодательством и международными договорами находятся на его территории; нелегальные мигранты — антиподы законных мигрантов. Разновидностью законных мигрантов являются беженцы, под которыми понимаются лица, которые покинули свою страну или место обычного местожительства и не могут пользоваться ее защитой из-за опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям2.
Правовой статус и правовые последствия в отношении указанных категорий лиц, при их пребывании на территории иностранного государства, могут быть различными. Законные мигранты находятся под защитой иностранных государств, причем беженцы освобождаются от ответственности за незаконное, в формальном понимании, пересечение их границ. В свою очередь, в отношении нелегальных мигрантов государства могут принимать различные принудительные меры: в частности, они могут быть задержаны, арестованы, привлечены к ответственности в соответствии с национальным законодательством, высланы. Единственное, чего не допускает европейское международное право — коллективную высылку иностранцев. Каждый подобный случай должен рассматриваться в судебном порядке3.
Противодействие миграции, угрожающей жизненно-важным интересам государств, находится в поле их зрения. Ими предпринимаются активные усилия не только на внутригосударственном, но и на международном уровнях. С этой целью тратятся значительные ресурсы, привлекаются силы различных государственных структур — ведомств иностранных дел, правоохранительных органов, спецслужб и даже вооруженных сил. Государства предпринимают меры по укреплению своих пограничных, таможенных, миграционных служб, совершенствуют национальную законодательную базу. Главную роль в этом вопросе играют предупредительные меры, которые должны быть направлены на ликвидацию экономической отсталости отдельных стран, недопущение дестабилизации обстановки в них, нередко приводящей к массовому исходу населения. Подобная обстановка сложилась в Европе после вмешательства США и ряда других стран-членов НАТО в дела Ливии, Сирии и Ирака.
Маршруты миграции населения из одних государств в другие пролегают в пределах сухопутной, воздушной и водной территорий. Широкое распространение получила миграция морским путем. На этой арене разыгрываются наиболее трагические события, когда плавучие средства, которые используют мигранты, терпят бедствие и гибнут целые семьи. По данным Международной морской организации (далее — ИМО) число мигрантов, прибывших в Европу через Средиземное море, составило на сентябрь 2015 г. 47000 человек, зафиксировано 2800 смертей4. При этом организованные преступные группировки, как правило, не заботятся об условиях доставки мигрантов морем. Их основной целью является извлечение максимальной выгоды. Суда находятся в плохом техническом и санитарном состоянии, часто не приспособлены для перевозки большого количества пассажиров.
2 См.: ст. 1 Конвенции ООН о статусе беженцев (Женева, 28 июля 1951 г.).
3 См.: ст. 4 Протокола № 4 и ст. 1 Протокола № 7 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.).
4 URL: http://www.imo.org/en/MediaCentre/HotTopics/seamigration/Pages/default.aspx (дата обращения: 08.10.2015)
Анализ международного сотрудничества в отношении миграции на море позволяет выделить следующие его основные направления: противодействие нелегальной миграции в пределах морских пространств; оказание помощи беженцам и иным мигрантам, терпящим бедствие или оказавшимся в опасности в пределах морских пространств.
1. Противодействие нелегальной миграции в пределах морских пространств. Противодействие нелегальной миграции, которая угрожает жизненно важным интересам государств, осуществляется как на международном, так и национальном уровнях. В этом процессе активно участвуют государства, международные межправительственные организации, другие действующие лица на международной арене. При этом основными целями государств и их международного сотрудничества является обеспечение их безопасности от угрозы нелегальной миграции и иных угроз, связанных с этим негативным явлением. Мировым сообществом принимается самый широкий комплекс мер в этой области — от экономических, политических и правовых до войсковых, оперативно-розыскных, технических и др.
Международное сотрудничество в противодействии нелегальной миграции в пределах морских пространств может иметь самые различные формы: совершенствование нормативной правовой базы (заключение международных договоров, принятие резолюций международных организаций, внутригосударственных нормативно-правовых актов); обмен информацией; осуществление совместных оперативно-розыскных мероприятий, а также мероприятий по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений; оказание на взаимной основе помощи при расследовании уголовных дел, а также другие формы сотрудничества, которые могут осуществлять заинтересованные стороны. Эти формы являются общими для борьбы с преступностью в целом. Однако такое сотрудничество имеет специфическое содержание. Вместе с тем, как подчеркивает Совет Безопасности ООН (далее — СБ ООН) в резолюции № 2240, принятой на 7531-м заседании 9 октября 2015 г., «решение проблем международной миграции возможно на основе международного, регионального и двустороннего сотрудничества и диалога и всеобъемлющего и сбалансированного подхода, характеризующегося признанием роли и обязанностей стран происхождения, транзита и назначения в деле поощрения уважения и защиты прав человека всех мигрантов, а также отказа от подходов, способных усугубить их уязвимость»5.
Большая роль в этом процессе отводится международному праву. В целом можно утверждать, что международное право стоит на защите мигрантов легальных и нелегальных как жертв тех или иных неблагоприятных условий, сложившихся в государствах. Основные усилия мирового сообщества направлены на борьбу с организаторами нелегальной миграции, которые используют существующие проблемы в государствах для извлечения прибыли. Однако это не исключает право государств препятствовать, не нарушая основных прав и свобод человека, незаконному проникновению на свою территорию не имеющих права на убежище иностранных лиц, нахождению в их пределах с нарушением установленных правил. Ввиду этого деятельность государств в данной сфере на международной арене условно называют борьбой с нелегальной миграцией или противодействием этому явлению.
Заметим, что термин «противодействие» включает в себя более широкий комплекс вопросов, чем термин «борьба», а именно: предупреждение нелегальной миграции, непосредственно борьбу с нею, устранение неблагоприятных последствий нелегальной миграции. Нередко термины «противодействие» и «борьба» с той или иной преступной
5 Док.ООН,8/КЕ8/2240 (2015), 09.10.2015. С.2.
деятельностью рассматривают как синонимы. Однако эти термины не применимы к ситуации, когда в отношении лиц, проникших на территорию государства, или пытающихся это сделать, имеются достаточные основания полагать, что в стране постоянного проживания они будут подвергнуты преследованиям политического характера, или же существуют объективные обстоятельства, угрожающие их жизни. Вместе с тем, в любом случае указанные лица в юридическом отношении будут считаться нелегальными мигрантами, пока не будет установлен иной их правовой статус.
Противодействие нелегальной миграции на море является наиболее сложной задачей для государств и их органов власти. Это обусловлено особыми физико-географическими условиями, различным правовым статусом и режимом морских пространств, большими затратами при проведении операций по перехвату потоков нелегальных мигрантов на море. Большой опыт в этом вопросе накоплен в США. В пресечении нелегальной миграции из Гаити, Южной Америки и Азии неоднократно принимали участие корабли Береговой охраны и ВМС6. В последнее время интенсивно действуют в борьбе с нелегальной миграцией в Средиземном море военно-морские силы и морские правоохранительные органы стран Европейского союза (далее — ЕС). Решением Совета ЕС от 18 мая 2015 г. создано Средиземноморское военно-морское соединение ЕС, которое направлено на принятие действенных мер на международном уровне с учетом как уже очевидных аспектов незаконного провоза мигрантов и торговли людьми с целью их перевозки в Европу, так и тех, которые проявятся в будущем. Также можно отметить роль Европейского агентства по управлению оперативным сотрудничеством на внешней границе государств-членов ЕС (ФРОНТЕКС) и Миссии ЕС по приграничной помощи Ливии в поддержке ливийского правительства.
Следует заметить, что в пределах своей сухопутной территории государствами осуществляется основной комплекс мер по недопущению нелегальной миграции на море. Такие меры направлены на предотвращение попадания нелегальных мигрантов на суда и их дальнейшего выезда за пределы территории государств, а также на недопущение проникновения нелегальных мигрантов с прибывающих судов на берег. Эти меры осуществляются в рамках борьбы как с преступлениями, совершаемыми отдельными лицами, так и с организованной преступностью, которая нередко носит транснациональный характер, и проводятся как в пределах сухопутной территории порта, так и его акватории, являющейся внутренними (морскими) водами прибрежного государства. В случае попадания нелегальных мигрантов на борт морских судов и их выхода за пределы портов возникает потребность в пресечении нелегальной миграции в территориальном море, прилежащей зоне и открытом море, задержании этих лиц и впринятии дальнейших мер всоответствии с законодательством прибрежных государств и международным правом.
Различный правовой статус морских пространств и их правовой режим требуют строгого учета их особенностей и использования возможностей, которые предоставляет международное право в противодействии нелегальной миграции. Мировое сообщество все чаще стало обращаться к проблеме нелегальной миграции на море. К числу наиболее важных международных договоров, посвященных, в том числе предотвращению и пресечению нелегальной миграции с использованием морских транспортных средств, относят Женевскую конвенцию об открытом море 1958 г., Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., Конвенцию по облегчению международного морского судоход-
6 Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Монография / Ю.И. Авдеев, С.В. Аленкин, В.В. Алешин и др.; под ред. А.В. Опалева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 437.
ства 1965 г. В 1957 г. был подготовлен проект международной конвенции «О перевозке безбилетных пассажиров», который, к сожалению, признания в мире не нашел. В борьбе с нелегальной миграцией большое значение имеет Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности(2000). СБ ООН в резолюции № 2240 указывает на важность этого Протокола, а также Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющего Конвенцию против транснациональной организованной преступности, как на главные международно-правовые документы по борьбе с торговлей людьми. При этом подчеркивается, что хотя преступление незаконного провоза мигрантов в некоторых случаях может иметь общие признаки с преступлением торговли людьми, государствам-членам необходимо признать, что речь идет об отдельных преступлениях( описанных в Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и протоколах к ней), борьба с которыми требует разных правовых, оперативных и программных подходов7.
Необходимо отметить, что СБ ООН ранее не уделял внимания проблеме предотвращения нелегальной миграции на море. Но ситуация с большим потоком нелегальной миграции в Европу из Ливии вынудила принять данную резолюцию. В этом документе главный орган ООН выразил обеспокоенность в связи с тем, что это явление может дестабилизировать обстановку во всем Средиземноморье, по этой причине принял ряд экстраординарных правовых и организационных мер, расширяющих возможности государств в указанном регионе. Настоящая резолюция, по мнению СБ ООН, призвана поставить заслон деятельности организованных преступных сообществ, занимающихся незаконным провозом мигрантов и торговлей людьми, предотвратить гибель людей и не должна вести к нарушению прав человека, отдельных лиц или препятствовать поиску ими защиты в соответствии с международным правом прав человека и международным правом беженцев.
Общее международное право не исключает мер по пресечению нелегальной миграции, осуществляемой в пределах внутренних вод прибрежного государства, в силу их полного и исключительного суверенитета над этими водами. Вместе с тем указанные выше международные договоры регламентируют как общие, так и специальные вопросы противодействия нелегальной миграции в пределах различных морских пространств.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.8 (далее — Конвенция 1982 г.) составляет фундамент международного правопорядка на море в целом9. Вместе с тем Конвенция содержит положения о борьбе с нелегальной миграцией в пределах территориального моря, прилежащей зоны и открытого моря. Согласно ее ст. 19 проход иностранного судна считается нарушающим мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства, если в территориальном море оно осуществляет, в том числе посадку или высадку любого лица, вопреки иммиграционным законам и правилам прибрежного государства. В соответствии со ст. 21 Конвенции 1982 г. прибрежное государство может принимать в соответствии с ее положениями и другими нормами международного права законы и правила, относящиеся к мирному проходу через территориальное море, в том числе в отношении предотвращения нарушения иммиграционных законов и пра-
7 Док.ООН,8/КЕ8/2240 (2015), 09.10.2015. С. 1.
8 См.: СЗ РФ. 1997. № 48. Ст. 5493.
9 Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. М.: Статут, 2007. С. 10.
вил прибрежного государства. Кроме того, ст. 25 Конвенции гласит, что прибрежное государство может принимать в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения прохода, не являющегося мирным.
В прилежащей зоне, согласно Конвенции 1982 г., прибрежное государство имеет право устанавливать свою законодательную юрисдикцию (legislative jurisdiction) и осуществлять ее в рамках исполнительной юрисдикции10 в вопросах борьбы с нелегальной миграцией. Данная Конвенция определила правовой режим в этом вопросе, который охватывает типовые ситуации, когда иностранное судно с нелегальными мигрантами следует через прилежащую зону: в воды прибрежного государства; после выхода из вод прибрежного государства; с целью пересечь территориальное море прибрежного государства; без захода в территориальное море прибрежного государства. Меры, осуществляемые государствами в рамках этих ситуаций, весьма различны, что необходимо учитывать в практике противодействия нелегальной миграции. Они должны осуществляться с учетом маршрута следования судна, а также информации о возможности наличия на судне нелегальных мигрантов.
Если рассмотреть первую ситуацию, в которой иностранное судно с нелегальными мигрантами следует через прилежащую зону в воды прибрежного государства, то следует отметить, что согласно Конвенции 1982 г. в зоне, прилежащей к его территориальному морю и называемой прилежащей зоной, прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений иммиграционных законов и правил в пределах его территории или территориального моря. Аналогичное положение содержится и в Женевской конвенции об открытом море 1958 г. Таким образом, если иностранное судно следует во внутренние воды (например, в порт) или чтобы стать на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод прибрежного государства, то это государство в своей прилежащей зоне имеет право осуществить административные меры с целью предотвращения проникновения нелегальных мигрантов на свою территорию. Это не подразумевает никакой ответственности лиц, которые участвуют в перевозке нелегальных мигрантов, и самих нелегальных мигрантов, находящихся в этот момент на иностранном судне, если иное не предусмотрено другими международными договорами между заинтересованными сторонами. Конвенция 1982 г. не предусматривает никаких указаний на этот счет. По нашему мнению, такие предупредительные меры могут включать в себя остановку и осмотр данного судна в интересах обнаружения нелегальных мигрантов.
К сожалению, в настоящее время можно говорить только о подразумеваемых в рамках предусмотренных Конвенцией 1982 г. мерах контроля в рассматриваемой ситуации. Эти меры соответствуют общей правоохранительной практике государств и могут заключаться в следующем.
Прибрежное государство, имеющее разумные основания подозревать, что на иностранном судне, следующем в его воды (за исключением случая прохода через территориальное море с целью пересечь его — прим. авторов), находятся нелегальные мигранты, может в соответствии с международным правом предложить этому судну остановиться для осмотра. Сам осмотр судна, как предполагается, может осуществляться в соответствии с типовой процедурой осмотра судна с правоохранительными целями. Как показывает практика, по результатам осмотра может быть составлен протокол об осмотре. В нем капитан судна, при необходимости, отмечает любое возражение или
10 Черниченко С.В. Контуры международного права. Общие вопросы. М.: Научная книга, 2014. С. 256-261.
заявление. Копия подобного рода протоколов обычно направляется капитану судна и государству флага.
При обнаружении доказательств участия осматриваемого судна в незаконном ввозе мигрантов или если капитан иностранного судна отказывается допустить высадку и осмотр, то, по нашему мнению, судну может быть отказано в доступе в воды прибрежного государства. О факте участия судна в перевозке нелегальных мигрантов прибрежное государство, например, может по дипломатическим каналам уведомить государство флага и другие заинтересованные государства и международные организации.
Следует заметить, что международное право содержит лишь общие указания по данному вопросу. Целесообразно, чтобы механизм остановки иностранного судна и его осмотра в прилежащей зоне, дальнейшие в отношении этого судна действия все же нашли отражение в международном праве и законодательстве прибрежных государств. Выработка международных стандартов по данному вопросу и их закрепление в национальном законодательстве будут способствовать единообразию правоохранительной практики, позволят избежать осложнений в отношениях между государствами.
Следующей ситуацией, на которой следовало бы остановиться, это случай, когда иностранное судно с нелегальными мигрантами следует через прилежащую зону после выхода из вод прибрежного государства. Конвенция 1982 г. предусматривает, что прилежащая зона устанавливается в том числе для наказания за нарушение иммиграционных правил, совершенных в пределах территории или территориального моря прибрежного государства. Поэтому, если иностранное судно выходит из вод прибрежного государства в прилежащую зону, то при прохождении им этой зоны возможно применение юрисдикции прибрежного государства за совершение иммиграционных правонарушений на территории прибрежного государства.
Спектр мер, которые прибрежное государство может осуществить в отношении этого судна в рамках предусмотренных Конвенцией 1982 г., будет шире, чем в вышерасс-мотренном случае. Наряду с остановкой и осмотром судна государство может принять меры по его задержанию, конвоированию судна в ближайший свой порт для проведения необходимого разбирательства, а также привлечения капитана, экипажа судна и нелегальных мигрантов, если последние будут обнаружены на судне, к предусмотренной национальным законодательством ответственности. Возможность осуществления таких мер отмечал в своих работах С.В. Молодцов11.
Из принципа свободы судоходства вытекает принцип исключительной юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море12. Следуя этому принципу в данном пространстве компетентные органы государств могут вмешиваться в деятельность иностранных судов, участвующих в незаконной перевозке нелегальных мигрантов, при преследовании «по горячим следам». Конвенция 1982 г. предусматривают возможность такого преследования за пределами прилежащей зоны, если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания полагать, что это судно нарушило законы и правила этого государства. Согласно Конвенции 1982 г., преследование может продолжаться за пределами этой зоны только при условии, если оно не прерывается. Не требуется, чтобы в то время, когда находящееся в прилежащей зоне иностранное судно-правонарушитель получает приказ остановиться, отдающее этот приказ судно также
11 См., например: Молодцов С.В. Международное морское право. М.: Международные отношения, 1987. С. 111.
12 Мировой океан и международное право: Открытое море. Международные проливы. Архипелаж-ные воды. М.: Наука, 1988. С. 30.
находилось бы в ее пределах. Если иностранное судно находится в прилежащей зоне, преследование может начаться только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлена эта зона.
Однако в ситуации, когда судно следует задержать в ходе преследования по горячим следам и конвоировать в порт прибрежного государства, может возникнуть вопрос о степени заинтересованности такого государства в возвращении нелегальных мигрантов, находящихся на судне, если они являются гражданами другого государства. Как показывает практика, прибрежное государство не заинтересовано в этом, прежде всего, из-за больших затрат на возвращение нелегальных мигрантов и экономического ущерба, наносимого судовладельцу. Так, по данным Комитета по упрощению формальностей ИМО, Япония и Гонконг всегда категорически отказывают капитанам судов в их запросах о высадке нелегальных мигрантов. Отказ производится вне зависимости от наличия документов у нелегальных мигрантов13. В то же время следует отметить, что существует предусмотренная международным правом общая обязанность государств сотрудничать в борьбе с нелегальной миграцией.
Вмешательство иностранной стороны в открытом море возможно еще в рамках согласия государства флага судна, в том числе и договорным путем. В остальных случаях самостоятельные действия государств в отношении иностранных судов в открытом море недопустимы.
Указанный подход нашел отражение в Протоколе против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющем Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, принятом резолюцией 55/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 15 ноября 2000 г. (далее — Протокол 2000 г.)14. В этом документе целый раздел посвящен проблеме пресечения незаконной перевозки мигрантов по морю, определяемой как «ввоз мигрантов по морю». Так, государство-участник Протокола, имеющее разумные основания подозревать, что судно, которое либо несет его флаг или заявляет, что оно зарегистрировано в этом государстве, либо не имеет национальности, либо, хотя и несет иностранный флаг или отказывается показать флаг, имеет в действительности национальность этого государства, участвует в незаконном ввозе мигрантов по морю, может запросить помощь других участников этого Протокола в пресечении использования данного судна с этой целью. Государства, к которым обращен такой запрос, оказывают возможную помощь в пределах имеющихся средств. Данное положение применимо как к морской территории запрашивающего государства, так и открытому морю.
Отдельно в Протоколе 2000 г. обозначена ситуация, которая может сложиться только в пределах открытого моря. Согласно положениям этого документа, какое-либо государство, имеющее разумные основания подозревать, что судно, осуществляющее свободу судоходства в соответствии с международным правом и несущее флаг другого государства-участника или имеющее знаки его регистрации в таком государстве, участвует в незаконном ввозе мигрантов по морю, может уведомить об этом государство флага, запросить подтверждение регистрации и, в случае подтверждения, просить разрешения у него принять надлежащие меры в отношении данного судна.
В свою очередь, государство флага должно незамедлительно дать ответ на такой запрос для определения, имеет ли судно, заявляющее о его регистрации в этом государстве или несущее его флаг, право на это. Также оно должно дать ответ на запрос о разрешении осуществить необходимые меры на борту осматриваемого судна: высад-
13 См.: 003A FAL 28/INF.14. August 14, 2000. IMO Facilitation Committee.
14 СЗРФ. 2004. № 40. Ст. 3883.
ку на данное судно, производство его осмотра, а в случае обнаружения доказательств участия судна в незаконном ввозе мигрантов по морю — принятие надлежащих мер в отношении этого судна, а также лиц и груза на его борту. Свое разрешение государство флага может сопроводить необходимыми условиями, которые должны быть согласованы между ним и запрашивающим государством. Эти условия, в частности, могут охватывать вопросы ответственности и определения пределов мер, которые должны быть предприняты на борту судна. Дополнительные меры без прямого разрешения государства флага не должны предприниматься на судне за исключением тех, которые необходимы для устранения непосредственной угрозы для жизни людей, или которые вытекают из соответствующих двусторонних или многосторонних соглашений. В конечном итоге государство, осуществившее на судне вышеуказанные меры, незамедлительно информирует государство флага об их результатах.
Хотелось бы отметить и такую ситуацию, предусмотренную в Протоколе 2000 г., когда его участник, имеющий разумные основания подозревать, что судно занимается незаконным ввозом мигрантов по морю и не имеет национальности или может быть приравнено к такому судну, имеет без разрешения какого-либо государства право произвести высадку на судно и его осмотр. Если обнаружены доказательства, подтверждающие это подозрение, такое государство принимает надлежащие меры согласно соответствующим положениям внутреннего и международного права. Таким образом, это положение Протокола расширяет перечень мер по осуществлению юрисдикции в открытом море, предусмотренный ст. 110 Конвенции 1982 г.15
Оценивая сложность ситуации, вызванной потоком нелегальных мигрантов в Средиземном море, СБ ООН, действуя на основании главы VII Устава ООН, расширил резолюцией № 2240 полномочия государств-членов этой международной организации, которые действуют самостоятельно или через региональные организации в борьбе с незаконным провозом мигрантов и торговлей людьми. Он предоставил им возможность досматривать, как это установлено международным правом, в открытом море у побережья Ливии любые суда без флага, если имеются разумные основания полагать, что такие суда, включая надувные лодки, плоты и шлюпки, использовались, используются или в скором времени будут использоваться организованными преступными сообществами для незаконного провоза мигрантов или торговли людьми из Ливии. Неизменным осталось условие, что суда, которые имеют национальность и занимаются указанной преступной деятельностью, могут досматриваться в открытом море у побережья Ливии только с согласия государства флага.
В этих исключительных и конкретных обстоятельствах, на период в один год с даты принятия этой резолюции, в целях спасения жизни оказавшихся в опасности мигрантов или жертв торговли людьми, СБ ООН предоставил данные полномочия указанным субъектам. При этом должно выполняться условие, что страны прилагают добросовестные усилия по получению согласия соответствующего государства флага до осуществления действий по осмотру судна. Предположительно, это обусловлено тем, что сложно оперативно получить соответствующие сведения и разрешения у государства флага. В этот период СБ ООН уполномочил государства задерживать досмотренные таким образом суда, использование которых для незаконного провоза мигрантов или торговли людьми из Ливии будет подтверждено. В отношении судов могут быть приняты меры по их отчуждению, в соответствии с применимыми нормами международного права при должном учете интересов любых третьих сторон, которые действовали добросо-
15 Док. ООН, 8/КЕ8/2240 (2015), 09.10.2015. С. 5.
вестно. При этом государства должны постоянно информировать имеющие к этому отношение государства флага о мерах, принятых в отношении их судов. СБ ООН призвал государства флага, которые получают соответствующие запросы, рассматривать их и отвечать на них оперативно и своевременно, решать иные вопросы сотрудничества в данном вопросе. Вместе с тем в резолюции подчеркнуто, что такие чрезвычайные меры распространяются лишь на ситуацию, связанную с незаконным провозом мигрантов и торговлей людьми в открытом море у побережья Ливии.
В данном документе особо обращено внимание на то, что со всеми мигрантами, включая тех, кто ищет убежища, следует обращаться гуманно, при полном уважении их достоинства и их прав. Все государства настоятельно призываются в связи с этим выполнять свои обязанности по международному праву, включая применимые нормы международного права прав человека и международного права беженцев. СБ ООН призывает все государства, обладающие соответствующей юрисдикцией по международному праву и национальному законодательству, расследовать действия и преследовать в судебном порядке лиц, ответственных за акты незаконного провоза мигрантов и торговли людьми на море.
Возвращаясь к Протоколу 2000 г., заметим, что в нем определен довольно широкий круг общих мер сотрудничества в данной сфере, которые могут осуществляться в отношении нелегальной миграции на море. В частности, его участники, прежде всего те государства, которые имеют общие границы или находятся на маршрутах, по которым осуществляется незаконный ввоз мигрантов, обмениваются, согласно их внутренним правовым и административным системам, соответствующей информацией. К обмениваемой информации можно отнести: перечень пунктов отправления и назначения, а также маршрутов, перевозчиков и транспортных средств, которые используются какой-либо организованной преступной группой, участвующей в нелегальной миграции; данные об организациях или организованных преступных группах, используемых ими методах; возможные средства и методы сокрытия и транспортировки людей и другая значимая для борьбы с нелегальной миграцией информация16.
2. Оказание помощи беженцам и иным мигрантам, терпящим бедствие или оказавшимся в опасности в пределах морских пространств.
Море — это пространство, через которое наряду с нелегальными мигрантами в другие государства устремляются и беженцы. Нередко плавсредства с находящимися на них людьми переполнены, и им грозит гибель. Вместе с тем, капитан, став участником такой ситуации или приняв сигнал о бедствии, обязан оказать помощь терпящим бедствие независимо от их гражданства, статуса или обстоятельств, в которых они оказались. Это давняя морская традиция, а также обязанность капитанов судов. Неоказание помощи лицам, оказавшимся в опасности на море, является преступным на международном и внутригосударственном уровнях. Борьбе с такими преступлениями посвящены Брюссельская конвенция для объединения некоторых правил оказания помощи и спасания на море (1910 г.), Международная конвенция для объединения некоторых правил относительно столкновения судов (1910 г.), Женевская конвенция об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море (1949 г.), Международная конвенция по охране человеческой жизни на море (1974 г.), Международная конвенция по поиску и спасанию на море (1979 г.), Конвенция ООН по морскому праву (1982 г.), Международная конвенция о спасании (1989 г.).
16 См.: Ромашев Ю.С., Шарафутдинова Д.К. Учет особенностей международно-правового режима морских пространств в борьбе с нелегальной миграцией // Миграционное право. 2007. № 4. С. 24-29.
Если обобщить обязанности капитана судна согласно этим международным договорам, то можно выделить следующие положения:
• оказание помощи лицам, терпящим бедствие на море и которым угрожает гибель;
• оказание помощи любым лицам, даже враждебным, независимо от их национальной принадлежности или статуса или обстоятельств, при которых они были обнаружены;
• оказание помощи без серьезной опасности для своего судна, своего экипажа, своих пассажиров;
• следование полным ходом для оказания помощи терпящим бедствие, сообщив об этом, если возможно, им или поисково-спасательной службе;
• оказание первой медицинской или другой помощи спасенным и доставка их в безопасное место.
Вместе с тем в этих международных договорах определено, что помощь оказывается лицам, терпящим бедствие, но нет конкретных норм, что помощь должна оказываться мигрантам, находящимся на переполненных плавсредствах, которые исправны, но потенциально существует угроза их жизни. Такую опасность на море довольно сложно выявить.
Особенности оказания помощи беженцам, лицам, ищущим убежище, и иным мигрантам, терпящим бедствие на море, международное право не предусматривает. Пытаясь решить эту проблему, ИМО, Международная палата судоходства и Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев разработали в 2015 г. Руководство по принципам и практикам, применяемым к беженцам и мигрантам (далее — Руководство)17. Следует обратить внимание, что разработанные в ИМО нормы и правила обращены к администрациям и правительствам, но непосредственными исполнителями большинства требований являются судовладельцы, операторы судов и сами мореплаватели18. Поэтому Руководство предназначено как для собственников судов, правительственных органов, страховых компаний и других заинтересованных сторон, так и для капитанов судов,, имеющих отношение к ситуациям спасания на море. В нем представлены руководящие указания в отношении соответствующих правовых положений, практических процедур по обеспечению скорейшей высадки спасенных мигрантов, а также мер по удовлетворению их конкретных потребностей, в особенности в случае беженцев и лиц, ищущих убежище19. Хотя Руководство носит рекомендательный характер, оно базируется на существующих международных договорах и направлено на установление единообразного подхода при осуществлении поиска и спасания мигрантов, беженцев и лиц, ищущих убежище.
В частности, данный документ устанавливает, что капитаны, принявшие на борт терпящих бедствие на море лиц, должны обращаться с ними гуманным образом в пределах возможностей, имеющихся на судне. При этом, учитывая, что среди спасенных могут быть беженцы и лица, ищущие убежище, необходимо приложить усилия к тому, чтобы, если осуществляется высадка куда-либо спасенных лиц, то это не должно приводить к их возвращению в место, где они подвергаются риску преследования или плохого
17 URL:http://www.imo.org/en/MediaCentre/HotTopics/seamigration/Documents / Rescue at Sea Guide RUSSIAN.pdf (дата обращения: 06.10.2015)
18 Мишальченко Ю.В., Васильев В.Я. Международные обязательства государств в сфере действий Международной морской организации и их практическая реализация в эпоху глобализации на примере Российской Федерации / Международное морское право. Статьи памятиА.Л. Колодкина = International Law of the Sea. Essays in Memory of A.L. Kolodkin / Сост. Р.А. Колодкин, С.М. Пунжин. М.: Статут, 2014. С. 382.
19 Руководство является обновленной версией ранее опубликованного руководства 2006 г.
обращения. Вместе с тем, Руководство определяет, что если спасенные лица стремятся довести до капитана сведения, что они являются лицами, ищущими убежище, или беженцами или что они опасаются преследования или плохого обращения в случае высадки в конкретном месте, капитан должен проинформировать их, что не имеет полномочий выслушивать и рассматривать подобные заявления или определять их статус. Не допускаются такие процедуры, как отбор спасенных или оценка их статуса, которые выходят за рамки оказания помощи терпящим бедствие, с тем, чтобы не было препятствий при оказании такой помощи или необоснованной задержки высадки. Подобные процедуры ни при каких обстоятельствах не должны проводиться на море. Заметим, что «лицо, ищущее убежище» — это человек, который ищет международной защиты и в отношении которого еще не принято окончательное решение по его заявлению о предоставлении убежища. Не каждое лицо, ищущее убежище, может быть признано беженцем. Определение понятия «беженец» содержится в Конвенции о статусе беженцев 1951 г. и Протоколе, касающемся статуса беженцев 1967 г.
Конвенция о статусе беженцев с отдельными оговорками запрещает высылку беженцев и, надо полагать, лиц, ищущих убежище, или их возвращение каким-либо образом на территорию страны, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие их расы, религии, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Это относится не только к той стране, откуда человек бежал, но и к любой другой территории, где таким лицам будет угрожать такая опасность. Спасенные лица, которые не соответствуют международно-правовым критериям определения «беженец», установленным этим и другими документами, но которые опасаются применения пыток или других серьезных нарушений прав человека или которые покинули территорию вооруженного конфликта, также могут быть защищены от возвращения в определенное место («выдворения») на основании других международных или региональных документов по правам человека или по праву беженцев (праву убежища). В частности, это вытекает из смыслу положений Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., Конвенцией Организации африканского единства о специальных аспектах проблемы прав беженцев в Африке 1969 г. запрещается возвращение лиц на территорию, где их жизни, физической неприкосновенности или свободе будет угрожать опасность вследствие преследования, внешней агрессии, оккупации, иностранного господства или событий, приводящих к серьезным нарушениям общественного порядка.
Руководство призывает, чтобы правительства координировали свои действия и сотрудничали друг с другом, чтобы капитаны оказывающих помощь судов, когда они принимают на борт лиц, терпящих бедствие на море, освобождались от указанных выше сложностей, с минимальным дальнейшим отклонением судна от запланированного рейса. Капитаны должны обеспечить, насколько это практически возможно, скорейшую высадку спасенных лиц. Хотя, на наш взгляд, на практике будут возникать серьезные сложности из-за нежелания прибрежных государств принимать беженцев.
В нескольких конвенциях определены обязанности их участников по организации связи и координации действий в своем районе ответственности при спасании лиц, терпящих бедствие вблизи их берегов. Такого рода положения содержатся, в частности, в Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (1974). Важную роль в данном вопросе призваны решать спасательно-координационные центры прибрежных государств.
Как указано в Руководстве по обращению со спасенными на море20, правительство, ответственное за район, где спасенные были подняты из воды, является также ответственным за предоставление безопасного места или обеспечение того, чтобы оно предоставлялось. При этом под безопасным местом понимается место, в котором операция по спасанию считается завершенной и где жизни спасенных больше ничто не угрожает, могут быть удовлетворены основные человеческие потребности (такие как пища, укрытие и медицинская помощь), и могут быть приняты меры для перевозки спасенных к следующему или окончательному месту назначения. Оказывающее помощь судно также может служить в качестве временного безопасного места. Ответственность с такого судна снимается, как только могут быть осуществлены какие-либо альтернативные меры21.
Таким образом, деятельность государств в отношении мигрантов должна осуществляться в соответствии с их правовым статусом и конкретной ситуацией, в которой они находятся. В отношении беженцев и иных лиц, ищущих убежище, — это недопущение попадания их в страну, где их жизнь подвергается опасности или они преследуются по политическим и иным противоправным мотивам. В любом случае, данный статус должен определяться не на борту оказывающего им помощь судна, а на берегу. В отношении иных мигрантов возможно осуществление государствами правоохранительных действий, предусмотренных их национальным законодательством и международным правом в зависимости от места их осуществления. В ситуации, если каким-либо лицам грозит гибель на море, то дифференциация в зависимости от правового статуса спасаемых лиц неуместна, так как помощь оказывается всем нуждающимся. В отношении организаторов нелегальной миграции непременно должны применяться меры уголовной и иной ответственности, предусмотренные законодательством государств, в том числе в соответствии с их международными обязательствами.
Для повышении эффективности правового регулирования в рассматриваемой области необходимо, чтобы нормы международного права, рекомендации ИМО, других международных организаций и международных органов, занимающихся проблемами миграции, были реализованы на национальном уровне, путем совершенствования законов, в том числе в области функционирования морского транспорта. Также необходима разработка и совершенствование подзаконных нормативных правовых актов, непосредственно посвященных вопросам противодействия нелегальной миграции на море, мерам, предпринимаемым в отношении беженцев и иных ищущих убежище лиц при их нахождении на терпящих бедствие судах. При этом следует разрешить проблему отношения государств, их кораблей, судов и спасательных служб к мигрантам, находящимся на плавучих средствах, не соответствующих требованиям к безопасности мореплавания, т.е. потенциально находящимся в опасности. В настоящее время ответственность капитана морского судна наступает лишь при неоказании им помощи лицам, терпящим бедствие на море22.
Библиография
Воронина Н.А. Международная защита прав беженцев: региональные проблемы и решения /
Российский ежегодник международного права. 2011. М.: Россия-Нева, 2012. С. 256-265.
20 Резолюция IMO MSC.167(78).
21 URL: http://www.imo.org/en/MediaCentre/HotTopics/seamigration/Documents/Rescue at Sea Guide RUSSIAN.pdf (дата обращения: 06.10.2015)
22 См.: ст. 270 (Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие) Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июля 1996 г. № 63-Ф3.
Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы. М.: Статут, 2007. 637 с.
Мировой океан и международное право. Основы современного правопорядка в Мировом океане. М.: Наука, 1986. 296 с.
Мировой океан и международное право. Открытое море. Международные проливы. Архипелаж-ные воды. М.: Наука, 1988. 232 с.
Мишальченко Ю.В., Васильев В.Я. Международные обязательства государств в сфере действий Международной морской организации и их практическая реализация в эпоху глобализации на примере Российской Федерации / Международное морское право. Статьи памяти А.Л. Колодкина = International Law of the Sea. Essays in Memory of A.L. Kolodkin / Сост. Р.А. Колодкин, С.М. Пунжин. М.: Статут, 2014. 414 с.
Молодцов С.В. Международное морское право. М.: Международные отношения, 1987. 287 с. Пиджаков А.Ю., Иранпур З.Ф. К 60-летию Конвенции 1951 г. «О статусе беженцев» / Российский ежегодник международного права. 2011. М.: Россия-Нева, 2012. С. 249-255. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Монография / Ю.И. Авдеев, С.В. Аленкин, В.В. Алешин и др.; под ред. проф. А.В. Опалева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 511 с.
Ромашев Ю.С., Шарафутдинова Д.К. Учет особенностей международно-правового режима морских пространств в борьбе с нелегальной миграцией // Миграционное право. 2007. № 4. С. 24-29. Словарь международного морского права / отв. ред. Ю.Г. Барсегов. М.: Международные отношения, 1985. 256 с.
Современное международное морское право / отв. ред. М.И. Лазарев. М.: Наука, 1978. 304 с. Современное международное морское право. Режим вод и дна Мирового океана. М.: Науга, 1974. 308 с.
Черниченко С.В. Контуры международного права. Общие вопросы. М.: Научная книга, 2014. 592 с.
Черниченко С.В. Теория международного права. В 2-х томах. Том2: Старые и новые теоретические проблемы. М.: НИМП, 1999. 531 с.
International Law: A Russian Introduction. Utrecht: Eleven International Publishing, 2009, 720 p.
Migration by sea: International Legal and Organizational Issues ESI Yuri S. Romashev
Professor, Department of International Public and Private Law, Faculty of Law, National Research University Higher School of Economics, Doctor of Juridical Sciences. Address: 20 Myasnitskaya Str., Moscow, 101000, Russian Federation. E-mail: [email protected]
' Nikolai V. Ostroukhov
Professor, Department of International Law, Faculty of Law, Russian University of Peoples' Friendship, Doctor of Juridical Sciences. Address: 6 Miklukho-Maklaya Str., Moscow, 117198, Russian Federation. E-mail: [email protected]
H==l Abstract
The increasing migration of population in the world is one of the urgent international problems. States make efforts to counter the illegal migration and to help people seeking asylum. This problem is the most challenging to tackle in the sea. The article reveals the contents of international cooperation and the role of international law in this field. The specific features of tackling illegal migration are analyzed within the various marine spaces: in inland waters, in the territorial sea and in the open sea. The issues of international cooperation on suffering refugees and other migrants in danger on the sea have been studied as well. International legal and organizational issues facing the world community are introduced and their separate
solutions are offered. In the authors' opinion, the activities of states regarding migrants should be carried out in compliance with their legal status and particular situation. In any case, the migrants' status must be defined not on the sea but on the shore. If some people are in danger, they must be helped notwithstanding the legal status of the persons being rescued. Measures of criminal liability and other measures according to the legislation of states and international commitments must be applied to illegal migration organizers. It is important that the rules of international law, international organizations and international bodies recommendations that deal with the problems of migration should be carried out at the national level by means of upgrading related laws. It is also important to work out and to upgrade the subordinate regulatory legal acts concerning the questions of illegal sea migration counteraction, measures taken towards refugees and other asylum seekers, being present on board of the ships in distress. Accordingly, the issue is to be solved as to the attitude of states towards the migrants on board of the watercraft that do not comply with the seafaring security requirements that means that they are potentially in danger.
Keywords
international law, migration, combating illegal migration, international law enforcement law, international criminal law, international law of the sea, refugees, human rights, combating crime.
Citation: Romashev Yu. S., Ostroukhov N.V. (2016) Migration by Sea: International Legal and Organizational Issues. Pravo. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki, no 1, pp. 149-165 (in Russian). DOI: 10.17323/2072-8166.2016.1.149.165
References
Barsegov Yu.G. (ed.) (1985) Slovar' mezhdunarodnogo morskogo prava [Dictionary of International Maritime Law]. Moscow: Mezhdunarodnye otnoshenia, 256 p. (in Russian)
Chernichenko S.V. (2014) Kontury mezhdunarodnogo prava. Obshchie voprosy [Outline of International Law. General Issues]. Moscow: Nauchnaya kniga, 592 p.
Chernichenko S.V. (1999) Teoriya mezhdunarodnogo prava. V 2-kh tomakh. Tom 2: Starye i novye teoreticheskie problemy [Theory of International Law. In 2 vols. Vol. 2. Old and New Theoretical Problems]. Moscow: NIMP, 531 p.
International Law. A Russian Introduction (2009). Utrecht: Eleven International Publishing, 720 p. Kolodkin A.L., Gutsulyak V.N., Bobrova Yu.V. (2007) Mirovoy Okean Mezhdunarodno-pravovoy rezhim. Osnovnye Problemy [World Ocean.The International Legal Regime. Main Issues]. Moscow: Statut, 637 p. (in Russian)
Lazarev M.I. (ed.) (1978) Sovremennoe mezhdunarodnoe morskoe pravo [Contemporary International Law of the Sea]. Moscow: Nauka, 304 p. (in Russian)
Mirovoy okean i mezhdunarodnoe pravo (1986) Osnovy sovremennogo pravoporyadka v Mirovom okeane [Oceans and International Law. Foundations of Modern Rule of Law in the Oceans]. Moscow: Nauka, 296 p. (in Russian)
Mirovoy ocean i mezhdunarodnoe pravo. Otkrytoe more. Mezhdunarodnye prolivy. Arkhipelazhnye vody (1988) [Oceans and International Law. Open Sea. International Straits. Archipelagic Waters]. Moscow: Nauka, 232 p. (in Russian)
Mishal'chenko Yu.V., Vasil'ev V.Ya. (2014) Mezhdunarodnye obyazatel'stva gosudarstv v sfere deystviy Mezhdunarodnoy morskoy organizatsii i ikh prakticheskaya realizatsiya v epokhu globalizatsii na prim-ere Rossiyskoy Federatsii [States' International Obligations within International Maritime Organization and their Implementation in the Era of Globalization. Case of the Russian Federation]. Mezhdunarod-noe morskoe pravo. Stat'i pamyati A.L. Kolodkina [International Law of the Sea. Essays in Memory of A.L. Kolodkin] / Kolodkin R.A., Punzhin S.M., eds. Moscow: Statut, 414 p. (in Russian) Molodtsov S.V. (1987) Mezhdunarodnoe morskoe pravo [International Maritime Law]. Moscow: Mezh-dunarodnye otnoshenia, 287 p. (in Russian)
Opalev A.V. (ed.) (2004) Pravovaya osnova obespecheniya natsional'noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii: Monografiya [Legal Basis for National Security of Russia: Monograph]. Moscow: YUNITI-DANA, 511 p. (in Russian)
Pidzhakov A.Yu., Iranpur Z.F. (2012) K 60-letiyu Konventsii 1951 g. «O statuse bezhentsev» [60th Anniversary of 1951 Convention "On Status of Refugees"]. Rossiyskiy ezhegodnik mezhdunarodnogo prava [Russian Yearbook of International Law]. Moscow: Rossiya-Neva, pp. 249-255 (in Russian) Romashev Yu.S., Sharafutdinova D.K. (2007) Uchet osobennostey mezhdunarodno-pravovogo rezhi-ma morskikh prostranstv v bor'be s nelegal'noy migratsiey [Features of International Legal Regime of Sea Spaces in Combating Illegal Migration]. Migratsionnoe pravo, no 4, pp. 24-29. Sovremennoe mezhdunarodnoe morskoe pravo (1974) Rezhim vod i dna Mirovogo okeana [Contemporary International Law of Sea. Mode of Waters and Ocean Floor]. Moscow: Nauka, 308 p. (in Russian) Voronina N.A. (2011) Mezhdunarodnaya zashchita prav bezhentsev: regional'nye problemy i resheniya [The International Protection of Refugees: Regional Issues and Solutions]. Rossiyskiy ezhegodnik mezhdunarodnogo prava [Russian Yearbook of International Law]. Moscow: Rossiya-Neva, pp. 256-265.